Во-первых, согласно хронике Продолжателя Феофана, Борис был знаком с христианским учением благодаря пленному византийскому монаху Феодору и сестре князя, которая долгое время жила при императорском дворе в Константинополе. Как известно, христианская вера все более распространяясь по болгарской земле, проникала и в правящие круги государства, даже между членами ханского рода были христиане . Во-вторых, то, что творилось в Болгарии накануне 865 года, живо напоминало последние времена. Сказать, что держава Бориса стояла на краю катастрофы, — ничего не сказать. Когда, согласно договору между Борисом и Людовиком Немецким, Болгария в 863 году выступила против Великой Моравии, Ромейская империя и по суше и по морю двинула все свои силы в болгарские земли на защиту своего союзника — моравского князя Ростислава. Мощная византийская армия без труда разбила болгарские войска и опустошила болгарские пределы. А тем временем на Болгарию обрушилось страшное землетрясение, длившееся более месяца. Сразу за ним последовал неурожай, сопровождающийся страшным голодом. Результатом голода явились эпидемические болезни, поражавшие ослабленных голодом болгар . В общем, мало-мальски чуткий человек, хотя бы отчасти знакомый с христианским учением, мог слышать, как по болгарской земле скачут апокалиптические всадники: «И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. ...И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя “смерть”; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откр. 6: 4, 7–8). При этих страшных обстоятельствах Борис в сентябре 863 года начинает переговоры с Константинополем, которые приводят к заключению в 864 году мира между враждующими державами и крещению болгарского народа. Царь Борис шлёт послов к императрице Феодоре. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы, начало XIII века     

http://pravoslavie.ru/79331.html

Дай Бог ему здоровья и разума на пути к Истине. Но любому мало мальски духовно зрячему и духовно чуткому человеку, даже не имеющему специального богословского образования, вполне ясно и очевидно, что у профессора нет никакого Богословия. Есть лишь его личный опыт философско-богословского поиска, коих в истории немалое число, изложенный на бумаге. Так с какой стати этот опыт выдается за нечто новое и необыкновенное, как некая новая страница в развитии Богословия. Богословие в основе своей имеет Божественное откровение, которое дает человеку истинное и непогрешимое знание о Боге, мире и самом человеке. Это Откровение мы должны расценивать как драгоценнейший дар Божий, который мы должны бережно хранить и с благоговением его постигать. Такое отношение к Богословию было у всех святых отцов на протяжении всей истории христианства. Очевидно такой подход подвергается сейчас ревизии, как слишком устаревший, " пропахший нафталином " . Но не менее очевидно и то, что ревизия такого подхода в духе новомодных идей профессора Олега Давыдова свидетельствует лишь о приближении всеобщий апостасии. Сигнал очень тревожный! Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою, храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца, пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове. И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними. Так рушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их - против Господа, оскорбительны для очей славы Его (Исаия, 3, 1-4, 8). Денис, Сергиев Посад 16 декабря 2020г. 18:19 Спаси Господи, Михаил Всеволодович! Богословие - это опыт. Поэтому богословие святых отцов невозможно поставить на одну доску ни с чем. Уровень авторитетности других богословских мнений опять же измеряется уровнем опыта инославных или " внеконфессиональных " богословов. Но внеконфессионального исследователя не бывает в принципе, как не бывает человека без своей точки зрения.

