И я сказал: Господи! Ты от начала творения говорил; в первый день сказал: «да будет небо и земля», и слово твое было совершившимся делом. Тогда носился Дух, и тьма облегала вокруг и молчание: звука человеческого голоса еще не было. (3/4 Езд 6:40) Подобная вселенская немота наступит лишь в конце света, перед Судным днем, когда «мир обратится в древнее молчание на семь дней, подобно тому как было прежде» 3/4 Езд 7:), когда стихии еще безмолвствовали, но… Вода немая и бездушная, по мановению Божьему, произвела животных, чтобы все роды возвещали дивные дела Твои.  (3/4 Езд 6:48) Эта хвала достигает своего членораздельного оформления с появлением человека. Таргум Иерушальми I передает «(И вдунул [Бог] в лице его [Адама] дыхание жизни), и стал человек душою живою» (Быт 2:7), как «и стало дыхание в человеке душою говорящей», дух же дан человеку «прежде всего для поклонения славе Всевышнего» (3/4 Езд 7:78). То, что слово хвалы венчает сотворение мира с восхитительной выразительностью передано в «Одах Соломона», апокрифе конца I-haчaлe II в. Он дал уста Своему творению, Чтобы оно, раскрыв со гласом к Нему уста [свои], Прославило Его. (Оды Сол. 7:25) Итак, вначале творения Бог говорит, и слово Божие обращено к безмолвию. Но в конце это безмолвие нарушается, творение обретает свои уста – человек получает дар речи, чтобы прославить Творца. Примеры, приведенные здесь, взяты нами из книг неканонических, но понятно, что подобные мотивы, фокусирующие внимание на слове, представляют лишь дальнейшее развитие идей, которые ясно обозначены уже в первых главах книги Бытия. Выражение «и увидел Бог» повторяется в Шестодневе 7 раз, а выражение «и сказал Бог» – 10 (в обоих случаях числовая метафора совершенства и полноты). Бог творит Своим словом мир: Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось. (Пс 32:9) И мир возвещает о славе своего Творца: Небеса проповедуют славу Божию И о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, И ночь ночи открывает знание. (Пс 18:1-2) Весь мир ликует перед лицом Господа:

http://pravmir.ru/shestodnev-v-kontekste...

Эта хвала достигает своего членораздельного оформления с появлением человека. Таргум Иерушальми I 8 передает И вдунул [Бог] в лице его [Адама] дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт 2:7), как“и стало дыхание в человеке душою говорящей”, дух же дан человеку прежде всего для поклонения славе Всевышнего (3 Езд 7:78) 9 . То, что слово хвалы венчает сотворение мира, с восхитительной выразительностью передано в “Одах Соломона”, апокрифе конца I–haчaлa II в.: Он дал уста Своему творению, Чтобы оно, раскрыв со гласом к Нему уста [свои], Прославило Его (Оды Сол. 7:25). Итак, в начале творения Бог говорит, и слово Божие обращено к безмолвию. Но в конце это безмолвие нарушается, творение обретает свои уста — человек получаетдар речи, чтобы прославить Творца. Понятно, что подобные мотивы, фокусирующие внимание на слове, представляют лишь дальнейшее развитие идей, которые ясно обозначены уже в первых главах книги Бытия. Выражение и увидел Бог повторяется в Шестодневе 7 раз, а выражение и сказал Бог — 10 (в обоих случаях числовая метафора совершенства и полноты). Бог творит Своим словом мир: Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32:9). И мир возвещает о славе своего Творца: Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание (Пс 18:1–2). Весь мир ликует перед лицом Господа: Да веселятся небеса, и да торжествует земля, да шумит море и что наполняет его, да радуется поле и все, что на нем, идаликуют все дерева дубравные перед лицем Господа (Пс 95:11–12). Творческое да будет, которым Господь, повелевая, приводит мир в бытие, недоступно творению, но возможность нарекать имена — как подобие Божественного слова и знак власти над всякой тварью — предоставлена человеку: Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым (Быт 2:19).

http://pravmir.ru/shestodnev-v-kontekste...

