Киккская икона Божией Матери в иконостасе (кафоликон Киккского мон-ря) Киккская икона Божией Матери в иконостасе (кафоликон Киккского мон-ря) Во вступительной части «Сказания...» повествуется о создании ап. Лукой, руководимым арх. Гавриилом, 3 икон Божией Матери, одна из к-рых - «Елеуса» (т. е. Милостивая) впосл. получил название К. и. Завершив работу над образами, ап. Лука показал их Богоматери, и Она благословила иконы. Позже ап. Лука увез их в Египет. Спустя значительное время К. и. была послана «благочестивыми царями» в Афины ( Κωνσταντινδης. 2002. Σ. 100), однако эта сюжетная линия не получила развития в «Сказании...». Более того, в основной части текста, изложенного со слов киккского иером. Григория, содержится др. версия бытования К. и.: когда икона находилась в Египте, некоторые христиане решили увезти ее на один из островов. По пути их судно было захвачено пиратами-агарянами, но у Тамиата (впосл. Дамиетта, ныне Думьят) 2 к-польских корабля освободили пленников, а икону отвезли в столицу, и она была помещена в имп. дворце (Ibid. Σ. 101). Далее в «Сказании...» повествуется о том, как этот образ попал на Кипр. Полководец визант. имп. Алексея I Комнина (1081-1118) Мануил Вутомит, заблудившись в горах Троодос во время охоты, встретил отшельника прп. Исаию . Мануил разгневался, когда тот не ответил на его вопрос о дороге в Лефкосию (ныне Никосия), и избил старца. Вскоре Мануил заболел и решил отправиться в горы, чтобы попросить у отшельника прощения. Прп. Исаии во сне явилась Пресв. Богородица в царском облачении, сообщила ему о раскаянии Мануила и велела, чтобы тот в качестве епитимии привез на Кипр Ее икону из имп. дворца в К-поле. Вскоре Мануил был отозван в столицу, но долго не мог найти удобного случая, чтобы изложить свою просьбу. Через нек-рое время дочь императора заболела тем же недугом, что и Мануил, и врачи не могли помочь ей. Тогда Мануил рассказал императору о своем исцелении и о просьбе отшельника привезти икону на Кипр. Алексей I пообещал отправить туда икону, и его дочь сразу же выздоровела. Однако император не сдержал слова и вскоре сам заболел. Ночью ему явилась Пресв. Богородица, укоряя в нарушении обета. После этого император послал икону на Кипр на царском корабле со свитой, а кипрскому наместнику велел выделить средства для постройки ц. во имя Пресв. Богородицы. Икона была доставлена на остров в 5-й год царствования императора, и от нее сразу же стали происходить чудеса (Ibid. Σ. 104-109).

http://pravenc.ru/text/Киккская икона ...

князя en face в овальной раме. В. И. в княжеском двухрядном кафтане и остроконечной шапке, у него длинные борода и усы, глаза расположены неск. асимметрично, лицо прорезают характерные морщины. В изображении вел. князя в кн. А. Теве ( Thevet A. Vrais Portraits et vies des hommes illustres… [P.], 1584), к-рое гравировал Й. Рабель, подчеркнут орлиный профиль В. И. сидящего вполоборота на троне со свитком в приподнятой правой руке; он одет в шубу, на голове шапка с меховой оторочкой. Погрудный портрет В. И. в Царском Титулярнике (1672), где он представлен без головного убора, отражает влияние гравированных портретов XVI в. Целый ряд изображений вел. князя сохранился в памятниках церковного искусства. На пелене «Церковная процессия с иконой Одигитрии» кон. XV в. (ок. 1498?, ГИМ), по предположению М. В. Щепкиной и Н. А. Маясовой, В. И. изображен в числе участников крестного хода на Вербное воскресенье вместе со своими родителями вел. кн. Иоанном III и вел. кнг. Софией Палеолог, племянником Димитрием. В Архангельском соборе, где был погребен В. И., находилась надгробная икона вел. князя 50-60-х гг. XVI в. (ныне в ГИМ) «Святой Василий Великий и великий князь Василий III в молении Богоматери Знамение». В. И. изображен в рост в чине великосхимника. Облачен в светлый хитон, коричневую мантию; темно-зеленая схима с киноварными крестами и аналав перехвачены поясом, куколь лежит на плечах. Лицо князя, написанное чрезвычайно живо, имеет характерные родовые палеологовские черты: длинный крючковатый нос, полные губы, глаза немного навыкате. Возможно, сначала икона была помещена в местный ряд иконостаса, непосредственно над гробницей В. И., находящейся на солее собора, позднее перемещена на юж. стену храма. Очевидно, именно эта икона стоит у истоков традиции создания надгробных портретов иконного типа, к-рая существовала при царском дворе в XVI-XVII вв. Сходный образ В. И.-инока воспроизведен на фреске зап. галереи Благовещенского собора, где он представлен в молении Св. Троице (собор расписан в 1547-1551 гг.; в XIX в.

