представлен на иконах кон. XVIII - 1-й пол. XIX в., созданных в мастерской Выговской пуст. (МИИРК, ГТГ, ГИМ, собрание Г. В. Лепса), и на их повторениях работы других старообрядческих мастеров - последователей поморских иконописцев (напр., на иконе 1814 г. Петра Тимофеева из Зеленковской моленной в С.-Петербурге, ГРМ). Его образ помещен в левом верхнем ряду преподобных Сев. Фиваиды, между Корнилием Палеостровским и Иринархом Соловецким. На иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ) крайним справа в 3-м ряду изображен преподобный в куколе с надписью в нимбе «ПР. ПАИСИИ», а на иконе нач. XIX в. из с. Белая Криница Глыбокского р-на Черновицкой обл. Украины (НКПИКЗ) в предпоследнем ряду правой группы - святой с непокрытой головой с наименованием «Прп(д) Паисïи И[г]оуменъ». На одной из 3 икон с рус. святыми кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ) фигура П. расположена во 2-м регистре сверху в необычном иконографическом варианте: голова покрыта куколем, свиток в руке свернут. В иконописи XX в. образ П. (в группе Костромских чудотворцев) известен в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой): келейная икона свт. Афанасия (Сахарова) 1934 г., иконы 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ), предварительные эскизы с Костромскими святыми (из альбома кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в., частное собрание). На основе «надгробного» образа в 1999 г. для Паисиева мон-ря была написана поясная икона П. (в его руках - Овиновская икона Божией Матери); над ракой святого находится его золотофонный образ с видом обители. Совр. поясной образ П. в молении Овиновской иконе Божией Матери установлен в местном ряду иконостаса Успенского собора обители. В соборе костромского Богоявленско-Анастасиина мон-ря хранится икона «Собор Костромских чудотворцев» (2001, иконописец Е. П. Тисов) с изображением П. во 2-м ряду левой группы. Сложился также извод «Собор Галичских святых» (ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Галиче). Ростовой образ П. (с иконой в руках) помещен в стенописи алтаря галичской Введенской ц.

