Дальнейшая христианизация Н. связана с именем Олава II Святого Харальдссона. Он был известным викингом, но в 1013/14 г. принял крещение в Руане (по др. версиям - в Англии или еще в детстве в самой Н.) и с большими богатствами, награбленными в годы разбойничьих набегов, решил вернуться в Н., взяв с собой из Англии неск. епископов-миссионеров - Гримкеля, Бернарда, Рудольфа и Сигфрида-Сигурда. В Н. Олав столкнулся с сильной оппозицией в лице трёндов (жителей Трёндалёга), возглавляемых ярлом Свейном Хаконарсоном. Олав же опирался на вост. области страны - Упплёнд и Хедмарк, где располагались его родовые владения. В 1016 г. в битве при Несьяре Олав одержал победу, что позволило ему явиться в Трёндалёг и заставить провозгласить себя правителем всей Н. на Эйратинге. В 1024 г. под влиянием дружинного еп. Гримкеля Олав провозгласил на тинге в Мостре законы, наделявшие Церковь в Н. имущественными правами, по к-рым за нею признавалась собственная юрисдикция в делах, где одной из сторон тяжбы выступали священники. Год, когда были приняты эти законы, считается датой провозглашения христианства в Н., после чего признания прав Церкви потребовали от бондов и на др. тингах. Временем правления сына Олава Харальдссона, кор. Магнуса Доброго (1035-1047), датируется руническая надпись из Кули (Сев. Мёре), в к-рой говорится о принятии христианства в Н. Единая религия должна была способствовать дальнейшему объединению норвеж. земель под властью одного короля, уничтожению роли местых вождей, в т. ч. в качестве отправителей традиц. культов. Она давала новое идеологическое обоснование королевской власти, а церковная орг-ция становилась независимым от традиц. институтов механизмом управления. При Олаве Харальдссоне в королевскую дружину входила особая группа приближенных к королю священников, ведавших в т. ч. перепиской и делопроизводством. Постоянное пребывание их при дворе тесно сближало королевскую власть и Церковь, способствовало становлению церковной территориальной орг-ции. Ок. 1025 г. еп. Гримкель совершил поездку в Бремен с целью ввести норвеж. Церковь в юрисдикцию Гамбург-Бременской кафедры. Политика христианизации была воспринята как посягательство на старые порядки и вызвала широкое недовольство в стране: не только знать, но и бондов не устраивало жесткое преследование традиц. культов, строгое подчинение епископам и священникам без учета сложившихся обычаев местного управления.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Мы только еще начинаем пристально вглядываться в учительный образ отца нашей нации по плоти и по духу, в образ святого князя Владимира, только начинаем разгадывать и постигать его святые заветы. Всем известные черты его жизненного подвига вырисовываются пред нами все с большей грандиозностью и значительностью. Нужно еще много изучать умом и сердцем «Великого кагана» нашего, равноапостольного Владимира, и не в брошюры, а в томы должно вылиться это изучение. Здесь и сейчас коснемся намеком только некоторых черт его земного служения, являющихся для нас его заветами. Завет первый – идти по путям восточного Православия, не смущаясь их подчас каменистостью и тернистостью, не слушая сирен, завлекающих в противоположную сторону. Завет второй – не останавливаться на внешнем украшении книги евангельской золотом и драгоценными камнями, а самым делом пытаться осуществлять любовь Христову в жизни общественной и даже государственной, создать святую Русь, христианский народ, христианскую государственность. Святой князь Владимир был восточный скандинав по крови и языку, но из тех родов «варяжских», которые совершенно ославянились, покорились загадочному гению славянского языка, как покорились его стихии и тюрки-болгары. В борьбе за власть он надолго убегал в Скандинавию к своим родственникам и набирал там дружины варягов, с которыми и возвращался на Русь. Здесь у него уже в Киеве годами живал его сородич Олав Триггвесон, будущий Святой Олав, король и креститель Норвегии. В совместных беседах два языческих конунга переживали свой интимный религиозный кризис, и оба повели свои народы по христианскому пути, Олав по западному, Владимир по восточному. Церковь тогда была еще не расколота. Вопроса о ереси римской еще не существовало. Семья Владимира роднилась через браки со всеми западными династиями латинского обряда. Владимир принимал у себя западных миссионеров и папские посольства, как единоверцев. И тем не менее, он сознательно предпочел греческий обряд и греческую культуру. То был период «ромеизации» и христианизации северных «варваров» Европы. В Европе от IV-V и до XI в., чтобы перестать быть варварами, любому народу надо «было прежде всего креститься, войти во вселенскую Церковь . Короли за королями, страны за странами, после упорно наивной борьбы против креста, склоняли свои буйные военные головы пред служителями Церкви и смиренно погружались в купель крещения. Иначе нельзя было «выйти в люди и вывести в люди» свои народы. Христианство стало единственной дверью в культуре, белой костью аристократизма, выводившей из черного тела язычества.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Св. Великий Князь Владимир — отец русской культуры Мы только еще начинаем пристально вглядываться в учительный образ отца нашей нации по плоти и по духу, в образ св. кн. Владимира, только начинаем разгадывать и постигать его святые заветы. Всем известные черты его жизненного подвига вырисовываются пред нами все с большей грандиозностью и значительностью. Нужно еще много изучать умом и сердцем «Великого кагана» нашего, равноапостольного Владимира, и не в брошюры, а в томы должно вылиться это изучение. Здесь и сейчас коснемся намеком только некоторых черт его земного служения, являющихся для нас его заветами. Завет первый — идти по путям восточного Православия, не смущаясь их подчас каменистостью и тернистостью, не слушая сирен, завлекающих в противоположную сторону. Завет второй — не останавливаться на внешнем украшении книги евангельской золотом и драгоценными камнями, а самым делом пытаться осуществлять любовь Христову в жизни общественной и даже государственной, создать святую Русь, христианский народ, христианскую государственность. Св. кн. Владимир был восточный скандинав по крови и языку, но из тех родов «варяжских», которые совершенно ославянились, покорились загадочному гению славянского языка, как покорились его стихии и тюрки-болгары. В борьбе за власть он надолго убегал еСкандинавию к своим родственникам и набирал там дружины варягов, с которыми и возвращался на Русь. Здесь у него уже в Киеве годами живал его сородич Олав Триггвесон, будущий св. Олав, король и креститель Норвегии. В совместных беседах два языческих конунга переживали свой интимный религиозный кризис, и оба повели свои народы по христианскому пути, Олав по западному, Владимир по восточному. Церковь тогда была еще не расколота. Вопроса о ереси римской еще не существовало. Семья Владимира роднилась через браки со всеми западными династиями латинского обряда. Владимир принимал у себя западных миссионеров и папские посольства, как единоверцев. И тем не менее, он сознательно предпочел греческий обряд и греческую культуру.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2698...

