Дела III Архива вотчинного, 1684 года, свидетельствуют, что, по указу трех Государей: Иоанна, Петра и Софии, велено вновь сделать иконостас нижнего тябла в Успенском соборе по образцу иконостаса Чудовской церкви Св. Архангела Михаила. Столпы и своды алтаря также покрыты фресками. Над престолом повешена деревянная сень в виде церковного тройного верха с 12 главами, замечательная своим стилем и узорочною резьбою по краям ее идет след. надпись вязью: «Лта рп Сентбр въ а день сооружена снь сї над престоломъ Чюда Архистратига Михаила, иже в Хонхъ, при держав Благоврнаго, Хрїстолюбиваго Государ, Цар и Великаго Кнз Михаила Феодоровича все Руси в кф (е?) лто державы царства его и при его Благоврной Цариц и Великой Кнгин Евдоке Лукьановн и при Царских дтехъ, при Благоврномъ Царевич Алексї Михайлович въ з лто его возраста и при Благоврной Царевн Великой Кнжн Ирин и при Благоврной Царевн Великой Кнжн Анн и при Благоверной Царевн Великой Кнжн Татїне, дл Чюдова монастыр, при старцах при Макарїи и Кирил, да при Келар старц Сергїе Лодыженскомъ, да при казначе старц Варлаам, иже о Х з братїею, монастырскою казною. Рукодлїе раба Бжї Петра Ремезова». На внутренних стенах сени написаны в Греческом стиле Божия Матерь на престоле и восемь Пророков. Ниша в южной стене южного предъалтария означает прежнее место погребения Св. Алексия Митрополита 626 , откуда они перенесены были 1485 г. в трапезную церковь , которая пристроена была к южной стене этого собора, как показывают и оставшиеся в стенах железные связи. В могиле Святителя, 1506 года, положен Новгородский Архиепископ Геннадий, описавший чудеса его. Близ нее там же погребены Матвей, Митрополит Адрианопольский, и племянник Святителя Алексия, Даниил Феофанович, который, по свидетельству летописи: «много служи Князю Великому в Орде, на Руси и по чужим странам, по незнаемым местам, по неведомым землям» 627 . Отсюда Благовещенский придел, в 1680 году, перенесен в новую трапезную церковь , сооруженную по чертежу Царя Феодора Алексиевича, там где и ныне она находится; в 1686 году она освящена Патриархом Иоакимом вместе с приделом Св. Апостола Андрея Первозванного в прежней трапезе. На стене, отделяющей алтарь от храма, иконостас лепной работы, в коем между образами местными в серебряных окладах замечателен судьбою своей образ Св. Алексия, писанный на верхней дске его гроба. В 1682 году он изъязвлен был ножом от цирюльника Фомки Иванова, зараженного Кальвинством. В трапезе ее замечательны древностью письма: восмилистовый образ Святителя Николая и Св. Анастасии узорешительницы, поступивший сюда в 1793 году, из упраздненной церкви во имя ее, бывшей в Охотном ряду на Житной площадке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Рис. 5 Без труда вверху читаются строка: «Теряю рано жизни сладость», впоследствии: «Она исчезла, жизни сладость»; то, что выльется в упрек черкешенки: …Ужель навек погибла радость?.. Ты мог бы, пленник, обмануть Мою неопытную младость … Женский профиль в центре листа – уж очень характерные для К. Собаньской, давно знакомые черты! И – несомненно – во фригийском колпаке: «мягком закруглённом колпаке обычно красного цвета со свисающим вперёд верхом», послужившем «образцом для шапочки якобинцев во время Великой французской революции; с тех пор – символ свободы» Возможно – еще одно подтверждение мнения, что в Крыму в 1820 году Пушкин встречался с К. Собаньской? И – не примеряла ли она себе ли, поэту «фригийский колпак»?.. Снова замечу, что одесский исследователь А.С. Говоров считал, что Пушкин познакомился с Собаньской в 1820 году в Гурзуфе С нею связывал более 30 произведений. Писал, что она – «амазонка, спутница верховых поездок по окрестностям Гурзуфа» Дева Эвменида Чуть подробнее – о Шарлотте Корде. Целомудренная воспитанница монастыря Мария Анна Шарлотта Корде д Армон (27 июля 1768 - 17 июля 1793) – французская дворянка, убийца Жана Поля Марата. Убив его, она добровольно сдалась властям. Казнена якобинцами. Пишут: на суде она заявила, что «убила одного, чтобы спасти сто тысяч». Она «была самой последовательной ученицей Марата», «довела до логического завершения его принцип – принести в жертву немногих ради благополучия всей нации». Исключительное мужество на суде и казни (гильотинирована) потрясло многих. «Ожидая казни, Шарлотта позировала художнику Гойеру, начавшему её портрет ещё во время судебного заседания, и разговаривала с ним на разные темы. Прощаясь, она подарила Гойеру прядь своих волос. От исповеди Шарлотта Корде отказалась. По постановлению суда её должны были казнить в красной рубашке, одежде, в которой, согласно законам того времени, казнили наемных убийц и отравителей. Надевая рубашку, Корде произнесла: " Одежда смерти, в которой идут в бессмертие " » Пишут: «Казнь Людовика XVI потрясла Шарлотту, девушка, ставшая " республиканкой задолго до революции " оплакивала не только короля:

http://ruskline.ru/opp/2021/02/13/i_zhiv...

