Многие люди считают заповеди христианства в принципе неисполнимыми или воспринимают их как свод внешних запретов. Но это неправильно. Заповеди могут помочь человеку увидеть свою духовную болезнь, поставить себе диагноз. Как пишет апостол Павел: Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемыезаконом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти… Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай (Рим. 7, 5,7). Вот об этом несоответствии, об этих явных болезнях своей души и нужно говорить на первой исповеди. – Как Вы относитесь к различным сборникам в помощь кающимся? Как правильно выбрать подобную литературу? – Действительно, сегодня издается масса литературы, посвященной исповеди. В этих книгах рассказывается о том, что такое страсть, грех, какие грехи бывают, как проявляются страсти и как с ними бороться. Когда человек готовится к своей первой исповеди, он вполне может воспользоваться этими книгами, чтобы лучше понять суть и виды греха. Как правило, для современного человека настоящим открытием становится то, что грехов на самом деле гораздо больше, чем принято думать. Среди разнообразных сборников можно посоветовать известную книгу архимандрита Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди». В ней отец Иоанн на примере десяти заповедей Закона Божия и девяти заповедей блаженств раскрывает, что есть грех, какие грехи бывают, какие добродетели можно им противопоставить. Также можно почитать книгу свт. Игнатия Брянчанинова «В помощь кающимся», в которой подробно разобраны восемь главных страстей и восемь противоположных добродетелей. Молодым людям, только начинающим церковную жизнь, я бы посоветовал замечательную книгу архимандрита Лазаря (Абашидзе) «Грех и покаяние последних времен». Впервые она была издана более десяти лет назад и с тех пор множество раз переиздавалась. Автор подробно разбирает страсти, их проявления. Почему эту книгу можно посоветовать именно молодому человеку? В ней очень подробно рассматривается, как влияют на душу рок-музыка, восточные культы, современная магия. Ведь зачастую для многих людей начало церковной жизни связано с отказом от многих привычек, которые, на первый взгляд, могут показаться и не греховными. Понятно, когда приходится отказаться от чрезмерного употребления спиртных напитков, драк, блудных падений. Но что плохого в рок-музыке или философском учении? Отец Лазарь подробно отвечает на этот вопрос.

http://pravoslavie.ru/42466.html

  5 марта 1967 года иеромонах Иоанн вступил в братию Псково-Печерского монастыря. 13 апреля 1970 года был возведен в сан игумена, 7 апреля 1973 года – в сан архимандрита. Монашескому деланию учили батюшку и сам монастырский устав жизни, и старцы, подвизавшиеся в Печерской обители: иеросхимонах Симеон (Желнин), схиархимандрит Пимен (Гавриленко), архимандрит Афиноген (Агапов), наместник архимандрит Алипий (Воронов), а также последние валаамские старцы – иеросхимонах Михаил (Питкевич), схиигумен Лука (Земсков), схимонах Николай (Монахов) и жившие на покое в монастыре архиереи – епископ Феодор (Текучев, † 1985) и митрополит Вениамин (Федченков , † 1961). Монашеская келлия не стала для отца Иоанна местом уединения. Батюшка по заповеди Спасителя возлюбил ближнего как самого себя. Старец не слухом, а сердцем услышал и принял повеление Божие пророку Исаии: Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш ( Ис. 40, 1 ). С утра – в храме на молитве у престола Божия или у креста и Евангелия на исповеди, затем долгое, часами, шествие в келлию в окружении толпы, чающей Христова утешения. Затем прием посетителей... И только поздно вечером затворялась дверь келлии, и старец оставался один на один с Богом, перебирая письма и изливая Ему в ночной молитве все скорби израненных миром душ. Отец Иоанн никому никогда не отказывал в советах: ни братии, ни паломникам, ни многочисленным знакомым и вовсе безвестным людям, посылающим старцу свои письма. Со всеми батюшка был ласков, радовался и печалился радостями и печалями ближних и дальних. Свой опыт пастырского делания отец Иоанн вложил в свои мудрые книги – «Проповеди архимандрита Иоанна», «Размышления о бессмертной душе», «Опыт построения исповеди», «Письма архимандрита Иоанна», «Настольная книга для монашествующих и мирян», «Мир вам и благоволение Божие. Рождественские и пасхальные поздравления архимандрита Иоанна», «Видевше свет вечерний. Встреча со старцем». Эти книги изданы и постоянно переиздаются Свято-Успенским Псково-Печерским монастырем. Значение духовных книг отца Иоанна для наших современников трудно переоценить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

