Конечно, истоки геноцида несложно найти в религиозных противоречиях турецкого и армянского народов. Мусульмане против христиан. Но этот ответ слишком прост. И его явно не хватает, чтобы понять смысл случившегося: того, что произошедшее – отнюдь не цивилизационный антагонизм, а прямое порождение современного мира. То, чего нельзя было ожидать в средневековой Османской империи (при всем ее отношении к христианским народам как второразрядным подданным – " зимми " ), произошло в период после победы либерально-националистической прозападной Младотурецкой революции 1908 года. Именно на младотурках, сторонниках секуляризации общественной жизни, а вместе с тем – радикальных националистах, лежит основной груз ответственности за геноцид армянского населения Османской империи в годы Первой мировой войны. Геноцид 1915 года Армянская трагедия столетней давности изучена историками столь же досконально, как и трагедия еврейского народа в нацистской Германии и на оккупированных ей территориях. Собственно, параллелей между Геноцидом армян и Холокостом очень много. Оба были спровоцированы секулярно-националистической политикой: с одной стороны, как уже говорилось, младотурок, с другой – немецких национал-социалистов. Конечно, подобные трагедии не возникают на пустом месте, и в обоих случаях существовали бытовые межэтнические и межрелигиозные конфликты. Но их перерастание в поистине сатанинскую ненависть людей друг к другу – всецело на совести политиков, подменивших исконные традиции народов секулярно-националистическим симулякром. Так и в начале Первой мировой войны - после того, как в январе 1915 года Русская императорская армия при поддержке армянских добровольцев одержала решительную победу в Сарыкамышском сражении, младотурецкое правительство в качестве мести организовало массовое уничтожение армян. Началось все с разоружения и убийств армянских военнослужащих османской армии. После этого началась депортация армян из приграничных (прифронтовых) районов, а затем и других мест их компактного проживания в пустынные районы Османской империи. Параллельно 24 апреля (именно поэтому сей день стал символическим) из Константинополя была выслана армянская интеллигенция.

http://pravoslavie.ru/112450.html

Например, французская газета Le Figaro посвятила «догадкам» целый разворот. В материале издания Эрдоган назван «неоосманским султаном». Автор статьи Рено Жирар утверждает, что президент Турции «проводит скрытую политику восстановления Османской империи». «Турция, управляемая Эрдоганом с 2003 года, преследует две цели: навсегда сохранить территорию, на которую ее солдаты вторглись в 1974 году на севере Кипра и превратили 38% в " Турецкую республику Северного Кипра " , которую так ни одно государство не признало; а еще — обеспечить себе контроль над восточным Средиземноморьем, чтобы монополизировать разведку месторождений газа на шельфе острова Кипр», — говорится в статье. Жирар «припомнил» Эрдогану его попытки в 2011 году «восстановить турецкое влияние» в Сирии, Ливии, Египте и Тунисе, чем испортил с ними отношения. «Но президент Эрдоган — человек с характером, которого ничто не может сломить. Его неоосманские амбиции остаются неизменными. Сегодня он намеревается вернуть турок на волны восточного Средиземноморья, откуда их изгнали в 1571 году в ходе битвы при Лепанто», - пишет Жирар. По мнению французского журналиста, Эрдогану для осуществления «имперских замыслов» нужны союзники. Именно поэтому он так старается «построить доверительный диалог с Путины м», который «по ряду причин сдержанно относится к попыткам сближения». Заявление Эрдогана комментирует в телефонном интервью «Русской народной линии» востоковед-арабист, сопредседатель Российского комитета солидарности с народами Ливии и Сирии, президент Благотворительного фонда «РУССАР» («Русь - Сирийская арабская республика»), кандидат исторических наук Олег Иванович Фомин: Восстановление Османской империи — главная цель Эрдогана, являющаяся ключиком его политики по отношению к Сирии. Я не верю в его искренность. Астанинский процесс очень важен, а наша задача, как можно дольше удержать Эрдогана в рамках переговорного процесса. Сирийцы не верят Эрдогану. Для Сирии он остается главным врагом такого же уровня, как ИГИЛ (Террористическая организация, запрещённая в России. – РНЛ). Эрдоган мечтает о воссоздании Османской империи. Он представляет «Братьев-мусульман», а как мы знаем, «Братья-мусульмане» являются запрещенной в нашей стране террористической организацией. Пока мы его как-то сдерживаем.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/27/vo...

