15) Село Подгорное. Храм во имя свв. чудотворцев Космы и Дамиана, деревянный, холодный, построен в 1860 году, расстоянием от г. Пензы 170 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной 3 дес., пахотной 33 дес. Дома для членов причта общественные. Прихожан м. п. 483, ж. п. 512. Приход состоит из одного села. Церковно-приходская школа. 16) Село Поим. Храм во имя св. и чудотв. Николая, с приделом во имя св. пророка Илии, каменный, теплый, построен в 1820 г., расстоянием от г. Пензы 127 в. В пользу церкви имеется капитал в 1408 р. 24 к. Причта положено: два священника, диакон и два псаломщика. Земли полевой (в фактическом владении) 33 д. Жалованья 368 р. Дома для членов причта, кроме одного псаломщика, церковные. В пользу причта идут % с капитала, положенного в банк, в размере 200 р. Прихожан м. п. 1450, ж. п. 1596; сверх того, раскольников м. п. 7, ж. п. 12. Приход состоит из одного села. В 1885 г. открыта церковно-приходская школа. Кроме того, в селе находятся одноклассное женское и двухклассное образцовое мужское училища. 17) Село Поим. Храм (единоверческий) во имя свят. и чудотв. Николая, каменный, построен в 1876 г., расстоянием от г. Пензы 137 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли 260 кв. саж. Дома у священника и диакона церковные. Жалованья священнику 490 р., диакону 245 р. и псаломщику 147 р. Прихожан м. п. 260, ж. п. 239; сверх того, раскольников м. п. 1921, ж. п. 2131. Церковно-прих. школа. 18) Село Починки. Храм во имя св. великомуч. Димитрия Солунского, деревянный, холодный, построен в 1868 г., расстоянием от г. Пензы 158 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 3 д., пахотной 33 д. Дома – для священника церковный, для диакона и псаломщика общественные. Прихожан м. п. 952, ж. п. 1007. Приход состоит из села и дер. Черногай (в 2½ в.). В селе училище земское. 19) Село Синтяпино. Храм Богоявления Господня, деревянный, холодный, построен в 1744 г., перестроен в 1867 г., расстоянием от г. Пензы 152 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли полевой 48 д. Жалованья 141 р. 12 к. Дома для членов причта общественные. Прихожан м. п. 590, ж. п. 622. Приход состоит из одного села. Церк.-прих. школа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

8) Село Кочкурово. Храм в память Рождества Христова, деревянный, холодный, построен в 1861 г., расстоянием от г. Пензы 97 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 2 д., пахотной 46 д. Жалованья 168 р. Дом для священника церковный. Прихожан м. п. 1327, ж. п. 1374. Приход состоит из одного села. Училище одноклассное инородческое Мин. Нар. Просвещения и школа грамоты. 9) Село Лесной Вьяс. Храм в память Обновления храма Воскресения Христова, с теплым приделом во имя св. Димитрия Солунского, деревянный, построен в 1664 г., расстоянием от г. Пензы 75 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной 3½ д., пахотной 33 д. Жалованья священнику 294 р., псаломщику 98 р. Дом для священника общественный. Прихожан м. п. 612, ж. п. 622, в том числе, раскольников м. п. 14, ж. п. 12. Приход состоит из села дер. Елховки (в 10 в.). В селе церковно-приходская школа. 10) Село Напольный Вьяс. Храм Знамения Пр. Богородицы, с теплым приделом во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана, деревянный, построен в 1868 г., расстоянием от г. Пензы 80 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной 33 д. Жалованья 164 р. 64 к. Дом для священника церковный. Прихожан м. п. 777, ж. п. 831. Приход состоит из села и дер. Александрии (в 6 в.). 11) Село Нерлей. Храм в память Рождества Христова, деревянный, построен в 1852 г., расстоянием от г. Пензы 110 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 3 д., пахотной 33 д. Жалованье по окладу V кл. Дома для священника и диакона церковные, а для псаломщика общественный. Прихожан м. п. 909, ж. п. 961. Приход состоит из села и дер. Семилейки (в 4 в.), Николаевки, Михайловки (в 3 в.), Видман (в 6 в.). В селе церковно-приходская школа, а в дер. Семилейке и Видмане школы грамоты. 12) Село Новые Турдаки. Храм в память Рождества Христова, деревянный, холодный, построен в 1866 г., расстоянием от г. Пензы 90 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной и сенокосной 32 д. Жалованье по окладу VI класса. Дома для священника и псаломщика общественные. Прихожан м. п. 719, ж. п. 768. Приход состоит из одного села. Училище земское.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

