Соч.: С. С. дописни члан: Српске akaдeмuje, 1905. Београд, 1906. 19. С. 457-476; Сабрана дела. Београд, 1992-1999, 2013-20152. Т. 1-3: Световна музика; Т. 4-8: Духовна музика [содержат также статьи о церк. музыке М. на серб. и англ. языках]; Т. 9: Етномузиколошки записи; Т. 10: Живот и дело.Дискогр.: Руковети. Лumypruja. Опело/Хор Paдuo-meлebuзuje Београд, дир.: М. Jaryшm. Београд 1996. 3 CD; Молитва и пост у cbjemлocmu njebaчko друштво «Jeдuhcmbo», дир.: М. Котор, 1997. 3, 5, 11, 16; С. С., В. Божанствена Лumypruja Св. Jobaha Златоустог/Дeчju хор Колибри РТС, дир.: М. Београд, 1998; Српска духовна музика/Прво београдско певачко друштво, дир.: В. Београд, 1998. 3, 6; Хиландарски ктитори у православном «Св. Стефан Дечански», дир. Т. Београд, 1999. 1, 7, 10, 12, 28; Лumypruja св. Jobaha Златоустог/Хор државне академске капеле Ст. Петербурга «Глинка», дир.: В. Чернушенко. Београд, 1999; Mjeшobumu хор СПД «Jeдuhcmbo», дир.: Н. Лука, 1999. 3, 6-10, 12; Православна духовна музика од прошлости до данас/Хор Саборне цркве Св. Гeopruje (Нови Сад). Norwich, 2002; Страсна седмица/Хор Радио-телевизие Београд, дир.: В. Београд, 2003; У славу Бога и рода - 165 година/Панчевачко српско црквено певачко друштво, дир.: В. Царина. Панчево, 2003. 1, 18; Православна духовна музика/Камерни хор Oдcjeka за црквену музику и Музичке akaдeмuje Ун-та у Источном Capajeby, дир.: Р. Источно Capajebo, 2003. 5, 11; Прво београдско певачко друштво -153 године, дир.: С. Београд, 2005. CD 1. 3, 4, 9, 11; Духовна хорска музика/Камерни хор Oдcjeka за црквену музику и Музичке akaдeмuje Ун-та у Источном Capajeby, дир.: Р. Источно Capajebo, 2005. 6, 7; Српски «Свети Стефан Дечански», дир.: Т. Нови Сад, 2004/2005. CD 2: 1, 2, 3, 11; Велика седмица и Васкрс/Хор «Свети Стефан Дечански», дир.: Т. Нови Сад, 2006. CD 1. 1, 3, 11, 17, 18, 20; Београдски мадригалисти - 55 година/Дир.: А. Београд, 2007. CD 1. 3; CD 2. 4, 10; Камерни хор Oдcjeka за црквену музику и Музичке akaдeмuje Ун-та у Источном Capajeby/Дир.: Р. Источно Capajebo, 2011. CD 3. 23, 24.