Новости На Крутицком подворье в Москве молились о жертвах геноцида армян и греков в Османской Турции 21.05.2012 09:43 Москва, 21 мая, Благовест-инфо. Молитвенное поминовение жертв геноцида христианских народов, проживавших в первой четверти ХХ в. в Османской империи, было совершено 19 мая в Успенском храме Крутицкого подворья в Москве. В присутствии греческой и армянской молодежи панихиду отслужил председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы иеромонах Димитрий (Першин). Акцию памяти организовали совместно Миссионерская комиссия при Епархиальном совете г. Москвы и общественные диаспоральные  организации греков и армян России. Как известно, армяне, понтийские греки и ассирийцы — народы, которые планомерно уничтожались в Османской империи. День памяти жертв геноцида армян отмечается во всем мире 24 апреля. Днём памяти геноцида малоазийских греков считается 19 мая. Представители армянской и греческой диаспор Москвы вместе помянули жертв геноцида в православном храме Московского патриархата. Как сказал о.Димитрий, «дни памяти соединяют географически далекие друг от друга народы». Накануне памятных мероприятий, 18 мая на Крутицком подворье была проведена пресс-конференция. Впервые председатель московской Миссионерской комиссии публично выступил совместно с представителями Совета молодежи Ассоциации греческих общественных объединений России (председатель — Алексей Черкезов) и Союза армян России (вице-президент Левон Муканян). Это сотрудничестве родилось на Первом форуме христианской молодежи диаспор, прошедшем 5 мая в Наро-Фоминске, и получило свое продолжение в рабочей встрече руководства Миссионерской комиссии с диаспоральными организациями. В пресс-конференции также приняли участие Теодора Янници - директор греческого культурного центра в Москве, Феофанис Малкидис - профессор  Фракийского Университета имени Демокрита (Греция) и представитель греческой общины Москвы Анести Ксенопуло. В начале встречи о.Димитрий сказал самое главное: страшные факты геноцида нельзя забывать — не только из-за скорбной памяти погибших предков, но и потому, что неосознанные исторические уроки повергают человечество в новые трагедии. В случае геноцида малоазийских народов — первого в истории столь масштабного и планомерного уничтожения целых этносов, подкрепленного особой идеологией,— этот факт не просто не воспринят, но и сама реальность его до сих пор отрицается или искажается рядом стран, в первую очередь — Турцией.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Как воспринимали эту трагедию величайшие деятели русской и грузинской культуры. Один из величайших режиссеров и нам всем очень дорогой  Тенгиз Абуладзе с фильма которого, кстати, перестройка и началась, перестал выходить из дома, почти никого  не принимал,  и вскоре скончался. Это была его реакция на распад Державы. Я знаю, что он не был одинок в своих чувствах.   Не надо думать, что нас ненавидят грузины. Я и  вас совершенно не призываю ненавидеть грузин.  А вот эту жалкую, тщедушную клику, которая в Грузии у власти, конечно, надо презирать и третировать. Я искренне надеюсь, что власти Российской Федерации  не пойдут на смягчение санкций. Понимаете, я одной вещи так и не сказал.  Дело в том, что еще в  60-70-е годы целый ряд исследователей страшного периода 16-17 века, а ведь кроме турецкого, были и персидские вторжение,  страшное вторжение шаха Аббаса. Это было время ужасающих и кровавых мусульманских вторжений.  Так вот, целый ряд и грузинских исследователей и западноевропейских, в частности,  немецких и британских, которые  серьезно занимались проблемами Османской империи и Кавказа в этот период позднего средневековья и начала нового времени, отмечают, что если бы не русская помощь и не присоединение грузинских государств к Российской империи, грузинам, безусловно, грозила депопуляция.  То есть, исчезновение народа. В.С.- В Османской империи, в отличии от империи Российской, сохранившей с Х века все, даже самые малые народы, связавшие свою судьбу с русскими,   некоторые народы исчезли навсегда. В.М.- В Османской империи исчезли многие народы навсегда.  И, несомненно, так бы  закончилось  и земная история древнего грузинского народа. Причем маленьким, относительно малочисленным и  осторожно ведущим себя с турками абхазам это не грозило. Турки  не стали бы их   истреблять, тем более были  абхазы мусульмане. В Турции тоже жили православные.  А грузин им надо было доломать, потому что они, с одной стороны, были уже бессильными, а с другой стороны, храбрыми. Все это кончилось бы совсем плохо.  Совсем.

http://radonezh.ru/text/vladimir-makhnac...

