500 Деян. 18:2 ; Рим. 16:3 . Необращенный еврей не пустил бы апостола под свою крышу и не стал бы работать вместе с ним. Слово Ιουδαος зачастую обозначает лишь национальность (ср. Гал. 2:13–15 ). Имя Акила («Орел», нем. «Адлер»), по–прежнему часто встречается среди евреев, как и прочие величественные имена, происходящие от названий животных (Лео, Леопардус, Лёве, Лёвенгерц, Лёвенштайн и др.). Греч, написание Ακλας – транслитерация с латыни. Слегка измененной формой этого имени, вероятно, является «Онкелос» – так, по преданию, звали автора одного из Таргумов, которого высокообразованный Эммануил Дойч отождествляет с Аквилой (Ακλας, в Талмуде), переводчиком Ветхого Завета на греческий язык и предположительно племянником императора (Liter. Remains, N. York, 1874, pp. 337–340), обратившимся в иудаизм при Адриане. Имя его жены, Прискилла (уменьшительное от Приска), «вероятно, указывает на ее принадлежность к роду Приска, героя древнейшей истории Рима, из которого произошли многие преторы и консулы» (из толкования Пламптре на Деян. 18:2 ). 502 Деян. 28:13–14 . Путеол был второй по значению, после Остии, гаванью Западной Италии и обычным местом разгрузки для александрийских судов с зерном; по этой причине в городе жило много торговцев и моряков из Израиля и других восточных стран. Когда прибывал караван с зерном из Александрии, все население города выбегало на улицы. До наших дней сохранились шестнадцать свай – остатки причала, на который высадился апостол Павел. См. Friedlander, И. 129 sq.; Ill, 511, а также толкование Хаусона и Спенса на Деян. 28:13 . 503 Деян. 28:15 . Гораций описывает Аппиеву Площадь (названную так в честь предполагаемого строителя Аппиевой дороги) как жалкий городишко, «полный моряков и подлых содержателей гостиниц». Три Гостиницы были более значительным городом – о нем упоминает в своих письмах Цицерон – и находились, вероятно, на пересечении дороги из Антиума с Via Appia, где–то в окрестностях современной Чистерны. На карте Антонина приведены такие расстояния от Рима на юг: «До Аричиа 26 км; до Трех Гостиниц 27 км; до Аппиевой Площади 16 км».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Были наконец и другие применения символов к Евангелистам. Так в одном греческом Евангелии X века Синодальной библиотеки 802 к Матфею отнесен лев, к Марку телец, Лука – без символа, а к Иоанну – орел, в другом греческом Евангелии XI века той же библиотеки 803 Евангелист Матфей со львом, Марк с тельцом, Лука с человеком – ангелом, а Иоанн без символа. 804 В издании Галичского Четвероевангелия Амфилохием приложены такие снимки с древних изображений. Сам Христос изображен в виде Ангела-Благовестника с евангелием в руке, а при Нем символы: вверху – человеческий лик и орел, а внизу – лев и телец. Если при определении данных символов руководствоваться соображением о преимуществующей паре евангелистов-апостолов пред парою евангелистов-учеников апостольских; то подучим двоякую возможность применения символов к Евангелистам. Если брать верхнюю и нижнюю пары, то надо будет относить: человека к Матфею, орла к Иоанну, льва к Марку и тельца к Луке. А если брать правую и левую пары (как у пророка Иезекииля) тогда получаем: человек – Матфей, лев – Иоанн, орел – Марк и телец – Лука. На следующих потом отдельных изображениях Евангелистов Матфей имеет льва, Марк тельца, Лука и Иоанн – без символов, но над изображением Иисуса Христа с надписью из Ин. 1:1–2 начертан орел. 805 В лицевом толковом Апокалипсисе библ. Моск. Дух. Акад. 14-й верхнюю парусоставляют: лев и человек, а нижнюю – телец и орел. Соответственно вышеизложенным соображеньям – или: лев – Иоанн, человек – Матфей, телец – Лука и орел – Марк, – или: лев Матфей, телец Марк, человек – Лука и орел – Иоанн. Но на 54 листе, на обороте, и на 58-м листе одна пара: орел и человек, другая – телец и лев. В Своде изображений из лицевых Апокалипсисов Буслаева, СПБ. 1884, на рисунках 12, 16 и 143 символические изображения составляют пары: верхние – орел и человек, нижние – лев и телец. 