Деревянный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери был построен за 3 месяца и освящен 21 сент. 1634 г., в день памяти ап. Кондрата ( Гавриил. 1871. С. 6). Икона была перенесена в храм и получила наименование «Оранская». Вскоре вокруг храма было построено несколько деревянных келий, которые положили начало О. В. м. Главные праздники в новоустроенном храме отмечались 23 июня и 26 авг. по ст. ст. В XVII-XVIII вв. мон-рь успешно развивался. В 1710 г. обитель была ограблена (Там же. С. 35). В XVIII - сер. XIX в. монастырем нередко управляли архимандриты. В 1721-1771 гг. приписной к О. В. м. была Крестомаровская Воздвиженская пуст. в Васильском у. (Там же. С. 38, 41). В 1764 г., после введения штатов, отнесен к заштатным мон-рям. Некоторое время О. В. м. переживал кризис, но с нач. 70-х гг. XVIII в. благодаря расширению почитания его главной святыни вновь получил импульс к развитию. Вид Оранского Богородицкого монастыря. Литография. 1862 г. Вид Оранского Богородицкого монастыря. Литография. 1862 г. В 1861 г., при игум. Лаврентии, составлен богослужебный устав, в котором было подробно описано «все то, что до сего времени в Оранской обители совершалось по преданию». Эти зафиксированные правила и традиции неукоснительно соблюдались вплоть до закрытия мон-ря. В 1866 г., после создания Балахнинского вик-ства, О. В. м. был передан под прямое управление архиереев Нижегородской епархии, к-рые теперь являлись его настоятелями, и переведен в число мон-рей 1-го класса. Непосредственное управление мон-рем возлагалось на назначаемых архиереями наместников. В 1867 г. в О. В. м. открыто подготовительное уч-ще для сирот духовного звания на 40 чел., к-рое находилось на полном монастырском содержании (Там же. С. 77). В 1875 г. оно было преобразовано в нижегородскую епархиальную ремесленную школу. В школе обучались 40 мальчиков в возрасте от 12 до 18 лет, как правило сироты и дети бедного нижегородского духовенства. Первоначально курс был рассчитан на 3 года, детей обучали сапожному, портняжному и столярному мастерству, а также навыкам арифметики, черчения и чтению. С 1888 г. по благословению епископа Нижегородского Модеста (Стрельбицкого ; впосл. архиепископ) учебная программа была расширена в рамках курса 2-классной церковноприходской школы, обучение стало длиться 6 лет. Помимо вышеуказанных ремесел детей стали учить переплетному делу, а по окончании курса выпускники имели право служить в качестве псаломщиков на приходах.

http://pravenc.ru/text/2581463.html

Бедственное положение Оранского монастыря доходило до таких размеров, что приходилось закладывать книги, иконы и украшения к иконам на приобретение хлеба. А во время Екатерины II, когда у монастыря были отобраны все земли, которыми он владел, не осталось совсем средств к существованию, и монастырь должен был либо закрываться, либо пропитываться за свой счет, превращаясь в заштатный семибратский. К тому времени братии было 19 человек, и она не унывала и не желала оставлять это место, освященное столь многими дивными чудесами и явно покровительствуемое Богоматерью. И действительно, не прошло и 6 лет, как открылся богатый источник содержания обедневшей обители. Причиной послужило то, что при моровой язве 1771 г. произошло чудесное избавление Нижнего Новгорода от язвы с принесением чудотворной иконы Оранской; ежегодные постоянные крестные ходы в Нижний, Павлово и Арзамас дали обители обильные доходы и навсегда обеспечили самостоятельное существование Оранской обители. В начале XIX в. началось большое строительство. В течение нескольких лет (с 1801 по 1837 гг.) были сооружены большой летний Собор Владимирской иконы Божией Матери, теплая церковь трехпрестольная пятикупольная, однопрестольная церковь в трапезном корпусе во имя святых апостолов Петра и Павла, пять каменных корпусов, каменная часовня над источником, конный каменный двор и другие постройки. В 1867 г. Оранский Богородицкий монастырь был возведен в ранг первоклассного монастыря с оставлением на общежительных правах и вверен в непосредственное управление Епархиальному архиерею. К 1896 г. Оранский монастырь имел следующие владения: 1. Земля, занимаемая церковными монастырскими зданиями — 3 десятины 200 сажен. 2. Прибавочная земля для сада, отданная крестьянами села Оранки по соглашению. 3. Пахотная земля в Княгинском уезде. 4. Рыболовное озеро Ланово Балахнинского уезда. 5. Мукомольная мельница на реке Вадок. 6. Лесной участок на даче Волчихинской Горбатовского уезда. 7. Лесной участок в полуверсте от монастыря — 416 десятин.

