Согласно др. источникам, от вендов О. Т. отправился на запад, в Англию, где на о-вах Сюллинги (ныне Силли) некий отшельник крестил его. Упоминается также, что О. Т. женился на Гюде (Гиде), сестре Олава Куарана, ярла (правителя) Дублина. В «Англосаксонской хронике» под 993 г. (в редакции А, в др. редакциях указан 991) рассказывается о битве при Молдоне армии англосаксон. кор. Этельреда II Неразумного (978-1013, 1014-1016) (в сражении участвовал элдормен (наместник) Бюрхтнот) с викингами во главе с вождем по имени Унлаф или Анлаф, к-рого обычно отождествляют с О. Т. После победы он заключил с кор. Этельредом II мирный договор (993) и получил огромную контрибуцию. Согласно одной из редакций «Англосаксонской хроники», предводитель викингов был крещен и нек-рое время провел в Англии. В 995 г. О. Т. вернулся в Норвегию. Воспользовавшись недовольством норвеж. знати и бондов правлением ярлов Хладира (на территории совр. Тронхейма), вассалов дат. кор. Свена I Вилобородого (ок. 987-1014), О. Т. добился провозглашения себя королем (конунгом) Норвегии. Его правление ознаменовалось попытками объединить норвеж. владения и утвердить в стране христ. веру. Считается, что О. Т. объявил об установлении в стране христианства на тинге в Мостре (Хёрдаланд). В 997 г. О. Т. основал г. Нидарос (ныне Тронхейм). Согласно «Большой саге об Олаве Трюггвасоне», король построил в городе церковь, освященную во имя сщмч. Климента Римского. Начатая в Норвегии христианизация осталась незавершенной и была продолжена норвеж. кор. Олавом II Святым . В исл. традиции О. Т. почитается как конунг-миссионер: он послал еп. Сигурда-Йона (Иоанна), священников Тангбранда (Теобранда) и Тормода проповедовать христианство в Исландию, и в 1000 (или 999) г. христианство там было принято как офиц. религия. Против О. Т. заключили союз дат. кор. Свен Вилобородый, хладирский ярл Эйрик Хаконарсон, женатый на дочери кор. Свена, и швед. кор. Олав Шётконунг (ок. 995-1022). В 999/1000 г., во время похода на земли вендов, флот О. Т. был перехвачен совместным датско-норвеж. войском у о-ва Свёльд в Балтийском м. Во время морского сражения король утонул (согласно Адаму Бременскому, это сражение произошло не в Балтийском м., а в проливе между Сконе и Зеландией - Adam. Brem. Gesta. II 40). Впосл. ходили слухи о чудесном спасении О. Т. и об отъезде в Иерусалим, где он якобы стал монахом в одном из мон-рей.

http://pravenc.ru/text/2578273.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

И весьма вероятно, что картина Мефодия явилась тем последним толчком, который подвиг болгарского кагана к этому мудрому и спасительному решению. Возникает следующий вопрос: получается, что Крещение Болгарии было вынужденным поступком, ответом на внешние обстоятельства? Нет, скажем мы. И вот почему. Ответы всегда могут быть разными. Так, фараон эпохи Моисея как ядовитая змея оказался глух к Божественным знамениям и как крот слеп к знакам Божественного суда, явившегося в десяти казнях египетских. У него не нашлось ни разума, чтобы признать очевидного, ни совести, чтобы покаяться в содеянных злодеяниях. У св. князя Бориса было и то, и другое. Из «Ответов папы Николая Ι», направленных в 866 году на его вопросы, явствует, что у св. Бориса была чуткая совесть и твердая воля ко спасению. Значимо и то, что он, крестив и управив свою державу, даровав ей церковное устроение, в 889 году добровольно отрекся от престола и ушел в монастырь, где молился за болгарскую державу до самой своей смерти в 907 году. Святой равноапостольный Борис Болгарский Человек с такой волей, как он, не мог стать рабом внешних обстоятельств, но как мудрый правитель, он чутко прислушивался к ним, видя в них знамения высших сил. Из катастрофы 863 года он сделал простой и ясный вывод: христианский Бог сильнее его идолов. И если Он наказывает, то для чего-то, а именно, ожидая нашего покаяния и изменения. И вот здесь картина Страшного Суда пронзила его сердце и направила ко святому крещению. Св. князь Борис не одинок в своих путях. Рассказывая об обращении святого равноапостольного Владимира, «Повесть временных лет» сообщает, что грек Философ показал ему некую «запону» со сценой Страшного суда. Согласно исландской саге, норвежский конунг Олав Трюггвасон принял крещение после того, как ему явилось видение Страшного суда . Проповедь Второго Пришествия и Страшного Суда находилась в центре равноапостольной проповеди святых Кирилла и Мефодия. Об этом достаточно ясно свидетельствует «Проглас к Евангелию», автором которого многие ученые считают святого равноапостольного Константина-Кирилла.

