В результате распада Османской империи и образования на Балканах новых гос-в со своими национальными автокефальными Церквами К-польский Патриархат утратил историческую роль, к-рую исполнял с 1453 г. Фактически полная потеря паствы на своей канонической территории поставила Патриархат на грань физического выживания. Если в 1912 г. христиане составляли 20% населения Османской империи, то, по переписи 1927 г., на территории Турции их осталось только 2%. Согласно переписи 1935 г., в Турции насчитывалось 125 046 правосл. христиан, из них 108 725 греков, подавляющее большинство которых проживало в К-поле. При общей численности населения 16 млн 157 тыс. 450 чел. число православных не превышало в стране 1% населения. К 1945 г. численность членов греч. общин сократилась уже до 80 тыс. чел. Сохранить Патриаршую резиденцию в К-поле удалось только благодаря сильной политической воле греческого гос-ва, пытавшегося удержать греч. присутствие на своих исконных территориях. Все идеи переноса К-польского Патриархата в изгнание, возникавшие в то время, были решительно пресечены греч. правительством. Лишившись своей опоры в виде османской государственности, Патриархат утратил престиж и влияние. Его финансовое состояние было удручающим. Все это заставило Фанар искать финансовой и политической поддержки вне Турции, прежде всего в Греции, что во многом привело к сильной зависимости от внешних сил (достаточно вспомнить, что 3 патриарха этого периода - Мелетий IV, Константин VI и Максим V - отреклись от престола по прямому указанию греч. властей). Будущее К-польского Патриархата в Турции становилось все более неопределенным. Несмотря на активно проводимую политику лояльности по отношению к новой власти, выражавшуюся в т. ч. в ежегодно публикуемых на страницах офиц. издания хвалебных статьях по поводу годовщины провозглашения Турецкой Республики и др. верноподданнических актах, целью к-рых было показать, что православные являются политически благонадежными гражданами «нашей общей Родины», тур. правительство отказывалось признавать международный статус К-польского Патриархата и чинило препятствия его деятельности. Максимум, чего удалось добиться К-польскому Патриархату в этот период, было относительное укрепление своих позиций внутри страны и признание со стороны тур. властей патриаршего титула в форме «патриарх ромеев» (Πατριρχης τν Ρωμαων), «ромейский патриарх» (Ρωμαος Πατριρχης), или еще точнее, как именовал себя Максим V, «Ромейский патриарх Стамбула» (Ορθοδοξα. 1946. Σ. 111).

