608 Оранский Богородицкий мужской монастырь расположен в с. Оранки Нижегородского уезда Нижегородской губ. Основан в 1634 г. как пустынь в честь Оранской иконы Божией Матери дворянином П.А. Глядковым (Гладковым). С 1866 г. общежительный мужской монастырь 1-го класса. В ночь на 18 августа 1918 г. на острове Мочальном на Волге вблизи Нижнего Новгорода были расстреляны в качестве заложников 15 монахов Оранского монастыря, его настоятель архимандрит Августин и настоятель Нижегородского храма Казанской иконы Божией Матери Николай Орловский. В том же году были реквизированы и разворованы местными жителями хуторское хозяйство и часть построек монастыря. В 1920 г. монастырь закрыт большевиками. Один корпус оставлен братии во главе с архимандритом Димитрием (Архангельским). В 1921–1923 гг. в обители был организован церковный приход, но в 1928 г. он был упразднен, а архимандрит Димитрий арестован, приговорен к трем годам ссылки (в 1937 г. расстрелян). Монастырь возрожден в 1993 г. 609 Речь идет о событиях апреля 1918 г. в Крестовоздвиженском женском монастыре Нижегородской епархии. Здесь перед Вербным Воскресением отряд латышских стрелков попытался конфисковать монастырское имущество. Игуменья Мария отказалась отдать ключи, ее поддержали монахини и паломники, по которым была открыта стрельба. Обитель была закрыта и по некоторым данным в ней был устроен концентрационный лагерь для заложников из бывших царских офицеров (см.: Забвению не подлежит: Неизвестные страницы нижегородской истории (1918–1984). Н. Новгород, 1994. С. 148). 614 В мае 1918 г. Череповец стал губернским центром. СНК РСФСР учредил Череповецкую губ., в которую вошли пять уездов – Кирилловский, Белозерский, Тихвинский, Устюженский и Череповецкий, а также были переданы четыре волости из Пошехонского уезда Ярославской губ. 615 На почве проводимой большевиками в деревне продовольственной реквизиции эта губерния с марта по осень 1918 г. была охвачена крестьянскими восстаниями. Особенно крупное крестьянское восстание под руководством меньшевиков и эсеров началось в ноябре 1918 г. в Починковской волости Череповецкого уезда. К нему присоединились крестьяне шести соседних волостей. Движение между городами Вологдой и Череповцом было временно прервано. Восстание подавлено 2 декабря 1918 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гречневик – высокий цилиндрический мужской головной убор из коричневой вяленой овечьей шерсти. Вернуться 37 Кликуша – человек, страдающий кликушеством – истерическими проявлениями, сопровождающимися бессвязными выкриками, бурной жестикуляцией и судорожными припадками. Вернуться 49 Оранский Богородицкий мужской монастырь, расположенный в селе Оранки Нижегородской области, был основан в 1634 году дворянином П. А. Глядковым. Вернуться 50 «Проходя по полю, называемому Оранским, вошел в непроходимый лес и увидел на горе зажженный огонь. Подошел, но никого возле огня не встретил, лишь увидел устремлявшийся ввысь сияющий столп, доходивший до неба… День же тот был сумрачным, и из-за огромных туч не только неба, но и солнца нельзя было разглядеть, и сильный дождь шел, не переставая» (церк. – сл.). Вернуться 51 Терюхане – этнографическая группа мордвы, жившая на территории Нижегородской губернии. Ныне полностью слились с русским населением. Вернуться 55 Схимонах – монах, принявший схиму – торжественную клятву (обет) соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. Вернуться 61 Четьи-минеи – книги житий святых Православной Церкви. Повествования излагаются по порядку дней каждого месяца в соответствии с днями памяти святых, откуда происходит название «минеи» (греч. μηνιαος – «длящийся месяц»). Вернуться 64 Оранская Владимирская икона Божией Матери – чудотворная икона Богородицы. Является списком или копией с Владимирской чудотворной иконы, находившейся в Успенском соборе Московского Кремля. Вернуться 67 Восьмиконечный крест – крест с тремя перекладинами, наиболее распространен в России. Верхняя короткая перекладина символизирует дощечку с надписью, сделанной по приказу Пилата на трех языках, а нижняя косая короткая перекладина – подножие, на которое опирались ноги Спасителя. Вернуться 70 Никон (Минин или Минов; 1605–1681) – московский патриарх с 1652 по 1667 год. Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Вернуться 73 Схоластическая диалектика – искусство вести спор, опираясь лишь на формальные логические аргументы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Анализ вышеназванных документальных источников свидетельствует о том, что уже в середине XIX столетия в застройке Оранского монастыря происходил постепенный распад четкой классицистической схемы (плана), по которому изначально создавался монастырский архитектурный комплекс. Вызвано это было как новым строительством, так и перестройкой уже существующий сооружений. Расширялась со временем и сама территория обители, которая в ограде не имела четких форм, так как в соответствии с рельефом местности, была ограничена практически со всех сторон оврагами, прудами и дорогой. Отсутствие графических документов и фотоматериалов, к сожалению, не позволяет полностью представить, как выглядел архитектурный ансамбль Оранского монастыря в начале ХХ в. Из документов явствует, что, как большинство крупных обителей, с большим числом насельников и паломников к святыням, этот монастырь на протяжении всего периода своего существования постоянно перестраивался и развивался как в хозяйственном, так и в практическом функциональном отношении. И совершенно четко закономерно прослеживается тенденция изменения архитектурно-планировочного решения его застройки, переход от классицистического к «неорусскому» или эклектическому стилю. Из страховой оценочной ведомости 1910 г. следует, что в начале XX столетия помимо вышеназванных основных сооружений на территории монастыря, а также за ее пределами находилось более 50 различных зданий и сооружений (каменных, полукаменных, деревянных), многие из которых имели хозяйственное назначение. В 1928 г. монастырь был закрыт, и на его территории разместились различные организации. С целью расширения проезда между корпусами в 1930-е г.г. монастырская колокольня была разобрана местными жителями на кирпич, а колокола отправлены на переплавку. В советский период все храмы обители были осквернены и перестроены. В настоящее время архитектурный ансамбль Оранского Богородицкого монастыря полностью восстановлен, в том числе и постройки за пределами монастырской ограды. Облик храмов и братских корпусов восстановлен в соответствие с их описанием в архивных источниках XIX в., за исключением монастырской колокольни, которая выстроена значительно выше, чем существовавшая прежде. Именно четырехъярусная колокольня сегодня является основной доминантной всего монастырского ансамбля. Некоторые сооружения обители имеют яркую, не традиционную для них окраску, но в целом архитектурный комплекс, сформировавшийся на протяжении нескольких столетий, является украшением Богородской земли - духовным центром под покровом Пресвятой Богородицы и ее чудотворной иконы Владимирской-Оранской.