http://pravoslavie.ru/79331.html

Прозвище Олава Харальдссона «digre» (древненорв. «digr»), переведенное на русский язык словом «Толстый», может иметь и другое значение. Неприятели святого Олава, например, шведский конунг Олав Шётконунг, употребляли это слово в обидном смысле, семантически близкому к слову «жирный». Однако близкий друг Олава Сигват Скальд также употреблял это слово. Крупный исследователь жизни св. Олава Вера Хенриксен указывает на возможное сосуществование двух толкований этого слова: «Язвительное прозвище («Олав жирный», или «Olav den storlåtne»), которым окрестили его враги – а не Сигват Скальд, самый близкий друг, который называет его Olav Digre в своей пространной песни-воспоминании о конунге. Невероятно, чтобы Сигват мог посмеяться над своим конунгом, и совершенно абсурдно, что он мог это сделать в такой песни» . Есть и другие объяснения. Один из предков конунга Олава Харальдссона по имени Олав имел то же самое прозвище «digre», в таком случае естественно, что святой Олав не считал зазорным носить это прозвище. Кроме того, значение этого слова не обязательно обозначает «толстый». Так, например, в современном русско-норвежском словаре дается следующий перевод: diger – огромный, здоровенный, а словарь древненорвежского словаря дает следующие значения: digr – diger (огромный), før (подвижный, здоровый), tjukk (толстый), grov (крупный), stor (большой). 2. byrg (горделивый), hovmodig (выскомерный), overmodig (гордый,заносчивый). На наш взгляд, это слово нужно переводить как «сбитый», «коренастый», «мощный». Это логично и оправданно, если следовать описанию Снорри, в котором говорится, что Олав был очень ловким, сноровистым, и старался побеждать во всех соревнованиях. В походах викингам были необходимы быстрота, ловкость, умение быстро двигаться, что свойственно скорее невысоким и коренастым людям, нежели обладающим излишним весом. По мнению известного английского ученого, св. Олав «как большинство предводителей своего времени... был очень умелым в обращении с оружием» .   3. Олав – викинг

http://bogoslov.ru/article/1219374

Внешним фактором явилось и вмешательство могущественного Кнута Великого. По сообщению хроники Флоренция из Вустера, «Кнут, король Англии и Дании, узнал, что норвежцы не уважают своего конунга Олава из-за его мягкости и простоты, справедливости и благочестия. Тогда он послал большие суммы золота и серебра некоторым из них, честно упрашивая их отвергнуть и низложить Олава, и, подчинившись ему, принять его как своего короля. Они с жадностью приняли его взятки и составили ответное послание Кнуту, что они готовы принять его, когда бы он ни решил приехать» . Когда Олав узнал об этих настроениях, он понял, что бессмысленно бороться против всех. Победить внешнего неприятеля, не имея поддержки внутри государства, было невозможно. После нескольких неудачных сражений Олав принимает решение покинуть страну, где его присутствие не было желанным. Св. Олав отправляется сначала в Швецию, оттуда на Русь, где жила сестра его жены, Ингигерд, дочь шведского конунга, ставшая женой св. благоверного князя Ярослава Мудрого. Олав был очень тепло принят великим князем и княгиней, с которой его связывала большая дружба, и провел на Руси почти целый год. Именно этот период жизни, непосредственно предшествовавший возвращению Олава в Норвегию, гибели в последней битве и его прославлению в лике святых, некоторыми исследователями считается ключевым: «Это был решающий год в жизни конунга» . Значение этого периода имеет, прежде всего, значение для внутреннего возрастания Олава. Снорри дает такое описание, которое воспринимается психологически очень выверенным: «Говорят, что Олав конунг был набожен и благочестив всю свою жизнь. Но когда он увидел, что теряет власть, а враги его становятся все могущественнее, он все свои помыслы устремил к Богу» . Снорри говорит и о том, что святой Олав все меньше думал о власти, о возможности возвращения себе норвежского трона, а помышлял о горнем, о паломничестве, все более углубляясь в молитву. Такое мнение разделяют и многие исследователи, считая, что в этот период в душе конунга произошли глубокие изменения: «Кажется, что он сначала решил оставить мысль о возвращении в Норвегию и намеревался совершить паломничество в Святую Землю, а затем удалиться, чтобы проводить жизнь в молитве. Нет сомнения, что в то время, которое он провел на Руси, его природный религиозный настрой еще более углубился и укоренился и вынужденный период бездеятельности дали возможность изучить более глубоко истинный дух христианской веры, в утверждение которой он был так усерден» .

