В 1848 году графиня Анна А. Орлова-Чесменская (ум. 5 октября) назначила 3000 р. в пользу кафедрального собора и 6000 руб. вдовам и сиротам Варшавской епархии. Это подало повод учредить попечительство (утв. указ. Св. Синода в 1855 году). Много хлопот преосв. Арсению доставило устроение церквей в Лохове и в Горнем Потоке, и не менее того, греческая Подвальная церковь , перечисленная в обычную приходскую в 1856 году, чему особенно долго противился ее попечитель и представитель греков Стефан Добрич, давший много на нее. В 1855 году освящена была институтская церковь , а в 1856 году в сел. Ивановском на могиле благодетеля епархии наместника графа Паскевича Эриванского, князя Варшавского (ум. 20 января 1856 г.). Покойный обещал преосв. Арсению исходатайствовать дачу, которая и была дана 5 июля 1856 г. в Гуре, в имении князя Понятовского. 5 октября 1857 года освящена была в Гуре церковь . В 1868 г. последовало Высочайшее повеление о назначении причтов к военным местным церквам в городах Плоцке, Седлеце, Ломже и Пултуске, с причислением их к епархиальному ведомству. В 1859 г. Яблочинский монастырь возведен во второклассный, с назначением на его содержание 3720 руб. В том же году увеличены оклады подвижных таможенных церквей и крепостных. 1 июля 1860 г. преосв. Арсению Высочайше повелено было быть митрополитом Киевским. Служа последнюю литургию 6 августа, он возвел ключаря собора прот. Лотоцкого в архимандрита Почаевской лавры. Преосв. Арсений (ум. в 1876 г.) оставил в Варшавской епархии 40 церквей с 25358 прихожанами, при коих было протоиереев и иереев 35 человек. Училищ было три: 1) духовное, 2) монастырское в Яблочинском монастыре и 3) в Александровской колонии (с 1847 г.). Четвертый архиепископ Варшавский Иоанникий (Горский), прибыл в Варшаву 7 сентября 1860 г., и по случаю беспорядков в крае мало обозревал епархию, хотя он уже и не состоял Волынским архипастырем. Однако в архиерейский хор ему разрешено было брать певчих с Волыни (указ 26 июля 1862 г.). Указом 29 октября 1860 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Ист.: Следственное дело Максима Грека: «Лета 7033, февраля…»//Б-ка для чтения. 1837. Т. 21. Отд. 5. С. 54-63; Сб. кн. Оболенского. М., 1838. 3 [Следственное дело 1525 г.]; Судное дело Вассиана Патрикеева (1531 г., 11 мая)// Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960. С. 285-318; Судные списки Максима Грека и Исака Собаки/Изд. подгот.: Н. Н. Покровский. М., 1971; Россия и греч. мир в XVI в./Отв. ред.: С. М. Каштанов. М., 2004. Т. 1; Синицына Н. В. Сказания о прп. Максиме Греке. М., 2006. Лит.: [Терещенко Г.] О трудах Максима Грека//ЖМНП. 1834. Ч. 3. 8. Отд. 2. С. 243-278; Нильский И. Ф. Прп. Максим Грек, исповедник просвещения в XVI в.//ХЧ. 1862. Ч. 1. 3. С. 313-386; Преображенский И. Нравственное состояние рус. общества в XVI в. по сочинениям Максима Грека и совр. ему памятникам. М., 1881; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 349-351; Описание о российских святых. С. 80-81; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 146-147; Ягич И. В. Рассуждения южнослав. и рус. старины о церковнослав. языке//Исследования по рус. яз. СПб., 1895. Т. 1. С. 324-609; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 153-157; Белокуров С. А. О б-ке московских государей в XVI ст. М., 1898; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Вып. 2. С. 19; Соболевский А. И. Переводная лит-ра Моск. Руси XIV-XVII вв.: Библиогр. мат-лы. СПб., 1903; Дунаев Б. И. Сочинения Савонаролы и Максима Грека//Древности: Тр. Слав. комиссии имп. МАО. 1907. Т. 4. Вып. 1. Протоколы. С. 56-59; он же. Прп. Максим Грек и греч. идея на Руси в XVI в. М., 1916; Гудзий Н. К. Максим Грек и его отношение к эпохе итал. Возрождения//Унив. изв. 1911. 7. С. 1-19; Иконников В. С. Максим Грек и его время. К., 19152; Чернов С. Н. К ученым несогласиям о суде над Максимом Греком//Сб. ст. по рус. истории, посвящ. С. Ф. Платонову. Пг., 1922. С. 48-71; он же. Заметки о следствии по делу Максима Грека//Сб. ст. к 40-летию ученой деятельности акад. А. С. Орлова. Л., 1934. С. 465-474; Ржига В. Ф. Опыты по истории рус. публицистики XVI в.: Максим Грек как публицист//ТОДРЛ.