http://sobory.ru/article/?object=04995

В мае 1903 г. игумен Аркадий сообщает в своем рапорте на имя преосвященнейшего Назария о ходе строительства: “Построен там деревянный дом для помещения рабочих, выкопан первый колодец для снабжения водою, сделана просека леса для удобного проезда, расчищено место для будущей постройки каменного дома и начата постройка деревянной городьбы на границе земли с соседними владельцами. Теперь предстоит положить начало каменной постройке”. В этом рапорте прилагалось несколько проектов плана и фасада для каменной постройки дома (очевидно, к этому времени окончательный проект каменного дома с церковью не был еще выбран). В этом же 1903 году игумен Аркадий пишет рапорт с просьбой разрешить ему строительство деревянного домика-келии для собственного проживания и прилагает план и проект постройки. Постройка скита шла очень быстрыми темпами, и уже в 1904 г. каменное здание было почти построено по проекту, нигде ранее не указанному. Из письма игумена Аркадия в Русский Пантелеимонов монастырь на Афонской горе от 24 ноября 1904 г.: “Скит еще строится, и ныне сложено там только первое каменное здание с церковью. Вскоре начнется штукатурка и прочее, и осенью может быть и открытие его”. В этом же письме сообщается о следующем: “Я хотел написать Вам еще даже не о постройке скита, а о мысли этой постройки, и просить через Вас в благословение этой обители с Афона какой-либо святыни и молитв пред первою в мире Монахинею Материю Божиею о благодатной помощи Ея на это святое дело. Предполагаемая обитель назначается со строгим уставом и без входа в нее женскому полу, как и у Вас на Святой Горе. Помолитесь Владычице неба и земли, да утвердит начатое дело и благословит обитель сию, где первый храм Ея заложен во имя Ея преславного Успения”. Таким образом, у скита появляется новое название — Успенский, и в делах о постройке скита фигурируют два названия: Воскресенский (очевидно, по первому замыслу предполагалось строительство церкви Воскресения Христова) и Успенский (по названию первой построенной церкви).

http://pravmir.ru/oranskiy-monastyir-i-s...