18) Село Сутягино. Храм во имя св. арханг. Михаила, с приделом во имя св. муч. Параскевы, деревянный, холодный, построен в 1854 г., расстоянием от г. Пензы 150 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли 30 д. Жалованья 123 р. 48 к. Дом для священника общественный. Прихожан м. п. 680, ж. п. 726. Приход состоит из села и дер. Старое Мамонгино (в 3 в.). В селе училище земское. 19) Село Старо-новая Толковка. Храм во имя св. арханг. Михаила, деревянный, холодный, построен в 1864 г., расстоянием от г. Пензы 160 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли 33 д. От прихожан было положено причту 180 р. в год. С 1894 г. казенного жалованья священнику 294 р., псаломщику 98 р. Дома для членов причта общественные. Прихожан м. п. 388, ж. п. 383. Приход состоит из одного села. Церк.-прих. школа. 20) Заштатный город Троицк. Соборный храм во имя Св. Троицы, с теплыми приделами Рождества Христова и Рождества Пр. Богородицы, каменный, построен в 1879 г., расстоянием от г. Пензы 142 в. При нем кладбищенская церковь Живоносного источника Божией Матери, каменная, холодная, построена в 1835 г. Причта положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Земли пахотной 184 д., сенокосной 207 д. (в том числе, неудобной 50 д.). В пользу причта вклад 300 р. Прихожан м. п. 1444, ж. п. 1506. Приход состоит из жителей города и дер. Шенгарино (в 5 в.) и Крутое (в 10 в.). В городе образцовое двухклассное училище министерское и женское училище от земства. 21) Города Троицка Христорождественский храм, с приделами в память Успения Пр. Богородицы, во имя свят. и чудотв. Николая, в трапезной теплой престолы во имя св. кн. Александра Невского и свв. апп. Петра и Павла, каменный, построен в 1839 г. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли 140 д. Жалованья 172 р. В пользу причта вклад 200 р. Прихожан м. п. 1210, ж. п. 1265. Приход состоит из жителей города. 22) Города Троицка Иоанно-Богословский храм, с теплым приделом в память Рождества Христова, деревянный, построен в 1746 г., перестроен в 1859 г. Причта положено: священник и псаломщик. Земли 63 д. Жалованье по окладу V кл. В пользу причта вклад 600 р. Прихожан м. п. 424, ж. п. 427. Приход состоит из жителей города и дер. Кимляй (в 5 в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Прихожан м. п. 687, ж. п. 692. Приход состоит из села и дер. Масловки (в 1½ в.). В селе церковно-приходская школа. 9) Село Комынино. Храм Покрова Пр. Богородицы, деревянный, холодный, построен в 1879 г., расстоянием от г. Пензы 120 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 2 д., пахотной и сенокосной 39 д. Жалованья 168 р. Дом для священника церковный. Прихожан м. п. 945, ж. п. 958. Приход состоит из одного села. Училище земское. 10) Село Карсаевка. Храм во имя св. и чудотв. Николая, деревянный, построен в 1754 г., перестроен в 1873 г., расстоянием от г. Пензы 130 в. В церкви капитал 900 р. В память Государя Императора Александра II каменная часовня. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли пахотной 33 д., сенокосной 3 д. Жалованья причту 234 р. Дома для членов причта церковные. Прихожан м. п. 1233, ж. п. 1363. Приход состоит из села и дер. Старой Каштановки (в 1 в.). Училище одноклассное образцовое инородческое. 11) Село Кевдовершина. Храм во имя св. арханг. Михаила, деревянный, холодный, построен в 1864 г., расстоянием от г. Пензы 110 в. В церкви капитал 425 р. 38 к. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 3½ д., полевой 33 д. Жалованье по окладу IV кл. Дома для членов причта церковные. Прихожан м. п. 1556, ж. п. 1555. Приход состоит из одного села. Училище земское. 12) Село Ключи. Храм во имя св. великомуч. Димитрия Солунского, с теплым приделом во имя святит. Николая, деревянный, построен в 1867–1881 г., расстоянием от г. Пензы 110 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 3 дес., пахотной 66 д., сенокосной 12 д. Жалованья 229 р. 32 к. Дома для членов причта церковные. Прихожан м. п. 1135, ж. п. 1153. Приход состоит из села и деревень: Толстовой (смежной с селом) и Языковой (в 6 в.). В селе училище земское. 13) Село Крюковка. Храм во имя свят. и чуд. Николая, деревянный, теплый, построен в 1867 г., расстоянием от г. Пензы 110 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 2 д., пахотной 33 д.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Пертоминск. Пертоминский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Пертоминский Спасо-Преображенский монастырь, общежительный, в Архангельском уезде, на мысе Белого моря, под названием «Красный Рог», на восточном берегу Унской губы, в 20 верстах к северу от Архангельска. Основан в 1599 году на месте погребения Соловецких иноков святых Вассиана и Ионы (см. 12 июня). Мощи их покоятся в серебряной раке в приделе их имени, в храме Успения Богоматери. В 1764 году монастырь был упразднен; в 1778 году восстановлен. Монастырь посетил император Петр Великий, где в храме Преображения 5-го июня 1694 года принес благодарственное моление за чудесное избавление его от сильной бури в Белом море. При монастыре спасательная станция, находящаяся на западном Яренгском Рогу. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Деревянный собор в честь Преображения Господня построен в 1679-1680 гг., освящен в 1684 г., с приделом великомученика Феодора Стратилата. Каменный пятиглавый трехъярусный храм в честь Успения Божией Матери построен по грамоте и на пожертвование царей Иоанна и Петра в 1683—1692 гг., освящен в 1692 г. Придел Успенского храма во имя преподобных Вассиана и Ионы, пертоминских чудотворцев построен и освящен в 1899 г. Каменный во имя преподобных Зосимы и Савватия построен в 1807-1814 гг. и освящен 1814 г. Деревянный в честь Воздвижения Креста Господня построен и освящен в 1894 г. Гостиница для богомольцев - с 1869 г. Спасательная станция на западном Яренгском роге - с 1897 г.  Пертоминский монастырь отстоит от г. Архангельска в 117 верстах к северу и расположен на берегу ровном и песчаном. С северо-восточной стороны он окружён мхами и болотами, опоясанными смешанным дровяным лесом, а с западной – Унской губой, на восточном береге которой и находится обитель, в двух верстах от известных «Унских Рогов». Унская губа для мореплавателей на малых судах представляет прекрасную пристань от морских непогод, но зато в летнее время значительно затрудняет доступ к обители для пешеходов-богомольцев, в следствии чего обитель мало посещается богомольцами.