http://bogoslov.ru/article/6026694

Закрыть itemscope itemtype="" > Св.Писание и Св.Предание о вечности мучений грешников в геенне Ответ оппонентам 03.03.2013 2286 Время на чтение 4 минуты Совсем недавно я уже написал статью на эту тему , где постарался изложить соответствующее православное учение. Однако, один из наиболее преданных «осиповцев» на РНЛ, о.Александр Васькин, этому не верит. Так он, обращаясь ко мне, пишет в своем посте (п.31) на эту мою статью: « Вы почему вновь не опираетесь на Св. Писание и Св. Предание? Я не верю Вам. Учиться Вам нужно, а не учить». Поэтому придется продолжить полемику. При этом сразу надо сказать, что в прошлой своей статье я все-таки ссылался и на Св.Писание (слова Господа - Мф.25,46), и на Св.Предание - деяния Пятого Вселенского собора, осудившего Оригена. Странно, что о.Александр этого не заметил. Впрочем, он в некотором отношении прав. Дело в том, что я излагал, как мне казалось, настолько общеизвестные любому мало-мальски грамотному семинаристу истины, что не особенно заботился обоснованием их на основе соответствующих цитат. Хотя, как уже сказал, кое-что на этот счет привел. Но поскольку батюшка Александр сомневается, поговорим об этом поподробнее. Итак, что говорит Св.Писание о вечности геенских мук? Еще в Ветхом Завете об этом пророчествует пророк Даниил, говоря: «Наступит время тяжкое, какого не бывал с тех пор, как существуют люди, до сего времени... И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12,1.2). Очевидно, пророк, говоря о наступлении тяжкого времени, какого никогда до этого не было, имеет в виду время перед кончиной мира. О чем и Сам Господь сказал: «Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Мф.24,21). Говоря о восстании многих из праха земного, - он разумеет здесь всеобщее воскресение мертвых и Страшный Суд, на котором грешники будут осуждены на «вечное поругание и посрамление», что соответствует словам Спасителя: «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Ин.5,28-29).

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/04/...

Заметьте еще необходимое при этом – молитва и вопрошение Бога: «Господи, скажи ми путь!» Это – непременнейшее условие доброй решимости на то или другое. Если Господь, по Его слову, заботится и о каждом волосе на нашей голове, то, конечно, Он ответит нам – в тайном голосе нашей души, укажет нам путь, по которому хочет и будет вести нас, если мы потом не воспротивимся Ему. Итак, Вы решились на открытие Общества, – без уверенности в том я и не писал бы к Вам сие письмо. Коль скоро Вы решились, то, конечно, уже сами отлично сознали, что все трудности, как выше намеченные, так и другие, при помощи Божией, не неодолимы, и приготовились одолеть их. И в самом деле, например: холодность, несочувствие, пренебрежение людей – что это такое? Способно ли это остановить на пути человека, хоть мало-мальски живого и сознающего важность своего дела? Зимой на улице много льда; но пойдете ли Вы греться к нему? Или рассердитесь ли либо опечалитесь, что от него веет холодом? Так и в Вашем деле; что некоторые люди от природы холодны или нахоложены обстоятельствами, воспитанием, средой, образом жизни, – какая же здравая логика свяжет все это с ущербом для Вашего дела? Они – сами по себе, Ваше дело – само по себе; если оно их не интересует, если они неспособны заимствоваться от него пользой душевной, – для них же хуже. Что некоторые неспособны пользоваться солнечным светом и бранят его, что от него больно их глазам, – какой же ущерб от этого Вашему зрению или солнечному свету? Мы знаем только, что таких людей следует пожалеть; если же как-нибудь возмутимся душой или вознегодуем на них, то будет похоже на то, как будто мы сами заразились от них их болезнью (недостаток Христовой любви). Итак, Ваше дело будет полезно Вам и в том отношении, что научит Вас спокойно и любовно относиться и к людям, не сочувствующим Вам, не платить гневом за насмешку, ненавистью и презрением – за холодность и пренебрежение, словом, даст Вам случай и благоприятные обстоятельства развить и воспитать в себе