Закрыть itemscope itemtype="" > Музей взорванного храма 22.08.2014 441 Время на чтение 3 минуты В цокольных залах Екатерининского собора в Царском Селе открылся музей, посвящённый храмам Царскосельского благочиния, а также рассказывающий о строительстве Екатерининского собора архитектором Тоном, разрушении и воссоздании святыни. В центре зала размещён большой художественный макет Царского Села, каким оно было в предреволюционные годы. Макет поворачивается по часовой стрелке, а храмы, расположенные на нём, поочередно подсвечиваются. В музее работают интерактивные экспозиции, благодаря которым можно увидеть процесс воссоздания собора, а также узнать, почему в Царскосельском благочинии было так много храмов - более 200 - и почему они строились в разных стилях. Макеты некоторых из них размещены под стеклянными колпаками. А встречает благочестивых посетителей бюст генерала Я.В.Захаржевского, управлявшего Царским Селом в 1817-1865 годах. Он принимал участие в сражениях 1812 года, дважды был ранен. В мирное время возглавлял строительство Екатерининского храма, потому и был похоронен здесь в 1865 году. К сожалению, останки Якова Васильевича не были найдены - после взрыва храма здесь орудовали экскаваторным ковшом и всё перемололи. Остался только кусок чёрного гранита с его надгробной плиты. Смотритель музея и экскурсовод Галина ЯРОВАЯ рассказывает, почему решили создать такой музей: «Когда производили археологические раскопки - фундамент-то сохранился, - было найдено очень много предметов церковного обихода: кусочки священнических облачений, воздухов, части серебряных и бронзовых окладов от икон, монеты царских времён, хрустальные подвески с паникадила в виде копий, решётка солеи, бутылочки, в которых хранился елей, масла, благовония, кагор, св.вода... Всего было найдено 711 предметов. Есть и вещи, которые не были найдены при раскопках, их принесли царскосёлы. Удивительна история серебряной, покрытой золотом, коробочки для Св.Даров. Перед тем как взорвать храм, здесь работала специальная комиссия по ликвидации церковного имущества и ценностей. Изъяли всё, что могли, и отдали в запасники Екатерининского дворца в Царском Селе, в том числе и огромное Распятие, которое теперь также находится в нашем музее. А дарохранительницу один из членов комиссии незаметно опустил тогда в карман казначею собора. Та ни слова не проронила, только обмерла вся, думала, что потом этот человек заберёт у неё ценность. Но никто не пришёл. И она поняла, что таким образом ей доверили сохранить дарохранительницу до лучших времён. В комиссии тоже, видимо, разные люди были. И когда собор наш стали отстраивать, старая женщина принесла дарохранительницу в Краеведческий музей, а те нам отдали.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Самое водоосвящение совершалось перед обедней. В 1682 году, кажется, в первый раз ходили на Иордань после Литургии. Благовест к выходу на воду начинался обыкновенно «в четверть часа дня», т. е. в седьмом часу утра. В это время сходились в Успенский собор с образами из Чудова монастыря, от Николая Гостунского, с Троицкого подворья, от Архангела и из других соборов и изо всех сороков. Вместе с крестным ходом со всей Москвы собиралось в Кремль и всенародное множество. Однако путь от Успенского собора до Иордани был совершенно свободен: по сторонам его, в две линии, были поставлены ратным строем стрельцы, в известном платье, со знаменами и с барабанами. «В полчаса дни» власти собирались в Крестовую, откуда вместе с ними Патриарх шел в собор. По облачении Патриарха и властей, торжественный звон возвещав о царском шествии в собор. В сопровождении бояр и прочих сановников, царь входил в собор и здесь, в приделе Димитрия Солунского, возлагал на себя большой царский наряд. Приложившись к иконам и мощам, он подходил к Патриарху и, получив от него благословение крестом и рукою, становился у заднего столпа. Ключари раздавали кресты и иконы и устанавливали в порядки священников с иконами. Между прочим иконы на воду брали только те, которые носили в малых крестных ходах, только крест большой и фонарь, да Евангелие харатейное из Архангельского собора. Последнее несли два диакона в особом бархатном