http://pravenc.ru/text/150787.html

15 марта — празднование в честь Державной иконы Пресвятой Богородицы 14 марта 2007 г. 15:19 Предательством и обманом 2/15 марта 1917 г. от последнего Русского Царя был получен Манифест «Об отречении Государя Императора Николая II от престола Российского и о сложении с себя верховной власти». Но милость Божия не оставила Россию. В день отречения от престола страстотерпца царя Николая II была обретена Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Державная». О явлении этого образа проф. И.М. Андреев писал: «Зная исключительную силу веры и молитвы Государя Николая Второго и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери,/.../мы можем не сомневаться в том, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей «Дом Богородицы» в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа, в момент его величайшего духовного падения, и приняла на Себя преемство власти державы Российской, когда сама идея Православно-Самодержавной народной власти была попрана во имя самовластия сатаны. Символ этой иконы ясен для духовных очей: через неисчислимые страдания, кровь и слезы, после покаяния, русский народ будет прощен и Царская власть, сохраненная Самой Царицей Небесной, будет России несомненно возвращена. Иначе, зачем же Пресвятой Богородице сохранять эту власть?» Икона была чудесным образом явлена крестьянке Евдокии Андриановой, которая жила в подмосковной слободе Перерва. В феврале 1917 года во сне она услышала: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся». Через некоторое время также во сне она увидела белый храм, и в нем величественную Женщину, в которой Евдокия узнала Божию Матерь. 2 марта она пришла в Коломенское, и, увидев Вознесенский храм, узнала в нем тот самый, в котором ей во сне явилась Богородица. Евдокия сообщила настоятелю храма, священнику Николаю Лихачеву, и тот пригласил ее в храм, где она осмотрела все находившиеся там иконы. Но среди них не было явленного ей во сне образа. Поиски иконы продолжили на колокольне, на лестницах, даже в чуланах. Когда ищущие уже отчаялись найти этот образ, в церковном подвале среди старых досок обнаружили старую, почерневшую от времени, узкую икону. Когда ее промыли, то увидели изображение Божией Матери, восседающей на царском престоле в царском облачении, со скипетром и державой в руках. У Нее на коленях сидел благословляющий Богомладенец Иисус Христос. В этой иконе Евдокия узнала явившийся ей во сне образ, который до сих пор не был известен.

http://patriarchia.ru/db/text/96500.html

Н. Реестры греч. делам Моск. архива Коллегии иностр. дел (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1). М., 2001. С. 52, 68, 74, 92, 111, 114, 155, 198). Возможно, почитанию В. отчасти способствовало смешение его с соименным венг. королем из популярной на Руси «Повести о убиении Батыя» (см. ст. Пахомий Логофет ), по легенде обращенным в Православие св. Саввой сербским. В 1751 г. иноки афонского мон-ря св. Павла приносили в Россию ставротеку, изготовленную по заказу В. ( Леонид [Кавелин], архим. Словено-српска на св. Гори Amohckoj у манастиру Хиландару и св. Павлу//Гласник Српског ученог друштва. Београд, 1877. 44. С. 270). Прижизненный портрет молодого В. сохранился в росписях Вознесенского собора мон-ря Милешева в наосе в ктиторской композиции с моделью храма в руках, сопровождаемый Богоматерью, во внутреннем притворе, на вост. стене со своими предками и братьями и, возможно, на юж. стене в царском облачении. Прижизненное изображение В. также могло находиться на ставротеке, изготовленной по его заказу и снабженной надписью: «И мене грешнаго недостоинаго раба твоего Стефана, сотворившаго и принесшаго тебе крьсть сеи милостью же твоею и помощию и силою честнаго крьста, краля всьсехь рашскыхь земьль и поморскихь Владислава сохрани и помилуи» ( Записи. 3. С. 36. 4930); до 2-й пол. XIX в. реликвия хранилась в мон-ре св. Павла на Афоне (в наст. время местонахождение ее неизвестно). Раннее посмертное изображение В. находится в стенописях мон-ря Арилье (1296). Изображение В. включено в состав агиодинастической композиции «Лоза Неманичей» в росписях притворов соборных церквей в Грачанице (ок. 1320), Пече (ок. 1330), Дечанах (ок. 1350) и Ораховице (1594). В. изображен как король в зубчатом царском венце на миниатюрах Лаптевского тома Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 233), в сюжетах, посвященных серб. истории XIII в., как святой - на гравюре в «Стематографии» Христофора Жефаровича (Вена, 1741. Л. 5). Описание иконографии В. содержится в списках рус. Иконописного подлинника сводной редакции XVIII в.

