Олаву было всего 12 лет, когда он отправился в поход. Это было около 1007 года. Мать дала ему воспитателя, Храни, и дружину. В то время было обычным делом, когда дети конунгов в молодом возрасте отправлялись в походы с викингами. Во-первых, в походах они приобретали огромный опыт и закалку, это была своего рода школа. Из юношей, или даже детей, они становились мужественными воинами. Приобретая качества сильных и твердых воителей, мудрых начальников, дети конунгов могли думать о возвращении на родину и управлении своими уделами. Во-вторых, для достижения успеха конунги должны были иметь верную дружину, и близких советников, которых они, фактически, должны были содержать. Таким образом, целью путешествий было непосредственное собирание состояния, или на службе у королей Европы, или же путем войн и грабежа. Упомянем и то, что в таких походах конунги-воины стяжали себе славу, которая зачастую опережала их передвижения. Если успех сопутствовал конунгу в походах, в собирании состояния, то слава о его подвигах помогала проложить путь к успешному продолжению задуманных дел и желаний по возвращении на родину. Снорри говорит, что «когда Олав получил корабли и дружину, дружинники стали называть его конунгом, так как существовал такой обычай: сыновья конунгов, становясь предводителями дружин, назывались конунгами, хотя и не правили землями» . Первые путешествия были простыми разбойничьими набегами, что, впрочем, вполне соответствовало идеалам того времени и стилю походов викингов. В то же время у нас нет оснований не предполагать, что в первые годы своих путешествий Олав занимался не только грабежами, но и мирной торговлей. В этом нет ничего удивительного.. У викингов были друзья и враги, и отношения эти выстраивались порой целыми поколениями. Логично предположить, что с первыми викинги мирно общались и торговали, а со вторыми сводили старые счеты посредством набегов. Первые путешествия, совершенные Олавом, были в Данию, оттуда в Швецию. Здесь он впервые начал воевать. Отсюда начинается счет битвам, который тщательно велся скальдами, исландцами Оттаром Черным и Сигватом Скальдом, бывшими в дружине Олава и сопровождавшими его во всех походах, являясь очевидцами подвигов и дел конунга.

http://bogoslov.ru/article/1219374

  Историография вопроса. Литература на иностранных языках Нужно сказать, что исследовательская литература о святом Олаве написана преимущественно на норвежском языке, что совершенно естественно. Однако опубликовано немало работ на датском и шведском языках. Существуют переводы некоторых монографий на английский и немецкий языки. В то же время на немецком и английском языках существуют и оригинальные монографии. Однако практически до конца XX века не было отдельных серьезных исследований, посвященных непосредственно святому Олаву. Как заметил ученый Л. Лангслет: «Поразительно мало было написано о нем. Большее внимание уделялось теме колебания цен на соль и сельдь» . Одно из немногих исключений в этом отношении представляет работа Г. Фетта «Святой Олав – вечный король Норвегии» , вышедшая в Осло в 1938 году. Наверное, это одна из загадок-парадоксов, связанных с именем святого конунга. Правда, существуют попытки объяснить весьма незначительное до недавнего времени количество исследований о св. Олаве: «Было ли табу на написание произведений о конунге, который, к несчастью, оказался еще и святым, столь решительным в лютеранской Норвегии? Вряд ли, во всяком случае, в нашем столетии. Скорее, объяснение этого факта заключается в том, что это задача слишком сложная, практически неразрешимая » (выделено мной – Д.М.). Среди общих трудов по истории Норвегии выделяются фундаментальные труды А. Бюгге «История Норвегии»   (“Norges Historie”, 1910 г.) и П. Мюнка «История норвежского народа» (“Det norske Folks Historie”) в четырех томах, вышедший в Осло в 40-е годы прошлого века. Правда, после появления этого объемного издания появилось много новых исследований в области историографии и археологии, так что, безусловно, некоторые положения историка могут быть пересмотрены. Нужно заметить, что при написании своей «Истории» П. Мюнк использовал, помимо норвежских, источники из британских, французских и немецких архивов, а также немалое время работал в Ватиканском архиве. Первый большой и серьезный труд, написанный о святом Олаве, появился лишь в 1985 году. Автором книги «Святой Олав» является Вера Хенриксен.

