Слава о жестокости идумеев была известна далеко за пределами окрестных земель. Селу называли «проклятым местом», «городом злых духов и кровавых алтарей», «гнездом разбойников» и «кровавыми камнями». Глядя на красные камни Петры, невольно кажется, что они стали такими от пролитой на них крови. Наверно и горы вокруг Петры не случайно напоминают груды человеческих черепов. Жители Петры многие века жили разбоем и убийствами. Царство Идумейское сделало еще один страшный подарок человечеству. Царь Ирод был идумеянином. Многие пророки предсказывали страшное наказание Господне за их ужасные злодеяния. Пророк Исайя говорил: «Никого не останется от знатных ее, кого можно было бы призвать на царство. И князья ее будут ничто». «И зарастут дворцы ее колючками, крапивой и репейниками. И будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов». А вот пророчество Иеремии: «Как ниспровергнуты Содом и Гоморра, так и там ни один человек не будет жить. И Сын Человеческий не войдет в него». Пророк Авдий говорил: «И овладеют ею те, кто к югу от Исава». Пророчества эти сбылись. С юга пришли арабы, племя Измаила, и поселились на землях  идумейских, а Петра многие столетия оставалась в полном запустении. Даже дорога в нее была забыта. И лишь в 1812 году Иоанн Буркгард сумел уговорить местного бедуина провести его к могиле Аарона. Эта могила находится над Петрой на вершине горы Ор. Когда проводник понял, что не могила Аарона была нужна европейцу, то чуть не убил его. Бедуины боялись этого города, считая, что он населен злыми духами, которые стерегут несметные сокровища. Сокровищ так до сих пор и не нашли, хотя раскопки ведутся много лет. А вот сама Петра приносит в бюджет Иордании немалые деньги. Входной билет стоит 70 евро, но желающих побродить среди древних памятников великое множество.  Как пошутил один наш знакомый «потомки Едома здорово потрудились на экономику Иордании». Завершили свое путешествие-паломничество мы в Аммане. Амман, как и положено великому городу, стоит на семи холмах. Его библейское название Раббат-Аммон. Раббат-Амон печально известен, как город, под стенами которого погиб Урия Хиттеянин – муж Вирсавии. Царь Давид, увидев Вирсавию, пленился ее красотой и, чтобы сделать ее своей женой, отправил ее мужа на верную смерть в Раббат-Амон. Осознав ужас содеянного, царь Давид написал покаянный псалом. Пожалуй, во всей мировой литературе нет более проникновенных слов, свидетельствующих о глубоком раскаянии. Этот псалом под номером пятидесятым входит в христианское богослужение, а  православные каждый день читают его во время утреннего правила.

http://radonezh.ru/analytics/strana-kres...

А потом будет Сионская горница. И истинный Агнец, Сын Человеческий, грядущий на Голгофу, укажет на чашу благодарения Небесному Отцу и скажет Своим ученикам: пейте из неё все; ибо сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф., 26:27–28). Слова Христа являются явным повторением слов Моисея, Мессия повторяет на Сионе сказанное Моисеем у Синая. Добавлено одно слово – завет назван новым. Новый, ибо животные тельцы уступили место Божественному. Истинная кровь завета с Новым Израилем, церковью Христа. О тайне завета крови рассуждал и прп. Ефрем Сирин : «И когда Моисей прочте книгу завета пред ними и рекоша: вся, елика глагола Господь, сотворим; тогда окропи люди кровию и рече: се кровь завета, в который вы вступили, глаголюще: вся, яже глагола Господь, послушаем и сотворим. Сею кровию завета предызображена тайна евангелия, которое смертию Христовою даруется всем народам» Толк, на кн. Исх. 24 ]. После заключения завета крови Ягве с народом Моисей призывается на вершину горы Синай, чтобы там получить скрижали завета. При этом дважды является Бог или, точнее, слава Его. Двумя всполохами любовь Божия осияла уневещенных Ему, ведь Ягве теперь – Супруг, а Израиль – невеста, жена, избранная из народов. И проходил Я (Ягве) мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твоё, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе, и вступил в союз с тобою, говорит Ягве Бог; и ты стала Моею ( Иез. 16:8 ). Моисей призывается на гору один. С Моисеем Иисус Навин (24:13). Кроме того подняться должны Аарон и его сыновья Надав и Авиуд, а также и все семьдесят из старейшин (24, 1.9.14). Народ остается за чертой внизу у горы. Аарон, Ор, Надав и Авиуд, а также семьдесят из старейшин подымаются с Моисеем на некоторую высоту