806 Такая неустойчивость в применении и распределении символов, кроме случайных причин, а также богословско-теоретических соображений о характере евангелий, могла также зависеть и от разности в порядке наименования символов у пророка Иезекииля и в Апокалипсисе с одной стороны, и в различном расположении Евангелий (Матфей, Иоанн, или Иоанн и Матфей, Лука и Марк) в древних евангельских кодексах – с другой стороны. Так у Иезекииля названы: лицо человека и льва с правой стороны и тельца и орла – с левой ( Иез. 1:10 ), – а в Апокалипсисе они поименованы в таком порядке: лев, телец, человек и орел (4:7). 807

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Церкви. На это и направлен законопроект, который мы просим Вас поддержать. Аникин Михаил Александрович, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения, Санкт-Петербург Виноградов Юрий Алексеевич, доктор исторических наук, ИИМК РАН (институт истории материальной культуры Российской академии наук), Санкт-Петербург Горончаровский Владимир Анатольевич, доктор исторических наук, ИИМК РАН, Санкт-Петербург Чернышев Владимир Александрович, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук, Санкт-Петербург Люлин Александр Сергеевич, лауреат литературной премии им. Адександра Прокофьева, поэт, Санкт-Петербург Савина Светлана Гурьевна, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург Марсодолов Леонид Сергеевич, доктор культурологии, ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург Коняев Николай Михайлович, член СП России, писатель и публицист, Санкт-Петербург Пастер Максим Анатольевич,солист Большого театра России, Москва Морозов Пётр Петрович,солист театра " Геликон-опера " , Москва Москальков Сергей Борисович, художественный директор театра " Русская опера " , Москва Нивинская Надежда Владимировна, генеральный директор театра " Русская опера " , Москва Гарбуз Юлия Викторовна, солистка областной филармонии, Орел Бунакова Лариса Вячеславовна, лауреат всероссийских и международных конкурсов,студентка музыкального колледжа, Орел Смирнов Владимир Сергеевич, артист губернаторского хора " Лик " , Орел Захаров Сергей Ильич, солист областной филармонии, Белгород Знаменская Галина Николаевна, Заслуженный работник культуры РФ, преподаватель музыкального колледжа, Орел Ибрагимов Георгий Михайлович, преподаватель музыкального колледжа, Орел Семенихина Лариса Егоровна, преподаватель музыкального колледжа, Орел Полякова Татьяна Григорьевна, солистка областной филармонии, Орел Митин Александр Андрианович, солист областной филармонии, Орел Зенкина Светлана Семёновна, артистка областной филармонии, Орел

http://religare.ru/2_73670.html

Гроба нельзя указать ни на один камень из такой ранней эпохи и, не смотря на то, что она по своему расположению представляет подражание Куполу скалы, только с натяжками можно найти в ней соответствие с описанием Евсевия». (Christlich-griechische oder byzantinische Kunst. p. 336–339). Не смотря на то, что мнение это, допуская возможность погребения Спасителя на Сионе, не отличается ничем иным, как только странностью, нашли однако нужным в виду ученого авторитета людей, его поддерживавших, проверить его исследованиями на месте. Для этого по поручению императора Вильгельма путешествовал в Иерусалим в 1871 г. берлинский профессор архитектуры Адлер. Результаты своих исследований он обнародовал по возвращении в речи, произнесенной им в заседании берлинского ученого общества и потом изданной особою брошюрою под заглавием: Felsedom und die heilige Grabenkirche zu Ierusalem. Спорный