http://pravmir.ru/oranskiy-monastyir-i-s...

Новый двухъярусный иконостас для Петропавловского храма был выполнен не совсем в обычной технологии: он был сделан из гипса и штукатурки. Чертежей с его изображением не сохранилось, есть только описание икон. Они для вновь перестроенного трапезного храма писались в Серфимо-Дивеевской обители. На чугунно-литейном заводе торгового Дома братьев Рекшинских в Нижнем Новгороде отливались чугунные столбы-опоры, которые были установлены в храме для обустройства хоров. 25 мая 1905 г. архимандрит Аркадий с братией разоблачили древний престол церкви, который первоначально был освящен еще в 1807 г. для старой надвратной Петропавловской церкви, а затем перенесен в 1811 г. в новый храм. По причине ветхости было принято решение заменить его на новый дубовый престол, больших размеров. «10 июня 1905 г. престол и жертвенник поставлены и утверждены в новопристроенный алтарь Петро-Павловской церкви в Оранском монастыре», - записал в монастырских документах отец Аркадий. Согласно страховой оценочной ведомости монастырского имущества составленной в 1910 г., после перестройки храм Петра и Павла и трапезный корпус имели нижеследующий вид: «…Корпус каменный двухэтажный снаружи и внутри оштукатурен, покрыт железом. Окрашенным зеленою масляною краской. Длина корпуса 19 сажень, наибольшая ширина 8 сажень; высота до верха карниза 4 сажени; на церкви имеется одна большая глава и одна малая над алтарем; больших окон 55 штук; 4 штуки малых слуховых; дверей наружных (в церкви) створчатых 4 штуки – деревянных и внутренних створчатых 5 штук – деревянных; в корпусе внутренних дверей 7 штук в нижнем этаже и 14 штук в верхнем – все одностворчатые деревянные. Иконостас длиною 4 сажени 2 аршина; высотою 1,5 сажени...». О.В. Дегтева. Оранский Богородицкий монастырь: этапы формирования архитектурного ансамбля (XVII – начало XX столетия) Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=24439

