Объем работы без приложений составляет 254 страницы (более 465 тысяч знаков).   ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Кандидатская работа предваряется Предисловием, в котором автором обозначается выбранная тема и излагаются личные, субъективные мотивы, побудившие к ее разработке и написанию. В следующем за этим Введении обосновывается актуальность темы диссертации с точки зрения ее исследованности в церковно-исторической науке, содержится обзор источников и литературы, формулируются цели, задачи, методы исследовательской работы, излагается научная новизна диссертации, её практическая значимость и положения, выносимые на защиту. Глава I «Христианство в Скандинавии и Норвегии до св. Олава» посвящена общей характеристике эпохи жизни св. Олава. В главе затрагиваются главные особенности социально-экономической ситуации в Европе на рубеже X-XI вв., а также основные аспекты христианизации Скандинавского региона в историческом контексте, непосредственно предшествующем жизни и деятельности св. Олава. Глава состоит из трех параграфов. В параграфе 1.1. – «Христианство в Европе в XI веке» - дается схематичная характеристика политического развития Скандинавского региона и Норвегии на рубеже первого и второго тысячелетий и распространения в них христианства. Рассматривается эпоха викингов, определенным образом повлиявшая на судьбы стран Северной Европы. Кратко обрисовывается положение христианства в Европе накануне разрыва между Востоком и Западом. В этот период происходит массовое крещение народов Европы, прежде всего, Восточной и Северной. В параграфе 1.2. – «Христианство в Скандинавии» - предлагается краткий очерк христианизации стран Скандинавского региона: Дании, Исландии, Швеции. Необходимость этого раздела обусловлена общими тенденциями и процессами, которые наблюдаются во всех странах Скандинавии, включая Норвегию. Параграф 1.3. – «Христианство в Норвегии до св. Олава» - рассматривает основные версии появления христианства в Норвегии до XI века. В параграфе излагаются жизнь и деятельность предшественников св. Олава в деле христианизации Норвегии: св. Суннивы (X в.), первой норвежской святой, урожденной ирландской принцессы, а также норвежских конунгов Хокона Доброго (+ 960) и Олава Трюггвасона (+ 1000), заложивших первые реальные основы для дальнейшей проповеди Евангелия.

http://bogoslov.ru/article/1237046

О. С.- сын областного конунга из Вестфольда Харальда Гренландца, убитого незадолго до его рождения. Воспитывался отчимом Сигурдом Свиньёй, областным конунгом из Упплёнда (Оппланна), отцом кор. Норвегии Харальда III Сурового (1046-1066). При жизни О. С. имел прозвище Толстый (hinn digri). В 12 лет, получив от отчима корабль и снаряжение, участвовал в походах викингов, совершил неск. нападений на земли в Вост. Прибалтике, Швеции и Дании. Стихи скальдов дают основание полагать, что в 1014 г. О. С. возглавлял нападение на Лондон, приведшее к поражению Кнуда I Великого (король Англии в 1016-1035, Дании с 1018 и Норвегии с 1028), правившего там после смерти отца, дат. кор. Свена I Вилобородого (ок. 987-1014), и к восстановлению власти англосаксон. кор. Этельреда II Неразумного (978-1013, 1014-1016). Согласно сагам, в том же 1014 г. О. С., находясь в Нормандии, принял крещение в Руане (в «Истории о древних норвежских королях» мон. Теодорик сообщал, что он крестился в Англии). В следующем году он вернулся в Норвегию, чтобы заявить свои права на власть в стране, где после смерти кор. Олава I Трюггвасона (999/1000) от имени дат. короля правили ярлы Хладира (на территории совр. Тронхейма) Хакон и его дядя Свейн. В случайном столкновении по пути в Норвегию О. С. захватил в плен ярла Хакона, который в обмен на жизнь дал обещание навсегда уехать из Норвегии. При поддержке отчима и др. конунгов из вост. обл. Упплёнд, недовольных датским правлением, на областных тингах (собраниях свободных бондов) О. С. был провозглашен королем Норвегии. 25 марта 1016 г. в морской битве при Несьяре (в Осло-фьорде) он одержал победу над ярлом Свейном, вынудив его бежать в Швецию, и стал т. о. единоличным правителем всей Норвегии. Главной целью О. С. стало объединение Норвегии под своей властью, для чего требовалось подчинить или устранить многочисленных областных конунгов. Важным инструментом в достижении этой цели стало утверждение в стране христианства. На протяжении 1015-1026 гг. О. С. со значительным войском объезжал страну, останавливался в каждой области и на тингах требовал от правителя отказаться от статуса конунга, признать власть короля и принять христ. веру. Сопротивление беспощадно подавлялось, в числе прочих были убиты или ослеплены упплёндские конунги, к-рые оказали О. С. поддержку при его приходе к власти, многие бежали из страны. Свою власть норвеж. король распространил также на Оркнейские о-ва; их ярлы стали его вассалами.