ковчеге, вынув предварительно тетрадь, по которой Патриарх читал Евангелие на Иордани. Крестный ход открывали стрельцы в числе 400 или 600 человек. Они были в лучшем цветном платье и шли по четыре человека в ряд, с золочеными пищалями и винтовками, с золочеными копьями и протазанами. За ними следовало многочисленное духовенство в богатейших облачениях, с Патриархом во главе. Впереди шли два соборные священника, наблюдавшие за порядком и местом участников хода. Когда крестных ход выходил в западные двери, царь шел и останавливался в южных дверях. Проходя мимо него, Патриарх осенял его крестом, а духовенство чествовало поклонами. За Патриархом следовал царь со своею парадною свитой по три человека в ряд. Впереди шли дьяки и те служилые люди, которые были в бархатных кафтанах; за ними – дворяне, стряпчие, стольники в золотых кафтанах и наконец, ближние люди в богатых шубах. Сам государь шел в большом царском наряде. На нем было царское платье из дорогой золотой материи, с жемчужным кружевом, усыпанным драгоценными каменьями. Царский венец блестел алмазами, изумрудами, яхонтами; плечи государя покрывали великолепные бармы; на груди его, на золотой цепи, был крест, а в правой руке жезл, украшенный золотом и каменьями. Под руки поддерживали государя двое стольников.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Тогда же был поставлен в соборе принесенный из Вятки чудотворный образ Спаса Нерукотворенного. По поводу этого перенесения образа прежние Флоровские ворота в Кремле переименованы были в Спасские, при проходе через них велено снимать шапку, а в Новоспасский монастырь установлен крестный ход на 19 сентября. Собор расписан в 1689-90 гг. Замечательно родословное дерево русских государей, от св. Владимира до св. Димитрия царевича, изображенное на сводах южной паперти. В 1902 г. в подклете, где находятся гробницы бояр Романовых, устроена церковь Романа Сладкопевца. Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г. Основан в 1491 г. при великом князе Иоанне III. В 1497 г. освящен всероссийским митрополитом Симоном. В XVII в. при Михаиле Феодоровиче первоначальный собор был разобран «до подошвы», и на этом же месте в 1645 г. был заложен новый, больших размеров с тем, чтобы усыпальница царских предков оказалась под сводами храма. 19 сентября 1647 г. Преображенский храм торжественно освящен патриархом Иоасафом в присутствие царя, при настоятеле архимандрите Никоне, по мысли и плану которого было устроено и все украшение собора. План собора представляет вид корабля - наиболее распространенный тип храмов древней Руси. Восточная сторона его состоит из трех округлостей или абсид, сохраняя древнейшее деление алтаря на три части. Главный вход на паперть собора идет не прямо с уровня земли, как, например, в Московском Успенском соборе, а возвышается на 17 ступеней, вследствие того, что внизу находится усыпальница. Свод здания опирается на четыре четырехгранных столба, из которых два находятся за иконостасом и два в средней части храма. Величественный пятиярусный иконостас - типичный для древнерусских храмов; он имеет близкое сходство с иконостасами Московского Успенского собора и Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. Все иконы, находящиеся в нем, древнего происхождения, но самый иконостас происхождение сравнительно недавнего. Старинный же иконостас XVII столетия, вследствие неблагоприятных обстоятельств, не сохранился до нашего времени. В нижнем ярусе находятся местные иконы, во втором - Апостолы и посередине Христос Спаситель в образе Вечного Архиерея, затем - 12 великих праздников, еще выше - Пророки, и в середине - Богоматерь, в верхнем - Праотцы, и в середине их - Бог-Отец. На правом столпе обращает внимание по своей оригинальности изображение в виде иконы царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича - устроителей Новоспасского монастыря. В руках они держат изображение собора. Оба царя представлены в полном царском облачении. Примечательно, что их головы окружены нимбами, которые в данном случае являются си величия. Вблизи этой иконы находилось царское место. Здесь за богослужением молились русские государи Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич.

