15]. Значит, вера спасает нас, но никак не дела, хотя дела нужны для христианина: Онисим еще не кончил своего земного поприща, но уже называется членом вечного Царства Небесного. В том же смысле обращенные апостолами называются разными именами, означающими, что они уже члены Небесного Царства. Особенно замечательно здесь выражение любви апостола к рабу Филимона и духовному чаду апостола – Онисиму. Святой апостол называет его своею утробою. Какая высокая, святая любовь отца самого нежного к сыну! Послание святого апостола Павла к Евреям Гл.1. О возвещении людям воли Божией: в последние дни, чрез Единородного Сына Божия; о Его величии Божественном: Он Наследник всего Отеческого достояния; Он сотворил время, то есть мир видимый с его изменениями и всем, что в нем ни есть, и вместе – мир невидимый; Он – сияние славы (славное сияние) и образ Ипостаси Бога Отца; Его сильным словом все носится: все миры в порядке и благоустройстве; сотворив Собою, как Сущею Святынею, очищение грехов наших, Он сел одесную престола величества на высоких, или на небе, и по человечеству. Далее приводятся места из Ветхого Завета, подтверждающие Божественное достоинство Иисуса Христа. Возвышайтесь же духом вашим, христиане, горе, к вашему Божественному Искупителю, и не прилепляйтесь к земле. Где Я, сказал Спаситель, там и слуга Мой будет, то есть на небе же. Гл.2, ст.3[-4]. Как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом (Иисусом Христом), в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого (разделениями даров Духа Святого) по Его воле? Да, нерадящие о таком благовестии спасения, сопровождавшемся едва не на каждом шагу высшим свидетельством, истинным, непререкаемым, небесным, всемогущим, получат должное воздаяние тем более, что и глаголанное Ангелами слово бысть известно (твердо) и всякое преступление и ослушание против этого слова получало праведное воздаяние. Проповедники должны с силою и властию проповедовать об этом спасении пасомым во время и не во время [ 2Тим. 4, 2 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

4:9–10). А потом уже он писал к Коринфянам, как видно из слов: « ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих » (2 Кор. 9:2). Отсюда ясно, что Фессалоникийцам говорено было о том прежде. Но хотя послание к Римлянам позднее этих, однако, оно написано раньше тех, которые отправлены из Рима. Он еще не прибыл в город Рим, когда написал это послание, как открывается из слов: « я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное » (Рим. 1:11). К Филиппийцам же Павел писал из Рима, почему и говорит: « приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома » (Флп. 4:22). И к Евреям написано оттуда же, почему и сказано, что их приветствуют все от Италии (Евр. 13:24). Также и послание к Тимофею Павел писал из Рима, находясь в узах. Даже мне кажется, что оно есть последнее из всех его посланий, как видно из сказанного в конце: « ибо я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало » (2 Тим. 4:6). Всякому же известно, что Павел кончил жизнь в Риме. И послание к Филимону есть также одно из последних, так как Павел написал его в глубокой старости, о чем сам говорит: « я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа » (Фил. 1:9). Но, конечно, оно написано прежде послания к Колоссянам, что опять видно из сказанного в конце послания, так как Павел в послании к Колоссянам пишет: « все скажет вам Тихик, которого я послал с Онисимом, верным и возлюбленным братом » (Кол. 4:7–9). Онисим же этот был тот самый, о котором Павел написал послание к Филимону, а не другой, соименный ему, что доказывается именем Архипа, на которого Павел в послании к Филимону возложил труд ходатайствовать с ним за Онисима, и которого в послании к Колоссянам он поощряет такими словами: « скажите Архипу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе » (Колосс. 4:17). Мне еще кажется, что послание к Галатам написано прежде послания к Римлянам. Если же послания Павла имеют в книгах порядок другой, то это нисколько не удивительно, так как и двенадцать пророков расположены последовательно, в известном порядке книг, хотя по времени они и не следуют один за другим, но разделены между собой большим промежутком времени.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

