Кто из вас может даже во гневе и ярости укусить человека? «Это уж сумасшествие какое-то», – скажете вы. А вот послушайте, что говорит по этому поводу святитель Иоанн Златоуст: «Гораздо хуже кусающихся те, которые делают зло словами. Первые кусают зубами тело, а последние угрызают словами душу, наносят рану доброй славе, и рану неисцельную. Посему он подвергается тем большему наказанию и мучению, чем тягчайшее причиняет угрызение совести». Кто из нас повинен в этом угрызении и пожирании друг друга? Кайтесь! Господи, прости нас, грешных! Берегитесь отнять у невинного честь, хотя он тебе и не нравился чем-то, хотя бы он был даже враг твой! Бойтесь совершить это нравственное убийство, ибо за него не меньший ответ понесем перед Господом, чем за убийство телесное. 5. Мало того, если вы сами по складу характера своего молчаливы и нераздражительны, но знаете, что другой человек легко воспламеняется раздражением и гневом, не занимались ли вы умышленным подстрекательством? Упрямством и даже своим упорным молчанием не вызывали ли ближнего на гнев, ругань, побои? Господи, помилуй нас, грешных! 6. Может быть, своей строптивостью, желанием в споре настоять на своем, хотя мы и не правы, доводили людей до исступления. Мы тогда не менее виноваты, наведя человека на грех. Господи, прости нас, грешных! 7. Блаженный Августин говорит: «Не думай, что ты не убийца, если ты наставил ближнего твоего на грех. Ты растлеваешь душу соблазненного и похищаешь у него то, что принадлежит вечности». Приглашали на пьянку, подстрекали к отмщению обид, соблазняли пойти на зрелище в пост, развращали окружающих скверными анекдотами, неподобающими для христианина книгами, пошлыми разговорами, на осуждение и т. д. Этому перечню нет конца. И все это – убийство, растление души ближнего! Господи, прости нас, грешных! 8. Еще раз о любви между собой, заповеданной нам Господом. Какой знак отличия для истинного христианина? «О сем, – говорит Христос, – разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Ин. 13, 35). А мы, Господи, как же мы далеки от истинных учеников Твоих!

http://pravmir.ru/opyt-postroeniya-ispov...

Не ненависть копи в себе, а любовь. На горе Фавор нам явлен Свет Господень. «Свет Христов просвещает всех». Хотя попробуй-ка стяжать его, если не с кем посоветоваться да ни у кого ничего не спросишь?.. Рейтинг: 9.9 Голосов: 1605 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Сергей 3 сентября 2018, 11:48 Евгения,Светлана и Елена, спаси вас Господь! Благодарю за поддержку. Ольга У 3 сентября 2018, 11:27 Дорогая Ольга Орлова, спаси Вас Господь! Крайне душеполезные слова митрополита Тихона, замечательная фотография нашего дорогого Батюшки Макария (мы от него слышали много хорошего о Владыке Тихоне, хотя лично встретить не довелось) и очень нужные руководства о надлежащем почитании Богом данного нам Патриарха! Ольга 31 августа 2018, 14:37 Уточнение: между Задонском и Елец-Лозовской - 36 км. Уроженцами Липецкой области являются также след. архиереи: мтрп. Агафангел (Саввин) и Евсевий (Саввин) Тамара Ефремова 29 августа 2018, 16:21 Владыка у нас мудрый, доброжелательный. И окружение его мне очень нравится: отец Александр Реморов, отец Борис Пивоваров, отец Владимир Соколов..Ой, много у нас замечательных батюшек! Евгения 29 августа 2018, 00:39 Низкий поклон Владыке Тихону. Сергею:очень хорошая книга " Опыт построения исповеди " по проповедям Иоанна Крестьянкина. Помогает в познании своих грехов. Тамара 28 августа 2018, 23:15 Многая и благая лета, Владыка. Очень много нужного и полезного узнала из этой статьи. Спаси Господи 28 августа 2018, 19:24 Немного работала в Новосибирской епархии. Помню, как-то собрал нас владыка. Такие теплые воспоминания от этой встречи остались, до сих пор помню его мудрые советы. Вероника 28 августа 2018, 16:09 Интереснейшая проповедь, Спаси, Господи, митрополит Новосибирского и Бердского Тихона Марина 28 августа 2018, 12:17 Спаси Господи! Статья - проповедь! Мудрость в каждом слове. Читала бы дальше, не останавливаясь... Многая лета Владыке Тихону! Автору, Ольге Орловой, низкий поклон. Светлана 28 августа 2018, 11:01 Сергею 27 августа 2018, 13:40. Сложный Вы задали вопрос. С ним лучше обратиться к опытному священнику. Могу Вам помочь лишь ссылками на статьи по данной теме на Православии.ру: 1. Священник Афанасий Гумеров о познании http://www.pravoslavie.ru/6246.html; 2. О познании себя - поиск по сайту http://www.pravoslavie.ru/docs/search.html.

