11. Реформация и контрреформация К Оглавлению Реформация в Германии Мартин Лютер Движение за реформы в католической церкви приобрело в XVI в. общеевропейский характер и нашло поддержку в разных слоях населения. Католическая церковь во главе с ее интернациональным центром, папской курией, потеряла свое былое значение в политической и духовной жизни европейских стран. Образование централизованных национальных государств в Западной Европе лишало католическую церковь ее прежней, наднациональной политической роли. В то же время, в результате распространения светской образованности и развития научных знаний, католическая церковь теряла монополию на образование и духовное руководство обществом. Особое недовольство вызывали поборы папской курии и высшего клира, которые, в условиях роста товарно-денежных отношений, постоянно увеличивались. Светские феодалы и монархи с завистью смотрели на богатства церкви, мечтая завладеть ими с помощью старого испытанного средства — секуляризации. Они требовали ограничения поборов в папскую курию. Бюргерская оппозиция, выражавшая на первых порах чаяния широких масс населения, задумывалась над упразднением католической церкви как феодального института и созданием новой, «простой и дешевой» церкви без поборов и платы за требы. Идеологи народных масс вкладывали в понятие Реформации более широкий смысл — преобразование всей системы общественных отношений в духе евангельского равенства. В политически раздробленной Германии притязания папства не получили такого отпора, как в централизованных европейских государствах. Здесь церковные поборы постоянно возрастали, вызывая массовое недовольство. Это послужило одной из причин Реформации в Германии, которая постепенно приобрела характер общегерманского движения. В условиях социальных противоречий, связанных с зарождением капиталистических отношений, раздробленностью, с усилением феодальной эксплуатации в деревне, движение Реформации в Германии стало первым серьезным сражением против феодализма в целом. Толчком к массовому реформационному движению в Германии послужило выступление Лютера против индульгенций.

http://sedmitza.ru/lib/text/441094/

поиск:   разделы   рассылка Валерия Сычева " О Вере, Царе и Отечестве " Источник:  Итоги Панк-шоу у алтаря, акты вандализма в храмах, скандалы вокруг собственности патриарха, жаркие дискуссии о роли и месте православия в светском государстве выплеснулись с газетных полос и телеэкранов на улицы и кухни... Таких потрясений Церковь не знавала за всю новейшую историю страны. Что за этим стоит – грязные пиар-технологии или стратегические просчеты, допущенные священноначалием РПЦ? Об этом на страницах " Итогов " дискутируют протоиерей Всеволод Чаплин и протодиакон Андрей Кураев. С одной стороны Протоиерей Всеволод Чаплин: " Церковью недовольно не общество, а лишь часть элиты... " – Отец Всеволод, почему фокус общественного интереса сконцентрирован сегодня именно на РПЦ? Речь идет не только о скандальном " панк-молебне " в ХХС, но и о вспышке антиклерикальных настроений, проявляющихся как на бытовом уровне, так и в СМИ, и о нарастающей критике в адрес патриарха. – Это индуцируемые настроения. На самом деле они не имеют отношения к реальности основной России. Речь идет о группке в несколько тысяч человек, которые пытаются эти настроения придумать и лукаво на них поиграть. – И какова цель? – Очевидно, некоторые не хотят, чтобы общество менялось, чтобы в нем мощно присутствовало нравственное измерение, чтобы любой грех, личный или общественный, назывался бы своим именем и обличался. – Кто же эти супостаты? – Это и некоторые финансовые круги, и люди, вхожие в коридоры власти, и часть экспертной и информационной элиты. Все они очень боятся, что религиозное чувство в народе станет основной жизненной мотивацией, и в этом случае для них просто не останется работы: им уже не удастся манипулировать народом в тех или иных экономических или политических целях. Надо сказать, что они правильно беспокоятся, но их методы чрезвычайно постыдны. – А может, в этом проявляется недовольство общества все более активным проникновением религиозных институций в светскую жизнь страны? – Отнюдь. Подчеркну: это недовольство не общества, а лишь части элиты.

