консистории 1-го июня того же года мною совершенно было освящение места для закладки постройки. Кирпичная кладка продолжалась медленно до половины почти 1899 г., а в конце года здание покрыто железом и окрашено. По желанию настоятеля Преосвященного Владимира, план составлен с пятью главами увенчанных крестами. Кресты сделаны арзамасским мастером Ал.П. Ключевым на щедроты Оранского иеромонаха Исаакия, стоимостью в 500 рублей. Они сделаны из красной меди и вызолочены через огонь. Главы под крестами покрыты толстым белым железом, а крыши железом черным и окрашены зеленою краскою. По краю коридора утвержден барьер из железной решетки. Перед зданием разбит палисадник и цветник любителем послушником Сергеем Лебединским и огражден железною решеткою с тремя дверьми». Церковь Петра и Павла Ещё одним храмовым сооружением монастырского ансамбля является каменный храм при монастырской трапезной во имя св. апп. Петра и Павла. Из описания монастыря конца XIX в. следует, что храм этот находился на первом этаже двухэтажного прямоугольного в плане корпуса, расположенного с северной стороны от собора. Трапезный корпус с храмом был выстроен еще в 1807 г., по плану, выданному Нижегородским архиепископом Вениамином (Краснопевковым) и первоначально, как уже было сказано, здесь размещались зимние кельи для монахов. Владыка Вениамин имел намерение выстроить этот корпус лично для себя, чтобы в последствии уйдя на покой и проживать в Оранской обители. Но Господь призвал этого святителя раньше данного намерения, и возведенный корпус с домовой церковью был оставлен впоследствии для братской трапезы. Очевидно, что спустя годы корпус этот и храм неоднократно перестраивался. Так, к примеру, доподлинно известно, что святой антиминс Петропавловской церкви был «…священнодействован Пресвященным Иоанном, епископом Нижегородским и Арзамасским 1836 г. сентября 26 дня», то есть спустя 29 лет после постройки данного корпуса. Из описания монастырского имущества на 1883 год следует, что «третья церковь однопрестольная теплая во имя св.

http://sobory.ru/article/?object=04995

Между тем, для помещения церковной утвари, ризницы и библиотеки в прочих монастырских зданиях совершенно не имеется вполне безопасного от похитителей и от огня помещения. Куда можно было бы перенести вышеозначенное церковно-ризничное имущество, посему необходимо построить вполне соответствующее сему новое здание. Лучшим и удобнейшим местом для постройки сего здания избрана небольшая площадь между холодной и теплой церквам, где здание ризницы будет находиться между обоими алтарями, соединенными между собою коридором, ход из которого будет устроен в ризницу имея в тоже время и парадный вход снаружи...». В свою очередь, начавшиеся работы по строительству ризницы позволили также расширить внутренний объём зимнего храма за счёт включения в него помещения бывшей крытой паперти. При этом по особому проекту архитектора А.К. Никитина, с западной стороны Рождественской церкви была пристроена новая паперть. За этот проект и за надзор за работами Никитину было выплачено 125 рублей. В помещении новой западной паперти Рождественской церкви в последствии размещалась монастырская библиотека, где для этих целей был специально предусмотрен второй (антресольный) этаж, имеющий дополнительное оконное освещение. В монастырских архивных документах сохранилось подробное описание здания ризницы, составленное архимандритом Аркадием: «Постройка здания для помещения ризницы в Оранском Богородицком монастыре вызвана необходимостью распространения теплой Рождество-Богородицкой церкви, которая по тесноте своей не вмещала богомольцев в праздничные богослужения, особенно в зимнее время. Вследствие сего признано более удобным существующую при оной церкви паперть присоединить к церкви, а для входа в церковь паперть пристроить новую. Но так как прежняя паперть большая, часть ея была занята помещением ризницы и библиотеки… Заручившись на эти постройки согласием Архипастыря – настоятеля и составив предварительно план и фасад, испрошено было разрешение нижегородского епархиального начальства, выраженное в указе дух.

