ИСССР .................... История СССР КСИА ...................... Краткие сообщения Института археологии АН СССР КСИИМК................. Краткие сообщения Института истории материальной культуры АН СССР КСИС ...................... Краткие сообщения Института славяноведения АН СССР Летоп. ИФОНУ……. Летопись Историко-филологического общества при Новороссийском университете (Одесса) ЛЗАК........................ Летопись занятий постоянной Историко-археографической комиссии АН ЛХ ............................ Летописи и хроники: Сборник статей НПЛ ......................... Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов/Под ред. А.Н. Насонова. Μ., Л., 1950 О И ДР .................... Общество истории и древностей Российских при Московском университете ОЛДП ...................... Общество любителей древней письменности ПалСб ..................... Палестинский сборник ПБЭ ......................... Православная богословская энциклопедия ПДЛ…………………. Памятники древнерусской литературы ПДП…………………. Памятники древней письменности ПДПИ……………….. Памятники древней письменности и искусства ПЛ ............................ Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко ПЛДР……………….. Памятники литературы Древней Руси ПМПДУ…………….. Пам’ятка мови та письменства ПОВИ ...................... Проблемы отечественной и всеобщей истории ПрибТвор................ Прибавления к изданию творений св. отцев в русском переводе ПрМ ......................... Православная мысль ПрОб ....................... Православное обозрение ПРП ......................... Памятники русского права ПрПалСб ................ Православный палестинский сборник ПрСоб ..................... Православный собеседник, издаваемый при Казанской духовной академии ПСРЛ ...................... Полное собрание русских летописей: Т. 1: Лаврентьевская летопись. Л., 1928; Т.2: Ипатьевская летопись. СПб., 1908; Т.4: Новгородская четвертая летопись. Пг., 1915. Ч. 1; Т. 5: Псковские и Софийские летописи. СПб., 1851 (перепеч.: Düsseldorf, 1973); Т.7: Летопись по Воскресенскому списку. СПб., 1856 (перепеч.: Düsseldorf, 1973); Т.9: Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновской летописью. СПб., 1862; Т.21: Книга степенная царского родословия. СПб., 1908–1910. 4.1–2 (перепечат.: Vaduz, 1971)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

218). Если это не есть случайная ошибка переписчика, то следовательно запись чудес сделал “некий человек” Тимофей Мартынов сын. Кто он такой, неизвестно, но можно из описания чудес о нём сказать, что он был местный житель, близко знакомый с краем. В Филиппо-Ирапском монастыре кроме этого списка имеются ещё два, сделанные в текущем столетии печатными буквами и сходные вполне со списком рук. 120. При одном из них приложена служба Преподобному. Кроме того, И. М. Бельтенёвым мне переданы три листка в четверть, заключающие в себе отрывок полной редакции. Писаны они, как можно полагать по письму полууставному и по бумаге, в XVIII веке. Житиё краткой редакции известно мне по одному позднему списку в сборнике житий белозерских святых, составленному неизвестным любителем местной старины в конце XVIII столетия. При этом списке краткой редакции чудес не приложено, между тем все четыре списка полной редакции их имеют. Это тем более следует отметить, что в списке поморского письма, изданном Обществом Любителей Древней Письменности, их нет. Хронологические данные во втором и третьем списке жития подправлены, как это сделано в известных профессору В. Ключевскому списках краткой редакции (Житиё… Р. XXXIII–XXXIV), но в списке 120, упомянутом отрывке и в списке краткой редакции они вполне сохранились те же, что и в Германовом житии, изданном Обществом Любителей Древней Письменности 1 . I. У святого Корнилия Святой Корнилий был выходец из Кирилло-Белозерского монастыря. Прибыв сюда вместе со своим дядей, видным придворным дьяком, он в молодых годах постригся и со всею пылкостью юной души предался подвигам иночества. Наряду со всеми проходил все монастырские службы и между прочим работал в хлебне (это было одно из трудных послушаний) и писал книги. Пребывание Корнилия в Кирилло-Белозерском монастыре падает на время, когда возгорелась борьба между строгими последователями устава святого Кирилла и лицами, склонными терпеть вкрадывавшиеся мало-помалу нарушения преданий монастырских. Перевес явно клонился на сторону “попущающих”, и Корнилий вместе со многими другими оставил место своего пострижения, однако вынес полное уважение к основным началам монастырского общежития, как оно было установлено самим святым Кириллом.

http://pravmir.ru/otshelnik-uchitel-naro...

