Орлову приходилось по крайне» мере иногда не самостоятельно обрабатывать его, а, как говорится, идти на поводу своих многочисленных пособий. Рецензент имел возможность проследить в одном небольшом месте отношение соч. г. Орлова к источнику и пособиям. Первым в данном случае является «Опыт исторического словаря о российских писателях» Новикова, которому г. Орлов посвящает 10 (17–18) страниц, а вторыми: «Материалы» Ефремова (с. с. V–VIII), «Исследования и статьи по русской литературе и просвещению» Сухомлинова (3–30), «Н.И. Новиков, издатель журналов 1769–85» Незеленова и «Сочинения Н.С. Тихонравова» т. 3, ч. 2. с. с. 57–58. В результате сопоставления последних с соч. г. Орлова оказалось, что все сообщаемые им сведения уже даны в его пособиях, так что, по крайней мере – в рассматриваемом месте, работа Орлова состояла в выборе этих сведений и более или менее искусном их расположении, каковое, как оказалось из того же сопоставления, наш автор исполнил с большим умением и, главное, добросовестностью: он не соблазнился возможностью просто списать нужное ему место пособия. Другим недочетом данной работы, обуславливающимся той же широтой ее постановки, является неполнота в числе разобранных курсов. Рецензент не нашел у г. Орлова разбора истории русской литературы Незеленова, по которому, вероятно, сам автор изучал в семинарии новый период этой истории. Если уж г. Орлову не достало времени для разбора даже такого учебника, то ему обязательно надо было оставить в стороне совершенно не относящийся к его теме доисторический, так сказать, период науки, которому он уделяет утомительно много внимания в начале сочинения. Впрочем, если сочинение г. Орлова рассматривать не как ученый труд, – каковая точка зрения, разумеется, не часто может быть приложима к курсовой работе, – а как учебный, то о нем придется отозваться с особой похвалой: работа над ним подготовила в лице г. Орлова на редкость осведомленного в своей литературе преподавателя истории русской литературы. За свой колоссальный (в 350 печатных страниц) и —381— прекрасно обработанный с литературной стороны труд г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И если душевные качества Орлова не сразу всем становились очевидны, потому что всегда почти оказывалась на затворе скорлупа, за которую его упрямо загоняли скромность и малая вера в себя, а может быть, и в других, то ослепительный эффект его дирижерской техники сразу и со всех сторон освещал Орлова как исключительно даровитого и мастерского главу церковного хора. Сама скромность, мягкость и доброта в жизни, Орлов – властелин толпы, ее владыка, когда перед ним души в нем не чаявшая, подчинившаяся его авторитету, его магнетическому внушению, воспитанная им же, вышколенная группа отличных голосов, а сзади во множестве собравшиеся слушать, как хор Орлова – лучший в Москве, в России, где бы то ни было, хор – поет, поражая своею сплоченной звучностью, музыкальной точностью ритма, безупречной стройностью, чистотою аккорда, тонкостью отделки... 117 Те, кто в стремлении заменить Орлова ограничатся подражанием внешним приемам его дирижерской манеры, не будут правы. Внешность церковного регентования – не то, чему надо подражать у Орлова. Его дирижерские жесты слишком широки и размашисты. В храме желательны движения регента более скромные и сдержанные, почти незаметные. При таланте и с такими добиться можно многого 118 . Кроме того, сознаюсь: мне, скажем, не каждый оттенок исполнения нравился у Орлова вполне; с иным не хотелось соглашаться; понималось исполняемое сочинение иначе, не так, как понимал его Орлов. Но это уже – нашептывания вкуса. А он у каждого свой; всем нельзя угодить в одинаковой мере. Да и не так это важно. Важнее другое. Орлов таинственно познал верный способ, как все им задуманное брать от хора полностью, как заставлять хор делать именно то, чего хотел от него дирижер. А в этом-то и подтверждение моих слов: Орлов – редкий мастер своего дела. Слить хор в одно компактное целое, выровненное, выверенное, надежное, уверенное, может регент и средних достоинств, раз он не обделен талантом, слухом, уменьем. Но довести хор до такого совершенства, чтобы он безошибочно отзывался на всякое капризное желание дирижера, как бы оно ни было утонченно трудно, – в силах только регент-мастер, каким и был, по всей справедливости, оплакиваемый нами незаменимый Орлов – наша слава, наша гордость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Отрывок представляет собой начало большого романа, задуманного Пушкиным. До нас дошло несколько