вопрос Адлер старался изучить сравнительным обследованием обоих памятников на месте и особенно церкви гроба Господня в ет настоящем виде. Ему удалось и в этой церкви найти некоторые довольно важные признаки того, что она стоит на своем старом месте. Он обратил внимание во-первых на фундамент здания и на едва заметные следы иссеченной в скале полуразрушенной иудейской погребальной пещеры, которая по преданию носит имя Иосифа Аримафейского. Само положение пещерной могилы (косо к главной оси здания) по мнению Адлера, доказывает то, что могила была вырыта прежде постройки; она была полуразрушена при постройке ротонды; ее простота, сходство в форме и технике с бесчисленными могилами в скалах перед воротами Иерусалима – все это подтверждает ту мысль, что все это сложное здание построено было на земле, лежавшей некогда вне городской стены и притом первоначально в очень далекой древности, так как фундамент здания очень не глубок, около 1 метра – явный признак, что почва с древнего времени находилась под одной и той же постройкой. Далее к востоку от ротонды в нынешнем кафоликоне Адлер нашел значительные куски поздне-римского карниза, которыми отделяется теперь один ярус от другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Эти куски могли принадлежать только постройке IV в. Вероятно они были найдены крестоносцами, когда они рыли фундамент для настоящего здания. Во всяком случае эта доселе незамеченная архитектурная часть – важное доказательство в пользу того, что церковь св. Гроба стоит на месте Константиновских построек. Наконец еще далее к востоку метров на 60 от Голгофы Адлер видел древние архитектурные обломки – мраморные базы и серые гранитные стволы колонн – вероятно следы пропилей Константина. «Итак – говорит Адлер – решительно подтверждается, что теперешний храм гроба Господня стоит на своем древнем первоначальном месте. Мнение Фергюссона после новейших исследований не имеет уже под собою почвы». Что касается до Купола скалы, то это древняя арабская постройка, и пещера, в ней находящаяся, не имеет в себе ничего похожего на место погребения. «Если бы Фергюссон – говорит Адлер – побыл несколько минут в этой пещере, он отказался бы от своей теории; потому что она не имеет ни малейшего сходства с иудейскими погребальными пещерами». См. Вести, общ. древне-русск. искусства 1874 1–3. Критика и библиогр. стр. 9–13. Олесницкого Свят. земля. Т. I. с. 116–149. 180 Разумеются боковые корабли. Заметим здесь, что, пользуясь переводом С.-Пет. акад., мы по местам изменяем его. 182 Кирилл иерусал. в своем XIV огласит. поучении говорит: «пророк ( Соф. 3:8 ) утверждает, что место воскресения называется Мартирион. В самом деле, почему это место Голгофы и воскресения (ο τε Γολγοϑα α της αναςασεως ουτος τπος) не называется церковью, так же, как все другие церкви, но именуется Мартирион». Эти слова ясно показывают, что для св. Кирилла Голгофа и пещера воскресения составляли одно и тоже здание – Мартирион. 183 A sinistra autem parte est monticulus Golgotha, ubi dominus crucifikus est: inde quasi ad lapidem missum, est crypta, ubi corpus ejus ipositun fuit, et tertia die resurrexit. Ibidem, modo rasen Gonstantini imperatoris basilica facta est. Слово: ibidem здесь очевидно относится и к Голгофе и к погребальной пещере.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