http://religare.ru/2_93845.html

#lx_718112 #lx_718112 .lx_home_button #lx_718112 .lx_home_button svg #lx_718112 .lx_home_button svg path #lx_718112 .lx_home_button:hover #lx_718112 #lx_718112 .lx_close_button #lx_718112 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718112 .lx_no_click #lx_718112[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > " Политическое разъединение погубило русский народ, церковное объединение спасёт его... " Страницы истории " Казанского Братства защиты Святой Православной Веры " Игорь Алексеев   04:00 08.05.2006 663 Время на чтение 11 минут После прихода в октябре 1917 г. к власти в России богоборческого режима для многих русских людей единственной надеждой на спасение поруганного Отечества оставалась Русская Православная Церковь (РПЦ), которой в общественном сознании, как и в далёкое " смутное время " , вновь стала отводиться роль не только религиозно-нравственного, но и государствообразующего " стержня " , призванного " нанизать " на себя представителей различных общественно-политических взглядов и тем самым удержать страну от скатывания в пропасть братоубийственной гражданской войны. На волне пробуждающихся державно-патриотических настроений, сопровождавшихся острым недовольством социально активной части православного духовенства и прихожан репрессивными действиями большевиков в отношении РПЦ, начали создаваться различные церковно-общественные организации. Одной из таковых стало созданное в 1918 г. " Казанское Братство защиты Святой Православной Веры " (КБЗСПВ). Весьма показательно, что его главным вдохновителем и руководителем являлся один из известных в недалёком прошлом деятелей местного право-монархического движения - священник Николай Михайлович Троицкий (1873 - 1937), расстрелянный впоследствии в Казани по приговору " тройки " НКВД ТАССР.[ 1 ]

http://ruskline.ru/analitika/2006/05/08/...

  разделы   рассылка  распечатать Протоиерей Димитрий Смирнов: " Машу используют в телепередачах как острый перец " Источник:  Русская линия В минувшее воскресенье, 25 октября, по телеканалу " Россия " в авторской программе Аркадия Мамонтова " Специальный корреспондент " прошло обсуждение проблемы абортов. В дискуссии приняли участие протодиакон Андрей Кураев, писательница Мария Арбатова и многодетный депутат Государственной Думы Наталья Карпович. Вела передачу известный тележурналист Мария Ситтель. Все участники передачи, кроме Марии Арбатовой, отметили, что аборт является убийством нерожденного младенца. Известная феминистка Мария Арбатова оказалась недовольна тем, что в видеосюжете, подготовленном Аркадием Мамонтовым, гинеколог утверждает, что аборт – это убийство, и что нерожденный младенец при аборте испытывает страшную боль. По ее мнению, " фундаментальная наука знает уже давно, что даже во время родов ребенок самообезболивается. Гинеколог разговаривает об убийстве, в то время, как проблема, с какого момента биомасса становится человеком, – это вопрос не компетенции гинеколога " . Аркадий Мамонтов, возмущенный тем, что Арбатова назвала нерожденных детей биомассой, спросил ее, считает ли она аборт убийством. На этот вопрос известная феминистка ответила отрицательно. По ее словам, для того чтобы сохранить население России, необходимо развивать контрацепцию и ввести половое просвещение. Отметив, что в цивилизованных странах есть половое просвещение, Арбатова выказала недовольство тем, что Русская Православная Церковь не допустила преподавание секспросвета в школе. " Православная Церковь как общественная организация может давать указания только в рамках своего прихода. Я вообще не понимаю, почему в неклерикальной стране мы можем говорить и показывать такое детям и взрослым, абсолютно дезориентируя их " , – недоумевает Арбатова, говоря о фильме " Безмолвный крик " , в котором показано, чем на самом деле является аборт. " Я за право на аборты и за развитие контрацепции. Безусловно, необходимо ввести половое просвещение " , – таким образом, по мнению Арбатовой, надо бороться с абортами.

