Онисим (Фестинатов), архиепископ Будущий архиепископ Онисим (в миру Сергей Николаевич Фестинатов) родился 21 апреля 1890 г. в с. Булгаково Владимирской губ. (ныне Ивановской обл.) в семье священника. В 1910 г. окончил Владимирскую духовную семинарию, преподавал в церковноприходских школах, был помощником епархиального миссионера. 1 августа 1913 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Николаем (Налимовым) был рукоположен во диакона, а 6 августа того же года – во иерея к Спасской церкви г. Владимира. С 1930 г. перемещен в с. Заястребье Владимирской обл. Отец Сергий хорошо знал епископа Афанасия как борца с обновленчеством, ревностного и заботливого архипастыря. С 1943 г. о. Сергий назначен благочинным церквей Сабинского, Селивановского и Гусь-Хрустального р-нов. 17 марта 1943 г. собранием ворующих Владимира избран на должность настоятеля владимирского Успенского собора и вскоре указом митрополита Сергия (Страгородского) утвержден в этой должности. 25 августа того же года митрополит Алексий (Симанский) постриг о. Сергия в монашество с именем Онисим. 27 августа 1944 г. В Московском Патриаршем кафедральном соборе была совершена хиротония архимандрита Онисима во епископа Владимирского и Суздальского. В 1944–1946 гг. епископ Онисим был временно управляющим Ивановской епархией. С этого времени епископ Афанасий постоянно посылает в письмах из лагеря «братский привет» «Владимирскому Владыке». Вскоре по вступлении на патриаршество Патриарха Алексия, в феврале или марте 1945 г., Владыка Афанасий именно через епископа Онисима обратился к Святейшему Патриарху с письмом, в котором просил его возбудить ходатайство перед правительственными органами о замене заключения в лагерях заключением в одной из московских тюрем с предоставлением возможности работать там с богослужебными книгами под руководством и наблюдением Патриарха. Хотя ответа на свое прошение Владыка не получил, этот шаг являлся одним из наиболее ранних свидетельств о восстановлении общения епископа Афанасия с Московской Патриархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Онисим (Фестинатов Сергей Николаевич), архп. Владимирский и Суздальский Родился 21 апреля 1890 года в селе Булюкове, Тейковского района, Ивановской обл. Первоначальное образование получил в церковно-приходской школе с.Петровского на Уводи, а затем с 1904 года в Суздальском духовном училище. В 1910 году окончил курс Владимирской духовной семинарии и 10 октября определен Епархиальным Училищным Советом на должность учителя церковно-приходской школы в с.Дминоно, Меленковского района, Владимирской обл. Помощник противосектантского миссионера. 2 OKT.1911 года уездным отделением Епархиального училищного Совета перемещен на должность учителя и законоучителя в школу на среднем стеклозаводе Федоровских того же района. 12 дек.1912 г. – перемещен на должность старшего учителя четырехклассной школы в селе Дмитриевы Горы, Меленковского района и назначен помощником Епархиального противосектантского миссионера. 30 мая 1913 года указом Высокопреосв.Николая, архп. Владимирского и Суздальского определен на должность священника в с.Новое, Судогодского уезда, Владимирской губ., но указ не был выполнен. I авг.1913 года в день праздника Происхождения св.Древа Креста Господня Высокопреосв.Николаем, архп. Владимирским и Суздальским посвящен в сан диакона. 6 авг.1913 года тем же архп. Николаем посвящен в пресвитера к Спасской церкви города Владимира. В этом же году назначен законоучителем Новосельской и Апосинской земских школ. 28 июня 1930 года Высокопреосв.Павлом (Гальковским), архп. Ивановским, перемещен на должность приходского священника в село Заястребье, Судогодского района, Владимирской области. В 1943 году – благочинный церквей Сабинского, Ковровского, Селивановского и Гусь-Хрустального районов, находившихся в ведении архп. Иоанна (Соколова) Ярославского. 17 марта 1944 года общим собранием верующих г.Владимира избран на должность настоятеля Успенского собора г.Владимира. 19 апреля 1944 года указом Блаж.Сергия Патриарха Московского и всея Руси, утвержден в должности настоятеля Успенского собора г.Владимира.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Человек из прошлого Церковный историк М.