http://pravenc.ru/text/2578275.html

легло в основу саги на исл. языке). Предполагается, что косвенным поводом для создания этого сочинения послужило настойчивое продвижение норвеж. церковными властями культа др. короля, Олава Харальдссона. Олав I Трюггвасон традиционно почитался исландцами как апостол их страны, и сага мон. Одда должна была продемонстрировать его святость ( Lönnroth L. Studier i Olaf Tryggvasons saga//Samlaren. Uppsala, 1963. Årg. 84. S. 54-94; Cormack. 1994. P. 10, 143-144). Позднее др. монах того же аббатства Тингейрар, Гуннлауг Лейвссон († 1218), переработал и расширил сагу об Олаве Трюггвасоне, составил Житие Хоуларского еп. Йона Эгмундарсона и создал поэтическое переложение на исл. язык «Пророчеств Мерлина» Гальфрида Монмутского («История бриттов». Кн. 7. Главы 3-4). Тингейрарский аббат Карл Йонссон († 1213) был автором по крайней мере части саги о своем современнике норвеж. кор. Сверрире. В этом произведении исл. проза впервые достигла той непринужденности и свободно текущего повествования, к-рые отличают классические исл. саги XIII в. (рус. пер.: Сага о Сверрире. М., 1988. (Лит. памятники; 341)). Первый образчик жанра «родовых саг», повествующих о жизни и распрях исландцев X - нач. XI в. и принесших исл. лит-ре мировую славу ( Стеблин-Каменский. 1971), по мнению ряда исследователей, также мог возникнуть в Тингейраре ок. 1200 г. Ок. сер. XII в. зарождается собственно религ. поэзия (хотя отдельные христ. темы присутствовали в произведениях скальдов и раньше). В 1153 г. в Нидаросе в кафедральном соборе в присутствии архиепископа и 3 королей-соправителей исландец Эйнар Скуласон исполнил сочиненную для этого случая поэму «Луч» (Geisli), прославляющую Олава Святого, покровителя архиепископской кафедры и королевской династии. Скальд развивает типологическую параллель Олава с Христом, основанную на традиционной для лат. богословия метафоре солнца и его луча ( Chase M. The Refracted Beam: Einarr Skúlason " s Liturgical Theology//Verbal Encounters: Anglo-Saxon and Old Norse Studies for R.

http://pravenc.ru/text/674979.html

Именно здесь, на Руси, прошли его детские годы. В России он прожил около 10 лет. Это было время незадолго до крещения Руси. Поэтому можно предполагать, что на Руси к тому времени уже были храмы, и Олав мог впервые познакомиться с христианством. Исландские саги повествуют даже о том, что Олав участвовал в крещении Руси, сам ездил в Грецию и привез епископа. В этом отношении Джаксон замечает: «Что касается Олава Трюггвасона, то его участие в крещении Руси представляется мне не более чем вымыслом автора саги, но вымыслом, вполне оправданным в свете той роли крестителя северной части мира, которая ему приписывается традицией» . Такая позиция разделяется не всеми исследователями. Интересно в этой связи привести слова Константинопольского Патриарха Варфоломея, сказанные в юбилейный 1000 год начала крещения Норвегии: «…Более чем через 1000 лет мы вспоминаем и посещение  молодым конунгом Олавом Трюггвасоном Константинополя в 986 году. Он представлял своего друга и покровителя Великого Князя Российского (Киевского) Владимира, и переговоры, в которые он был вовлечен, привели к великому событию – крещению русских людей в 988 году… Сегодня мы прославляем Олава Трюггвасона за крещение Норвегии и за его вклад в подготовку крещения Руси» .  Эти слова Вселенский Патриарх произнес в 1995 году в Мостере (местечко в фюльке Хордаланд, Западная Норвегия), откуда Олав Трюггвасон  начал крещение Норвегии. Основанием для этого послужило исследование Н. Дэ Баумгартена: «Святой Владимир и крещение Руси» , а также исследование того же автора под названием «Олав Трюггвасон, король Норвегии» . Когда Олав подрос, он вернулся в Норвегию и первые годы своей взрослой жизни путешествовал как викинг в районе Балтийского моря, вдоль берегов Голландии, Ирландии и Англии. В Англии он вновь соприкоснулся с христианством и принял крещение на островах Сюллингах около 993 года. «Через год или два, а именно в 994 или 995 году он был миропомазан в Андовере, в южной Англии, будущим святым Альфеге (Ælfheah)» . После этого в 995 году Олав вернулся в Норвегию. Он высадился на западном побережье, в Мостере, и именно там в последствии он построил первую церковь в Норвегии  (не разрушенную язычниками, как это случилось с храмами, построенными Хоконом Добрым – Д.М.). Жителями Трёнделага на Ератинге (Eyratinget) Олав был провозглашен конунгом, «поклявшись хранить законы» . Его правление было кратким – всего 5 лет. Но в эти пять лет он успел очень многое и запомнился как один из лучших правителей Норвегии. Как и Хокон Добрый, Олав Трюггвасон трудился над собиранием земель Норвегии в единое целое. Христианизацию и собирание страны Олав Трюггвасон осуществлял одновременно. Когда Олав Трюггвасон вернулся домой, чтобы заявить о своих правах на власть конунга, он взял с собой английских священников, чтобы они проповедовали христианство среди его дружинников.

