При перестройке церкви этот боярин назвал обитель Успенской, в честь иконы Богоматери Успения, присланной ему неким мужем. Паисиевым монастырь называется от игумена Паисия, который настоятельствовал здесь в конце ΧVI века и своей строгой жизнью и неусыпными заботами прославил эту обитель. Храм один, в честь Успения Божией Матери. В этой церкви хранится и местночтимая икона Богоматери «Овиновская». Из истории Паисиевого монастыря известно одно замечательное событие. Когда великий князь Московский Василий Васильевич пошел войной на своего дядю Георгия Галичского, то он взял город Галич и унес в Москву чудотворный образ Богоматери, где икона была поставлена в церкви. Ключи от храма князь взял себе, но каково же было изумление приближенных князя, пришедших на другой день в церковь , когда они увидели, что образа нет. Начали разыскивать икону, и оказалось, что образ невидимо явился на старом месте в Галичской обители. Это событие было в игуменство прп. Паисия. Ежегодно в Паисиевой обители бывают два крестных хода: 23 мая и 15 августа. Управляет ей игумен. Сыпановский монастырь близ Нерехты. Верстах в двух от уездного города Нерехты при впадении речки Гридевки в реку Солоницу, расположено Сыпаново – бывший Сыпановский монастырь, или Пахомова пустынь, основанная прп. Пахомием Нерехотским чудотворцем. Этот Пахомий был учеником Сергия Радонежского и свою обитель основал в половине XIV столетия. С малых лет Пахомий чувствовал склонность к созерцательной жизни. Приняв пострижение в Рождественской обители города Владимира, он был затем священноиноком монастыря Св. Алексия, в 15 верстах от Владимира. Но душа преподобного жаждала подвигов уединения, и Пахомий удалился из многолюдной обители на реку Солоницу. Здесь преподобный и основал свою обитель. Сначала он воздвиг деревянный храм в честь Св. Троицк. Около подвижника быстро собралась многочисленная братия, и к смерти преподобного, в 1384 году, монастырь Пахомия был уже значительной обителью. В дальнейшей своей, полной событиями четырехвековой истории Сыпановский монастырь много претерпел и материальных, и моральных потрясений, и, наконец, в 1764 году обитель Пахомия обращена была в приходскую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Все с радостию повторяли: «Богородица к нам грядет, умрем вкупе за Христову веру и за прав. царя и не предадим града». Вслед за сим появились духовные, неся мощи св. благоверного князя Гавриила и чудотворные иконы. Началось молебствие пред самым проломом в виду защитников и врагов и продолжалось шествием к Покровской церкви. Это благоговейное зрелище вдохнуло защитникам такое мужество, что все они единодушно устремились в пролом на неприятелей; самые женщины вмешивались в сражение. Сражение с обеих сторон было жаркое, долговременное и упорное. При наступающей уже ночи 8 сентября неприятели все вытеснены были из пролома, сбиты со стен и прогнаны в беспорядке в поле, где на бегу поражаемы были уже народом, а иные взяты в плен. Чтобы по крайней мере каким-нибудь завоеванием ободрить унылую рать свою и потешить корыстолюбивых наемников, Баторий хотел взять в 56 верстах находящийся от Пскова Печерский монастырь. Там, кроме иноков, для защиты было только 200 или 300 воинов, и они мужественно отразили два приступа и взяли в плен трех знатных сановников. С того времени многочисленная рать неприятельская сражалась более всего с холодом. Иоанн Васильевич обложил чудотворную икону Псковопечерскую золотом и устроил для нее серебряный киот. Псковопечерские иноки, в воспоминание избавления своего от Батория, дали обещание ежегодно ходить во Псков с иконою в седьмую неделю по