В Русской Православной Церкви, согласно наиболее распространенной практике, таинство исповеди обязательно предшествует причастию (так бывало и в древности) и в таком случае служит подготовкой к нему. Это особенно важно в начале христианского пути: мы не можем подойти к Чаше Евхаристии, имея за плечами тяжкие нераскаянные или просто неосознанные грехи. Существуют специальные пособия для подготовки к исповеди: классикой стал труд архим. Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди» , размышления об исповеди митр. Антония Сурожского . Однако незаменимым здесь является само Священное Писание – Библия. Проверив себя хотя бы по 10 основным заповедям Ветхого Завета ( Книга Исход, 20 глава ), мы уже наверняка найдем какую-то пищу для размышлений; если же попытаться применить к себе, например, «Нагорную проповедь» Спасителя ( Евангелие от Матфея, главы 5-7 ), то видишь уже необъятное поле для покаяния, внутренней работы над собой и молитвы. В таком случае никогда не возникнет вопроса «в чем мне каяться?», равно как и породившего этот вопрос чувства духовного и душевного благополучия. Кроме того, всегда можно посоветоваться с самим священником, как и в чем исповедоваться, является ли то или иное действие или жизненная ситуация грехом и почему. Как и Причастие, исповедь должна быть регулярной. Для того чтобы она стала таковой и вызывала соответствующие изменения в жизни и душе, необходимо находиться в русле церковной жизни: участвовать в богослужениях, ежедневно молиться и читать Библию. Иначе не будет понимания, к Кому и ради чего ты пришел на исповедь. Существует искушение, подстерегающее людей, уже вставших на путь регулярной исповеди: когда кажется, что все бесполезно – сколько ни исповедуйся, никак не можешь преодолеть какой-либо грех или страсть. Чувство стыда и замешательства может усиливаться навязанным извне стереотипом, согласно которому верующие – это люди, которым «все сходит с рук»: согрешат – покаются – батюшка простит – и снова можно грешить. По этому поводу замечательный пастырь, о. Александр Ельчанинов (1881-1934)  писал: « Не бывает случая, чтобы, при наличии доброго желания исправиться, последовательные исповеди и св. Причастие не произвели бы в душе благодетельных перемен. Но дело в том, что — прежде всего — мы не судьи самим себе; человек не может правильно судить о себе, стал ли он хуже или лучше Возросшая строгость к себе, усилившая зрячесть духовная, обостренный страх греха могут дать иллюзию, что грехи умножились и усилились: они остались те же, может быть, даже ослабели, но мы их раньше не так замечали Часто бывает, что грех-то остался, но частые исповеди и причащение Св. Тайн расшатали и ослабили его корни ».

http://blog.predanie.ru/article/ispoved-...