http://bogoslov.ru/article/1237046

Раздел 4.2.1. выявляет и подводит итог всем аспектам подвига св. Олава. Изучение и анализ многочисленных источников и исследований, посвященных св. Олаву, позволяют раскрыть сущность и характер подвига просветителя Норвегии. По мнению диссертанта, святость конунга Олава Харальдссона проявляется и заключается, прежде всего, в трех основных составляющих:   Раздел 4.2.2. рассматривает распространенные среди исследователей жизни святого конунга смущения и недоумения относительно святости Олава Харальдссона. В разделе 4.2.3. предлагаются возможные варианты решения этих недоумений. Разрешение недоумения, на наш взгляд, заключается, прежде всего, в том, что Господь по-иному смотрит на дела человека, нежели ученые-исследователи. Замечательную мысль высказывает о. Александр Ельчанинов: «Каковы люди на самом деле – никому, кроме Бога, неизвестно; вернее, что они нечто зыбкое, пластичное, и мы формируем сами, часто по случайному признаку, воображаемую схематическую фигуру и потом сами же или восхищаемся ею, или поносим ее». Все недоумения и сомнения в отношении св. Олава разрешаются фактом многочисленных чудес, через которые Господь его прославил. Можно выстраивать любые логические системы, психологически толковать те или иные действия, объяснять поступки политическими причинами и задачами, но объяснить множество чудес возможно, лишь признав святость подвига Олава Харальдссона. В Заключении  подводятся основные итоги исследования. Святой благоверный князь Олав Харальдссон (995-1030) является ярким святым неразделенной христианской Церкви. Его апостольская (миссионерская) деятельность в Норвегии продолжалась около пятнадцати лет. Плодом этих трудов стало Крещение страны. Таким образом, подвиг св. Олава – подвиг равноапостольный. В данной работе впервые в отечественной церковной историографии было проведено исследование жизни и деятельности св. Олава. Это исследование является также первым исследованием жизни конунга Олава Харальдссона в координатах православного мировоззрения. Главным методологическим принципом кандидатской работы явилось применение системного подхода.

http://bogoslov.ru/article/1237046

Вода за кормой была совершенно спокойной, а по обе стороны от следа корабля брызги от волн взлетали так высоко, что не было видно гор на берегу фьорда. Один корабль плыл за другим по совершенно спокойной воде. Так они плыли весь день и следующую ночь и незадолго до рассвета приплыли к Годей. Когда они подплыли к усадьбе Рауда, у берега стоял его большой корабль. Олав конунг сразу же поднялся со своим войском к усадьбе. Они бросились к покою, в котором спал Рауд, и взломали дверь. Люди ворвались в покой. Рауд был схвачен и связан, других людей, которые были там, убили или взяли в плен. Затем люди конунга пошли в дом, где спали работники Рауда. Некоторые из них были убиты, другие связаны, третьи избиты. Конунг велел привести к нему Рауда и предложил тому креститься. – Я не буду тогда, – говорит конунг, – отнимать у тебя твое добро. Я буду твоим другом, если ты будешь дорожить этим. Но Рауд яростно отвергнул это предложение, сказал, что никогда не поверит в Христа, и очень богохульствовал. Тогда конунг разгневался и сказал, что Рауд умрет самой худшей смертью. Он велел взять Рауда, привязать его лицом вверх к бревну и вставить ему палку между зубов, чтобы его рот был открыт. Затем он велел принести змею и приставить ее ко рту Рауда. Но змея не захотела вползти в рот и лезла, извиваясь, назад, так как Рауд дул на нее. Тогда конунг велел принести пустой стебель дудника и вставить его в рот Рауду. А некоторые люди рассказывают, что конунг велел вставить ему в рот свою трубу. Змею заставили вползти, поднеся к ее хвосту раскаленное железо. Она вползла в рот Рауда, а затем в горло и прогрызла ему бок. Тут Рауд простился с жизнью. Олав конунг захватил там много серебра и золота, и другого добра, оружия и разных драгоценностей. А всех людей, которые были с Раудом, конунг велел крестить, а тех, которые не хотели креститься, он велел убить или пытать» . Были эти подвиги совершены Олавом Трюгвассоном около 995-1000 годов в Норвегии. И хотя епископ был латинский, но еще (до 1054 года) – православный…