За пределами Норвегии почитание О. С. получило распространение прежде всего в Англии. В «Англосаксонской хронике» (редакция С) о короле говорится как о святом (запись составлена предположительно в сер. XI в.) (Two of the Saxon Chronicles Parallel/Ed. Ch. Plummer. Oxf., 1892. Vol. 1. P. 157). Под 1055 г. в хронике упоминается о погребении ярла Сиварда в построенной им ц. О. С. в Йорке. Литургические тексты в день памяти святого содержатся в Коллектарии еп. Леофрика (3-я четв. XI в.) и в сакраментарии из Шерборна (Красная книга Дарли, ок. 1060) ( Iversen. 2000). По свидетельству нем. хрониста Адама Бременского (70-е гг. XI в.), почитание святого было распространено среди всех сканд. народов ( Adam. Brem. Gesta. II 61). О. С. был самым известным из сканд. святых; посвященные ему храмы были в Англии, Германии, Ирландии и Вост. Прибалтике. Ок. 1500 г. в Любеке был напечатан перевод «Страстей блаженного Олава» на нижненем. языке ( Jirou š kov á . 2014. Bd. 1. S. 592-595). Кор. Олав II Святой. Роспись ц. Рождества Христова в Вифлееме. 2-я пол. XII в. Кор. Олав II Святой. Роспись ц. Рождества Христова в Вифлееме. 2-я пол. XII в. Выходцы из Скандинавии способствовали распространению культа О. С. на правосл. землях. В Новгород его почитание было принесено, вероятно, Харальдом Сигурдарсоном в 30-х гг. XI в. (о чуде О. С. на Руси упом. скальд Сигват Тордарсон). Не позднее кон. XI в. на подворье сканд. купцов в Новгороде действовала церковь, освященная во имя О. С., о ней упоминается в одной из швед. рунических надписей, в неск. статьях Новгородской летописи и в проекте договора Новгорода с ганзейскими городами (1262/63). Предполагается, что Пресв. Богородице и О. С. была посвящена «варяжская церковь» в К-поле, находившаяся рядом с ц. Св. Ирины. Одно из самых ранних изображений О. С.- фреска в базилике Рождества Христова в Вифлееме (2-я пол. XII в.). Реформация в Сев. Европе негативно сказалась на культе О. С. Короля стали воспринимать в первую очередь как исторического деятеля, объединившего Норвегию и сыгравшего решающую роль в христианизации ее жителей. В народной традиции с его именем связывали основание церквей, чудеса, изгнание демонов и троллей. В 1847 г. кор. Швеции и Норвегии Оскар I учредил орден О. С.; лев, держащий в лапах боевой топор святого, изображен на гербе Норвегии. В 1989 г. протестант. собор в Тронхейме посетил папа Римский Иоанн Павел II (1978-2005). В кон. XX в. восстановлена традиция отмечать день памяти О. С. празднованиями в Тронхейме. 29 июля 1997 г. впервые проведено экуменическое богослужение, в к-ром приняли участие представители лютеран. Церквей Норвегии и Гренландии, а также РПЦ, Римско-католической Церкви, Церкви Англии, баптистов и пятидесятников. На рубеже XX и XXI вв. на средневек. дороге из Осло в Тронхейм, по к-рой некогда двигались паломники, был обустроен туристический маршрут.