http://bogoslov.ru/article/1207353

Олав Трюггвасон построил ряд церквей, среди которых церковь на Мостере, на Сейле и церковь святого Климента в Тронхейме. Именно в Тронхейм, центр области Трёнделаг, Олав направлял большие усилия, потому что эта западная область Норвегии в наибольшей степени противилась принятию христианства и чаще других областей от него отпадала. Труды Олава Трюггвасона можно рассматривать как труды апостольские. Помимо трудов по просвещению Норвегии он приложил много усилий для обращения в христианство и других земель. Именно его заслугой стало всенародное принятие христианства в Исландии в  999/1000 году – итог всей деятельности конунга Олава Трюггвасона. Его труды по христианизации Норвегии и объединению страны вызвали недовольство внутри и за пределами Норвегии. У него нашлись влиятельные враги.  Эйрик, сын Хокона Ярла, хотел вернуть себе удел своего отца, Трёнделаг; датский король  Свейн Вилобородый хотел вернуть под датское господство Вик. Они объединили усилия и выступили против Олава. В этой битве принимал участие и шведский конунг Олав Шетконунг. Олав Трюггвасон погиб в битве при Сволдере в 1000 году. Такое повествование содержится у Снорри Стурлусона. Норвегия была поделена между не норвежскими конунгами. Однако исландские биографы Олав Трюггвасона, монахи Одд и Гюнлог (Gunlaug, Odur) говорят, что конунг Олав чудесным образом спасся вплавь и его никогда больше не видели на Севере. После этого он отправился как паломник в Рим, затем продолжил свое путешествие. Добравшись до Сирии, он поселился в пустыне и окончил свои дни в благочестивом подвиге отшельника. Кафедра церковной истории Московской Православной Духовной Академии Библиография Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/article/1207353

Именно с этого периода начинается собственно массовая христианизация Норвегии. В качестве резюме дадим краткую характеристику этого периода. Вступая на норвежский престол после того, как они провели молодость в более цивилизованных и феодализированных государствах, в конце Х и в первой трети XI века короли Олав Трюггвасон (995–999 или 1000 гг.) и Олав Харальдссон (Олав Святой, 1015–1028) последовательно проводили политику искоренения самостоятельности местных князей, и важнейшим средством этой политики явилась христианизация. Не говоря уже о том, что христианская церковь в Норвегии, как и везде в Европе, способствовала торжеству монархического принципа, переход к новой вере подрывал основы власти старой знати, под контролем которой находился языческий культ. Разрушая капища богов и запрещая жертвоприношения, оба Олава сознательно ликвидировали триединство «культ-тинг-правитель», на котором держалось местное самоуправление. Из источников явствует, что и население ощущало связь между своей независимостью и старыми культами. Христианизация Норвегии, проводимая королями с большой решительностью и жестокостью, привела к гибели части старой знати и конфискации ее владений; представители знати, которые не пали в этой кровопролитной борьбе, были принуждены вступать на службу к норвежскому королю. В отношении этой страны справедливо сказать, что она была крещена огнем и мечом. Однако, проводя христианизацию, короли прибегали не только к насилию (как это может показаться при чтении саг о конунгах). Имеются указания на то, что в целях обращения влиятельных людей Олав Харальдссон в некоторых случаях даровал им владения и привилегии. Со времени Олава Харальдссона можно говорить о норвежской церкви как учреждении, установленном во всей стране и подчиненном королю. Остановимся более подробно (с использованием саг «Круга Земного») на жизнеописании и деятельности этих выдающихся королей Норвегии. Согласно сагам, детство Олав Трюггвасон провел в изгнании, на Руси, находился при дворе князя Владимира Игоревича, а когда вырос, стал командовать скандинавскими наемниками.