http://sobory.ru/article/?object=05174

К началу обедни из дворца бывал торжественный выход царя. Царское облачение в этот праздник отличалось особым великолепием и богатством. В зависимости от состояния погоды в этот день оно было теплое или холодное. Из покоев своих царь выходил в легких шелковых и суконных одеждах. Такими одеждами были: зипун – камзол, исподняя короткая одежда по сорочке, ферези – кафтан, вторая одежда, сверх зипуна, ферезея – верхнее платье, в роде опашня, надевавшееся на ферези. Все они были сделаны из дорогих разноцветных материй, с золотым и серебряным шитьем вдоль пол и по подолу, и украшениями. На голове царя была бархатная шапка с «большими запонами» – с золотыми бляхами с каменьями. В руках – большой индейский посох из черного дерева с каменьями. В этих одеждах шел государь в Золотую палату. Здесь ему подавали царский наряд или наряд Большия Казны, в который он облачался. К этому наряду принадлежали: кафтан – вторая одежда, сверх зипуна (ферези и ферезея снимались, а зипун менялся), тесма – пояс по кафтану, царское платно – верхняя, самая великолепная одежда; на платно накладывалась диадима – широкое ожерелье в виде пелерины, украшенное иконами и драгоценностями (иконы назывались святыя барии), наперсный крест с золотой цепью, корона и царский жезл (шапка и посох оставлялись). Все это блистало золотом, серебром и дорогими каменьями. В соборе перед вечерней царь снимал свой наряд и надевал новую смену своих царских одежд, в которых и возвращался во дворец. Чтобы судить о великолепии и богатстве царских одежд, мы приведем описание тех, в которых был царь Алексей Михайлович в 1661 году. «Июня в 2 день, на Троицын день, шел государь из своих государевых хором в Золотую палату в ферезее холодной, сукно скорлат ал, с широким круживом 22 ; ферези, отлас виницейской по алой земли травки мелкия серебрены, испод пупки собольи; зипун, тафта бела, без обнизи 23 ; шапка, бархат шефранной цвет двоеморх 24 , с большими запоны 25 ; посох индейской с каменьи большой. «А в Золотой палате подано государю наряд большия казны: крест, диадима первая, цепь золота колчата; платно царское, бархат аксамитной, золотной петедьчат, круживо низано жемчугом: кафтан царской становой, отлас виницейской золотной по зеленой земли; тесма, зипун, тафта бела, без обнизи; шапка царская с лалом перваго наряду; жезл царской. И в том царском платье слушал государь обедни в соборе».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Как рассказала один из авторов экспозиции — ведущий научный сотрудник отдела православия Ольга Коробко, идея родилась в ходе реставрации поствизантийской иконописи. На выставке легко проследить, как развивалась православная традиция иконописания после падения Византии, историю взаимовлияния стран и областей на искусство друг друга. На некоторых иконах сохранены фрагменты слоев олифы, чтобы было понятно, как они выглядели до реставрации. Заведующая отделом православия Светлана Николаева уделила внимание гравюре, которая появилась позже собственно иконописи: в Европе — в конце XIV века, а в Греции своей гравюры не было до XVIII: монастыри заказывали гравюры в разных странах, в том числе в России. Бумажная икона получила распространение из-за дешевизны, стала паломническим сувениром. Популярны были гравюры с видом монастыря сверху с изображениями чтимых святынь. По своеобразной “паломнической карте” можно было вспомнить о своем путешествии. Часто живописцы писали виды монастырей на основе этих гравюр. Критские художники разрабатывали иконографические типы — например, “тронного иерарха” — известен образ “Христос — Великий Архиерей”: Спаситель сидит в архиерейском облачении. Представлена икона, подаренная в Иерусалиме великому князю Сергею Александровичу. Это копия образа из храма Рождества Христова в Вифлееме. Сохранились образы других святых, сидящих на троне, — например, святителя Николая. Критским мастерам принадлежит также разработка иконографического типа великомученицы Екатерины в царском облачении, поскольку она была знатного рода, рядом — циркуль, астролябия, свидетельствующие о ее учености, и орудия страстей. Замдиректора по научной работе Екатерина Терюкова подчеркнула, что авторы выставки обнаружили интересные факты, и выразила благодарность как составителям экспозиции, так и реставраторам. Знакомство с выставкой будет неполным без изучения тщательно составленных этикеток. Были выявлены параллели: преломление греческих традиций на национальной почве, заимствования из западных образцов. Так, установлено, что известный сюжет “Христос — добрый пастырь” (представлена афонская икона 1899 года из монастыря Ксенофонт) имеет источником… картину “Дверь стада” 1895 года английской художницы Сибил С. Паркер. Рядом тот же сюжет, хромолитография, изготовленная в Одессе в 1896 году. Известен образ той же иконографии из Горне-Успенского монастыря Вологды: в 1922 году он был преподнесен игумении сестрами обители.

