Бедственное положение Оранского монастыря доходило до таких размеров, что приходилось закладывать книги, иконы и украшения к иконам на приобретение хлеба. А во время Екатерины II, когда у монастыря были отобраны все земли, которыми он владел, не осталось совсем средств к существованию, и монастырь должен был либо закрываться, либо пропитываться за свой счет, превращаясь в заштатный семибратский. К тому времени братии было 19 человек, и она не унывала и не желала оставлять это место, освященное столь многими дивными чудесами и явно покровительствуемое Богоматерью. И действительно, не прошло и 6 лет, как открылся богатый источник содержания обедневшей обители. Причиной послужило то, что при моровой язве 1771 г. произошло чудесное избавление Нижнего Новгорода от язвы с принесением чудотворной иконы Оранской; ежегодные постоянные крестные ходы в Нижний, Павлово и Арзамас дали обители обильные доходы и навсегда обеспечили самостоятельное существование Оранской обители. В начале XIX в. началось большое строительство. В течение нескольких лет (с 1801 по 1837 гг.) были сооружены большой летний Собор Владимирской иконы Божией Матери, теплая церковь трехпрестольная пятикупольная, однопрестольная церковь в трапезном корпусе во имя святых апостолов Петра и Павла, пять каменных корпусов, каменная часовня над источником, конный каменный двор и другие постройки. В 1867 г. Оранский Богородицкий монастырь был возведен в ранг первоклассного монастыря с оставлением на общежительных правах и вверен в непосредственное управление Епархиальному архиерею. К 1896 г. Оранский монастырь имел следующие владения: 1. Земля, занимаемая церковными монастырскими зданиями — 3 десятины 200 сажен. 2. Прибавочная земля для сада, отданная крестьянами села Оранки по соглашению. 3. Пахотная земля в Княгинском уезде. 4. Рыболовное озеро Ланово Балахнинского уезда. 5. Мукомольная мельница на реке Вадок. 6. Лесной участок на даче Волчихинской Горбатовского уезда. 7. Лесной участок в полуверсте от монастыря — 416 десятин.

http://pravmir.ru/oranskiy-monastyir-i-s...

Новый двухъярусный иконостас для Петропавловского храма был выполнен не совсем в обычной технологии: он был сделан из гипса и штукатурки. Чертежей с его изображением не сохранилось, есть только описание икон. Они для вновь перестроенного трапезного храма писались в Серфимо-Дивеевской обители. На чугунно-литейном заводе торгового Дома братьев Рекшинских в Нижнем Новгороде отливались чугунные столбы-опоры, которые были установлены в храме для обустройства хоров. 25 мая 1905 г. архимандрит Аркадий с братией разоблачили древний престол церкви, который первоначально был освящен еще в 1807 г. для старой надвратной Петропавловской церкви, а затем перенесен в 1811 г. в новый храм. По причине ветхости было принято решение заменить его на новый дубовый престол, больших размеров. «10 июня 1905 г. престол и жертвенник поставлены и утверждены в новопристроенный алтарь Петро-Павловской церкви в Оранском монастыре», - записал в монастырских документах отец Аркадий. Согласно страховой оценочной ведомости монастырского имущества составленной в 1910 г., после перестройки храм Петра и Павла и трапезный корпус имели нижеследующий вид: «…Корпус каменный двухэтажный снаружи и внутри оштукатурен, покрыт железом. Окрашенным зеленою масляною краской. Длина корпуса 19 сажень, наибольшая ширина 8 сажень; высота до верха карниза 4 сажени; на церкви имеется одна большая глава и одна малая над алтарем; больших окон 55 штук; 4 штуки малых слуховых; дверей наружных (в церкви) створчатых 4 штуки – деревянных и внутренних створчатых 5 штук – деревянных; в корпусе внутренних дверей 7 штук в нижнем этаже и 14 штук в верхнем – все одностворчатые деревянные. Иконостас длиною 4 сажени 2 аршина; высотою 1,5 сажени...». О.В. Дегтева. Оранский Богородицкий монастырь: этапы формирования архитектурного ансамбля (XVII – начало XX столетия) Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=24439