горы, а потом оставляются. Моисей восходит к вершине один с верным ему Иисусом Навином. Но потом оставится и он. В облако славы Ягве на вершину горы войдет Моисей один. Эту многоступенчатость восхождения на святую гору святые отцы осмысливали как различную меру восприятия Божественной славы, зависящую от духовного и нравственного состояния человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Амаликитяне вышли на войну с Израилем, и Иисус Навин обратил их в бегство; пока руки Моисея были подняты, одерживали победу израильтяне; а когда он опускал их, тогда они были побеждаемы; это было образом креста. Аарон и Ор стояли, поддерживая руки Моисея. ИИ сказал Господь к Моисею: напиши сие для памяти в книгу (Исх.17:14). Приходит Иофор, тесть Моисея, с женою его, и ради Моисея, и ради народа. Писание называет его зятем не в точном смысле. Моисей рассказывает тестю о чудесах; он удивляется. Когда же он увидел, что весь народ стоит перед Моисеем, который не имеет возможности судить всех, то говорит ему: ты же усмотри себе из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками и письмоводителями (Исх.18:21). Моисей сделал так и взошел на гору. Бог повелел ему сказать народу, что они будут царством священников , Божиих, народом святым , если будут послушны. Они отвечали: всё, что сказал Господь, исполним и будем послушны (Исх.19:8). Тогда он повелевает народу быть чистыми до третьего дня и вымыть одежды свои. Здесь сказано то, что повторено и у апостола в послании к евреям: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (Евр.12:20). Тогда задымилась гора, загремели звуки труб. Моисей получает заповеди закона, десятословие, и прочие постановления. Выражение же: судей не злословь , сказано не об идолах, но о начальниках, потому что прибавлено: и начальника в народе твоем не поноси (Исх.22:28). Израильтянам обещается, если будут послушны, много благ, — именно, что они овладеют народами, наследуют землю, что вода и хлеб их будут благословенны, что они будут избавлены от всякой болезни, не будет между ними ни бесплодной, ни бесплодного, ни преждевременной смерти, что пределы их будут простираться от Чермного моря до земли филистимской, от пустыни до Евфрата. Тогда Моисей принес жертву, половину крови возлил на жертвенник и, взяв кровь, окропил ею народ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Аравия, одна из самых значительных стран на востоке и юге Палестины. Она разделяется на три части: Пустынную (на востоке Палестины), Счастливую (юго-восточный край ее) и Каменистую (на юге Палестины). В Каменистой Аравии замечательны горы: Синай , одиннадцатый стан Израильтян во время шествия их в землю Обетованную ( Исх.19:18–19 ). Она находится на полуострове, образуемом двумя рукавами Чермного мори или заливами Иерапольским, который простирается к северу, и Еланитским, который простирается на восток. Хорив , на западе Синая. У Хорива Господь явился Моисею в купине и повелел ему вывести Израильтян из Египта ( Исх.3 ). В пещере Хорива скрывался пророк Илия от Иезавели ( 3Цар.19:8–9 ). Ор , на границах Идумеи; на вершине этой горы умер Аарон ( Чис.20:28 ). Горы Сеир ; они на юге Мертвого моря примыкают к цепям гор, которые тянутся на востоке и западе Иордана. Горы Сеир простираются до Еланитского залива. Гора Сефар : Сыновья Иоктана: Алмодад, Шалеф, Хацармавеф, Иерам, Гадорам, Узал, Дикла, Овал, Авимаил, Шева, Офир, Хавило и Иовав, заняли страну «от Меши до Сефара, горы восточной» ( Быт.10:26–30 ). Думают, что гора Сефар находилась на юго-востоке Аравии. Петра , в Идумее, главный город Наватеян, так названный потому, что был построен на скале. В 4 кн. Цар. говорится, что Амасия, царь Иудейский, поразив десять тысяч Идумеян на долине Соляной, взял Селу войною и дал ей имя: Иокфеил (зн. скала). Думают, что Села есть Петра ( 4Цар.14:7 ). Феман , город Идумеи; жители его славились мудростью. «О Едоме так говорит Господь Саваоф: разве нет более мудрости в Фемане? Разве не стало совета у разумных? Разве оскудела мудрость их?» ( Иер.49:7 ). Из Фемана происходил друг Иова Елифаз ( Иов.4:1 ). Елаф и Ецион-гавер , на берегу Еланитского залива. «Царь Соломон сделал корабль в Ецион-Гавере, что при Елофе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской. И послал Хирам на корабле своих подданных корабельщиков, знающих море, с подданными Соломоновыми; и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону» ( 