http://pravenc.ru/text/2578275.html

Кроме Трифона Печенгского мы почитаем древних норвежских святых, которые жили, трудились и умерли до 1054 года. Среди них первое место занимает святой Олав. Эта яркая личность может быть прекрасным примером для наших прихожан, поскольку в его лице соединяются Восток и Запад. Какое-то время он находился в Новгороде, при дворе Ярослава Мудрого, питался духом восточного христианства, Православия. Своего несовершеннолетнего сына Магнуса святой Олав оставил на воспитание в новгородском дворе. Надо помнить об этих тесных связях и о тех конкретных исторических событиях и личностях, которые нас объединяют. Прихожане. Фото из архива игумена Климента (Хухтамяки) Помимо святого Олава мы почитаем также святую мученицу Сунниву, прибывшую в Норвегию с христианской миссией из Ирландии. Святая Суннива приняла мученическую смерть на расположенном в западной части Норвегии острове Селье от рук язычников. Есть также и третий норвежский святой, святой Хальвард, покровитель города Осло. Он изображен на городском гербе с мельничным жерновом, посредством которого его умертвили. Я знаю, что в России есть почитатели памяти святого Олава. Не так много о нем написано, не так много известно, но есть люди, которые считают, что получили чудесную помощь предстательством этого святого. Официального прославления святого Олава пока не было, но мы в принципе почитаем всех святых, прославленных до разделения Церквей. Почитание святого Олава Норвежского в России развивает, в частности, его великий почитатель протоиерей Игорь Аксенов из Выборга. Святой Олав традиционно считается покровителем этого города, как, впрочем, и многих других поселений. На одном шведском острове Готланд около 90 храмов, в каждом из которых был придел, посвященный святому норвежскому королю. Норвегия – Помнят ли нынешние саамы о святом Трифоне? И вообще есть ли среди саамов Норвегии, Финляндии православные христиане? – Они, мне кажется, по большей части протестанты. Те саамы, которые были крещены святым Трифоном Печенгским, остаются православными до сих пор. Когда святой Трифон проповедовал среди саамов, не было никакой русско-норвежской границы и сложностей в передвижении. Сейчас группы православных саамов расколоты, часть из них находится на территории Мурманской епархии, часть в Финляндии. В финском городе Севеттиярви есть храм, считающийся центром православных саамов, принадлежащих Финской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/88934.html