И становится это возможным потому, что существуют два великих понятия, два ключевых момента в отношениях Бога к человеку и человека к Богу: милосердие и покаяние. И реально объединяются эти два понятия во единое действие — в церковное Таинство Покаяния, или Исповеди. В скобках указывается название книги (части) Священного Писания (Библии: Ветхого и Нового Заветов), номера главы и стиха (строки) цитируемого текста. Например: (Быт. 4, 7) - Книга Бытия, глава 4, стих 7; или: (Рим. 6, 23) - Послание Апостола Павла к Римлянам, глава 6, стих 23. I. «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя никаких других богов, кроме Меня». II. «Не сотвори себе кумира» (не делай себе никакого идола). III. «Не произноси имени Бога твоего всуе» (напрасно). IV. «Помни день субботний («шаабат» - день седьмой), чтобы свято хранить его, шесть дней работай и делай в них все свои дела, день седьмой посвяти Господу». V. «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы хорошо было тебе и чтобы продолжались дни твои на земле». VI. «Не убий». VII. «Не прелюбодействуй». VIII. «Не укради». IX. «Не произноси на ближнего своего ложного слова» (не лги). X. «Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни скота его и вообще ничего, что есть у ближнего твоего» (не завидуй). Полный текст десяти заповедей закона Моисеева можно найти, обратившись непосредственно к Библии, в книгах Исход (гл. 20) и Второзаконие (гл. 5). Для более углубленного рассмотрения этого вопроса рекомендуем обратиться к книге архимандрита Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди» и к книге протоиерея Анатолия Правдолюбова «В чем каяться на исповеди», в которых подробно раскрывается жизнь христианина в современном мире с точки зрения десяти заповедей Закона Божия. Аскетика — наука о «духовном делании» и искусство такого делания. Суть аскетики — в очищении души от «скверны страстей» путем самовоздержания и молитвенного подвига, в отвержении своих эгоистических интересов и похотей ради Господа и ради ближних.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство священник Алексий Стрижов «Батюшка, у меня каша в голове!», или Ревизия жизни " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 3  голоса:  5.0 из  5) Не только верующие христиане, но и люди, от церковной жизни далекие, стараются обычно прибраться к Пасхе: помыть окна, перебрать «залежи» в шкафах, отсортировав нужное от лишнего и бесполезного. Не менее важно при этом провести уборку и в душе: выкинуть ненужный груз старых обид и вредных привычек, выветрить смрадный дух пустословия, осуждения и самомнения. Пост — хороший повод разобраться, чем же наполнена сокровищница нашего сердца. О том, какие причудливые суеверия и заблуждения можно порой найти в ее запыленных углах и о последствиях духовной неразборчивости размышляет клирик храма Рождества Христова города Вольска священник Алексий Стрижов. «Грехов особо нет…» На исповеди часто приходится слышать от людей, которые исповедуется раз в году или немногим больше,— что они «особо не грешат ни в чем, стараются заповеди соблюдать». Но если в разговоре затронуть тему «качества» исполнения заповедей Божиих, то оказывается, что большинство таких «особо не согрешивших» испытывает затруднения с исполнением первой же из них: Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов перед лицем Моим ( Втор.5:6–7 ). Старец Псково-Печерской Лавры архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в беседах о покаянии, которые затем вошли в книгу «Опыт построения исповеди», говорил о том, к чему нас обязывает это заповедание и чем мы грешим против него: «Мы должны иметь истинное познание о Боге. А имеем ли мы это истинное познание о Боге? Нет, мы не имеем правильного понятия о Боге, о православном учении нашей веры, о Церкви, членами которой мы являемся, о принятии Святого Крещения… Истинной живой веры мало у нас, но зато мы предельно поражены суевериями. Суеверия, “суея”, пустая, ложная вера. И чем только не заменяем мы истинной веры в благой Промысл Божий!».

http://sueverie.net/batjushka-u-menja-ka...