http://pravenc.ru/text/2564032.html

2–7) Протоколы заседаний предсоборной комиссии 1, 2 203 3, 4, 5, 6 (19 стр. текста). 8) Обращение в пред[соборную] ком[иссию] Союз[а] р[усских] нац[иональных] общин от 12 мая 1919 г. (ор[игинал]) 9–12) 2 черновых проекта положения о ВЦУ и 2 черновых приложения к положению. 13) Записка (на машинке) о церемонии открытия. 14) Записка ключаря Ставроп[ольского] кафедр[ального] собора о приезде членов собора и церемониях перед открытием (оригинал). 15–19) Протоколы заседаний собора 1, 2, 3, 4, 5 204 с 19 мая по 23 мая включительно. Оригиналы. На 54 страницах. 20) Положение о Вр[еменном] ВЦУ на ЮВР с подписью Верховского. 21–24) 4 удостоверения членов собора попа Чернявского, ген[ерала] Эрна, попа Малиновского, попа Кожина. 25) Копия (рука Махароблидзе) уд[остоверения] члена соб[ора] Без-кровного. 26) Вход[ная] карточка чл[ена] собора Аббати. 27) Список членов собора на 6 стр. (на машинке). 28) Записки об отделах и помещениях собора и их руководителях . 29) Зап[иска] с указанием участников [Собора, работавших в конце его]. 30) Обращение Востокова к собору (п[од] наз[ванием] «сыновнее обращение») на 19 стр. с подписями екатеринославских контрреволюционеров. (Подлинник.) 31) Подписанный Востоковым «Устав братства животв[орящего] креста». 32) и 32-а) Протокол 1 и 2 заседаний соб[орного] совета. 7 стр. (оригиналы). 33) Заявление членов собора об орг[анизации] отдела о прав[овом] пол[ожении] церкви (оригинал). 34) Записка арх[иепископа] Митроф[ана] об удов[летворении] член[ов] собора суточными и т. д. 35) Черновик полож[ения] соб[орного] сов[ета] по приходскому вопросу. 36) Постановление соб[орного] совета от 24 мая (оригинал). 37–39) Протоколы совещаний епископов 1, 2, 3 205 (3 листа на 4 стр. Оригиналы). 40) Записка пр[офессора] Верховского о передаче документов 1-го отдела А. И. Ивановск ому. 41–51) Записки с подсчетом голосов при выборах в члены и кандидаты ВЦУ чернилами числом 206 8 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11 и карандашом 3 (три). 52) Списки членов Вр[еменного] В[ысшего] Ц[ерковного] Упр[авления], заверенные Верховским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вместе с тем последовательная реализация принципа историзма, всестороннее осмысление развития философии как единого и целостного процесса направили научный поиск философов КДА XIX - нач. ХХ в. к преодолению гегелевского имманентизма и монологизма в истолковании историко-философского процесса, к утверждению плюрализма методологических подходов, в которых реализуется единство логического, культурно-исторического и личностного измерений философии. В их трудах представлен ряд конструктивных идей, касающихся механизмов взаимодействия философии с религией, наукой, искусством, а также принципов историко-философской реконструкции, сохраняющих научную значимость. Разрабатывая теоретико-методологический аппарат историко-философских исследований, философы КДА понимали историю философии не только как специальную дисциплину, не как «введение» в совр. философию, а как способ существования философии, ее «живую жизнь», как неотъемлемую часть того культурного поля, в к-ром развивается философское мышление. Именно таким пониманием мотивирован и обширный опыт обращения профессоров и воспитанников КДА к изучению философского наследия, особенно плодотворный в сфере осмысления древней, в т. ч. вост., философии ( Новицкий О. М. Очерк индийской философии//ЖМНП. 1844. Отд. 2. Ч. 41. 3. C. 151-203; Ч. 43. 8. С. 99-118; 1846. Ч. 52. 10. С. 1-53; Линицкий П. И. Общий взгляд на философию Платона//ТКДА. 1867. 10. С. 52-58; Он же. Платон - представитель идеализма в древней философии//Там же. 1868. 7. С. 48-108; 9. С. 419-467; Он же. Нравственные и религиозные понятия у древних греческих философов//Там же. 1870. 10. С. 127-219; 11. С. 410-456; 12. С. 567-609; 1871. 3. С. 592-632; 1872. 4. С. 67-153; Он же. Учение Платона о божестве. К., 1876; Богдашевский Д. И. Об источниках к изучению философии Сократа//ТКДА. 1895. 9. С. 123-152; 1896. 8. С. 547-574; 1897. 6. С. 242-336; 7. С. 381-401; Он же. Греческие софисты//Там же. 1897. 8. С. 455-493; Он же. Учение Платона о знании//Там же. 1897. 12. С. 557-579 и др.) и традиции нем. идеализма ( Гогоцкий С. С. Критический взгляд на философию Канта. К., 1847; Он же. Обозрение системы философии Гегеля. К., 1860; Он же. Философия XVII и XVIII вв. в сравнении с философией XIX в. и отношение той и другой к образованию. К., 1878-1884. 3 вып.; Юркевич П. Д. Характер и направление современной германской философии//ВФ. 2001. 7. С. 120-128; Михневич И. Г. Опыт простого изложения системы Шеллинга, рассматриваемой в связи с системами других германских философов. Од., 1850; Линицкий П. И. [псевд. Петров И.]. Различные направления немецкой философии после Гегеля в отношении ее к религии//ВиР. 1887. 1. С. 1-26; 2. С. 51-72; 3. С. 99-113; 6. С. 293-307; 8. С. 370-391; 12. С. 575-593; 13. С. 1-18; 21. С. 435-452; 22. С. 477-512; Он же. Философия Эдуарда Гартмана. Х., 1898; Богдашевский Д. И. Философия Канта. К., 1898. Вып. 1; Знаменский Д. В. Из этюдов о Канте. К., 1912).