7 . Один юный инок, подвизавшийся в монастыре, желал жить в отшельничестве и выпросился у настоятеля уйти в отдаленное место пустыни для безысходного жительства. Бог благословил намерение инока и явил ему особое знамение, указавшее ему самое место такого жительства: когда на пути будущий отшельник, изнемогши, заснул вместе с сопровождающими его монахами, прилетел орел и, ударяя крыльями, разбудил их; потом орел отлетел от них и сел в виду их на земле. Сопровождающие монахи сказали молодому иноку: «Вот Ангел твой, вставай и последуй за ним». Он встал, простился с братьями, последовал за орлом и прошел до того места, на котором сидел орел. Тогда орел поднялся, пролетел дальше и опять сел, и инок последовал за ним; и снова орел поднялся и отлетел недалеко, а брат шел за ним. Это продолжалось в течение трех часов. Наконец, орел свернул направо в сторону и уже более не показывался. Инок последовал за ним и увидел три пальмовые дерева, источник воды и малую пещеру. Он сказал сам себе: «Вот место, которое приготовил мне Господь». И начал молодой инок безмолвствовать здесь, употребляя в пищу финики, а в питие воду из источника; прожил он тут шесть лет отшельником, никого не видя. Но вот, приходит к нему дьявол в образе мирского молодого человека и начал рассматривать его с головы до ног. Брат спросил его: «Что ты так смотришь на меня?» Он сказал: «Разве ты не узнаешь меня? Я сосед отца твоего», – и назвал имя отца и матери и сестры отшельника. Потом сказал: «Мать и сестра твоя умерли уже более трех лет тому назад, – а отец умер только недавно, сделав тебя наследником своим; перед смертью отец просил всех отыскать тебя, чтобы ты пришел домой, принял имущество и роздал его нищим за душу свою и отца; многие отправились отыскивать тебя, но не нашли, а я, пришедши по делам своим, узнал тебя; не медли, поди и исполни волю отца твоего». Отшельник отвечал: «Мне не следует возвращаться в мир». Но дьявол разными обольстительными внушениями склонил отшельника оставить келью, проводил до города, где жил отец, и тут оставил его. Инок входит в родительский дом с уверенностью, что отца уже нет в живых; и вот, сам отец выходит ему навстречу, жив и здоров. Сначала отец не мог узнать своего сына, а сын постыдился объяснить истинную причину, почему он оставил келью, а сказал, что этому причиною была его сыновняя любовь и привязанность к отцу... Так и остался он в мире, окончательно изменив своим иноческим обетам. (Из «Отечн.» 8, 94). 12. Рассказы о победе христиан над искушением от дьявола.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Жил в миру юноша, имевший отца и желавший быть монахом. Он много просил отца, чтоб отпустил его в монастырь, но отец не соглашался; впоследствии отец, упрошенный близкими друзьями, согласился. Юноша, оставив родительский дом, вступил в монастырь; постригшись в монашество, он начал исполнять монастырские послушания со всею удовлетворительностию и ежедневно поститься; потом начал употреблять пищу однажды в два дня, наконец однажды в неделю. Настоятель монастыря, видя это, удивлялся и благословлял Бога за воздержание и подвиг его. После некоторого времени юный монах начал убедительно просить настоятеля, чтоб отпустил его на отшельничество в пустыню. Авва сказал ему: «Сын! отвергни это помышление, ты не можешь выносить тяжкого подвига отшельнической жизни, в особенности же искушений и злохитростей диавола; если последует с тобою искушение, некому будет там успокоить тебя и избавить от возмущений, которые нанесет тебе враг». Но монах начал еще усиленнее просить о увольнении. Авва, видя, что нет никакой возможности удержать его, сотворил молитву и отпустил его. При этом монах сказал настоятелю: «Позволь, авва, кому-либо показать мне, куда я должен направиться». Авва послал с ним двух монахов монастыря своего. Они проходили по пустыне день и два, – ослабели от зноя и, кинувшись на землю, лежали. На них напал тонкий сон, и вот, прилетел орел и, ударяя их крыльями, разбудил. Потом орел отлетел от них и сел в виду у них на земле. Они встали и, смотря на орла, сказали молодому монаху: «Вот Ангел твой: вставай и последуй за ним». Он встал, простился с братиями и последовал за орлом. Он прошел до того места, на котором сидел