Мф. 6, 1–4 Помни, что если будешь творить милостыню ради славы земной, то и получишь сию славу, а от Бога награды лишишься. Будешь скрывать милостыню свою от славы человеческой, прославишься от Бога. Авва Форт не от всех принимал подаяние, хотя лежал на одре болезни. " Если кто принесет мне что-нибудь для меня,– говорил он,– а не для Бога, то мне нечем заплатить ему, и от Бога он не получит награды, потому что принес не для Бога, а таким образом принесшему делается обида " .Авва Феона, когда попросили у него бедные, отдал им хлебы, корзины и одежду, которую носил, и при всем том осуждал себя за то, что не исполнил заповеди Божией.Авва Епифаний говорил: " Когда человек по бедности или для прибытка занимает у другого, то возвращая, хотя и изъявляет благодарность, но возвращает долг тайно, как бы со стыдом. А Владыка Бог, напротив, взаим берет втайне, а воздает пред Ангелами, Архангелами и праведниками " . Когда совершаешь молитву, не желай за сие славы от людей и не развлекайся помыслами о чем бы то ни было стороннем И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Мф. 6, 5–6 Помни, что если будешь молиться ради славы земной, то и получишь сию славу, а от Бога награды лишишься. Будешь скрываться от славы человеческой и не развлекаться какими-либо сторонними мыслями во время молитвы, прославишься от Бога. Один брат спросил авву Пимена: " Как должно мне жить в келии? " . Старец сказал: " Жить в келии со внешней стороны – значит иметь рукоделие, есть однажды в день, молчать и быть рачительным; а со внутренней стороны – для келейного преуспеяния надобно везде, где бы ни случилось быть тебе, подавлять в себе недовольство, и не опускать часов общественной службы и келейных молитв.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

На вершине духовной жизни христианин живет уже под непосредственным водительством Святого Духа, руководимый Его постоянными внушениями, ясно различая в сердце своем, чего хочет от него Бог. На менее высоких ступенях водительство Божие совершается менее ощутительно, но при духовном возрастании становится более различимым; например, внимая слову Божию, человек все более и более различает, что в нем относится к обстоятельствам его жизни, а при встрече с людьми все чаще извлекает из них указания на свою духовную пользу. Так, встречая кого-либо безобразно гневающегося, он может найти в этом предостережение против зреющих в нем самом обиды и недовольства. Для возрастания в духовной жизни и для все более ясного различения воли Божией и точного ее исполнения пригодны все средства, предлагаемые Церковью: участие в святых таинствах, чтение Слова Божия и духовных книг, общественные и частные молитвы, очищение своего сердца от помыслов, ограничение своих естественных потребностей (пост) и стремление к исполнению заповедей, хотя бы не было еще к тому настоящего расположения. Необходимо и личное общение с живущими церковной жизнью людьми и испрашивание у них духовных советов, особенно у своего духовного отца. Эти советы следует исполнять, как и все, в чем человек прозревает указание свыше. Необходимо еще развивать все свои дарования, следуя призванию и обращая его на служение Богу и людям. Среди всех указанных средств исключительное значение имеет молитва. В ней самая сердцевина духовной жизни, которой просто и нет без молитвы. Молитва бывает частная и общественная, а по содержанию - просительная, благодарственная и хвалебная. Прошения возносятся за себя и за других, как о даровании внешних, так и духовных благ, в особенности же о прощении грехов, о помощи в борьбе с искушениями и, наконец, об указаниях свыше о том, как поступить. Язычники более всего молятся о своей удаче, а христиане о том, как поступать по воле Божией. Бог отвечает на такую молитву, в особенности если она касается других. Молитва за других - путь к любви и плод любви. Еще выше совместная молитва - " если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них " (Мф.18:19-20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Но во времена, когда Джон Леннон заявлял, что «Битлз» стали популярнее Иисуса Христа, когда мир, получив и освоив новые возможности, в том числе и технологические, поверил в свою всесильность и безграничность, когда низвергались многие, в том числе общественные и религиозные ценности прежнего, возможность напомнить о Том, Кто почти две тысячи лет назад вошел в Иерусалим для того, чтобы принести Себя в Жертву за все человечество, стала шагом не в ногу и своего рода откровением. Да, весьма своеобразным, да, оно не стало толчком для новой волны проповеди и вызвало много недовольства в среде верующих, и более того, замысел и переложение событий Евангелия, конечно же, достаточно вольный. И сама опера завершается не Воскресением. Не говорит о главном. Здесь много разных «но». Но для очень многих людей тогда это стало поводом для размышлений. А самое главное – поиска. Личных вопросов к самому себе. И к Богу. Можно ли считать это вспомогательным средством? В каком-то смысле да. Но если желать открыть для себя мир классической литературы и пользоваться шпаргалками соседа или же томиком краткого пересказа всего и вся, то успеха и знаний не добиться. Тройки на экзамене. В лучшем случае. Но не более того. И только Евангелие в вольном и взволнованном пересказе кого бы то ни было не откроет нам ни Бога, ни самих себя. Чувства и мысли рассказчика, наверное. Но со Словом возможно только личное знакомство. И все же есть одно «но»… Однажды ведь кто-то напомнил нам о Нем. При обстоятельствах самых различных. А может быть, здесь вспомнится и евангельское: «При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас. И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мк.9:38–41). А чудо совершалось.