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Одним из первых их правителей был Осман, сумевший закрепиться на территории поначалу небольшого княжества на северо-западе Малой Азии. Согласно византийским источникам, основание Османского государства произошло 27 июля 1299 г. Когда сельджукский султанат рухул, вновь прибывшие продолжали их завоевания, к середине XIV в. захватили большую часть Малой Азии и затем перешли черноморские проливы Босфор и Геллеспонт (Дарданеллы), перенеся набеги на территорию Балканского полуострова. В 1365 г ими был захвачен Адрианополь, вместо малоазийской Брусы на время ставший столицей нового Османского государства. Турки периодически выступали на стороне то одной, то другой страны во внутренней борьбе Византии, которая с 1373 г. стала их вассалом и данником. В 1389 г. О. разгромили Сербию (Косово поле), в 1393 г. в их руки попала Болгария. Византийская империя обратилась за помощью к Сигизмунду, королю Венгрии, но его объединенная армия была разбита турками в 1396 г Разгром воинственного султана Баязида монголами под предводительством Тимура (Тамерлана) в 1402 г. не спас Византию, так как в 1421 г. турецкое наступление возобновилось. Византийская империя не имела достаточно сильного соседа, который смог бы остановить безжалостного, упорного врага, исповедовавшего мусульманство. (см.: Анатоли-Хиссар, Румели-Хиссар). После падения Фессалоники в 1430 г. и поражения армии крестоносцев в 1444 г. султан Мехмед II Фатих предпринял решительную осаду Константинополя, который пал 29 мая 1453 г После этого город стал столицей Османского государства и ныне является столицей Турции (Истанбул, Стамбул). Осроена – пограничная провинция в южной Месопотамии между реками Евфрат и Абора (совр. Хабур) с главным городом Эдесса. Остерхаут (Ousterhout) Роберт – известный американский исследователь византийской архитектуры, профессор университета штата Иллинойс в г. Урбана-Шампейн (США). Особое признание получило его монографическое исследование по археологии византийского строительства, изданное в 1999 г. (в 2005 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«В течение десятилетий, последовавших за распадом Османской империи, Турция в значительной степени игнорировала Африку, а ее правители предпочли сосредоточиться на Европе. Тем не менее за последние 15 лет президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган возглавил возрождение связей с континентом. С 2009 года Турция увеличила количество посольств в Африке с 12 до 42, где господин Эрдоган был частым гостем, запланировав поездки в более чем 20 столиц», –  пишет  британская  Financial Times. С 2003 года товарооборот Турции с Африкой увеличился с млрд до более чем млрд. Заявив, что туркам и африканцам «суждено стать партнерами», Эрдоган сосредоточил внимание на крупных государственных инфраструктурных сделках и контрактах по всей Африке – от олимпийского бассейна в Сенегале до крупнейшего зарубежного военного объекта в Сомали и большой мечети в Джибути. Экспансия Турции в Африке быстро развивается,  «выходя за рамки экономической деятельности и охватывая бизнес, помощь, дипломатию, культуру и военную поддержку», –  отмечает   African Business. Турецкие дипломаты не скрывают, что в лице Турецкой республики в Африку пришла преемница Османской империи.  «Турция была построена на пепелище Османской империи, –  говорит  Элиф Комоглу Ульген, посол Турции в Южной Африке.  – Только когда мы приблизились к концу 1990-х и с окончанием холодной войны, Турция по-настоящему открыла глаза, разум и сердце остальному миру». Экспансия Турции в африканскую экономику развивается почти в геометрической прогрессии. В 2012 году между Эфиопией и турецким строительным гигантом  Yapi Merkezi (YMI)  было подписано  масштабное соглашение на сумму млрд о строительстве 400-километровой железной дороги, соединяющей восточную, центральную и северную Эфиопию с портом Джибути. Этот проект для турецкого холдинга, не имеющего необходимого оборотного капитала, был бы невозможен без финансовой поддержки Всемирного банка, который  предоставил  компании  «пакет финансирования в размере млн для поддержки расширения компании и стимулирования строительства транспортной инфраструктуры на сложных рынках», что  «дало YMI оборотный капитал для завершения проекты транспортной инфраструктуры в странах Африки к югу от Сахары… и в Северной Африке».

http://ruskline.ru/opp/2021/12/23/turciy...

дипломатией, стремились осуществить реформы, ограничивающие автономное положение Церкви и влияние России на Патриархат. Под влиянием англо-франц. партии Высокая Порта отвергла все предложения российского императора, что явилось поводом к началу Крымской войны. В этот период Россия продолжала использовать такой традиц. метод церковной политики, как помощь церквам и мон-рям, находившимся на территории Османской империи. Ежегодно, согласно принятому еще в XVIII в. распорядку Палестинских штатов, представители мон-рей по очереди получали право на сбор пожертвований в России. Особыми преимуществами в этом отношении пользовались монастыри епархий вост. части Турции, непосредственно примыкающие к Кавказу. Расположить христ. население этих областей к России было для российского правительства особенно важно из стратегических соображений. Однако основная часть помощи оказывалась совершенно бескорыстно, исходя из общего принципа поддержки Православия на Востоке. До кон. XIX в. сборщики приходили, привозя с собой святыни - мощи и чтимые иконы. Из-за многочисленных злоупотреблений в кон. XIX в. привоз святынь сборщиками был запрещен. Кроме того, по ходатайству дипломатических представителей на местах регулярно оказывалась внеочередная материальная помощь мон-рям, церквам и школам, пострадавшим от пожаров, землетрясений и грабежей. Для этой цели в распоряжении Синода РПЦ имелись специальные средства, поступившие по завещаниям и в виде дарений. У российского посольства в К-поле также была отдельная касса для помощи беднейшим церквам Востока. Во мн. храмах на Балканах и в К-поле до сих пор хранятся священные сосуды, облачения, иконы, плащаницы, привезенные из России. Многие из церквей, школ и богоугодных заведений были полностью или отчасти построены на средства, полученные из России. Нередкими были пожертвования частных лиц - русских путешественников или благодетелей. Особенно щедрыми бывали дарения русских филэллинов: А. Н. Муравьёва, А. С. Норова, Т. И. Филиппова и др., к-рые своим влиянием оказывали большие услуги Православию на Востоке, а также богатых греков, составивших себе капитал в России (напр., одесского городского главы Г. Маразли, построившего десятки школ для греч. населения во всех крупных городах Османской империи и Греции). Несомненную основу экономического процветания афонских и Синайского мон-рей составляли их земельные владения (метохи) в Дунайских княжествах, в вошедшей в состав России Бессарабии, а также на Кавказе. Кроме непосредственной материальной помощи духовные лица из Османской империи нередко находили себе политическое убежище в России. Многие из сочувствовавших России иерархов, уйдя на покой, получали пожизненную пенсию от российского правительства.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