http://sobory.ru/article/?object=15384

1694. (этотъ крестъ сдлалъ капитанъ Петръ въ лто Христово 1694) " . Мощи святых Вассиана и Ионы покоились в Преображенском храме до 1814 года, после чего были перенесены Зосимо-Савватиевский храм. В 1899 году они были положены в серебряной раке в приделе их имени, в храме Успения Богоматери. В 1764 году в ходе Секуляризационной реформы монастырь был упразднён, но уже в 1778 году восстановлен. При монастыре на западном Яренгском Рогу находилась спасательная станция. В 1920 году монастырь был закрыт. В нём предполагалось разместить коммуну имени Сталина, но в 1929 году разместили трудовую детскую колонию. Тогда снесли все церкви, сильно исказили перестройками другие сооружения. До нашего времени сохранился монастырский комплекс XVIII — начала XX века. Он состоит из двух двухэтажных зданий и четырёх угловых башен ограды. Также недалеко от монастыря на побережье сохранилась копия креста, установленного Петром I. На начало XX века в монастыре существовали следующие здания и постройки: Деревянный  собор в честь Преображения Господня  (построен в 1679-1680 гг., освящён в 1684 г.) с приделом великомученика Феодора Стратилата. Каменный пятиглавый трёхъярусный  храм в честь Успения Божией Матери  (построен по грамоте и на пожертвование царей Иоанна и Петра в 1683-1692 гг., освящён в 1692 г.). Придел Успенского храма во имя преподобных Вассиана и Ионы, пертоминских чудотворцев (построен и освящён в 1899 г.). Каменный храм во имя  преподобных Зосимы и Савватия  (построен в 1807-1814 гг. и освящён 1814 г.). Деревянный в честь  Воздвижения Креста Господня  (построен и освящён в 1894 г.). Гостиница для богомольцев (с 1869 г.). Спасательная станция на западном Яренгском роге (с 1897 г.) Кроме этого, в монастыре были конный и скотный дворы, ветряная мельница, кирпичный завод, кузница. Пертоминский монастырь не имел такого исторического значения, как, например, Соловецкий или Сийский монастыри. Возможно, по этой причине история формирования обители исследована недостаточно. Настоящее сообщение построено на анализе как письменных источников, так и данных натурного изучения памятников монастырского ансамбля, расположенного на восточном берегу Унской губы Белого моря, к юго-востоку от пос.