Эта хвала достигает своего членораздельного оформления с появлением человека. Таргум Иерушальми I 8 передает И вдунул [Бог] в лице его [Адама] дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт.2:7 ), как “и стало дыхание в человеке душою говорящей”, дух же дан человеку прежде всего для поклонения славе Всевышнего ( 3Езд 7:78 ) 9 . То, что слово хвалы венчает сотворение мира, с восхитительной выразительностью передано в “Одах Соломона”, апокрифе конца Ihaчaлa II в.: Он дал уста Своему творению, Чтобы оно, раскрыв со гласом к Нему уста [свои], Прославило Его (Оды Сол. 7:25). Итак, в начале творения Бог говорит, и слово Божие обращено к безмолвию. Но в конце это безмолвие нарушается, творение обретает свои уста человек получает дар речи, чтобы прославить Творца. Понятно, что подобные мотивы, фокусирующие внимание на слове, представляют лишь дальнейшее развитие идей, которые ясно обозначены уже в первых главах книги Бытия. Выражение и увидел Бог повторяется в Шестодневе 7 раз, а выражение и сказал Бог 10 (в обоих случаях числовая метафора совершенства и полноты). Бог творит Своим словом мир: Он сказал, и сделалось; Он повелел, и явилось ( Пс.32:9 ). И мир возвещает о славе своего Творца: Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание ( Пс.18:12 ). Весь мир ликует перед лицом Господа: Да веселятся небеса, и да торжествует земля, да шумит море и что наполняет его, да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные перед лицем Господа ( Пс.95:1112 ). Творческое «да будет», которым Господь, повелевая, приводит мир в бытие, недоступно творению, но возможность нарекать имена как подобие Божественного слова и знак власти над всякой тварью предоставлена человеку: Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым ( Быт.2:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Сол. 11:22; 12:12; 1Кор. 60:1 =Прем. Сол. 7:17). Согласно с книгою Премудрости, Климент говорит о том, что «завистью диавола смерть вошла в мир» ( 1Кор. 3 гл.=Прем. Сол. 2:24). Св. Ириней Лионский цитует изречение книги: бессмертие приближает к Богу (Прот. ерес. IV, 38:3=Прем. Сол. 6:19). За ними следуют многочисленные уже цитаты из сей книги у св. Ипполита. Он находит здесь (особ. в 2:1,12–20; 5:1–9) много ясных «пророчеств» о Христе и признает книгу «пророческою», а автора ее пророком и отождествляет его с Соломоном: πλιν Σαλωμν περ Χρισο λγει, говорит он (Demonsmr. adv. Iud. 9 и 10. M. X. t.). Также многочисленны цитаты из нее, как из «священного писания», или как «слова Святого Духа», приводимые Киприаном Карфагенским (особ. 3:4–8; 4:11,14; 5:1–9=De Demetr 24. Exhort, ad тагтуг. XII c. Testim. II c. 14; III cc. 15. 53. 57...), с преимущественным вниманием к ее «пророчествам о Христе» и учению о загробной жизни. На те же отделы в ней обращали внимание и восточные писатели. Климент Александрийский , цитующий ее, как «премудрость Божию» и писание Соломона (Strom. IV, 16=Прем. Сол. 3:1–8; Strom. VI, 14=Прем. Сол. 4:9), имеет в виду ее пророчества и учение о духовной и божественной мудрости (Strom. VI, 15=Прем. Сол. 6:12–22) и духовности Бога (Strom. V, 14=Прем. Сол. 7:24). Ориген , хотя и не признает ее писанием Соломона (C. Cels. V, 29), но признает ее «словом Божиим» и пророчеством, а автора ее называет «пророком» и находит «пророчества о Христе» (в 2:20 и 7:7=Hom. in Exod. VI, 1. Hom. in. Lev. V, 2 ) и даже «слова Христа» (в 8:20 и 7:17=Hom. in Lev. 12, 4 . Hom, in Luc. XXI). Такое же пророчество o Христе (в 2:12–20) видел Кирилл Александрийский (6 т. 109 стр. 8 т. 308, 394 стр. по рус. перев.). Иоанн Златоуст и св. Афанасий видели пророчество о Христе и Его воплощении (в 7:1–4. См. Синопсисы их на ветхоз. книги и в частности на эту книгу). Кирилл Иерусалимский цитует ее учение о естественных средствах богопознания (Catech. Сол. 13:5). Св. Епифаний цитует ее учение о загробной жизни и мздовоздаянии праведникам (Прем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Оды Соломона «Как ветер ходит в золотистых струнах/Псалтыри, и она поёт, ему послушна,/Дух Господа в моих вещает членах,/И я пою, в любви Его вещаю». «Оды Соломона» (1/3 