http://azbyka.ru/vyzov-ekumenizma/10

История взаимоотношений России и стран Скандинавии насчитывает более тысячи лет. В последние три десятилетия приходы Русской Православной Церкви открылись во всех странах Скандинавского региона. Тысячи православных людей, принадлежащих к Русской Православной Церкви, живут в этих странах, и для них история христианства, святых просветителей и покровителей этих стран не является отвлеченным вопросом. Поэтому данное исследование, на наш взгляд, представляет не только научный интерес, но и имеет серьезное практическое значение. Св. Олав Харальдссон, просветитель Норвегии, до настоящего времени в силу многих обстоятельств не канонизирован Русской Православной Церковью, хотя по всем формальным и неформальным признакам он должен быть отнесен к святым неразделенной Церкви. В Норвегии местное прославление святого Олава произошло буквально через год после его кончины, то есть в 1031 году. В данной работе впервые в православной церковно-исторической науке предпринята попытка целостного изучения жизни св. Олава Харальдссона (995-1030), просветителя Норвегии. В то же время вопросы, которые связаны с жизнью святого Олава и оценкой его деятельности,  не являются узкоспециальными, представляющими интерес только для ученых или  православных людей, проживающих в Норвегии. Эти вопросы выводят исследователя  в сферу вселенского Православия, Единой Христовой Церкви и ее святых, независимо от той страны или местности, в которой они проживали.   Цель, задачи и методология исследования. Целью данной кандидатской диссертации является изучение и анализ жизни и подвига святого конунга Олава Харальдссона, просветителя Норвегии в контексте истории распространения христианства в Норвегии и Скандинавии в XI веке. Для достижения этой цели нами были поставлены следующие исследовательские задачи:   Предметом исследования является история крещения Норвегии и некоторые аспекты христианизации Скандинавского региона в конце X – начале XI веков. Объект исследования – жизнь святого благоверного князя Олава Харальдссона, просветителя Норвегии, его миссионерская и государственная деятельность, а также плоды трудов и посмертные чудеса, им совершенные.

http://bogoslov.ru/article/1237046

Соперники норвеж. правителя решили воспользоваться возникшим в стране недовольством: в битве на р. Хельгё (1026) Кнуд Великий разбил войска Олава Харальдссона и швед. кор. Анунда (Энунда) Якоба (ок. 1022 - ок. 1050). В 1028 г. трёнды предали Олава при вторжении в Н. войск Кнуда Великого, норвеж. король бежал на Русь ко двору кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого. Управлять страной от имени Кнуда должен был ярл Хакон Эйрикссон, но он погиб на пути из Англии в Н. (1029). В 1030 г. Олав Харальдссон вернулся в Н., чтобы восстановить свою власть, но его поддержали лишь немногочисленные сторонники из Юго-Восточной Н. Трёнды смогли составить коалицию недовольных политикой Олава Харальдссона и разбили его войско в битве у хутора Стикластадир (ныне Стиклестад), в к-рой Олав Харальдссон был убит (29 июля 1030). В авг. 1031 г. еп. Гримкель объявил Олава Харальдссона святым, поместил его останки в раку и перенес их в ц. св. Климента в Нидаросе (ныне Тронхейм). Гибель Олава не привела к изменениям, к-рых ожидала местная знать: Кнуд Великий объявил правителем Н. своего сына Свейна от наложницы Альвивы, а главы оппозиции Эйнар Брюхотряс и Кальв Арнасон не получили обещанного сана ярла, чтобы сделаться данниками Кнуда и управлять Н. по своему усмотрению. Непопулярные меры Свейна и Альвивы способствовали в т. ч. и распространению культа св. Олава, а также созданию легенды о его справедливом правлении, одновременно началось движение за восстановление на троне норвеж. династии. В 1033 г. Свейн вместе с матерью бежал из Трёндалёга на юг страны. Бывш. главы оппозиции Олаву Святому предпочли иметь в стране собственного правителя. Оркнейский ярл Рёгнвальд, Эйнар Брюхотряс и Кальв Арнасон возглавили посольство на Русь, где при дворе кн. Ярослава Мудрого воспитывался сын Олава Святого от наложницы - Магнус. В 1035 г. умер Кнуд Великий, Свейн и Альвива были изгнаны из страны, королем стал вернувшийся в Н. Магнус. При Магнусе I Добром (1035-1047), который был также королем Дании (1042-1047), в Н. утвердился культ Олава Святого, ставший важной частью новой идеологии королевской власти и сыгравший важную роль в объединении государства, в подчинении страны единому монарху, в легитимации династии христ. государей. Почитание Олава Святого широко распространилось и за пределами Н.- на Руси, в Дании, Швеции, Англии, Нормандии, что способствовало признанию Н. на международной арене как христ. государства.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Исследователи христианизации Швеции, впрочем, как и исследователи христианизации других скандинавских стран, задают вопрос: «Был ли святой Ансгарий первым проповедником в Швеции?» . Ответить однозначно непросто. Походы викингов начались на несколько десятилетий раньше прихода Ансгария в Швецию. К тому времени многие из викингов уже побывали в христианских странах, а некоторые даже поселились в христианской Ирландии или христианской Англии. Повсюду норманны знакомились с христианским населением. Многие из них принимали христианскую веру и крестились. Потом они возвращались домой, иногда – с христианскими священниками. Некоторые исследователи не исключают, что знание о христианской вере и церковных идеалах, как в восточной, так и западной форме могло достигнуть свеев еще раньше, возможно, уже в VI веке, хотя никаких письменных свидетельств об этом не сохранилось. По утверждению А. Санмарк, «Миссия Ансгария в 829 году – это первая задокументированная  миссия в Швецию. В течение всего IX века много других миссионеров было послано из Гамбургско-Бременской архиепископии в Бирку. Кажется, что в целом они были приняты дружелюбно как правителями, так и народом» . В 850 году святой Ансгарий повторно приезжал в Бирку. И, хотя народ был настроен против принятия новой веры, мудрый святой получил у шведского конунга Олава разрешение на совершение Литургии, возможность проповедовать и крестить тех, кто выразит желание. Адам Бременский донес до нас имя еще одного миссионера, епископа Унни, по всей видимости, выходца из Англии. Он проповедовал вестготам  в первой половине X века. Около 930 года побывал в Дании, где не был принят, затем проповедовал на Готланде и в Бирке. Епископ Унни претерпел мученическую кончину. Все же успешная христианизация Швеции началась гораздо позднее времени проповеди святого Ансгария.  «Первый шведский король-христианин жил на двести лет позднее соответствующего датского. Согласно мнению, которое прочно закрепилось в историографии, это был Олав Эрикссон Шётконунг, правивший в 990-е – 1020-е гг. Традиционно считается, что он принял крещение около 1000 года от английского епископа Сигфрида и тогда же ввел в Швеции христианство как «официальную» религию» . Олав Эрикссон принял мученическую кончину, отказавшись принести жертву идолам.