3Цар.9:26–28 ). Кроме золота, из Офира привозилось красное дерево и драгоценные камни ( 3Цар.10:11 ; 2Пар.9:17–18 ). Некоторые полагают, что Офиром в Св. Писании называется восточная Индия (Бохарт). Флот Соломонов ходил также из Ецион-Гавера в Фарсис. О Фарсисе также существуют различные мнения. Св. Писание говорит, что флот, ходивший в Фарсис, употреблял на плавание три года, привозил золото, серебро, слоновую кость, обезьян и павлинов ( 3Цар.10:22 ; 2Пар.9:21 ); поэтому толкователи ищут Фарсис в странах, богатых означенными произведениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Битва с амаликитянами . Следующее чудо – это поражение амаликитян, которые пришли и воевали с израильтянами. Иисус Навин, ученик Моисея, руководил битвой, а Моисей в это время молился на вершине холма. Причем было замечено, что когда Моисей молится, воздевая руки, то побеждают израильтяне, когда Моисей ослабевает, то израильтяне начинают проигрывать ( Исх. 17:11 ). Тогда встали по сторонам его Ор и Аарон, которые и поддерживали его руки таким же образом, каким впоследствии были распростерты руки Христа во время распятия. Важной символической чертой является и то, что победу одерживает Иисус, а не Моисей, чем показывается немощь закона. «Ибо закон, данный как образ и тень грядущего ( Евр. 8:5 ), уже неспособен вести истинные сражения, в которых командует теперь Исполнитель закона и Преемник Моисея,– и Имя Его предвозвещено в имени тогдашнего полководца 106 .     Перед приходом на Синай по совету своего тестя Иофора, Моисей дает Израилю новое административное устроение. До этого он сам решал все проблемы, сам судил все споры, и поэтому народ с утра до вечера стоял, ожидая, когда сможет к нему попасть ( Исх. 18:14 ). Иофор, придя, увидел это и сказал, что нельзя так мучить себя и народ, что необходимо поставить десятников, пятидесятников, сотников и тысячников, которые бы решали все мелкие вопросы. И только самые важные дела должен был решать Моисей. 5.9. Заключение Завета и его смысл Конечным пунктом первой части путешествия была гора Синай, возле которой через пятьдесят дней после Пасхи был заключен Завет. Народ расположился станом у горы, а «Моисей взошел к Богу [на гору], и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь. И весь народ отвечал единогласно, говоря: всё, что сказал Господь, исполним. И донес Моисей слова народа Господу» ( Исх. 19:3–8 ). Как видим, Моисей выступает в роли посредника.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

«Благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои» ( Пс.62:5 ; ср. Пс.27:2, 133:2 ). «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» ( Пс.140:2 ). «И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу» ( 3Цар.8:22 ). «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ). «Когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисея отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем. Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны» ( Исх.17:11–12 ). «Воздвизая руки, представлял он», – говорит блаженный Феодорит , – «образ Распятого за нас. Посему и в образе оказывалась сила прообразуемой истины. Ибо, как падал Амалик, когда воздвигал руки Божий раб, так же, когда воздвиг руки Владыка, рассыпалось полчище диавольское». 387 Свидетельства древних отцов Святого Ефрема Сирина : «знаменуем животворящий крест на дверях своих и на челе и на персях и на устах и на всяком члене своем, и вооружимся сим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждою верных, светом для концов земли, сим оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, сим утверждением веры, великим хранилищем и спасительною похвалою православных... Без него не делай ничего... украшай все члены свои животворящим крестом. Супротивные силы, видя крест, отступают с трепетом». 388 Святого Василия Великого : «из догматов и проповедей, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского предания, прияли мы в тайне. Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия. И никто не оспаривает последних, если хоть несколько сведущ он в церковных постановлениях. Ибо, если бы вздумали мы отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя. Например (напомню сначала о первом и самом общем), кто возложивших упование на имя Господа нашего Иисуса Христа письменно научил знаменовать себя крестным знамением..? 389 Описав на себе образ креста, пошел он (святой мученик Гордий) под удар, не переменившись в цвете тела и нимало не изменив светлости лица». 390