http://religare.ru/2_69661.html

§ I Настоящее время всеми признается временем особенного оживления религиозного чувства образованном обществе. И правда, немного было за последние годы политических со6ытий, способных возбудить такую оживленную полемику, какую возбудил, например, известный реферат г. В. Соловьева. Выразительным показателем настроения общества является также сильный приток «светских» в ряды духовенства, особенно монашествующего. Таких признаков времени немало. В одних они возбуждают недовольство, как проявление «реакции». Другие, напротив, видят в них, залог духовного возрождения России. Но факт вообще одинаково признается всеми. В этом движении, как бы мы не определяли его размеры, есть, однако, одна очень странная черта, заслуживающая внимания как Церкви, так и самих людей общества, действительно чувствующих в себе пробуждение религиозных интересов. Это некоторая разобщённость, подчас даже явный антагонизм, между духовенством и общественным религиозным движением. Во времена еще очень недавние отношение к Церкви со стороны верующих и неверующих было чрезвычайно просто. Кто не верил, тот часто быль ярым врагом Церкви, но всегда открытым. Кто верил и приходил к Церкви, тот приходил искренне, с доверием, не для того, чтобы как-нибудь воздействовать на Церковь , но чтобы воспринять ее воздействие. Ныне эта простота отношений чрезвычайно замутилась. Верующих как будто стало гораздо больше, но во что они веруют? Этот вопрос невольно ставишь себе, когда видишь их отношение к духовенству. В старые времена если бывший атеист или самовольно ищущий Бога становился монахом, то каждый понимал, что стало-быть в нем произошел глубокий переворот, что стало-быть бывший неверующий отрекался от прошлого, и не для каких-либо новых умствований, а для того, чтобы смиренно спасать душу по учению и руководству Церкви. Нынче – этой уверенности далеко нельзя иметь. Религиозное движение общества скорее похоже на «брожение», результат которого еще очень и очень подлежит сомнению. В самом деле. Огромная доля этого брожения уходит прямо в сектантство или противное Церкви (как Пашковщина) или даже незаслуживающее названия христианского (как Толстовщина). Другая часть движения не только не ищет руководства Церкви, по страстно критикует ее и открыто выражает стремление сверху до низу ее переделать. Наконец, обращаясь к самой массе людей религиозного движения в образованном обществе, мы замечаем в них уже по малой мере недостаточную нравственную связь с Церковью , замечаем работу духа самовольную, «самочинную».

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Диакона Андрея Кураева считают чуть ли не главным пиарщиком Русской Православной Церкви. В интервью, которое он дал 66.ru, – 2559 слов. По интернет-меркам текст большой, но его стоит дочитать до конца. Несмотря на то, что Россия — светское государство, власти духовные, а именно православные деятели, все чаще вмешиваются в повседневную жизнь общества. Большинство таких вмешательств обществу, мягко говоря, непонятны. Частью же вызывают открытое недовольство или усмешку. Чего стоят одни только планы по строительству 300 храмов в Екатеринбурге, «моральный» дресс-код для женщин или предложение протоиерея Всеволода Чаплина по объединению скинхедов в народные дружины. Наш собеседник, отец Андрей Кураев, не самый компромиссный спикер от православного духовенства. Напротив, он резок, называет вещи своими именами, и его идеи по решению общественных проблем вызывают много споров как внутри, так и вне Церкви. Он сильный оратор, говорит аргументированно, не брызжа слюной «праведного гнева». О зреющем расколе в Церкви, православной экспансии, сатанинской ненависти, межнациональных конфликтах, разобщенности русских, «подлецах в рясах», силе и правде. — Вы один из немногих «мирских» представителей Церкви, тех, кто часто контактирует с обществом. Однако назвать вас харизматичным человеком нельзя. Минимум эмоций, акцентов, звучных интонаций и прочих воодушевляющих приемов. Почему у Русской православной церкви нет дружины харизматичных священников, которые могли бы зажигать народ, вести его за собой? — В православной традиции принято минимизировать наше давление на человека. Поэтому церковная музыка не должна быть оперной, выставляющей напоказ эмоции и провоцирующей их. Церковное чтение должно быть бесстрастным — чтобы сиюминутное настроение чтеца не навязывалось всем остальным. Икона несет смыслы, а не щекотку для подсознания. Это касается и проповеди. В ней не должно быть искусственной экзальтации. — У нас в Екатеринбурге, пожалуй, нет священников, которые могли бы пламенно проповедовать и служить примером.