http://pravmir.ru/odnazhdy-kto-to-napomn...

Но почему же мы не находим мира? Где он на земле, когда печальная действительность резко противоречит ангельскому миру, когда верной характеристикой общего склада нашей жизни могут служить грустные слова пророка Иезекииля: «Он (Глаголющий) развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: «Плач, и стон, и горе» " 57 . Действительно, развернут теперь над нашим Отечеством «свиток страданий», пьет оно из чаши великого горя, плач и стон слышатся в нем от края и до края. И разве можно говорить о мире в текущей нашей жизни, когда сыны России, под влиянием неведомых в старину пагубных учений, разрывают на части материнское сердце Родины междоусобной братоубийственной войной, презирают всякую власть и попирают все святое, возлюбив эгоизм современных сверхчеловеков! Итак, нет мира на земле. Мир, конечно, есть, но понимаемый не в смысле безмятежного человеческого существования. Мир, о котором дивно пели ангелы в немой тишине рождественской ночи, есть мир Бога с родом человеческим, мир земли с небом, вследствие прощения людям первородного греха через Христа Искупителя, пострадавшего за них. Этого мира искали еще ветхозаветные люди. Как рабы греха, они не имели мира с небом и средств успокоить свои мятущиеся души. Сознание отчужденности от Бога вызывало в людях глубокую скорбь. Погрязши во зле, они задыхались в смраде неправды, насилия, обмана и всяких пороков. Так было им душно, что некоторые из них исход видели в смерти, а счастье считали возможным лишь в мраке могилы и нерушимом безмолвии вечности. Явились даже апологеты смерти, как Гиезий, поэты самоубийства, как Сенека. Но вот ветхозаветное человечество, исстрадавшееся в чаянии спасения, дождалось, наконец, великого утешения – родился в Вифлееме Христос, Сын Божий. Пожив среди людей, вступая в общение и беседы с ними, Он, конечно, и по человечеству Своему видел, что все люди ищут себе успокоения: одни – от трудов непосильных и житейских невзгод, другие – от какой-то внутренней тоски, иные – от физических и духовных страданий и от недовольства своим общественным положением.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Папа сказал: Да, это как тот мудрец, который, когда ему стали рукоплескать во время его речи, остановился и спросил себя: «не сказал ли я какой-нибудь глупости?» . Все характерно в этой зарисовке. И стиль друзей, окружающих Толстого, и дезориентированность его собственных чувств. Как самим Львом Николаевичем, так и друзьями его, эта общественная работа воспринималась не в простоте и бездумности истинного добра, но вызывала сложный комплекс моральных и социальных чувств. Нельзя было пребывать в социальном бездействии литературном безмолвии, когда рядом люди погибают с голоду. Но нельзя было и писать о голоде и по поводу голода, если сам ничего не делаешь для голодающих. В глубине души своей, сам Толстой и ближайшие его последователи (в этом отношении, Татьяна Львовна не была с ними) считали, что для Льва Толстого можно было бы обличать общество и государство и не принимая материального участия в помощи голодным. Участвуя в общественной помощи, делали это лишь отчасти по непосредственно-нравственным побуждениям. Был и мотив морального престижа Учителя жизни. Надо было вызвать доверие к слову учителя через его дело, –– дело всем понятное и всеми одобряемое, даже восхваляемое. Но Толстой этим «оползал», спускался на «обычный путь». Он делался «средним» общественником и благотворителем: собирал деньги с тех богатых, кого считал грабителями народного достояния; обращался к ним через жену с просьбой о жертве, и –– сам распоряжался этими «награбленными», выпрошенными у «тунеядцев» деньгами… Могла ли совесть Льва Николаевича быть спокойной? Конечно, здесь уже были вполне достаточные причины для недовольства собой. Ученики Толстого это чувствовали и безжалостно ставили точки над i. Им надо было сохранить престиж Льва Николаевича в ореоле сверх оригинального провозвестника новой жизни, не смешивающегося ни с какой толпой –– даже в добром деле. Помощь голодающим была как бы «прозой», а они были «поэты», пророки, возвестители «нового бытия«… Насколько иначе Церковь рассматривает мир и относится к людям. «Богатым в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