действительную, жизнью испытанную, широкую и крепкую, истинную христианскую любовь к ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Можно было бы и больше привести мест св. Писания в доказательство того, что пред священными изображениями молились, воскуряли фимиам, воспевали, возжигали светильники, но довольно и приведенных для вразумления ищущих истины. II Не имея возможности защищать свое заблуждение об иконах доказательствами из Ветхозаветного Писания, сектанты переходят к Новозаветному, говоря, будто в Новом Завете Христос и Апостолы отменили св. изображения, бывшие в Ветхом Завете, будто даже прямо запретили их. Но и это, как увидим, – неправда. Сектант: Изображения херувимов в Ветхом Завете были, но в Новом они отменены;ап. Павел даже запррещает говорить о них «а над ними (над скрижалями), говорит он, херувимы славы; о чем не нужно теперь говорить подробно“ ( Евр. 9: 5 ). Объяснения православного: Слова: «о чем не нужно теперь говорить подробно, относятся не к одним «херувимам славы“, а ко всем предметам храма, которые перечисляет Апостол. Здесь Апостол не запрещает говорить о херувимах, а считает ненужным перечислять подробно, т. е. все до одного предметы, бывшие в храме, ибо евреи и сами хорошо знали, что в нем было. Если толковать по-сектантски это место Писания, то не нужно и «скрижалей завета“ с десятью заповедями, ибо и о скрижалях Апостол упоминает. Если бы в письме к православным кто-нибудь, перечисляя предметы, находящиеся в храме, упомянул и об евангелии, лежащем на престоле, а потом сказал бы: «о чем не нужно говорить подробно», то неужели это значило бы, что он считает ненужным евангелие, запрещает даже говорить о нем?! Для мало-мальски понимающего человека известно, что слово «не нужно» не значит «нельзя“ (Сравни 1Фес. 1: 8 ). 2) Сектант: Изображения херувимов были только до Нового Завета, «до времени исправления“, теперь они отменены: «Еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления“ ( Евр. 9: 8–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Не имея возможности защищать свое заблуждение об иконах доказательствами из Ветхозаветного Писания, сектанты переходят к Новозаветному, говоря, будто в Новом Завете Христос и Апостолы отменили св. изображения, бывшие в Ветхом Завете, будто даже прямо запретили их. Но и это, как увидим, – неправда. Сектант: 1) Изображения херувимов в Ветхом Завете были, но в Новом они отменены; апостол Павел даже запрещает говорить о них: «а над ними (над скрижалями), говорит он, херувимы славы; о чем не нужно теперь говорить подробно» ( Евр. 9:5 ). Объяснения православного: 1) Слова: «о чем не нужно теперь говорить подробно, относятся не к одним «херувимам славы», а ко всем предметам храма, которые перечисляет Апостол. Здесь Апостол не запрещает говорить о херувимах, а считает не нужным перечислять подробно, то есть все до одного предметы, бывшие в храме, ибо евреи и сами хорошо знали, что в нем было. Если толковать по-сектантски это место Писания, то не нужно и «скрижалей завета» с десятью заповедями, ибо и о скрижалях Апостол здесь упоминает. Если бы в письме к православным кто-нибудь, перечисляя предметы, находящиеся в храме, упомянул и о евангелии, лежащем на престоле, а потом сказал бы: «о чем не нужно говорить подробно», то неужели это значило бы, что он считает ненужным евангелие, запрещает даже говорить о нем?! Для мало-мальски понимающего человека известно, что слово «не нужно» не значит «нельзя» (Сравни 1Фес. 1:8 ). Сектант: 2) Изображения херувимов были только до Нового Завета, «до времени исправления», теперь они отменены: «Еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления» ( Евр. 9:8–10 ). Объяснения православного: 2) Во-первых, нужно заметить, что у нас, у христиан, стоит не «прежняя скиния» с кровью тельцов и козлов, а новая с пречистою Кровию Господа нашего Иисуса Христа, Своею жертвою на Голгофе открывшего нам путь в небесное Святилище.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Но и это, как увидим, – неправда. 