В это же время в монастыре действовало училище для сирот — детей священнослужителей, с принятием всех учащихся и учителей на монастырское содержание. В 1905 г. в монастырском лесу был основан скит с построенной в нем каменной церковью в честь Успения Богоматери, и к 1907 г. в нем уже жило 27 монахов Оранского монастыря, испытывающих особую потребность в уединенной молитве. Революция 1917 г. тяжело сказалась на судьбе Оранского монастыря. В 1918 г. был арестован и расстрелян архимандрит Августин, в этом же году реквизированы и разворованы местными жителями хуторское хозяйство и часть построек скита. В 1920 г. монастырь прекратил свое существование. На территории монастыря был открыт дом престарелых, в постройках разместились административные службы, а один корпус был предоставлен оставленной братии во главе с архимандритом Димитрием (Архан­гельским). В 1921–1923 гг. был организован церковный приход, но в 1928 г. и он был упразднен, а архимандрит Димитрий арестован. В 30-е гг. на территории монастыря действовали различные организации, в том числе народный театр в теплой церкви. В 40-е гг. — лагерь для интернированных поляков и чехов, а потом, с 1942 до 1950 г. — лагерь для военнопленных немцев. С 1952 по 1972 гг. — колония для несовершеннолетних, и с 1972 по 1993 гг. — лечебный трудовой профилакторий. Оранский скит: история и современность В двух километрах на восток от села Оранки Богородского района Нижегородской области в прекрасном лесу расположен комплекс сооружений, состоящих из большого кирпичного двухэтажного здания с подвальным помещением, а также жилых и служебных построек, размещенных внутри огороженной территории. В настоящее время этот комплекс является законсервированной базой отдыха Нижегородского завода НИТЕЛ, которая последние 2–3 года не функционирует в силу экономических трудностей, переживаемых страной вообще и заводом в частности. Жители села Оранки называют этот комплекс Скитом, так же как и пруд, недалеко от него находящийся. И мало кто из нижегородцев в настоящее время знает, что этот комплекс действительно был скитом, принадлежащим Оранскому Богородицкому монастырю и построенным на средства монастыря в начале XX века. Более того, иногда в печати появляются неверные сведения об этом ските, в частности, в книге богородского поэта и краеведа Н. Пчелина, изданной им в 1996 г., при описании этой достопримечательности была допущена ошибка, а именно: скит был охарактеризован как раскольничий.

http://pravmir.ru/oranskiy-monastyir-i-s...

В самые первые годы существования обители от Оранской Владимирской иконы происходили чудесные знамения и исцеления, которых было более 500. Молва о чудотворной иконе распространилась повсеместно, и большое количество богомольцев посещали обитель. В XVIII ст. при архимандритах Афанасии и Иоакиме монастырь был перестроен. Вместо деревянного храма, построенного еще Глядковым, возвели каменный, тоже в честь Владимирской иконы Божией Матери. Вблизи церкви была устроена каменная колокольня, а около монастыря — каменная стена. В стене над Святыми вратами была устроена небольшая церковь в честь святых апостолов Петра и Павла. Для настоятеля и братии построены каменные кельи. В 1720 г. указом Петра I была приписана к монастырю Кресто-Маровская Воздвиженская пустынь, находившаяся в Василевском уезде на берегу реки Имзы близ села Быковка. Эта пустынь из-за бедственного состояния монастыря не была упразднена, а существовала под ведением Оранского архимандрита до 1771 г., когда она была разграблена и сожжена Пугачевым. Во время правления Екатерины II, когда у монастыря были отобраны все земли, братии было 19 человек. В 1771 г. во время эпидемии моровой язвы произошло чудесное избавление Нижнего Новгорода через чудотворную икону «Оранская». После этого ежегодные постоянные крестные ходы в Нижний, Павлово и Арзамас дали обители обильные доходы и навсегда обеспечили самостоятельное существование Оранской обители. В начале XIX в. началось большое строительство. С 1801 по 1837 г.г. были сооружены большой летний собор Владимирской иконы Божией Матери, теплая церковь трехпрестольная пятикупольная, однопрестольная церковь в трапезном корпусе во имя святых апостолов Петра и Павла, пять каменных корпусов, каменная часовня над источником, конный каменный двор и другие постройки. В 1867 г. Оранский Богородицкий монастырь был возведен в ранг первоклассного монастыря с оставлением на общежительных правах и вверен в непосредственное управление епархиальному архиерею. В это же время при монастыре было училище для сирот - детей священнослужителей. Все учащиехся и учителя находились на монастырском содержании.