вв.) – поэма анонимного автора. Атрибуция сочинения какому-либо древнему авторитету — ситуация нормальная для древности, где не существовало понятия об авторстве (грубо говоря это не ложь, а специальная техника встроить текст в определенную традицию, обозначить его в ней). Содержит ценнейшие сведения о раннехристианском богословии. «Оды Соломоан» — свидетельство христианской мистики, близкой по духу Евангелию и Посланиям апостола Иоанна. «Оды Соломона», скорее всего, написаны на греческом языке в сирийских христианских общинах, хотя споры о их языке и месте написания ведутся до сих пор. Некоторые исследователи, правда, отрицают христианское происхождение «Од Соломона» и расценивают их как литургическое сочинение валентиниан (одно из влиятельных направлений в гностицизме). Протоиерей Леонид Грилихес так писал об этом интереснов памятнике: «Оды Соломона представляют богатыми исключительный по своей важности материал по раннехристианскому богословию, который еще ждет своего православного осмысления». ОДЫ СОЛОМОНА — памятник первохристианской письменности … Как ветер ходит в золотистых струнах Псалтыри, и она поёт, ему послушна, Дух Господа в моих вещает членах, И я пою, в любви Его вещаю. Он всё во мне чужое убивает, Уничтожает всё, что не Господне, Так от начала было, есть и будет, Ему ничто не ведает перечить. Возревновал Господь нам дух умножить, Да всем явится то, что было тайно, Он в нас вложил глагол живой, поющий, О Имени Его, – Святаго Духа славить! … Введение Данная публикация имеет своей целью познакомить нашего читателя с открытым в начале ХХ в., но до сих пор не издававшимся по–русски сирийским сборником гимнов, так называемыми Одами Соломона, которые по мнению виднейшего ученого в области сирийской литературы С. Брока являются «одним из самых прекрасных и в то же время самым проблематичным произведением раннего христианства».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Правильный ответ: Образование в IV веке в Египте могли получать люди из разных слоев населения. Например, Шенуте — коптский монах, классик, его произведения считаются вершиной коптской литературы. Он родился в семье пастухов, жил в деревне, но это не помешало ему получить образование и создать литературный коптский язык. 3. Одно из главных условий для поступления в египетский монастырь в III–IV веке: умение читать красивый голос знание Символа веры Правильный ответ: Перед поступлением в монастырь все люди, которые были не обучены грамоте, должны были научиться читать. Это говорит о том, что уровень образования коптских монахов был на высоком уровне, также некоторые из них принадлежали к интеллектуальной элите. Рассеивается миф о том, что неграмотность — залог успеха в духовной жизни. Правильный ответ: Перед поступлением в монастырь все люди, которые были не обучены грамоте, должны были научиться читать. Это говорит о том, что уровень образования коптских монахов был на высоком уровне, также некоторые из них принадлежали к интеллектуальной элите. Рассеивается миф о том, что неграмотность — залог успеха в духовной жизни. Правильный ответ: Перед поступлением в монастырь все люди, которые были не обучены грамоте, должны были научиться читать. Это говорит о том, что уровень образования коптских монахов был на высоком уровне, также некоторые из них принадлежали к интеллектуальной элите. Рассеивается миф о том, что неграмотность — залог успеха в духовной жизни. 4. Первый известный нам христианский поэтический сборник: «Песнь песней» «Оды Соломона» «Истина» Правильный ответ: «Оды Соломона» — первый известный нам христианский поэтический сборник, датируется первой половиной II века. Вероятнее всего, оригинальный язык произведения — сирийский. Автор од остается неизвестен. Оды Соломона — это богатый и исключительный материал по раннехристианскому богословию. Правильный ответ: «Оды Соломона» — первый известный нам христианский поэтический сборник, датируется первой половиной II века. Вероятнее всего, оригинальный язык произведения — сирийский. Автор од остается неизвестен. Оды Соломона — это богатый и исключительный материал по раннехристианскому богословию.