Что прочитать перед исповедью? Порой в списках грехов появляются и явные глупости, например, ‘убивала комаров во время молитвы’… Или ‘ходила в парикмахерскую’… 7 декабря, 2012 Порой в списках грехов появляются и явные глупости, например, ‘убивала комаров во время молитвы’… Или ‘ходила в парикмахерскую’… Епископ Пантелеимон (Шатов)  в своем блоге  Рождественским постом пишет о Таинстве Исповеди. На тему подготовки к исповеди можно почитать определенные книги, но брошюрами с различными списками грехов лучше не увлекаться, так как иногда в них появляются грехи, о которых нам с вами лучше не знать совсем. Порой в этих списках грехов появляются и явные глупости, например, «убивала комаров во время молитвы»… Или «ходила в парикмахескую»… Не является грехом чревоугодия вкушение человеком пищи, когда он голоден, ест и благодарит за это Бога; не является грехом супружеская любовь, не нужно в этом каяться, не являются грехом дружеские шутки во время разговора, какие-то наши естественные потребности, в них также каяться не нужно… Здесь надо быть осторожными и не оцеживать комаров, а отслеживать тех верблюдов, которых мы постоянно проглатываем, постоянно пускаем в свою душу, бороться со страшными грехами гордости, тщеславия, уныния, плотской нечистоты и прочими тяжелыми грехами, которые, может быть, не всегда выливаются в определенные поступки, но, тем не менее, все-таки проникают в нашу душу. Я бы посоветовал вам почитать замечательную книгу архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди» , где он объясняет, что означают для современного человека ветхозаветные заповеди(те, которые все вы знаете: не убей, не укради и т. д.), и как понимать заповеди, данные нам Христом для блаженства. Я думаю, у многих из вас откроются глаза и вы поймете, что ваша жизнь на самом деле преисполнена тяжелых грехов. Но знание об этом – не повод унывать, оно не должно пригнуть вас своей тяжестью к земле. Знание о своей глубокой испорченности должно обратить вас к Богу, привлечь ко Христу. Мы узнаём о грехах не только для того, чтобы скорбеть и плакать(это,конечно, очень нужно)но и для того, чтобы, узнав о своей греховной болезни, прийти к Врачу – Христу и получить исцеление. Господь может избавить вас от власти дьявола, освободить от того, что мучает вас и лежит невидимым, но тяжелым покровом на вашей душе.

http://pravmir.ru/chto-prochitat-pered-i...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Батюшка, у меня каша в голове!», или Ревизия жизни 16.04.2019 861 Время на чтение 7 минут Не только верующие христиане, но и люди, от церковной жизни далекие, стараются обычно прибраться к Пасхе: помыть окна, перебрать «залежи» в шкафах, отсортировав нужное от лишнего и бесполезного. Не менее важно при этом провести уборку и в душе: выкинуть ненужный груз старых обид и вредных привычек, выветрить смрадный дух пустословия, осуждения и самомнения. Пост - хороший повод разобраться, чем же наполнена сокровищница нашего сердца. О том, какие причудливые суеверия и заблуждения можно порой найти в ее запыленных углах и о последствиях духовной неразборчивости размышляет клирик храма Рождества Христова города Вольска священник Алексий Стрижов. «Грехов особо нет...» На исповеди часто приходится слышать от людей, которые исповедуется раз в году или немногим больше,- что они «особо не грешат ни в чем, стараются заповеди соблюдать». Но если в разговоре затронуть тему «качества» исполнения заповедей Божиих, то оказывается, что большинство таких «особо не согрешивших» испытывает затруднения с исполнением первой же из них: Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов перед лицем Моим (Втор. 5, 6-7). Старец Псково-Печерской Лавры архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в беседах о покаянии, которые затем вошли в книгу «Опыт построения исповеди», говорил о том, к чему нас обязывает это заповедание и чем мы грешим против него: «Мы должны иметь истинное познание о Боге. А имеем ли мы это истинное познание о Боге? Нет, мы не имеем правильного понятия о Боге, о православном учении нашей веры, о Церкви, членами которой мы являемся, о принятии Святого Крещения... Истинной живой веры мало у нас, но зато мы предельно поражены суевериями. Суеверия, " суея " , пустая, ложная вера. И чем только не заменяем мы истинной веры в благой Промысл Божий!». И то правда: когда речь заходит о религиозных познаниях современного крещеного, но «не такого уж сильно верующего» человека, становится понятно, что он, как правило, не прикасался к догматике даже в рамках понимания Символа веры. Как честно сказала одна молодая мама, проходя огласительные беседы перед крещением ребенка: «Батюшка, у меня каша в голове!». Признание сильное - ведь даже к распознаванию в себе дефицита элементарных знаний о своей вере приходит далеко не каждый.