http://pravoslavie.ru/115321.html

Решающее значение здесь следует придать евангельскому призыву: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный». Также в этом отношении следует вспомнить все заповеди блаженства, имея в виду идеальные смыслы их воплощения. Отсечение страстей приводит к тому блаженному состоянию, которое апостол Павел определяет, как младенчество во зле ( 1Кор. 14,20 ) (то есть непонимание, невидение зла). Это состояние апостол называет также «совлечением ветхого человека и облечением в нового» ( Кол. 3,9–12 ). Достигший отсечения страстей и утешается «утешением, которым Бог утешает нас» ( 2Кор. 1,4–7 ). И святым отцам небезызвестно это состояние. Св. Максим Исповедник пишет: «Обрезание в духовном смысле – совершенное отсечение склонности к похотениям плотским» (Добротолюбие)... деятельное целомудрие деятеля делает высшим страстей, а созерцательные занятия ставят выше всего невидимого, возводя ум его к сродным ему предметам» (там же). Там же слова Исаака Сирского: «От света и мира просияет в душе чистый воздух». Но собственно первое и третье состояния не суть состояния нравственной работы в ее аскетическом строении («противостояние»), потому что в первом она еще не началась, а в третьем, по сути, завершена. И только второе состояние, по авве Дорофею , – сопротивление страсти, есть, по существу, единственно нравственно ценное содержание той, названной отцами «брани», которая является содержанием аскетики. «Невидимая брань» Опыт церкви в этом отношении нашел свое выражение во многих литературных трудах, часть из которых имеет вполне систематизированный характер. Одна из таких книг, сравнительно поздняя, Никодима Святогорца , переведенная свят. Феофаном-Затворником, прямо носит соответствующее делу название: «Невидимая брань». Она более систематично, другие – более живо и детально, хотя и разбросанно, содержат самые разнообразные практические знания и советы, относящиеся к этой войне и связанными с нею обстоятельствами. В них предлагаются знания: о самой сущности брани; о видах искушений и вообще способах нападений вражеских; о необходимости ведения борьбы; о взаимоотношениях с самим собой в этой борьбе; о значении других людей, как орудий Божиих и вражеских; о хитростях и уловках врага; о значении помощи Божией в этой борьбе; о тех особенностях, которые следует иметь в виду при борьбе с различными видами страстей; об особенностях человеческой природы, которые помогают или мешают ходу сражений; о постепенности в военных действиях; о победах и возможных поражениях и о многом другом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Шестая заповедь блаженства: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят    Вот следующая ступенька к Богу — духовная лестница к Небу. «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч.4:23). Источник жизни, жизни святой и непорочной — это плод чистого сердца, а жизнь греховная, порочная — это плод нечистоты сердечной.    Господь сердцеведец говорит: «извнутрь, из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк.7:21-22). Вот в чем состоит нечистота сердца! В чем надо нам каяться великими слезами, непрестанным плачем и душевным сокрушением, со словами псалмопевца Давида: «Сердце чисто созижди во мне, Боже!» (Пс.50:12).    