http://azbyka.ru/news/otkrylas-vystavka-...

На Западе, однако, существует нарочитое празднование Св. Троице. Основанием Троицкого ордена (ordre des Trinitaires), в 1198 году, там был упрочен так называемый «культ» Троицы, и к XIII веку римские христиане уже имели особый праздник в честь Св. Троицы. Они празднуют его и теперь в восьмой день по сошествии Св. Духа, в нашу неделю всех святых. Между тем русский народ с давних пор, независимо от богословских соображений и церковных уставов, именно в день Пятидесятницы празднуют Св. Троице и этот день называет Троицыным. Православному русскому человеку легко догадаться, с какого времени распространился на Руси этот праздник. В нашем религиозном представлении неразрывно соединены имена Св. Троицы и преподобного Сергия. «Троице-Сергий» и «Сергие-Троица» стали для нас однозначащим собственным названием лавры преподобного. В ожидании Троицына дня мы невольно мыслью переносимся в эту святую обитель, вместе с ней своим чувством переживаем ее торжества и этот праздник признаем собственным лаврским праздником. В прежнее время на Руси было почти общим правилом при Троицких храмах строить Сергиевские приделы. Даже в наше время они редко где разъединены. Это соединение имен Троицы и Сергия и это постоянство в храмоздании ясно свидетельствуют, кому Россия обязана и почитанием Троицы, и Троицкими храмами, и Троицыным днем. Но церковное празднование Св. Троицы до сих пор не установилось на Руси. Были лишь самые незначительные попытки к этому. Так, в некоторых рукописных обиходниках XVII века и в печатном уставе 1641 года, указано на вечерне Пятидесятницы ставить на аналое икону Св. Троицы. В обиходнике же XVII века указан запев канона на утрене Пятидесятницы: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе. В ектении вечерни были два прошения, прямо относившиеся к празднику Троицы. Но дальше этого не простиралось создание особой троицкой службы. Тем не менее русский Троицын день в старину праздновался с большой торжественностью, особенно в Москве. Этому благоприятствовало постоянное пребывание здесь патриарха и царя. В Троицын день всегда бывала особо-торжественная патриаршая служба. Царь, когда бывал в Москве, с особым великолепием выходил к этой службе во всем своем царском облачении и во время троицкой вечерни лежал на листу. Эти особенности отличали Троицын день ото всех других великих церковных праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Царь шествовал в царском облачении и короне, при звоне всех колоколов. Священники и архимандриты с иконами из кремлевских церквей показались со стороны Благовещенского собора и попарно шли перед царем. Подойдя (к Успенскому собору), все они стали в ряд перед дверьми. Патриарх Никон , взяв кадильницу, окадил сначала иконы поодиночке, затем нашего учителя, потом царя и вельмож его, наконец архиереев и священников. Сняв митру, он приложился ко всем иконам по порядку; то же сделал наш учитель, а затем царь, который был с открытой головой. Потом оба патриарха благословили царя, и мы вошли в храм. Никон взошел на свое место, учитель наш стал по правую его руку, а архиереи и священники разместились по обеим сторонам, по обычаю. Архимандриты и священники, несшие иконы, стали в ряд перед патриархами с восточной стороны. Когда царь по обычаю приложился к иконам, причем певчие пели