http://zavet.ru/b/orlov/viking/03.htm

В 1011 (1012) войско под командованием Торкеля Высокого напало на Кентербери. Во время совершения Литургии викинги ворвались в собор, убили всех монахов. Епископом Кентерберийским был святой епископ Альфеге (Ælfheah), тот самый, который совершил таинство миропомазания Олава Трюггвасона. Викинги разграбили церкви, подожгли аббатство, разрушили город. В числе участников этого нападения, по единодушному мнению историков, должен был находиться и Олав. Епископа Альфеге взяли живым, чтобы получить за него выкуп, но он отказывался принимать за себя приношения. Епископу удалось завести дружбу с предводителем войска, Торкелем. 19 апреля 1012 святой епископ был убит викингами. Это произошло несмотря на дружбу и покровительство Торкеля, который пытался защищать святителя от алчных воинов. Участие в нападении на Кентербери и косвенное участие в гибели святителя Альфеге стало своего рода поворотным моментом в дальнейшей судьбе святого Олава Харальдссона.   4. Св. Олав на службе у европейских королей Торкель Высокий не смог уберечь епископа Альфеге. Историк этого периода Г. Джонес излагает дальнейшее развитие ситуации таким образом: «Считается, что именно этой неудачей объясняется то, почему, распустив датское войско в том же году, он (Торкель – Д.М.) оставляет службу у Свейна и переходит на службу к Этельреду Неразумному (король Англии 978-1013, 1014-1016), забирая с собой сорок пять кораблей с их командами» . Среди ушедших с Торкелем был и Олав Харальдссон. В 1013 году Свейн неожиданно вновь захватил власть в Англии. Переход Торкеля Высокого на сторону английского короля явился одной из причин, по которой Свейн Вилобородый решил напасть на Британию. Этельред был вынужден бежать, так как у него, кроме Торкеля Высокого, фактически не было поддержки. Олав Харальдссон также не остался в Англии. Он последовал за Этельредом в Нормандию. Этельред был женат вторым браком на Эмме, сестре Норманнского герцога Ричарда II Доброго (996-1026), поэтому естественно, что он искал убежища именно в Руане.

http://bogoslov.ru/article/1219374

Ирландцы, услышав, что на них плывет норвежское войско, стали усердно молиться, чтобы Господь спас и сокрыл их от преследователей. Они не боялись смерти, они боялись попасть в руки язычников и предать свою веру. Тогда, как повествует сказание, Бог услышал их молитву: с неба стали падать камни и покрыли людей в каменных пещерах, где они находились. Когда ярл прибыл на остров, то, к своему удивлению, он никого там не нашел. Через некоторое время два знатных землевладельца, которых звали Торд Ейгилейвссон и Торд Йорунссон плыли на север в Тронхейм. Проплывая ночью возле острова Селье, они увидели необычный свет. Тогда они сошли на берег и подошли к тому месту, откуда шел свет. Свет потоком выходил из земли и уходил в небо к звездам, и от света исходило необычное благоухание. Тогда два Торда решили известить об этом известного своей мудростью Хокона Ярла, чтобы тот объяснил это явление. Когда они поплыли к нему, то услышали что Хокон Ярл, который был последним правителем-язычником в Норвегии , убит. К власти пришел Олав Трюггвасон (+1000). Конунг Олав, который был христианином, услышав от двух Тордов известие о необычном свете, предложил им, прежде всего, принять крещение и стать его друзьями. Те согласились, были крещены, научены вере и с богатыми дарами отпущены. Через некоторое время Олав сам попал на остров. Вместе со своими людьми он раскопал пещеры и в одной из них нашел тело святой Суннивы, которое было неповрежденным. Она лежала в пещере, как будто спала. После этого Олав построил рядом церковь.  Впоследствии там был организован бенедектинский монастырь. В 1170 году тело святой Суннивы было перенесено в Берген, в церковь Христа Спасителя. Она стала покровительницей Бергена. На острове Селье была даже устроена епископская кафедра.  «Сложно узнать, была ли Суннива исторической личностью, но традиция о ней и «людях из Селье», свидетельствуют в любом случае об одном из ранних христианских импульсов из ирландских пределов на норвежское побережье» . Можно предположить, что с конца IX и весь X век  в западных и южных областях Норвегии существовало заметное ирландское влияние.