http://sobory.ru/article/?object=04995

В настоящее время Оранская Богородицкая обитель восстановлена, ей придан первоначальный архитектурный облик. В 2014 году жемчужина Нижегородской земли - Оранский Богородицкий монастырь отметил два значимых юбилея 380 лет основания обители и 385 лет написания образа Оранской Владимирской иконы Божией Матери.  По материалам сайта html//оранкимон.рф/история Оранский Богородицкий мужской монастырь был основан в 1634 г. дворянином Петром Андреевичем Глядковым, в схиме Павлом, отставным головой или капитаном. В 1629 г. Петр Андреевич очень тяжело заболел и дал обет посетить Москву и поклониться Владимирской иконе. Получив исцеление и исполнив обещание, он заказал сделать с Владимирской иконы точный список. С ним он возвратился в свое родное село Бочеево. В 1634 г., на пятой неделе Великого поста, в ночь на Субботу Акафиста, Глядков слышал во сне повеление поставить церковь на горе. Все дни Великого поста Петр Глядков провел в воздержании и молитве, а в субботу на Светлой седмице отправился на поиски той горы, которую видел во сне. По пути к полю, называемому Орано поле, он пробирался через лес и увидел огонь на горе, называемой Словенской. Предполагая, что там находятся у костра какие-то люди, Глядков направился туда и, не увидев людей, увидел сияние, столпом восходящее к небу. Он понял, что знамение говорит о конце его пути, что он нашел именно то место, которое представилось ему во сне. Усердно помолившись, он отправился в Москву к патриарху Иоасафу, рассказал ему всё, что было, и просил грамоты на сооружение храма в честь Владимирской иконы Богоматери на Словенской горе. После получения грамоты он водрузил крест на указанном месте и немедленно приступил к строительству храма, который был возведен в течение 2-3 месяцев и освящен в 1634 г. Вокруг храма было построено несколько деревянных келий, где жили восемь старцев во главе с иеромонахом Феодоритом, совершавшим богослужение. В 1642 г. Петр Андреевич Глядков, приняв постриг с именем Павел, переселился в обитель на жительство. А в 1665 г. он был пострижен в великую схиму с оставлением прежнего имени. В 1665 г. основатель монастыря схимонах Павел был злодейски убит разбойничьей шайкой из окрестных мордовских сел, ночью напавшей на обитель.

http://sobory.ru/article/?object=04995

Оранки, а также изба и мшенник (Там же). В 1883 г. в О. В. м. был устроен водопровод, в 1904 г. выстроена новая каменная водокачка. В XIX в. близ мон-ря устроены пруды. В О. В. м. находились огород, мастерские и хуторские подсобные хозяйства. При мон-ре действовала больница с аптекой. В нач. XIX в. создано подворье обители в Н. Новгороде вблизи ц. во имя вмц. Варвары. Часть дома сдавалась внаем, а часть использовалась как кельи для монашествующих, сопровождавших Владимирскую Оранскую икону Божией Матери во время крестного хода в Н. Новгород, там же размещались покои наместника обители. К 1851 г. О. В. м. имел капитал до 25 тыс. р. серебром в Гос. банке ( Макарий (Миролюбов). 1851. С. 59) и ежегодный доход до 5 тыс. р. серебром. К 1901 г. капитал обители составлял 38 тыс. р. ( Власова. 1997. С. 367; Она же. 2006. С. 46). В февр. 1918 г. Алистеевский волостной земельный отдел национализировал все земельные угодья мон-ря. На учет было взято и его движимое имущество. Библиотека Библиотека обители к нач. XX в. насчитывала более 2 тыс. книг и различных изданий ( Дёгтева. Оранский Богородицкий муж. мон-рь. 2006. С. 7), гл. обр. печатных. Среди них выделялись 2 Евангелия (1-я пол. XVII в.), книга «Виноград домовитый благим насажденный» (1697) ( Макарий (Миролюбов). 1851. С. 75). Также в мон-ре хранились рукописные «Сказание об иконе Божией Матери» (со списком чудес, доведенным до 1714; в т. ч. Повесть о чудесах 1662 г.) и синодик (Там же. С. 76). Архив Архив О. В. м. формировался с XVII в., в нем хранились распоряжения Нижегородских архиереев, Синода, хозяйственные документы, списки братии и др. В наст. время основной сохранившийся комплекс документов О. В. м. находится в ЦАНО (Ф. 588). Святыни и достопримечательности Владимирская Оранская икона Божией Матери. 1629 г. (Владимирский собор Оранского мон-ря) Владимирская Оранская икона Божией Матери. 1629 г. (Владимирский собор Оранского мон-ря) Главной святыней мон-ря стала чудотворная Владимирская Оранская икона Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/2581463.html