ему «Многая лета», он подошел к патриархам и поклонился им, а они в ответ поклонились царю, благословили его, окропили святой водой, а свиту его издали, и по обыкновению поднесли ему крест для целования, после чего он стал на свое обычное место у колонны. Патриарх Никон предложил нашему учителю рукоположить священника и диакона (что им потом и было совершено). После часов началась обедня, и мы вошли в алтарь. В этот день с патриархом служили пять архиереев: митрополит Новгородский и архиепископы Рязанский и Вологодский по правую его руку, а против них с левой стороны митрополит Ростовский и архиепископ Тверской, имея во главе архиепископа Сербского. Каждый раз, когда служит патриарх, вместе с ним служат четыре архимандрита в митрах со своими диаконами: первый – архимандрит Чудова монастыря, второй – Новоспасского, третий – Симонова и четвертый – Андроньева. С ним служат также протопоп этой церкви (Успенского собора) и протопоп Архангельского собора с младшими священниками (этих соборов). Диаконов и иподиаконов служит с ним более сорока, так как при патриаршей литургии у них бывает большое торжество, – все равно, хотя бы это служение происходило в будничный день. Все упомянутые лица должны при этом находиться.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

По инициативе и при содействии императрицы Александры Фёдоровны в 1906 г. был освящен Дом призрения увечных воинов. Она деятельно покровительствовала Женскому  Патриотическому обществу, Братству во имя Царицы Небесной, при котором существовал приют для 120 детей-инвалидов, Обществу Трудовая помощь и другим. Будучи искусной рукодельницей, она любила делать пожертвования  в храмы от своих рук. В церкви св. Марии Магдалины в Дармштадте сохранились вышитые ею иконы. Когда в 1913 г. было прославление священномученика Гермогена, царица вышила для облачения на куколе Патриарха золотого серафима тонкой работы. Известно ли, что с началом войны 1914 г. она окончила курсы медсестер и организовала в Царском Селе, Павловске, Петергофе, Луге, Саблине и др. местах эвакуационный пункт, в который входило 85 лазаретов. Они обслуживали 20 санитарных поездов. Сама она как операционная сестра стояла рядом с хирургом и подавала стерилизованные инструменты, уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала гангренозные раны, стойко перенося тяжелые запахи и ужасные картины военного госпиталя. Ложилась иногда в 2 часа ночи, вставала рано, а уже в 9 часов каждый день бывала в храме Знамения Божией Матери. Прикладывалась к чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери и ехала на дежурство в лазарет, откуда возвращалась очень поздно в приподнятом и радостном настроении. Она оказывала очень благотворное действие на раненых. Поэтому больные «ожидали ее прихода, старались дотронуться до ее серого сестринского платья; умирающие просили ее посидеть возле кровати, подержать им руку или голову, и она, невзирая на усталось, успокаивала их целыми часами»  (А.А. Вырубова. Страницы моей жизни, М., 1993, с.249). До нас дошли воспоминания одного раненного: «Меня вносят в перевязочную. Поражает необыкновенная чистота... Задыхаюсь от тяжелого запаха собственного гноя…Пожилая женщина-врач в вязаном чепце с красным крестом осторожно режет бинты. Рядом стоит высокая женщина и так ласково улыбается. Вот она сама промывает рану.

