294.  …наш ли ты, или из неприятелей наших? (Нав. 5. 13.) 295.  …так скажи Иоаву: «пусть не смущает тебя это дело, ибо меч поядает иногда тою, иногда сею; усиль войну твою против города и разрушь его». Так ободри ею (2 Цар. 11. 25). 296.  …продай одежду свою и купи меч (Лк. 22. 36). 297.  Господня — земля и что наполняет ее (Пс. 23. 1). 298.  …во всех местах владычества Его (Пс. 102. 22). 299.  И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными (2 Кор. 5. 9). 300. Пс. 33. 9. 301.  …поел… шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива (3 Цар. 19. 8). 302.  ….веяние тихого ветра… (3 Цар. 19. 12). 303.  …побеждающему дам вкушать сокровенную манну (Апок. 2. 17). 304. Письма 8, 9 — РНБ РО. Ф. 1927. 305.  …если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое… (Иак. 4. 15). 306.  …как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? (Ин. 3. 4.) 307.  …удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя (Пс. 72. 27). 308. 1 Тим. 6. 20. 309. Пс. 2. 11. 310. Ответ святителя Игнатия на церемонное, благодарственное письмо инока Леонида, написанное по приказанию настоятеля N монастыря. — Примеч. П. А. Брянчанинова. 311. Российский Государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1293. Оп. 1. 312. Свои «Записки» М. В. Чихачев писал от третьего лица. 313. См: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. С. 66–67. 314. См.: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. С. 148–150. 315. Письмо РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. письма Святитель Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. 7. Письма. М., 1993. 316.  Самарин Д. И. — дядя и крестный отец Дмитрия Александровича Брянчанинова — святителя Игнатия. 317.  Леонид и Ювеналий… — См. Настоящее издание, т. 6, с. 532 и 650. 318.  Отец Иустин (Татаринов) — о нем см. 308–321. 319.  Отец Архимандрит Игнатий (Малышев) — о нем см. 298–308. 320.  Старец Исаия — о нем см. 199–200. 321.  Исидор (Я. С. Никольский; 1799–1892) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский с 1860 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

2Сол.2:15 .  Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. Но раз таков план спасения, как бы продолжает Ап., ф. должны, со своей стороны, оказаться достойными сего и твердо держаться преподанного им учения – «преданий» – τς παραδσεις – учений, сообщенных им не как лишь личные воззрения, но как «весть» воспринятая свыше, причем безразлично, как бы эти учения не дошли до них – «словом» – или же «посланием». Под последним здесь несомненно разумеется наше 1 Ф. 2Сол.2:16 .  Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, 2Сол.2:17 .  да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом. Конец главы содержит молитву Апостола, в которой имя Г. И. Христа стоит ранее имени Бога. «Этот порядок, м. б. был определен, пишет G. Milligan, непосредственно предшествующей ссылкой на «славу Г. Иисуса " ( 2Сол.2:14 .), или же обязан своим появлением тому факту, что именно Христос является посредником, через которого был выполнен план Божий в отношении к Его людям. В обоих случаях пред нами другой поразительный пример равенства чести, приписываемой всюду в этих посланиях Сыну вместе с Богом Отцом» (ор. с. 108). – «Возлюбивший нас и давший» – два причастия с одним членом, и аорист в παρακαλεσαι – указывают на определенный исторический момент возникновения Евангелия, и относятся к «Богу и Отцу». – «Вечное утешение» – по контрасту с преходящими радостями земными. – «Надежду благую» – надежду на будущее. – «Во благодати» – то и другое дар свыше, а не наша личная заслуга. – «Во всяком слове и деле благом» – не только в том, что вы делаете, но и в том что вы говорите. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 7: Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./Второе Послание святого апостола Павла к Фессалоникийцам. 