Почитание святого Олава не ограничилось лишь Скандинавским регионом и Британскими островами. Во многих странах Европы, а также за ее пределами были построены храмы в честь норвежского конунга, созданы скульптуры, написаны изображения конунга. В одной из главных святынь христианства, храме Рождества Христова в Вифлееме, сохранилась фреска, изображающая святого Олава, с надписью на латыни: «SCS Olauus Rex Norwaegie» (Святой Олав, король Норвегии). Ее создание следует отнести к середине XII века. Почитание святого Олава было зафиксировано и в Нормандии. Святой Олав принял крещение в Руане, о чем сохранилась запись в местной хронике. Память о норвежском викинге жила в семье герцога нормандского и его окружения. Поэтому после гибели святого Олава на Стиклестаде и многих чудес, произошедших по смерти, было устроено несколько церквей, посвященных святому Олаву, покровителю прародины нормандцев. В Голландии в Амстердаме был построен храм святому Олаву, позднее запечатленный Рембрандтом на одной из картин. Этот храм сохранился и сейчас, но используется как зал собраний. Кроме того, храмы в честь святого Олава были освящены в Толедо, Брюгге, Таллине, Гданьске, Стралсунде, Любеке, Бремене и Гамбурге. Часть мощей святого Олава хранилась в знаменитом монастыре святого Виктора в Париже. Наконец, церковь в честь святого Олава была воздвигнута и в сердце православного мира – Константинополе.   12. Почитание св. Олава в России. Православное почитание просветителя Норвегии В Новгороде была построена церковь в честь святого Олава, поздними летописцами названная «варяжской божницей». Она была воздвигнута на существовавшем скандинавском дворе. Время построения церкви не позднее конца XI века. Широкое почитание святого на Руси следует относить ко времени вслед за кончиной Олава на Стиклистаде, то есть к 30-ым годам того же века. С именем святого Олава на Руси связано несколько рассказов о чудесах, совершенных норвежским святым. Два из этих чуда относятся к посмертным чудесам святого: 1.Чудо иконы святого Олава при пожаре в Великом Новгороде, когда священник варяжской церкви вынес по просьбе людей икону святого Олава и огонь не пошел дальше – город был спасен. .

http://bogoslov.ru/article/1219374

В одной из главных святынь христианства, в храме Рождества Христова в Вифлееме, сохранилась фреска, изображающая святого Олава, с надписью на латыни: «SCS Olauus Rex Norwaegie» (Святой Олав, король Норвегии). Ее создание следует отнести к середине XII века. Почитание святого Олава было зафиксировано и в Нормандии. Святой Олав принял крещение в Руане, о чем сохранилась запись в местной хронике. Память о норвежском викинге жила в памяти герцога нормандского и его окружения. Поэтому после гибели святого Олава на Стиклестаде и многих посмертных его чудес было устроено несколько церквей, посвященных святому Олаву, покровителю прародины нормандцев. В Голландии, в Амстердаме был построен храм святому Олаву, позднее запечатленный Рембрандтом на одной из картин. Этот храм сохранился и сейчас, но используется как зал собраний. Кроме того, храмы в честь святого Олава были освящены в Толедо, Брюгге, Таллине, Гданьске, Стралсунде, Любеке, Бремене и Гамбурге. Часть мощей святого Олава хранилась в знаменитом монастыре святого Виктора в Париже. Наконец, церковь в честь святого Олава была воздвигнута и в сердце православного мира – Константинополе. Параграф 3.4. «Православное почитание св. Олава в России и на его родине» посвящен тому, какой след оставило кратковременное пребывание на Руси святого норвежца. Раздел 3.4.1. рассматривает почитание святого на Руси в исторической перспективе. В Новгороде была построена церковь в честь святого Олава, поздними летописцами названная «варяжской божницей». Она была воздвигнута на существовавшем скандинавском дворе. Время построения церкви не позднее конца XI века. С именем святого Олава на Руси связано несколько рассказов о чудесах, совершенных норвежским святым. Два из этих чуда относятся к посмертным чудесам святого: - Чудо иконы святого Олава при пожаре в Великом Новгороде, когда священник варяжской церкви вынес по просьбе людей икону святого Олава и огонь не пошел дальше – город был спасен. . - Исцеление немого человека в церкви святого Олава.