Журнал «Хоровое и регентское дело», у истоков которого стоял сам Степан Васильевич, опубликовал такие его работы, как «О русской церковно-певческой литературе с половины XVI века до начала влияния приезжих итальянцев», «Вступительная лекция по истории церковного пения, читанная в Московской консерватории 5 октября 1889 года», «Вступительная лекция по истории церковного пения, читанная в Петербургском университете в октябре 1905 года», «Церковное пение, народная песня и школьные хоры (мысли С.В. Смоленского)». В «Русской музыкальной газете» вышли «Чтения из истории русского церковно-певческого искусства» (выступления Смоленского в Обществе любителей древней письменности), «Несколько новых данных о так называемом кондакарном знамени в кондакарях XII-XIII веков», «Клавесинная музыка в России второй половины XVIII века». Кроме того, в 1911 году Финдейзен опубликовал пятый выпуск своего сборника «Музыкальная старина», целиком посвященный памяти Смоленского: сюда вошла одна из последних работ ученого – «Значение XVII века и его кантов и псальмов в области современного церковного пения так называемого «простого напева«» с большим нотным приложением, а также составленные Финдейзеном «Биографический очерк» и два ценнейших указателя – «Указатель изданных литературно-музыкальных трудов С.В. Смоленского в хронологическом порядке» и, при содействии А.В. Преображенского, «Полный список докладов и лекций С.В. Смоленского за 1901–1908 гг., читанных главным образом в Обществе любителей древней письменности». Знакомство Николая Федоровича Финдейзена с архивом ученого привело к весьма важному результату – созданию «Биографического очерка». А.В. Преображенский дал ему очень высокую оценку: «Биографический очерк составлен подробно и прекрасно обрисовывает глубоко симпатичный облик незабвенного Степана Васильевича на протяжении всей его жизни, от школьной скамьи – до последних дней. Н.Ф. Финдейзен приводит в очерке целый ряд выдержек из «Воспоминаний» и переписки Степана Васильевича с разными лицами, чем очень оживляет известный всем сухой биографический перечень событий его жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С 90-х гг. XIX в. Г. выступал в печати («Вестник Европы», «Московские ведомости» , «Московские церковные ведомости», «Новое время», «Русское обозрение», «Русское слово», «Чтения в обществе любителей духовного просвещения» и др.) со статьями о светской и церковной истории Москвы и России, в частности о Смутном времени и об Отечественной войне 1812 г. (подписывался своей фамилией, а также псевдонимами Г. Г., Г. П., Покровский П. Я., Старинщик). С 1894 г. участвовал в составлении многотомного изд. «Приходская библиотека» и состоял членом редакции газ. «Русское слово». Работая с материалами музея, Г. составил описи рукописей из собраний акад. Н. С. Тихонравова и коллекционера Т. Ф. Большакова , каталог масонских рукописей. В 1899 г. опубликовал 7 рисунков и 5 писем А. С. Пушкина , в 1907-1908 гг.- письма А. И. Герцена к Н. П. Огарёву за 1855-1890 гг., в сборниках «Памяти В. А. Жуковского и Н. В. Гоголя» (СПб., 1907-1909. Вып. 1-3) впервые напечатал нек-рые песни, собранные Н. В. Гоголем , и письма Гоголя, записную книжку В. А. Жуковского , в 1912 г.- письма М. И. Кутузова, в 1915 г.- И. С. Тургенева . В 1912 г. Г. предпринял факсимильное издание Архангельского Евангелия 1092 г. Член Русского военно-исторического об-ва (1908), Об-ва истории и древностей российских (1912), Об-ва любителей древней письменности (1914), Московского археологического об-ва (1916), Г. был награжден орденами св. Станислава 3-й и 2-й степени, св. Анны 3-й и 2-й степени, св. Владимира 4-й степени. В течение мн. лет состоял старостой храма свт. Николая в Ст. Ваганькове. После Октябрьской революции 1917 г. Г. в качестве эмиссара народного комиссариата просвещения выезжал в различные регионы страны для проведения национализации частных коллекций и б-к. С 1918 по 1922 г. собирал рукописи в брошенных имениях, закрывшихся мон-рях и различных учреждениях, в частности перевез в Гос. Румянцевский музей архивы Барятинских, Воронцовых-Дашковых, Милютиных. В 1918 г. был командирован в Городец Нижегородской губ. для приобретения старинных рукописей из собраний купцов-старообрядцев П. А. Овчинникова и Г. М. Прянишникова . Г. проводил поиск и передачу в музей коллекций антиквара и книговеда П. П. Шибанова (см. Шибановы ), собирателя-старообрядца Е. Е. Егорова , МДА, Рогожского кладбища и др. Принял непосредственное участие в сохранении и научном описании рукописного и книжного собрания XII-XVIII вв. Троице-Сергиевой лавры , к-рое было передано в музей. В 1923 г. издал работу с описанием датированных рукописей с летописями из собрания лавры. Подготовил к публикации текст дневника А. С. Пушкина, выполнил текстологическую часть работы, к-рая была опубликована в 1923 г.