Пасхе. Геннадий, епископ псковский, утвердил в 1601 году и устав сего хождения, с расписанием всего порядка церковных служб. Кроне этого ежегодного приношения Псковопечерской иконы во Псков бывали иногда и временные сюда пришествия ее при несчастиях. Празднование Овиновской иконе Богородицы Овиновская икона Богородицы пребывает в Паисиевом мужском монастыре костромской губернии. Во время княжения Димитрия Донского, некто боярин Иоанн Овинов, живший на берегу Галичского озера, поусердствовал обветшавшую церковь в монастыре Николаевском, близь которого жил, возобновить. В день воскресный вышел Иоанн посмотреть место строения храма и, когда приблизился к воротам монастырским, увидел внезапно двух прекрасных юношей, несущих ему на встречу икону Матери Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Галича. При Димитрии Донском набожный боярин Иоанн Овин, при восстановлении упавшей обители, получил от неизвестного лица икону Божией Матери, поставил ее в храме обители и в честь ее назвал обитель успенскою. В 1433 г. в. к. Василий темный, в войне с дядею к. Юрием, нарушившим недавний договор, овладел Галичем и перенес чудотворную икону со всеми драгоценными украшениями ее в Москву. Но это торжество Василия было непрочное и кратковременное. К. Юрий, собравшись с силами, разбил Василия на голову, осадил за тем Москву и взял св. икону. 275 Чудотворная икона возвратилась в галичскую обитель и это событие празднуемо было всеми галичанами. Игуменом обители был тогда пр. Паисий, подвизавшийся в ней с 1385 г. К. Юрий пред своею кончиною (1434 г.) передал Галич третьему сыну своему Димитрию красному. 276 Это был лучший из сыновей к. Юрия. Он глубоко благоговел к святой иконе. Когда внук боярина Овина бездетный Димитрий впал в предсмертную болезнь, его посетили пр. Паисий, духовник его, и к. Димитрий, пр. Паисий убеждал духовного сына достойно приготовиться к переходу в вечность и озаботиться на счет вверенной дедом обители. Больной в присутствии князя передал обитель с святою иконою и всю свою отчину духовному отцу своему Пр. Паисию, с тем непременным условием, дабы в обители устроено было полное общежитие. Пр. Паисий в точности исполнил волю благочестивого боярина, завел в обители общежитие. Набожный к. Димитрий красный во многом облегчал заботы преп. игумена о обители. Благоговея пред чудотворною овиновскою иконою, он приказал написать список с нее и, обложил новую икону драгоценным окладом. Готовясь к смерти, он просил пр. Паисия перенести тело его в Москву и доставить в. князю списанную им овиновскую икону. Смерть сего князя была изумительна по своей особенности. За несколько дней до кончины он лишился слуха, вкуса и сна. Хотел причаститься св. тайн и долго не мог, – кровь лила у него из носу. Ему заткнули ноздри, чтобы дать причастие. Когда приобщился он св. тайн: то совсем успокоился и даже покушал ухи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Кроме прочих занятий, он посещал немощных, утешал печальных. «Я, – говорит составитель жизни святого Нифонта, кир Гавриил, тогдашний прот Святой Горы, – много раз приходя в обитель и оставаясь там для слушания назидательных бесед его, видал, что он то копал в огороде, то помогал на мельнице, то спускался к пристани для разгрузки и нагрузки кораблей, и трудился таким образом неутомимо, чтобы другие на него не роптали… При всем том нашлись люди, которые все труды и подвиги смиренного Нифонта порочили, приписывая их лицемерию, а сладкие беседы его называли пустословием. Он же, зная, что все это – действие духа зла, только молил Бога о силе к перенесению искушений до конца, а потому и врагов своих прощал, молясь об их спасении