http://sobory.ru/article/?object=15384

Вот святитель обозначил в двух фразах три ступени: бесстрастие, чистая молитва и единения еще нет, если Господь не озарит молящегося. В трактате мы найдем много рассуждений и о сведении ума в сердце. Самосовершенствование не ведет к бесстрастию, потому что без Божией помощи этого нельзя сделать. У святых отцов мы можем очень много прочитать о борьбе со страстями, о безмолвии и последующих ступенях уже меньше. Неопятидесятническая альтернатива Давайте сравним теперь с тем, что может быть представлено в качестве альтернативного пути. Я бы хотел обратиться к очень популярной в наше время традиции неопятидесятнического движения. Два слова о нем: сто лет назад возникло пятидесятническое движение, возникло оно на базе опыта, который они считали мистическим, это опыт «крещения Святым Духом со знамением — говорением на языках», глоссолалия так называемая. Это опыт экстатического состояния, в котором человек бесконтрольно начинает произносить какие-то звуки, образующие речь. Он сам не знает, что произносит. Этот опыт достижения экстаза стал распространяться, поначалу пятидесятники принимали его, как описанный в Новом Завете дар языков, который получили апостолы в день Пятидесятницы, после чего могли проповедовать в Иерусалиме людям, которые приехали из других земель на их языках. Пятидесятники тоже поначалу считали, что у них этот дар языков, который от Господа для того, чтобы они проповедовали в самых разных краях. Даже снаряжали миссионерские экспедиции. Не брали с собой ни словарей, ни грамматики, приезжали, и выяснялось, что местные жители не понимают, о чем они говорят. Поскольку они обожглись на этом в первые годы очень сильно, то они решили, что надо как-то переосмыслять этот опыт. Решение хорошее, только надо было этот опыт отвергнуть, а они его иначе интерпретировали, и так, что получилось либо говорение на смешанных языках, либо это говорение на каких-то ангельских языках, и это в любом случае говорение к Господу, а не к людям. Дальше этот опыт экстаза пошел гулять, разрослась большая пятидесятническая конфессия. Она возникла в начале 20-го столетия, через 60 лет этот опыт оторвался от своей среды и стал передаваться христианами разных конфессий. Этим опытом поделились с англиканским пастором Беннетом. И Беннет начал просвещать свою общину так же. Начальство его сначала возмутилось, потом там была большая полемика, потом этот опыт был принят в англиканской церкви и культивировался, принят в очень многих протестантских исповедованиях, и в католической церкви. Так началось неопятидесятничество.

http://pravmir.ru/opyt-starcev-i-alterna...

Какая-то феерия несуразицы нас ожидает в разделе, посвященном Преданию Церкви. Чего стоит только само определение Священного Предания! Это, оказывается, «единый и непрерывный духовный опыт, хранимый в Церкви и передаваемый из поколения в поколение» (с.14). Нигде вы больше не встретите такого определения. Авторы вообще очень любят слово «опыт», они и в отношении Священного Писания пишут: «Первичным был опыт, а вторичным – его выражение в книгах Писания» (с.15). Вы, может быть, спросите, к чему авторы «нового катехизиса» всюду суют слово «опыт», и я постараюсь объяснить. В тех прогрессивных кругах, которым они хотят угодить, это очень хорошее и популярное слово. Во-первых, оно производит впечатление, что речь идет не просто о каких-то сухих теориях, а о том, что коренится в личных переживаниях человека. Во-вторых, это крайне толерантное слово, оно никого не может задеть и в принципе ни к чему не обязывает. Ну мало ли, такой вот у людей опыт, а у нас другой опыт, примем к сведению и пойдем дальше.  Несмотря на внешнюю «красивость», формулировка ложная и нелепая. Как можно передать опыт? Можно передать систему вероучительных взглядов, мировоззрение, можно передать образ жизни, помогающий другому человеку пережить сходный опыт, но сам опыт как передать? Это сугубо личная вещь, которая остается с тем, кто ее пережил. Вот почему авторы предшествующих катехизисов давали совсем иные определения Священному Преданию. Свт. Филарет:   «Под наименованием «Священное Предание» понимается то, что истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки – потомкам: учение веры, Закон Божий, Таинства и священные обряды».  Свт. Николай:  «Это все то духовное наследие, полученное нами от наших святых предков, которое совершенно согласуется со Священным Писанием и помогает нам правильно понимать Библию ». Но это только начало. Самое интересное появляется при обсуждении отношения к творениям святых отцов, ведь именно о святоотеческом предании говорится в авторитетных церковных текстах древности, включая постановления Вселенских соборов. Так что без упоминания святых отцов обойтись никак нельзя. Но фактически авторы «нового катехизиса» делают все для того, чтобы лишить творения святых отцов авторитета. 