4 ст. Дабы я открыл ее, как должно мне возвещать. Да возвещу эту тайну обращения язычников ко Христу и призвания их в единую Церковь Христову, как, мне должно возвещать, т. е. во всей ясности и полноте. 5 ст. Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Т. е. в своих взаимоотношениях с язычниками, находящимися еще вне ограды Церкви Христовой и неверующими вообще, будьте благоразумны, применительно к обстоятельствам, умейте пользоваться временем, т. е. всяким удобным случаем к обращению язычников. 6 ст. Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому. А посему да будет ваше слово при сношениях с язычниками искренно, правдиво и любовно, приправлено солью, т. е. разумно и назидательно (Еписк. Феофан), дабы вы умели каждому ответить сообразно и применительно к его развитию и положению в обществе. Выше (3 ст. 4 гл.) апостол упомянул о своих узах, но не сказал, каково ему там, а потому, удовлетворяя естественному желанию Колоссян знать что-либо о нем и с этой стороны, он говорит им, что о моем положении в узах все, что вас интересует, расскажет вам Тихик. Чтобы показать, что Тихик заслуживает полного доверия со стороны Колоссян, апостол отзывается об нем с самой лучшей стороны: он близкий моему сердцу верующий брат, помогающий мне, по моим указаниям, в благоустроении христианских общин, сотрудник и соработник мне, т. е. не полицеприятию, а по ревности и любви к Господу помогает мне в моих трудах. 7 ст. О мне все скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе. Этого-то возлюбленного и близкого мне человека я и послал к вам, чтобы он рассказал вам о мне все, что вас так интересует, а с другой стороны узнал бы все, что происходит среди вас, узнал бы что это за лжеучители явились среди вас, чем они сбивают вас с толку и как вы к ним относитесь и ободрил бы вас в борьбе с ними. 8 ст. Которого я для того послал к вам, чтоб он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши, 9 ст. с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас: они расскажут вам о всем здешнем. Вместе с Тихиком апостол посылает им еще Онисима, также близкого апостолу и заслуживающего доверия Колоссян, ибо он даже их земляк. Этот Онисим был раб Филимона, бежал от него. Ко Христу был обращен ап. Павлом, после чего был отправлен опять к своему господину, причем ему вручено было особое послание к Филимону. Эти-то два доверенные лица, заключает апостол, расскажут вам все, что совершается вокруг нас здесь, в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Авраам «стал отцом всех верующих», – пишет апостол Павел ( Рим. 4, 11 ), напоминая, что можно по плоти происходить не из еврейского народа, но при этом быть наследником духовных обетований, некогда данных Аврааму. Для «всех верующих» Авраам – «отец»: не только для евреев, происшедших от него по плоти, но и для тех, кто пришел к библейской религии по зову духа. Если сказано, что надо более бояться тех, кто может убить душу, чем тех, кто может убить тело ( Мф. 10, 28 ), то не верно ли и обратное: почитать надо больше тех, кто стоит у истока моей духовной жизни, нежели того, кому я обязан своей телесной жизнью? И если того, кто принес мне меньший дар, надлежит чтить и почитать признательным обращением отец, то почему же нельзя это слово прилагать и к духовному рождению, к рождению в духе, которое также происходит не без участия человека (ибо «как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего» – Рим. 10, 14 )? Поэтому и пишет ап. Павел: «Я родил вас во Христе Иисусе» ( 1Кор. 4, 15 ). И прямо поясняет, что именно поэтому и стал он отцом для уверовавших: «У вас тысячи наставников [...] но не много отцов» ( 1Кор. 4, 15 ). И о вполне конкретном человеке Павел говорит: Онисим, «которого родил я в узах» ( Флм. 10 ). Естественно, что ученики апостола Павла воспринимали его именно как отца: Тимофей «как сын отцу, служил мне» ( Флп. 2, 22 ). Через людей человек приходит в сообщество верующих, в Церковь . Следовательно, увидеть Церковь – значит увидеть людей, в которых действует сила Божия. Древний монашеский афоризм говорит, что никто никогда не стал бы монахом, если бы однажды не увидел на лице другого человека сияние вечной жизни. Поэтому и говорит ап. Павел: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» ( Гал. 4, 19 ); «Подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4, 16 ). И так – через века. В своем рождении друг от друга наставники сохраняют тот образ духовного устроения, который впервые явил создатель традиции. Вот лишь одно свидетельство о встрече с «батюшкой»: «Когда, кончив молитву, батюшка благословил меня и начал говорить, всем сердцем я стал внимать ему, но не словам, а тому новому и необычному, что рождалось в душе в его присутствии, что обновляло, возрождало, делало сильным» 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protesta...