и забывая о высоте своего достоинства». Достигнув 90-летнего возраста, преподобный Нифонт мирно скончался 11 августа 1460 года и прославлен от Бога еще при жизни и по смерти многими чудотворениями. День пятнадцатый Празднование Овиновской иконе Богородицы Овиновская икона Богородицы пребывает в Паисиевом мужском монастыре Костромской губернии. Во время княжения Димитрия Донского некто боярин Иоанн Овинов, живший на берегу Галичского озера, поусердствовал обветшавшую церковь в монастыре Николаевском, близ которого жил, возобновить. В день воскресный вышел Иоанн посмотреть место строения храма и, когда приблизился к воротам монастырским, увидел внезапно двух прекрасных юношей, несущих ему навстречу икону Матери Божией. Они кротко ему сказали: «Радуйся, Иоанн, родители твоей супруги посылают тебе сию икону Пречистой Богоматери и заповедали соорудить церковь во имя ее и святителя Мирликийского». Иоанн простерся ниц пред святою иконою и, приняв ее, внес в монастырскую ограду, поставил на том месте, где хотел соорудить церковь, и рассказал игумену и братии о чудном видении. Овинов соорудил храм во имя Успения Богородицы и поставил в нем данную ему икону, которая и стала называться Овиновскою. Когда великий князь Московский Василий Васильевич Темный в 1433 году воевал против родного дяди своего Георгия Дмитриевича Галичского и взял Галич: чудотворную икону со всеми драгоценными ее украшениями перенес в Москву и поставил в соборной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мон-рь был закрыт в кон. 1919 г., хотя его храмы до нач. 30-х гг. XX в. продолжали действовать как приходские. О главной святыне обители - об Овиновской иконе Божией Матери - в 30-х гг. XX в. информации нет. Во 2-й пол. XX в. икона находилась в единственном действующем храме Галича - Введенском кафедральном соборе в Рыбной Слободе. В 1928 г. в П. Г. м. была разобрана на кирпичи ограда, в 1936 г. на Успенском храме сбиты 4 боковые главы (осталась только центральная глава), в 30-х гг. XX в. уничтожено монастырское кладбище, разрушена часовня у Костромской дороги. В Успенском соборе располагалась мастерская МТС по ремонту тракторов, после 1945 г. в здании располагалась инкубаторная станция. В Троицкой ц. в 30-х - 1-й пол. 40-х гг. XX в. хранили овощи и зерно, с сер. 40-х гг. здесь был дровяной склад. В 1963 г. у Троицкой ц. рухнул свод вместе с 3 главами. В 70-80-х гг. XX в. здания монастыря разрушались. В 1970 г. сгорела кровля Успенского собора. Рядом с храмами стоял руинированный корпус настоятельских келий, от к-рого остался только нижний каменный этаж. До кон. XX в. монастырь находился в с. Успенская Слобода Галичского р-на. В 1992 г. с. Успенская Слобода вместе с мон-рем было включено в черту г. Галича. 5 июня 1992 г., в день памяти прп. Паисия, состоялся первый с дореволюционных времен крестный ход из Галича к руинам монастыря. Многочисленные участники во главе с еп. Костромским и Галичским Александром (Могилёвым) прошли от Введенского собора в Рыбной Слободе через весь город до горы Красницы. 26 февр. 1994 г. определением Синода П. Г. м. был возрожден как женская обитель, в 1995 г. первой настоятельницей стала игум. Тамара, с 1996 г. обитель возглавляет игум. Наталия (Василёнок). Реставрация Успенского собора шла под рук. костромского архит. Л. С. Васильева (авторы проекта архитекторы О. В. Панкратова и Васильев). В ходе реставрационных работ на Успенском соборе было восстановлено пятиглавие и возвращено изначальное позакомарное покрытие. 5 июня 1997 г. в Паисиевом приделе Успенского собора прошла первая за много десятилетий Божественная литургия, которую совершил архиеп.