( Пс. 103:22–23 ). Ап. Павел говорит: «Ни у кого мы не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою день и ночь, чтобы не обременить кого из вас; не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то завещавали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». ( 2Фес. 3:8–10 ). При этом должно иметь в виду еще следующее: если человек будет трудиться не по нравственным побуждениям, не по любви к труду, а из-за приобретения внешних благ, то и самые побуждения его к труду будут не нравственными, а мирскими, практическими. Если он не получить тех благ, для достижения которых работает: то он будете скучать, выражать недовольство, и никогда не будет испытывать того внутреннего приятного состояния, того блаженства, которое испытывает человек, трудящийся по долгу и по любви к труду. При истинно-честном, нравственном отношении к труду никогда не может быть таких рассуждений: я в молодости много потрудился, теперь можно отдохнуть, и т. д. Человек должен трудиться до конца земной жизни и верно исполнять обязанности своего христианского звания. Исполнение обязанности труда, как нравственного долга, служит основанием общественного благосостояния. Если отец и мать трудятся усердно в делах своего звания, то от них несомненно и дети поучаются к труду; и этот общий труд служит основанием их семейного благополучия и относительного довольства. При любви к труду, как нравственной обязанности, необходимо будут развиваться и укрепляться в человеке следующие внутренние качества или добродетели: 1) Трудолюбие, т. е. любовь к постоянному труду; это не вынужденный труд из-за приобретения насущного пропитания, но любовь к труду, как нравственная обязанность, проявляющаяся в ежедневном честном исполнении обязанностей своего звания. 2) Мудрость, как необходимое следствие трудолюбия. Мудрость проявляется в изучении внешней окружающей природы, в частности в изучении тех областей практических знаний, благодаря которым человек приобретает пищу, одежду, жилище и прочие блага, необходимые для временной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Скачать epub pdf 7. Иисус и его родственники Взаимоотношения между Иисусом и Его родственниками – тема, которой в той или иной мере касаются все четыре Евангелия. На браке в Кане Галилейской Иисус присутствовал вместе со Своей Матерью и учениками ( Ин. 2:2 ). Из Каны Он приходит в Капернаум –Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его; и там пробыли немного дней ( Ин.2:12 ). Таким образом, согласно четвертому Евангелию, в первые дни после выхода на проповедь Иисус был окружен смешанной группой, состоявшей из Его родственников по плоти и нескольких учеников. Однако последующие упоминания евангелистов о родственниках Иисуса свидетельствуют о том, что вскоре после того как Он вышел на проповедь, между Ним и Его братьями возник конфликт. В Евангелии от Марка сразу же после рассказа об избрании двенадцати апостолов говорится: И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из Себя ( Мк. 3:21 ). Выражение ο παρ’ ατο (буквально: «те, которые с Ним»), переведенное как ближние, может указывать на друзей или последователей, однако в данном случае, скорее всего, указывает на родственников: так это место понимается в большинстве имеющихся переводов и толкований. Чудо со статиром. Фреска. Мазаччо. 1425 г. Выражение пошли взять свидетельствует о намерении родственников заставить Иисуса прекратить общественную деятельность и вернуться домой, в семью. Слово говорили может относиться как к родственникам Иисуса, так и вообще к окружающим людям (в первом случае «они пришли взять Его, потому что считали, что Он вышел из Себя»; во втором: «они пошли взять Его, потому что о Нем шла молва, что Он вышел из Себя»). Термин ξεστη (вышел из себя) означает, что родственники Иисуса в какой-то момент сочли Его сумасшедшим. Тот факт, что Он, отказавшись от привычного для них семейного уклада, избрал образ жизни странствующего проповедника, был окружен бесноватыми и больными, вызвал у них полное непонимание. В другом эпизоде, приведенном только у Иоанна, братья Иисуса, находясь вместе с Ним в Галилее, говорят Ему: Выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Приводя эту достаточно грубую ремарку, свидетельствующую о плохо скрываемом недовольстве братьев Иисуса Его деятельностью, евангелист отмечает: Ибо и братья Его не веровали в Него. Ответ Иисуса выдержан в той же тональности; Он показывает, что не нуждается в их непрошенных советах, и резко противопоставляет Себя им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время. Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы. В завершение разговора Иисус предлагает братьям пойти на праздник без Него. Когда же они приходят на праздник, то приходит и Он – не явно, а как бы тайно ( Ин. 7:3–10 ). Тайно от кого? Подразумевается, что от братьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Стража связала Христа, вывела из Гефсиманского сада и повела в Иерусалим. Ученики, опасаясь за свою жизнь, разбежались, как и было предсказано: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада» ( Мф. 26: 31 ). Из Двенадцати только апостолы Петр и Иоанн последовали за Христом на расстоянии вплоть до дома первосвященника. Ап. Иоанн, будучи знаком первосвященнику, имел возможность пройти во внутренний двор, а ап. Петр, по просьбе Иоанна, был впущен служанкой во двор внешний (см.: Ин. 18: 15–16 ). 4.8.2. Допрос у первосвященника Анны, ночное и утреннее заседание Синедриона Стража не сразу повела Иисуса во дворец первосвященника Каиафы, где обычно заседал Синедрион. Сначала они привели Его к бывшему первосвященнику Анне 432 . По Закону служение первосвященника было пожизненным. Но в правление императора Тиберия первосвященники в Иудее часто сменяются, и не по естественной причине смерти, а по политической – недовольство и давление римской власти. В период истории Иудеи, к которому относится общественное служение Христа, было два первосвященника, один действующий – Каиафа и один «заштатный» – Анна, отправленный на покой по воле римлян. В 15 году по Р. Х. под давлением прокуратора Иудеи Валерия Грата Анна был освобожден от обязанностей первосвященника и действующим первосвященником стал его зять Каиафа. Но и после этого смещения Анна оставался влиятельным лицом и в глазах иуде ев истинным первосвященником. Пять его сыновей также будут в свое время поставлены первосвященниками. Анна, предваряя судебное разбирательство над Христом, стал расспрашивать о Его учении и учениках. Была ли необходимость в этом расспросе? Законной нужды не было: первосвященник и Синедрион, как и весь народ, прекрасно знали, что Господь проповедует открыто, а не тайно одним лишь ученикам. Кроме того, было законное препятствие для такого частного судебного расспроса: допрос подозреваемого мог быть только публичным – «пред Господом, пред священниками и пред судьями, которые будут в те дни» ( Втор. 19: 17 ) и в присутствии обвинителя и свидетелей. Допрос Христа первосвященником мог быть устроен только с искусительной целью – спровоцировать Обвиняемого и получить достаточное основание для приговора. И ответ Христа первосвященнику: «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил» ( Ин. 18: 20–21 ) – обличает заговорщицкий характер суда и незаконные действия Анны. Слова Спасителя должны были бы устыдить первосвященника и напомнить слова Бога в пророчестве Исаии: «Не тайно Я говорил, не в темном месте земли» ( Ис. 45: 19 ); «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» ( Ис. 65: 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