Откуда же происходит греховная нечистота сердца, когда мы сотворены по образу и подобию Божию, а Бог Чист и Пресвят?! Она происходит от диавола, который и называется чаще всего в Писании духом нечистым, а в церковных молитвах — духом чуждым, скверным и омерзенным. Этот нечистый дух, сделавшись после своего отпадения от Бога скверным сосудом всяческой нечистоты и греха, осквернил изначала нечистым своим дыханием сердца первых человеков и, глубоко заразив нечистотою греха все существо их, душу, тело, передает эту нечистоту, как наследственную порчу, всему потомству даже до нас. А эта греховная нечистота так велика, так глубоко въелась в человеческое сердце, так трудно избавиться от неё, что даже святые угодники Божии, которые всю жизнь бдели над всеми движениями и помыслами своего сердца, ощущали в себе, по временам как бы наплыв или бурю лукавых, скверных и хульных помыслов. Так велика, что некоторые мужи, взошедшие уже на верх чистоты и святости, стремительно падали в грех нечистоты. Так велика, что, несмотря на частые наши молитвы, на благодать Таинств, на получение нами разума в слове Божием, на все наказания, которыми Бог посещает нас за нашу греховную нечистоту, она все еще остается в нас и будет с нами жить до могилы, и в иных, к стыду человечества, обнаруживается с особенной наглостью и бесстыдством (праведный Иоанн Кронштадтский).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Шестая заповедь блаженстваБлажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят Вот следующая ступенька к Богу – духовная лестница к Небу. «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч. 4, 23). Источник жизни, жизни святой и непорочной – это плод чистого сердца, а жизнь греховная, порочная – это плод нечистоты сердечной. Господь сердцеведец говорит: «…извнутрь, из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство» завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк. 7, 21–22). Вот в чем состоит нечистота сердца! В чем надо нам каяться великими слезами, непрестанным плачем и душевным сокрушением, со словами псалмопевца Давида: «Сердце чисто созижди во мне, Боже!» (Пс. 50, 12). Откуда же происходит греховная нечистота сердца, когда мы сотворены по образу и подобию Божию, а Бог Чист и Пресвят?! Она происходит от диавола, который и называется чаще всего в Писании духом нечистым, а в церковных молитвах – духом чуждым, скверным и омерзенным. Этот нечистый дух, сделавшись после своего отпадения от Бога скверным сосудом всяческой нечистоты и греха, осквернил изначала нечистым своим дыханием сердца первых человеков и, глубоко заразив нечистотою греха все существо их, душу, тело, передает эту нечистоту, как наследственную порчу, всему потомству даже до нас. А эта греховная нечистота так велика, так глубоко въелась в человеческое сердце, так трудно избавиться от нес, что даже святые угодники Божии, которые всю жизнь бдели над всеми движениями и помыслами своего сердца, ощущали в себе, по временам как бы наплыв или бурю лукавых, скверных и хульных помыслов. Так велика, что некоторые мужи, взошедшие уже на верх чистоты и святости, стремительно падали в грех нечистоты. Так велика, что, несмотря на частые наши молитвы, на благодать Таинств, на получение нами разума в слове Божием, на все наказания, которыми Бог посещает нас за нашу греховную нечистоту, она все еще остается в нас и будет с нами жить до могилы, и в иных, к стыду человечества, обнаруживается с особенной наглостью и бесстыдством (праведный Иоанн Кронштадтский).

http://pravmir.ru/opyt-postroeniya-ispov...