http://bogoslov.ru/article/1219374

Олав к тому времени уже имел хорошее состояние. Во время походов с Торкелем они регулярно получали огромные контрибуции, за обязательство не разорять прибрежные селения. Это была отработанная тактика викингов. Кроме того, Олав увеличил свое состояние на службе у английского короля и во время последних походов и служения на воинской службе в Нормандии. Нормандия в этот период была довольно независимым и сильным герцогством. Около 1000 года подавляющее большинство жителей Нормандии были христианами и говорили на французском языке. Культура франков постепенно вытесняла экзотическую культуру скандинавов. Известный исследователь истории Нормандии дает следующую характеристику взаимосвязи этого региона со Скандинавией: «Все же историки нашли основания полагать, что Нормандия ни в коем случае не отказывалась от связи с Севером, а жители не повернулись спиной к своему происхождению от викингов. Руан был ключевым городом в этой преемственности чувства принадлежности к северу» . После службы у английского короля Этельреда св. Олав поступил на службу к нормандскому герцогу Ричарду. Здесь произошло окончательное изменение духовных устремлений/настроений Олава Харальдссона.   5. Принятие христианства св. Олавом. Возвращение в Норвегию Олав, как мы говорили, по-видимому, близко познакомился с христианской верой после захвата викингами св. епископа-мученика Альфеге, в Кентербери. Это знакомство, на наш взгляд, оказало решающее влияние на молодого викинга. Затем при дворе английского короля Этельреда Неразумного Олав имел возможность глубже изучить основы христианства, и, по всей вероятности, принял святое крещение в Руане, где был принят с большим теплом герцогом Ричардом Добрым и его братом – архиепископом Робертом. Это событие, произошедшее, скорее всего, в 1013 году, упоминается в Деяниях Нормандских Герцогов: «Призванный архиепископом Робертом, святой Олав отвернулся от почитания старых богов, чтобы прийти к радости христианской веры. Многие из его людей сделали то же. Он принял веру Христову, был очищен крещением и миропомазан архиепископом. Исполненный радости о принятой благодати, он вернулся в свое государство» .