http://pravenc.ru/text/1684525.html

В[арвару]. Если Вам нужно деньги, скажите, я вышлю, сколько могу. Я потому не высылаю, что Вы говорите, что Вам не нужно. Д. 8. Л. 1–2 об. Подлинник. Автограф. 6. 11 июля 1955 г. Родной наш Владыко святой! Приветствую Вас с праздником св[ятых] Апостолом П[етра] и Пав[ла] и спомнила день юбилея Вашего хиротонию. Благодарю Вас за присланных гостинцев, раздала м[атери] Христоф[оре], схим[нице] М[арии], Ол[ьге] Ил[и]од[оровне], Жене с дочерями 175 , Ксен[ии] Ив[ановне] и Параскеве и Анне Серг[еевне], Зин[аиде] М[оисеевне?] и Тане. Поразила меня смерть о. Д[амаскина], я ожидаю такую же участь при моем плохом сердце. О. Д[амаскин] счастлив, а я куда очушусь, об чем немало сетую. Заказала сорокоуст и еще на год поминать, наверно, получили мое письмо, где писала помолиться о болящей м. Анне, умерла она 16, посылаю Вам 200 руб[лей]. Помяните о упокоении. Присланные 2 портрета Варвара Анцевна 176 просит ей одну, благословите, а другую кому? Теперь непременно нужно хлопотать об снятии судимости, 58 статья аннулируется и разбирается, и это пройдет, может быть, очень долго, и кто подавал, многим тут же сняли. Как Вы смотрите если Вы напишете прошению Карпову 177 (представителю церковной власти), он многим помогает и внимательно выслушает, и пришлите мне, я бы лично ему передала в руки, если он сам не может, то посодействовать может, свою положению опишите и пришлите в посылке, только не по почте. Около Ярославля, забыла, городок один, котори сейчас живет в Загорском, подал он заявление [в] Ярославль жалоб[у], что ему выдали такую паспорт, что не может отлучиться из области Ярославскою, ответили ему, что паспорт правильно выдано, тогда подал дальше, и тут же сняли судимость, теперь много озорничает местная власть. Я была сегодня у Сергея Васильевича 178 , я немного полюбопытствовала об характере Карпова, он тоже говорил, что Карпов сильный человек и отзывчивый. Про Вас ничего я не говорила. Одним словом, нужно хлопотать. Елена Васильевна изъявила желанию каждый месяц Вам помогать, оплачивает мне дорогу к ним приехать, теперь дала для Вас 200 руб[лей], желательно, чтоб за 100 р[ублей] Вам купила на посылочку, но я уже раньше купила, так, как благословите, может быть, на следующую посылочку или все деньгами и что Вам желательно, что купить?

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

СПб., 1891; В. Православно монаштво и манастири у Cpбuju. Сремски Карловци, 1920. Милановац, 2002р; Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1924. Т. 1. С. 47-51, 135-141, 162-163, 316-347; Coлobjeb А., Мошин В. Грчке српских владара. Београд, 1936; Б. Деспота у Buзahmuju и jyжhocлobehckuм Београд, 1960; М. Аделфати у Buзahmuju и Cpбuju//ЗРВИ. 1968. 11. С. 241-270; Острогорски Г. О buзahmujckoм феудализму// Он же. Сабрана дела. Београд, 1969. 1. С. 282-311; он же. Buзahmuja и словени//Там же . Београд, 1970. 4. С. 170-196, 228-242, 257-280, 321-338, 423-624; Д. Buзahmujcku служебни канон у српским службима веку//О Београд, 1970. С. 95-125; он же. Ucmopuja старе српске Београд, 1980. С. 57-88, 164-189; Makeдohuja во рамките на односи на Балканот во 2-та пол. на XIII и 1-та пол. на XIV в. Ckonje, 1977. (СпомМакед.; 2); Ф. О српске и buзahmujcke цркве 1375//ЗРВИ. 1982. Т. 21. С. 159-182; Lesny J. Studia nad poczatkami serbskiej monarchii Nemaniczow (poowa XI - koniec XII w.). Wrocaw; Warsz.; Kraków; Gdask; ód, 1989; Д. Света Гора под српском (1345-1371). Београд, 1992. (ЗРВИ; 31); С. Владарске uhcurhuju у Cpбuju од XIII до XV в. Београд, 1994; Стара српска Београд, 1995. С. 179-252; Оболенский Д. Византийское Содружество наций. Шесть византийских портретов. М., 1998. С. 69-70, 108-112, 234-238, 263-274, 318-320, 322-323, 329-331, 337-340, 371-372, 375-378.486-526; Лексикон српског века/Приредили С. Р. Београд, 1999; Джурич В. Византийские фрески: средневековая Сербия. Далмация, славянская Македония. М., 2000; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien: 865-1459. Münch., 2000. S. 62-63, 85-93, 115-124, 141-144, 162-165, 168-175, 205-208, 219-227, 269-276, 355-425, 454-471, 487-494, 509-512, 517-527. А. А. Турилов Византия и Армения Под властью В. и. находились нек-рые обл. Зап. Армении - Малая, Сатрапская и Внутренняя Армении, имевшие разный административно-политический статус. М. Армения в III в. была включена в состав Вост.