Городецкий монастырь общежительный, 2-го класса; зачислен в этот класс в 1870 году. Управляет им архимандрит. Благодаря своему благоустройству, монастырь привлекает к себе многих, желающих посвятить свою жизнь Богу в иноческих подвигах. Керженский Благовещенский единоверческий монастырь в Семеновском уезде. Этот общежительный, 3-го класса, монастырь расположен при реке Керженце, в 25 верстах от уездного города Семенова. Монастырь основан в начале XIX столетия; на берегу реки раскольники устроили свой скит. Когда же они приняли единоверие (1848 г.), то скит был обращен в общежительный монастырь. В последующее время он два раза подвергался нападениям шайки грабителей, но оба раза Господь сохранил обитель от грозившей ей опасности. В монастыре имеется три церкви: соборная, каменная во имя Св. Троицы, Благовещенская и трапезная во имя прпп. Зосимы и Савватия, чудотворцев Соловецких. В обители хранятся, как достопримечательности, две старинные иконы: образ Казанской и образ Страстной Богоматери. Первая икона почитается чудотворную и привлекает в монастырь многих богомольцев. Ежегодно 8 июля с этой иконой устраиваются крестный ход вокруг монастыря. Богослужение в этой обители отличается истовым, благолепным характером и совершается с употреблением старопечатных книг и обрядов. Обитель небогата постройками и не отличается благоустройством. Она управляется игуменом; количество братии невелико. Оранский Богородицкий монастырь в Нижегородском уезде. Оранский первоклассный общежительный монастырь живописно расположен при реке Русе, недалеко от деревни Оранки, в 50 верстах от Нижнего Новгорода. Основание его относится к первой половине XVII столетия, т. е. ко времени царствования Алексея Михайловича. В прежнее время на месте нынешнего монастыря стоял дремучий лес, служивший местом жительства для племени мордвы. По чудесному повелению Богоматери, один дворянин Петр Гладков прибыл на это место, поставил на горе крест и затем приступил к постройке церкви. Так в 1634 году было положено основание Оранскому монастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В это же время в монастыре действовало училище для сирот — детей священнослужителей, с принятием всех учащихся и учителей на монастырское содержание. В 1905 г. в монастырском лесу был основан скит с построенной в нем каменной церковью в честь Успения Богоматери, и к 1907 г. в нем уже жило 27 монахов Оранского монастыря, испытывающих особую потребность в уединенной молитве. Революция 1917 г. тяжело сказалась на судьбе Оранского монастыря. В 1918 г. был арестован и расстрелян архимандрит Августин, в этом же году реквизированы и разворованы местными жителями хуторское хозяйство и часть построек скита. В 1920 г. монастырь прекратил свое существование. На территории монастыря был открыт дом престарелых, в постройках разместились административные службы, а один корпус был предоставлен оставленной братии во главе с архимандритом Димитрием (Архан­гельским). В 1921–1923 гг. был организован церковный приход, но в 1928 г. и он был упразднен, а архимандрит Димитрий арестован. В 30-е гг. на территории монастыря действовали различные организации, в том числе народный театр в теплой церкви. В 40-е гг. — лагерь для интернированных поляков и чехов, а потом, с 1942 до 1950 г. — лагерь для военнопленных немцев. С 1952 по 1972 гг. — колония для несовершеннолетних, и с 1972 по 1993 гг. — лечебный трудовой профилакторий. Оранский скит: история и современность В двух километрах на восток от села Оранки Богородского района Нижегородской области в прекрасном лесу расположен комплекс сооружений, состоящих из большого кирпичного двухэтажного здания с подвальным помещением, а также жилых и служебных построек, размещенных внутри огороженной территории. В настоящее время этот комплекс является законсервированной базой отдыха Нижегородского завода НИТЕЛ, которая последние 2–3 года не функционирует в силу экономических трудностей, переживаемых страной вообще и заводом в частности. Жители села Оранки называют этот комплекс Скитом, так же как и пруд, недалеко от него находящийся. И мало кто из нижегородцев в настоящее время знает, что этот комплекс действительно был скитом, принадлежащим Оранскому Богородицкому монастырю и построенным на средства монастыря в начале XX века. Более того, иногда в печати появляются неверные сведения об этом ските, в частности, в книге богородского поэта и краеведа Н. Пчелина, изданной им в 1996 г., при описании этой достопримечательности была допущена ошибка, а именно: скит был охарактеризован как раскольничий.

http://pravmir.ru/oranskiy-monastyir-i-s...