http://pravenc.ru/text/2578641.html

При самом исходе простерся старец Паисий на убогом одре своем и осенил себя крестным знамением, творя предсмертную молитву: «Господи! В руце Твои предаю дух мой». Блаженная кончина преподобного Паисия последовала в глубокой старости 23 мая 1460 года. Келлия и вся обитель исполнилась благоухания в час его кончины, и со многими слезами погребли его братия в созданной им церкви Успения Богоматери, где находится и чудотворная Овиновская икона Божией Матери. Успенская обитель после кончины святого была названа его именем. К лику святых преподобный Паисий был причислен, вероятно, в XVII веке, когда ему была составлена служба. В «Иконописном подлиннике» о святом Паисии сказано: «Преподобный отец наш Паисий, игумен, Галичский чудотворец, подобием сед, брада аки Макария Желтоводского, на конец раздвоилась, курчевата; ризы монашеские». Май 24 Григорий, архиепископ Новгородский, святитель Святитель Григорий, архиепископ Новгородский, в миру Гавриил — родной брат святого Иоанна, архиепископа Новгородского. Их иноческие подвиги нераздельно связаны между собою; братья много потрудились в устройстве Благовещенского монастыря в 1179 году, употребляя на то и свою собственность. Когда святой Иоанн решился отказаться от кафедры для уединенного приготовления себя к вечности, то назначил в преемника себе Григория, и в 1187 году посвящен он был в архиепископа Новгородского. Летопись отмечает совершенное им освящение каменного храма в Аркадиевом монастыре и каменного креста, поставленного при основании сего храма с надписью. В летописи значится еще следующее событие времени блаженного архиепископа: «В первый год архиепископства был крестный ход от св. Софии к св. Архангелу Михаилу, на Михайловскую улицу: пели 9-ю песнь канона, как вдруг ударил такой страшный гром, что народ пал; деревянная церковь загорелась, но Бог сохранил от бед молитвами св. Архангела и св. Григория; не было никакого бедствия в церкви, только два человека найдены мертвыми в деревянном храме. Блаженный Григорий управлял Новгородской паствой шесть лет, напоминая ей своими добродетелями великого брата. Он скончался 24 мая 1193 года и погребен вблизи брата в Софийском соборе; мощи его обретены в 1558 году и почивают под ракою, на которой изображен святитель во весь рост. Никита столпник Переяславский, преподобномученик

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

15.08. Успение – Семигородная Успение – Семигородная День Успения Божией Матери Православная Церковь празднует с древних времён христианства; но в 582 году, по желанию греческого императора Маврикия, одобренному Церковью, празднество установлено на 15 августа. В России находится несколько икон Пресвятой Богородицы, прославившихся чудотворениями. Икона, именуемая Семигородною, написана преподобным Дионисием Глушицким и перенесена отшельниками его обители в дремучие леса за реку Двиницу, на расстояние двадцати вёрст от обители. Там построена была приходская церковь для Семиградской волости. В страшную чуму, опустошавшую вологодские области в XV веке, все жители этой волости вымерли. Около полутораста лет церковь стояла в запустении. В 1593 г. одной старице Юлиании, из рода Белоезерских дворян, долго болевшей и уже три года лежавшей в расслаблении в Московском Новодевичьем монастыре, было видение: ей явилась Божия Матерь и обещала исцеление, если она пойдёт в Семигородную пустынь и возобновит её. Старица дала обет исполнить повелённое и получила исцеление. Пришедши на место обители, она нашла тут только церковь и в ней Дионисиеву икону Успения Пресвятой Богородицы. Она построила здесь келью около 1602 года и до самой кончины жила тут с несколькими сёстрами в общежитии. В конце XVII века сия обитель обращена в мужской монастырь. В 1810 г. прочищена на 131/2 вёрст лесом широкая дорога для проезжающих к чудотворной Семигородной иконе Богоматери, от которой многие совершившиеся чудеса и исцеления записаны в особенной монастырской книге. 