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/16/bat...

И это особенно требуется от нас, христиан! Не обидели ли подчиненных неровным отношением к ним, не заводили ли любимчиков, которым прощали все, вымещая на прочих свое раздражение? Не изводили ли подчиненных мелочными придирками, несправедливостью? . Господи, прости нас, грешных! 7. Мы грешим против пятой заповеди неуважением к старшим по возрасту. Пользуясь силой и молодостью, мы позволяем себе так относиться к людям старше себя, как будто это уже не люди, а слово «пенсионер» для нас стало каким-то ругательным словом. Особенно в больших городах люди, проработавшие всю свою жизнь, перенесшие весь ужас войны, разрухи, голода, вынесшие на своих плечах неисчислимые страдания, беды, трудности, получившие от государства заслуженное право на отдых, стали вдруг «мешать» более молодым. «Ох, уж эти пенсионеры! Сидели бы дома, нечего шататься по магазинам, поликлиникам, да загружать городской транспорт», то есть нечего вам больше жить, вы нам мешаете… Неужели кто-то их нас, христиан, еще работающих, осмеливался не только говорить вслух, в лицо пожилым людям уничижающие и обидные слова, но даже и думать так! Если вы виновны в этом поразительном по жестокости и отсутствию элементарного понятия грехе, задумайтесь: промелькнет как миг молодость, проскочит зрелость и наступит старость, и уже будут тебе тогда кричать: «Не мешай жить!» – и кайтесь в безумии и ожесточении своем. Господи, прости нас, грешных! 8. Мы грешим, и особенно монашествующие, живущие в монастырях, против пятой заповеди Закона Божия, неблагодарностью к благодетелям. Любой монастырь живет сейчас на добровольные подаяния благодетелей-богомольцев, то есть эти «надоедающие» нам богомольцы – наши кормильцы и поильцы. Как мы должны относиться к ним, как молиться за них! Тем более что мы-то живем в благодатном месте, хоть и свои у нас искушения, но разве сравнимо наше и их положение? Что их тянет посетить монастырь? Да желание отдохнуть от суеты, от грубости, от жестокости мира, желание сосредоточиться на молитве, услышать уставное богослужение. Если по нашей вине кто-либо из наших кормильцев, наших благодетелей не получит желанного утешения, то горе нам, поядающим дома вдовиц и сирот. Господи, прости нас, неблагодарных! 9. Тем еще мы согрешаем против пятой заповеди, что непочтительно относимся к пастырям Церкви, к своим духовньм отцам. Тут уж мы настолько распоясались и даем такую волю своим злым языкам, что не щадим ни белых клобуков, ни седин бедного сельского священника. Может быть, избегали и благословения, избегали и принимать Таинства от тех священников, которые казались нам недостойными.

http://pravmir.ru/opyt-postroeniya-ispov...