В самые первые годы существования обители от Оранской Владимирской иконы происходили чудесные знамения и исцеления, которых было более 500. Молва о чудотворной иконе распространилась повсеместно, и большое количество богомольцев посещали обитель. В XVIII ст. при архимандритах Афанасии и Иоакиме монастырь был перестроен. Вместо деревянного храма, построенного еще Глядковым, возвели каменный, тоже в честь Владимирской иконы Божией Матери. Вблизи церкви была устроена каменная колокольня, а около монастыря — каменная стена. В стене над Святыми вратами была устроена небольшая церковь в честь святых апостолов Петра и Павла. Для настоятеля и братии построены каменные кельи. В 1720 г. указом Петра I была приписана к монастырю Кресто-Маровская Воздвиженская пустынь, находившаяся в Василевском уезде на берегу реки Имзы близ села Быковка. Эта пустынь из-за бедственного состояния монастыря не была упразднена, а существовала под ведением Оранского архимандрита до 1771 г., когда она была разграблена и сожжена Пугачевым. Во время правления Екатерины II, когда у монастыря были отобраны все земли, братии было 19 человек. В 1771 г. во время эпидемии моровой язвы произошло чудесное избавление Нижнего Новгорода через чудотворную икону «Оранская». После этого ежегодные постоянные крестные ходы в Нижний, Павлово и Арзамас дали обители обильные доходы и навсегда обеспечили самостоятельное существование Оранской обители. В начале XIX в. началось большое строительство. С 1801 по 1837 г.г. были сооружены большой летний собор Владимирской иконы Божией Матери, теплая церковь трехпрестольная пятикупольная, однопрестольная церковь в трапезном корпусе во имя святых апостолов Петра и Павла, пять каменных корпусов, каменная часовня над источником, конный каменный двор и другие постройки. В 1867 г. Оранский Богородицкий монастырь был возведен в ранг первоклассного монастыря с оставлением на общежительных правах и вверен в непосредственное управление епархиальному архиерею. В это же время при монастыре было училище для сирот - детей священнослужителей. Все учащиехся и учителя находились на монастырском содержании.

http://sobory.ru/article/?object=04995

В настоящее время Оранская Богородицкая обитель восстановлена, ей придан первоначальный архитектурный облик. В 2014 году жемчужина Нижегородской земли - Оранский Богородицкий монастырь отметил два значимых юбилея 380 лет основания обители и 385 лет написания образа Оранской Владимирской иконы Божией Матери.  По материалам сайта html//оранкимон.рф/история Оранский Богородицкий мужской монастырь был основан в 1634 г. дворянином Петром Андреевичем Глядковым, в схиме Павлом, отставным головой или капитаном. В 1629 г. Петр Андреевич очень тяжело заболел и дал обет посетить Москву и поклониться Владимирской иконе. Получив исцеление и исполнив обещание, он заказал сделать с Владимирской иконы точный список. С ним он возвратился в свое родное село Бочеево. В 1634 г., на пятой неделе Великого поста, в ночь на Субботу Акафиста, Глядков слышал во сне повеление поставить церковь на горе. Все дни Великого поста Петр Глядков провел в воздержании и молитве, а в субботу на Светлой седмице отправился на поиски той горы, которую видел во сне. По пути к полю, называемому Орано поле, он пробирался через лес и увидел огонь на горе, называемой Словенской. Предполагая, что там находятся у костра какие-то люди, Глядков направился туда и, не увидев людей, увидел сияние, столпом восходящее к небу. Он понял, что знамение говорит о конце его пути, что он нашел именно то место, которое представилось ему во сне. Усердно помолившись, он отправился в Москву к патриарху Иоасафу, рассказал ему всё, что было, и просил грамоты на сооружение храма в честь Владимирской иконы Богоматери на Словенской горе. После получения грамоты он водрузил крест на указанном месте и немедленно приступил к строительству храма, который был возведен в течение 2-3 месяцев и освящен в 1634 г. Вокруг храма было построено несколько деревянных келий, где жили восемь старцев во главе с иеромонахом Феодоритом, совершавшим богослужение. В 1642 г. Петр Андреевич Глядков, приняв постриг с именем Павел, переселился в обитель на жительство. А в 1665 г. он был пострижен в великую схиму с оставлением прежнего имени. В 1665 г. основатель монастыря схимонах Павел был злодейски убит разбойничьей шайкой из окрестных мордовских сел, ночью напавшей на обитель.