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

В основном, это праздничные молитвы. В Новом Завете наш Мессия Йешуа Сам дает нам молитву, которая записана в Евангелии от Матфея (6:9–13): «Отец наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как и на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый денъ; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавъ нас от лукавого; ибо Твое естъ Царство и сила и слава во веки. Аминъ». В этой молитве четко прослеживаются почти все виды еврейских молитв. Здесь отображены и хвалебные псалмы, прославляющие Небесного Отца Израиля, и надежды евреев на пришествие Царства Мессии, и молитвы прошения, и молитвы покаяния. Только невежды могут говорить, что молитва «Отче наш» якобы является исключительно христианской молитвой. Субботняя молитва По древнему обычаю субботние или праздничные свечи в доме зажигает женщина. И это символ того, что Мессия, Кто назван Светом Мира, не произойдет от семени мужчины, но от семени женщины, как предсказал пророк Исайя за 750 лет до рождения Йешуа:«Се, Дева во чреве примет и родит Сына… Свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля» (Ис. 7:14; Лк. 2:32). Барух Ата Адонай Элогейну Мелех Га–олам ашер киддишану бэЙешуа Га–Машиах Ор Га–олам вэ–Адон Шаббат. Амэн. Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, Освятивший нас Йешуа Мессией, Светом Мира и Господом Субботы. Аминь. Как вы знаете, на каждый праздник в еврейских домах зажигают свечи, поэтому молитва, приведенная выше, может быть преобразована в любую праздничную молитву переменой названия праздни-ка, например, Песах, Шавуот, Рош–Гашана, Йом Кипур, Суккот, Хану-ка, Пурим и т. д. В субботу также едят хлеб, который называется хала. Он служит напоминанием, что Господь заботился об израильтянах, посылая им пропитание — манну небесную, когда они вышли из Египта. Барух Ата Адонай Элогейну Мелех Га–олам га–моци лехем мин га–арец. Амен. Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, дающий хлеб земли. Аминь. В субботу пьют вино, но перед этим читают благословение, которое называется Кидуш. Это слово происходит от ивритского слова кадош «святой».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=894...

В Рефидиме на израилтьян напали амаликитяне. Они убили всех ослабевших и отставших на пути. Моисей приказал Осие Навину объявить сражение. Для того чтобы он победил, Моисей переименовал его в Иисуса, предсказывая этим имя великого Победителя дьявола. Сам пророк поднялся на гору и молился, воздев руки. И когда от усталости руки его опускались, побеждали амаликяне, а когда руки поднимались к Богу, побеждали евреи. Увидев это, Аарон и Ор посадили Моисея на камень и держали его руки. И победа досталась народу Божию. Само это событие прообразовывало распятие Христа Спасителя, воздевшего руки на Кресте и сокрушившего врага людей. На этом месте поставили жертвенник Богу, названный Ягве Нисси – «Господь – знамя мое». И написано Моисеем: «Рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род». Таково свидетельство вечного сражение между Богом и духовным Амаликом – дьяволом , – которое завершится в тот день, когда Бог соберет перед Собой все поколения, – в День Суда. Глава Десятая. Синайское Богоявление На третий месяц после Исхода народ Израильский подошел к горе Синай и там стал станом. Бог предупредил Моисея, что спустя три дня Он Сам явится народу и заключит с ним Завет. Люди должны были освятить себя, чтобы не погибнуть от лица Божия. К священной горе нельзя будет подходить, пока слава Божия не покинет вершины. Всякий, кто коснется, должен быть убит камнем или стрелой. Так Господь запрещает касаться тайн Божественной жизни не пожелавшим очистить свой ум от греха. Через три дня (а это был пятидесятый день после Пасхи) Бог сошел на гору Синай в огне. Густые тучи окружили гору, дым поднимался от горы. Огонь поднимался до небес, и гора сильно тряслась. Молнии били в разные стороны. Ангелы, окружавшие Творца, трубили, и звук труб становился все сильнее и сильнее. Моисей говорил, а Бог отвечал ему голосом. Народ в ужасе зашатался и в страхе отсупил назад. Тогда Бог произнес десять заповедей: Первая Заповедь – Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В сороковом году странствования израильтян, когда