http://pravoslavie.ru/48301.html

Закрыть itemscope itemtype="" > No pasaran! Они не пройдут! Союз православных граждан призывает православных граждан России прийти на региональные выборы 8 сентября и не дать противникам Церкви и Отечества попасть во власть 03.09.2019 1401 8 сентября нам предстоят выборы во многих областях России, которые заведомо представляются антироссийскими силами фальсификацией, а значит, очередным поводом для недовольства и цветных революций. К сожалению, многие наши единоверцы недооценивают значение этих выборов. Между тем, соборный документ Церкви Основы ее социальной концепции предписывает членам Церкви отстаивать православные ценности в общественно-политическом пространстве. В ряде регионов пройдут также выборы губернаторов. Ключевое значение имеют выборы губернатора Санкт-Петербурга. Союз православных граждан призывает поддержать на них православного христианина и русского патриота Александра Беглова, против которого всерьез и небезосновательно ополчились недруги Отечества, идеологическому господству которых в городе святого Петра пришел бы конец с его избранием. Компрадорские силы пытаются также взять под контроль на выборах 8 сентября Законодательное собрание «Северной Пальмиры» и поэтому мы призываем православных петербуржцев дать этим силам достойный отпор. Но, как видится, главные провокационные события могут развернуться в Москве, где сегодня активно готовится «майданно-большевистский» сценарий, сочетающий легальные и нелегальные методы. Чтобы добиться регистрации «своих», якобы умеренных сторонников, уже организованы противозаконные акции и массовые выдвижения с нарушением закона заведомо непроходных кандидатов. Наличие высокопоставленных сторонников майдана привело к тому, что в избирательном округе 43 (Арбат, Хамовники, Пресня) зарегистрирован кандидат от не признающей российский статус Крыма партии «Яблоко» Сергей Митрохин, который известен как организатор и лоббист групп, ведущих борьбу со строительством православных храмов в новых районах Москвы. В случае избрания Митрохин сделает Мосгордуму штабом по борьбе с правами православного большинства москвичей на возведение необходимого количества храмов в Москве. На его победу работает вся компрадорская пропаганда.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/03/no...