В Центральной Азии ислам вынужден был уступить перед лицом русской оккупации Крыма (1783), Бессарабии (1812), Грузии (1813), Кавказа (1841–1859), Туркестана (1864–1885), Бухарского ханства (1868), Хивы (1873–1881), Коканда (1875) и Мерва (1884). Эта дезинтеграция Османской империи происходила одновременно с захватническими войнами европейцев в Индии, Алжире (1830–1843), Тунисе (1881), Египте (1882), Триполитании (1911), Марокко (1912), а также с предоставлением Великобритании и Франции после 1918 года мандата на управление ближневосточными провинциями Османской империи. Националистические движения народов зимми и их борьба за эмансипацию взаимно дополняли друг друга. Хотя они и поддерживались колониальной политикой России и европейских государств, народы зимми зачастую бывали жертвами их эгоистических манипуляций. Союз народов зимми и Запада основывался только на взаимовыгодных интересах. Зимми нужна была помощь Европы для того, чтобы освободить себя от зимма, тогда как европейцы искали их поддержки, чтобы ослабить исламские теократические режимы. Хотя национализм и эмансипация оставались двумя разными процессами (национализм ставит своей целью освобождение родины, а эмансипация стремится к уничтожению правовой дискриминации), они всегда были взаимосвязаны. Каждая община зимми принимала участие в обоих движениях. Хотя греки, армяне, а позже и евреи, в зависимости от исторических обстоятельств, требовали равноправия в пределах Османской империи, они все же настаивали и на освобождении своих стран. Вот почему преследования и казни обрушивались на все общины зимми без разбора, и умма в своей ненависти объединяла Европу, поддерживающую национально-освободительные движения, с ее протеже. Эта реакция умма оставила свой след в истории многих общин зимми. Поражение Персии в войне с Россией спровоцировало массовую резню евреев в Тебризе (1830), Ардабиле, Заньяне и других городах Азербайджана, а также погромы и насильственные обращения в ислам евреев Мешеда в 1839 году и их последующие преследования на протяжении всего XIX века. Страдания евреев Магриба были результатом унижений и притеснений, причиняемых мусульманам французским колониализмом. Греческие и балканские освободительные войны сопровождались погромами в Хиосе и «боснийскими ужасами». Процесс эмансипации привел к истреблению двадцати тысяч христиан в Сирии, Ливане и Палестине в 1860 году. Армянский национализм был раздавлен геноцидом. Как национально-освободительные движения народов зимми, так и их эмансипация приводили к противодействию и репрессиям со стороны умма, сдерживаемым лишь военной силой европейских колониальных армий. Ведь эмансипация зимми ставила на повестку дня неразрешимые проблемы, коренящиеся как в их территориальных, так и культурных притязаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Массовое уничтожение понтийских греков в Османской империи началось в 1914 году – со вступлением страны в Первую мировую войну Массовое уничтожение понтийских греков в Османской империи началось в 1914 году, со вступлением страны в Первую мировую войну. Значительная часть мужского трудоспособного населения в возрасте от 18 до 50 лет была отправлена в так называемые трудовые лагеря («амеле табуру»), которые на деле были концентрационными лагерями, где людям приходилось трудиться в нечеловеческих условиях, без воды, без пищи, без медицинской помощи. Формально названные трудовыми лагерями, фактически это были лагеря уничтожения. Призванные в турецкую армию понтийские греки Смирны (нынешний Измир) были вырезаны в марте 1915 года. По данным сотрудника британского Министерства иностранных дел Джорджа Ренделла, было депортировано более 500 000 греков, из которых мало кто остался в живых. Посол США в Османской империи в годы Первой мировой войны Генри Моргентау, осуждавший геноцид армян и греков как «кампанию расового уничтожения», писал в своей книге «Ambassador Morgenthaus Story»: «Греки были доставляемы под так называемой защитой турецких жандармов во внутренние районы страны, в большинстве случаев пешком. Сколько же их было депортировано таким образом, точно неизвестно, но по приблизительной оценке – от 200 000 до 1 млн.» (перевод с англ. мой. – Е.К. ).      Тут необходимо уточнить, что юридический термин «депортация» лишь звучит красиво. Как это было в действительности? Мужское население Понта (Черноморского побережья нынешней Турции) предполагалось фактически уничтожить. Женщины, дети и старики выселялись во внутренние районы Турции в 24 часа, под конвоем, без еды и воды. Выселенные деревни сжигали прямо на глазах у выселяемых. По меткому замечанию немецкого консула в Самсуне, «выселение и уничтожение, по мнению турок, одно и то же, поскольку кто не был убит, тот неизбежно умрет от голода и болезней». Понтийские мужчины стали создавать партизанские отряды. Среди понтийской интеллигенции Кавказа сформировалась идея о создании Понтийской республики в надежде на помощь российского правительства. Когда в 1916 году русская армия взяла Трапезунд (ныне Трабзон), митрополит Трапезундский Хрисанф вместе с жителями города встречал ее с цветами. Тогда же было объявлено о создании Понтийской республики.

