На 1914 г. только в Бейруте печатались 168 периодических изданий. Выходцы из Л. играли лидирующую роль в араб. журналистике Османской империи. На 2-ю пол. XIX - нач. XX в. приходится общеараб. культурный подъем (т. н. Нахда - возрождение), инициаторами и наиболее яркими деятелями к-рого были христиане - уроженцы Горного Ливана, переселившиеся в Бейрут: Насиф аль-Язиджи (1800-1871), Ибрахим аль-Язиджи (1847-1906), Фарис аш-Шидьяк (1805-1887), Бутрус аль-Бустани (1819-1883). В среде маронитов начало складываться представление об особой ливанской идентичности (впосл. оформившееся в идеологию т. н. финикиизма) и разрабатывались политические проекты создания собственной христ. государственности. Первая мировая война и французский мандат (1914-1943) Через неск. месяцев после вступления Османской империи в первую мировую войну осенью 1914 г. автономия Горного Ливана была упразднена. Население подвергалось мобилизации в армию, реквизировалось продовольствие. Экономика рухнула, не выдержав военных перегрузок. Ливанское шелководство потеряло рынки сбыта, прекратился подвоз хлеба из долины Бекаа. Голод и эпидемии погубили 100 тыс. из 450 тыс. жителей Л. В годы войны страны Антанты стремились использовать араб. национальное движение для борьбы с Османской империей. Однако подпольная сеть араб. националистов в Сирии и Л. была раскрыта младотур. властями, последовали военно-полевые суды и массовые казни. Всего в 1915-1916 гг. в Бейруте и Дамаске были повешены свыше 800 чел., мн. тысячи были отправлены в концлагеря. Великобритания тем не менее смогла подтолкнуть к выступлению против османов шерифа (впосл. короля) Мекки Хусейна из династии Хашимитов (Хиджазское восстание 1916 г.), пообещав хиджазским союзникам создание после войны независимого гос-ва на всей территории араб. провинций Османской империи. В то же время по итогам соглашения Сайкса-Пико 1916 г. страны Антанты договорились о послевоенном разделе Ближ. Востока: сиро-ливан. побережье передавалось под прямое управление Франции, а внутренняя Сирия попадала во франц.

http://pravenc.ru/text/2463663.html

Эта благословенная земля когда-то была частью Картлийского царства. Здесь зародилась одна из самых древних существующих и ныне царских династий Багратиони, здесь проповедовали апостолы, подвизались великие подвижники и святые… Величественные храмы, стоящие на этой земле, воплощают собой несокрушимый дух православной Грузии. Ни время, ни завоеватели не смогли полностью стереть их с лица земли. О ходе воссоздания древних святынь и связанных с этим проблемах рассказывает в своем интервью митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим Ханцта – Благословите, владыка! – Бог благословит! – Владыко, расскажите, пожалуйста, о Тао-Кларджети. – Тао-Кларджети является одной из самых древних исторических территорий Грузии , и доказательством тому – не только древнейшие православные монастыри и церкви, построенные на этой земле, но и тот факт, что именно из Тао-Кларджети, которая сейчас принадлежит Турции, произошел княжеский род Багратиони, давший начало царской династии Багратионов. Царский род Багратионов, которому уже более 1200 лет, происходит из местечка, которое называлось тогда Спери. И на протяжении многих веков, начиная с IX века, эта династия была связующим звеном, которое объединяло всю Грузию: и Восточную, и Южную, и Западную. По мере усиления влияния Османской империи и ослабления Грузинского государства (в силу разных причин, в том числе и средневековых междоусобиц), Грузия с шестнадцатого века начинает постепенно терять свои земли в этом районе. А в XVIII – XIX веках к Османской Империи была присоединена и сегодняшняя Аджария, которая была освобождена только в конце XIX столетия. А Тао-Кларджети так и осталась турецкой территорией. – А когда конкретно Тао-Кларджети отошла к Турции? – В XVI веке большая часть ее территории отошла к Турции , а в следующие века граница с Османской империей постепенно смещалась, приближаясь к центральной Грузии. Так что к началу XIX века уже вся Тао-Кларджети была под игом Османской империи. Хахули – Владыко, скажите, пожалуйста, в каком состоянии были храмы Тао-Кларджети, построенные еще во времена Григория Хандзтели, до того, как эта территория отошла к Турции?