15.08. Успение – Овиновская Овиновская икона Успения Пресвятой Богородицы находится в Паисиевом мужском монастыре Костромской губернии. Во время княжения Димитрия Донского некто боярин Иоанн Овинов, живший на берегах Галичского озера, задумал в 1425 году возобновить обветшавшую церковь в Николаевском монастыре, близ которого он жил. В день воскресный вышел он посмотреть место строения храма. По приближении к монастырским воротам он увидел двух прекрасных юношей, которые несли ему навстречу икону Божией Матери. Они отдали ему сию икону и заповедали ему соорудить церковь во имя Пресвятой Богородицы и святителя Николая Мирликийского. Иоанн внёс святую икону в монастырскую ограду и поставил её на месте, где хотел устроить церковь. Вскоре он соорудил храм во имя Успения Пресвятой Богородицы и поставил там данную ему икону, которая и стала называться Овиновскою. Когда великий князь Василий Васильевич Тёмный воевал в 1433 году против дяди своего Георгия Дмитриевича Галичского и взял Галич, тогда он перенёс чудотворную икону со всеми её драгоценными украшениями в Москву и поставил её в соборной церкви; но в ту же ночь икона невидимою силою была перенесена на прежнее место. Это чудесное событие ещё более прославило святую икону и сделало её предметом благоговения для верующих. 15.08. Успение – Псковопечерская 82

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

В 1593 году одной старице московского Новодевичьего монастыря Иулиании, лежавшей три года в расслаблении, явилась Сама Пресвятая Богородица и обещала исцеление, если она возобновит Семигородную пустынь. Старица дала обещание возобновить и тотчас же получила исцеление. Она исполнила обещание и при возобновлённой пустыни жила с несколькими сёстрами в общежитии. В конце XVII века Семигородная обитель обращена в мужской монастырь. Икона Успения, Овиновская Эта икона находится в мужском Паисиевом монастыре Костромской епархии, на берегу Галичского озера. В царствование Великого князя Димитрия Донского некий боярин Овин, живший недалеко от этого монастыря, который тогда назывался Никольским, задумал построить в нём новую церковь вместо старой, обветшавшей. При начале постройки неизвестный человек принёс ему икону Божией Матери и посоветовал посвятить храм Успению Пресвятой Богородицы. Боярин так и сделал и принесённую икону поставил в храме, и с этого времени икона получила название Овиновской. Московский князь Василий Васильевич взял было сию икону в Москву, и поставил в соборе; но в ту же ночь она невидимой силой была перенесена в прежний монастырь. Иконы Успения и Умиления, именуемые Псково-Печерскими Эти иконы находятся в Печерском монастыре, который стоит в 60 вёрстах от Пскова. Монастырь назван Печерским по древней, выкопанной неизвестно кем в горе и в 1472 году открытой, пещере. Вскоре по открытию пещеры здесь, в горе, некоторым священником Иоанном была устроена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и при ней монастырь. По освящению церкви пред иконой Успения была исцелена одна слепая женщина. В 1521 году в монастырь двумя псковскими купцами принесена была новая икона Успения, названная Умилением, которая, по сказаниям летописи, прославилась великими чудотворениями в Пскове и Новгороде. Обе эти иконы ознаменовали себя спасением города во время нашествия на Псков короля Польского Стефана Батория в 1581 году. Когда узнали, что Баторий идёт на Псков, то, по распоряжению архиепископа, иконы Успения и Умиления были принесены в город. За несколько дней до приступа некто благочестивый старец Дорофей, когда сидел в сенях своей кельи и плакал о предстоящем бедствии города, удостоился чудесного видения. Он видел необыкновенный свет, идущий от Печерской обители к Пскову в виде столба, и в этом свете Пречистую Богородицу, Которую поддерживают свв. преподобные Антоний Киево-Печерский и Корнилий, игумен Псково-Печерской обители. Пресвятая Богородица стала на городской стене. Тут благоговейно предстали пред Нею святые угодники псковские. Пресвятая Богородица, взирая с гневом на город, сказала: «О, беззаконные люди! Грехами своими вы прогневали Сына и Бога Моего, и вот теперь пришла на вас беда великая!»