http://pravenc.ru/text/154993.html

     Дневник протоиерея Афанасия Беляева, настоятеля Феодоровского государева собора в Царском Селе 30 марта. Принесли из Феодоровского собора небольшую, но прекрасную плащаницу и к ней особый столик, большое Евангелие и праздничное пасхальное облачение. Одели престол и жертвенник пока в черные облачения, приготовили и для причта черные ризы. Всенощная и чтение Евангелия назначено в 6 часов вечера. В 6 часов началась служба с чтением 12-ти Евангелий. Их Величества всю службу слушали стоя. Пред ними были поставлены складные аналои, на которых лежали Евангелия, так что по ним все время можно было следить за чтением. Все простояли до конца службы. Надо самому видеть и так близко находиться, чтобы понять и убедиться, как бывшая царственная семья усердно, по-православному, часто на коленях, молится Богу. С какою покорностью, кротостью, смирением, всецело предав себя в волю Божию, стоят за богослужениями. И у меня, грешного и недостойного служителя Алтаря Господня, замирает сердце, льются слезы, и, несмотря на гнетущую тяжесть затвора, благодать Господня наполняет душу, и слова молитвы льются, свободно касаясь и проникая слух молящихся. Федоровскии собор в Царском селе      31 марта. В 1.30 получил уведомление, что меня ждут в 5.30 на детскую половину исповедать и подготовить к Причастию больных трех княжен и бывшего наследника. Наступил и час исповеди царских детей. Какие удивительные по-христиански убранные комнаты. У каждой княжны в углу комнаты устроен настоящий иконостас, наполненный множеством икон разных размеров с изображением чтимых особенно святых угодников. Пред иконо¬стасом складной аналой, покрытый пеленой в виде полотенца, на нем положены молитвенники и богослужебные книги, а также святое Евангелие и крест. Убранство комнат и вся их обстановка представляют собой невинное, не знающее житейской грязи, чистое, непорочное детство. Для выслушивания молитв перед исповедью все четверо детей были в одной комнате, где лежала на кровати больная Ольга Николаевна. Алексей Николаевич сидел в креслах. Мария Николаевна полулежала в большом кресле, которое было устроено на колесах, и Анастасия Николаевна легко их передвигала.

http://pravoslavie.ru/95392.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Явление Пресвятой Богородицы апостолу Андрею на горах Киевских (Видение апостолу Андрею Первозванному Богоматери на горах Печерских) " Описания иконы Описание иконы Источник: PRAVICON.COM Икона " Видение апостолу Андрею Первозванному Богоматери на горах Печерских " . Достоверного описания сюжета этой иконы пока найти не удалось. По преданию там, на горе, апостол Андрей водрузил Крест Святой. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Явление Пресвятой Богородицы апостолу Андрею на горах Киевских (Видение апостолу Андрею Первозванному Богоматери на горах Печерских) Добавить новое изображение этой иконы в каталог: с компьютера с другого сайта . Описание: Видение апостолу Андрею Первозванному Богоматери на горах Печерских. Автор - Тихон Иванов Филатьев. Икона из иконостаса московской церкви Мученика Иона Воина на Якиманке. 144x87 см, 1702г. Пресвятая Богородица в Царском облачении и короне со скипетром в левой руке стоит в окружении архангелов на полумесяце в облаке перед коленопреклоненным Апостолом. Исследователи считают, что иконография образа имела основанием «западный источник (вероятнее всего, гравюра), в котором была представлена “Жена[...] Файл 17758.jpg:   Размер: 592x1010, 0.6 MPix, 227 Kb. Дата: 2012-06-09, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 2 (198) , (11) .