http://bogoslov.ru/article/1237046

Крестившийся Олав, возвратясь к Вальдамару, стал убеждать его и его супругу принять христианство. Вальдамар сначала решительно воспротивился изменить вере отцов. Но жена Вальдамара вняла истине и переубедила его. Умирающая старуха-мать Вальдамара предсказала, что Олав окончательно обратит Вальдамара в христианство. В этих деталях, чуется, мы приближаемся к конкретной исторической реальности. По мнению академика Шахматова, мать Владимира, жена Святослава, Малафреда (Малуша), уже была христианкой. По саге, епископ Павел был приглашен и крестил и конунга и его народ. Все эти злементы саги не противоречат точной истории. Действительно, Олав (Триггвесон), король Норвежский, в эти годы (993–995 г.г.) крестился и крестил народ свой по возвращении из долгих странствий по чужим землям. И нельзя отрицать, что будучи в Гардарики, т. е. на Руси, он мог действительно быть одним из личных миссионеров, повлиявших и непосредственно на Владимира, и через какую-то из его жен. Таким образом, во всей совокупности русских источников (в отличие от летописной повести), обращение князя Владимира к христианству произошло по многим внутренним и внешним побуждениям, а не вследствие какой-то внешней и как бы случайной информации и предложения вер со стороны иностранных посольств. Очень важный затем момент: те же русские источники опровергают букву «повести» о крещении князя Владимира в Корсуне. Пункт, особенно ярко внушенный ходячими житийными и школьными рассказами о крещении русской земли. Сама летопись дает основание сомневаться в точности рассказа «Повести». Даже летописец-компилятор, вставляя «Повесть» в текст летописи, не скрывает, что кроме рассказа «Повести» в русской среде о том же факте крещения князя и народа ходят разнообразные предания. Редактор, оправдывая вставку «Повести» в текст летописи, отвергает другие предания, но, к счастью, не таит их от нас. Сообщая о личном крещении кн. Владимира в Корсуне, автор добавляет: «се же, не сведуще право, глаголют, яко крестился есть в Киеве. Инии же реша: в Василеве. Друзии же инако скажуть». Василев – Васильков в 36-ти верстах к юго-западу от Киева на речке Стугне. В то же время он был личной дачей Владимира. Что Владимир лично крестился раньше своего народа и чуть не за три года до корсунской войны, это было общеизвестной истиной для русских духовных писателей XI в., в частности для мниха Иакова, который в конце похвалы кн. Владимиру дает нижеследующую связь событий: «Тако же пребывающу князю Володимеру, в добрых делех, благодать Божия посвещаше сердце его, и рука Господня помогаше ему, и побежаше вся врагы своя и бояхуться его вси. Идеже идяше, одолеваше. Радимице победи и дань на них положи. Витичи победи и дань на них столожи на обоих. И Ятвягы вся. И Серебряныя Болгары победи. И на Козары шед победи и дань на них положи. Умысли же и на гречьский град Корсунь. И сице моляшеся князь Володимер Богу:

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Исследователи так оценивают значение Олава Харальдссона для Скандинавии: «Святой Олав стал святым покровителем Скандинавии, святым покровителем епископов и аббатов, торговцев и солдат, святым покровителем Ганзейских купцов… мы должны также признать, что он был самым великим святым Скандинавии, - как в самой Норвегии, так и за ее пределами» . Тема почитания св. Олава на Британских островах рассмотрена в разделе 3.3.2.  Особое внимание этой теме уделено потому, что почитание здесь, как и на родине святого Олава, началось, по всей видимости, в самом скором времени после гибели норвежского конунга на Стиклестаде. Кроме того, именно влияние Англо-Саксонской церкви в Норвегии рассматривается некоторыми учеными как доминирующее в XI-XII вв., и Норвежская церковь называется «дочерью церкви Английской» . Интересно, что самые древние литургические тексты, посвященные св. Олаву, были найдены в Англии. Один из исследователей литургической традиции почитания святого Олава, А. Сульхауг, утверждает: «Самые древние литургические манускрипты найдены в Англии. Эти манускрипты относятся к родине епископа Гримкеля, т.е. Южной Англии. Удивительно то, что большинство мест, где изначально почитался святой Олав, находятся на Юге Англии, а не в тех областях, проживали выходцы из Скандинавии» . Заслуга епископа Гримкеля заключается в распространении почитания св. Олава в Англии, ему же принадлежат первые богослужебные тексты в честь святого. Всего известно 20 задокументированных храмов, посвященных в Англии святому Олаву, общее же количество церквей в честь святого конунга в стране предположительно около 40. В самом Лондоне в Средние века было построено 6 храмов в честь святого Олава. Почитание святого Олава на Британских островах по своему масштабу, по все видимости, следует относить на второе место в Европе после Скандинавского региона. Раздел 3.3.3. посвящен почитанию св. Олава в других странах Европы и за ее пределами. Почитание святого Олава не ограничилось лишь Скандинавским регионом и Британскими островами. Во многих странах Европы, а также за ее пределами были построены храмы в честь норвежского конунга, созданы скульптуры, написаны изображения конунга.

http://bogoslov.ru/article/1237046

В результате проведенных исследований автором выявлен образ святого Олава Харальдссона, кардинально отличающийся от распространенных в научной литературе трактовок его личности. Св. Олав предстает перед нами, прежде всего, как истинный христианин, ревностный проповедник Евангелия, бескомпромиссный борец с язычеством и идолопоклонством. Дело служения Христовой вере для св. Олава является главным делом его жизни.  Этот образ верности евангельской проповеди даже до смерти, по глубокому убеждению автора, соответствует исторической фигуре конунга Олава Харальдссона. Другая важная тема, затронутая в диссертации, –  почитание святых неразделенной Церкви. Сегодня эта тема, по нашему мнению, заслуживает особого внимания. Священноначалие Русской Православной Церкви прекрасно осознает значение почитания в наше время святых, принадлежащих общей христианской традиции. Подтверждением этому служат решения Священного Синода РПЦ, благословляющие почитание святых неразделенной Церкви, о которых удается собрать достаточный для канонизации материал. Одной из основных практических задач данной работы была подготовка материала  для Комиссии РПЦ по канонизации святых с целью прославления св. равноапостольного Олава. Таким образом, главным результатом диссертационного исследования мы считаем следующие выводы:   Публикации по теме диссертации: 1. Некоторые особенности христианизации Скандинавского региона.//Богослов. ру. http://www.bogoslov.ru/text/1207353.html 2. Святой Олав Харальдссон и крещение Норвегии.//Богослов. ру. http://www.bogoslov.ru/text/1219374.html Ср. тропарь Всем Святым: « Апостоли, мученицы и пророцы…» Andersen P.S.   Samlingen av Norge og kristningen av landet 800-1130. Oslo. 1995. С. 109. Стеблин-Каменский М.И .   « Круг Земной» как литературный памятник.// Стурлусон Снорри. Круг Земной.  М. 1980. С. 587. A History of Norway. The Passion and miracles of the blessed Olafr. Ed. C. Phelpstead. London. 2001. Краткий обзор существующих теорий и исследований о сагах см. напр: Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги как источник по истории Древней Руси и ее соседей X-XIII вв.//Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования 1988-1989 годы. М. «Наука». 1991. С. 6-10.

http://bogoslov.ru/article/1237046

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010