1) Изображения херувимов в Ветхом Завете были, но в Новом они отменены; ап. Павел даже запрещает говорить о них: «а над ними (над скрижалями), говорит он, херувимы славы; о чем не нужно теперь говорить подробно» ( Евр. 9:5 ). 1) Слова: «о чем не нужно теперь говорить подробно, относятся не к одним «херувимам славы», а ко всем предметам храма, которые перечисляет Апостол. Здесь Апостол не запрещает говорить о херувимах, а считает не нужным перечислять подробно, т. е. все до одного предметы, бывшие в храме, ибо евреи и сами хорошо знали, что в нем было. Если толковать по–сектантски это место Писания, то не нужно и «скрижалей завета» с десятью заповедями, ибо и о скрижалях Апостол упоминает. Если бы в письме к православным кто–нибудь, перечисляя предметы, находящееся в храме, упомянул и об евангелии, лежащем на престоле, а потом сказал бы: «о чем не нужно говорить подробно», то неужели это значило бы, что он считает не нужным евангелие, запрещает даже говорить о нем?! Для мало–мальски понимающего человека известно, что слово «не нужно» не значит «нельзя» (Сравни 1Фес. 1:8 ). 2) Изображения херувимов были только до Нового Завета, «до времени исправления», теперь они отменены: «Еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления» ( Евр. 9:8–10 ). 1) Во–первых, нужно заметить, что у нас, у христиан, стоит не «прежняя скиния» с кровью тельцов и козлов, а новая с пречистой Кровью Господа нашего Иисуса Христа, Своей жертвой на Голгофе открывшего нам путь в небесное Святилище. Во-вторых, «исправлять» – не значит «уничтожать», а значит – «заменять одну часть предмета другой, новой». Если человек исправляет свой дом, то это не значит, что он совершенно его разрушает, а значит, что одну ветхую его часть заменяет новою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Ответ на этот вопрос крайне прост. Свидетели вставляют свое собственное слово «дыхание» в тех случаях, где это возможно, надеясь, что читатель не заметит несоответствия. Тот факт, что Иисус предал Свой дух Отцу, доказывает, что человеческий дух продолжает существовать и за могильной чертой и, как удивительно мудро заметил Соломон, «возвратится прах в землю, чем он и был; а дух (pneuma – LXX) возвратится к Богу, Который дал его» ( Ек. 12:7 ). (4) Филиппийцам 1:21–23: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание освободиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (НМ). Подобно другим культам, свидетели Иеговы учат, что после смерти душа пребывает как бы во сне, и подтасовывают те тексты, которые противоречат их точке зрения. Именно так они поступили с Флп. 1:21–23 . Для любого мало-мальски знакомого с древнегреческой грамматикой перевод «имею желание освободиться» говорит либо об абсолютном игнорировании основ языка, либо об осознанном искажении текста ради весьма сомнительных целей. Не случайно это место придает уверенности тем истинным христианам, которые после смерти собираются быть с Господом ( 2Кор. 5:8 ). Свидетели Иеговы понимают: если данный стих не изменить, он полностью разрушит учение расселитов о смерти души вместе со смертью тела. Свидетели не могут усомниться в данном стихе, ведь тогда исчезнет миф об их отношении к Библии как к высшему авторитету, поэтому их комитет переводчиков просто изменяет «сомнительное» для них место, трактует его по-своему и, таким образом, ликвидирует угрозу собственному богословию. Перевод «имею желание освободиться» является грубым нарушением всех норм древнегреческого языка. Я мог бы очень подробно объяснить, какие греческие словоформы здесь использованы, но суть в том, что свидетели «тасуют» терминологию, чтобы доказать, будто Павел имел в виду совсем не то, что он писал филиппийцам. Желая продемонстрировать, как они это делают, процитирую предисловие к «Переводу нового мира христианских греческих Писаний» (The New World Translation of the Christian Greek Scriptures, p. 780–781):