слово гнева Божия уже сбылось над Аароном и он умер на горе Ор, народ еще раз возроптал на Бога и Моисея. «Для чего ты вывел нас из Египта? – говорили они сему последнему. – Для того ли, чтобы погубить нас в пустыне? Вот у нас нет ни хлеба, ни воды, а эта тощая пища (манна) нам опротивела!» За это Бог послал на народ ядовитых змей, от уязвления которых померло большое число сынов Израилевых. Тогда пришли они к Моисею и говорят ему: «Согрешили мы, что возроптали на Господа и на тебя! Помолись Господу, чтобы он избавил нас от змей!» Моисей стал молиться за народ, и Господь сказал ему: «Сделай себе медную змею и выставь ее напоказ! Пусть всякий, укушенный змеею, только взглянет на нее – и будет жив!» Моисей сделал змею из меди и повесил её на крестообразном столбе; с тех пор всякий, укушенный змеею, прибегал к этому знамени и, взглянув на оное, оставался в живых. 30. Валам Теперь начинается завоевание земли обетованной. Израильтяне разбили Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского; потом расположились лагерем у Иордана в земле Моавской. Царь Моавский, по имени Валак, испуганный нашествием израильтян, послал в Месопотамию за одним знаменитым прорицателем, которого звали Валаамом, и велел сказать ему: «Вот вышел народ из Египта и попрал собою всю мою землю! Приди и прокляни мне людей сих!» Но Бог сказал Валааму: «Не ходи и не проклинай этого народа, ибо он благословен». Валак же послал к Валааму новое посольство из знаменитейших князей своей земли и обещал ему большую награду, если тот исполнит его просьбу. На этот раз Валаам согласился, оседлал осла и отправился в путь. Но на дороге явился Ангел Господень с обнаженным мечом в руках и ослицу Валаамову не пускал идти далее. Валаам, не видевший Ангела, рассердился на ослицу и начал бить ее. Она упала на колени, но Валаам стал бить ее еще сильнее. Тогда Господь отверз уста ослице, и она заговорила человеческим голосом: «Что я сделала тебе, что ты бьешь меня? Не служила ли я тебе от юности твоей идо сего дня? Неужели ты думаешь, что я делаю это по упрямству?» Тогда Бог открыл глаза Валааму, и он увидел Ангела, который так сказал ему: «За что ты бьешь осла своего? Я пришел воспрепятствовать тебе, потому что путь твой неприятен мне. Впрочем, иди с этими людьми, только смотри, говори лишь то, что я скажу тебе!»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Ведь он жил ради того, чтобы родился Исаак, сын обетования! Великие чудеса совершал Бог, Бог хранил его ради того, чтобы был наследник, от которого должен произойти Мессия – Христос Спаситель. И вдруг – все сначала! «пойди… и иди» в землю Мориа… Что означает это слово – «мориа»? Есть однокоренное еврейское слово «мора», которое означает «страх», «трепет», имеется в виду страх человеческий, паника, ужас, который в случае с Авраамом должен смениться --- ирет – страхом Божием, богобоязненностью. Но, с другой стороны, это слово «мориа» однокоренное и со словом «миро» – то самое миро благовонное, которое входило в состав ладана, изготовляемого в Иерусалимском храме ( Исх. 37:29 ), без которого не совершалось каждение священниками в первом Иерусалимском храме и во втором Иерусалимском храме. И этим предполагаемым жертвоприношением Авраам должен начать традицию совершения священных ритуалов на этом месте. И не просто начать, но продолжить эту традицию – об этом мы будем говорить чуть ниже. С другой стороны, есть еще одно однокоренное слово – «м оре», которое означает «учение». Собственного говоря, Т ора – это тоже «м оре», «учение», Пятикнижие Моисея. Причем «м оре» (учение), равно как и слово «Т ора», правильнее перевести как «просвещение», ибо главный корень этих слов «ор», то есть «свет». То есть тот храм, который будет на этой горе, и первый, и второй – это будет не просто место, где будут воскурять фимиам перед Господом, где будут испытывать страх Божий от осознания присутствия Бога. Когда во дни Соломона освящали первый Иерусалимский храм, то Господь наполнил его Своим присутствием так, что какое-то время люди не могли туда войти. Но это будет и Дом, где будут изучать слово Божие. Сказано: «И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он им путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима» ( Ис. 2:3 ). Это – особое место, а Авраам должен не только намаливать подобные места – как мы с вами убедились…

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010