http://pravenc.ru/text/2561634.html

Женева. Кафедральный собор Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженский собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1862 году городские власти Женевы пожертвовали православной общине для постройки своего храма участок земли на месте бывшего раннехристианскго кладбища, там, где до XV века стоял монастырь св. Виктора. Благодаря уседию протоиерея Афанасия Петрова, в России были собраны необходимые средства, и на них был построен нынешний величественный храм. Считается, что первый проект храма принадлежит Ее Императорскому Высочеству Великой княгине Марии Николаевне, старшей дочери Императора Николая I. Автором выверенного плана был Давид Иванович Гримм, профессор архитектуры Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге; работами по постройке руководил женевский архитектор Жан-Пьер Гийебо. Первый камень в основание храма был заложен 14/26 сентября 1863 г., а три года спустя, 14/26 сентября 1866 г., храм был освящен в честь праздника Воздвижения Креста Господня. В 1916 г., в год пятидесятилетия храма, по инициативе протоиерея Сергия Орлова удалось значительно расширить все три нефа и добавить над центральной папертью колокольню со звонницей из пяти колоколов. Задуманная в древнем московском стиле, церковь построена из камня, добытого из швейцарских каменоломен. Стены ее снаружи украшены большими крестами из серого мрамора. Над храмом возвышаются девять золоченых куполов. Внешнее обаяние этой церкви еще более усиливается тем, что она обнесена небольшим садом, в котором цветы и кусты своими красками и листвой удачно гармонируют со стенами храма. Все здание состоит из основного нефа, над которым возвышается главный свод, и двух приделов, отделенных от нефа шестью массивными столбами, состоящими из пучков связанных между собой колонн. Вход в храм через паперть и притвор, ведущие к нефу и приделам. Украшения стен, задуманные в древнерусском стиле с несомненным византийским влиянием (ветвевидный и лиственный орнамент, геометрические рисунки и греческая монограмма Христа «ХР») отражают гармонию красок.

http://sobory.ru/article/?object=12221

Со 2-й пол. XIX в. свой вклад в изучение И. Б. О. вносит и православ. рус. библейская наука. Первым ее представителем, посвятившим специальный труд И. Б. О., был архим. Феодор (А. М. Бухарев ), к-рый пытался разъяснить ход судеб мира и Церкви, понимая И. Б. О. как пророческое изображение истории человечества. Будучи в значительной степени публицистическим и гомилетическим по стилю, труд архим. Феодора лишь с оговорками может быть назван научным. В судьбе автора он сыграл роковую роль: уже начавшееся его печатание было приостановлено, и в 1862 г. книга была запрещена, что заставило архим. Феодора сложить священный сан и монашество. Посмертное издание книги было осуществлено редакцией ж. «Богословский вестник» в 1916 г. под названием «Исследования Апокалипсиса». В дальнейшем изучение И. Б. О. велось в России в более строгом академическом ключе. Ряд трудов, написанных в полемике с гиперкритическими выводами зап. исследователей, был посвящен обстоятельствам возникновения иоанновских писаний и, в частности, И. Б. О. ( Успенский. 1879; Он же. 1880; Евдоким (Мещерский). 1898). На рубеже XIX и XX вв. выходит в свет ряд научных работ, посвященных И. Б. О. Заметным вкладом в науку своего времени стало исследование А. А. Жданова «Откровение Господа о семи азийских церквах» (1891). Рассматривая первые 3 главы И. Б. О., автор подверг анализу их язык и стиль, пытался найти в них историческую информацию об асийских Церквах 2-й пол. I в., определил место исследуемого раздела в общем контексте И. Б. О. и проследил его связь с др. новозаветными книгами. Статьи, посвященные образам связания сатаны и 1-го воскресения из гл. 20 И. Б. О., а также вопросу о месте книги в новозаветном каноне, были опубликованы в журналах «Вера и Разум» и «Христианское чтение» ( Воронцов. 1905; Он же. 1906; Гамолко. 1912; Он же. 1913). В этот же период издан ряд учебных пособий, содержащих разделы, посвященные И. Б. О., и комментариев популярного характера, из которых выделяется труд свящ. Н. Орлова «Апокалипсис св. Иоанна Богослова: Опыт толкования» (1904; ему же принадлежит соответствующий раздел в «Толковой Библии» под ред. А. П. Лопухина ).