Е. Губонин, навестивший епископа Афанасия в 1958 году, сравнивал владыку с епископами-изгнанниками времен Вселенских соборов. «Глядя на него. – писал Губонин, – представляешь себе наглядно ту отдаленную эпоху догматических и иконоборческих смут в Византии, когда отправленные в отдаленные ссылки молодые святители и монахи – ревнители чистоты Православия, забытые всеми, – через десятилетия, как выходцы с того света, представали пред глазами новых поколений древними старцами, убеленными сединами и с трясущимися руками, но с несокрушимым сильным духом и по-прежнему пылающей пламенной верой в свои незыблемые убеждения, в жертву которым они с такой готовностью принесли вею свою тягостную изгнанническую жизнь» 150 . Несмотря на то, что епископ Афанасий не имел поражений в правах, власти относились к нему с большим недоверием. Он не был реабилитирован, хотя и вызывался на допрос в связи с пересмотром одного из дел, по которому был когда-то осужден. 28 февраля 1958 года прокурор Владимирской области писал, что, поскольку более 30 лет назад епископ Афанасий не скрывал, что у него как «человека верующего и служителя Церкви пет и не может быть солидарности с воинственно безбожнической властью в вопросах его религиозного упования и религиозного служения» 151 , приговор был вынесен справедливо и оснований для реабилитации нет. В хрущевские времена реабилитировали в первую очередь бывших советских и партийных функционеров, арестованных во время партийных чисток. Служители Церкви по-прежнему оставались врагами, в правильности осуждения которых власти не сомневались. По горькой иронии судьбы, больше всего на свете любящий церковное богослужение, епископ Афанасий не имел возможности служить в храме. В Петушках была церковь , которую епископ Афанасий посещал, но служить в ней без особого разрешения светских властей он не мог. Епископ Онисим (Фестинатов) пытался добиться для епископа Афанасия разрешения хотя бы изредка совершать богослужение в местном храме – без молящихся и при закрытых дверях. Ответ всесильного чиновника казался издевательством: служить в запертом храме разрешалось, но только иерейским, а не архиерейским чином. Владыка недоумевал, какое это может иметь значение при полном отсутствии молящихся, но от такого разрешения предпочел отказаться. Он служил дома, в своей келии, неукоснительно следуя предписания Типикона, хотя нередко по нездоровью приходилось служить сидя, а то и лежа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОНИСИМ (Фестинатов Сергей Николаевич, 21.04.1890, с. Булгаково Суздальского у. Владимирской губ. (ныне деревня Тейковского р-на Ивановской обл.- 31.10.1970, Владимир), архиеп. Владимирский и Суздальский. Из потомственных церковно- и священнослужителей. Из-за бедности семьи с 6 лет проживал в с. Петровском (на р. Уводи) Ковровского у. Владимирской губ. (ныне деревня Лежневского р-на Ивановской обл.) у деда по материнской линии прот. Михаила Златоустова. В 1898-1904 гг. учился в Суздальском ДУ, во время учебы нес послушание алтарника, затем поступил во Владимирскую ДС, к-рую окончил в 1910 г. В окт. того же года назначен на должность учителя церковноприходской школы в с. Домнине Меленковского у. Владимирской губ. В окт. 1911 г. переведен учителем и законоучителем в школу при стекольном заводе Федоровских (ныне пос. им. Воровского Судогодского р-на Владимирской обл.). В дек. 1912 г. назначен старшим учителем 4-классной церковноприходской миссионерской школы им. архиеп. Иеронима (Экземплярского) в с. Дмитриевы Горы Меленковского у. Одновременно служил помощником епархиального противосектантского миссионера. Онисим (Фестинатов), архиеп. Владимирский и Суздальский. Фотография. 60-е гг. ХХ в. Онисим (Фестинатов), архиеп. Владимирский и Суздальский. Фотография. 60-е гг. ХХ в. После кончины отца, свящ. Николая Фестинатова († 20 марта 1913), подал прошение Владимирскому и Суздальскому архиеп. Николаю (Налимову) о назначении на отцовское место настоятелем храма во имя свт. Николая в с. Новом Судогодского у. Владимирской губ. (ныне Ковровского р-на Владимирской обл.). 1 авг. 1913 г. рукоположен архиеп. Николаем во диакона, 6 авг. того же года - во иерея. Короткое время (видимо, это был испытательный срок) служил священником в Спасской ц. во Владимире, затем был назначен настоятелем Никольского храма с. Нового. Взял на содержание мать с 6 детьми - своими младшими братьями и сестрами. У самого свящ. С. Фестинатова было 4 сына. Являлся законоучителем земских школ в с. Новом и соседнем с. Аносине (до 1918). В 20-х гг. ХХ в. участвовал в борьбе с обновленчеством, которую во Владимирской епархии возглавлял викарный Ковровский еп. священноисп. Афанасий (Сахаров). На Рождество Христово 1926 г. свящ. С. Фестинатов в новосельском Никольском храме сослужил еп. Афанасию (незадолго до его ареста), в дальнейшем поддерживал с ним связи, несмотря на прекращение архиереем церковного общения с Московской Патриархией.