Господи, прости нас, грешных! 22. Мы грешны против восьмой заповеди, если заведомо не предохранили других от убытков, зная, что они могут произойти. А в бедах и нуждах не пользовались ли растерянностью или безвыходностью положения пострадавшего? Не похищали ли чего от пожара, при наводнении или еще каких стихийных бедствиях? Не брали ли непосильной платы за свою помощь пострадавшим? Если это случалось с нами, кайтесь Господу! Господи, прости нас, жестоких, своекорыстных и немилосердных! 23. Если даже мы чисты от всех или большинства перечисленных выше преступлений против восьмой заповеди Закона Божия, то надо помнить всем нам, что помимо материального достояния, каждый из нас одарен от Господа различными талантами и способностями. Тратили ли вы их на пользу ближним? Помогали ли добрым советом, обращали ли на путь истины заблудших, утешали ли в несчастье, и вообще, живем ли мы для людей или живем только для себя, закостенев в предельном эгоизме? Спросите свою совесть, и если она укоряет вас, кайтесь Господу! Господи, прости нас, грешных! 9 заповедь Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна Не произноси на ближнего своего ложного слова. Мы настолько заражены грехами против этой заповеди, что не проходит и дня – какое дня! – часа без этого греха. Это грехи нашей порочной души, нашего злого сердца, которые происходят через наш скверный язык. Принесем же Господу чистосердечное раскаяние! 1. Этой заповедью нам, христианам, запрещается всякая ложь во всех ее видах. Отец лжи – диавол, и потому никогда и никакая ложь не может быть оправдана. Посмотрим на свою жизнь, как опутываем мы себя ложью и когда надо, и когда не надо. Никто даже и не тянет нас за язык, а мы для чего-то наговариваем придуманную ложь окружающим. Господи, прости нас, грешных! 2. А осуждения и пересуды? Да мы, очевидно, реже вдыхаем воздух, чем осуждаем и мысленно, и вслух, и присутствующих, и отсутствующих. Осуждение, увы, – это самый любимый предмет наших разговоров. А Господь сказал: «Не судите, да не судимы будете…» (Мф. 7, 1). Но мы и не вспоминаем об этом. Мы потонули в осуждениях и пересудах! Мы жить без этого не можем. Собрались двое или трое, не успели рта раскрыть, всего несколько фраз произнесли – и уже осуждение, а уж в мыслях мы и вообще из осуждения не выходим.

http://pravmir.ru/opyt-postroeniya-ispov...

Те из нас, кто побойчее на язык, к несчастью своему, частенько употребляли слова молитв. Святого Евангелия, слова Апостолов в шутку. Может, кто из нас передразнивал или пересмеивал в шутку священников, которые нам почему-то смешны или раздражают, – это тоже кощунство. Кто из вас читает или поет в храме во время богослужения, всегда ли должным образом внимательны в чтении и пении? Иногда только одно слово, прочитанное или пропетое неправильно, а смысл фразы искажается так, что вместо славословия получается кощунство, хотя невольное, но произнесенное или пропетое в храме, в момент богослужения. Господи, прости нас, злобных или просто пустословных кощунников! 4. Все мы без исключения грешим против третьей заповеди невнимательною молитвою. Можно прослушать в храме весь дневной круг богослужений, можно прочитать все до единой молитвы утреннего и вечернего домашнего правила – и не только не помолиться, а только согрешить, приемля имя Господа всуе. Конечно, ничем не развлекаемая молитва – это дар Божий трудящемуся в подвиге молитвенном. Мы же должны всячески следить за собою и с предельным вниманием сосредоточивать себя на словах молитвы, нудить себя ко вниманию, возвращать к словам молитвы убегающие мысли. Мы же, придя на богомолье, простаиваем подряд все монастырские службы, из храма почти не выходим и, очевидно, воображаем себя необыкновенными молитвенниками. А, может быть, дома, в своих храмах, ничем не развлекаемые, мы одну какую-нибудь службу или, по занятости своей, только акафист прослушаем, и лучше, чище, глубже можем помолиться. Внимайте себе! И кайтесь Господу в глубоком несовершенстве ваших молитв. 5. Господи! Согрешая против Твоей заповеди, мы еще делаемся клятвопреступниками. Сколько раз мы нарушали обеты, данные перед Крестом и Евангелием?! Принимая Таинство Крещения, мы отрицались от сатаны и всех дел его и обещались, сочетавшись Христу, служить Ему всею своею жизнью. Сколько раз мы нарушали это обещание?! Господи, прости нас, грешных! Подходя к Кресту и Евангелию при Таинстве Исповеди, сколько раз мы давали обещание Господу разорвать греховные навыки? И вот стоим сейчас здесь снова, по рукам и ногам связанные путами многосплетенных страстей и греховных привычек, и сознаем ли мы, что нарушили клятву, данную нами много раз Господу при Таинстве Покаяния? «…Тмами обещах Тебе, страстный, о Иисусе мой, покаяние, но солгах окаянный» (канон Иисусу Сладчайшему, 7-я песнь).