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Нужно твёрдо помнить: внешнему историческому свидетельству мы противополагаем здесь не субъективный религиозный опыт, не уединённое мистическое созерцание, но целостный и живой опыт кафолической Церкви. Кафолический опыт и жизнь Церкви, не опыт отдельных верующих. И этот опыт включает в себя историческую память, но не столько в порядке исторического припоминания или воспоминания о чём-то бывшем и прошедшем, сколько в порядке неизменного видения сущего и совершившегося – в кафолической целостности времени. В Церкви преодолевается разрывность времени. В ней нет рокового забывания. В памяти Церкви интегрируется её благодатный опыт. Эта память и есть Предание, священное Предание Церкви. Живым носителем и хранителем Предания является вся Церковь в её кафолической полноте; и нужно пребывать или жить в Церкви, в её полноте, чтобы разуметь Предание, чтобы владеть им. Это и значит, что носителем и хранителем Предания является весь народ церковный, по выражению известного Послания Восточных Патриархов 1848 года. Народ, то есть вся Церковь – Церковь как кафолическое тело. Подобным образом и митрополит Филарет в своём Катехизисе на вопрос: «Есть ли верное хранилище Священного Предания?» – отвечает так: « Все истинно верующие , соединённые священным преданием веры, совокупно и преемственно , по устроению Божию, составляют из себя Церковь , которая и есть верное хранилище Священного Предания...» Это значит, что Предание есть благодатный опыт, или самосознание Церкви. Нужно подчеркнуть: православное убеждение, что хранителем Предания является весь народ церковный, всё Тело Церкви, ни в какой мере не ограничивает учительной власти и полномочий иерархии. Иерархия имеет власть учительства, potestas magisterii, но эта власть не принадлежит ей как функция кафолической полноты Церкви. Власть учить есть власть свидетельствовать – власть и право выражать или формулировать опыт и веру Церкви, живущую и хранимую во всём кафолическом теле. Иерархия в своём учительстве – как бы уста Церкви. Это не значит, что иерархия получает и имеет свои учительные полномочия от церковного народа – она имеет их от Духа Святого, от Пастыреначальника Христа, в таинстве священства. Но иерархия ограничена в своём учительстве опытом Церкви. Она призвана его свидетельствовать и его выражать. И этот опыт есть неиссякаемое вдохновение Духа. Учительская власть принадлежит иерархии постольку, поскольку episcopus in ecclesia.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Искусство зодчества храмов не случайно: оно выражает собою внутреннюю Тайну строющего народа – религиозную тайну восприятия душой Бога. Готика – это искание Бога в небесах. Готика – это устремление ввысь, тоска, это – крик души взыскующей внутреннего. Готика – это голод души, это тощие руки мольбы, простертые ввысь, к небесам, ищущие «там», чего нет «здесь» на земле. В этих чертах и отразилась существенная особенность религиозного опыта западных народов, западного монашества. И совсем иной религиозный опыт Восточного христианства, Восточного монашества. Здесь нет устремления ввысь. Восточные храмы готики не знают: они крепко стоят на земле. Здесь небо от земли неотделимо. Здесь нет тоски по небу. И эти черты полностью выражают опыт внутренней Восточной Церкви, Восточного Монашества. Здесь, на Востоке – обладание; там, на Западе – искание. Здесь – внутрьпребывание в тайне с Богом, там – устремление ввысь, искание Бога в небесах. Здесь – отрицание «мира сего» и пребывание в мире Горнем, Небеси. Там – утверждение «мира сего», и взыскание мира грядущего Здесь – Богоносная умная молитва и тихая радость обретения. Там – экзальтированная влюбленность, переходящая в тоску исканий устремленных. Потому Восточное монашество все внутри, во внутреннем созерцании. И его возраст – возраст седых веков, оно – детище древних народов. Его возраст – возраст созерцания «конца». И опыт Православного монашества есть Божественный опыт «конца». Опыт конца тленного, внешнего, грешного бытия, опыт конца смертного образа человеческого. И – светлый, величественный, потрясающий опыт начала иного бытия – Богоносного, опыт выявления Бога во плоти пришедшего, опыт выявления бессмертного Богочеловеческого Образа «неизреченной славы» – Лика Христова в образе человеческом. С Тайной монашества Восточного неразрывно связаны и конечные судьбы христианского человечества, судьбы всего мира. В монашестве и только в Восточном монашестве, православном монашестве, сокрыты последние времена и сроки, в нем сокрыта тайна «конца».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/o-vnut...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010