http://pravenc.ru/text/2578427.html

Новое. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1829. Адрес: 601971, Владимирская область, Ковровский район, с. Новое, д. 16 Координаты: 56.2122, 41.6498 Проезд:Из райцентра Ковров южный выезд на Сенинские Дворики, до трассы М7 14км. Далее по трассе на восток 19км до указателя " Новое 1.7 " Изменить описание объекта Интерьер трапезной, юго-западный угол. Классический пример эконом-халтуры XIX в. - при отшукатуривании побеленных известкой или мелом поверхностей строители понадеялись на авось, насекли кладку, но не потрудились смыть побелку и огрунтовать поверхности перед первым набрызгом. В результате штукатурка в тяжелые для храма времена отвалилась самой первой и практически полностью Олег Щёлоков 1 мая 2006 Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь в честь святителя и чудотворца Николая упоминается в начале XVII столетия. Последняя по времени деревянная Никольская церковь существовала до второй половины XIX века. Каменный храм того же наименования был построен в 1820-1827 годах на средства помещика губернского секретаря Федора Андреевича Мыльникова и прихожан. Придел один - во имя преподобного Феодосия Печерского. Настоятелем храма в 1913-1930 годах был Сергей Николаевич Фестинатов – в 1944-1970 годах архиепископ Владимирский и Суздальский Онисим. На Рождество 1926 года в Никольском храме служил епископ Ковровский Афанасий (Сахаров). Церковь закрыта решением Ивановского облисполкома от 26 марта 1941 года и «»ликвидирована 8 мая 1941 года. Использовалась как помещение МТС. До конца 2000-х годов здание пребывало в запустении. В настоящее время полностью отреставрировано, ведутся богослужения. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=04031