Одновременно с московским митрополитом Платоном пользовался славою знаменитого проповедника и Анастасий Братановский, член российской академии, впоследствии архиепископ астраханский. Круг слушателей и почитателей его был очень обширен, особенно из высшего класса русского общества. Родившись в полтавской губернии 1761 г., Андрей Романенко-Братановский получил образование в переяславской семинарии и по окончании курса наук был приглашен в 1782 г. учителем в севскую семинарию. Чрез два года он был вызван дядею своим, епископом вологодским Иринеем, в вологодскую семинарию, где почувствовал склонность к иноческой жизни. Как трудолюбивый и даровитый преподаватель, Братановский неоднократно был по приглашениям и в семинарии при кирилло-белозерском монастыре, и наконец, александро-невской семинарии. Вызванный в Петербург м. Гавриилом, Андрей принял здесь монашество и имя Анастасия 1790 г. Состоя преподавателем в александро-невской семинарии, Анастасий в тоже время, по воскресным дням, изъяснял катихизис народу и преподавал закон Божий в шляхетном кадетском корпусе воспитанникам гвардии измаиловского полка. Везде и у всех он пользовался вниманием и любовью: воспитанники любили Анастасия как умного и доброго преподавателя, а начальство ценило его, как трудолюбивого и добродетельного мужа, и отличало его своим вниманием, поручая ему более важные дела, требующие сильного ума и неутомимой деятельности. Но исполняя с честию возлагаемые на него обязанности, Анастасий заслужил громкую известность как даровитейший проповедник, особенно в те годы, когда состоял на чреде священнослужения в Петербурге (1793–1795 гг.) и проповедовал в присутствии Екатерины II, при дворе, в сане архимандрита. Государыня любила слушать проповеди Анастасия, а если когда не могла слушать их в церкви, то приказывала перечитывать их у себя в кабинете. Вообще, она отзывалась очень легко о искусстве Братановского. В 1794 г. Анастасий был избран в члены императорской академии, в 1796 г. пожалован в члены св. Синода, а чрез год посвящен в епископа Белорусского, на место Георгия Конисского, где необходим был пастырь мудрый и деятельный, чтобы избегать столкновений с иноверцами и вести свою паству по пути веры православной и жизни добродетельной. Просвещение духовного юношества и приготовление из среды его достойных пастырей церкви были предметом самого заботливого внимания просвещенного архипастыря. Вызванный в Петербург для присутствия в св. Синоде в 1805 г., Анастасий написал план для преобразования духовных училищ; но чувствуя себя слабым от постоянных трудов и простуды, испросил себе перемещение в астраханскую епархию, для поправления здоровья в теплом климате, и в том же 1806 г. скончался.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Крупнейшим центром графики в период возрождения стал Самоков. В типографии Н. Карастоянова печатались иллюстрированные книги и отдельные гравюры, изготовленные его сыновьями и др. художниками и предназначавшиеся для паломников: рядом с панорамой мон-ря или храма помещались образы их небесного покровителя, портреты средневек. ктиторов, изображения хранящихся святынь, пояснительные надписи. Подобные гравюры печатали Рильский, Троянский, Бачковский, Лопушанский, Германский и др. мон-ри. Мастерами-граверами самоковской школы был отпечатан своеобразный путеводитель с обозначением мест, к-рые проходили паломники по пути из Самокова в Рильский мон-рь. Широко были распространены книжные иконы, воспроизводившие почитаемые образы святых. II. Прикладное искусство. В посл. четв. XVIII в. из Греции и Афона в Б. стали попадать церковные предметы из дерева, украшенные резьбой в стиле т. н. левантинского (вост.) барокко, к-рый приобрел популярность у болг. резчиков. Композиция и структура иконостасов усложнилась, шире стала применяться резьба с разнообразными растительными мотивами и изображениями птиц, животных, людей. Рельеф стал многоплановым, передающим пространственную глубину, образы приобрели реалистические черты. Единство фигур и растительного орнамента с сер. XIX в. сменилось тенденцией к их обособлению. В нижней части деревянных резных иконостасов помещались сцены на сюжеты ВЗ и НЗ, житий святых. Лучшие образцы резьбы представлены в церквах Богородицы в Созополе (80-е гг. XVIII в.), Митрополичьей в Самокове (1793 и 30-е гг. XIX в.), Богородицы в Пазарджике (30-е гг. XIX