http://pravoslavie.ru/79375.html

Причина была прежде всего в том, что правительство Греции под председательством Э. Венизелоса строило планы расширения границ Греческого гос-ва за счет малоазийских территорий Османской империи и существовали опасения, что новый патриарх, к-рый утверждается султаном, мог занять протур. позицию и препятствовать осуществлению этих планов. Однако после избрания 1 нояб. 1920 г. нового правительства и ухода в отставку Венизелоса внешняя политика Греции претерпела изменения; она стала в меньшей степени ориентироваться на экспансионизм в М. Азии. В результате офиц. Афины выразили желание вернуть на патриарший трон Германа V († дек. 1920). Члены Синода К-польского Патриархата во главе с Д. выразили несогласие с новой политикой Афин и не поддержали инициативы по переизбранию Германа. Из-за возникших разногласий неопределенность относительно избрания нового патриарха продолжилась и после смерти Д., при его преемнике митр. Кесарийском Николае. Затянувшееся местоблюстительство завершилось избранием 25 нояб. 1921 г. К-польским Патриархом архиеп. Афинского и всея Эллады Мелетия IV (Метаксакиса). В период местоблюстительства Д. занимался разрешением проблем, вызванных гл. обр. событиями первой мировой войны и падением Османской империи: беженцами, исламизацией правосл. греков, эскалацией насилия со стороны тур. войск по отношению к греч. населению Османской империи, призывом греков в тур. армию. Был организован ряд комиссий: по церковным преобразованиям, по сближению с др. Церквами, по календарному вопросу и т. д. При его поддержке был основан «Священнический союз» (Ιερατικς Σνδεσμος), призванный способствовать улучшению благосостояния клира в пределах К-польской епархии, а также проведению церковных реформ. Печатным органом союза стали журналы «Возрождение» (Αναϒννησις. 1919-1922). Издавался ж. «Новый пастырь» (Νος Ποιμν. 1919-1923) - богословское приложение к офиц. ж. К-польского Патриархата «Церковная истина» (Εκκλησιαστικ Αλθεια). Развивались связи К-польского Патриархата с инославными Церквами, гл.

http://pravenc.ru/text/180261.html

Закрыть Наследники Блистательной Порты: воспоминания об имперском будущем Хаотизация Западом Ближнего Востока способствует усилению турецкого влияния в регионе 06.11.2023 63 Время на чтение 11 минут Источник: ФСК Главным потенциальным бенефициаром инспирированного Западом процесса хаотизации Большого Ближнего Востока и прилегающих к нему территорий, является, как это ни парадоксально, вроде бы безвозвратно канувшая в небытие Османская империя, поскольку все эти события происходят в границах ее бывших владений. Израиль возьмёт под контроль сектор Газа, но у него не будет достаточно времени, чтобы искоренить все силы ХАМАС, пишет The New York Times со ссылкой на высокопоставленного израильского военного чиновника, сокрушающегося, что «мировое общественное мнение настроено резко против Израиля». Как отмечает издание, ликвидация радикального движения может занять месяцы. Таким образом, начинают сбываться прогнозы аналитиков, предполагавших, что военная операция с крайне нечёткими целями и неясными политическими задачами может привести к сползанию всей ближневосточной ситуации к глубокому системному кризису, чреватому в том числе и угрозой самому существованию Израиля. Между тем на Ближнем Востоке есть как минимум одна страна, взирающая на происходящее с некоторой долей оптимизма по той причине, что хаотизация военно-политической обстановки имеет место не где-нибудь, а на её бывшей государственной территории. И эта хаотизация, с точки зрения внешнеполитических стратегов данной страны, является не чем иным, как разрушением системы геополитического контроля, установленного на этих территориях Западом в собственных интересах. Как уже догадался читатель, речь идёт о Турции. Для пояснения этого тезиса, предпримем небольшой экскурс в сферу исторической географии: На первой карте – Османская империя периода ее наибольшего расширения в XVII веке. На второй карте – та же Османская империя накануне Первой мировой войны, в которой Порта, как её тогда именовали, потерпела полное поражение и была поделена победителями (прежде всего англичанами и французами) по своему усмотрению.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/06/nasled...