http://pravenc.ru/text/471605.html

Зданий, принадлежащих церкви, будь то богадельня или часовня, не было. Церковь Святого Великомученика Георгия находилась на расстоянии 170 верст от консистории, от духовного правления - в 120 верстах, от местного благочинного округа - в 30 верстах. Домовой церкви в приходе не было. В 1823 г. была произведена опись церковному имуществу, скрепленная иереем Алексеем Егоровым и утвержденная печатью Опочецкого духовного правления. Копии с метрических книг с 1789 г. и исповедные росписи с 1789 г. хранились в целости, согласно ведомостям за 1851, 1852, 1854, 1864 гг. Пономарем церкви Святого Великомученика Георгия 22 апреля 1858 г. был назначен преосвященным Евгением Стефан Евфимов Орлов. Дьячком церкви 27 июня 1863 г. был определен высокопреосвященством Феогностом Иоанн Иоаннов Дориомедов. 29 марта 1864 г. в чин священника церкви был рукоположен Никандр Иоаннов Знаменский. По ведомости за 1864 г. земли при церкви было 51 десятина 306 квадратных сажень, в том числе 3 десятины усадебной, 30 десятин пашенной, 3 десятины сенокосной, под проселочными дорогами 1 десятина, под болотом 13 десятин 1806 сажень, под церковью и кладбищем 900 сажень. Земля была отмежевана в двух местах, а потому была невыгодна для пользования, так как выгон скота на свою землю священно- и церковнослужители могли осуществить только через землю помещиков, потому нередко приходилось платить ему за потравы по таксе, утвержденной губернским присутствием, за то, что скот попадал на его землю. Священник Знаменский жил не как церковнослужители в деревянных домах, а в квартире пономаря Стефана Орлова. В 1874 г. на колокольню церкви Святого Великомученика Георгия был поставлен новый шпиль мастером крестьянином Кудеверской волости деревни Бослаково Семеном Васильевым. Согласно ведомости о церкви за этот же год на церкви и колокольне кровля железная, выкрашенная медянкой, кресты железные, вызолоченные червонным золотом " на мардан " , а шары деревянные обитые белой жестью и тоже вызолоченные червонным золотом " на мардан " . Все церковное здание на этот год было весьма крепким, а оконные рамы требовалось немедленно заменить. В главном храме во имя Святого Великомученика Георгия была икона Скорбящей Божьей Матери, стоящая за левым клиросом в киоте столярной работы с вызолоченными колоннами, по преданию икона чтилась как чудотворная. В честь этой иконы совершалось 24 октября празднество. Икона эта в 1862 г. была украшена серебряной ризой 84-й пробы.