http://pravenc.ru/text/372678.html

М., 1990-1994; Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1975-1983; Commentaria in Aristotelem Graeca: In 23 Bde. B., 1882-1909. Bd. 11: Simplicii in libros Aristotelis de anima commentaria; Bd. 15: Ioannis Philoponi in Aristotelis de anima libros commentaria; Фрагменты ранних стоиков/Пер. и коммент.: А. А. Столяров. М., 1998. Ч. 1-2; Секст Эмпирик. Соч.: В 2 т./Пер.: А. Ф. Лосев, Н. В. Брюллова-Шаскольская. М., 1975-1976; Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов/Пер.: М. Л. Гаспаров. М., 1986, 1993; Цицерон М. Т. Тускуланские беседы/[Пер.: М. Л. Гаспаров]//Избр. соч. М., 1975. С. 205-357; Сенека. Философские трактаты/Пер.: Т. Ю. Бородай. СПб., 2000; Марк Аврелий. Размышления/Пер.: А. К. Гаврилов. Л., 1985. СПб., 1993; Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада/Пер.: К. Богуцкий. К., 2001; Сочинения Плотина в русских переводах. СПб., 1994; Прокл. Первоосновы теологии/Пер.: А. Ф. Лосев. Тбилиси, 1972; idem [Proclus]. Commentarius in Platonis Timaeum. P., 1936-1937; он же. Платоновская теология/Пер.: Л. Ю. Лукомский. СПб., 2001; он же. Комментарий к «Пармениду» Платона/Пер.: Л. Ю. Лукомский. СПб., 2006; Дамаский Диадох. О первых началах/Пер.: Л. Ю. Лукомский. СПб.; М., 2000. (Структура библиогр. списка источников соответствует последовательности мат-ла в разделе.) Лит.: Владиславлев М. И. Философия Плотина, основателя новоплатоновской школы. СПб., 1868; Зеленогорский Ф. А. Учение Аристотеля «О душе» в связи с учением о ней Сократа и Платона. СПб., 1871; Чистович И. А. Древнегреческий мир и христианство в отношении к вопросу о бессмертии и будущей жизни человека. СПб., 1871; Милославский П. А. Древнее языческое учение о странствованиях и переселениях душ. Каз., 1873; Орлов М. А. Вопрос о судьбе души по смерти в философской системе Платона. Од., 1882; Трубецкой С. Н. Метафизика в Древней Греции. М., 1890; он же. Учение о Логосе в его истории. М., 1906; он же. История древней философии: В 2 ч. М., 1906-1908; Rohde E. Psyche: Seelencult und Unsterblichkeitsglaube der Griechen.