http://sobory.ru/article/?object=04995

Настоятель монастыря архимандрит Аркадий (Антуфьев) в своем рапорте от 23 марта 1898 г. обосновывал необходимость постройки отдельного здания для ризницы: «...Теплая церковь, настолько тесна, что в зимнее время не вмещает богомольцев и неотложно требует расширения, и потому существующие при ней паперть вместе с помещениями ризницы и библиотеки придется присоединить в церковь, а паперть устроить новую в небольшом размере в виде тамбура. Между тем, для помещения церковной утвари, ризницы и библиотеки в прочих монастырских зданиях совершенно не имеется вполне безопасного от похитителей и от огня помещения. Куда можно было бы перенести вышеозначенное церковно-ризничное имущество, посему необходимо построить вполне соответствующее сему новое здание. Лучшим и удобнейшим местом для постройки сего здания избрана небольшая площадь между холодной и теплой церквам, где здание ризницы будет находиться между обоими алтарями, соединенными между собою коридором, ход из которого будет устроен в ризницу имея в тоже время и парадный вход снаружи...». В свою очередь, начавшиеся работы по строительству ризницы позволили также расширить внутренний объём зимнего храма за счёт включения в него помещения бывшей крытой паперти. При этом по особому проекту архитектора А.К. Никитина, с западной стороны Рождественской церкви была пристроена новая паперть. За этот проект и за надзор за работами Никитину было выплачено 125 рублей. В помещении новой западной паперти Рождественской церкви в последствии размещалась монастырская библиотека, где для этих целей был специально предусмотрен второй (антресольный) этаж, имеющий дополнительное оконное освещение. В монастырских архивных документах сохранилось подробное описание здания ризницы, составленное архимандритом Аркадием: «Постройка здания для помещения ризницы в Оранском Богородицком монастыре вызвана необходимостью распространения теплой Рождество-Богородицкой церкви, которая по тесноте своей не вмещала богомольцев в праздничные богослужения, особенно в зимнее время.

http://sobory.ru/article/?object=05354

В годы первой мировой войны из О. В. м. на фронт ушли 17 послушников ( Шустова. 2009. С. 297). Вплоть до дек. 1917 г. мон-рь оказывал постоянную финансовую помощь епархиальному лазарету. С февр. по авг. 1916 г. был проведен крестный ход из О. В. м. по Нижегородской губ. с молебнами о даровании победы рус. воинам (Там же. С. 298). В годы войны обитель предоставила свое помещение для работы почтово-телеграфного отделения в с. Оранка (ныне Оранки). В сент. 1918 г. в мон-ре была создана Оранская монастырская трудовая сельскохозяйственная артель, 14 июня 1923 г.- 2-е Оранское сельскохозяйственное товарищество (зарегистрировано 1 сент. 1923). 15 марта 1919 г. с братией был заключен договор на пользование церковным имуществом ( Дёгтева. Оранский Богородицкий муж. мон-рь. 2006. С. 9). В 1920-1921 гг. большая часть построек обители национализирована, там разместились дом престарелых и адм. службы ( Власова. 2004. С. 14), монахам был оставлен один корпус. Чтобы избежать изъятия церковных ценностей, братия и наместник мон-ря старались компенсировать властям стоимость наиболее ценных монастырских святынь; обитель развернула благотворительную деятельность для нужд голодающих, о чем официально уведомляла власти. Тем не менее в 1922 г. мон-рь неск. раз подвергся изъятию церковных ценностей. Этот процесс продолжался и в дальнейшем, вплоть до окончательного закрытия мон-ря. Большинство изъятых предметов оказалось впосл. в запасниках Нижегородского губернского (позднее областного, краевого) музея. 29 дек. 1927 г. Нижегородский губернский отдел ОГПУ секретно уведомил адм. отдел Нижегородского губисполкома, что в связи с рядом преступлений в О. В. м. арестованы члены церковного совета и ревизионной комиссии общины, в связи с чем договор, заключенный с ними, автоматически должен быть расторгнут. Постановлением заседания коллегии адм. отдела Нижегородского губисполкома от 4 янв. 1928 г. договор был расторгнут, что означало окончательное закрытие мон-ря. Настоятели и братия Первоначальную братию обители в 30-х гг.