http://pravoslavie.ru/61530.html

В нач. X в. вост. часть К. к. вошла в состав Аланского гос-ва, юго-зап., прибрежная часть - в Абхазское царство. В 988 г. территория Таманского п-ова перешла под контроль Киевской Руси - в Тмутаракани (бывш. Таматарха) возникло одноименное княжество. На территории совр. Сочинского р-на к посл. четв. I тыс.- 1-й четв. II тыс. относится ряд христ. храмов, крепостей, поселений и могильников. В 1016 г. в результате похода кн. Мстислава (Константина) Владимировича были обложены данью касоги. В 1083 г. Матарха (бывш. Тмутаракань) отошла Византии. После распада Хазарского каганата в кон. XI в. территория степного Прикубанья стала местом кочевания половцев . После монг. нашествий в 1223 и 1238-1239 гг. равнинная территория Сев. Кавказа вошла в состав Золотой Орды . Причерноморье и Приазовье стали зонами военно-торговых интересов Генуи . Генуэзцы основали фактории Матрега (бывш. Матарха), Копа (близ совр. г. Славянск-на-Кубани) и Мапа (ныне в черте Анапы). В XV в. в зап. части К. к. находилось черкесское княжеское владение Кремух. Триумфальная арка в Екатеринодаре. Фотография. Нач. XX в. Триумфальная арка в Екатеринодаре. Фотография. Нач. XX в. В 1475-1479 гг. генуэзские фактории были захвачены войсками Османской империи. На рубеже XV и XVI вв. Порта приступила к строительству в регионе системы крепостей и опорных пунктов. В 1515-1519 гг. на Таманском п-ове были возведены крепости Темрюк, Кызыл-Таш, Агджа и др. Влияние Османской империи было распространено на побережье от Азова до Анапы. Ее вост. граница проходила по плавням р. Кубань, за которыми начинались владения Крымского ханства, простиравшиеся от низовий р. Дон до правобережья Кубани и далее на юг до границ с Абхазией, где помимо поселений крымских татар и адыгов располагались многочисленные кочевья. Владения Крымского ханства на Кубани подчинялись кубанскому сераскиру с резиденцией в Копыле; Сев.-Вост. Причерноморье относилось к Кафинскому эялету Османской империи. В XVI в. территорию степного Прикубанья заняли ногайские орды, в то время как в Закубанье и предгорьях Кавказа расселились адыг. племена. Адыги (в рус. источниках - черкесы) предпринимали набеги для захвата пленников, скота и др. добычи. Черкесская феодальная знать была тесно связана с Османской империей, где находились центры работорговли. Под влиянием турок и татар адыги постепенно приняли ислам. В 1552 и 1555-1557 гг. в Рус. гос-во были посланы первые посольства из представителей адыг. племен с просьбой к царю Иоанну IV Васильевичу Грозному о покровительстве и антикрымском военном союзе. В 1561 г. русско-черкесское войско вторглось в Крымское ханство и достигло Кефе (Каффы). В XVI-XVIII вв. нек-рые представители адыг. знати (напр., князья Черкасские) переходили на постоянную службу к рус. монархам.

http://pravenc.ru/text/2458947.html

Как воспринимали эту трагедию величайшие деятели русской и грузинской культуры. Один из величайших режиссеров и нам всем очень дорогой  Тенгиз Абуладзе с фильма которого, кстати, перестройка и началась, перестал выходить из дома, почти никого  не принимал,  и вскоре скончался. Это была его реакция на распад Державы. Я знаю, что он не был одинок в своих чувствах.   Не надо думать, что нас ненавидят грузины. Я и  вас совершенно не призываю ненавидеть грузин.  А вот эту жалкую, тщедушную клику, которая в Грузии у власти, конечно, надо презирать и третировать. Я искренне надеюсь, что власти Российской Федерации  не пойдут на смягчение санкций. Понимаете, я одной вещи так и не сказал.  Дело в том, что еще в  60-70-е годы целый ряд исследователей страшного периода 16-17 века, а ведь кроме турецкого, были и персидские вторжение,  страшное вторжение шаха Аббаса. Это было время ужасающих и кровавых мусульманских вторжений.  Так вот, целый ряд и грузинских исследователей и западноевропейских, в частности,  немецких и британских, которые  серьезно занимались проблемами Османской империи и Кавказа в этот период позднего средневековья и начала нового времени, отмечают, что если бы не русская помощь и не присоединение грузинских государств к Российской империи, грузинам, безусловно, грозила депопуляция.  То есть, исчезновение народа. В.С.- В Османской империи, в отличии от империи Российской, сохранившей с Х века все, даже самые малые народы, связавшие свою судьбу с русскими,   некоторые народы исчезли навсегда. В.М.- В Османской империи исчезли многие народы навсегда.  И, несомненно, так бы  закончилось  и земная история древнего грузинского народа. Причем маленьким, относительно малочисленным и  осторожно ведущим себя с турками абхазам это не грозило. Турки  не стали бы их   истреблять, тем более были  абхазы мусульмане. В Турции тоже жили православные.  А грузин им надо было доломать, потому что они, с одной стороны, были уже бессильными, а с другой стороны, храбрыми. Все это кончилось бы совсем плохо.  Совсем.