http://sobory.ru/article/?object=04995

Над окнами нижнего яруса по трем стенам до иконостаса по кирпичному и алебастровому карнизу устроены хоры, с деревянными крашеными перилами, в расстоянии от стены на три четверти аршина. Таковые же хоры устроены и в среднем куполе над арками, поддерживающими купол храма. Пространством оная церковь от восточной полукруглой стены алтаря до западных дверей 13 сажен, от северных дверей до южных 8 сажен. Пол в алтаре и во всей церкви чугунный, на коем вокруг стены по окна устроены деревянные филенчатые панели, окрашенные дикою краскою. Снаружи церкви к западной стене пристроена на четырех каменных круглых столбах с пилястрами паперть с парапетами и карнизами, крытая листовым железом, окрашенным медянкою, пол на паперти и ступени чугунные, а при южных и северных дверях – крыльца с полами ступенями деревянными», – таким приводится описание собора в 1883 г. Примечателен тот факт, что архимандрит Амвросий (Орнатский) при составлении в 1807–1815 годах своей монографии «История Российской иерархии», говоря о монастырских постройках Оранского монастыря начала XIX века, отмечал, что, «здание в нем, ныне примечательнейшее каменное, есть следующее: 1). Соборная церковь во имя Владимирской Божией Матери, явленного образа Ея, который во всем подобен Иверскому, находящемуся в Москве. 2). Теплая церковь. 3). Колокольня и 4) в ограде купеческие лавки…». В дореволюционное время последний раз Владимирский собор переосвящали в 1882 г., после того как в нем были сделаны росписи на стенах: «Св. антиминс атласный дико-голубого цвета, священнодействован преосвященным Макарием епископом Нижегородским и Арзамасским в 1882 г., месяца марта 4 дня». Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Согласно планировочному решению с южной стороны от Владимирского собора в 1830-е г.г. (на месте прежней Владимирской церкви XVIII века) строится новая теплая церковь в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. 22 июля 1833 г. настоятель монастыря, строитель иеромонах Исаия подал епископу Амвросию (Мореву) «доношение», в котором сообщал о своем намерении разобрать старый храм, как пришедший в ветхость и выстроить новый.

http://sobory.ru/article/?object=04995

Под кровлей желобья и водосточные трубы такого же железа, покрыты медянкою, а вокруг среднего осьмерика – железная узорчатая решетка, окрашенная черною краскою. Главы и пять крестов осьмиконечных по дереву опаяны белою жестью и в 1875 г. позолочены на мардан. Пол двойной: нижний на дубовых балках наслан из соснового мелкого пластинника, а белый – из сосновых досок, окрашен масляною краскою, охрою; стены внутри и снаружи штукатурены, внутри до окон обложены деревянными филенчатыми панелями с карнизами и пандусами. При западной стене устроено помещение как для ризницы, так и для книгохранилища. Печей четыре, из коих две в алтаре из белого полуторного изразца и у западной стены из такого же изразца, затворки и вьюшки в них чугунные». В 1858 г. в Рождественском храме были выполнены росписи на стенах, которые спустя годы, в 1901 г. частично заменили, «изображениями по библейским сюжетам, выполненными масляными красками». В период с 1898 по 1900 год по проекту нижегородского епархиального архитектора А.К. Никитина в непосредственной близости с двумя основными храмами обители было построено специальное здание для монастырской ризницы (находящееся между алтарями Владимирского собора и теплой Рождественской церковью). Указом Нижегородской духовной консистории от 30 мая 1898 года, после согласования проекта в Строительном отделении Нижегородского губернского правления весной этого же года было получено разрешение на ее строительство. При этом фасады здания ризницы были выполнены в эклектичном стиле, несмотря на пристройку этого сооружения к двум основанным зданиям обители (собор и зимний храм), выполненных в классицистическом стиле. Настоятель монастыря архимандрит Аркадий (Антуфьев) в своем рапорте от 23 марта 1898 г. обосновывал необходимость постройки отдельного здания для ризницы: «...Теплая церковь, настолько тесна, что в зимнее время не вмещает богомольцев и неотложно требует расширения, и потому существующие при ней паперть вместе с помещениями ризницы и библиотеки придется присоединить в церковь, а паперть устроить новую в небольшом размере в виде тамбура.