http://pravenc.ru/text/162163.html

Первый печатный труд его – кандидатская диссертация: «О трёх обетах монашества» М. 1845. В 1863 г. напечатаны его сочинения, связанные с пребыванием в Борисоглебском монастыре: «Жизнь преп. Иринарха, затворника Борисоглебского монастыря» и «Краткая жизнь чтеца Борисоглебского монастыря Алексея Стефановича». Но еще раньше, именно с времени назначения его настоятелем Новоиерусалимского монастыря начинаются ученые работы его в области древнеславянской и греческой письменности и русской церковной археологии, чему немало способствовало его знакомство с проф. и академиком Изм. И. Срезневским , работавшим в то время над рукописями Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Известно, что «Описание Юрьевского Евангелия» (М. 1877), сделанное ещё в 1858–59 годах, в бытность его настоятелем Новоиерусалимского монастыря, посвящено им И. И. Срезневскому , «первому, открывшему химически запись этого замечательнейшего памятника нашей древней письменности, назвавшему на основании её: «Юрьевским Евангелием 1118–28 года и давшему добрый совет серьёзно его исследовать». Из трудов преосв. Амфилохия награждены Уваровской премией: «Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки. М. 1875» и «Кондакарий в греческом подлиннике XII–XIV вв. М. 1879». Исследование его о Пандекте Антиоха XI в. (в рукописи) удостоено Демидовской награды. В 1883 г. труды его по греческой палеографии и по изданию текстов и вариантов Псалтыри и Евангелия Галичского 1114 г. увенчаны были от Императорской Академии наук Ломоносовской премией, а в 1880 г. Археологическое Общество присудило ему за его археологические труды большую серебряную медаль. Во время пребывания преосв. Амфилохия в Ростовсвом Иаковлевском монастыре не мало открыто им и напечатано на страницах «Чтений в Обществе любителей духовного просвещения» и «Московских Церковных Ведомостей " » слов и поучен св. Димитрия, митрополита Ростовского. Задумал было он и начал приготовительные работы к новому изданию, полному и исправленному, сочинений св. Димитрия, но этому предприятию преосв. Амфилохия не суждено было осуществиться. За свой труд «Житие, страдания и чудеса св. Димитрия-Царевича» еп. Амфилохий получил Высочайшую благодарность 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 т. M., 1807–1815, т. 1, стр. 114. Титов А.А. Ростовская иерархия, (материалы для истории Русской Церкви). M., 1890. Титов А.А. Суздальская иерархия, (материалы для истории Русской Церкви). М. 1892, – Вып. 4. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. Изд. 3. СПб., 1882, т. 2, июнь, стр. 66–68. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, т. 1, стр. 6, прим. 25. Нарбеков В.А. Третий Областной историко-археологический съезд во Владимире 1906 г. 20–26 июня. Чит. на заседаниях Церковного историко-археологического общества Казанской епархии 20 и 27 февраля, 13 и 20 марта 1907 года. Казань. 1907, стр. 100. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д.А. Эристов, М.Л. Яковлев. СПб., 1862, стр. 243–244. Сергий (Спасский) , архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Изд. 2. Владимир, 1901–1902, т. 2, стр. 153. Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 16, 47. Толстой М.В. Древние святыни Ростова Великого. Изд. 2. М. 1860. Голубинский Е Е. История Русской Церкви: в 2 т. М. 1880, т. 1, 1-я половина, стр. 174. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М. 1903, стр. 143, 426, 555. Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб., 1882, стр. 590. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1417. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 99. Никоновская летопись//Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссией. СПб., 1841–1921, т. 1, стр. 105. Летопись о ростовских архиереях с примеч. чл. корр. А.А. Титова /Изд. Общества любителей древней письменности. СПб., 1890. Иерархи Ростово-Ярославской паствы в преемственном порядке с 992 года до настоящего времени. – Ярославль, изд. Яросл. епископ попечительства, 1864.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