http://pravenc.ru/text/180712.html

101 Вулк, сын Неемани, в 1199 г. писал к п. Иннокентию: hæresis immodica in terra Hungariæ, videlicet in Boisina, pullulare videtur, in tantum, quod ipse Ban Culinus cum uxore sua, quæ soror fuit defuncti Miroslavi chelmensis, et cum pluribus cousanguino_eis suis seductus, plus quam decem miilia christianorum in eandem hæresin introduxit (Feier 2, 372). Отзыв Вулка не заслуживает полного доверия, потому что он увлекался тогда романизмом и для видов тщеславия поносил честь даже тётки своей, жены ненавистного папе Мирослава (пр. 16). Вероятнее всего, что Кулин, по примеру Мирослава, не допускал подданных своих быть подданными папе. Но несомненно и то, что Кулин терпел богомилов.– Assemani Calend. V: 30, 50. Monumenta Slavorum р. 12. 102 Ныне магометанство сильно в Боснии, как и папизм. Первыми магомета­нами были то остававшиеся богомилы, то обращенные из богомилов паписты. Русс. бес. 1860 г. 11, 16. Харьк. вест. 1863. стр. 327–330. 103 В письме Конрада, епископа портуанскаго, 1223 г. говорится, что «начальник албигенсов, котораго называют они папою, живет в оконечностях Болгарии, Хорватии и Кроации, около венгерскаго народа». Gieseler Kircheng. 2. 615. По письму кор. Премысла (1260 г.) к папе в войске венгерского короля Белы были «болгары и босняцкие еретики» – богомилы. 104 «Живот св. Симеона од кор. Стефана». Законник Душана ещё преследует волшебство, выкапывавшее и сожигавшее мертвые тела и участвовавших в том священников. Зак. 43. 105 Стефан: «истовую дедину свою, населену бывшу от рода грьчьскаго и созидани гради унеи (отнял) от рукь ихь, яко (не) проглаголеть се грьчьская область... Прочее же грады испроверже – грьчьское име истребивь, да не именуеть се яме ихь отнюдь в области тои, а люди свое, еже вь нихь, нивредимо сьхрани».– Выше: «приложи кь земли отьчьствия своего область нишьвьскую до конца, Липлянь же и Мораву и глаголемы Врани, привренску область и Полога оба коньца».– Последние места некоторое время принадлежали болгарским князьям и коренные обыватели их – славяне. Нееманя разрушил греческие крепости и потом построил новые, чтобы греки не имели более предлога говорить: это – наши города.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ист.: Живот деспота Стефана великог кнеза српског/Уред.: J. Шафарик//ГСУД. 1870. 11. Св. 28. С. 363-428; Записи. 5. 9058, 9165. Лит.: М. Манастир Задужбина деспота Стефана (1405-1427). Београд, 1897; Покрышкин П. П. Православная церковная архитектура XII-XVIII вв. в нынешнем Сербском Королевстве. СПб., 1906. С. 59-73; В. Р. Фреске из нартекса цркве у Београд, 1908. 3. Св. 112. С. 121-143; он же. Уметност у Cpбuju за владе деспота Стефана Београд, 1928. 22. С. 2-18; он же. Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа. Београд, 1950. С. 137-141; Millet G. L " ancient art serbe: Les èglises. P., 1919. P. 181-191; В. Православно монаштво и ман-ри у Cpбuju. Сремски Карловци, 1920; В. Р., Ж. Манастир Вршац, 1926; Л. Старине фрушкогорских ман-ра. Београд, 1931; В. Р., П. J. Старо Нагоричино, Псача, Београд, 1933. С. 67-76; С. Портрети српских владара у веку. 1934. С. 69-70; он же. Београд, 1964; он же (Радойчич С.) Фрески Каленича//Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971. С. 250-261; idem (Radoj i S.) Geschichte der serbischen Kunst: Von den Anfängen bis zum Ende des Mittelalters. B., 1969. S. 108-109; он же. Buзahmujcko сликарство од 1400. до 1453. г.// Он же. Одабрани чланци и cmyдuje, 1933-1978. Београд; Нови Сад, 1982. С. 248-257; Б. [Цртежи фресака]. Београд, 1960, 1982; он же. Конзерваторски радови на фрескама ман-ра завод за заштиту споменика културе. Београд, 1961. 4. С. 181-187; Три моравска ман-ра: Mahacuja, Раваница, Београд; Kparyjebaц, 1966; В. J. Сликар Радослав и фреске Београд, 1967. 2. С. 22-29; он же (Джурич В.). Византийские фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000. С. 300-307; Г. Друштвени noлoжaj ктитора у Деспотовини//Моравска школа и доба: Научни скуп у Ресави, 1968. Београд, 1972. С. 145-146; И. Српске у доба Стефана же. С. 111-121; С. Моравска Cpбuja у ucmopuju српског народа//Там же. С. 101-109; он же. О ктитору 1995. 24. С. 61-68; он же. Срби европским народима. Београд, 2004. С. 91-114; Р. Манастир Београд, 1972; Г., В.