http://pravicon.com/icon-679

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображение иконы Явление Пресвятой Богородицы апостолу Андрею на горах Киевских (Видение апостолу Андрею Первозванному Богоматери на горах Печерских) #17758 Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Явление Пресвятой Богородицы апостолу Андрею на горах Киевских (Видение апостолу Андрею Первозванному Богоматери на горах Печерских) Рейтинг изображения: 2 (198) , (11) . в этом году (за прошлые годы с 2012-06-09) Описание: Видение апостолу Андрею Первозванному Богоматери на горах Печерских. Автор - Тихон Иванов Филатьев. Икона из иконостаса московской церкви Мученика Иона Воина на Якиманке. 144x87 см, 1702г. Пресвятая Богородица в Царском облачении и короне со скипетром в левой руке стоит в окружении архангелов на полумесяце в облаке перед коленопреклоненным Апостолом. Исследователи считают, что иконография образа имела основанием «западный источник (вероятнее всего, гравюра), в котором была представлена “Жена, облеченная в солнце” (Отк. 12, 1), символизирующая торжествующую Церковь. С Ее образом, как правило, олицетворялась Дева Мария». Изображение воспроизводится по изданию: Красилин М. М. Русская икона XVIII — начала XX веков//История иконописи. Истоки, традиции, современность. VI–XX века. М., Арт-БМБ, 2002. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Явление Пресвятой Богородицы апостолу Андрею на горах Киевских (Видение апостолу Андрею Первозванному Богоматери на горах Печерских) " .

http://pravicon.com/image-17758

Патриарх ехал на осле, по сказанию Маржерета (в 1606 г.), сидя боком, по обычаю женщин; по недостатку ослов, брали лошадь, покрывали ее белым полотном, так что, кроме глаз, ничего не видно, и привязывали ей большие уши (Сказ. совр. о Дмитрие Самозв. СПБ. 1859 Ч. 1, стр. 260). Лошадь, по сказанию Олеария (1636 г.), была покрыта попоной с длинными ушами; на ней патриарх сидел боком. На нем была круглая шапка, унизанная крупнейшим жемчугом, и по верх ея корона. Он держал в правой руке золотой, усыпанный драгоценными камнями крест и благословлял народ, толпившийся вокруг. На эти благословения народ низко кланялся и молился на крест. По сторонам и позади патриарха шли митрополиты, епископы и другие священники, кто с книгою, кто с кадилом (Чт. Имп. Общ. ист. и др. 1868, стр. 91). Осла, большею частию, вел сам царь за повод (Маржерет), за узду его (Бер). Царь шел на право от папы (патриарха), говорит герцог Датский Ганс младший; царь был в своем царском облачении, с венцом на голове; кафтан его очень богато был вышить жемчугом, золотом и драгоценными каменьями, как спереди, так и на подоле кругом. Левая рука была обвита уздечкой (патриаршаго) коня, в самой же руке нес он посох, во время хода. Налево от папы (патриарха) шел черный монах, в руках у которого была левая уздечка коня. Царь и монах так и сопровождали папу (патриарха) до самой церкви. Царя, шедшаго в богатой одежде 24 с короной на голове, по сказанию Олеария, в 1636 году вели под руки два знатнейших царских советника, князь Иван Борисович Черкасский и князь Алексей Михайлович Львов. Сам царь вел на длинном поводу лошадь патриарха (Чт. Общ. Ист. и др. 1868 г. кн. 2, стр. 91). Когда же, по каким либо обстоятельствам царь не мог быть и участвовать при шествии патриарха на осле; тогда вел осла под патриархом болярин. В книге: Дворцовые разряды указано, что в года 1624 и 1626 вел осла болярин Романов, а 1623, 1625 и 1627 боярин Черкасский 25 . В другие же годы, как выше указано, например в 1633, 1634 н так далее, царь Михаил Феодорович сам вел осла под патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