http://pravenc.ru/text/2578645.html

Главная святыня К. и Г. е.- Феодоровская икона Божией Матери (XIII в., собор Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме), прославленная к общерус. почитанию в XVII в. Чтимые иконы Божией Матери: Галичская (Чухломская, Городецкая) «Умиление» (XIV в., не сохр., почитается список кон. XIX в. во Введенской ц. в Галиче); Макарьевская (Одигитрия) (XIV в., не сохр., почитается список XIX в. в ц. Рождества Пресв. Богородицы в г. Макарьеве); Овиновская (XIV в., 2-сторонняя, с изображением «Успения Пресв. Богородицы» на обороте, не сохр., идентифицируется с иконой, находящейся в Паисиевом Успенском мон-ре в Галиче); Тихвинская в Ипатиевском мон-ре (XVI в.); Игрицкая (Песоченская) Смоленская (XVI в., 2-сторонняя, с образом свт. Николая Чудотворца на обороте, местонахождение неизв., почитается список нач. XIX в. в Воскресенской ц. в с. Любовникове Костромского р-на); Словенская (XVII в., идентифицируется с иконой XVI в. из Одигитриевской ц. в с. Словинка, находящейся в соборе Богоявленского Анастасиина мон-ря); Полонская (XVII в., местонахождение неизв., по надписи на окладе идентифицируется как Смоленская икона Божией Матери из Смоленской ц. в с. Верховье Солигаличского р-на, находящаяся в ц. свт. Иоанна Златоуста в Костроме); 2 Владимирские Нерехтские из Владимирской ц. в Нерехте (XVII в., 1-я - в соборе Пахомиева Сыпанова мон-ря, местонахождение 2-й неизв.); Кривоезерская Иерусалимская (1709, Кирилл (Корнилий) Уланов, не сохр., почитается список XVIII в. в Богоявленской ц. в Юрьевце); Тихвинская Макарьевская (1716, Кирилл (Корнилий) Уланов, не сохр., единственный известный список хранится в «Музеях города Юрьевца»); Иверская в Бабаевском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре (1719, вклад большесольца В. Исакова, не сохр.). Местно почитается храмовый образ «Спас Нерукотворный» (кон. XVI в.) в Спасо-Запрудненской ц. в Костроме, к-рый позднее предание относит к XIII в. Посвящение храма (до 1764, Спасо-Запрудненский мон-рь) связано с явлением иконы Феодоровской Божией Матери в день празднования Нерукотворного образа Спасителя. По преданию, храм был поставлен на месте явления святыни. Икону стали почитать в связи с прекращением по молитвам к ней эпидемии холеры в 1853 г.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Вост. А. Сергия. т. 2, замет. стр. 245–246). Овиновские иконы Божией Матери Икона Богоматери Овиновской получила свое название по следующим обстоятельствам. В княжение Дмитрия Иоанновича Донского, некто боярин Овинов, живший вблизи Николаевской обители (Костромской губернии), захотел построить в ней новую церковь , вместо прежней обветшавшей. Однажды в воскресный день боярин Иоанн (так звали Овинова) вышел посмотреть место строения храма и, приблизившись к монастырским воротам, увидел внезапно явившихся двух прекрасных юношей, несущих ему на встречу икону Пречистой Богоматери. Они кротко сказали ему: «радуйся Иоанн, родители твоей супруги посылают тебе эту икону Богоматери и заповедали соорудить церковь во имя ее и святителя Николая». Иоанн поклонился в землю пред иконою и, приняв ее, внес в монастырскую ограду и рассказал о чудном видении игумену и братии. Овинов действительно построил храм в честь Успения Богоматери и постановил в нем полученную от двух юношей икону Богоматери, назвав самый монастырь Успенским. С этих пор икона эта стала известна под именем Овиновской. Когда великий князь московский, Василий Васильевич (в 1433 г.), вел войну против Георгия Димитриевича галичского, он взял эту икону в Москву и, поставив ее в соборной церкви, повелел хранить ее за стражею; но в ту же ночь икона невидимою силою перенесена была в прежний монастырь. После, когда Василий Васильевич в другой раз воевал под Галичем с Дмитрием Шемякою, из благоговения к иконе не сделал никакого вреда монастырю. Около 1449 года игумен обители, преп. Паисий, ездил в Москву с копиею Овиновской иконы Богоматери просить великого князя о покровительстве обители Успенской. Торжественно встреченный князем, митрополитом и народом в крестном ходе, он получил грамоту о защите монастыря от всяких нападений (Слава Богомат. ч. 8, отд. 2, стр. 88–89. Дебольского дни богослуж. ч. l, стр. 280). Семигородные иконы Богоматери Икона Успения Богоматери, именуемая Семигородная, писана преп. Дионисием Глушицким в XV веке; отшельниками из его обители принесена была в непроходимые леса, на расстояние 20 верст от его обители, за реку Двинцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