В второй половине третьей главы (ст. 18-25) святой Апостол дает нравственные наставления христианам в зависимости от их положения: отдельно женам, отдельно мужьям, детям, отцам, рабам. В первых 6-ти стихах четвертой главы заканчиваются эти нравственные наставления. Апостол заповедует справедливое отношение к рабам, а затем снова переходит к общим наставлениям для всех христиан, независимо от их общественного положения, внушая постоянство в молитве и духовное бодрствование с благодарением. В заключение Апостол просит молиться о нем с его сотрудниками, " чтобы Бог отверз нам дверь для слова " , чтобы Бог помог им беспрепятственно проповедовать Его Слово (4:1-4 [ 5 ]). Апостол заповедует благоразумное отношение к " внешним " , то есть еще неуверовавшим, и увещевает: " слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью " , то есть задушевно, исходящим из сердца и дышущим благорасположением, но вместе с тем сдержано и благоразумно, что и значит " приправлено солью " (ст. 5-6 [ 6 ]). Стихи 7-18 составляют послесловие . В нем Апостол говорит, что посылает это послание с Тихиком , " возлюбленным братом и верным служителем и сотрудником в Господе " (ст. 7-8 [ 7 ]). С ним посылается и Онисим, бывший слуга Филимона. В заключение Апостол передает приветствия от находящихся с ним и заповедует прочитать это послание и в Лаодикийской церкви. Кончается послание обычным Апостольским благословением (16-18 [ 8 ]). Первое Послание к Фессалоникийцам Предостережение первое касается иудейских обычаев, которые нет надобности соблюдать христианам: " Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе " (2:16-17). Во втором предостережении внушается не прельщаться кажущимся смиренномудрием лжеучителей и службой ангелов. Лжеучители, помимо главы Церкви — Христа Спасителя, учили достигать единения с Богом через посредство ангелов, с которыми нужно уметь входить в общение разными таинственными средствами, и в частности — истощением плоти. В этом они, подобно гностикам, видели высшее знание, горделиво относясь к настоящим христианам, хотя и принимали на себя вид смиренномудрия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В-шестых, выражение плоть ( σρξ) употребляется у апостола Павла для обозначения всех чисто естественных человеческих отношений, обусловленных происхождением, национальностью, общением закона, и для обозначения образа представления и действия, который имеет свои корни в преходящих национальных воззрениях, во внешних определениях, какие содержит в себе иудейский закон, и в обычае. В значении чисто естественных человеческих отношений, обусловленных происхождением, национальностью, общением закона, употребляется слово плоть в послании к Филимону в 16 стихе, где Апостол просит Филимона принять Онисима, как брата возлюбленного и по плоти, и в Господе. Здесь апостол Павел указывает те отношения, по которым Онисим стал для Филимона возлюбленным братом: плотское, т. е. естественное отношение, обусловленное происхождением, национальностью, и духовное, основанное на вере во Христа. В таком же смысле употребляется выражение плоть в послании к Флп. 3:3, 4 , в словах: хвалящиеся Иисусом Христом, а не на плоть надеющиеся«. Здесь под плотью нельзя разуметь чисто телесную сторону человека, так как под понятие плоти, на которую апостол Павел может надеяться, в дальнейших двух стихах этой главы (3:5–6) он подводит такие обстоятельства, как обрезание в восьмой день, происхождение из рода Израилева, из колена Вениаминова, и то, что он по учению фарисей, по ревности гонитель церкви Божией, по правде законной непорочный. Ср. также Гал. 3:3 , 1Кор. 10:18 , 2Кор. 11:18 . – В значении образа представления, который происходит не из духа Христова, но из национальных воззрений и обычая, выражение плоть употребляется напр. во 2Кор. 5:16 , где апостол Павел говорит: »отныне мы никого не знаем по плоти ( κατ σαρκ); если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем«. Здесь представляется противоположность между новой жизнью, которая посвящается Умершему за нас, и о которой говорится вообще: «древнее прошло, теперь все новое» ( 2Кор. 5:17 ), и жизнью, в которой существовало знание по плоти. Под плотью здесь можно разуметь те предрассудки, которые апостол Павел имел вследствие своей связи с иудейским народом, прежде чем он обратился ко Христу и изменился в своем познании. – В значении же внешнего образа действия слово плоть употребляется, например, в послании к Римлянам, в 4 главе, в первом стихе, где апостол Павел спрашивает: «что же скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти ( κατ σαρκ)?» Во втором стихе той же главы выражение по плоти ( κατ σαρκ) заменяется выражением «делами» ( ξ ργων). Следовательно, противоположное выражению κατ σαρκ (по плоти) будет выражение κατ πστιν (по вере). Посему под плотью нужно разуметь здесь чисто внешнее служение Богу, основанное на исполнении закона или совершении предписанных обрядов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gre...