орел: тогда орел тотчас поднялся, перелетел на пространство одной стадии, и опять сел; подобным образом и брат последовал за ним. Орел опять поднялся и отлетел недалеко, а брат шел за ним. Это продолжалось в течение трех часов. Наконец орел свернул направо, в сторону, и уже более не показывался. Монах последовал за ним и в сторону; увидев неожиданно три пальмовые дерева, источник воды и малый вертеп, сказал он сам себе: «Вот место, которое приготовил мне Господь». Он вошел в пещеру и начал безмолвствовать в ней, употребляя в пищу финики, а в питие воду из источника; прожил он тут шесть лет отшельником, никого не видя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

После предсказаний о французской революции (1789 г.) и о Наполеоне первом, который именуется в книге великим орлом (aquila grandis), говорится далее о грядущих европейских событиях так: «Post haec veniet altera aquila quae ignem fpvebit in gremio После сего придет другой орел, который огонь возбудит в лоне sponsae Christi et erunt tres adulteri unusque legitimus невесты Христовой, и будут трое побочных и один законный, qui alios vorabit, который других пожрет. Exsurget aquila grandis in Oriente, aquicolae occidentales Восстанет орел великий на Востоке, островитяне западные moerebunt. Tria regna comportabit. Ipsa est aquila grandis, quae восплачут. Три царства захватит. Сей есть орел великий, который dormiet annis multis, refutata resurget et contremiscere faciet спит годы многие, пораженный восстанет и трепетать заставит aquicolas occidentales in terra Virginis et alios montes Super-boдяhыx жителей западных в земле девы и другие вершины npe-bissimos; et volabit ad meridiem recuperando amissa. Et amore гордые; и полетит к югу. чтоб возвратить потерянное. И любовью charitatis inflammabit Deus aquilam orientalem volarjdo ad ardua милосердия воспламенит Бог орла восточного, да летит на трудное, alis duabus fulgens in montibus christianitatis. крылами двумя сверкая на вершинах христианства». Конечно, темновато, но согласитесь, однако, что «великий орел восточный, который спит годы многие и пораженный (NB не война ли наша с Европой 22 года назад? ) восстанет и трепетать заставит водяных жителей западных», — согласитесь, что это как будто похоже на теперешнее, конечно, если только не брать в соображение наших европействующих мудрецов, как бы всё еще трепещущих перед «водяными жителями», обратно пророчеству, тогда как уже орел полетел, «сверкая двумя крылами». Но трепещут лишь мудрецы, а не орел. Далее: «водяные жители западные в земле девы», если приложить пророчество Иоанна Лихтенбергера к современным событиям, очевидно, означают собою Англию. Но в таком случае почему же «земля девы»? В 1528 году еще не было королевы Елизаветы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Чтобы понять, как сильны и обольстительны бывают искушения врага нашего спасения, выслушаем следующий рассказ из патерика. «Один юный инок, подвизавшийся в монастыре, желал жить в отшельничестве и выпросился у настоятеля уйти в отдаленное место пустыни для безысходного жительства. Бог благословил намерение инока и явил ему особое знамение, указавшее ему самое место такого жительства: когда на пути будущий отшельник, изнемогши, заснул вместе с сопровождавшими его монахами, прилетел орел и, ударяя крыльями, разбудил их; потом орел отлетел от них и сел в виду их на земле. Сопровождавшие монахи сказали молодому иноку: «вот ангел твой, вставай и последуй за ним». Он встал, простился с братиями, последовал за орлом и прошел до того места, на котором сидел орел. Тогда орел поднялся, пролетел дальше и опять сел, и инок последовал за ним; и снова орел поднялся и отлетел недалеко, а брат шел за ним. Это продолжалось в течение трех часов. Наконец, орел свернул направо