седые волосы и небольшая курчавая борода (2-я пол. XIX в., СГХМ; см.: Госкаталог РФ. 2578254). На иконе этого извода нач. XX в. (поновлена в нач. XXI в., Паисиев Галичский мон-рь) в правой руке П. четки. Вероятно, в XVIII в. или позднее сложился тип изображения П. как архимандрита в рясе, мантии и епитрахили, с наперсным крестом, на голове митра. На иконе предположительно XVIII в. (частное собрание) полуфигура святого показана вполоборота влево, правой рукой он благословляет, в левой - держит раз-вернутый свиток с упомянутым текстом; слева вверху - Овиновская икона Божией Матери. Сохранилось неск. «раздаточных» икон этого извода 2-й пол. XIX в. (частные собрания). В этом же типе П. (правая рука в молении, в левой - жезл) представлен на хромолитографии 1883 г. (цензор прот. Филарет Сергиевский), исполненной в мастерской Троице-Сергиевой лавры (СПГИАХМЗ; см.: Госкаталог РФ. 8212689; см. также цензурные экземпляры: ЦГИАМ. Ф. 2394. Оп. 1. Д. 4440. Л. 21, 440; Григоров А. И. Мат-лы по истории рус. фамилий. М., 2006. Т. 1: Овиновы. С. 247). Святой в правой части композиции предстоит Овиновской иконе Божией Матери (слева в облаках), за ним слева - узнаваемый вид белокаменной Паисиевой обители с сев.-зап. стороны. На подобных иконах П., как правило, изображали седобородым старцем с длинными, спадающими на плечи волнистыми волосами. На фотографии нач. XX в. (фототека ИИМК РАН) запечатлен надгробный комплекс святого: над ракой располагалась большая композиция с ростовым образом П. в богослужебном облачении во главе крестного хода с Овиновской иконой Божией Матери в руках. На редкой иконе нач. XIX в. (из собрания В. Н. Строковского; Музей икон Пресв. Богородицы «Неувядаемый Цвет» в дер. Исаково Солнечногорского р-на Московской обл.) святой предстоит в коленопреклоненной молитве Богоматери с Младенцем возле престола (тип Овиновской) на фоне пейзажа с монастырскими постройками, справа вверху в небесах - Господь Вседержитель на престоле. Фигуру П. вводили и в др. списки Овиновской иконы Божией Матери. Существовали иконы с изображением П., припадающего в молении к Спасителю (Спас Смоленский), как свидетельствует прорись с образа XVII в. ( Успенский В. И. Переводы с древних икон из собр. А. М. Постникова. СПб., 1898. Л. 27; иконный образец с образа XVII в. с коленопреклоненным П. хранится в ГРМ). У П. длинная, выступающая вперед, острая на конце и раздвоенная борода.