http://sobory.ru/article/?object=10637

181 Тихонравов, Памятники отреч, р. литературы, II, 201. Идея заместительства или ответственности за грехи кающегося свойственна старческой исповеди. Смирнов, о. с., 126 – 128– Она переносится на отношения -духовника к духовному чаду еще в греческой письменности. Павлов, Ном. Б. Тр., 335. Слова духовнического Поучения: «Аз убо, братие, всякому злу начальник: любодей, прелюбодей, и хищник, и мытарь» и т. д. (Тексты, XLV а , 65–67) говорят, вероятно, не о личных пороках духовного отца, а о принятых им на свою выю грехах детей. Аналогичные выражения–Тексты, XLV а , 57–58, 65 сл. 182 Поучение митр. Петра. Памятники стар. рус. литер. IV, 185; Алмазов, III, 265; Домострой, изд. А. С. Орлова, 13; Стоглав, гл. 40 fin. 184 «Аще кий монах в коем любо словеси сопротивится игумену своему, или старцу, или духовному своему отцу, яко соперник Божий обретается: лучше бо есть Богу согрешити, нежели ко единому от сих». Павлов, Номок. Б. Тр., 238. Ср. Смирнов, Духовный отец, 174–75. Одно древнее иноческое поучение, кажется, болгарского происхождения, но распространенное и у нас, предписывает иноку исполнять волю духовного отца, т.е. старца, если бы тот потребовал самоубийства. «Аще бо ти и повелено будет отцем своим воврещися в море, да речеши ему: «боюся послушания, отче», и аще речет: «не бойся»,– вниди, акы велико имение притяжавый». Инок должен отдать отцу духовному все мирское имение вместе с естественной волей. Материалы для истории рус. церкви, Харьков, 1862 – 63, II, 17, 23, 21. Монаху предписывается уже и в русских памятниках каяться в каждом помысле и предпринимать подвиги, только дозволенные духовным отцом. Там же, I, 136, 173–174. 188 Поучение избрано из всех книг, еже имеги христианину страх Божий в сердце. Журн. М. Нар. Пр., ч. 84, II, стр. 184 и 185. Другая редакция поучения Пр. Соб. 1859, I, 132. То же Поучение в Сборнике XVII в. собрании Богданова, И. Пуб. Б-ки О. I. 302, л. 22 об. 189 Ркп. Вол. Б-ки (Моск. Д. Ак.) 656, л. 256. Алмазов, III, 251–52, 245, 248; ср. А. Бычкова, Опис. слав. и рус. ркп. сборников И. Публ. Б-ки, I, 501; Тексты, XLVб,117; XLVb 121.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Ларионов Г. д. 1846 сен. 21. Ласунские 1787–1801. Левашев П. И. д. 1807 окт. 20 Леденцов И. А. 1792 фев. 28. Лепехины к. 1797–1815. Липинские к 1808–1841. Липкины к. 1826–1846. Лисенко Феодора 1838 июля 30. Лихарев П. И. д. 1784 апр. 15. Лоскутовы 1810–1855. Лукаш Ал. дев. 1834 фев. 23. Лукьянов И. 1798 авг. 2. Лупандин Д. С. ч. 1818 сен.30. Лухмановы к. 1812. Лыкошины 1825–1839.   М Макаровы д. 1790–1818 Макеровские д. 1818–1835. Максимов М. М. к. 1817. Малютин Н. мл. 1839. Мансуров Дм. Б. д. 1836. Манцовы к. и д. 1807–1861. Манухин М. 1859 июля 6. Мария И. ж. св. 1807 нояб. 22. Марковы д. 1794–1841. Марковы к. 1799–1862. Масальников В. к. 1791. Маслов Е. И. к. 1803 дек. 3. Масленикова В. В. 1862 апр. 4. Матрасенкова Е. мл. 1844. Матфиевский Н. С. к. 1801. Мельникова А. Д. 1854 дек. 28. Мельницкая Ан. 1819 июня 13. Мещеринова Т. А. д. 1811. Милентьев Анат. 1856 ноя. 15. Михаил Н. к. 1829 июня 19. Михаил Ф. к. 1798 авг... Михин В. И. ч. 1790 дек. 12. Мичурина М. Никиф. д... Можайская В. А. ж. св. 1848. Молчановы к. 1834–18... Мосягины к. 1800–1803. Мошков м. 1833 ян. 28. Муратов В. Г. д. 1843 ян.18. Мурзенау София А. 1845 мар 2. Мяхкова Ан. П. 1831 янв. 25. Мячков Сим. св. 1858 ян. 17.   Н Нагибина Ан. А. д. св. 1845. Нарбеков В. А. ч. 1790 мар. 7. Нарышкина А. Г. к. дч. 1852. Нарышкины д 1841–1859. Наумовы 1801–1859. Невежин В. Б. к. 1817 мая 2. Несвицкие кн... Нестеровская М. М. 1845. Нестеровы д. 1803 – 1845. Нехотеновы дух. 1781–1810. Нечаевы к. 1787–1814. Никифоровы 1848–1855. Норова А. И. 1864 янв. 9. Носков М. Ал. 1862.   О Оболешев А. С. д. 1847 дек. 11. Обрезков Ал. мл. 1817 мар. 17. Обухов Е. И. к. 1832 сент. 21. Овчинников С. А. ч. 1834 ок. 23. Одинцовы к. 1829–1837. Одоевские д. 1806–1808. Овчухин А. П. к. 1795. Ознобишина В. П. д. 1795 Орлова граф... Орловы кр. 1833–1847 Осия арх. Зл. м. 1827 окт. 13   П Палажченко А. Г. ч. 1829. Пановы 18–1843 мая 9. Пантелеев Кипр. к. 1795 н. 11. Пантелеевы д. 1813–1852. Панчулидзев С. Д. д. 1817 дек. 14. Пеленков Дм. С. к. 1843 ап. 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