Первая Балканская война: славянское братство и победа без радости Как жадный дележ военных трофеев стал первым шагом к Мировой войне 8 октября, 2018 Как жадный дележ военных трофеев стал первым шагом к Мировой войне Почему война, ставшая причиной столетних противоречий на Балканах и ставившая целью их разрешение, лишь усугубила ситуацию и запустила череду событий, погрузивших мир в окопы Первой мировой войны на долгие четыре года. “Большая война в Европе однажды начнется из за какой-то проклятой глупости на Балканах”/Отто фон Бисмарк Манифест об объявлении войны Болгарией Османской империи, подписанный болгарским царём Фердинандом I 8 октября 1912 года официальный представитель Черногории в Османской империи Пламенац сообщил министру иностранных дел Порты, что Черногория объявляет ей войну. Вслед за Черногорией основные державы Балканского союза, после объявления ультиматума, 17 октября также объявили Османской империи войну. Первая Балканская война началась. Балканский полуостров — территория, испокон веков соединяющая Запад и Восток, Европу и Азию, земля многих национальностей, борьбу за которую вели во все времена многочисленные местные и пришлые народы. Сквозь века мы можем видеть насколько был значим этот клочок земли, находящийся в “подбрюшье” Европы. В период неолита здесь зарождается крупная культура линейно-ленточной керамики исчезающая под напором индоевропейцев, пришедших с территорий украинских степей. В IV веке эта территория попадает под контроль Македонского царства, затем приходят римляне. После разделения Римской империи эти земли отходят Византии. А в VI веке из за Дуная начинают проникать многочисленные славянские племена, на этих территориях возникают Хорватское, Первое и Второе Болгарские царства. Через эти земли проходят Крестовые походы, возникает Сербское царство. Затем на территорию Балкан вторгаются турки-османы на долгие годы присоединяя Балканы к своей империи, что приводит к еще большему разобщению народов на этих территориях, различающихся по происхождению, национальному признаку и вероисповеданию. Балканский полуостров, изменчивый и непостоянный, становится еще и очагом постоянных восстаний и кровопролитных противоречий.

http://pravmir.ru/pervaya-balkanskaya-vo...

М. к. в период правления господарей-фанариотов (1711-1821) Поражения Османской империи в борьбе со Священной Лигой (1683-1699), закончившиеся потерей Трансильвании в пользу Габсбургской империи, и переход Дмитрия Кантемира на сторону России во время Прутского похода Петра I в 1711 г. вынудили Порту изменить свою политику в отношении Дунайских княжеств. Начиная с 1711 г. в М. к. и с 1716 г. в Валахии Порта стала назначать на престол на краткий срок (3 года) лиц из числа фанариотов (по названию квартала Фанар в К-поле, где жили греч. купцы) - в большинстве своем греков или грецизированных представителей Дунайских княжеств. Был установлен политический режим, основанный на усиленном экономическом, политическом и стратегическом контроле Порты над княжествами. В 1711-1821 гг. в М. к. правили 19 чел., большинство из к-рых занимали трон по неск. раз. Процесс эволюции фанариотского режима делят на 2 периода, между к-рыми была русско-тур. война (1768-1774). В 1-й период господари-фанариоты в целом верно служили Порте: выполняли ее приказы, стремились ввести новые регламентации в социальной, административной и фискальной деятельности княжеств. На престоле М. к. чередовались господари из родов Маврокордат, Гика, Каллимаки (последние 2 - грецизированные молдаване). Во 2-й период (1774-1821), пользуясь ослаблением мощи Османской империи, ряд господарей стали отделять свою судьбу от судьбы империи. Они оказывали секретные услуги Габсбургской империи, России, Франции, Пруссии. Княжествами управляли господари из греч. родов Ипсиланти, Суцу, Караджа, Морузи, Хангерли, Маврогени. В это же время противоречия господарей с местным боярством обострились. Бояре самостоятельно включались в переговоры с великими державами, обращались к ним с просьбами, добиваясь расширения автономии княжеств в составе Османской империи или перехода под покровительство России. Господари более не обладали собственной армией, ограничивались наличием господарской гвардии и отрядов служилых людей с полицейскими функциями. Порта все сильнее эксплуатировала природные богатства княжеств, выросли поставки продовольствия в пользу тур. войск и крепостей (Domnii rii Moldovei. 2005. Р. 228-231; История Румынии. 2005. С. 376-382).