http://bogoslov.ru/article/1207353

Христианизация Исландии прошла очень быстро. Как пишет современный историк, «обращение исландцев в христианство – одно из очень странных событий в истории христианской миссии. Без большого принуждения и помощи извне исландцы на ежегодном общем собрании, Алтинге, в 999 или 1000 году приняли решение принять христианство» . Этому предшествовала миссия, посланная архиепископом Гамбургским Адалдагом около 980 года. Затем в 997 году норвежский конунг Олав Трюггвасон предложил исландцам принять христианство. По одной версии, исландцы согласились принять христианство, но потом вернулись к язычеству. Услышав об этом, Олав Трюггвасон послал с посольством к своим соплеменникам двух знатных христиан-исландцев. Он пригрозил уничтожить всех жителей острова, если они не одумаются и не примут вновь христианство. Эти аргументы подействовали, и исландцы окончательно перешли в христианство. Саги донесли до нас имя первого священника, присланного Олавом Трюггвасоном. Его звали Пормодр. Ему выпала нелегкая задача – совершить в одиночку крещение всех жителей Исландии. После этого на острове была устроена постоянная церковь, были присланы священники. А первый епископ в Исландии появился в 1056 году. Подводя итог, можно отметить, что контакты скандинавов с другими народами послужили своеобразным мостиком, через который христианство осторожно вступило на скандинавскую землю задолго до официального крещения народа конунгами и установления церковной иерархии. Чаще всего именно с принятием конунгами крещения начинался полноценный процесс христианизации. Вслед за конунгами часто следовала знать и зажиточные люди, которые охотно строили в своих владениях церкви и порой содержали духовенство. В то же время захоронения в шведской Бирке свидетельствуют: нередко простолюдины принимали христианство раньше своих правителей.   5. Христианство в Норвегии до святого Олава 5.1. Хронология основных направлений и формы христианизации Норвегии О христианстве в Норвегии до X века можно говорить, опираясь в большой степени на новейшие данные археологии и истории. Но чем дальше мы будем удаляться вглубь веков, тем более наше исследование будет принимать характер гипотезы, логического построения.

http://bogoslov.ru/article/1207353

Хроника Титмара Мерзебургского, написанная в 1012–1018 годах, описывает «короля Русции Влодемира» как «великого и жестокого распутника, учинившего большое насилие над изнеженными данайцами» (так суровые немцы именовали византийцев). Титмар знает о том, что русский правитель «взял жену из Греции» (которую он ошибочно называет Еленой), «незаконно похищенную» у Оттона II, и «по ее настоянию принял святую христианскую веру», которую добрыми делами он не украсил, хотя в конце жизни и «смыл пятно греха, усердно творя щедрые милостыни». Скандинавские саги связывают крещение Руси с местными героями. Так, в ряде поздних саг об Олаве Трюггвасоне (первом норвежском христианском конунге, 995–1000 гг.) есть рассказ о том, как Олав принял участие в обращении в истинную веру конунга Вальдамара и всего народа Гардарики (как саги именуют Русь). Увидев сон о страшных муках, которые ждут поклоняющихся деревянным идолам, Олав со своим отрядом отправляется в Гиркланд (Византию), принимает там крещение от одного епископа по имени Павел и уговаривает отправиться с ним в Русию, где он жил в детстве. Радушно принятый конунгом, Олав долго уговаривает Вальдамара принять христианство и наконец при помощи мудрой жены конунга Аллогии (в образе которой угадываются черты княгини Ольги) убеждает его креститься со своими людьми и всем народом. Восточные источники Арабы-христиане Яхья Антиохийский (XI в.) и аль-Макин (XIII в.), а также мусульманские писатели Абу Шаджа ар-Рудравари (конец XI в.) и Ибн аль-Асир (XIII в.) приводят краткое, но емкое и, главное, ясное описание отношений императора Василия и князя Владимира. Приведем рассказ Яхьи (который в целом повторяют другие авторы), помещенный в византийский контекст: «И стало опасным дело его, и был им озабочен царь Василий по причине силы его войск и победы его над ним. И истощились богатства его, и побудила его нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И тот согласился на это. И заключили они между собой договор о свойстве, и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его страны, а они — народ великий. И не причисляли себя русы тогда ни к какому закону и не признавали никакой веры. И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов, и они окрестили царя и всех, кого обнимали его земли, и отправил к нему сестру свою, и она построила многие церкви в стране русов. И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей в Хрисополь. И победили они Фоку».

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/60...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010