Не лучше обстояло дело и с церковно-археологическим музеем, в течение многих лет с большим тщанием и усердием собранном архимандритом Аркадием и помещающемся в скиту в отдельном доме. Вот что он пишет в своей памятной записке по этому поводу: “22 ноября 1918 г. явился в монастырь молодой человек А. А. Семочкин со спутником — актером В. Николаевым и предъявил мне бумагу алистеевского волостного совета, в которой я именовался «хранителем музея в скиту Оранского монастыря», и где мне предписывалось «согласно отношения нижегородского уездного отдела гражданского управления сдать предметы музея в Лукинский народный дом, где устроен театр, А. А. Семочкину и К. Ф. Степанову». Я отвечал, что передать музея не могу без ведома губернского комиссариата по отделению церкви от государства, в ведении которого находится монастырское имущество, и сделаю сношение немедленно. Семочкин пытался уверять меня в бесполезности сего сношения, требуя осмотра музея, на что, конечно, необходимо было тотчас согласиться. Идя к скиту, я между прочим, задал ему вопрос: «Почему он в сопутствии актера?». — «Он знаток сцены и декоратор и может дать правильное суждение о музее». В музее Семочкин удивлялся редкому собранию разных изображений, сожалел, что на некоторых лежит печать обновления, желал немедленной описи их и др. предметов, видимо опасаясь, что по отбытии его отсюда многое исчезнет. По возвращении из скита я предложил гостям чай, за которым все мирно беседовали: Семочкин говорил, что большая несправедливость такому богатому музею пребывать в лесной глуши, что в Лукино его будет видеть всякий, особенно в народном доме. Я, в свою очередь, сказал, что глубоко буду сожалеть об этом разорении музея, собрание которого стоило мне больших хлопот и расхода, что здесь — в Оранском монастыре — он может быть поставлен в более лучшие условия, что я и не замедлю сделать, если он будет оставлен в моем распоряжении”. К сожалению, судьба этого музея неизвестна. В дальнейшем в скиту стали размещаться различные учреждения: в 20–30-е гг. летний лагерь для детей-беспризорников из дома Ансена (Нижний Новгород); в годы войны, с 1942 г. — первая из антифашистских школ, так как в то время в Оранском монастыре был лагерь военнопленных офицеров германской армии. Эта школа была в 1943 г. переведена под Москву в Красногорск.

http://pravmir.ru/oranskiy-monastyir-i-s...

Согласно страховой оценочной ведомости монастырского имущества составленной в 1910 г., после перестройки храм Петра и Павла и трапезный корпус имели нижеследующий вид: «…Корпус каменный двухэтажный снаружи и внутри оштукатурен, покрыт железом. Окрашенным зеленою масляною краской. Длина корпуса 19 сажень, наибольшая ширина 8 сажень; высота до верха карниза 4 сажени; на церкви имеется одна большая глава и одна малая над алтарем; больших окон 55 штук; 4 штуки малых слуховых; дверей наружных (в церкви) створчатых 4 штуки – деревянных и внутренних створчатых 5 штук – деревянных; в корпусе внутренних дверей 7 штук в нижнем этаже и 14 штук в верхнем – все одностворчатые деревянные. Иконостас длиною 4 сажени 2 аршина; высотою 1,5 сажени...». Одновременно с ремонтными работами по перестройки Петропавловского храма в 1903 г. началось строительство новой водокачки, для которой был запроектирован специальный двух этажный каменный корпус. Из рапорта архимандрита Аркадия Преосвященному Назарию (Кириллову): «Старая водоподъемная машина, существующая в Оранском монастыре с 1883 г., подвергается частым поломкам, вероятно по давности постоянного употребления и от холодного помещения, в котором она находится. По сему вновь купленный керосиновый двигатель и само действие водоподъемной машины необходимо поставить в теплое помещение, каковое приходится построить новое и уже не деревянное, а каменное, что при собственном кирпичном заводе не поставит монастырь в затруднение. Составив на постройку такового здания план и фасад, долг имею представить его, при сем, на архипастырское утверждение и покорнейше прошу разрешить постройку здания водокачки хозяйственным способом».Проект водокачки был составлен послушником Оранского монастыря Сергеем Лебединским (о чем свидетельствуют сохранившиеся чертежи). В дальнейшем проект был доработан и изменен в 1903 г. При этом в верхнем этаже корпуса в последствии разместились жилые покои для настоятеля монастыря правящего архиерея Нижегородской епархии, в подвальном (цокольном) этаже были установлены керосиновый двигатель и оборудование для водопровода. Здание строилось из красного кирпича, в «неорусском» стиле, с использованием новейших технологий того времени: металлических балок для усиления перекрытий, бетона, металлических кованых элементов отделки; отапливался корпус голландскими печами. Данный корпус был выстроен в 1904 г. за пределами основной монастырской территории рядом с естественным источником воды – прудом и святым источником, где стояла небольшая восьмигранная каменная часовня.