1010-1029 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3) Сравнивать св. Крест с древом, на котором повесили бы нашего отца, неразумно, ибо Христос для того и сошёл на землю, чтобы пострадать на кресте. От крестных страданий Он не только не бежит, но смотрит на них, как на средство Своего прославления. «Отче! Пришёл час, прославь Сына Твоего...» ( Ин. 17:1–5 ). Ко кресту Он обещает всех привлечь, говоря: «И когда я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрёт» ( Ин. 12:32–33 ). III. Ветхозаветные прообразы св. Креста и проявлявшаяся чрез них сила Божия. 1) Когда Израильский народ сражался с амаликитянами, то заметили, что победа и поражение израильтян зависели не от орудия и силы воинов, а от рук Моисея, молившегося на горе, ибо «когда Моисей подымал руки свои – одолевал Израиль, а когда опускал руки свои – одолевал Амалик». Посему Аарон и Ор поддерживали руки Моисея до захождения солнца, пока Иисус Навин не победил Амалика – Исх. 17:10–13 . Моисей с распростёртыми руками – есть образ Иисуса Христа, распростёртого на Кресте. 2) Когда евреи были в пустыне, кишащей змеями, от укусов которых многие умирали, то Господь, видя раскаяние евреев, повелел на знамени повесить медного змея. Моисей так и сделал. И с тех пор, кто из ужаленных ядовитыми змеями смотрел на медного змея, тот оставался живым – Чис. 21:6–9 . Так и ныне, кто с верою и мольбою смотрит на св. древо Креста, тот не умрёт от ужаления змея ядовитого диавола. IV. Апостолы почитают Крест Христов. Они пишут: 1) «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» ( 1Кор. 1:18 ). Если слово о кресте – сила Божия, то тем более сам Крест. 2) Ап. Павел «хвалится крестом» Христовым. Сказавши о том, что некоторые обрезываются для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, он пишет: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 6:12–16 ). Здесь под крестом разумеются не страдания, а самое древо Креста Господня, за прославление которого и были гонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

3 . Тогда сказал он старцу авве Макарию: „иди и ты с нами, садись вместе с твоими собратьями – епископами; ты будешь в своем обществе, и кто-нибудь позаботится о тебе при твоей старости; ведь у тебя нет своего человека“. Но он ответил ему: „не затем я пришел сюда, чтобы искать себе покоя. Жив Господь! не ради своего телесного упокоения я войду на корабль; нет, я готов даже пешком идти до собора, где – как мне известно – Господь мой Иисус Христос подвергается оскорблениям еретиков“. И еще сказал он ему: „жива душа твоя, сын мой! у меня нет золота больше полутора лукуджи“. Услышав это, кубикулярий сказал ему: „так не хочешь ли ты отправляться завтра вместе с архиепископом“? И он сильно обрадовался и сказал: „о, если б я удостоился отправиться вместе с этим человеком Божиим“! 4 . Пожелавшие остаться дома епископы дали, как я сказал, кубикулярию золота, и он позволил им остаться позади. А матросам приказал он отвалить от берега и плыть потихоньку. И сказал им: „дайте им остаться позади нашего корабля, пусть они совсем не подплывают к нему близко“. „А когда, – прибавил он, – вы далеко отстанете от нас, пристаньте к берегу и высадите их на землю, и пусть они идут по домам. Ведь, в самом деле, не за ними послал нас император, он вызывает только архиепископа“. Как он сказал, так матросы и сделали. 5 . А апа Макарий вошел на корабль и сел в сторонке с человеком, которого он, как я слышал, называл Пинутион. Заметив, что он поместился в кормовой части корабля, я сказал ему: „поди сюда и садись со мною“. Он не понимал, что я говорил ему; но по сделанному рукою призывному знаку подошел ко мне и сказал: „вот я; ты звал меня, отче!“ Я тоже не понимал, что он говорит. Но диакон Петр, знавший оба языка, перевел мне. А диакон Феопист сказал мне: „а этот немой зачем едет с нами? ну с кем он там станет догматствовать (dogmatizein) 11 ? Египтяне, что ли, еретики-то, что он станет с ними догматствовать?