http://pravmir.ru/opyt-postroeniya-ispov...

   5. Господи! Согрешая против Твоей заповеди, мы еще делаемся клятвопреступниками.    Сколько раз мы нарушали обеты, данные перед Крестом и Евангелием?! Принимая Таинство Крещения, мы отрицались от сатаны и всех дел его и обещались, сочетавшись Христу, служить Ему всею своею жизнью. Сколько раз мы нарушали это обещание?!    Господи, прости нас, грешных!    Подходя к Кресту и Евангелию при Таинстве Исповеди, сколько раз мы давали обещание Господу разорвать греховные навыки? И вот стоим сейчас здесь снова, по рукам и ногам связанные путами многосплетенных страстей и греховных привычек, и сознаем ли мы, что нарушили клятву, данную нами много раз Господу при Таинстве Покаяния? «Тмами обещах Тебе, страстный, о Иисусе мой, покаяние, но солгах окаянный» (канон Иисусу Сладчайшему, 7-я песнь).    Прости нас, Господи, и в этот раз!    Иноки, давшие обеты пред Крестом и Евангелием, разве удержали в чистоте все свои иноческие обеты? Сейчас из-за отсутствия монастырей некоторые стремятся сознательно или без должного даже понимания, живя в миру, и даже в семьях, принимать на себя иноческие обеты. И к великому ужасу, по наущению врага спасения нашего, бытует даже такое мнение, что монах в миру — это не монах в монастыре, что монаху в миру не обязательно соблюдать со всею строгостью все иноческие обеты. Это же только наше безумие может так говорить. Где бы и при каких обстоятельствах ни жил человек, принявший иноческие обеты, если он их не выполнит, он клятвопреступник.    Господи, прости нас, грешных!    И мы, священнослужители, принимая духовный сан, клятвенно обещаем перед Богом проходить священническое служение согласно со словом Божиим, с правилами церковными и с указаниями церковного начальства. И тоже, по немощи естества, нарушаем данную перед Богом присягу. А неисполнение бесчисленных наших обетов, когда мы даем Господу обещание что-то исполнить, а по получении желаемого от Господа, забываем или медлим это выполнить! Лучше уж ничего не обещать, а если уж обещал, то немедленно исполнять. Сейчас же примите решение немедленно, при первой возможности выполнить данные обеты и остерегаться давать новые.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