подробных планов романа: I Русский Пелам сын барина, воспитан французами. Отец его frivole в русском роде. Пелам, двоюродный брат его médiocre freluquet , Пелам в свете, театр, литераторы, картежники. Он свидетель бесчестия одного молодого человека. Его дружба с Федором Орловым. Он помогает ему увезти любовницу, отказывается от игры фальшивой. Брат его, в игре получает пощечину, дуэль, брат его струсил. Орлов увозит девушку. Ее несчастное положение. Бедность. Разврат мужа. Она влюбляется в Пелама. Связь ее с ним. Подозрения мужа. Смерть Федора Орлова. Пелам влюбляется в женщину высшего общества. Пелам в большом обществе. Любовь в большом свете. Отец его умирает. Пелам в деревне. (Эпизод жены Ф. Орлова.) Соседи. Жизнь русских помещиков. Слышит о свадьбе двоюродного брата. Едет в Петербург. Брат его делается ему врагом, чернит его в глазах правительства. Он выслан из города. (Федор Орлов доходит до разбойничества. Пелам son confident. ) Он свидетель нападения. Он оправдан самим Ф. Орловым. II Пелам выходит в большой свет и, наскуча им, вдается в дурное общество. В обществе актрис и литераторов встречает Ф. Орлова и с ним дружит, отказывается от игры наверное, помогает ему увезти девушку. Продолжает свою беспутную жизнь. Связь его с танцоркой, на счет графа Завадовского. Дуэль Федора Орлова с двоюродным братом Пелама. Несчастная жизнь жены Ф. Орлова, Орлов доходит до нищеты и до разбойничества. Пелам узнает обо всем. Укрывает его у себя. Пелам влюбляется. Отец у него умирает. Перемена его, он ссорится с танцоркой. Он сватается. Ему отказывают. Он едет в деревню. Разбой. Донос. Суд. Тайный неприятель. Письмо к брату, ответ Тартюфа. Узнает о свадьбе брата. Отчаяние. Он освобожден по покровительству Алексея Орлова и выслан из города. Болезнь душевная. Сплетни света. Уединенная жизнь. Ф. Орлов пойман в разбое, Пелам оправдан, получает позволение ехать в Петербург. Заключение – Характеры

http://predanie.ru/book/221004-hudozhest...

95 Организаторами Русского хорового общества явились дирижер К. К. Альбрехт и любитель хорового пения И. П. Попов. В 1877 году они собрали небольшой мужской хор и разработали устав будущего общества, которое с 1878 по 1917 год играло заметную роль в распространении светского хорового пения а cappella в Москве. 96 Известный в Москве церковный хор Н. А. Смирнова в ноябре 1882 года вместе с дирижером В. Войденовым вошел в состав РХО уже в качестве духовной певческой капеллы. Совет старшин общества хотел назначить руководителем капеллы Войденова, но певчие потребовали Орлова, который был приглашен и оставался на этом посту до весны 1886 года. Работа Орлова дала замечательные результаты, однако тяжелое материальное положение капеллы не позволило ей широко развернуться. Последним дирижером этого коллектива стал Ф. А. Иванов (1886–1888). 97 Спевки Русского хорового общества (исполнительные собрания) проводились в стенах консерватории, все имущество и библиотека РХО находились там же. Дирижерами РХО после Альбрехта состояли профессоры и директоры Московской консерватории Аренский, Сафонов и Ипполитов-Иванов. В 1886–1887 годах Чайковский уделял большое внимание деятельности РХО и певческой капеллы, которую в 1885 году отделили от общества и содержали на пожертвования частных лиц. 99 Из двух претендентов – Н. И. Соколов и В. С. Орлов – предпочтение было отдано второму как даровитому и многообещающему регенту. Узнав из письма Орлова об освобождающемся месте регента Синодального хора и о желании Орлова занять это место, Чайковский 26 февраля 1886 года, опережая естественный ход событий, обратился к обер-прокурору Синода К. П. Победоносцеву с предложением кандидатуры Орлова, а 27 февраля написал крайне важное письмо московскому начальнику Синодального хора А. Н. Шишкову: «Ваше превосходительство милостивый государь Андрей Николаевич! В ответ на почтеннейшее письмо ваше позвольте прежде всего поблагодарить вас за лестное обращение ваше ко мне. Значение, которое вы придаете моему отзыву в таком важном вопросе, радует меня в высшей степени, так как я живейшим образом сочувствую процветанию нашей церковной музыки и знаю, что содействуя по мере сил к назначению В. С. Орлова старшим регентом при Синодальном хоре, оказываю тем самым услугу делу, которому предан всей душой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По счастью, у Орлова нет резких контрастов, но и его forte и его piano утрированы. Это уже не эффекты, а манера. Манерность в передаче духовной музыки еще, конечно, менее желательна, чем при исполнении светской музыки» («Артист», 1894, 33). 