http://bogoslov.ru/article/1219374

В-третьих, христианство как единственная истина была, по глубокому убеждению св. Олава, благом для государства. Значит, принятие христианства становилось долгом гражданского подчинения конунгу, повиновения в государственном деле, которое было направлено, в конечном счете, на личное благо каждого подданного и на благо всей Норвегии! Поэтому Олав, запретивший жестокие языческие обычаи, издавший при поддержке большинства народа христианские законы, выступает как государь, имеющий полное право требовать подчинения государственным законам! Кроме того, Олав Харальдссон применял силу лишь тогда, когда это касалось непосредственно национальных интересов, объединения страны и устранения причин возможного или фактического неспокойствия в государстве. В-четвертых, как говорит об этом сам Олав перед последней битвой: «Бонды заслуживают того, чтобы с ними поступили так, как вы предлагаете... Их жгли по моему велению, когда они отступались от правой веры и впадали в язычество, не слушая моих слов. Мы должны были тогда наказывать их за измену Богу.... Я могу простить измену мне теперь, но я не мог простить им их измену Богу» . Таким образом, применение силы чаще всего имело место в случае отступления от веры. Помимо введения христианского закона и запрета языческих обычаев в своем государстве, св. Олав проявил себя как выдающийся храмоздатель, неутомимый проповедник. Ближайшим помощником св. Олава в деле просвещения Норвегии был английский епископ Гримкель. В параграфе 2.3.  «Кончина св. Олава» рассматривается последний период жизни норвежского конунга. В разделе 2.3.1. излагаются причины возникновения противостояния между конунгом Олавом и его противниками. Св. Олав после нескольких лет мирного правления достиг невероятных успехов. Но в силу разных причин ситуация кардинально изменилась. Убедительную трактовку ситуации, приведшей в конечном итоге к гибели святого Олава, предлагают советские ученые:  «Усиление королевской власти, приобретение ею новых прав и полномочий, расправа с язычеством и его приверженцами, вообще политика открытого разрыва со старыми порядками, которую Олав Харальдссон проводил более решительно и последовательно, нежели его предшественники, породили глубокую вражду между ним и значительной частью старой знати, нашедшей поддержку у многих бондов… Норвежские хёвдинги предпочитали далекого чужеземного государя самовластному правителю из дома Харфагров, вмешивавшемуся в их дела» .

http://bogoslov.ru/article/1237046

В-третьих, христианство как единственная истина была, по мнению св. Олава как правителя, благом для государства. Значит, принятие христианства становилось долгом гражданского подчинения конунгу, повиновения в деле государственном, направленном, в конечном счете, на личное благо каждого подданного и на благо всей Норвегии! Олав выступает как государственный муж, запретивший жестокие языческие обычаи, издавший при поддержке большинства народа христианские законы, и, соответственно, затем имевший полное право требовать подчинения государственным законам! Олав Харальдссон применял силу, когда это касалось непосредственно национальных интересов, объединения страны и устранения причин возможного или фактического неспокойствия в государстве. В-четвертых, как говорит об этом сам Олав перед последней битвой: «Бонды заслуживают того, чтобы с ними поступили так, как вы предлагаете... Их жгли по моему велению, когда они отступались от правой веры и впадали в язычество, не слушая моих слов. Мы должны были тогда наказывать их за измену Богу.... Я могу простить измену мне теперь, но я не мог простить им их измену Богу» . Таким образом, применение силы чаще всего имело место в случае отступления от веры. Помимо введения христианского закона и запрета языческих обычаев св. Олав проявил себя как выдающийся храмоздатель, неутомимый проповедник. Ближайшим помощником св. Олава в деле просвещения Норвегии был английский епископ Гримкель. Приведем основные результаты церковно-государственной деятельности св. Олава в период его сравнительно недолгого правления:   7. Изменение политической ситуации в Норвегии. Бегство св. Олава из Норвегии. Пребывание на Руси  Св. Олав после нескольких лет мирного правления достиг невероятных успехов. Но в силу разных причин ситуация кардинально изменилась. Убедительную трактовку ситуации, приведшей в конечном итоге к гибели святого Олава, предлагают советские ученые: «Усиление королевской власти, приобретение ею новых прав и полномочий, расправа с язычеством и его приверженцами, вообще политика открытого разрыва со старыми порядками, которую Олав Харальдссон проводил более решительно и последовательно, нежели его предшественники, породили глубокую вражду между ним и значительной частью старой знати, нашедшей поддержку у многих бондов… Норвежские хёвдинги предпочитали далекого чужеземного государя самовластному правителю из дома Харфагров, вмешивавшемуся в их дела» .