1) 7 696 рублей сер. в государственном непрерывно доходном 47%, билете, приобретенном 1-го ноября 1860 года за 15321. В состав сего билета вошли 10 билетов, именно: а) митрополита Платона 1789 и в 1142 р. 85 3 / 4 к. б) славяно-греко-латинской Академии 1790 г., в 428 р. 57 1 / 2 к., в) Твердышевой 1795 г, в 439 р. 94 1 / 2 , к., г) Римской-Корсаковой 1796 года в 142 р. 85 1 / 2 к., д) Твердышевой 1799 г, в 10 р.207 1 / 2 к., е) графа Остермана 1802 г, в 500 р., ж) епископа Аполлоса 1802 г. в 310 р, з) Богдановича 1806 г., в 1428 р. 57 1 / 4 к., и) по завещанию митрополита Платона 1813 г. в 1142 р. 85 3 / 4 к., и) купца Протопова 1854 г. в 2150 р. 284 2) Непрерывно-доходный 4% билет 1860 г. в 700 р. протоиерея Орлова. 3) Пятипроцентный банковой билет в 100 р, пожертвованный неизвестным в 1800 г. 4) Непрерывно-доходный 4% билет 1862 г, в 715 р. 5) Протоиерея г. Казани Вишневского пятипроцентный банковый билет 1860 г., в 100 р. 6) Непрерывно-доходный 4% билет 1860 г. на сумму 1429 р., составившийся из капитала в 857 р. пожертвованного в 1828 г. купцем Павловым и капитала в 572 р., отчисленного на напечатание сочинений студенческих. 7) Пятнадцать 5% билетов на сумму 12 800 р., пожертвованную в 1864 году митрополитом Филаретом на ежегодное вознаграждение процентами с оных одного из наставников Академии. 8) Билет московского купеческого банка в 5 100 р. 1867 г., составившийся из капитала в 5 000 р., отчисленного из пожертвованных в 1862 г. Митрополитом Филаретом на пополнение библиотеки книгами 10 000 р. и 100 р., пожертвованных протоиереем Орловым. 9) Четыре выкупные свидетельства 1864 и 1867 годов, приобретенные на капитал в 4 600 р, пожертвованный для учреждения при Академии Ломоносовской стипендии. Содержание наставников Академии со времени основания Академии до ее реформы было довольно скудное и можно сказать скуднее, чем содержание наставников бывшей троицкой Семинарии, в здания которой перешла Аиадемия. Тогда наставники получали из лавры всю провизию мясную, рыбную, хлебную и даже напитки в большом количестве и кроме того жалованья по 200 рублей в год 285 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