“ 6 . А я ответил ему: „нет, сын мой, не говори так об этом праведнике, не произноси таких слов о нем. Поверь мне, если бы вся земля была полна еретиков и дьяволов, молитвы такого мужа рассеют их как дым; и если бы весь мир был полон мечей и копей, он ничуть не побоится их. Я, как Иисус сын Навин, пойду на войну; а старец пусть будет у нас как законодатель Моисей: он станет молиться о нас, пока Бог не рассеет врагов-еретиков. А ты, Феопист, будь как Ор, а Петр будет как Аарон на недвижимом камне – Христе. Макарий будет как Моисей, а вы поддерживайте его воздетые руки. А я, малейший 12 подобно Иисусу, сыну Навину, буду поражать нового амалика, еретиков. А теперь идите вы к нему и переведите ему эти слова. А ты, сын мой Феопист, сейчас же поди, покайся и прими благословение от этого святого старца; и если он не простит тебя, то нет тебе покаяния 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

4: 15). Есть родители, которые родили нас в эту временную жизнь. Есть у нас и родители, которые родили и рождают нас в жизнь вечную через Таинство Крещения. К отцам и матерям относятся также и крестные родители, дающие обещание перед Богом и Церковью воспитывать крестников «во всяком благочестии и чистоте». Необходимо почитать и крестных родителей и молиться за них. Непочтение крестных есть тоже некий вид хамства. Как крестные молятся за своих крестников, так же и крестники молятся за своих крестных. Молиться надо и за священников, как и священники молятся за народ. А если мы и узнаём о падении священнослужителя, то надо молиться о нем, а не осуждать его. Всякий человек может впасть в согрешение, но наша обязанность – поддержать человека, даже если это пастыреначальник. Вспомним историю из Книги Исход. «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча» (Исх. 17: 11–13). Священник молится за каждого человека и за весь народ и, как видим из этой истории, нуждается в нашей поддержке. Будем учиться не осуждать друг друга, не хамить, а молиться друг за друга и прощать. Иначе как же нам молиться молитвой «Отче наш», в которой есть слова: «как и мы прощаем», а сами не прощаем, но осуждаем?! Тогда уж более честной будет такая молитва: «и осуди нас, как и мы осуждаем». Да не будет впредь этого с нами, а если и впадем в такое искушение, не замедлим встать. Будем подражать Симу и Иафету. О них сказано, как мы прочитали выше: «Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего». Мы можем только, слушая поучения священноначалия, проверять, по согласию отцов ли учат, нет ли отклонения в ересь.

http://pravoslavie.ru/100630.html

53:5). И Он «грехи наши носит» (Ис.53:4) и есть Ходатай пред Отцем о «за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» , как написал некоторым богоглаголивый Иоанн (1 Ин. 2:2). Итак, в Нем всякое очищение, всякое оправдание, освящение, избавление. С Ним и чрез Него Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь. О медном змие «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих» , — согласно написанному (Прем. 1:13). «Ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно» (Прем. 1:14). Когда же начаток рода, то есть Адам вознедуговал преслушанием и нерадев о Божественной заповеди, оскорбил Зиждителя Бога, а потому подпал тлению: то проклято было естество человеческое и род наш подвергся осуждению. Мы же несчастные, хотя и созданные в нетлении, наконец, подобно теням или траве полевой, на короткое время и едва лишь вышедши на свет, неожиданно падаем, как бы на матерь нашу, на землю. Отсюда святые превосходно взывали, оплакивая состояние наше. Так, например, ясно можно слышать блаженного Давида, вопиющего: «человек суете уподобися» (Пс. 143:4); а с другой стороны Исайю: «Всякая плоть — трава, и вся красота ее — как цвет полевой» (Ис. 40:6). Ибо мы дошли, как я сказал, до такого бедствия и несчастия, что даже и весьма мудрые духоносцы не могли бы сказать, с чем по справедливости можно было бы сравнить наше состояние. Однако впавших в такое состояние не презрел Творец; напротив Он удостоил их и попечения и внимания Своего и явил во Христе свободными от смерти и тления. Как, или каким способом? Наперед всякому известно, хотя бы Никто о том и не говорил. И, кроме того, в самих ветхозаветных Писаниях всякий может видеть силу этого таинства. Написано же так в книге Чисел: «От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3508...