В 1905 г. в монастырском лесу был основан скит с построенной в нем каменной церковью в честь Успения Божией Матери. К 1907 г. в нем уже жило 27 монахов. Революция 1917 г. стала тяжелым ударом для Оранского монастыря. В 1918 г. был арестован и расстрелян архимандрит Августин, в этом же году реквизированы и разворованы местными жителями хуторское хозяйство и часть построек скита. В 1920 г. монастырь прекратил свое существование. На территории монастыря был открыт дом для престарелых, в постройках разместились административные службы, а один корпус был предоставлен оставленной братии во главе с архимандритом Димитрием (Архангельским). В 1921-1923 г.г. был организован церковный приход, но в 1928 г. и он был упразднен, а архимандрит Димитрий расстрелян. В период с 1939 по 1941 гг. монастырь стал убежищем для интернированных иностранных послов и их семей, работников самих посольств. Во время Великой Отечественной войны в 1941 г. здесь был организован лагерь для пленных немцев. Первая партия пленных немцев прибыла сюда в декабре 1941 г., а последние покинули лагерь в марте 1950 г. Затем здесь была создана воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних подростков. В период с 1971 по 1985 гг. в бывшем монастыре размещался мужской лечебно-трудовой профилакторий, а затем женская исправительно-трудовая колония. Лишь в 1993 г. колония эта была ликвидирована, и Оранский монастырь был вновь возвращен Русской Православной Церкви. В 2008 г. благодаря усилиям многих священнослужителей, сотрудников Нижегородской епархии и светских лиц обители была возвращена чудотворная Оранская икона Божией Матери, в свое время положившая основание монастырю. В 2014 г. Оранский Богородицкий монастырь отметил два значимых юбилея: 380 лет основания обители и 385 лет написания образа Оранской Владимирской иконы Божией Матери. История строительства и формирования существующего архитектурного ансамбля Оранского Богородицкого мужского монастыря на территории Богородского района Нижегородской области делится на два основных периода.

http://sobory.ru/article/?object=04995

Какова же действительная история возникновения и существования этого скита? Она связана с именем архимандрита Аркадия, который был наместником Оранского Богородицкого монастыря с 1897 г. по 1913 г. (в этот период было начато и завершилось строительство скита) и с 1918 по 1920 г., когда разворачивались драматические события, связанные с реквизицией и разорением скита. О том, с какой целью был основан скит, мы узнаем из переписки архимандрита (в то время иеромонаха) Аркадия с преосвященнейшим Назарием, епископом Нижегородским и Арзамасским, хранящейся в Государственном архиве Нижегородской области. В рапорте на имя преосвященнейшего Назария от 4 декабря 1901 г. изложена краткая история возникновения Оранского монастыря и перечислены доводы в пользу строительства скита и финансовые возможности монастыря, достаточные для этого строительства. “Оранский Богородицкий монастырь, по свидетельству летописи, основан в 1634 году, по указанию Царицы Небесныя, благочестивым дворянином Петром Андреевичем Глядковым, впоследствии схимонахом этой обители Павлом. Местоположение для обители, по указанию свыше, избрано в то время самое глухое и пустынное и никем незаселенное, среди коего находилось «Орано поле», от чего обитель получила название «Оранская пустынь». В пережитой судьбе этой обители произошло очень много перемен. Не перечисляя таковых, укажу лишь на главные из них, нужные для цели сего рапорта: 1-я, что обитель из бедной пустыни, по милости Божией Матери, обогатилась постройками и средствами и обращена в первоклассный монастырь с прежними правами общежития и 2-я та, что она из уединенной обители, способной к тишине и одиночеству иноков, обратилась в заселенную на ея же местности из прежде бывших ея же крепостных крестьян, бывшею деревнею Оранкою — и затем в шумную и беспокойную со многими крестными ходами и с постоянными хождениями с иконами по епархии. Надобно сказать, что все это хорошо и дает ей средства к существованию при большом числе братии, но это хорошо не для всех ее обитателей. Есть люди, которые для стяжания вечного спасения нуждаются в тихой безмолвной жизни, вдали от жительства и от соприкосновения с мирскою суетною жизнью. Таких людей немало было в обители за истекшее старое время. Читая древний синодик, там видны имена до 70 схимников, которых в последние времена совсем нет благодаря окруженности монастыря жителями деревни Оранки.