http://sobory.ru/article/?object=04995

«…Почему первою обязанностью почитаю испрашивать Архипастырского благословения, не благоугодно ли будет оную теплую церковь перестроить вновь и сделать надлежащей, по планам и фасадам каковой для церкви на благоусмотрение и утверждение Вашего преосвященства при сем почтейнеше представляю…». Получив благословение архиерея на сооружение новой церкви, 4-го августа этого же года настоятель заключил контракт на производство строительных работ с крестьянином из села Городца Яковом Григорьевичем Моховым. В данном документе, между прочим указывалось на то, что «…на месте разобранной церкви (подрядчик обязуется - Авт.) немедленно начать согласно плану рыть рвы под новую каменную церковь, которую и класть мне под надзором господина архитектора, из приготовленных всех потребных монастырских материалов, сообразно выданному отцу строителю от духовного начальства фасаду, не отступая не мало от оного, кроме что все купола церкви снаружи украсить пилястрами…». Как и другие графические материалы, прежде в монастырской ризнице хранились следующие документы, касающиеся зимнего храма: «Фасад прежней теплой церкви и келий» (то есть фиксационный план с изображением храма XVIII века); «План и фасад на построение теплой церкви, утвержденный Преосвященным Амвросием, епископом Нижегородским и Арзамасским, августа 2 дня 1833 года». Однако ни в монастырских документах, ни в документах Нижегородской духовной консистории не называется автор-составитель данных фиксационных чертежей и проекта. К большому сожалению, не сохранились эти документы и до наших дней. Рождественский теплый храм строили в течение трех лет, в период с 1833 по 1836 год, и еще два года в нем продолжались внутренние и наружные отделочные работы. Строительные работы производились за счет средств, получаемых обителью от процентных вкладов, хранившихся в Московском опекунском совете. Значительные пожертвования на возведение Рождественского храма были сделаны коллежским советником Дмитрием Степановичем Шнитниковым. Впоследствии он был погребен рядом со своей женой Е.И.

http://sobory.ru/article/?object=04995

Протоиерей Сергий Клюйко , духовник Марфо-Мариинского сестричества милосердия. Архимандрит Нектарий – очень высокой духовной жизни человек, восстановивший много храмов. Сейчас он участвует в восстановлении одного из древнейших монастырей в Нижегородской области. К нему ездят сотни людей, он помогает больным, наркоманам, алкоголикам, бывшим заключённым. У него много духовных чад. Мы, его ученики, не можем равняться с ним по силе. Я, например, если устал, могу бросить всё и пойти поспать. А у этого человека всё расписано: устал, не устал – он должен вычитать молитвенное правило, сделать, что положено, а потом, если останется время, – думать об отдыхе. Я не живу так, но я хотя бы общался и общаюсь с подвижниками, у меня есть пример, как надо жить. Я сам не могу делать, как положено, но у меня есть возможность покаяния. В миру же многие своё расслабленное существование считают нормальной жизнью. Поэтому до них с трудом доходят слова проповедей, поэтому нет ощутимых результатов от молитв. Поэтому редко происходит исцеление духа, души и тела человека, как бывало в старинные времена, когда батюшка мог одним словом человека преобразить – пять минут побеседовал, и тот вышел уже нацеленным на духовность... Оранский Богородицкий мужской монастырь В царствование Михаила Федоровича, при патриархе Филарете жил некий благочестивый человек, дворянин Петр Андреевич Глядков, который состоял на государственной военной службе. Дослужившись до чина военного головы (иначе капитана), он удалился в свою вотчину: село Бочеево, в Березопольском стане Нижегородского наместничества. Был он человеком глубоко верующим, и, когда серьезно заболел, то решил прибегнуть к ходатайству Пресвятой Богородицы. Между других духовных доблестей Петр Андреевич имел особенное душевное расположение к иконе Богоматери Владимирской, находившейся в московском Успенском соборе, которая, по преданию, была написана самим святым апостолом Евангелистом Лукой. К ней-то на поклонение в столицу и отправился болящий Петр Гладков.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2. Алтарь Успенской церкви. Святый престол на четырех дубовых столпах с кипарисовой доскою, высота 1 аршин 6 1 / 2 верш., ширина — 1 арш. 6 верш; длина — 1 арш. 9 верш., освящен преосвященным Назарием, Епископом Нижегородским, 4 ноября 1905 года”. На глазах архимандрита Аркадия в 1918–1919 гг. происходило разорение скита местными жителями как самовольно, так и с разрешения местных властей: растащен кирпич, разобраны деревянные домики, в некоторых постройках вытащены рамы. Архимандрит писал гневные письма во всевозможные советские учреждения с просьбами охранять имущество скита, если уж оно было объявлено национализированным. 2 января 1920 г. он пишет в Нижегородский уездный отдел социального обеспечения: “В октябре месяце 1918 года уездным отделом социального обеспечения реквизированы здания в Оранском скиту и движимый инвентарь при них с целью устроить там санаторию, но за истекшее лето 1919 года намерение это не приведено в исполнение. Теперь Алистеевский волостной земотдел, говорят, что по предписанию Уездного Земотдела, увез из каменного здания и из здания музея всю мебель и разные предметы хозяйства, а в музее сломали замок сундука при выборе из него вещей. Сегодня, 2 января н. ст. волостной Земотдел в составе целой комиссии был в скиту и произвели оценку деревянных зданий кроме каменного корпуса и предназначили к продаже, и, как говорят, что покупатели уже намечены для того, чтобы ускорить разорение скита”. Трагикомичным было то, что самого архимандрита Аркадия пытались привлечь к ответственности за разорение скита. Вот что он пишет старшему милиционеру Алистеевской волости: “27 января 1920 г., через Оранский сельский совет, мною получено от нижегородского Горземотдела предложение от 24 янв. за 104, следующего содержания: «Настоятелю Оранского монастыря. До сведения Горземотдела дошло, что постройки на скиту сильно расхищаются, выламываются окна и двери и так далее, почему Горземотдел предлагает принять самые энергичные меры к охране всего находящегося в скиту имущества и построек, а также предлагает немедленно разыскать и вернуть выломанные рамы из построек и другие расхищенные вещи, в противном случае как Вы, так и живущие на скиту монахи будут привлечены к суду Революционного Трибунала». Сообщая о сем местной милиции, покорнейше прошу оказать помощь к розыску расхищенных предметов из скита возможным для Вас способом”.