6. А какой позор перед людьми и Богом, и святыми, и Ангелами, если христианина-вора поймали и уличили в воровстве. Сейчас каждый имеет вполне достаточно средств, зарабатываемых честным путем, а лишнее и в еде, и в одежде, и в обстановке, приобретенное даже честным путем, – для христианина грех. Может быть, кто, работая в детских учреждениях, объедал детей? Это уж совсем преступление! Кайтесь! Господи, прости нас, грешных! Не жульничали ли, подсовывая старые деньги, заведомо брали большую сдачу, если продавец ошибался в нашу пользу. Господи, прости нас, грешных! 7. Утаивали и присваивали найденные вещи. Святые не брали стручка гороха, валяющегося на пути. Не положил – значит не твое. Нашел что – постарайся найти потерявшего. Господи, прости нас, алчных на чужое добро! 8. Может быть, покупали заведомо краденую вещь, или покупали за бесценок что-либо у пьяницы, укравшего вещь у семьи. Одумайтесь! Помните, что, покупая краденое, вы становитесь соучастником преступлений, совершаемых и вором, и пьяницей. Никогда не вносите в свой дом таким образом приобретенных вещей! А кто так поступал, кайтесь! Господи, прости нас, грешных! 9. Не подписывали ли или не пользовались ли каким-нибудь ложным денежным документом? Господи, прости нас, грешных! 10. Может быть, не платили долгов или задерживали уплату их, ссылаясь на несостоятельность?! А на самом деле, или просто скупились отдать, или не могли сдержать своей расточительности, чтобы накопить и отдать. Незамедлительно расплатитесь с долгами; если есть возможность, то сегодня же отдайте долги или обещайте Господу сделать это в ближайший срок. Тогда покаяние будет действенным! И вообще, христианин должен был бы укладываться в рамки наличных своих средств. Жить можно и поскромнее, но тогда спокойнее будет на душе, ибо долг всегда угнетает, «висит на душе». 11. Мы всегда грешим против восьмой заповеди небрежным отношением к чужой или казенной вещи. Если нам люди или государство доверяют пользоваться теми или иными вещами, то христиане должны относиться к ним с большей осторожностью, чем к своим вещам, чтобы не сломать, не потерять, не испортить небрежным отношением доверенное нам. Господи, проси нас грешных, невнимательных и небрежных!

http://pravmir.ru/opyt-postroeniya-ispov...

   Спросите свою совесть, и если она укоряет вас, кайтесь Господу!    Господи, прости нас, грешных! Девятая заповедь: Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна    Не произноси на ближнего своего ложного слова.    Мы настолько заражены грехами против этой заповеди, что не проходит и дня — какое дня! — часа без этого греха. Это грехи нашей порочной души, нашего злого сердца, которые происходят через наш скверный язык. Принесем же Господу чистосердечное раскаяние!    1. Этой заповедью нам, христианам, запрещается всякая ложь во всех ее видах. Отец лжи — диавол, и потому никогда и никакая ложь не может быть оправдана. Посмотрим на свою жизнь, как опутываем мы себя ложью и когда надо, и когда не надо. Никто даже и не тянет нас за язык, а мы для чего-то наговариваем придуманную ложь окружающим.    Господи, прости нас, грешных!    2. А осуждения и пересуды? Да мы, очевидно, реже вдыхаем воздух, чем осуждаем и мысленно, и вслух, и присутствующих, и отсутствующих. Осуждение, увы, — это самый любимый предмет наших разговоров.    А Господь сказал: «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1). Но мы и не вспоминаем об этом. Мы потонули в осуждениях и пересудах!    Мы жить без этого не можем. Собрались двое или трое, не успели рта раскрыть, всего несколько фраз произнесли — и уже осуждение, а уж в мыслях мы и вообще из осуждения не выходим.    Господи, прости нас, грешных!    А вот послушайте, как научились рассуждать любомудрые люди!    Обличая страсть осуждать ближнего по поводу какого-либо его нравственного падения, один замечательный западный проповедник, Е. Берсье, говорил:    «Один из наших ближних пал!.. Итак, если вы действительно проникнуты духом Христа, то позвольте мне выразить впечатление, которое произведет это падение на вашу душу. Он пал. Но вы, осуждающие его, разве никогда не падали сами? Будет ли вам приятно, когда враждебный голос начнет рассказывать ваше предосудительное прошлое, и разве вас не успокаивает та мысль, что забвение похоронило его навсегда?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010