в сторону и уже больше не показывался. Инок последовал за ним и увидел три пальмовые дерева, источник воды и малую пещеру. Он сказал сам себе: «вот место, которое приготовил мне Господь». И начал молодой инок безмолвствовать здесь, употребляя в пищу финики, а в питие воду из источника; прожил он тут шесть лет отшельником, никого не видя. Но вот приходит к нему диавол в образе мирского молодого человека и начал рассматривать его с головы до ног. Брат спросил его: «что ты смотришь на меня?» Он сказал: «разве ты не узнаешь меня? я сосед отца твоего», и назвал имя отца и матери и сестры отшельника. Потом сказал: «мать и сестра твоя умерли уже более трех лет тому назад, – а отец умер только недавно, сделав тебя наследником своим; пред смертью отец просил всех отыскать тебя, чтобы ты пришел домой, принял имущество и роздал его нищим за душу свою и отца; многие отправились отыскивать тебя, но не нашли, а я, пришедши по делам своим, узнал тебя; немедли, поди и исполни волю отца твоего». Отшельник отвечал: «мне не следует возвращаться в мир». Но диавол разными обольстительными внушениями склонил отшельника оставить келью, проводил до города, где жил отец, и тут оставил его. Инок входит в родительский дом с уверенностью, что отца уже нет в живых, и вот сам отец выходит ему навстречу, жив и здоров. Сначала отец не мог узнать своего сына, а сын постыдился объяснить истинную причину, почему он оставил келлию; а сказал, что этому причиною была его сыновья любовь и привязанность к отцу... Так и остался он в мире, окончательно изменив своим иноческим обетам. (Из «Отечн.» 8, 94). 5. Главный враг наш – диавол

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Перед отпеванием духовной дочери старца монахини Серафимы батюшка вошел в алтарь. Здесь у двери стоял студент, которого раньше батюшка никогда не видел и не знал. Называя его по имени, отец Иоанн сказал: «А вот и Игорь здесь стоит». Студент был поражен. Один человек пережил сильнейшую скорбь, которая потрясла его, и он заболел. Батюшка в то время находился в Жировицком Успенском монастыре, а он не мог поехать туда и обратиться к старцу. Однажды вечером этот человек находился в сильном унынии, даже отчаянии. Вдруг зазвонил телефон, он поднял трубку и услышал батюшкин голос: «Ну, что ты там?». Рассказав все батюшке, он понял, что уныние исчезло, боль прошла, душа успокоилась. Так батюшка чувствовал и знал душу каждого из своих чад и всегда приходил на помощь. Одной своей духовной дочери отец Иоанн почти за 10 лет предсказал, что ее сестра будет замужем за священнослужителем, что и произошло. Другой духовной дочери, спрашивающей, можно ли помочь знакомому устроиться на работу, ответил: «Смотри, ведь он за границу уедет». Той это показалось невероятным. Но слова старца исполнились спустя 8 лет, уже после его праведной кончины. «Однажды, – рассказывал один человек, – мы попросили у батюшки благословения поехать отдыхать в Новый Афон. Батюшка ответил: «Поезжайте, вы еще успеете». Отдыхали хорошо, и только когда благополучно вернулись в Москву, стал понятен смысл слов батюшки: на следующий день после возвращения объявили карантин из-за холеры, поезда в Москву не пропускали, а останавливали на несколько суток вдали от населенных мест, и люди жили в вагонах в очень трудных условиях». «Батюшка, – вспоминает духовная дочь старца, – разрешил мне поехать на юг. Перед отъездом я приехала взять благословение в дорогу и сказала, что еду в Хосту (там уже, как мне сообщили, сняли квартиру). Батюшка ответил: «Хорошо, поезжай в Адлер». Я поправила: «В Хосту». – «В Адлер», – ответил батюшка. Когда мы приехали в Сочи, встречающий меня там брат сказал, что в Хосте с квартирой не получилось, и он снял ее в Адлере».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010