В настоящей статье за основу рассмотрения (т. е. перечисления заповедей и грехов против них) взят раздел «Опыт построения исповеди по десяти заповедям», содержащий особенно много сингулярных и требующих покаяния речений. Некоторые сингулярные речения включались и из «Опыта построения исповеди по заповедям блаженства». Первая заповедь десятословия: Аз есмь Господь Бог твой... да не будут тебе бози инии разве Мене ( Исх.20:2–3 ). Иоанн Крестьянкин говорит здесь о том, что люди не имеют правильного понятия о Боге, о православном учении, о церкви, членами которой они являются, о принятии Святого крещения. Поэтому допускают речения, свидетельствующие об: 1) осуждении священника: Что, мол, он завёл опять про одно и то же ; 2) лености читать книги религиозно-нравственного содержания и нежелании поделиться ими (если они у них есть) с другими: Лучше посплю побольше; А вдруг не отдадут, или самому захочется почитать как раз в это время ; 3) оправдании обращения к нечистым силам: Да ведь молитвы читаются и крестное знамение накладывается! ; 4) любви людей больше Бога или животных больше людей: Если он или она умрёт, мне и жить не для чего, Я животных больше люблю, чем людей . Вторая заповедь десятословия: Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им ( Исх.20:4–5 ). Перечисляя грехи людей против этой заповеди, Иоанн Крестьянкин задаётся вопросом: «Разве наши страсти – не те же идолы, которым мы поклоняемся всю жизнь?!», – и приводит речения, проявляющие: 1) гордость: Чем я хуже других? Меня не понимают, меня напрасно уничижают, я этого не заслужила; Я и то сделал, и другое, я лучше других сделал ; 2) раболепство духу времени: Теперь все так делают . Третья заповедь десятословия: Не возмеши имени Господа Бога твоего всуе ( Исх.20:7 ). Иоанн Крестьянкин напоминает, что грех против этой заповеди заключается в ряде поступков и мыслей неверующих или маловерующих людей, и приводит их речения, свидетельствующие об:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вы скажете: «Да ведь молитвы читаются и крестное знамение накладывается». А вот послушайте, что говорит святитель Иоанн Златоуст: «Аще Святыя Троицы имя глаголется на сицевых, аще и святых будет призывать, аще и знамение крестное наводится, бежати подобает сицевых». Святая Церковь отлучает от Святого Причащения таких людей на пять-шесть лет. Господи, прости нас, грешных! Мы имеем такие Таинства Церкви, как Елеосвящение (или Соборование), установленное Церковью для лечения недугов, мы имеем великую святыню – крещенскую воду, мы имеем артос (пасхальный хлеб), наконец, мы в Таинстве Причащения соединяемся с Самим Богом! И в это мы мало верим, а вот бежать к «бабке» – это нам кажется настоящим и верным средством. Господи, мы совершенно обезумели и запутались в понятиях, где свет, где тьма, где истина, где ложь! 7. Господи, мы настолько обезумели, что гадаем на Святом Евангелии, Библии, вместо того чтобы поучиться в них истинам веры. Мы гадаем на картах, а может, кто из вас еще и спиритизмом увлекается, крутит блюдца, вызывает каких-то духов (ясно, что не святых) и выспрашивает их о разных судьбах и событиях. Кайтесь Господу! Это все неверие в благой Промысел Божий, это дерзкое любопытство, отсутствие надежды на Бога! 8. Многие из нас грешат против первой заповеди Закона Божия тем, что любят кого из людей больше Бога. Бывает, что даже так и говорим: «Если он или она умрет, мне и жить не для чего, мол, вся жизнь в нем», – в этом человеке, а не в Господе, который отдал за нас жизнь! А иногда можно услышать и такие слова: «Я животных больше люблю, чем людей». Какое безумие! Сказано, правда: «Блажен, иже и скоты милует», но отдавать всю свою привязанность животным – это грех. Кто в этом грешен, кайтесь Господу! Господи, прости нас, грешных! 9. Ко грехам против первой заповеди Закона Божия относятся такие грехи, как человекоугодие и человеконадеяние. Чем же так страшно человекоугодие и лесть, что в словах Святого Писания говорится: «…мужа кровей и льстива гнушается Господь» (Пс. 5, 7). Да потому, что «своими речами мы обманываем тех, кому льстим и своими похвалами навлекаем проклятия на жизнь хвалимых и делаемся виновниками их осуждения вечного за то заблуждение, в кое мы вводим доверчивых людей, верящих нашей лести», – говорит святитель Василий Великий.

http://pravmir.ru/opyt-postroeniya-ispov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010