7. Бабкин М.А. Иерархи Русской православной церкви и свержение монархии в России (весна 1917 г.)//Отечественная история. М., 2005. 3. С. 109–124. (1,6 п. л.) 8. Бабкин М.А. Реакция Русской православной церкви на свержение монархии в России. (Участие духовенства в революционных торжествах)//Вестник Московского университета. Серия 8: История. М., 2006. 1. С. 70–90. (1,3 п. л.) 9. Бабкин М.А. Современная российская историография взаимоотношений Русской православной церкви и государства в начале XX века (досоветский период)//Отечественная история. М., 2006. 6. С. 171–180. (1,1 п. л.) 10.Бабкин М.А. Духовенство Русской православной церкви и «старорежимные» символика и ономастика (весна 1917 г.)//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Социально-гуманитарные науки. Вып. 7. Челябинск, 2006. 17 (72). С. 7–10. (0,5 п. л.) 11. Бабкин М.А. «Священство» против «царства»?//Родина. М., 2007. 3. С. 27–33. (1,0 п. л.) 12.  Бабкин М.А. Восстановление патриаршества. 1905–1917 гг.//Свободная мысль. М., 2007. 10 (1581). С. 171–184. (1,0 п. л.) 13.  Бабкин М.А. Ещё раз о позиции духовенства Русской православной церкви в 1917 году. (Данные источников и мнение Ф.А. Гайды)//Свободная мысль. М., 2009. 1 (1596). С. 193–204. (0,74 п. л.) 14.  Бабкин М.А. Поместный собор 1917–1918 гг.: вопрос о совести православной паствы//Вопросы истории. М., 2010. 4. С. 52–61. (1,0 п. л.) 15.  Бабкин М.А., Галузо В.Н. О генезисе летосчисления в России//Закон и право. М., 2010. 9. С. 59–61. (авт. доля (50%) – 0,19 п. л.) 16. Бабкин М.А. Подарок историческому факультету МГУ им. М.В. Ломоносова от Общества любителей древней письменности//Вестник Московского университета. Серия 8: История. М., 2010. 5. С. 123–125. (0,2 п. л.) 17.  Бабкин М.А., Галузо В.Н. Летосчисление в России: историко-правовой анализ//Право и государство: теория и практика. М., 2010. 12 (72). С. 93–99. (авт. доля (50 %) – 0,44 п. л.) 18.  Бабкин М.А. О хронологии некоторых событий всемирно-исторического значения//Вопросы истории. М., 2011. 1. С. 171–175. (0,6 п. л.)

http://bogoslov.ru/person/213987

В связи с тем, что денежные средства семинарии были ограничены, преосвященный Арсений вкладывал много своих личных средств в дело ее благоустройства. Он ввел преподавание в семинарии на русском языке вместо латинского. Есть основание предполагать, что им введены в круг семинарских предметов физика и гражданская история. Любовь семинаристов к своему архипастырю выразилась в массе од, речей и стихотворений, написанных в честь его и хранившихся в рукописях семинарской библиотеки. Преосвященный Арсений был хорошим знатоком греческого языка. В 1772 году он исправил и издал в 2-х частях славянский перевод «Бесед Златоустовых о покаянии и на некоторые Господские праздники», сделанный игуменом Софронием (Младеновичем; † около 1772). Труды: Слово об истинной славе в день тезоименитства императрицы Екатерины И. – М., 1779. Слово при начатии выборов в новые должности на основании высочайших учреждений. – Тверь, 1781. Оды, разговоры, надписи, канты, сочиненные и говоренные в разные времена в Ярославле. – 1791. Литература: Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и доныне. – Тверь, 1859. – С. 135–138. Колосов В. И. История Тверской духовной семинарии. Ко дню 150-летнего юбилея семинарии. – Тверь, 1889. – С. 145–146. Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. – М., 1896. – С. 89. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Сборник писем духовных лиц XVIII в. к преосвященному Арсению (Верещагину), архиепископу Ростовско-Ярославскому, бывшему епископу Тверскому и Кашинскому. – Тверь. 1893. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 38. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. – СПб., 1827. – С. 1, 57. Критицкий Н. А. Тверские архипастыри – ревнители духовного просвещения в XVIII веке. – Тверь, 1887. Летопись о ростовских архиереях с примечаниями чл. – корр. А. А. Титова /Изд. Общества любителей древней письменности. – СПб., 1890.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вечером приехал ко мне в гости двоюродный племянник, инспектор Владимирской гимназии Александр Иванович Успенский 1 . Я всегда с любовию встречал этого умного и благонравного молодого человека. 