http://pravenc.ru/text/2564044.html

9 . Положение о должности епархиального древлехранителя, документ принят на заседании Священного Синода 25 декабря 2014 года (журнал 132). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/3891562.html 10 . Положение о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат, принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 30 мая 2014 года (журнал 38). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/3664784.html 11 . Постановления по докладу Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, управляющего делами Московской Патриархии, секретаря Межсоборного Присутствия, о разработке в профильной комиссии Межсоборного Присутствия темы границ приходов. Журналы заседания Священного Синода от 25 июля 2014 года, журнал 74. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/3695943.html 12 . Проект документа «Положение о монастырях и монашествующих». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mpr.livejournal.com/21496.html Духовенство Армянской апостольской церкви в период геноцида армян в Османской империи Почепцов Сергей Сергеевич, кандидат философских наук, старший преподаватель Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Во все времена христианское духовенство разделяло судьбу своего народа. Так было в Римской империи в период гонений на христиан I – начала IV вв., так было и в советской России в период воинствующего атеизма. Не исключением из этого ряда стало и духовенство Армянской апостольской церкви, которое на рубеже XIX–XX вв. переносило вся тяготы и невзгоды депортации и геноцида вместе со своим народом в Османской империи. В самый разгар Первой мировой войны армяне, подавляющее большинство которых исповедовали христианство и принадлежали к Армянской апостольской церкви, подверглись насильственной депортации, которая превратилась в геноцид армянского народа в Османской империи. Особо преследовалось турецкими властями армянское духовенство, которое являлось носителем и выразителем духа армянского этноса. О мученичестве и подвижничестве клириков и епископата армянской церкви свидетельствуют как дипломатические документы, так и очевидцы произошедших событий, фиксируя происходящее в своих дневниках.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однако история города не всегда была легкой и безоблачной. Большие потери Константинополь понес в период иконоборчества, который начался при императоре Льве Третьем (717-741 гг.). Во время противостояния государственной власти и Церкви, которое длилось почти два века, были уничтожены памятники архитектуры, уникальные фрески и мозаики, монастыри уничтожались, а монахов подвергали гонениям. Во второй половине IX в. к власти пришла Македонская династия, основателем которой стал Василий Первый (867-886 гг.). Он стал на защиту христианства, реставрировал храмы и помогал монашеству. Богатейший город пытались атаковать и русичи. Первым стал князь Олег, после князя Олега на Константинополь наступал князь Игорь (941 г.) со своим войском. Результатом стал мирный договор. В 957 г. княгиня Ольга даже прошла таинство Святого Крещения в Константинополя. Христианство на Руси в 988 г. стало поворотным моментом, который укрепил связи  Константинополя с Киевом. В X в. войска Владимира Святославовича даже помогали Византийскому императору Василию Второму отстоять его столицу от болгар. Начали заключаться брачные союзы между представителями детей правящих династий Руси и Константинополя. Падение Константинополя и современность Византийская империя продолжала подвергаться множеству нападений и вторжений, начиная с периода Варварских вторжений, до крестовых походов и, наконец, отхождения города во власть Османской империи в 1453 году. Это событие стало известно, как Падение Константинополя, отметило конец Византийской империи и начало новой эры в истории региона. Однако, Константинополь остался историческим и культурным символом восточного Средиземноморья. Под властью Османской империи город стал столицей и центром уже турецкой культуры и искусства. Многие исторически значимые памятники были построены именно в этом периоде. Сегодня Стамбул (Константинополь) — крупнейший город Турции. Он обладает богатым культурным наследием и сочетает в себе влияние Византийской, Римской и Османской империй. Туристы приезжают сюда, чтобы посмотреть удивительные архитектурные памятники, музеи, оценить кулинарию и музыку, а также полюбоваться великолепными видами на Босфор.