http://pravoslavie.ru/6545.html

Православная Церковь никогда не была обезглавлена: ни в 1565 году, ни до, ни после этого года, потому что глава Православной Церкви - Иисус Христос! После ухода Митрополита Афанасия на покой, Царь Иоанн Васильевич Грозный призывает в Москву игумена Соловецкого монастыря Филиппа из рода бояр Колычевых, но игумен Филипп не был другом детства Царя Иоанна IV. Действительно, в младенческие года Царя боярин, будущий Митрополит Филипп II служил, будучи в 30-ти летнем возрасте, в царском дворце, но Царь тогда еще не достиг и 7-летнего возраста, и по своему положению и возрасту они никак не могли считаться друзьями детства. Русский благочестивый народ никогда не позволял себе панибратского отношения к священникам, а тем более к архиереям и Митрополитам. Больно смотреть, как в фильме сначала с игуменом, а потом и Митрополитом Царские слуги обращаются как с последним холопом. Такого не было и не могло быть, при всех гонениях, которым действительно был подвергнут Святитель Митрополит Филипп. Подвергнут он им был после извержения его из сана Церковным Собором, специально созванным по повелению Царя, на котором Святитель Филипп был оклеветан многими архиереями и, к великому сожалению, монахами своей братии из Соловецкого монастыря. Именно по их клевете и лжи, возможно, данными под давлением определенных боярских кругов, Митрополит был извержен из сана. В фильме «Царь» в Успенском соборе опричники срывают митрополичьи облачения, бьют и топчут Митрополита, являющегося высшим иерархом Русской Православной Церкви. Это хула на Церковь нашу русскую, хула на Царя, хула на Митрополита, хула на народ. Такого не было и быть не могло. Ни один исторический документ об этом не свидетельствует. Наоборот, все говорят о том, что, несмотря на то что, возможно, между Митрополитом Филиппом и Царем Иваном Васильевичем Грозным и были разногласия, и, возможно, был даже инцидент, когда Митрополит не дал благословения Царю, но руку на Митрополита никто не поднимал, тем более в Храме Божьем. То, что мы видим в фильме - это в некотором смысле призыв обратить внимание на то, что Русская Православная Церковь и русский народ допускают и не возбраняют битие священников, епископов, Митрополитов прямо в храме, в Святом доме Господнем .

http://ruskline.ru/analitika/2010/01/04/...

6. Царь сделал ученье своим полкам и убедился, что многого еще недостает этим толпам, чтобы можно было их назвать воинами. Он лично показывал им, как нужно делать движения и обороты наклонением своего тела, какую нестройные толпы должны иметь выправку; наконец, соскучившись видом этого скопища необученных, отправился в сопровождении бояр на пирушку, которую по желанию его устроил Лефорт. Пированье длилось до позднего вечера, сопровождаясь веселыми кликами при заздравных чашах и пальбой из орудий. Пользуясь тишиной ночи, государь с немногими из близких к себе отправился в Кремль, повидаться с царевичем, сыном своим, весьма милым ребенком. Дав волю своему родительскому чувству и осыпая сына ласками, три раза поцеловал его; затем, избегая встречи с женой, которая давно уже ему опротивела, он возвратился в свой Преображенский кирпичный дом. Царское министерство через посредство некоторых лиц любезно дало понять господину послу, чтобы он ради поддержания того Доброго мнения, которое составил уже о себе, следуя здешнему обычаю, не показывался до времени в общественных собраниях да также запретил бы и своим слугам часто выходить из дому. 7 и 8. Говорили, будто царь часа четыре провел в тайной беседе, в чужом доме, с пресветлейшей своей супругой, но этот слух не верен. Люди, заслуживающие большего доверия, утверждают, что царь имел свидание с любимой сестрой своей, Натальей. Посол просил позволения представиться. 9 и 10. Просьба о приеме была повторена, и дано обещание, что посол скоро будет принят. 11, а по летосчислению старого календаря 1 сентября. Русские начинают новый год, так как они ведут свое счисление от сотворения мира. Этот день москвитяне, по старинному обычаю, праздновали самым торжественным образом; так, на самой большой Кремлевской площади устраивали два престола, весьма богато украшенных: один для царя, другой для патриарха, который являлся туда в епископском облачении, а государь в царском, для внушения большего уважения к верховному достоинству; народ смотрит на него, как на божество, редко показывавшееся ему.

http://sedmitza.ru/lib/text/439197/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010