http://pravenc.ru/text/2581463.html

В 1642 году Петр Глядков, приняв постриг с именем Павел, переселился в Оранскую пустынь на жительство, где и был убит во время ночного нападения предположительно шайкой мордовских разбойников. Еще в самые первые годы существования обители произошло более 500 чудесных исцелений от Оранской иконы. Молва о чудотворном образе стала распространяться в народе, и толпы богомольцев непрестанно посещали обитель. В 1771 году во время эпидемии моровой язвы произошло чудесное исцеление жителей Нижнего Новгорода благодаря заступничеству иконы. С той поры ежегодные крестные ходы в Нижний Новгород, село Павлово и Арзамас давали обители хорошие доходы и обеспечивали ее процветание. В начале 19 века в монастыре началось большое строительство - были сооружены главный собор в честь Владимирской иконы Божией Матери (1804-1819 гг.), церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1830-1837 гг.), колокольня, каменные жилые корпуса, хозяйственные постройки. Все это окружала каменная монастырская ограда с миниатюрными башенками. В 1867 году Оранский Богородицкий монастырь был возведен в ранг первоклассного монастыря и вверен в непосредственное управление Епархиальному архирею. В эти годы обитель достигла наивысшего расцвета. Революция 1917 года тяжело сказалась на судьбе Оранского монастыря. В 1918 году был арестован и расстрелян архимандрит Августин, имущество монастыря реквизировано и разворовано. В 1924 году монастырь прекратил свое существование. В разные годы в нем размещались воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних подростков, затем в стенах бывшей обители по распоряжению НКВД разместился лагерь для военнопленных немцев, румын, финнов, интернированных поляков, получивший с 1942 года официальное название " Оранки-74 " и просуществовавший до 1949 года. В 1950-1970 годы здесь уже помещался дом престарелых, где был организован народный театр. С 1971 по 1985 год расолагается лечебно-трудовой профилакторий, его сменила женская исправительно-трудовая колония. Лишь в 1993 году колония  была ликвидирована и Оранский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=04995

В 1771 г. после молитв перед чудотворной иконой произошло избавление нижегородцев от моровой язвы. При монастыре имелось ремесленное училище и школа для мальчиков. После 1924 г. закрыт. До 1949 г. на его территории был лагерь для заключенных, позднее лечебно-трудовой профилакторий. В 1993 г. возобнавилась монашеская жизнь. Монастыри, энциклопедический справочник, 2000 г. Изд-во Мск.Патриархии Свято-Оранский Богородицкий мужской монастырь был основан в 1634 году нижегородским дворянином Петром Андреевичем Глядковым. В 1629 году Петр Андреевич тяжело заболел и дал обет посетить Москву и поклониться в Успенском соборе Владимирской иконе Божией Матери. Съездив и получив исцеление, он заказал известному живописцу Григорию Черному через протоирея Успенского собора Кондратия снять точный список с иконы Владимирской Богоматери. Спустя несколько лет после чудесного исцеления, будучи глубоко религиозным человеком, Петр Андреевич услышал во сне повеление построить на горе храм во имя Владимирской иконы Божией Матери. Три раза с поразительной ясностью видел Глядков это сон. И вот в субботу на Святой неделе Великого поста отправился он на поиски той горы, которую видел во сне. По пути к тому месту он пробирался лесом и увидел на той самой Словеновой горе огонь. Предполагая, что у костра находятся люди, Глядков направился туда, где вместо людей увидел сияние, столпом восходящее к небесам. Он понял, что Богоматерь своими чудесами подает ему знамение, и он нашел то место, которое представилось ему во сне. Вслед за этим событием отправился Глядков вновь в Москву за благословением на строительство здесь храма. Явившись к патриарху Иосафу, он подробно рассказал ему обо всем произошедшим и попросил грамоту на сооружение церкви. После того как Святейший патриарх дал благословение и храмозданную грамоту на это богоугодное дело, Петр Андреевич незамедлительно приступил к строительству храма. Первая деревянная церковь была воздвигнута на Словеновой горе за Орано-полем за 3 месяца. Сюда же и была принесена чудотворная икона. Вскоре возле церкви была возведена небольшая деревянная келья, в которой поселились 8 монахов. Сам же основатель новой пустыни, Петр Глядков оставался жить у себя в имении, но по-прежнему всячески способствовал устройству Оранской обители. Однако проживавшая в окрестостях языческая мордва, которая занималась здесь бортничеством, в деяниях Глядкова усмотрела притеснение их прав на эти угодья и пожелала разрушить православный храм. Когда жители трех мордовских деревень собрались вместе, чтобы исполнить свое злое намерение, то целых семь дней скитались они по лесу вокруг Словеновой горы, но места святого не смогли отыскать. Предпринимались попытки чинить препятствия и в дальнейшем, нападая на обитель и монахов во время рубки леса, сбора грибов и ягод, но Богородица всякий раз охраняла обитель от неверных.

http://sobory.ru/article/?object=04995

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010