http://europe.foma.ru/ds_quiz/victorina-...

(i) Введение Существуют три текста, которые можно рассматривать как образцы раннего сирийского христианства. Первый и третий точно не датированы, то есть они могли появиться на свет примерно между концом I столетия и серединой III. Все они свидетельствуют о жизни ортодоксальных христиан в говорящем по–сирийски мире, по своему благочестию склонных к крайнем) 1716 аскетизму, – что, однако, связано отнюдь не с ненавистью к телу, но с призванием следовать бедности и простоте Христа 1717 . В этом смысле их можно расположить неподалеку от гностиков, хотя в нашем беглом изложении мы не можем должным образом оценить все тонкости сходства и отличия между этими категориями 1718 . (ii) Оды Соломона Труд, известный сегодня под названием Оды Соломона, написан на сирийском языке. Он дошел до нас в отрывках и кусках в нескольких манускриптах, и особенно богато находками было начало XX столетия. Существует сорок две оды, и по поводу их датировки и характера все еще идут споры. Кто–то относит их к III веку, однако их очевидная связь с иудейским типом мышления, представленным в Кумране, и с четвертым каноническим Евангелием заставила некоторых исследователей высказать смелую гипотезу о том, что они созданы в конце I или начале II столетия 1719 . Мы помещаем их тут, рядом с авторами конца II – начала III веков, не потому, что вполне уверены в хронологии, но потому, что они выражают богословие и духовность, которые, хотя и коренятся в иудейском благочестии, отраженном в Псалтыри и кумранских текстах, но показывают признаки (насколько я могу судить) и более развитого богословия и образного ряда, чем Новый Завет или труды мужей апостольских. Однако подобные суждения грешат субъективностью. Так что наши аргументы не будут строиться на выводах касательно датировки или контекста этого раннего сборника христианских гимнов. Оды несут в себе пылкую духовность, выраженную в плавной сирийской поэзии. В отличие от более позднего сирийского христианства, они надежно укоренены в четкой доктрине творения и воплощения 1720 . Верующий радуется близкому, теплому, дающему жизнь союзу с Мессией, с Духом Святым и с Богом Творцом 1721 . При этом Оды подчеркивают обетование последнего «покоя», родственного ветхозаветным представлениям о субботе 1722 . В манере, напоминающей по языку Евангелие от Иоанна, они говорят о верующем, соединяющемся с Мессией, бессмертным, который имеет жизнь в себе и дает ее другим 1723 . Те, кто принадлежит Мессии, обретут бессмертие и нетленность скорее как дар, а не как изначальное свойство 1724 . Им обещан рай, описания которого в Одах иногда необыкновенно напоминает нечто посюстороннее 1725 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Все это время отец Оды искал свою дочь. С небольшим отрядом верных ему людей он объездил всю Европу. Наконец, король добрался до трактира в Веерте. Когда он рассчитывался за обед своими шотландскими монетами, хозяин трактира заметил, что монеты ему известны; он уже такие монеты встречал – однажды затворницы, живущие в вересковой пустоши, заплатили ему такими же монетами. Услышав это, король понял, что он нашел свою дочь; она где-то рядом. Ему указали дорогу к хижине, но сороки напали на его отряд и не дали приблизиться. Сколько он ни пытался, ему не удалось увидеть дочь. Ни с чем вернулся король к себе в Шотландию. Однако Ода уже не чувствовала себя в безопасности на этом месте. Отец мог вернуться в любой момент. Слухи о молодой затворнице все больше распространялись; ее кормилица тем временем умерла. Оставшись одна, Ода решила перебраться в еще более глухое место туда, где о ней никто ничего не слышал. Третью и последнюю свою хижину Ода построила в лесу около деревушки Роде. Когда она умерла, жители Роде увидели пламень, поднимающийся над лесом. Они прибежали, думая, что надо тушить лесной пожар, и увидели, что пожара нет; столб света поднимался над жилищем усопшей праведницы – ее пламенеющая душа восходила ко Господу. Св. Оду похоронили в простом деревянном гробу рядом с шалашом, где она жила. Скоро на ее могиле начались чудотворения. Над ее могилой была построена сначала деревянная церковь, затем каменная. В 1170 г. мощи св. Оды были вырыты из земли и помещены в каменную гробницу. Автор жития отмечает, что мощи распространяли приятный запах. Первое житие св. Оды было написано спустя почти 400 лет после ее смерти Готфридом, церкви в Синт-Уденроде. Много о ее житии осталось в церковном предании. Житие – не документированная хроника жизненных событий; это образ святости, сохранившийся в благодарной памяти народа. Почитание святой Оды сложилось по меньшей мере к 11-12 векам, тысячу лет жители Нижних Земель обращались к св. Оде в скорбях и болезнях.   · Каноник – духовное лицо, состоявшее при епископской кафедре.

http://pravmir.ru/intervyu-s-materyu-mar...