http://bogoslov.ru/article/1219374

Прошло три или четыре года, в течение которых Олав провел, согласно подсчету скальдов, пять битв. За это время Олав возмужал, приобрел себе друзей и врагов. У него появился ратный опыт. Удача сопутствовала юному военачальнику. В одном из своих походов он познакомился со знаменитым датским викингом Торкелем Высоким, который, по словам Снорри, «присоединился к Олаву, так как он как раз собирался в поход» . Более вероятным представляется, что Олав, будучи очень молодым, хотя уже бывалым викингом, присоединился к старшему, опытному Торкелю. Торкель Высокий был предводителем объединенного войска норвежцев и датчан. Первым делом после объединения с дружиной Олава Харальдссона было неоднократное нападение на Голландию. Ими были захвачены и разграблены несколько городов, среди них Утрехт. В период 1009-1012 гг. объединенное войско под командованием Торкеля выступало как ударная сила датской экспансии в Англию. В течение 3 лет он разорял южное побережье Англии. В эти годы мы видим Олава викингом, воителем, молодым, смелым. Нет сомнений, что здесь Олав язычник в полноте этого слова. В 1010 году войско под командованием Торкеля совершило легендарный налет на Лондон, попытавшись захватить город. После нескольких неудачных нападений молодому конунгу Олаву удается совершить блестящую военную операцию. Прикрываясь специально изготовленными для этого щитами, он подплывает на своих кораблях под Лондонский мост, который был сильно укреплен. Олаву удается зацепить сваи этого моста. Как только сваи были зацеплены, Олав отдал приказ грести в обратном направлении. Сваи моста не выдержали нагрузки и были вырваны, и, таким образом, мост был разрушен. Успех военного предприятия был обеспечен благодаря молодому викингу.  По сведениям, содержащимся в Саге об Олаве святом Снорри, Олав участвовал в этом предприятии против датчан, на стороне английского короля Адальрада (Этельреда) в качестве наемника. Но, скорее всего, Торкель в этот момент действовал по своей инициативе, при формальном покровительстве датского короля Свейна Вилобородого. После нападения на Лондон викинги продолжают набеги и разорения по всей южной Англии.

http://bogoslov.ru/article/1219374

Пагубную роль сыграла и политика могущественного Кнута Великого. По сообщению хроники Флоренция из Вустера, «Кнут, король Англии и Дании, узнал, что норвежцы не уважают своего конунга Олава из-за его мягкости и простоты, справедливости и благочестия. Тогда он послал большие суммы золота и серебра некоторым из них, честно упрашивая их отвергнуть и низложить Олава, и, подчинившись ему, принять его как своего короля. Они с жадностью приняли взятки и составили ответное послание Кнуту, что они готовы принять его, когда бы он ни решил приехать» . В разделе 2.3.2. исследуются причины бегства Олава Харальдссона на Русь и рассматривается значение периода пребывания святого у благоверного князя Ярослава Мудрого.    Когда Олав узнал об общих настроениях, он понял, что бессмысленно бороться против всех. Победить внешнего неприятеля, не имея поддержки внутри государства, было невозможно. После нескольких неудачных сражений Олав принимает решение покинуть страну, где его присутствие не было желанным. Св. Олав отправляется сначала в Швецию, оттуда на Русь, где жила сестра его жены – Ингигерд – дочь шведского конунга, ставшая женой св. благоверного князя Ярослава Мудрого. Олав был очень тепло принят великим князем и княгиней, с которой его связывала большая дружба, и провел на Руси почти целый год. Именно этот период жизни, непосредственно предшествовавший возвращению Олава в Норвегию, гибели в последней битве и его прославлению в лике святых, некоторыми исследователями считается ключевым: «Это был решающий год в жизни конунга» . Значение этого года для Олава заключается, прежде всего, в полном подчинении своей жизни духовному деланию и христианскому совершенствованию и возрастанию. Снорри дает такое описание, которое воспринимается психологически очень выверенным: «Говорят, что Олав конунг был набожен и благочестив всю свою жизнь. Но когда он увидел, что теряет власть, а враги его становятся все могущественнее, он все свои помыслы устремил к Богу» . Снорри говорит и о том, что святой Олав все меньше думал о власти, о возможности возвращения себе норвежского трона, а помышлял о горнем, о паломничестве, все более углубляясь в молитву. Такое свидетельство разделяют и многие исследователи, считая, что в этот период в душе конунга произошли глубокие изменения. «Кажется, что он сначала решил оставить мысль о возвращении в Норвегию и намеревался совершить паломничество в Святую Землю, а затем удалиться, чтобы проводить жизнь в молитве. Нет сомнения, что в то время, которое он провел на Руси, его природный религиозный настрой еще более углубился и укоренился и вынужденный период бездеятельности дали возможность изучить более глубоко истинный дух христианской веры, в утверждение которой он был так усерден» .

http://bogoslov.ru/article/1237046

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010