В Пятницкий храм приезжали богомольцы из разных мест. Для каждого П. находил слово утешения и ободрения. Служил неск. раз в неделю. В течение дня иногда совершал неск. молебнов для многочисленных богомольцев. Службы П. были очень торжественными, он совершал их без сокращений. Когда была возможность, П. сам пел на клиросе. Награжден набедренником (1915), скуфьей (1916), камилавкой (1917), золотым наперсным крестом (1917), крестом с украшениями (1923), митрой (1927), правом служения литургии с отверстыми царскими вратами до «Отче наш» (1963), орденом св. кн. Владимира 2-й степени (1967), 2-м крестом с украшениями (1968). 20 февр. 1969 г. Владимирский и Суздальский еп. Онисим (Фестинатов) обратился в Хозяйственное управление Московской Патриархии с просьбой изготовить потир для Пятницкой ц. емкостью 1,5 литра, т. к. имевшийся не вмещал частицы на проскомидии, т. к. часто на литургии присутствовало до 400-500 причастников. Множество людей исцелилось по молитвам П., в т. ч. от онкологии. Летом 1972 г. П. заболел, но продолжал совершать богослужения. Скончался от болезни и был похоронен за алтарем Пятницкой ц. Чин погребения совершил Владимирский и Суздальский архиеп. Николай (Кутепов ; впосл. митрополит) в сослужении ок. 40 священников. Супруга П., матушка Мария, скончалась 4 дек. 1972 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. 22 окт. того же года были обретены и положены в Пятницкой ц. мощи П. Соч.: Слово на день прославления свт. Иоанна, митр. Тобольского//Смоленские ЕВ. 1916. 15. Отд. неофиц. С. 306-310. Арх.: Архив УФСБ по Вологодской обл. Д. П-13709; Архив УФСБ по Владимирской обл. Д. П-8693; Архив УФСБ по Смоленской обл. Д. 11019. Ист.: Вечная память почившим//ЖМП. 1974. 7. С. 17-18. Лит.: Польский. 1993р. Ч. 2. С. 211; Собор, 1918. Деяния. 1994р. Т. 1. С. 93; Аксенова С. И потекли в Пятницу ключи…//Правосл. газета «Благовест». Рязань, 1997. 4(40). С. 3; она же. Из глухой Мещерской стороны сиял нам отец Петр//Там же. 1999. 12(72). С. 3; Праведный отец Петр//Рус. паломник. 1998. 17. С. 29-31; Сергия [Иванова], ин. Святой праведный пресв. Петр Чельцов, исповедник (1888-1972). М., 2001; За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне РПЦ, репрессированные в Северном крае (1918-1951): Биогр. справ./Сост.: С. В. Суворова. Архангельск, 2006. С. 596; Евсин И. В. Крестоношение: Жизненный путь священноисп. Петра Чельцова. М., 2011; Жития новомучеников и исповедников Владимирских ХХ в. Владимир, 2012. С. 46; «Моя жизнь - Христос, и смерть - приобретение»: Новомученики и исповедники земли Рязанской. ХХ век: Патерик. Рязань, 2012. С. 220-236; Священноисповедник Петр Великодворский//Рязанский ЦВ. 2015. 9. С. 24-30.

http://pravenc.ru/text/2580288.html

Сравним статистику закрытия храмов в других епархиях Русской Церкви центральных областей России. Во Владимирской епархии с 1918 по 1941 гг. было закрыто 330 храмов. В 1944 году был возвращен владимирский Успенский собор, что явно указывает на улучшение государственно-церковных отношений. С 1941 по 1962 гг. закрыто 12 храмов, из них с 1960 по 1962-й – 4 храма . С 1944 до 1970 года епархией управлял архиепископ Онисим (Фестинатов). В характеристике, данной ему в «Православной энциклопедии», говорится, что архиепископ «в годы хрущевских гонений смог удержать от закрытия почти все храмы» . Такая формулировка авторитетного издания вызывает недоумение и явно не соответствует статистике. В Ивановской области в 1960 году количество церквей сократилось на 6, а с 1961 по 1962 гг. – еще на 7 храмов, в 1963 году – еще на 2 . С 1958 по 1963 гг. епархией управлял архиепископ Илларион (Прохоров), который, по мысли авторов ПЭ, пользовался «любовью и почтением молящихся», характеризовался как «благостный» архипастырь и прекрасный проповедник . Вышеприведенную статистику и соответствие массового закрытия храмов в период антирелигиозных кампаний (несмотря на протесты некоторых архиереев) можно привести по любой епархии Русской Православной Церкви. Причины и поводы к закрытию были разными: строительство водохранилища или дороги, избыточное количество церквей в данном районе, ветхость церковного здания, отсутствие в нем ремонта и т. д. Однако обращение к законодательству о культах показывает, что храмы закрывали не архиереи, а власти . Ведь расторжение договора с церковной общиной и закрытие церкви было не во власти архиерея, а во власти госорганов, о чем ясно говорит законодательство о религии. Исследование автобиографий архиереев 1950-1960-х гг. показывает, что епископов, сопротивлявшихся политике закрытия храмов и открыто об этом высказывавшихся, активизировавших церковную жизнь, либо переводили в глухие епархии, либо, как правило, отправляли за штат. Распространенным явлением того времени был уход архиерея за штат «по состоянию здоровья».