http://sobory.ru/article/?object=04995

Вот что представлял собой скит в ноябре 1918 года: 1. Архиерейский дом (дача) на фундаменте пятистенный, крытый железом, с двумя входными дверями и двумя крыльцами, с 4-мя комнатами и одной прихожей, с 9 окнами. 2. Дом дачный деревянный, пятистенный, на каменных столбах, с пятью комнатами, крытый железом, с холодным коридором, с тремя наружными дверями и 8 окнами. 3. Дом (музей) деревянный, крыт железом на фундаменте, с четырьмя окнами. 4. Дом отца Архимандрита, деревянный, четырехстенный, на фундаменте, крыт железом, с тремя комнатами, с двумя наружными дверями, семь окон, с холодным коридором и тремя тесовыми чуланами. 5. Сарай бревенчатый, в столбах, крытый железом, с двумя растворными дверями. 6. Дом (портная) деревянный четырехстенный, крыт тесом, без фундамента в четыре комнаты с тесовым коридором в 6 окон. 7. Дом с водокачкой, деревянный, крыт железом, в 4 окна. 8. Старая деревянная крытая тесом баня. 9. Каменный крестообразный корпус, крытый железом, с двумя домовыми церквами, в три этажа, с 15-ю кельями, трапезной и кухней. 10. На пчельнике, дом деревянный без фундамента, крытый железом, 2 комнаты, четыре окна. 11. Помещение для пчел в зиму, деревянное, крытое железом. В “Описи двух домовых церквей при здании скита Оранского монастыря”, составленной в январе 1920 г., дано описание церкви Успения Божией Матери (описание второй церкви, очевидно, Воскресения Христова, в деле отсутствует): 1. Церковь устроена в главном каменном здании скита в верхнем этаже его и занимает собою все пространство этажа длиною с алтарем внутри здания 9 саженей и ширина 4 сажени; внутри оштукатурена и окрашена светлой масляной краской, пол деревянный. Церковь освещается окнами со всех четырех сторон, отопляется тремя голландскими печами, сложенными из белого изразца. Главный вход в церковь устроен из коридора первого этажа деревянною лестницей в два марша. Из Успенской церкви устроены две двери на чердачные помещения первого этажа, приспособленные для хранения в одном церковной ризницы, а в другом — монастырской рухляди и др.

http://pravmir.ru/oranskiy-monastyir-i-s...

До наших дней сохранился только фиксационный план, датируемый 19 декабря 1817 г., который имеет следующее название: «Геометрический увеличительный план Оранскому мужскому монастырю, составленный в Нижегородском уезде при деревне Поляне, Оранка тож, казенного ведомства с нанесением выстроенного деревянного гостиного двора». На этом архивном документе показана территория обители и ее основные каменные сооружения. Согласно данному плану в то время Оранская обитель выглядела следующим образом: территория была обнесена каменной оградой; в центре находился каменный Владимирский холодный собор; с северной стороны от собора находилась каменная теплая Петропавловская церковь, «с помещением кельи игумена с братией на зиму»; напротив храмов с западной стороны было выстроено два корпуса, которые названы по плану как «летние кельи игумена Иллариона с братией». Собор Владимирской иконы Божией Матери В соответствии с планом застройки главным зданием монастыря, его архитектурной доминантой становится холодный Владимирский собор. Храм этот строился на протяжении 1804 - 1819 г.г. 12 февраля 1804 г., Преосвященным Вениамином (Краснопевковым), епископом Нижегородским и Арзамасским была выдана храмозданная грамота на строительство в Оранской обители «холодной церкви в честь празднества Владимирской иконы Божией Матери». Возведение собора началось при строителе монастыря отце Пахомии, а затем продолжилось при строителе иеромонахе Нафанаиле (1804–1809 гг.) и завершилось уже в период управления монастырем строителем Иродионом (1809 –1820 гг.). «Первая церковь соборная однопрестольная, постройкою начата в 1804 г., а окончена в 1819, в честь празднества Владимирской иконы Божией Матери, о пяти возвышенных куполах с полукруглым алтарем, покрыта по железным стропилам листовым железом, окрашенным медянкою; на куполах пять куполов, по полукружиям обиты в замок листовым железом, с пятью осьмиконечными крестами, по дереву опаянными белым железом и позолоченными на мардан 1875 году; стены церкви снаружи и внутри оштукатурены, в оной церкви дверей створчатых три, по железным рамам, и узорчатым решеткам обиты листовым железом, с крючьями и двойными запорами; в стенах в нижнем ярусе и в алтаре окон с железными решетками и деревянными рамами семнадцать, во втором ярусе без решеток – пятнадцать, в пяти куполах разной величины с рамами – сорок, в осьмерике среднего купола под лавою – четыре малых окна.