Закрыть itemscope itemtype="" > Граф М.Н.Муравьев-Виленский в кривом зеркале белорусского национализма Личность и дела М.Н.Муравьева как ориентир для русского политика сегодняшнего дня 23.11.2020 868 Время на чтение 17 минут Личность и дела генерал-губернатора Михаила Николаевича Муравьева , управлявшего Северо-Западным краем России (Литва и Белоруссия) в 1863-1865 годах, обладают особой притягательной силой. Профессиональный интерес к фигуре виленского генерал-губернатора испытывают не только ученые-историки. Граф М.Н. Муравьев давно уже стал объектом пристального внимания лиц, число и разнообразие которых вызывает неподдельное удивление. В этом пестром списке представлены польские сепаратисты, русские радикалы, экстремисты и либералы, коммунистические партийные функционеры, деятели науки и культуры, белорусские националисты, государственные и оппозиционные, и прочая, прочая. Связующей нитью между этими лицами – независимо от их места в истории, идейной ангажированности, образования, партийной и этнической принадлежности, является многоликая и вездесущая русофобия. Сквозь призму отношений к фигуре М.Н. Муравьева небезынтересно изучать и различные общественные явления. Например, такие, как белорусский национализм и «национальная» история Белоруссии. Названный подход позволяет выявить носителей и творцов русофобской идеологии, их мотивы и цели, а также формы, в которых она проявлялась в белорусской истории и современности. Прежде чем перейти к изложению названной темы, следует рассмотреть события польского мятежа 1863 года и ту политическую опасность, которую он представлял для Российского государства, единства русского народа и Русской православной церкви. Мятеж начался в ту пору, когда Россия вступила в эпоху Великий реформ императора Александра II (1855-1881). Так как речь шла об освобождении миллионов крестьян и перераспределении собственности на землю между дворянами и крестьянами, конфликтов и противоречий в столь сложном деле было не избежать. Недовольство испытывали и дворяне, и крестьяне, интересы которых ущемляли условия освободительной реформы 1861 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/23/gr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пасха белорусская: ковчег посреди многовирусной стихии Часть 2. Вспышка суверенности 13.05.2020 565 Время на чтение 10 минут В Белоруссии Пасха Христова состоялась. В отличие от окружающего «цивилизованного сообщества прогрессивных стран», за которым в кои-то веки не пошло белорусское руководство. В кои-то веки – как в славные времена в.п. 1990-2000-х, вызвав волну бодрых восклицаний со стороны патриотических сил и простого народа во всем Русском мире (и не только), брюзжащее недовольство ВОЗ и представителей западной элиты и их «независимых гражданских структур», привычные приступы ярости прозападной либерально-националистической общественности. Отметим, что даже на федеральном «Первом телеканале» популярное общественно-политическое ток-шоу по теме «Белоруссия и коронавирус» прошло при явной солидаризации с белорусским президентом и выбранном им путем. Ибо это и есть подлинно суверенный поступок, суверенная политика: не квазисуверенная в пику российскому руководству и в угоду Западу (как уже многие годы вбивает в голову белорусам внешнеполитическое ведомство Владимира Макея и выстроенная при его участии часть идеологической вертикали), а подлинная – по разуму, ради народа и даже немного с оглядкой на Бога! Посреди окружающего моря многовирусной стихии – не только биологической, но еще более духовно-психологической – Белая Русь внезапно даже для себя оказалась одиноко плавающим ковчегом не только в плане общественного здравомыслия, но и в религиозно-пасхальном! Действительно, в силу тянущегося последнее десятилетие кризиса внутри белорусского Экзархата, вызванного им заметного духовного упадка, и в нынешних испытаниях вряд ли можно было бы ожидать достаточной ревности о вере и благочестии и мужественной решительности пойти против внешнего течения. Следует, однако, признать, что в настоящем коронакризисе политика церковного руководства и лично митрополита Минского Павла даже в заданном коридоре возможностей склонилась максимально «вправо», отвергнув соблазн радикальных уступок духу и требованиям либерального гуманизма и его влиятельным и громким представителям: Церковь Белой Руси более чем достойно прошла путь Великого Поста до Пасхи. Однако главная заслуга в «белорусской Пасхе» в этот раз принадлежит, безусловно, главе государства Александру Лукашенко.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/13/pasha_...

иеромонах Иоанн (Кологривов) (католик) Часть вторая. Золотой Век Русской Святости Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоколамский и их школы Вторая половина XV и первая половина XVI века представляются мрачной эпохой очень глубокого упадка русской общественной жизни и в умственном, и в моральном отношениях. Грамотность отсутствовала почти повсеместно. Внешность, форма преобладала над содержанием, как в вопросах теории, так и в вопросах практики и морали. Этот упадок не пощадил и Церкви, как мы это уже видели говоря о ересях стригольников и жидовствующих, не пощадил он и центров религиозно-духовной жизни, какими были монастыри. По многим причинам, частью духовным, частью социальным и политическим, монастырское население разрослось к этому времени чрезвычайно. По большей части, эта монашеская масса была мало пригодна для монастырской жизни и ничуть не соответствовала предъявлявшимся к ней суровым требованиям. Это приводило к чрезвычайному ослаблению дисциплины и к распущенности монастырской жизни. С одной стороны, огромный рост монастырского землевладения, превращая монастыри в обширные сельскохозяйственные и торговые предприятия, заставлял монахов заниматься чисто светской деятельностью; с другой стороны, это же приводило к столкновениям между монастырями и гражданской властью или даже самим обществом. Это последнее в свою очередь проявляло недовольство положением, сложившимся внутри Церкви, и усиленно настаивало на необходимости одухотворить религию, превратившуюся в свод внешних предписаний. Крайние представители этих настроений дошли до полного разрыва с Церковью (жидовствующие) и выдвинули требование попросту и совершенно упразднить монастыри. Необходимость реформировать религиозную и в первую очередь монастырскую жизнь стала очевидной и церковная власть отлично отдавала себе в этом отчет. Так например, митрополит Киприан (ум. в 1406 г.) считал владение и управление обширными земельными угодьями противным монашескому духу; митрополит Фотий (ум. в 1431 г.) предпринял, хотя и без успеха, реформу монастырской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010