http://pravmir.ru/konstantinopol/

Вардар. Т. о., под властью Османской империи Б. оказалась территориально раздроблена. Население гос-ва было разделено на 2 разряда: аскеры - воины и чиновники и райя - податное сословие. Христиане составляли неполноправную часть райятов; за пользование землей они платили особый дополнительный налог - джизью, им запрещалось ношение оружия и определенных видов одежды, верховая езда и проч. Христиане не могли свидетельствовать против мусульман в суде и были обязаны оказывать знаки покорности любому мусульманину по первому его требованию. Практически любое нарушение этих норм могло быть представлено как оскорбление ислама, каравшееся смертной казнью. Особенно тяжелой была «подать кровью» (девширме) - юношей из христ. семей забирали для последующего обращения в ислам и зачисления в отборное войско - корпус янычар. Чтобы избежать этой участи, мн. болгары были вынуждены скрываться от тур. администрации вдали от родных мест. Все подданные Османской империи были объединены в рамках неск. религ. общин (миллетов). Правосл. христиане составили т. н. рум-миллет, главой и представителем к-рого перед султаном являлся К-польский Патриарх. Правовое положение населения Османской империи независимо от его религ. принадлежности определялось законами шариата. Кадии (судьи) с XVI в. были поставлены во главе мелких адм. единиц - каз или кадилуков, включавших город и его округу. В болг. землях большую роль в местном управлении стали играть сельские общины, поставленные под контроль тур. администрации. Их главы (кметы, кехаи, чорбаджии, кнезы) участвовали в сборе налогов и решали правовые вопросы в среде болгар-христиан. Особенное значение болг. общины приобрели в XVII в.; во многом благодаря им были сохранены болг. национальные традиции, в т. ч. в области церковной жизни и богослужения. Община устраивала празднование дней особо почитаемых святых, наблюдала за состоянием духовной жизни и соблюдением норм христ. морали. Свою деятельность сельские общины согласовывали с настоятелями приходских храмов; местное духовенство (а в более поздний период и учителя килийных школ) получали жалование от общин.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Отмеченный А.А. Покровским процесс постепенного смягчения формулировок, происходил постоянно, однако вопрос о том, чем именно он был вызван – смягчением нравов или же какими-то более прагматическими причинам – нуждается в специальном исследовании. Ниже мы увидим, что существенная часть исправлений была вызвана причинами или политическими, или миссионерскими. Характерно, что практически все рассмотренные ниже исправления не касаются текстов, звучащих в храме на протяжении церковного года. Это или богослужебные указания, которых никто кроме священника не видит, или же требы, в том числе нечасто совершаемый чин присоединения к православию. Ниже мы рассмотрим изменения в тексте церковных книг, направленные на исключение пассажей, оскорбительных для мусульман, армян и иудеев. II. В богослужебных текстах, как переводных, так и оригинальных, имеется значительное количество уничижительных характеристик мусульман. Например, «сокрушите свирпство агарянъ безбожныхъ» (6 марта, Служба 42-х мучеников Амморийских) или «радйс, агарнскаг радуйс, гордыни ихъ (Акафист Казанской иконе Богоматери). Подобных примеров можно привести очень много. Такие характеристики обратили на себя внимание церковных властей после того, как отпечатанные в России богослужебные книги стали посылаться славянам, живущим на территории Османской империи. В какой-то момент власти Османской империи начали реагировать на резкие антимусульманские пассажи. В начале 1866 года российский консул в Боснии сообщал в Санкт-Петербург о планах губернатора боснийского вилайета Осман Нури-паши (впоследствии военный министр Османской империи) печатать во вновь открытой сербской типографии в Сараево православные богослужебные книги. Сам консул был категорически против этой идеи, поскольку, по его мнению, в этом случае никто не смог бы гарантировать правильности напечатанных текстов. Кроме того, консул полагал, что издание богослужебных книг вне России приведет к разрушению «того духовного общения, которое так сильно сближает единоверцев наших в Боснии с Россией присылкою им этих книг» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010