http://bogoslov.ru/article/1207353

Тело святого Олава было положено в соборе в Тронхейме, который стало местом многочисленного паломничества в XI-XV вв. О чудесах, происходивших у гроба святого Олава: небесном звоне колоколов, «бесчисленном множестве людей, излечившихся благодаря первым чудесам», говорится в песне скальда Торарина Славослова. Ее создание следует относить к первым годам после смерти святого Олава. Процитируем несколько строф этого произведения – одного из самых древних и ценных свидетельств святости конунга Олава: «Будто жив Там лежит он Телом свят, Вождь пресветлый… И сам собой С поднебесья Льется звон Многогласный… Олав при жизни Душу спас Свою, безгрешный Ищет люд исцеленья Там, где свят Вождь почиет, Всяк слепой И безъязыкий Там станет зряч И речь обрящет» . Сведения о чудесах содержатся и в самых ранних и достоверных сказаниях о жизни святого – скальдических стихах. Всего в разных источниках, повествующих о жизни святого Олава, исследователями насчитывается 66 чудес и чудесных событий. Упоминание о некоторых чудесах содержится сразу в нескольких источниках, другие чудеса, напротив, упоминаются лишь в одном из перечисленных источников. Перечислим некоторые из этих чудес :   10. Почитание св. Олава в Норвегии Само по себе резкое изменение народного отношения к святому, по мнению многих исследователей, является очень важным моментом: «Норвежцы не меняют быстро своего мнения! – здесь же произошло невиданно быстрое изменение в мыслях норвежцев… Здесь заключается центр (ядро) той тайны – в этом изменении общего настроения, которое привело к прославлению святого. Объяснение помогает лишь частично». Почитание св. Олава стало всенародным. День его памяти, получивший особое название – Улсок (Olsok) – приобрел значение национального праздника и продолжался в течение нескольких дней. В дни празднования святого Олава люди шли со всех концов Норвегии в Нидарос. Некоторые проходили сотни километров, чтобы почтить память святого конунга. Ночь накануне праздника люди проводили в молитве. В самый день праздника святого Олава, 29 августа совершалась Литургия (месса) и крестный ход. Торжества имели два кульминационных дня, в которые память святого Олава совершалась особо торжественным образом.