129 В рецензии Ст. Ф. Е. в журнале «Музыка и пение» (1902/03, 6) говорилось: «После исполнения Синодальным хором сочинений Кастальского приходится сознаться, что все наши и особенно провинциальные регенты не умеют исполнять сочинения Кастальского и уродуют их . Регентам можно смело рекомендовать идеальный хор – Синодальный как единственно могущий исполнять мастерски эти сочинения». 130 Журнал «Баян» в заметке об организации фонда имени В. С. Орлова писал в 1908 году 12): «Русские композиторы чутко прислушивались к пению своих произведений Синодальной капеллой и на нем опознавали и проверяли силу и размер своих дарований. Директора школ, настоятели монастырей, епископы русской церкви и знатоки церковно-певческого дела стремились поставить во главе своих частных хоров людей, воспитавшихся на музыкальных преданиях и практике Синодального хора. Из Болгарии и Якутской области посылались молодые люди на выучку в хор, руководимый Орловым; даже простых синодальных певцов охотно приглашали в преподаватели пения и управители хорами при городских школах, полках, приютах . Даже обычные спевки Синодального хора под управлением В. С. Орлова постоянно посещались москвичами и жителями других городов, являлись живой школой вкуса и понимания в сфере церковного песнотворчества. Таланты, знания, вкус, чувство В. С. Орлова учили и воспитывали всю церковно-певческую Россию». 131 Нападкам подвергалась сама дирижерская манера Орлова. В книге Н. Зипалова «Ф. А. Багрецов» (Владикавказ, 1914) читаем: «Эта неприличная и непристойная православному храму манера дирижирования – вырисовывать музыкальное содержание пьесы посредством открытых, резких, порывистых движений руками и прибегания к театральной аффектации пошла в Москве и распространилась со времен покойного регента Синодального хора, а позже директора Синодального училища церковного пения В. С. Орлова и, к сожалению, прочно привилась у регентов – учеников Синодального училища, «которые во время дирижирования позволяют себе совершенно недопустимое в храмах, во время богослужения, размахивание руками, сжимание и разжимание ладоней и тому подобные телодвижения, возбуждающие смех и смущение в богомольцах...» («Московский листок»). А между тем Синодальный хор поставлен во главе других хоров в Москве, манера пения им исполняемого и манера дирижирования у регентов этого казенного хора должна служить образцом для всех!» (с. 25).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С. Орлова». С. Н. Кругликов. Регент-мастер Не хочу громких слов, не хочу элоквенции и хвалебной риторики. Художественный облик Василия Сергеевича Орлова так прост и ясен; так скромна, не велеречива, в себе самой заключена и замкнута вся природа этого прекрасного человека. Об Орлове надо говорить просто, без преувеличений. Не требует украшений то, что и без них хорошо. Лучше будет, искреннее и ценнее, если, откинувши всякую осторожность, сказать о покинувшем нас все, как есть, как было. Никакой упрек не сможет умалить значение Орлова. Пусть же, во имя правды, будет порою произнесен он без боязни: упреку суждено погибнуть; его насмерть затрет многое другое, от чего он отскочит, как пуля от несокрушимой брони. Знал я В. С. Орлова много лет. Впервые столкнулись мы с ним гораздо раньше, чем образовалась связь моя с Синодальным училищем. Давно, значит, встречались мы как добрые знакомые. И впечатления всегда одни и те же. Неизменно – улыбка радушного привета; мягкая, чуждая болтливости речь; искренняя готовность откликнуться на чужое горе, так или иначе прийти на помощь тому, кто в этой помощи нуждался 115 . Но, при всем том, так и не закрепилась между нами духовная близость. Что тому причиной, судить трудно. Во всяком случае, не виноваты здесь ни он, ни я. В ответе только характерный склад натуры Орлова, вообще не давший ему много истинно близких 116 . Орлов мыслил здраво и глубоко. О том, что его занимало, у него сложились твердые, определенные, подчас оригинальные суждения. Но делиться ими он не любил, во всеуслышание тем более. Даже на заседаниях, имевших целью серьезные решения художественных и педагогических вопросов, Орлов отличался крайним лаконизмом, а иногда и к нему не прибегал, предпочитая разговору молчание и всякой речи письменно изложенный, обстоятельный доклад. Орлов во всем, всегда являлся человеком дела в гораздо большей степени, чем человеком слова. Так в жизни, так и в сфере искусства. Об Орлове не могу точнее выразиться: прекраснейшей души человек, редкий мастер своего дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но русскому дворянину тогда был один выход – военное поприще. Потемкина видим в гвардии, участвующим в деле 28 июня, но, к несчастью, во второстепенной роли: первую занял Орлов; но почему ж занял ее не он, Потемкин? Он сильнее Орлова, даровитее. Но если не удалось в первый раз, легко может удасться во второй. Терпение и интрига все преодолеют, особенно при виде некрепких способностей Орлова. Екатерина была польщена внимательностью другого атлета дружины 28 июня; его надобно было приобрести. Орловы, разумеется, морщились, но она умела сохранять мир между своими друзьями. Гораздо сильней, как мы видели, были столкновения у Орлова с Паниными, первенствующими министрами государственными, особенно при образовании Императорского совета: здесь во мнениях раскрылись различия, и Орлов не всегда наблюдал должную осторожность, указывая, что русская политика не должна быть строго прусскою. Теперь страсти разгорелись в Орлове: он долго жил подле женщины, стерег ее – для чего? Большинство не знало, что же это за богатырь, о котором так кричали, который спас отечество. В Москве Орлов выказал себя правителем, теперь представлялся ему случай явиться дипломатом, но этот случай должен был повести и к военному начальству. Он ехал, с тем чтобы взять войско у нерешительного Румянцева и двинуться за Дунай и прямо на Константинополь. Следовательно, Румянцеву грозила большая опасность, и он тем охотнее соединялся с Паниными. А между тем в Петербурге не дремали: нужно было заменить персону Орлова и этим нанести решительный удар; и эта персона явилась в виде добрейшего, красивейшего, но пустейшего офицера Васильчикова. Все удивились, но больше всех должна была удивиться Екатерина, когда, одумавшись, обозрела свое новое окружение. Васильчиков вместо Орлова и Панин на первом плане! Она никогда не любила Панина после 28 июня; она иногда сближалась с ним, иногда удалялась, и самое тесное сближение вызвано было польским делом, во время которого Екатерина уверовала в какие-то необыкновенные политические способности своего министра.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Одна из подопечных программы «Сиделки» — 34-летняя Мария Гостинцева — мать троих детей. Она страдает болезнью амиотрофического склероза. Эта болезнь приводит к постепенной атрофии всех мышц. Сейчас Маша не говорит и не может даже держать голову. Но не теряет бодрости духа      Но оплата труда сиделок нужна постоянно — каждый месяц, и именно для этого мы проводим такие концерты, чтобы к доброму делу могли присоединиться все неравнодушные москвичи. — Как появилась идея организовать концерты в Парке Горького? — Служба «Милосердие» проводит благотворительные концерты классической музыки уже больше 5 лет. Нам удалось объединить вокруг себя множество совершенно замечательных музыкантов, которые, несмотря на свой плотный график, всегда находят время, чтобы поддержать наши проекты. Идея провести благотворительные концерты в Парке Горького витала в воздухе уже давно. Мы хотели объединить в наших музыкальных вечерах три составляющие: летний отдых в парке, классическое искусство и традиции частной благотворительности. Тем более, место выбрано символичное: концерты будут проходить у веранды летнего домика графа Орлова . Летний домик графа Орлова      — «Веранда летнего домика графа Орлова» звучит очень привлекательно… — Да, это очень приятное и живописное место, и здесь совсем не чувствуется городской суеты. Интересно, что усадьба Орлова и Первая Градская больница, в стенах которой возрождался институт сестер милосердия, имеют общую историю. Именно на части проданного графиней Орловой участка была построена Первая Градская больница для бедных и неимущих. Сама же графиня Анна Орлова была щедрой благотворительницей и почти все свое состояние после смерти завещала монастырям и храмам. — Такое чувство, что сегодня благотворительность приобретает все большую популярность. Люди устраивают благотворительные базары, ярмарки, жертвуют средства в благотворительные фонды, отчисляют ежемесячно деньги со своих зарплатных карточек, участвуют в благотворительных концертах. С чем это связано? — Да, это правда, и очень радостная правда. Мне кажется, что это может быть связано с духовным возрождением нашей страны. Действительно, все больше людей испытывают потребность в совершении добрых дел. Свидетельством этого является постоянный рост числа друзей милосердия — тех людей, которые, пусть небольшими пожертвованиями, но регулярно поддерживают проекты службы «Милосердие».