http://pravmir.ru/oranskiy-monastyir-i-s...

10) Острецово – ст. Димитриевское Домнино – ст. Иваново Татарское, прип. к Домн. Щеблово – ст. Димитриевское Ченцово 5-й округ Благочинный, священник села Гатниц Сергий Успенский. Духовный следователь, священник села Лаптева Василий Крутицкий. 1) Бехово – г. Таруса Велеговши Вепри (Успенское) – ст. Серпухов 5) Кошкино-Страхово – ст.Тарусская Никольское-Лысцево – ст. Серпухов Ново-Яколевское – г. Таруса Ново-Яколевское – ст.Тарусская Подмоклое – ст. Серпухов Покровское – ст.Тарусская 10) Русятино – Димитриевское Савинское – ст.Тарусская Тулеино, прип. к Савин Скнига–г. Серпухов. – ст. Серпухов – ст.Тарусская 15) Хрипково Яколевское Старое Богородицкий уезд 1-й округ Благочинный, свящ. с. Богородицкого Николай Постников. Духовный следователь, священник села Товаркова Андрей Глаголев. Гор. 1) Соборная Троицкая – г. Богородицк Покровская Успенская Кладбищенская Сергиевская при сел.-хоз. учил 5) Богородицкая – г. Богородицк Пятницкое-Балахна Спасское-Хомяково Товарково – ст. Товарково С.-В. ж. д. – ст. Оболенское Бельково Грецово-Смоленское Дедилово ц.:Михаило-Архангельск 5) Параскеевская Спасо-Преображенская Тихоновская Знаменское-Крюково (Пятницкое) Иворовка 10) Ильинское-Маклец – ст. Узловая С.В. ж.д Карники – г. Венев Куракино-Румянино – ст. Оболенское Новоселебное Петропаловское-Хрущовка 15) Савинское-Высотское – ст. Узловая С.-В. ж. д. Сергиевское на Шат – ст. Оболенское Стубленки Шаховское 3-й округ. Благочинный, священник с. Ламовки Алексей Соколов. Духовный следователь, священник села Супонева Иоанн Соколов . 1) Ильинка – ст. Узловая С.-В. ж. д. Иовлево – г. Богородицк Кузнецово Кузовка 5) Ламовка Новопокровское (Красный Осетрик) Орловка – ст. Оболенское Супонево-Троицкое – ст. Узловая С.-В. ж. д. Успенское-Кобылинка – г. Богородицк – ст. Узловая Черняевка – г. Богородицк 4-й округ Благочинный, священник села Коломинского Митрофан Феологов. Духовный следователь, священник с. Любимовки Василий Авдуловский. 1) Зиновьево-Ивановские Кресты – ст. Михайловское Колменское