http://pravmir.ru/oranskiy-monastyir-i-s...

Первый период – так называемой дорегулярной застройки - продолжался с 1634 г. (с момента основания обители) до экономического упадка монастырской жизни после церковных реформ Екатерины Великой в середине XVIII века. Самые ранние описания монастыря и церковная летопись обители свидетельствуют о том, что изначально здесь был комплекс деревянных культовых и жилых сооружений. Основатель обители дворянин Петр Глядков в 1634 г. заложил первый деревянный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери: «Заложена первоначально деревянная церковь во имя Божия Матери Владимирская явленного образа ея самим первоначальником Господином Глядковым». 21 сентября (по ст. стилю) этого же года первый храм на месте будущей обители был освящен. Благодаря щедрым дарам различных именитых вкладчиков, в первой четверти XVIII в. при настоятелях архимандритах Афанасии и Иоакиме в монастыре начались капитальные перестройки. Вместо деревянного храма, построенного еще основателем обители, был возведен каменный, а вблизи церкви устроена каменная же колокольня. Кроме этого, у монастыря появилась каменная ограда, над Святыми вратами была устроена небольшая церковь в честь св. апп. Петра и Павла, а для настоятеля и братии выстроены новые каменные кельи.В период реформации церковной жизни, в 1764 г., составляется опись Оранского монастыря, из которой следует, что к тому времени здесь находилось уже два каменных храма: один соборный и один с монашеской трапезной: «Показанный монастырь построен в 1634 г. по грамоте царя и великого князя Михаила Федоровича всея России, которая грамота и доныне в оном монастыре имеется. В том монастыре две каменные церкви. Первая соборная во имя Владимирская пресвятой Богородицы с трапезою об одном престоле. Другая во имя святых апостолов Петра и Павла с трапезою об одном престоле». Наряду с этим в описании говорится и о монашеских кельях, а также о различных хозяйственных постройках: «…Первая архимандричья о двух апартаментах в них 8 покоев между ими сени с чердаком деревянным. Длиной те кельи на пяти саженях и паперек тож. Другая казначейская о двух апартаментах и меж нея апартамент каменная ветхая длиной на 4-ре а шириной на 3 сажени. Третья братская о двух апартаментах снизу на фундаменте каменном а верх деревянный в них три покоев длиною на 7-ми а шириною на трех саженях. Четвертая келья каменная для печения хлебов с сенями длиною на 4 саженях шириною тож. Поварня каменная длинною на 4 саженях и шириной тож. Два погреба деревянные. Все вышеописанные строения и церкви крыты по тале тесом. Около всего того монастыря обведена ограда каменная длинною на 54-х а шириною на 33 сажени в вышину то ограда 1 сажень два аршина. Да в ограде в том же монастыре состоят четыре амбара для клади съестных припасов и прочего бревенчатые …».

http://sobory.ru/article/?object=04995

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010