http://pravenc.ru/text/2578645.html

День Овиновской иконы Богородицы 15 (28) августа Овиновская икона Богородицы пребывает в Паисиевом мужском монастыре Костромской губернии. Во время княжения Димитрия Донского некто боярин Иоанн Овинов, живший на берегу Галичского озера, поусердствовал обветшавшую церковь в монастыре Николаевском, близ которого жил, возобновить. В день воскресный вышел Иоанн посмотреть место строения храма и, когда приблизился к воротам монастырским, увидел внезапно двух прекрасных юношей, несущих ему навстречу икону Матери Божией. Они кротко ему сказали: «Радуйся, Иоанн, родители твоей супруги посылают тебе сию икону Пречистой Богоматери и заповедали соорудить церковь во имя Ее и святителя Мирликийского». Иоанн простерся ниц пред св. иконою и, приняв ее, внес в монастырскую ограду, поставил на том месте, где хотел соорудить церковь, и рассказал игумену и братии о чудном видении. Овинов соорудил храм во имя Успения Богородицы и поставил в нем данную ему икону, которая и стала называться Овиновской. Когда великий князь Московский Василий Васильевич Темный в 1433 г. воевал против родного дяди своего – Георгия Димитриевича Галичского и взял Галич, чудотворную икону со всеми драгоценными ее украшениями перенес в Москву и поставил в соборной церкви. Но икона чудным образом явилась на прежнем месте. Это явление прославило икону еще более и соделало предметом особенного благоговения для верующих 660 . Дни Феодоровской-Костромской иконы Богородицы 16 (29) августа Феодоровская-Костромская икона Богородицы называется Одигитрия. По сказанию предания, она написана св. ев. Лукою 661 , с начала XII века находилась в часовне вблизи города Кидекша. Псковский князь Георгий Всеволодович, устрояя этот город, по желанию жителей хотел перенести сюда образ. Но когда по окончании молебного пения приступили взять образ, то не могли сдвинуть с места. Князь заключил, что Богоматери угодно Своею иконою здесь пребывать, и он в 1164 году основал обитель, известную ныне под именем Городецкой-Феодоровской, – по именн Городца, города Нижегородской губернии, и храма во имя Феодора Стратилата.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Игумен Успенской обители преподобный Паисий, согласно с завещанием князя Георгия, около 1449 года ездил в Москву с копией Овиновской иконы Богоматери для того, чтобы просить великого князя о покровительстве своей обители. Паисий был торжественно встречен князем, митрополитом и народом, вышедшими крестным ходом, и без особых затруднений получил нужную для монастыря грамоту. За привоз копии Овиновской иконы Успения Богоматери Паисию было оказано даже особое уважение: он был провожден из Москвы до самой обители двумя архимандритами. Впоследствии его возвели в сан архимандрита Успенской обители, а после его смерти монастырь стал именоваться, наряду с прежним названием, еще и Паисиевской обителью. В ней, как было уже упомянуто, и находится до настоящего времени чудотворная Овиновская икона Богородицы. Икона Успения Псково-Печерская К западу от Пскова, в 56 верстах по Лифляндской дороге, на границе Лифляндии, расположен небольшой город Печеры с монастырем, также называемым Печерским. Как город, так и монастырь получили свое наименование от находящейся в горе древней пещеры, которая неизвестно когда и кем выкопана. Эта пещера случайно была открыта в XV веке одним крестьянином, рубившим дрова на горе. Через некоторое время после этого пришел туда священник, по имени Иоанн, и выкопал в горе церковь. С благословения Новгородского архиепископа Феофила эта церковь была освящена во имя Успения Божией Матери. После того, как церковь была освящена, от храмовой иконы Успения Богородицы получила исцеление одна женщина. Икона эта с тех пор стала известна под именем Успения Псково-Печерской. Первое чудесное исцеление от Псково-Печерского образа произошло в 1473 году. Священник Иоанн вскоре принял монашество с именем Ионы и положил основание обители. Она в начале состояла всего только из двух или трех старцев-подвижников. Около 1521 года два псковских купца, Василий и Феодор, написали и принесли в Печерскую обитель другую икону Богоматери «Умиление», прославившуюся в 1524 году чудесами исцелений. Свидетелями этих чудес, как говорит летописец, были весь город Псков и Великий Новгород.

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

Тем не менее с нач. XVIII в. в рус. иконописи распространяются аналогичные изображения «Богоматери Мирожской» без фигур молящихся святых. В основе этой традиции лежит гравюра, иллюстрирующая краткий рассказ о М. и. в сб. «Солнце пресветлое» Моховикова (1715 г., МГУ НБ. 10535-22-71. Л. 104 об.). Эта композиция, созданная мастером, не видевшим точных списков с псковского образа, отличается от него не только отсутствием предстоящих и ангелов, но и др. особенностями: Богородица стоит на облаках, Младенец представлен в медальоне-сиянии, надпись имеет необычную формулировку («Мария Богородица»). Воздействием этого или аналогичных изображений объясняется распространение «краткого» извода «Богоматери Мирожской» на Богородичных иконах-сводах, характерных для искусства Нового времени. Древнейшим памятником такого типа является рама 1722 г., написанная Иваном Дорофеевым для ц. апостолов Петра и Павла на Нов. Басманной ул. в Москве (частное собрание; Комашко Н. И. Русская икона XVIII в. М., 2006. Кат. 10. С. 318, 31). Здесь М. и. представлена с полуфигурами ангелов в медальонах. Кроме того, она изображена на многочастной старообрядческой иконе кон. XVIII в. со сценами праздников и с образами Богородицы (Русские иконы: Коллекция рус. икон арт-галереи «Дежа вю». М., 2003. Кат. 73, датирована XIX в.), на иконе «Воскресение с праздниками, месяцесловом и чудотворными иконами Богоматери» кон. XVIII в. из ц. Благовещения в с. Юркине (близ совр. дер. Спицино Первомайского р-на Ярославской обл.) (ЯХМ; ЯХМ: Кат. собр. икон. Ярославль, 2013. Т. 3: Иконопись Ярославля XVIII - нач. XX в. Ч. 2: Иконы XIX - нач. XX в. Кат. 165, датирована 2-й пол.- кон. XIX в.), на 3 иконах рубежа XVIII и XIX вв. из собрания Ф. Р. Комарова (Большая русская икона: 300 икон из колл. Ф. Комарова/Сост., науч. ред.: Н. И. Комашко. М., 2014. Кат. 119-121) и с ошибочным наименованием «Овиновская» на иконе 1-й четв. XIX в. из Благовещенской ц. в Череповце (ЧерМО; Куликова О. В. Древние лики Рус. Севера: Из музейного собр. икон XIV-XIX вв. г. Череповца. М., 2009. Кат. 95. Табл. 96). М. и. часто изображалась на аналогичных гравюрах XVIII-XIX вв., иногда с указанием дня празднования 24 сент. ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. 1212, 1216-1218. С. 474, 478, 481, 485; Кн. 4. 1216-1218. С. 673, 688, 711). Традицию изображения М. и. без святых и ангелов продолжает крупный образ XVIII в. с надписью, упоминающей о чуде истечения слез от иконы из псковского Мирожского монастыря (церковное собрание; Москва).