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Но мудрый владыка не ошибся в своем выборе. Уже 3 сентября 1990 года у стен вновь обретшей законного хозяина церкви состоялось первое богослужение, на котором присутствовало более двухсот человек. Отец Стефан отслужил на подмостках храма водосвятный благодарственый молебен с акафистом Казанской иконе Божией Матери и пообещал прихожанам уже через два месяца открыть разрушенный храм. По Божьему промыслу, храм восстанавливался всем миром, и 4 ноября того же года здесь состоялся престольный праздник. На Божественной Литургии присутствовал потомок знаменитого графского рода, ведущего начало от Екатерины II, Николай Николаевич Бобринский, который привез и подарил храму семейную реликвию – икону Иоанна Предтечи. Многие люди пожертвовали в храм иконы из своих домов, а иконостас с резными колоннами, левый и правый приделы, а также купол расписаны рукой старейшего местного художника Константина Кистенева. В 1995 году храм был полностью восстановлен, и по сей день в нем регулярно совершаются богослужения.  Свято-Казанский храм стоит в самом сердце Богородицка, в прекрасном старинном парке. Колокольня храма - в прошлом въездная башня имения графа Алексея Григорьевича Бобринского, незаконнорожденного сына императрицы Екатерины II. Всё здесь - буквально пропитано историей. Вообще, Богородицк - из тех городов, что изначально были призваны защищать границы Московского государства от врагов. Достаточно вспомнить, что не так уж далеко от нынешнего города в 1380 году состоялось Куликовское сражение. Из документов следует, что долгое время Богородицк являлся как военным, так и экономическим центром. В 1764 году он вдруг стал селом, а через два года вместе с землями села Бобрики стал собственной царской волостью. Двумя годами позже Екатерина II назвала Богородицк слободой, а ещё через десять лет вернула ему городской статус. В 1771 году на высоком левом берегу речки Упёрты началось грандиозное строительство дворца графа Алексея Бобринского. Дворец окружили парком - одним из самых первых в России, если не принимать в расчёт парки Петербурга.

http://sobory.ru/article/?object=00875

ЧЕБОКСАРСКИЙ Троицкий мужской заштатный КИЕВОВО3НЕСЕНСКИЙ Фроловский девичий 1 кл. ИОАННОПРЕДТЕЧЕВ Казанский мужской 3 кл. ЗАБЛУДОВСКИЙ Успенский мужской заштатный МАТРЕНИНСКИЙ девичий заштатный возобновлён СНЯТОГОРСКИЙ мужской 3 кл. Ивановский Московский девичий Машезерская пустынь около 1570 Ферапонтов Благовещенский около 1575 Маркушевский Николаевский БОГОРОДИЦКИЙ Казанский девичий 3 кл. ТРИФОНОВ Успенский мужской 2 кл. ЧЕРНЕЕВ мужской заштатный НИКАНДРОВА Благовещенская пустынь ЧИРЦОВА пустынь около 1585 ЗАОНИКИЕВСКАЯ заштатная мужская пустынь КИЕВОБРАТСКИЙ училищный 2 кл. ЗАЧАТЕЙСКИЙ Московский девичий 3 кл. ДОНСКИЙ Московский Ставропигиальный 1 кл. НЕБИН мужской 3 кл. ЕНИСЕЙСКИЙ Спасский мужской 3 кл. СЕМИГОРОДНАЯ пустынь. Основана в 1410 году, возобновлена НИЛОВА Осташковская общежительная пустынь Лукианова пустынь ВИЛЕНСКИЙ Духов мужской 2 кл. около 1595 Троицкий упразднён около 1595 СПАСОПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Астраханский мужской 2 кл. ЗНАМЕНСКИЙ Курский мужской 2 кл. КОРЕННАЯ пустынь ПЕРТОМИНСКАЯ пустынь мужская заштатная БЕЛГОРОДСКИЙ Николаевский мужской 3 кл. СОФРОНИЕВА пустынь около 1599 В конце этого же века устроены: Батуринский Николаевский мужской Чолнский Спасский мужской БУЙНИЦКИЙ Духов мужской заштатный Ломовский Спасский мужской Мальский или на Малах Рождественский ПАИСИЕВ Галицкий (возобновлён) ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕВ Свияжский девичий 3 кл. ГРОЗОВСКИЙ Иоанно-богословский мужской заштатный Макошинский Николаевский Троицкий Густинский Звание монастырей Лета их основания В какой части ВЕК XVII ЗНАМЕНСКИЙ Тобольский мужской 2 кл. около 1601 КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ Нижегородский девичий 3 кл. около 1601 ГРО3ОВСКИЙ Николаевский приписной около 1601 Тиксенская Спасская пустынь Туринский Покровский Синозерская Троицкая пустынь ВЕРХОТУРСКИЙ Николаевский мужской 3 кл. Воскресенский Берёзовский Виленский Благовещенский КАЗАНСКИЙ Ярославский девичий 3 кл. НИКОЛАЕВСКИЙ Арзамазский девичий 3 кл. Яшезерская пустынь КРАСНОГОРСКИЙ Архангельский мужской 3 кл. Устнедумский мужской

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010