2 числа получил я из Витебска от кафедрального протоиерея В. И. Волкова краткое поздравительное письмо, на которое отвечал я на другой же день в следующих выражениях: «Получив ваше последнее приветственное послание, заключающееся, вопреки вашему обычаю, в шести строках, я убеждаюсь, что Вы наконец потеряли всякое терпение, не получая от меня так давно ни одной строки. – Сознаю свою вину пред Вами; но верьте, возлюбленный о. протоиерей, что я не потому так давно не писал Вам, чтобы, как Вам мнится, изменился в своем внимании и расположении к Вам; отнюдь нет. – Единственная причина моего продолжительного молчания заключается в том, что я, при множестве служебных дел и занятий в Петербурге, решительно не имел возможности поддерживать частную переписку. Не пред Вами только, но и пред многими другими моими корреспондентами, я остаюсь в неоплатном долгу. Вот теперь, возвратившись из шумной столицы в свою мирную и тихую Тверь, может быть, я начну мало-помалу уплачивать лежащий на мне долг». В тот ­же день писал я в Петербург Председателю Императорского Общества любителей древней письменности, князю Павлу Петровичу Вяземскому 2 . «Получив 10­й том Полного собрания сочинений славной памяти родителя вашего, князя Петра Андреевича, долгом поставляю принести Вашему Сиятельству искреннейшую благодарность за этот дорогой для меня дар. Примите вместе с тем мое усерднейшее поздравление с наступившим новым годом. –Господь и Владыка времен и лет да обновит Своею благодатию ваши телесные и душевные силы, и да продлит лета вашей жизни во здравии и благоденствии!» 6 числа получил я письмо из Владимира от Ректора семинарии, протоиерея М. Хераскова 3 , который писал от 4 числа: «Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец! До сих пор с чувством живейшей благодарности я вспоминаю, как в конце сентября прошедшего года был я милостиво принят Вашим Высокопреосвященством в С.­Петербурге, удостоен вашего гостеприимства и даже одарен. Удостойте и от меня принять благосклонно прилагаемый при сем скудный, хотя и усерднейший мой дар – только что вышедшую в свет книгу моих «Слов, Поучений и Речей». – Если бы Вы, Ваше Высокопреосвященство, нашли, что и моя книга может оказать некоторую содейственную помощь тверским священнослужителям в проповедании Слова Божия и об этом соблаговолили поставить их в известность, то я в высшей степени был бы счастлив и сердечно благодарен Вашему Высокопреосвященству».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Время написания рукописи указывается в приписке: «В лето 7581 (1073) написа Иоанн дьяк И. св. великууму князю Святославу».. Замечателен рисунок, приложенный к рукописи, изображающий семейство князя Святослава. Рукопись хранится в Московской синодальной библиотеке. Сполна издана фотографическим способом, с предисловием Карпова, Обществом любителей древней письменности (СПб., 1880 г., LV); подробное описание и обследование у Востокова: «Описание русск. муз.» (стр. 499–505) и Горского и Невоструева, «Опис.» (П, 3, стр. 365–405). Отрывки – в «Ист. Христ.» Буслаева (161–175) и у Срезневского: «Древн. пам. русского письма и языка» (СПб., 1863). Совершенно иное содержание И. 1076 г. (276 лл., 4®), составленного «Из многих книг княжьих», рукой неизвестного Иоанна, во дни того же Святослава, «князя Рускы земли». Здесь совсем нет того церковно-энциклопедического содержания, каким отличается И. 1073 г. Содержание статей И. 1076 г. – почти исключительно общеморальное. Сборник открывается статьей о важности и полезности чтения книг, «Словом некоего Калугеря о четьи книг»; далее следуют: «Слово некоего отца к сыну своему, словеса душеполезна», «Наказание богатым», «Слово, еже правоверну веру имети», «Наказание Исихия пресвитера», «Премудрости похвала», « Иоанна Златоустог о слово разумно и полезно», «Св. Василия, како подобает человеку быти», «Ксенофонта наставление детям своим», «Наставление Феодоры», «Афанасьевы ответы противу нанесенных ему вопросов» – одна из наиболее обширных статей сборника, представляющая ряд вопросов и ответов; далее статьи: «О женах злых и добрых», «Сто слов» патр. Геннадия, «Наставление Нила Черноризца» (Синайского) и т. д. Перед нами вообще – ряд «слов», «поучений», «наказаний», общеморального содержания, «разумных и полезных», на тему: «како подобает человеку быти», как «правоверну веру имети» и т. п. Статьи излагаются или в форме кратких афористических изречений, или в виде отдельных, довольно обширных «слов» и «наказаний», в виде «вопросов и ответов» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Arha...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010