5). Вопрос, где велено, – «рукой молиться», в себе самом заключает противоречие. Молитва есть беседа с невидимым Богом или Его святыми. Следовательно, молиться можно только при непременном участии ума и сердца, молиться же только рукой или руками, – нельзя. Но это не значит, что руки, как и все существо человека, не должны участвовать в молитве. Господь осуждал словами пророка Исаии и тех, которые только устами молятся (Мф.15:8–9); но это не значит, что Он запрещал молиться словами, ибо и Сам в словах обращался к Богу Отцу и нам дал слова молитвы Господней. Повеление церкви, – молитву умную или сердечную сопровождать внешними знаками и телодвижениями, например, воздеянием рук, крестным знамением, поклонами, коленопреклонениями, вытекает, как из примера Господа Иисуса Христа, Который благословлял руками, возводил очи к небу, преклонял колена, так из слов св. апостола: «прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Kop.6:20) или: «от избытка сердца говорят уста» (Мф.12:34). Как запретить скорбящему плакать или радующемуся, – улыбаться? Также неестественно принуждать к мертвенному покою человека, у которого душа и сердце стремятся к небесам, к Невидимому, к Богу. Да и пашковцы, осуждая православные исконные обряды молитвенные, сами, когда молятся, падают на колена, утыкаются лицом в стул, бьют себя в грудь и проч. Но вы спрашиваете: где велено, – «рукой молиться?» Примите во внимание мое разъяснение по поводу вопроса и вы увидите, что сопровождать молитву движением рук заповедано в свящ. Писании неоднократно. Когда израильтяне воевали с амаликитянами, то Моисей взошел на гору и молился, и «когда воздвигал Моисей руки, одолевал израиль, когда же опускал руки, одолевал амалик». Заметив это, Аарон и Ор поддерживали руки Моисея до тех пор, пока не одолели израильтяне ( Исх.17:10–13 ). Не ясное ли свидетельство в подтверждение христианского обычая, – движением рук сопровождать выражение молитвенных чувств? А это же свидетельство подтверждает также и почитание креста, так как, по истолкованию свв. отцов, поднятием рук своих Моисей прообразовал крест Христов, на котором принесенная (а тогда еще будущая) жертва есть единая спасительная для всех. В 1 посл. к Тимофею св. Павел пишет: «желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ). Эти свидетельства ветхого и нового завета достаточно ясно показывают, как Господу угодно, чтобы люди святили и тела свои молитвой Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

73 Название Сеир означает “шероховатый”, “шершавый”. Так называется дикая, извилистая горная цепь, простирающаяся от южного берега Мертвого моря к восточному заливу Чермного моря. Гора Ор составляла с гробницею Аарона одно из ее вершин. 75 Имя Иосиф означает “прибавление”. Родился в Месопотамии в 2256 году до Р.Х.. Набальзамированное тело его, положенное в ковчег, оставалось в Египте до самого выхода Евреев из оного. Моисей перенес тело Иосифа в землю Ханаанскую и похоронил в Сихеме. Среди Египтян сохранилось живое воспоминание об Еврейском правителе Египта, оказавшем столько услуг этой стране. Например, в названии одного из Египетских каналов – канал Иосифа. Многие обстоятельства из жизни Иосифа, по объяснению святых отцов Церкви, служили прообразом некоторых событий земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. 77 Имя Ир означает “бодрствующий”. Так звали первенца Иуды и жены его, дочери от Шуи Хананеянина. 82 Вениамин (сын десницы, то есть крепости, счастья) – младший сын Иакова от Рахили. Его мать умерла тотчас же по его рождении, что случилось близ Вифлеема, на пути Иакова из Месопотамии в землю Ханаанскую. В предсмертных родильных муках она назвала его Бенони, что значит “сын скорби моей”, но отец дал ему другое имя – Вениамин. Известна воинственная наклонность колена Вениаминова по предсказанию Иакова на своем смертном одре: “Вениамин хищный волк, утром будет есть ловиту, и вечером будет делить добычу” ( Быт. 49, 27 ). 83 Имя Иуда означает “хвала Иеговы” или “Хвалите Господа”. Являлся четвертым сыном Иакова от Лии. Родился в Месопотамии около 2249 года до Р.Х. Колено Иудино было из наиболее многочисленных и могущественных и получило первый удел по жребию при разделе земли Обетованной. Пророческое благословение, преподанное Иаковом Иуде ( Быт. 49, 8–12 ) очень замечательно. “Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих. Поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Поклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель и Ему покорность народов”. В этом пророческом благословении Иакова заключается такой смысл: Иуде должна принадлежать правительственная царская власть пока не придет Примиритель, то есть Мессия Христос, Который примирит всех грешников с Богом и воцарится над всем человеческим родом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