http://radonezh.ru/text/vladimir-makhnac...

Первая Балканская война: славянское братство и победа без радости Как жадный дележ военных трофеев стал первым шагом к Мировой войне 8 октября, 2018 Как жадный дележ военных трофеев стал первым шагом к Мировой войне Почему война, ставшая причиной столетних противоречий на Балканах и ставившая целью их разрешение, лишь усугубила ситуацию и запустила череду событий, погрузивших мир в окопы Первой мировой войны на долгие четыре года. “Большая война в Европе однажды начнется из за какой-то проклятой глупости на Балканах”/Отто фон Бисмарк Манифест об объявлении войны Болгарией Османской империи, подписанный болгарским царём Фердинандом I 8 октября 1912 года официальный представитель Черногории в Османской империи Пламенац сообщил министру иностранных дел Порты, что Черногория объявляет ей войну. Вслед за Черногорией основные державы Балканского союза, после объявления ультиматума, 17 октября также объявили Османской империи войну. Первая Балканская война началась. Балканский полуостров — территория, испокон веков соединяющая Запад и Восток, Европу и Азию, земля многих национальностей, борьбу за которую вели во все времена многочисленные местные и пришлые народы. Сквозь века мы можем видеть насколько был значим этот клочок земли, находящийся в “подбрюшье” Европы. В период неолита здесь зарождается крупная культура линейно-ленточной керамики исчезающая под напором индоевропейцев, пришедших с территорий украинских степей. В IV веке эта территория попадает под контроль Македонского царства, затем приходят римляне. После разделения Римской империи эти земли отходят Византии. А в VI веке из за Дуная начинают проникать многочисленные славянские племена, на этих территориях возникают Хорватское, Первое и Второе Болгарские царства. Через эти земли проходят Крестовые походы, возникает Сербское царство. Затем на территорию Балкан вторгаются турки-османы на долгие годы присоединяя Балканы к своей империи, что приводит к еще большему разобщению народов на этих территориях, различающихся по происхождению, национальному признаку и вероисповеданию. Балканский полуостров, изменчивый и непостоянный, становится еще и очагом постоянных восстаний и кровопролитных противоречий.

http://pravmir.ru/pervaya-balkanskaya-vo...

9 . Положение о должности епархиального древлехранителя, документ принят на заседании Священного Синода 25 декабря 2014 года (журнал 132). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/3891562.html 10 . Положение о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат, принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 30 мая 2014 года (журнал 38). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/3664784.html 11 . Постановления по докладу Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, управляющего делами Московской Патриархии, секретаря Межсоборного Присутствия, о разработке в профильной комиссии Межсоборного Присутствия темы границ приходов. Журналы заседания Священного Синода от 25 июля 2014 года, журнал 74. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/3695943.html 12 . Проект документа «Положение о монастырях и монашествующих». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mpr.livejournal.com/21496.html Духовенство Армянской апостольской церкви в период геноцида армян в Османской империи Почепцов Сергей Сергеевич, кандидат философских наук, старший преподаватель Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Во все времена христианское духовенство разделяло судьбу своего народа. Так было в Римской империи в период гонений на христиан I – начала IV вв., так было и в советской России в период воинствующего атеизма. Не исключением из этого ряда стало и духовенство Армянской апостольской церкви, которое на рубеже XIX–XX вв. переносило вся тяготы и невзгоды депортации и геноцида вместе со своим народом в Османской империи. В самый разгар Первой мировой войны армяне, подавляющее большинство которых исповедовали христианство и принадлежали к Армянской апостольской церкви, подверглись насильственной депортации, которая превратилась в геноцид армянского народа в Османской империи. Особо преследовалось турецкими властями армянское духовенство, которое являлось носителем и выразителем духа армянского этноса. О мученичестве и подвижничестве клириков и епископата армянской церкви свидетельствуют как дипломатические документы, так и очевидцы произошедших событий, фиксируя происходящее в своих дневниках.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