http://bogoslov.ru/article/6167175

В кон. 20-х гг. у семьи Фестинатовых был конфискован весь скот, на о. Сергия наложили трудовую повинность - рубить лес. В мае 1930 г. был арестован, находился в тюрьме в г. Коврове по обвинению в сборе с прихожан денежных средств на страховые выплаты за здание храма. Был приговорен к 6 месяцам принудительных работ, но, видимо, освобожден от наказания. Преследования со стороны местных властей вынудили свящ. С. Фестинатова просить о переводе на др. место служения. 28 июня 1930 г. он был назначен священником в храм во имя Живоначальной Троицы с. Заястребья Судогодского р-на Ивановской промышленной обл. В 1940 г. была закрыта Троицкая ц., но свящ. С. Фестинатов остался жить в Заястребье. В мае 1941 г. он был арестован по обвинению в неуплате подоходного налога и приговорен к году принудительных работ. В 1942 г., по возвращении из заключения, был возведен в сан протоиерея, к тому времени овдовел. В 1943 г. назначен благочинным храмов Собинского, Ковровского, Селивановского и Гусь-Хрустального районов Владимирской обл. под упр. Ярославского архиеп. Иоанна (Соколова; впосл. митрополит), управлявшего Ивановской епархией. Сыграл большую роль в возрождении фактически прекратившей существование в 1938 г. Владимирской епархии. Прот. С. Фестинатов организовал среди верующих Владимирщины сбор средств на нужды фронта, о чем сообщил в телеграмме И. В. Сталину , в к-рой также обратился к нему с просьбой о возвращении Церкви древнего Успенского собора Владимира. Сталин в ответной телеграмме выразил согласие вернуть храм верующим. 17 марта 1944 г. на общегородском приходском собрании Владимира (в городе тогда действовала единственная Князь-Владимирская ц.) прот. С. Фестинатова избрали настоятелем Успенского собора. 19 апр. это решение было утверждено патриархом Московским и всея Руси Сергием (Страгородским). Успенский собор по договору с местными властями первоначально был возвращен приходской общине на 5 лет. 4 апр. 1944 г. прот. С. Фестинатов и выбранный церковный староста получили ключи от собора и пришли туда. По воспоминаниям О., они «были поражены необычайной загрязненностью пола, стен, алтарей, иконостаса... Было больно до слез видеть нашу общерусскую святыню в таком жалком состоянии и с разбитыми окнами». На собрании верующих настоятель призвал общими усилиями привести собор в надлежащее состояние. Вечером 7 апр. 1944 г., в день праздника Благовещения, состоялось освящение собора.