" Тогда пришли некоторые к Иисусу и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были ГРЕШНЕЕ всех Галилеян, что ТАК пострадали? НЕТ, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? НЕТ, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете " (Лука, 13, 1—9). Главная причина для того, чтобы не высказывать приговора усопшим состоит в том, что не следует отводить себе роль общественного обвинителя на Страшном суде. Все мы там будем — и все будем обвиняемыми. И будут там свидетели обвинения — те, о которых мы дурно говорили, и не так уж важно, были ли мы правы или нет. " От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься " (Мф 12:37). (Силоамская башня и новейшие обстоятельства - Православный журнал " Фома " ). 27.03.2018 - 16:14 Сергей Худиев как всегда : Сергей Худиев как всегда правильно, четко и понятно все написал. Только, к сожалению, мало кто это прочитает (в масштабах страны), а еще людей воспримут то что здесь написано. А что касается подготовки российского " майдана " , то хочется верить, что все-таки трагедия в Кемерово не была сознательным поджогом, терактом (хотя и такое возможно). Но то, что против нас идет широкомасштабная война, только пока без стрельбы - совершенно очевидно. И сейчас абсолютно любую ситуацию, любое происшествие, любую трагедию будут всеми силами стараться использовать против России, для разжигания недовольства властью, для расшатывания государства, для раздувания взаимной вражды. Что ж, этим нас не удивишь, только вот очень больно и горько видеть, что часть наших граждан не в состоянии понять одну простую вещь: если тем, кто раскачивают любую ситуацию и готовят майдан, не дай Бог удастся достичь своих целей, то тогда жертв будет не десятки, не сотни и не тысячи, а очень намного больше! Поэтому призываю всех тушить информационные зажигательные бомбы среди своих родственников, друзей и знакомых, а также максимально противодействовать в интернете! 27.03.2018 - 20:33 Если собрать воедино все : Если собрать воедино все факты, а именно: на видео подозрительный мужчина с сумкой, который идёт озираясь и что-то кладет на детскую площадку ( его сейчас ищут), заперты двери залов кинотеатра именно где детки, скорость распространения огня ( была консультация эксперта занимающегося именно оборудованием для детских комнат - он говорит, что оно горит, конечно, но не с такой чудовищной скоростью, как на видео.

http://radonezh.ru/analytics/pered-litso...

Только вера в Бога может дать человеку утешение и успокоение. Будем же дорожить своей верой, стойко, мужественно ее защищать и открыто исповедывать, ибо сия есть победа, победившая мир, вера наша ( 1Ин.5:4 ). Будем стоять на страже Церкви Христовой, ибо она есть столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). Ей не страшны никакие бури. По слову Спасителя, ее не одолеют даже все силы ада. Много волн, говорит Иоанн Златоуст , и сильна буря, но мы не боимся потопления, потому что стоим на камне. Пусть бушует море, пусть поднимаются волны, потопить корабль Христов они не в силах. Огнем своей веры будем зажигать сердца сомневающихся, а также уклоняющихся от истинного пути. Братия, поучает нас ап. Иаков, если кто из вас уклонится от истины и обратит кто его, пусть знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов ( Иак.5:19-20 ). 3. Для чего нужна вера? Трудное, тяжелое переживаем мы время. Трудное не только по отношению ко внешним, экономическим условиям нашей жизни, в смысле понижения народного благосостояния и благополучия, но особенно в отношении ко внутреннему, духовному состоянию общества, в смысле чрезвычайного упадка народной нравственности. Самолюбие, этот главнейший и всеобщий порок наших дней, руководит всеми действиями и поступками современечных людей. Каждый желает и ищет добра только себе самому, старается жить только для своего блага и счастья. А так как к тому же стремится и другой, то людские интересы сталкиваются и противоречат одни другим. Отсюда рождаются недовольство, вражда… Преступления против личности стали обычными явлениями. Общественная жизнь носит тяжелый, удручающий характер. Основы современной семьи расстраиваются: охладевает супружеская любовь, нарушается святость брака, увеличиваются разводы. Дети восстают против родителей, младшие перестают уважать и подчиняться старшим. Разлад, распущенность и беспорядок вторгаются в семейную жизнь. Жить страшно: невзгоды и беды житейские подавляют душу, лишают ее необходимого спокойствия, доводят до болезненного возбуждения и напряжения.

http://azbyka.ru/est-li-bog-apologetiche...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010