http://pravenc.ru/text/2563324.html

С 1956 года действует железнодорожная ветка Кострома — Галич протяженностью 127 км. Современное здание вокзала (см. фото) было выстроено в 2009 году, к 850-летию города. Через станцию Галич проходит основной маршрут Транссиба... От Москвы до Галича добираться около 8-9 часов, в зависимости от поезда. От Ярославского вокзала отправляются поезда Москва - Владивосток («Россия»), Москва — Чита, Москва — Абакан. Кроме того, через Галич проходят поезда от Санкт-Петербурга до Новокузнецка, Тюмени, Кирова, Челябинска. (Здесь же предложение: «Купите билет и скорей в дорогу!» с QR-koдoм на сайте rzd.ru); Паисиево-Галичский женский монастырь : С горы Красницы открывается чудесный вид на Галич, Шемякину гору и Галичское озеро. Здесь в конце XIV века боярин Иоанн Овин основал обитель. По преданию, осматривая место для строительства церкви, боярин встретил двух прекрасных юношей. Они поднесли ему икону Божией Матери и повелели построить церковь во имя Ее и святителя Николая...; Как монастырь получил свое имя : Сначала монастырь назывался Никольским. Когда постройка нового деревянного храма Успенской         Божией Матери завершилась, Иоанн Овин поставил в ней явленную икону, получившую имя Овиновской. А монастырь стал Успенским. Вскоре новая церковь сгорела. Это послужило к   прославлению святого образа. Ученик преподобного Паисия инок Иаков вынес образ из пламени. На иконе расплавились все металлические украшения, но сам образ остался невредим. Оригинал чудотворной Овиновской иконы был утрачен. Чтимый список с нее сегодня — одна из главных святынь монастыря. Ил.: Овиновская икона Божией Матери; Успенский собор : Собор Успения Пресвятой Богородицы был возведен в середине XVII века. Холодный, пятиглавый, двухстолпный храм с приделами святого Иоанна Богослова и Леонтия, епископа Ростовского. Фото Успенского собора с пояснениями; Удивительная икона безрукого иконописца : В Успенском соборе монастыря можно поклониться чудотворной иконе «Спас Нерукотворный». Образ создан иконописцем Григорием Журавлевым (1858-1916), родившемся без рук.

http://foma.ru/bibliografija-foma-2-226-...