http://sobory.ru/article/?object=04995

Как протекала жизнь в скиту за последующие 10 лет, можно только предполагать, но в 1918 г., после принятия закона об изъятии церковных и монастырских владений, начался последний период существования скита в качестве собственности Оранского монастыря. К этому времени в Оранском монастыре произошли драматические события: исполняющий обязанности наместника архимандрит Августин был обвинен в контрреволюционной деятельности и расстрелян в августе 1918 г., а на его место в июле 1918 г. был прислан снова архимандрит Аркадий — строитель Оранского скита и Гуляевской пустыни, в которой он и находился с 1913 по 1919 гг. Архимандрит Аркадий застал братию монастыря в полной растерянности от происшедших событий, но со свойственной ему энергией и скрупулезностью принялся приводить дела обители в порядок. Его перу принадлежит основная работа по описанию построек и имущества как Оранского монастыря, так и скита, так как новая власть требовала от него описи монастырского имущества для дальнейшей реквизиции его на социальные нужды: дома престарелых в монастыре, детского санатория в скиту. Из протокола от 11 ноября 1918 г.: “Настоящий протокол составлен нами, нижеподписавшимися Председателем Нижегородского Уездного отдела Соц. обеспечения тов. Кондрашовым в присутствии наместника Оранского монастыря архимандрита Аркадия, Председателя Оранского с/с Н. Я. Яшина, члена совета П. И. Лощилова и милиционера Н. А. Кибирева, произведен был осмотр построек в скиту Оранского монастыря, причем признали все постройки пригодными для помещения детской санатории, а также фруктовый сад с постройками при оном, с огородом и прудом, строительный кирпич остатки — ломаный и все имущество, находящееся в скиту, кроме предметов церковной принадлежности. Точную опись всего скита, кроме церковных предметов, поручено составить Оранскому сельскому Совету совместно с наместником Аркадием и по окончании составленную таковую опись представить в Нижегородский отдел соц. обеспечения”. Наместник архимандрит Аркадий собственноручно составил требуемую опись своего любимого детища — Оранского скита, который он прочил себе еще в начале строительства в качестве последнего места своего обитания, построив для этой цели деревянный домик, а также устроив религиозно-исторический музей в одном из деревянных домиков на территории скита.

http://pravmir.ru/oranskiy-monastyir-i-s...

Карповой-Шнитниковой в фамильном склепе, существовавшем здесь с 1798 г., который при строительстве был включен в объём вновь выстроенного храма. Родовой склеп Шнитниковых размещался с южной стороны под алтарем правого придела зимней церкви. При возведении этого храма использовался кирпич от разборки ряда монастырских зданий и сооружений, в том числе и старой Владимирской церкви, торговых лавок, монастырской ограды и северо-восточной башни. Все работы были завершены уже в период настоятельства архимандрита Германа (1837–1855). Торжественное освящение главного престола в новопостроенном храме в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы, совершенное епископом Нижегородским и Арзамасским Иоанном (Доброзраковым), состоялось 21 июня 1838 г. Во время этого торжества на литургии настоятель отец Герман за свои заслуги по благоустройству Оранской обители был возведен в сан игумена. За день до этого торжества произошло освящение левого (северного) придела церкви во имя Вселенских Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Правый (южный) придел в честь святителя Димитрия Ростовского был освящен 18 декабря 1837 г. Согласно описанию конца XIX столетия зимний храм монастыря выглядел следующим образом: «Вторая церковь тёплая, трех престольная построена в 1836 г., о пяти возвышенных куполах. Длина ея внутри с алтарем девять сажень и один аршин, шириною шесть сажень и два аршина. Внутри церкви четыре столпа каменных, поддерживающих купола и своды. В стенах оной церкви с папертями 21 окно с железными прямыми решетками и двойными рамами. Двери в церковь двойные, створчатые, столярной работы под политру, на петлях медных отставных, с внутренними замками, оправленными медью, а при входе в паперть – створчатые железные из резного железа по узорчатым решеткам обиты листовым железом, при них две накладки с пробоями и двумя висячими замками. Сверху сводов в пяти куполах 24 окна, в коих рам со стеклами одинокие вся церковь с куполами, карнизами и папертями покрыта по деревянным стропилам листовым железом.

http://sobory.ru/article/?object=04995

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010