М. к. в период правления господарей-фанариотов (1711-1821) Поражения Османской империи в борьбе со Священной Лигой (1683-1699), закончившиеся потерей Трансильвании в пользу Габсбургской империи, и переход Дмитрия Кантемира на сторону России во время Прутского похода Петра I в 1711 г. вынудили Порту изменить свою политику в отношении Дунайских княжеств. Начиная с 1711 г. в М. к. и с 1716 г. в Валахии Порта стала назначать на престол на краткий срок (3 года) лиц из числа фанариотов (по названию квартала Фанар в К-поле, где жили греч. купцы) - в большинстве своем греков или грецизированных представителей Дунайских княжеств. Был установлен политический режим, основанный на усиленном экономическом, политическом и стратегическом контроле Порты над княжествами. В 1711-1821 гг. в М. к. правили 19 чел., большинство из к-рых занимали трон по неск. раз. Процесс эволюции фанариотского режима делят на 2 периода, между к-рыми была русско-тур. война (1768-1774). В 1-й период господари-фанариоты в целом верно служили Порте: выполняли ее приказы, стремились ввести новые регламентации в социальной, административной и фискальной деятельности княжеств. На престоле М. к. чередовались господари из родов Маврокордат, Гика, Каллимаки (последние 2 - грецизированные молдаване). Во 2-й период (1774-1821), пользуясь ослаблением мощи Османской империи, ряд господарей стали отделять свою судьбу от судьбы империи. Они оказывали секретные услуги Габсбургской империи, России, Франции, Пруссии. Княжествами управляли господари из греч. родов Ипсиланти, Суцу, Караджа, Морузи, Хангерли, Маврогени. В это же время противоречия господарей с местным боярством обострились. Бояре самостоятельно включались в переговоры с великими державами, обращались к ним с просьбами, добиваясь расширения автономии княжеств в составе Османской империи или перехода под покровительство России. Господари более не обладали собственной армией, ограничивались наличием господарской гвардии и отрядов служилых людей с полицейскими функциями. Порта все сильнее эксплуатировала природные богатства княжеств, выросли поставки продовольствия в пользу тур. войск и крепостей (Domnii rii Moldovei. 2005. Р. 228-231; История Румынии. 2005. С. 376-382).

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Однако история города не всегда была легкой и безоблачной. Большие потери Константинополь понес в период иконоборчества, который начался при императоре Льве Третьем (717-741 гг.). Во время противостояния государственной власти и Церкви, которое длилось почти два века, были уничтожены памятники архитектуры, уникальные фрески и мозаики, монастыри уничтожались, а монахов подвергали гонениям. Во второй половине IX в. к власти пришла Македонская династия, основателем которой стал Василий Первый (867-886 гг.). Он стал на защиту христианства, реставрировал храмы и помогал монашеству. Богатейший город пытались атаковать и русичи. Первым стал князь Олег, после князя Олега на Константинополь наступал князь Игорь (941 г.) со своим войском. Результатом стал мирный договор. В 957 г. княгиня Ольга даже прошла таинство Святого Крещения в Константинополя. Христианство на Руси в 988 г. стало поворотным моментом, который укрепил связи  Константинополя с Киевом. В X в. войска Владимира Святославовича даже помогали Византийскому императору Василию Второму отстоять его столицу от болгар. Начали заключаться брачные союзы между представителями детей правящих династий Руси и Константинополя. Падение Константинополя и современность Византийская империя продолжала подвергаться множеству нападений и вторжений, начиная с периода Варварских вторжений, до крестовых походов и, наконец, отхождения города во власть Османской империи в 1453 году. Это событие стало известно, как Падение Константинополя, отметило конец Византийской империи и начало новой эры в истории региона. Однако, Константинополь остался историческим и культурным символом восточного Средиземноморья. Под властью Османской империи город стал столицей и центром уже турецкой культуры и искусства. Многие исторически значимые памятники были построены именно в этом периоде. Сегодня Стамбул (Константинополь) — крупнейший город Турции. Он обладает богатым культурным наследием и сочетает в себе влияние Византийской, Римской и Османской империй. Туристы приезжают сюда, чтобы посмотреть удивительные архитектурные памятники, музеи, оценить кулинарию и музыку, а также полюбоваться великолепными видами на Босфор.