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Собор 70 учеников Господа. Син. 2. (4 янв. В Акад. неверно Марелла и 70 учеников его). – в раму серебряну пр. Сергия радонежского в лето 7093 (15-). Синод. 5. 534. Мил. 201. (мн. 5 июля и 25 сент.). 15 Успение пресв. Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Св. 7– г. и все. М.Р. И- и все. М. 11 и 12 в. Один канон Ессмы, другой Иоанна. Стих. Германа и других Кондак Космы. Служба. (Иерон. втор. 18 янв. Конт. и Абисс. втор. 16 янв.). III. Овиновскойиконы Божией Матери в Паисиеве монастыре Костромской епархии со времен князя Василия Василиевича (1425–1462). Семигордной иконы Богоматери. В ту- монастыре могилевской епархии Празднуют и в день Сошествия св. Духа. Владимирской ростовские икона Богоматери. – в XII в. пр. Алипием печерским. Дебол. Крымской иконы Богоматери. На складе в горе – на и доднесь водою из – -гие по- У- 390. Псково-печерской иконы Божией Матери. Явилась 1472 г., вновь прославилась в 1523 году. (Сн. 7 октября). Чухломской в костром епархии, явилась в XIV в. Сн. 20 июля. Влахернской иконы Божией Матери в кв- монастыре в средней Карта-. Цилканской иконы Божией Матери в цилканском храме в Карталинии. Современна св. Нине. Ацкурской иконы Божией Матери. Принесена св. ап. Андреем первозванным – -натском соборе близ К- Гаенатской иконы Божией Матери, бывшей у св. княгине Тамары , также в Гаенатском соборе близ Кутаиса. Вифлеемской иконы Божией Матери в К- соборе в г. Тифлисе. IV. В чей же день – и Софии – Премудрости Божией. Белоз. 516 51, т. е. в Новгороде По Добо- в сей день – ей и в Москве, Вологде, То- и других местах. V. Муч. Урсикия . Вас. (14 МГр.). Муч. Лукия . Тур. (14 МГр.). Поражение – МГр. (16 августа). Пр. Левкия – С- и м- и сн. (7 апр.) Далматской иконы Богоматери. Слава пр. Бог . (15 февр. явлении). 16 I. Премежением – образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христ- Е- в Царьград в 944 г. при Константине Б-. ЧГр X-XI в. – – Петр. 43 Акад. Екл. М- 2 Греч. с- – 1–62 – – и др. М. 11 и 12 в. Служба. У нас канон – – II. В Гр. М. 450 XII – Евстафия, вероятно, со- –

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

(об. 8) Икон на болших тяблех, у деисуса над царьскыми дверми, пядниць, обложеных серебром и золочены, на нижнем тябле: икона Иван Богослов, икона святых седмь отроков, икона явление пречистые Богородици Сергию чюдотворцу, икона пречистые Богородици, да у ней три гривны серебрены. Икона пречистые Богородици к лицу же, Феодосей поставил, да у ней три гривны серебрены, да круг её жемчюгом осажено, да в венце три камени да два жемчюга; да у Младенца гривна маленка да в венце жемчюжек, а венци оба сканные. Икона пречистые Одигитриа, в венце у Пречистые три камени, да у Младенца три ж камени, да гривна не велика басмянная, да цатка маленка с каменем. Икона образ Спасов седячей. Икона Спасов же образ, ве (л. 9) нец у него сканьной. Икона Спасов же образ на престоле, с сторону Пречистая, а з другую Прдтечя, письмо старое. Да две иконы: распятие Христово да въскресение Христово, обе Дионисьева письма. Икона образ Спасов Нерукотворенной. Икона Никола чудотворец седячей. Да на середнем тябле обложеных же икон серебром пядниц и золочены: икона Иван Предтечя седячей, икона образ Пречистые Рублева письма, да у ней гривна серебрена, а другая золо (об. 9) тая, на лице сель. Икона образ Спасов Нерукотворенной, да у него в венце два жемчюга да камень. Икона преображение Христово. Икона Спас на престоле, с сторону Пречистая да Предотечя, да за ними архааггелы. Икона образ Пречистые Владимерская, да у нее в венце пять каменей. Икона образ Пречистые ж. Икона О тебе радуется. Икона Феодор да Андрей Стратилаты, венци у них у обеих сканные: поставил тое икону княз Феодор Борисович. Да туто ж поставил икону, образ пречистые Богородици, Герман Слепушкин, обложена серебром и золочена. И по лета 7055 маиа 16 всех пядниц икон, обложенных серебром и золочены, 39. (л. 10) Да на правом столпе обложеных же икон серебром и золочены, что ставил Марко старець, в верхней ряду: икона об- —191— раз Пречистые, Тихвиньской образец: икона-образ Спасов седячей; икона-образ Спасов Еммануил, манастырская, а Марков оклад; икона въскресение Христово; икона Иван Предтечя седячей, а вверху Троица святая, а поставил и обложил тое икону Тит Кандратовской. Да в другом ряду обложеных же икон, Марко ставил: икона Макарей чюдотворец Калязинской; икона пречистые Богородици, Тихвиньской образец, болшая пядница, манастырская, а Марков оклад, венци у Пречистые и у Младенца сканные. Икона-образ Пречистые, болшая ж пядница; икона Ни (об. 10) кола чюдотворец стоячей; икона Варламей, чюдотворец Футыньской.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010