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Пред чудным насыщением пяти тысяч человек ученики Господни хотели, чтобы народ был отпущен; но Господь сказал им: «Не нужно им идти, вы дайте им есть» ( Мф. 14, 16 ). Запомним это слово, и всякий раз, как враг будет внушать нам отказать просящему, будем говорить от лица Господа: «Не нужно им идти, вы дайте им есть» – и дадим что найдется под рукой. Много отбивает враг желание благотворить, внушая, что просящий, может быть, не стоит, чтобы ему было подано. А вот Господь не разбирал достоинства возлежащих: всех одинаково покормил, а, конечно, не все были одинаково Ему преданы; были, может быть, и такие, которые потом кричали: «Распни Его!» ( Лк. 23, 21 ). Таково и общее Божие Промышление о нас: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф. 5, 45 ). Когда бы Господь помог нам быть хоть мало-мальски милосердными, как и Отец наш Небесный милосерд ( Лк. 6, 36 ) ( 107, 223–224 ). «Можно в субботы делать добро» ( Мф. 12, 12 ). Это сказал Господь после исцеления в синагоге сухорукого в субботу, в укор фарисеям, которые заповедь о субботнем покое довели до того, что даже шаги измерили, сколько их можно сделать в этот день, Но так как и добрых дел нельзя делать без движения, то они скорее соглашались отказываться от добрых дел, чем допустить лишнее движение. Спаситель не раз обличал их за это, потому что суббота требовала покоя от житейских забот, а не от дел благочестия и братолюбия. В христианстве, вместо субботы, празднуется воскресенье, с той же целью – покоя от всех житейских дел и посвящения этого дня исключительно на дела Божии. Христианское здравомыслие никогда не доходило до фарисейской мелочности относительно неделания в воскресенье, но зато позволительное разрешение на делание в этот день заведено далеко за должные пределы. Неделание отдаляло фарисеев от делания добра, а христиан позволяемое ими себе делание отводит от него. Святитель Феофан Затворник ( 115, 511 ). Написано: «Всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» ( Мф. 25, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Пятнадцатая причина, по которой люди живут на земле, – та, чтобы они соделались богами по благодати, по написанному: Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы ( Пс. 81, 6 ). Бог по безграничной Своей благости и любви к человеку благоволил соделать человека другим богом над всем, сотворенным Им. И чтобы как Он владычествует над всем как Создатель всего, так и люди как боги по благодати владычествовали над всем, созданным Богом на земле. Шестнадцатая причина, по которой мы живем на земле, та, чтобы мы исполняли заповедь, данную Богом, Который говорит: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лк. 6, 36 ). Семнадцатая причина – чтобы мы исполняли другую заповедь Спасителя, Который говорит: ...будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф. 5, 48 ). Восемнадцатая причина – чтобы служить Богу со страхом и радоваться Ему с трепетом ( Пс. 2, 11 ). Девятнадцатая причина, по которой люди живут на земле, – чтобы исполнялась заповедь, данная Спасителем, любить друг друга, как Он возлюбил нас ( Ин. 15:12 ), и любить врагов наших ( Мф.5:44 ), чтобы через эту любовь мы сделались, по силе своей, подобными Ему и сынами Отца нашего Небесного. Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить и над злыми, и над добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф. 5:45 ; Лк. 6:35 ). И наконец скажу, что двадцатая причина, по которой люди живут на земле, та, чтобы они все вместе хвалили Его, как учит нас Дух Святой, говоря: Хвалите Господа, все народы, хвалите Его, все племена, ибо утвердилось милосердие Его на нас и истина Господня пребывает вовек (ср.: Пс. 116:1–2 ). Вот, я составил здесь мало-мальское и очень простое сочинение, так, наскоро, как смог, чтобы не огорчать Вас молчанием и не показать себя несмыслящим в том, о чем Вы написали мне. Знаю, что это окажется недостаточно и невкусно для вас. Но я, бедный, что имел, то и положил на стол. 16.01.1977 Клеопа немонах. Монастырь Сихастрия Беседы отца Клеопы с неправославными христианами Осенью 1987 года в монастырь прибыла группа католиков. Они попросили отца Клеопу рассказать о богословии нетварных энергий. Он ответил им так:

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010