Ситуацию прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук, член Союза писателей России Борис Васильевич Долгов : На мой взгляд, то, что происходит в отношениях между Россией и Турцией , Турцией и США, вполне логично и закономерно. Современное руководство Турции — это выходцы из умеренных исламистов из организации «Братья-мусульмане» (запрещена на территории РФ). Сам Эрдоган в молодые годы возглавлял две исламистские партии, отбывал тюремное наказание в период военных режимов в Турции за свои исламистские взгляды. После прихода к власти его умеренной исламистской партии и эта партия, и руководство Турции проводят политику неоосманизма, предполагающую продвижение интересов Турции и экспансию Турции во все регионы, которые когда-то входили в состав Османской империи, а также поддержку умеренных исламистов, то есть исламистской идеи. Именно с этой точки зрения надо рассматривать действия Эрдогана и руководства Турции, прежде всего во внешней политике: и в сирийском конфликте, и в отношениях с Россией, и в отношениях с США, и в отношениях с Европейским союзом. Турецкое руководство имеет свои совершенно конкретные интересы — это продвижение интересов Турции в регионы, входившие в состав Османской империи. Сирия на протяжении 400 лет входила в состав Османской империи. Я напомню о заявлении Эрдогана по поводу того, что Турция не признаёт воссоединение Крыма с Россией, и то, что Крым — это земля крымских татар, исконных жителей Крыма. С другой стороны, политика Эрдогана достаточно умелая, она направлена на то, чтобы извлекать выгоду для Турции, продвигать её интересы, используя противоречия между США и Россией, между Россией и европейскими странами. Эта политика выражается в действиях, которые проводит турецкое руководство, прежде всего, в сирийском конфликте. С начала сирийского конфликта Турция поддерживала исламистские, в том числе радикальные группировки в Сирии, поскольку они были близки к нынешней турецкой идеологии умеренного исламизма, в частности идеологии «Братьев-мусульман». Эти исламистские группировки Турция поддерживала раньше, поддерживает и сейчас.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/13/tu...

Патриархи Константинопольские полностью зависели от османской власти, выполняли ее распоряжения В то же время следует помнить, что Константинопольский патриарх был миллет-баши, то есть фактически этнархом, лидером всей христианской общины Османской империи. Причем как ее привилегированной части в лице греков, так и «райи» («быдла»), то есть славян и иных православных народов, по отношению к которым фанариоты всегда держали себя отнюдь не по-братски. Но сами патриархи Константинопольские полностью зависели от османской власти. Большинство из них заступали на свое место по три-четыре раза, и никого из греков не смущало, что сегодня патриарха по воле турецких властей смещали, заменяли другим, послезавтра возвращали, и это продолжалось бесконечно. Хотя надо сказать, что в Стамбуле греки при османском режиме существовали неплохо. Другое дело, что турки все время старались греков ссорить между собой, и очень часто бывало, что поставление того или иного патриарха происходило по инициативе какой-то недовольной партии греков. Турки этим не только подогревали противоречия среди греков, но и решали свои утилитарные задачи, поскольку новый патриарх должен был всякий раз платить большой бакшиш - налог. Второе возражение состоит в том, что оппоненты постоянно отсылают к тому, что, дескать, это была передача на особом праве. То есть Московский патриарх поставляет Киевского митрополита, но он, дескать, не является первоиерархом по отношению к митрополиту Киевскому, поскольку по отношению к Украине он сам только экзарх Константинопольского патриарха. Дело, однако, в том, что сохранилось много разных грамот, написанных на эту тему и Дионисием, и Досифеем. И в них каждый раз используются разные формулировки. Греки вообще мастера так формулировать, чтобы потом можно было толковать это разными способами. Но во многих текстах речь прямо идет о переходе Киевской митрополии под власть Московского патриарха, причем «на вечные времена», без какого-либо указания на временный характер этой меры.

http://ruskline.ru/opp/2018/sentyabr/29/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010