Во всяком случае, пресечение всего, истекающего отсюда, зла и вреда лежит, очевидно, на обязанности главного начальника с ответственностью за самоё зло и вред, и за самых лиц близких домашних... Так и у Пророка – Прозорливца и Чудотворца Елиссея был слуга Гиезий, злоупотребивший его авторитетом и доверенностью; но он же и не был оставлен без вразумления и исправления. Был у Апостола Павла слугою Онисим, бежавший от своего прежнего господина, который, как видно, и не заботился разыскивать его для возвращения к себе, как непотребного; – но этот непотребный и беглец, находясь в услужении св. Апостолу, сделался таким, что сам св. Апостол, возвращая его к прежнему господину, свидетельствовал о нём так: «Молю тя о моём чаде... Он был некогда не годен для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его. Ты же прими его, как мою утробу. И хотел бы удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне во узах за благовествование, но без твоего согласия я не хотел этого сделать... Не как уже раба прими его, но выше раба, как брата возлюбленного особенно мне, а тем более тебе и по плоти и в Господе» ( Флм. 1:10–16 ). Понятно, от чего зависела и произошла такая перемена в описываемом слуге, что он стал для самого Апостола его чадом, его утробою, братом возлюбленным, и не только для него (Апостола), но и для прежнего господина, перед которым был негоден. Об отношениях и влиянии со стороны высокопр. Филарета на лиц приближенных – доверенных и на домашних его келейных и будет наша следующая речь. Скажем, прежде всего, несколько слов о лицах, приближенных и доверенных не в смысле отношений только личных, но таких, которые, естественно, могли иметь влиятельное значение по части управления и не только делами лаврскими, но и обще-епархиальными. Не скрываем, что при всех достоверных данных, имеющихся у нас под руками, мы всё-таки, кажется, не решились бы коснуться настоящего предмета по самому нашему званию и состоянию иноческому, чтобы не быть выставителями и судьями деяний святительских в рассматриваемом роде и значении.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Все апостолы были отцами для каждого из христиан. И все христиане друг для друга были братьями и сестрами. И вот вопрос для протестантов: как же исполнится обетование Христа о том, что у христианина станет много отцов — если ему никого нельзя называть этим словом? Апостолы тоже, наверное, не воспринимали заповедь Христа «никого не называйте отцом, кроме Отца вашего, Который на небесах» столь однозначно, как нынешние «евангелисты». Любовь не знает закона. И уже апостол Иоанн обращается к своим ученикам — «детушки». Встречное окликание, очевидно, было соответственным. Апостол Матфей, пишущий свое Евангелие после того, как он услышал строгие слова Спасителя «никого не называйте отцом на земле», Матфей, в чьем именно Евангелии и приведены эти слова Христа, тем не менее пишет, что Христос встретил Иакова и Иоанна «в лодке с Зеведеем, отцом их» (Мф. 4, 21). Апостол Стефан проповедует Синедриону: «братия и отцы! послушайте» (Деян. 7, 2). То же обращение встречается у ап. Павла (Деян. 22, 1). И апостол Иоанн его употребляет: «Пишу вам, отцы» (1 Ин. 2, 13). Апостол Петр также знает иных отцов, кроме Небесного: «Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших» (Деян. 3, 13); «Бог отцов наших воскресил Иисуса» (Деян. 5, 30). Если вспомнить еще и увещание ап. Павла: «отцы, не раздражайте детей» (Еф. 6, 4), то станет вполне очевидным, что по восприятию апостолов благодатное Богосыновство, дарованное нам Истинным Сыном, не отменяет земного родства, как телесного, так и духовного. Авраам «стал отцом всех верующих», — пишет апостол Павел (Рим. 4, 11), напоминая, что можно по плоти происходить не из еврейского народа, но при этом быть наследником духовных обетований, некогда данных Аврааму. Для «всех верующих» Авраам — «отец»: не только для евреев, происшедших от него по плоти, но и для тех, кто пришел к библейской религии по зову духа. Если сказано, что надо более бояться тех, кто может убить душу, чем тех, кто может убить тело (Мф. 10, 28), то не верно ли и обратное: почитать надо больше тех, кто стоит у истока моей духовной жизни, нежели того, кому я обязан своей телесной жизнью? И если того, кто принес мне меньший дар, надлежит чтить и почитать признательным обращением отец , то почему же нельзя это слово прилагать и к духовному рождению, к рождению в духе, которое также происходит не без участия человека (ибо «как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего» — Рим. 10, 14)? Поэтому и пишет ап. Павел: «Я родил вас во Христе Иисусе» (1 Кор. 4, 15). И прямо поясняет, что именно поэтому и стал он отцом для уверовавших: «У вас тысячи наставников но не много отцов» (1 Кор. 4, 15). И о вполне конкретном человеке Павел говорит: Онисим, «которого родил я в узах» (Флм. 10). Естественно, что ученики апостола Павла воспринимали его именно как отца: Тимофей «как сын отцу, служил мне» (Флп. 2, 22).