Великий князь просил благословения у преп. Паисия; но преп. игумен, покланясь великому князю, сказал: «не смею благословлять при великом святителе, сам имея нужду в его благословении». Великий князь тронут был рассудительным смирением игумена и сказал ему: «ты – истинно раб Божий и Богоматери». Икона внесена была в соборный храм. Святитель Иона почтил Паисия саном архимандрита. Великий князь вручил ему грамоту к своим наместникам, с предписанием оберегать обитель его от нападений неприятельских и от всяких неприятностей. Великий князь, помня, как строго наказан он был за дерзкое распоряжение своё с Овиновской св. иконой, положил почтительно возвратить в Галич св. икону, принесённую Паисием. Для сопровождения её до Галича отправились из Москвы два архимандрита 398 . – По памятникам Галичская Успенская обитель называется Паисиевым монастырём 399 . Это показывает, что преп. Паисий много потрудился как для хозяйственного её благоустройства, так и для основания в ней правил монашеской жизни. Преп. Паисий, достигнув глубокой старости, готовился к переходу в вечность молитвой. Причастившись св. Таин, он мирно преставился мая 23-го 1460 г. Мощи его почивают под спудом в соборном Успенском храме, где находится и чудотворная Овиновская икона Божией Матери 400 . Преп. Додо, подвизавшегося в Иверии Преп. Додо, подвизавшегося в Иверии, в Гареджийской пустыни под руководством св. Давида, и основателя обители (ныне находящейся в развалинах). При жизни удостоился дара чудотворений и скончался в преклонной старости в 623 г. – (О нём см. подр. в «жизнеоп. свв. Груз.» Сабинина и Всемирный календарь на 1874 г.). Св. муч. Михаила черноризца, инока из обители св. Саввы, ученика и сродника св. Феодора, еп. Едесского Св. муч. Михаила черноризца, инока из обители св. Саввы, ученика и сродника св. Феодора, еп. Едесского (9 июля). Оклеветанный, подобно целомудренному Иосифу, женой Персидского царя Ардамелеха и воспротивившийся настояниям царя, чтобы он принял магометанство, был осуждён царём на отсекновение головы мечом (в IX стол.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Потом заснул. Но в поздний вечер увидели, что он умирает; прочитали отходную и все думали, что князь скончался; его одели, как мертвого. – В полночь мнимый мертвец скинул с себя покров и не открывая глаз начал петь церковные песни. Пред утреннею духовник Осия принес св. дары. Князь, взглянув сказал: «радуйся утроба божественного воплощения» и причастился. Целые три дня князь пел и говорил о душеспасительных предметах, узнавал людей, но не слыхал ничего. Наконец 22 сентября 1440 г. он умер. Тело его перенесли в Москву. 277 Когда пр. Паисий по завещанию кн. Димитрия явился в Москву с иконою Богоматери: его приняли здесь с торжеством: первосвятитель Иона, в. князь, бояре, народ благоговейно встретили святую икону. В. князь просил благословения у пр. Паисия: но пр. игумен, поклонившись в. князю, сказал: «не смею благословлять при великом святителе, сам имея нужду в его благословении». В. князь тронут был рассудительным смирением игумена и сказал ему: «ты – истинно раб Божий и Богоматери». Икона внесена была в соборный храм. Святитель Иона почтил Паисия саном архимандрита. В. князь вручил ему грамоту к своим наместникам, с предписанием оберегать обитель его от нападений неприятельских и от всяких неприятностей. В. князь, помня, как строго наказан он был за дерзкое распоряжение свое с овиновскою св. иконою, положил почтительно возвратить в Галич св. икону, принесенную Паисием. Для сопровождения ее до Галича отправились из Москвы два архимандрита. 278 – По памятникам галичская успенская обитель называется Паисиевым монастырем. 279 Это показывает, что пр. Паисий много потрудился как для хозяйственного ее благоустройства, так и для основания в ней правил монашеской жизни. Преп. Паисий, достигнув глубокой старости, готовился к переходу в вечность молитвою. Причастившись св. тайн, он мирно преставился 23 мая 1460 г. Мощи его почивают под спудом в соборном успенском храме, где находится и чудотворная овиновская икона Божией Матери. 280 Пр. Никита столпник переяславский Преобразования гражданского быта – счастие для людей, – если они выполняются с доброю совестью.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010