http://pravenc.ru/text/1319955.html

Апокриф сохранился в 2 рус. списках XIV и XVII вв. и в южнослав. рукописи XVI в. (Изд.: Мочульский В. Следы народной Библии в слав. и древнерус. письменности. Од., 1893. С. 231-247, 276-281). «Евангелие Варфоломея» (или «Книга о Воскресении Иисуса Христа апостола Варфоломея») на копт. языке. Является гомелитической обработкой «Вопросов Варфоломея». Сохранившиеся списки (древнейшие датируются V-VII вв.) отражают различные редакции (Изд.: PO. 1904. T. 2. Fasc. 2. P. 185-194; Lacau P. Fragments d " apocryphes coptes de la bibliothèque nationale. Cairo, 1904. P. 39-77; Budge E. A. Coptic apocrypha. L., 1913. P. 1-48). «Деяния апостолов Андрея и Варфоломея в городе парфян» на копт., араб., эфиоп. (BHO, N 55-57) и греч. (BHG, N 2056) языках. По мнению Р. А. Липсиуса, сочинение возникло в Египте; является вторичным по отношению к «Деяниям апостолов Андрея и Матфия в стране антропофагов» (см. ст. Андрея и Матфия Деяния ). Копт. списки датируются IX в. Видимо, во 2-й пол. XIII в. на основании копт. версии был создан араб. перевод, текст к-рого опубликован А. Смит-Льюис ( Smith Lewis A. Horae Semiticae. L., 1904. Т. 3/4. P. 11-23). Эфиоп. версия восходит к араб. источникам. Известны также 2 неизданных греч. списка XV в. «Деяния апостола Варфоломея». Копт. памятник, повествующий о миссионерской деятельности ап. В. в егип. оазисе и о путешествии В. в сопровождении ап. Андрея в Парфию, где он принял мученическую кончину (его поместили в мешок с песком и бросили в море) (BHO, N 152-155, 157-158). Полный текст сохранился в араб. и эфиоп. версиях, зависящих от копт. Автор, по всей вероятности, использовал более древние «Деяния апостола Фомы». «Мученичество апостола Варфоломея». Сохранились лат. и арм. памятники с этим названием. Лат. «Мученичество» приписывается Псевдо-Авдию (греч. редакция основывается на лат. оригинале). В нем описана миссионерская деятельность В. в Индии и его казнь по приказу царя Астиага (ActaAA. T. 2/1. P. 128-150). Арм. «Мученичества» (BHO, N 156-159) основаны на местных преданиях, а также на греч. или сир. источниках (напр., связь В. с ап. Иудой-Фаддеем).

http://pravenc.ru/text/154389.html

Достаточно важно свидетельство кумранской рукописи, упомянутой в предыдущей главе – «Устава собрания» (lQ28a, в прежнем обозначении lQSa, в русском названии «Текст двух колонок»). Хотя этот текст с определённой долей уверенности может быть отнесён к числу произведений неизвестной иудейской сектантской ассоциации (и является, возможно, приложением к «Уставу общины», 1QS), он вполне мог отражать более широкие мессианские воззрения, которые бытовали в среде более иудеев Палестины, поскольку в тексте речь идёт о всей общине Израиля. В свитке описываются правила, которых должна придерживаться община в «конце дней», чтобы принять участие в эсхатологической битве против язычников. Затем идёт описание эсхатологического пира, на котором вместе с собранием Израиля присутствует Сам Мессия (lQ28a 2:11–12): [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [Это – засе]дание людей уважаемых, [призванных] на встречу совета общины, когда р[од]ит [Бог] Мессию среди них. [Священник,] как глава всего собрания Израили, войдет первым... В этом фрагменте слово «мессия» ( ) стоит с определенным артиклем: ( ), поэтому здесь принято чтение «Мессия» (с заглавной буквы), поскольку имеется в виду конкретная грядущая историческая личность. Далее в тексте рукописи описывается, как при собравшихся (согласно их рангу) в присутствии Мессии членах общества Израиля священник благословит вино и хлеб. Мессия дважды назван как «Мессия Израиля» ( ). Особую важность имеет правильное прочтение неясного места в конце 11-ой строки ( [ ] ) 339 . Первый издатель текста Д. Бартелеми (D. Barthelemy) читает «когда родит ( , «йолид») Бог Мессию». Однако Дж. Т. Милик полагает, что дóлжно читать иначе: «когда произведет ( , «йолих») Бог Мессию», принимая в качестве последней буквы данного слова не далет ( ), а каф ( ). С. Талмон (S. Talmon) соглашается с этим и переводит: «когда [Бог] приведет им [давидова] Помазанника». Отвергая оба восстановления, Г. Вермес (G. Vermes) предлагает чтение «когда [священнический] Мессия созовет ( , «йоид») их». Заполняя иначе лакуны текста, X. Н. Ричардсон предлагает свой вариант: «когда будет рожден ( , «ивалид») [пророк], Мессия придет к ним, [поскольку Он -] глава всего собрания Израиля».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010