http://pravmir.ru/konstantinopol/

Вардар. Т. о., под властью Османской империи Б. оказалась территориально раздроблена. Население гос-ва было разделено на 2 разряда: аскеры - воины и чиновники и райя - податное сословие. Христиане составляли неполноправную часть райятов; за пользование землей они платили особый дополнительный налог - джизью, им запрещалось ношение оружия и определенных видов одежды, верховая езда и проч. Христиане не могли свидетельствовать против мусульман в суде и были обязаны оказывать знаки покорности любому мусульманину по первому его требованию. Практически любое нарушение этих норм могло быть представлено как оскорбление ислама, каравшееся смертной казнью. Особенно тяжелой была «подать кровью» (девширме) - юношей из христ. семей забирали для последующего обращения в ислам и зачисления в отборное войско - корпус янычар. Чтобы избежать этой участи, мн. болгары были вынуждены скрываться от тур. администрации вдали от родных мест. Все подданные Османской империи были объединены в рамках неск. религ. общин (миллетов). Правосл. христиане составили т. н. рум-миллет, главой и представителем к-рого перед султаном являлся К-польский Патриарх. Правовое положение населения Османской империи независимо от его религ. принадлежности определялось законами шариата. Кадии (судьи) с XVI в. были поставлены во главе мелких адм. единиц - каз или кадилуков, включавших город и его округу. В болг. землях большую роль в местном управлении стали играть сельские общины, поставленные под контроль тур. администрации. Их главы (кметы, кехаи, чорбаджии, кнезы) участвовали в сборе налогов и решали правовые вопросы в среде болгар-христиан. Особенное значение болг. общины приобрели в XVII в.; во многом благодаря им были сохранены болг. национальные традиции, в т. ч. в области церковной жизни и богослужения. Община устраивала празднование дней особо почитаемых святых, наблюдала за состоянием духовной жизни и соблюдением норм христ. морали. Свою деятельность сельские общины согласовывали с настоятелями приходских храмов; местное духовенство (а в более поздний период и учителя килийных школ) получали жалование от общин.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Отмеченный А.А. Покровским процесс постепенного смягчения формулировок, происходил постоянно, однако вопрос о том, чем именно он был вызван – смягчением нравов или же какими-то более прагматическими причинам – нуждается в специальном исследовании. Ниже мы увидим, что существенная часть исправлений была вызвана причинами или политическими, или миссионерскими. Характерно, что практически все рассмотренные ниже исправления не касаются текстов, звучащих в храме на протяжении церковного года. Это или богослужебные указания, которых никто кроме священника не видит, или же требы, в том числе нечасто совершаемый чин присоединения к православию. Ниже мы рассмотрим изменения в тексте церковных книг, направленные на исключение пассажей, оскорбительных для мусульман, армян и иудеев. II. В богослужебных текстах, как переводных, так и оригинальных, имеется значительное количество уничижительных характеристик мусульман. Например, «сокрушите свирпство агарянъ безбожныхъ» (6 марта, Служба 42-х мучеников Амморийских) или «радйс, агарнскаг радуйс, гордыни ихъ (Акафист Казанской иконе Богоматери). Подобных примеров можно привести очень много. Такие характеристики обратили на себя внимание церковных властей после того, как отпечатанные в России богослужебные книги стали посылаться славянам, живущим на территории Османской империи. В какой-то момент власти Османской империи начали реагировать на резкие антимусульманские пассажи. В начале 1866 года российский консул в Боснии сообщал в Санкт-Петербург о планах губернатора боснийского вилайета Осман Нури-паши (впоследствии военный министр Османской империи) печатать во вновь открытой сербской типографии в Сараево православные богослужебные книги. Сам консул был категорически против этой идеи, поскольку, по его мнению, в этом случае никто не смог бы гарантировать правильности напечатанных текстов. Кроме того, консул полагал, что издание богослужебных книг вне России приведет к разрушению «того духовного общения, которое так сильно сближает единоверцев наших в Боснии с Россией присылкою им этих книг» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010