И когда ты поставишь светильник, сними одеяние пророчества и ходи в дерюге. Иди перед этим народом, иди с ними в плен, и вы будете нести ярмо Навуходоносора, и будете рабами его семьдесят лет». Иеремия, услышав эти (слова) из уст Господа, поспешил, зажег светильник, и вышел к народу Израиля, обыскивая его. Пресвитеры вскричали: «Наш отец Иеремия, кого ты ищешь со светильником, ведь сейчас полдень?» 410 . Он сказал им: «Я ищу человека, в сердце которого милосердие Божье к ближнему его, и я не нашел его». Иеремия обыскал весь народ и не нашел (ни) одного человека, о каком Господь сказал ему. Пророк вошел в крипту, которая есть западная часть храма, снял облачение первосвященника, поднялся на крышу храма и стал (там). Он сказал: «Я обращаюсь к тебе, краеугольный камень. Ты принял образ великого почтенного лица, потому что ты удержал две стены и направил их (прямо). Ты принял образ Сына Бога, Который грядет в мир в конце дней, и овладеет престолом иудеев, и будет владыкой двух Заветов, Нового и Ветхого. Поэтому будет разрушен весь этот храм, кроме краеугольного камня. Послушай меня, открой твой рот, прими в себя облачение первосвященника и храни (его) до дня, в который Господь возвратит из плена Свой народ. Да отдашь ты его (тогда), чтобы они служили в нем Господу». Тотчас раскололся пополам краеугольный камень, принял его и закрылся по-прежнему. Иеремия же взял золотую скрижаль, на которой начертано имя Господа, ту, которую Аарон и его сыновья возлагали на плечи, когда должны были войти в святилище Господне. Он посмотрел на солнце и сказал: «Я обращаюсь к тебе, великое светило, служитель верный. Никто из всего живого не достоин хранить эту скрижаль, кроме тебя, поскольку имя Господа начертано на ней. Возьми ее у меня и храни до тех пор, пока я не попрошу ее». И он подбросил ее, и лучи солнца взяли ее себе. Остальную же утварь дома Божьего Навуходоносор взял с собой в свою землю. Закончив эти (дела), Иеремия снял пророческое облачение и бросил его в середину дома Божьего. Он взял все ключи и положил их в столп 411 . Он сказал: «Я обращаюсь к тебе, о столп. Возьми себе ключи дома Господня и храни их, пока народ не возвратится из плена». И камень открыл свой рот, и взял их у него. Вышел Иеремия, (идя) к царю, пока не пришел к царю халдеев. И когда народ увидел пророка, и дерюга была на нем, и голова его покрыта прахом, возопили все в горьком плаче и разорвали свои одежды, посыпав каждый прахом свою голову и бросая пыль в воздух 412 . Они убедились, что Господь не простил их, поскольку всякий раз, когда Иеремия творил молитву за народ Божий, и когда Иеремия входил в храм, молился и выходил, и белое одеяние было на нем, и елей стекал с его головы на бороду и вниз до краев его одеяния, то (это означало, что) милость была на народе. Всякий же раз, когда гнев (Бога был) на народе и Бог не прощал им, пророк выходил, и дерюга была на нем, и прах на его голове, и они знали, что Бог не простил им.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Омовение рук – древний обычай, имеющий в литургическом контексте не столько гигиенический, сколько сакральный смысл: к жертвеннику Божию следует приступать с чистыми руками и чистым сердцем. Обычай омовения рук и ног перед началом богослужения восходит к ветхозаветным предписаниям: И сказал Господь Моисею, говоря: сделай умывальник медный для омовения и подножие его медное, и поставь его между скиниею собрания и между жертвенником, и налей в него воды; и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги свои; когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть; или когда должны приступать к жертвеннику для служения, для жертвоприношения Господу, пусть они омывают руки свои и ноги свои водою, чтобы им не умереть; и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их ( Исх.30:17–21 ). Облачение архиерея Особой торжественностью отличается чин облачения архиерея, совершаемый посреди храма. Современная практика облачения архиерея несколько отличается от той, что описана у Симеона Солунского . У него иерарх для облачения «сходит с кафедры своей, что знаменует нисшествие Бога». После этого он «облачается в священные одежды, которых семь по числу семи действий Духа, а именно: в стихарь, епитрахиль, пояс, поручи, палицы, фелонь, или саккос (полиставрий), и, наконец, в омофор». Всё облачение вместе знаменует «вочеловечение Христово и всё, что относится к тайне вочеловечения», каждая же из одежд по отдельности имеет свое значение 547 . В современной русской практике архиерей, напротив, восходит на кафедру после чтения входных молитв, и облачение его в священные одежды происходит на кафедре. Отличие связано с тем, что в греческой практике в начале Литургии архиерей стоит на возвышенном троне, к которому ведут ступени; трон расположен справа от царских врат, и архиерей стоит вполоборота к алтарю. В русской практике кафедра представляет собой возвышение, обычно квадратной или прямоугольной формы, которое ставится в середине главной части храма: восходя на нее, архиерей стоит лицом к алтарю 548 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010