   Вот отошла ты от аналоя — и вдруг кто-то тебя толкнул или сказал что-то неуместное; нет ли у тебя мысли поучить, как надо себя вести за литургией? и почему не возникло у тебя прежде всего мысли помолиться за этих людей, чтобы Сам Господь их управил? да и за себя тоже: спроси себя — почему именно тебе попустил Господь именно в этот миг такое искушение?    Вот пошла ты к Святой Чаше со страхом Божиим и верою; но почему же ты стремишься подойти первой? почему ты считаешь именно себя достойной такой великой чести? почему ты, которой еще только надлежит стать, «как дети» (Мф.18:3), вдруг оказываешься у Чаши впереди детей? почему старенькая монахиня, на замусоленных от долгих молитв четках которой не счесть узелков, оказалась позади тебя?    Вот отошла ты от Чаши — и где благодарение твое? почему молитвенник — не тотчас у тебя в руках? почему, когда начинают читать для всех (для тебя! ведь ты не прочла еще их, да и дома не всякий раз соберешься!) благодарственные молитвы, ты — скорее к кресту и — домой?    Вот вышла ты из церкви — неужели всё благоговение твое осталось там? почему ты сразу, не раздумывая, погружаешься в мирские дела? а если и не так — то почему же ты вновь и вновь, в размышлениях своих духовных, показываешь всем более «святость» свою фарисейскую, чем умиление мытарево?    Спроси себя, душа моя: всегда ли ты готова противостать ухищрениям искусителя? Не о тебе ли сказано: «Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою», — и: «вымытая свинья идет валяться в грязи» (Притч.26:11; 2Пет.2:22)?     Господи, «Спасе мой! Волны прегрешений моих, возвратившиеся, как в море Чермном, внезапно покрыли меня, как некогда египтян и военачальников» их.     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Неразумное, душе, произволение имела еси, яко прежде Израиль: Божественныя бо манны предсудила еси безсловесно любосластное страстей объядение.     «От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища» (Чис.21:4—5).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Известны нам и ветхозаветные прообразы святого Креста, и проявлявшаяся чрез них сила Божия. Когда израильский народ сражался с амаликитянами, то заметили, что победа и поражение Израиля зависели не от оружия, а от положения рук Моисея, молившегося на горе, ибо когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик. Посему Аарон и Ор поддерживали руки Моисея до захождения солнца, пока Иисус Навин не победил Амалика (Исх. 17:10—13). Моисей с распростертыми руками есть образ Иисуса Христа, распростертого на Кресте.    Когда евреи были в пустыне, кишащей змеями, от укусов которых многие умирали, то Господь, видя раскаяние евреев, повелел на знамени повесить медного змея. Моисей так и сделал. И с тех пор тот из ужаленных ядовитыми змеями, кто смотрел на медного змея, оставался живым. Так и ныне, кто с верой и мольбой смотрит на Древо святого Креста, тот не погибнет от ужаления ядовитого диавола.    Почитали святой Крест Христов и ученики Христовы — святые апостолы: «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия», — говорит апостол Павел (1 Кор. 1:18). Если слово о Кресте — сила Божия, то тем более таковой силой является сам Крест.    Апостол Павел хвалится Крестом Христовым. Сказав о том, что некоторые обрезываются для того, чтобы не быть гонимыми за Крест Христов, он пишет: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14). Здесь под крестом разумеются не страдания, а самое Древо Креста Господня, за прославление которого и были гонения.    Пред именем Иисуса Христа должно преклониться «всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2:10). Поэтому и мы кланяемся святому Кресту. Он не только омыт святой Кровию нашего Спасителя, но на нем имеется имя Иисуса Христа и самое Его изображение.    Апостол приглашает христиан: «выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» (Евр. 13:13), то есть Крест, на котором Он был поруган.    Приведем еще пример из жизни, уясняющий смысл почитания Креста Господня.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010