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Древних бунтовщиков против священноначалия Господь тотчас наказал, а наших положил «соблюдать ко дню суда, для наказания» ( 2Петр. 2:9 ). Чем же можно доказать сектантам, что они заблуждаются, когда отвергают истинных пастырей? Если сектанты в своем отвержении пастырей ссылаются на ( 1Петр. 2:5, 9 ), то следует заставить их прочитать того же послания главу 5-ю с 1-го стиха, где Ап. Петр пишет христианам: «пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» ( 1Петр. 5:1–4 ). Если же пастыри были при Апостоле Петре, то должны быть они и у нас, а сектанты, как отвергнувшие пастырей, не принадлежат к стаду Божию, и Христос Господь не благоволит к ним, ни к поколебавшимся в вере ( Евр. 10:38 ). Иерарх Время вступления Андрей Первозванный, Апостол Стахим, из учеников Христовых (октября 31) Онисим Поликарп Плутарх Седекион или Седекия Диомен или Диоген Елевферий Феликс (св. апреля 15) Афиноген Евзоий Лаврентий Алипий Пертинакс Олимпиои Кириак I (из Кирилльак) Кистин (Кастин или Константин) Тит (июля 4), (Трат) Тарат Домитиан (Дометий), Димитрий Пров (святый) Митрофан I Александр I (августа 30) Павел I Омологит Евсевий Павел I (во второй раз) Македоний (арианин) Павел I (в третий раз) Македоний (во второй раз) Павел I (в четвертый раз) Македоний (в третий раз) Евдоксий Евагрий Димофил, еретик Григорий I Богослов Нектарий I, партиарх Константинопольский, окт. 11 Иоанн I Златоуст Арсакий Сисинний I Несторий, еретик Максимиан Прокл (октября 24) Флавиан, блаженный Анатолий (июля 31) Геннадий I Акакий Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик Евфимий (Всехвальный) Македоний II Тимофей Иоанн II, Каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (во второй раз)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Если он верен, то ни в чем не солжет; если сотрудник, то участвовал в искушениях. Таким образом, (апостол) изобразил все то, что делало его достойным доверия. « Которого я для того послал к вам » (ст. 8). Здесь (апостол) показывает сильную любовь, так как по этому побуждению он и послал его и это было причиной его отправления в путь. То же говорил он, когда писал и к фессалоникийцам: « И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, брата нашего » (1 Сол. 3:1, 2). Того же самого и по той же причине он посылает и к ефесянам (Еф. 6:22). « Чтобы он узнал », — говорит он, — « о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши » (ст. 8). Смотри, что он говорит: не говорит: чтобы узнать вам о моих делах, но — чтобы мне узнать о ваших; и вообще он нигде не выставляет на вид то, что касается собственно его. Он указывает также и на то, что они находятся в искушениях, говоря: « С Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем » (ст. 9). Это тот Онисим, о котором он говорил в послании к Филимону: « Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать » (Флм. 13–14). Он присовокупляет нечто и в похвалу городу, чтобы они не только не стыдились, но и ставили себе это в честь: « Который от вас », — говорит он. « Они расскажут вам о всем здешнем. Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною » (ст. 9, 10). 2. Нет ничего выше такой похвалы. Это тот человек, который был вместе с ним уведен из Иерусалима. (Апостол) сказал более, чем пророки: те называли себя странниками и пришельцами, а он (называет себя) даже пленником, потому что его, как пленника, водили и волочили, и всякий мог наносить ему оскорбления. А лучше сказать — ему было даже хуже (чем пленникам), потому что, когда враги захватят, то прилагают затем большое попечение, заботясь как о своей собственности; а его, как врага и неприятеля, все гнали и преследовали — побоями, мучениями, оскорблениями, клеветами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010