420 . Письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к разным лицам/Сообщ. иеромон. Игнатий (Садковский) //Богосл. вестн. – 1913. – Июнь. – С. 195–226; Июль/Авг. – С. 488–519; Сент. – С. 1–32; Οκτ. – С. 221–249; Нояб. – С. 437–475:92 письма (1842–1864 гг.), в т. ч. 6 писем к мон. Александре ( Васильевой А. В.). 421 . Письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к разным лицам/Публ. М. А. Новоселова//Богосл. вестн. – 1914. – Янв. – С. 5–12; Февр. – С. 238–253; Март. – С. 429–449; Апр. – С. 633–649. – Содерж.: Письма: Отцу А. С. Брянчанинову от 4 нояб. 1835 г.; Сестре Марии Александровне писем] от 27 апр. 1840 г. – 2 мая 1850 г.; 1 письмо к брату Николаю Петровичу от 27 апр. б. г.; 58 писем иеромон. Варфоломею (от 12 июня 1829 – 23 апр. 1862 г.) – первые два письма подписаны: послушник Дмитрий Брянчанинов, Михаил Чихачев). 1 письмо к NN от 3 февр. 1859 г.: (Отр.). Публикация 71 письма. 422 . Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов : Его жизнь, личность и морал.-аскет, воззрения: В 2 ч. – Киев: тип. 1-й Киев, артели печ. дела, 1915. – Ч. 1. – 417 с., 9 л. ил. – Из содерж.: [Письмо о. Варфоломею от 17 апр. 1834 г.; Отрывки из писем к о. Варфоломею и С. Д. Нечаеву б. д.; Письмо К. П. Брюллову от 27 апр. 1847 г.: (в сокр.); Из письма А. А. Волоцкому от 22 марта 1861 г.; Завещание-письмо П. А. Брянчанинову от 9 июля 1862 г.]. – С. 181–183, 193–194, 286–288, 322–324; Прил.: с. 204–205:423. Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов : Его жизнь, личность и морал.-аскет. воззрения: В 2 ч. – Киев: тип. 1-й Киев. артели печ. дела, 1915. – Ч. 2. – 408, VI, 291 с., 2 л. портр. – Из содерж.: [Письмо М. П. Вагнер о кн. Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями " ]. – Прил. 1. – С. 120–122 1-й паг.; Письма епископа Игнатия к разным лицам. – Прил. 2. – С. 83–280 3-й паг.: факс. – С. 204–205:303 письма (1824–1867 гг.), большая часть без адресатов и дат. Среди названных адресатов: С. А. Боборыкина, П. А. Брянчанинов, Н. В. Голоушева, А. М. Горчаков , А. А. Жандр, митр. Исидор, М. А. Купреянова, еп. Леонид (Краснопевков) , Д. А. Мельников, Михаил (Чихачев), А. А. Орлова-Чесменская, архим. Пимен (Мясников), А. А. Плещеев, С. И. Снессорева, А. А. С., А. В. Ж., К. В. Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

срв. К. С. Аксакова , Воспоминания студентства, 1833–1835, отд. изд. М. 1911; Николай Полевой , Материалы по истории р. литературы и журнали­стики 30-х годов, под ред. Вл. Орлова, Лгр. 1934 («Воспоминания» Кс. Полевого и др. материалы); О Полевом см. диссертацию Н. К. Козьмина , Спб. 1903. Срв. А. Н. Пыпин , Характеристика литературн. мнений от двадцатых и до пятидесятых годов, 3 изд. 1906; В. Г. Белинский, 2 тома, 2 изд. 1908; Ив. Иванов , История русской критики, Ч. 1 и 2, 1898 (перв. в «Мире Божием») ; И. И. Замотин , Романтизм двадцатых годов XIX стол, в русской литературе, 2 тома, 2 изд., 1911 и 1913; П. Н. Сакулин , Из истории русского идеализма; Кн. В. Ф. Одоевский , т. I, 1 и 3, 1913; срв. рец. В. Гиппиуса , Узкий путь, Кн. В. Ф. Одоевский и романтизм, Р. М. 1914, 12; срв. рецензию С. Голованенко на новое издание «Р. Ночей», Бог. Вести. 1913, июнь; А. А. Корнилов , Молодые годы Михаила Бакунина, 1903; М. А. Бакунин, Годы странствий, 1924; П. Н. Сакулин , Русская литература и социализм, Ч. I. Ранний русский социализм, 2 изд. перераб., М. 1924. Письмо Белинского к Гоголю издано с пред. С. А. Венгерова, СПБ. «Светоч» 1905; срв. Письма Бе­линского, ред. Ляцкого, т. III, 1912. Сейчас выходит новое «Собрание сочинений и писем» Бакунина, вышли три тома, Период догегелианский и гегелианский, до отъезда из России, 1934 и 1935. Много материала со­брано у Чижевского , Hegel in Russland в сборнике: Hegel bei den Slaven, Reichenberg 1934. 4. Историософия русской судь­бы. Сочинения и письма П. Я. Чаадаева , под ред. М. Гершензона, 2 тома, М. 1913 и 1914; срв. и прежнее издание Гагарина, Oeuvres choisies, 1862. Исследования: Μ. Ο. Гершензон, П. Я. Чаадаев Жизнь и мышление 1908; Сн. Quénet , Tchaadaev et les lettres philosophiques, P. 1931 (здесь же полная библиография); срв. Π. Η. Μилюков, Главные направления русской исторической мысли I, 3 изд. 1913; А. Коуге , La philosophie et le probleme national en Russie au debut du XIX-e siécle, P. 1929. Из обширной литературы о славянофилах нужно выде­лить: К. Н. Бестужев-Рюмин , Славянофильское учение и его судьбы в русской литературе, Отеч. Зап. 1862, 2, 3, 5;

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010