http://pravenc.ru/text/2578427.html

14 июня 1944 г. Синод РПЦ определил вдовому прот. С. Фестинатову по пострижении его в монашество быть епископом Владимирским и Суздальским, временно управляющим Ивановской епархией. 24 авг. того же года в крестовой патриаршей церкви патриаршим местоблюстителем митр. Ленинградским и Новгородским Алексием (Симанским; с февр. 1945 патриарх Московский и всея Руси Алексий I ) был пострижен в монашество с именем Онисим. Архиерейскую хиротонию О. 27 авг. в московском патриаршем соборе Богоявления в Елохове возглавил местоблюститель митр. Алексий. 21 нояб. 1944 г. О. стал членом Предсоборного совещания епископов. Участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 31 янв.- 2 февр. 1945 г. Способствовал возвращению в каноническую Церковь еп. Афанасия (Сахарова), одного из немногих оставшихся в живых руководителей непоминающих . В февр. или марте 1945 г. находившийся в заключении еп. Афанасий обратился к О. с просьбой передать его письмо новоизбранному патриарху Алексию I, что и было исполнено. Это означало признание еп. Афанасием своим каноническим священноначалием и патриарха Алексия I, и О. как епархиального архиерея. В своих письмах из лагерей еп. Афанасий постоянно передавал «братский привет» О., называя его Владимирским владыкой. В дальнейшем, когда еп. Афанасий вышел на свободу и проживал в пос. Петушки (ныне город) Владимирской обл., О. поддерживал с ним постоянную переписку, в которой они обсуждали важные канонические вопросы. О. занимал Владимирскую кафедру на протяжении 26 лет. В первые годы управления О. епархией ему удалось добиться возвращения Церкви значительной части закрытых в прошлые десятилетия храмов. К 1952 г. во Владимирской епархии действовали уже 72 церкви. Также до 24 июня 1946 г. О. управлял Ивановской епархией, в то время там были открыты 35 храмов, в т. ч. кафедральный Преображенский собор в Иванове, переданный верующим в крайне запущенном состоянии и восстановление которого потребовало больших усилий. В 1953 г. местными властями под предлогом отсутствия священников были закрыты 7 приходов во Владимирской епархии, однако начавшееся с того же года возвращение из мест заключения ранее репрессированных священников, к-рых О. активно привлекал к служению, способствовало численному росту духовенства. Если в 1953 г. в епархии был в штате 71 священник, то в 1957 г.- уже 83 священника. О. по-прежнему уделял большое внимание восстановлению древнего владимирского Успенского собора. В 1950 г. был начат капитальный ремонт здания храма, 650 тыс. р. на эти цели выделила Патриархия, более 2 млн р. было собрано епархией. В течение 3,5 лет были проведены расчистка и укрепление наружных стен, отремонтирована кровля, заменены оконные переплеты, устроены системы вентиляции и отопления, частично подновлены и восстановлены фрески и иконы. 11 июня 1954 г., на праздник Св. Троицы, Успенский собор был освящен, и в нем возобновились постоянные службы.

http://pravenc.ru/text/2578427.html

14 июня 1944 года указом Патр.Местобл.Высокопр.Алексия, митр.Ленинградского и Новгородского, повелено быть настоятелю Успенского кафедрального собора г.Владимира священнику Сергею Николаевичу Фестинатову, по пострижении в монашество, епископом Владимирским и Суздальским, врем.управляющим и Ивановской епархией. 25августа 1944 года пострижен в монашество Патр.Местобл. Высокопреосв.Алексием, митр.Ленинградским и Новгородским. 26 августа 1944 года в зале заседаний Московской Патриархии совершено наречение во епископа Владимирского и Суздальского. 27 августа 1944 года хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского. Хиротонию в Патриаршем Богоявленском соборе,что при Елохове в г.Москве совершали: Патр.Местобл. Высокопреосв. Алексий, митр.Ленинградский и Новгородский; преосв.Николай, митр.Крутицкий; преосв.Кирилл, епископ Ташкентский и Среднеазиатский. 21 ноября 1944 года – член предсоборного Совещания епископов. С 31 января по 4 февраля 1945 года – член Поместного собора Русской Православной Церкви в г.Москве. С 24 апреля 1946 года временно управлял Ивановской епархией. 24 июня 1946 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия освобожден от управления Ивановской епархией. Ни в каких расколах не был. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» 25 февраля 1956 года возведен в сан архиепископа. 5 октября 1958 года награжден правом ношения креста на клобуке. /+31.X.1970 г./. Труды: «Кафедральный Успенский собор в г.Владимире». «ЖМП» 1950, 9, стр.57–59. Литература: «ЖМП» 9, стр.7, 8. -“- 1958, стр.9, 10. -“- 1959, стр.12. -“- 1960, стр.6, 7. -“- 1960, стр.17. -“- 1961, стр.32. -“- 1961, стр.26, 27. -“- 1963, стр.10, 21. -“- 1964, стр.20. -“- 1964, стр.10–11. ФПС I, 314, стр.14. «Автобиография архп. Онисима от 27 декабря 1956 года». «Журнал Засед.Св.Синода» 9, от 19 июня 1947 г Am 1.9.1969 feierte er sein 25jähriges Bischofsjubiläum (MP 1969,10,20). Am 11.9 . konnte er zum letzten Mal in der Entschlafungs- kathedrale der Liturgie vorstehen.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010