Вот что рассказал отец Силуан об обретении мощей святой Оды: Первые слухи о существовании мощей св. Оды дошли до нас в 1999, когда я как священник был поставлен служить в монастыре Рождества Богородицы в Астене и в приходе св. Нектария в Эйндховене. Тогда мы услышали, что мощи св. Оды хранятся в Синт-Уденроде. Несколько лет спустя мы отправились туда, чтобы поклониться мощам, но как оказалось, это потребовало намного больше усилий, чем мы предполагали. В 2003 я предпринял первые официальные шаги, направленные на то, чтобы получить частицу мощей, и обратился с прошением к Римо-Католическому епископу Ден Боша; эта попытка закончилась обескураживающе. Епископ сообщил нам, что должен был навести справки и обещал информировать о результатах переговоров… мы ушли разочарованными. Потом мы попробовали обратиться непосредственно в приход св. Мартина Турского, в котором хранились мощи св. Оды. С самого начала мы встретили там понимание и отзывчивость. Вначале пришлось много писать в различные инстанции, консультироваться и спрашивать совета, все это привело к моему личному знакомству с пастером римо-католического прихода св. Мартина, который сумел быстро получить позитивное решение своего приходского совета. Потом последовало еще несколько непринужденных и сердечных встреч с пастером, в ходе которых были обсуждены практические вопросы, связанные с передачей мощей. Святая Ода – православная святая, я имею в виду, что она жила до Великой Схизмы. Во-вторых, она местная святая. Она для нас свидетель и представитель нераздельной апостольской Церкви Христовой, которая жила в наших краях, хотя многие греки и русские думают, что все святые — либо греки, либо русские. Ее мощи как храм Духа Святого несут благословение всему приходу и всем тем, кто их почитает. На иконе она несет свечу как символ света. Она была слепорожденной дочерью шотландского короля. Была исцелена от слепоты при паломничестве на могилу св. Ламберта Маастрихтского и провела оставшуюся часть жизни в Таксандрии, в тех местах, где сейчас располагается природный парк De Peel . Сорока, которую она держит в руке, указывает на момент ее жития, где рассказывается, что сороки защитили ее, когда вооруженный отряд хотел вернуть ее отцу.

http://pravmir.ru/intervyu-s-materyu-mar...

Речь здесь, очевидно, идёт о том, ещё ветхозаветном, понимании пророчества, с новой силой осмысленном в новозаветной Церкви, когда действия пророка как пророка мыслились именно как творимые по наитию Святого Духа. Второе же упоминание " говорения в Духе " имеет в виду иммитацию пророческого служения и каких-то внешних его форм и выражений. Автор предлагает чёткий критерий для различения пророка, действующего по велению Духа Святого и лжепророка, иммитирующего это: поиск личной выгоды, корысть. Для автора " Дидахэ " Дух Святой сопричтён вместе Отцом и Сыном, " Он подготавливает людей к призыванию Бога Отца и действует через пророков; грех против Святого Духа не может быть прощен " . Оды Соломона Следующий памятник раннехристианской письменности, того же примерно времени и места написания, что и " Дидахэ " , но совершенно другого жанра - " Оды Соломона " , дают нам гораздо больше материала и по количеству и по разнообразию содержания упоминаний Духа Святого. Это произведение, включающее 42 духовных гимна, было составлено около 100 г. по Р.Х. иудео-христианским автором (некоторые учёные предполагают, что обращённым из ессеев - это бы объяснило ряд характерных черт, роднящих памятник с Иоанновской традицией с одной стороны, и рукописями Кумрана с другой ), вероятно, на сирийском или арамейском (такой точки зрения придерживаются большинство исследователей) . Сохранились до нашего времени преимущественно в сирийском переводе, одна ода дошла на греческом, пять од - на коптском. Коллекция названа " Оды Соломона " потому что так она именуется в цитатах у древних авторов - её цитирует (один стих из 19 оды) Лактанций, пять Од приведено в гностическом сочинении " Pistis Sophia " . Реконструкция текста, произведённая по манускриптам the British Museum, John Rylands Library и Bibliotheque Bodmer была издана Charlesworth " ом с переводом на английский язык (The Odes of Salomon, ed. J.H. Charlesworth. Oxford, 1978). На него мы преимущественно и ориентируемся, учитывая также переложения, сделанные Б.Г. Херсонским (Поэзия на рубеже двух Заветов. Одесса, 1996. - Сс. 71-149).

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/od...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010