http://pravoslavie.ru/71952.html

Об энциклопедии. В общем-то, это и есть все претензии господина Орлова к биографической справке, которая опубликована, по его мнению, в «энциклопедии сплетен». И тут, я должен пролить свет на историю ее появления. Так уж вышло, что портал «Краткая литературная энциклопедия» появился в 2017 году, когда редакция Русского литературного центра уже чётко поняла: российской версией самого популярного сетевого справочника «Википедия» руководят люди, давно покинувшие Россию. Тогда, мы обратились к Министру культуры РФ Владимиру Мединскому с предложением открыть такую энциклопедию. Нам были даны рекомендации, сообщили, что финансировать проект не смогут, но благословили действовать. Почему мы вообще спрашивали разрешение? Да все просто: в СССР была «Краткая литературная энциклопедия» под редакцией Дмитрия Лихачева. Прежде, чем брать на себя труд возобновления ее работы, а также, расходы по работе с торговой маркой нужно было убедиться, что у государственных инстанций нет планов по ее возрождению. Институция и этикет цифровых информационных справочников подразумевают, что любой материал создаётся на базе имеющихся открытых данных. Для работы портала привлекаются волонтёры, и мы даём полную свободу авторам, предлагающим материалы. Но у нас есть требование: любое утверждение просим подкрепить ссылками на публикации в открытых источниках. Так вышло с информационной справкой о Борисе Орлове. Предложенная статья вызвала у меня сомнения, и были запрошены ссылки, подкрепляющие каждое утверждение. Как о наградах и заслугах Орлова, так и конфузах, что связаны с его именем. Так что, все претензии о существовании «скандального прошлого» предъявить автор заметки «Энциклопедия сплетен» может только себе самому. Со своей стороны ваш покорный слуга, напротив, настоял на объективности справки об Орлове. Посему, в статье приведены данные и о заслугах Орлова. Сегодня «Краткая литературная энциклопедия» даёт представление о самых разных литературных течениях и русскоязычных писателях нашего времени. Ею пользуются студенты гуманитарных ВУЗов и приходят к нам на практику, развивая портал. Её любят книголюбы, так как она рассказывает о самых разных литераторах нашего времени. На неё ссылаются в СМИ.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/29/pr...

Еще в октябре 1896 года, когда Смоленский вел тяжелую борьбу с синодальными чиновниками за будущее училища – быть ли ему высшим учебным заведением или сделаться чисто регентской школой, Орлов невольно стал оппонентом Степана Васильевича. Он высказал свою точку зрения на профессиональное обучение, которая не совпадала с концепцией Смоленского. В декабре 1900 года Орлов выступил с программной запиской на ту же тему. Эта программа импонировала Ширинскому-Шихматову, и он, добившись смещения Смоленского с поста директора, задался целью во что бы то ни стало поставить на это место Орлова. Тот долго колебался, но давление прокурора пересилило. В течение первых пяти лет новое руководство пыталось плавно ввести программу Орлова, однако первые же шаги внесли сумятицу в учебный процесс. Изменения коснулись ряда предметов: совместная игра по классам была заменена коллективной игрой шестого-девятого классов, чтение хоровой партитуры из индивидуального предмета превратилось в коллективный, индивидуальные занятия по фортепиано и скрипке в певческом отделении были тоже заменены коллективными. Вскоре выяснилось, что формальный переход на новые позиции не принесет желаемого результата. Тогда Орлов предложил новый вариант, который учитывал сильные стороны обоих направлений – Смоленского и Орлова. С осени 1906 года началась дружная работа по составлению новых программ, проекта устава и штата училища и хора: она вдохновлялась общим желанием довести статус училища до статуса высшего музыкального учебного заведения, типа консерватории или академии. Ее оборвала смерть Орлова 10 ноября 1907 года. Н. Д. Кашкин. Воспоминания о В. С. Орлове Когда дорогой по своим душевным качествам и деятельности человек отходит в вечность, в среде знавших его является желание закрепить в памяти его образ, собирая всякие данные, относящиеся к нему лично и к его деятельности. Мне пришлось знать В. С. Орлова более тридцати пяти лет, то есть с его детских годов, и я хочу, хотя в беглых чертах, сделать обзор своих воспоминаний, относящихся к покойному.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010