http://bogoslov.ru/article/1219374

Выдающийся советский ученый, филолог-скандинавист, М. И. Стеблин-Каменский, дает такую современную оценку скальдических стихов как исторического источника: «Исследования историков полностью подтвердили оценку скальдических хвалебных песней как наиболее надежного источника, и даже делались попытки написать древнейшую историю Норвегии, основываясь исключительно на скальдических стихах. Дело в том, что стихи скальдов, крайне своеобразные по форме, не менее своеобразны по отношению в них формы к содержанию: они были всегда продуктом осознанного творчества, но это было творчество, направленное только на форму, а не на содержание, вследствие чего вымысел и был в них невозможен» . Церковные жизнеописания.  Прежде всего, здесь речь идет о Passio et miracula beati Olavi , «Страдание и чудеса святого Олава». Это сказание было написано на латинском языке, по всей видимости,  около 1180 года норвежским архиепископом Эйстэйном Эрлендссоном (Øystein Erlendsson, 1161-1188). Оно является одним из наиболее древних документов. Л. Лангслет характеризует Passio как жизнеописание, в котором «пространно говорится об идеале святости… но очень немного о характере и жизни исторического Олава» . Существуют две версии этого сказания, схожие между собой, ранняя и поздняя. Ранняя редакция является одновременно и более краткой. Более краткая версия была широко распространена и легла в основу скандинавских требников (бревиариев). Саги и хроники. К этой категории относится большинство сохранившихся источников. Упомянем основные из них. Прежде всего, это исландские саги о святом Олаве : Две короткие первоначальные саги, которые содержали повествования о святом конунге, не дошли до нас, но считается, что именно они послужили источником для авторов более поздних саг. Авторы этих саг Сэмунд Сигфуссон (1056-1133) и Ари Торгильссон (1068-1148). Автор Древнейшей Саги об Олаве Святом ( Den eldste saga ) , написанной, вероятно, в конце XII века, неизвестен. Сохранилось только шесть-семь фрагментов этого произведения.

http://bogoslov.ru/article/1237046

Мы также не знаем автора Легендарной саги, которая была предположительно написана в первое десятилетие XIII века, вероятнее всего, в Исландии, но на древненорвежском языке. Невероятно, но эта сага в течение почти 800(!) лет пролежала непереведенной на современный язык, а потому до сих пор почти незнакома для большинства ныне живущих норвежцев. Впервые ее перевод на современный язык (немецкий) был осуществлен в 1982 году. А перевод на современный норвежский, причем не на более распространенный письменный язык букмол, а на новонорвежский (nynorsk) был осуществлен лишь в самом конце второго тысячелетия и соответствующее издание увидело свет только в 2000 году! Стюрмир Карасон, приор одного исландского монастыря, написал еще одну сагу о святом Олаве ( Styrme K å rasons saga om Olav den helliges liv ), предположительно, около 1220 года. Данная сага не сохранилась, но цитируется в других сагах, прежде всего Снорри Стурлусоном в его Большой саге об Олаве, и, кроме того, некоторые ее фрагменты приводятся в исландских сборниках. К периоду между 1220 и 1230 годами относятся еще две  «королевские саги»– так называемые " Гнилая Кожа " (Morkinskinna) и " Красивая Кожа " (Fagrskinna). По всей видимости, их авторами являются исландцы, жившие в Норвегии. Наконец, следует назвать шедевр Снорри Стурлусона – Большую сагу о святом Олаве. Написанная почти 200 лет спустя после битвы при Стиклестаде, она предоставляет обильнейший материал, касающийся жизни святого конунга. Т. Н. Джаксон дает следующую характеристику творчества Снорри Стурлусона: «Несомненной вершиной развития жанра королевской саги считаются сочинения крупнейшего исландского хёвдинга, политического деятеля, историка, знатока скальдических стихов Снорри Стурлусона» . Помимо Большой саги о святом Олаве , существует и более краткая ее версия, содержащаяся в «Хеймскрингла» ( Heimskringla ) – «Круге земном», истории Норвегии до 1177 года, автором которой является также Снорри Стурлусон. Наличие двух редакций одного и того же произведения имеет свое объяснение: «С одной стороны это совершенно отдельная работа ( Легендарная сага ), независимая от цикла саг ( Круга земного ) и отличающаяся от Саги о святом Олаве , содержащейся в Круге земном. С другой стороны, эта работа в гораздо большей степени соответствует содержащейся в Круге земном ,  так что эти произведения могут рассматриваться как редакции одной и той же саги» .

http://bogoslov.ru/article/1237046

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010