в.), прор. Илии в Севлиеве (30-е гг. XIX в.) и др. Монументальностью отличается иконостас главной церкви Рильского мон-ря, созданный самоковским мастером А. Теладуром и его помощниками в 30-х гг. XIX в. В XVIII-XIX вв. цехи золотых дел мастеров имелись во всех крупных городских центрах: наиболее значимые - в Софии, Видине, Пловдиве и Враце, где производились все виды церковной утвари (кресты, потиры, дискосы, дарохранительницы, рипиды, кадильницы, паникадила, мощевики, оклады напрестольных Евангелий, икон и т. д.). При их изготовлении применялись традиц. техники, за исключением эмали, особенно техника филиграни; в орнаментации широко использовались мотивы барокко и рококо. Богатые коллекции церковной утвари этого периода хранятся в Рильском и Бачковском мон-рях, в ЦИАМ и СНИМ. В упадок приходит искусство церковной вышивки: в XIX в. изготовление шитых церковных облачений продолжал лишь мастер Николай Павлович из г. Враца.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Василиск – пустынник Сибирский, † 29 декабря 1824. В мире Василий Гаврилович, из крестьян деревни Иваниш Калязинского уезда Тверской губернии. Три года жил в браке как вне брака, затем странствовал по монастырям, начал пустынножительствовать в Чувашских лесах. Некоторое время жил в Брянских лесах у иеромонаха Адриана, который постриг его с именем Василиска. Когда о. Адриана перевели на Коневец, через некоторое время за ним последовал и Василиск. С тех пор при нем находился неотлучно инок Зосима, из дворянского рода Верховских, впоследствии описавший его жизнь. После десятилетней жизни на Коневце они перешли в Сибирь и уединились сначала в лесу Тобольской епархии, а затем в лесах вблизи города Кузнецка. Здесь под руководством о. Зосимы образовалась женская община, впоследствии преобразованная в Свято-Николаевский монастырь в городе Туринске. В этом монастыре скончался и погребен старец Василиск, имея более 80 лет от роду. При жизни он считался образцом сурового подвижничества и высочайшего смирения. – 311. Веревкина Анна Михайловна – тетка старца Макария. – 9. Востоков Авдий (псевдоним) – Анатолий, архиепископ Могилевский. 1793 † 8 августа 1872. В мире Августин Васильевич Мартыновский. Родился в местечке Мясновка Подольской губернии, в семье униатского священника, перешедшего в Православие. Окончил Шаргородское духовное училище и Каменецкую семинарию, где впоследствии преподавал рисование. В 1817 г. женился и поступил священником в местечко Граново Гайсинского уезда. Через год овдовел и поселился в Каменец-Подольском монастыре. В 1821 г. преподавал в Каменецком духовном училище и семинарии. В 1822 г. принял монашество с именем Анатолия. В 1825 г. окончил Киевскую духовную академию. В 1829 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Курской семинарии и настоятелем Николаевского монастыря. В 1832 г. переведен ректором Новгородской семинарии и настоятелем Антониева монастыря. В 1840 г. назначен епископом Екатеринбургским, викарием Пермской епархии, через год переведен викарием на Волынь, в 1844 г. назначен епископом Могилевским, в 1853 г. возведен в сан архиепископа. В 1860 г. уволен на покой в Гербовецкий монастырь Кишиневской епархии, где и скончался. Высокопреосв. Анатолий был всесторонне образован и широко начитан, занимался иконописанием (в Гербовецком монастыре сам расписал иконостас в домовой церкви), был известен литературными трудами: «Слова и беседы» (в 5 частях), «Вера, надежда и любовь» (2 части, 2 издания), «Об отношении римской церкви к другим христианским церквам и ко всему человеческому роду» (под псевдонимом «Записки Авдия Востокова»), «Досуги архиепископа Анатолия», «Об иконописании» и др., и многочисленными статьями. – 263.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

192 Устав монастыря схож на Валаамский… – Устав Валаамской обители есть точная копия устава общежительной Саровской пустыни. Подлинник его был составлен на основании древних правил иноческой жизни в 1706 г. одним из первоначальных иноков Сарова, иеромонахом Исаакием, и утвержден в 1711 г. Местоблюстителем патриаршего престола Стефаном Яворским . На Валаам Устав принесен Саровским старцем о. Назарием, поставленным в 1781 г. настоятелем Спасо-Преображенского монастыря 193 ибо порядок здесь введен настоятелем, воспитанником Саровской Пустыни. – Игумен Филагрий, управлявший обителью свыше 30 лет, в мае 1789 г. «…вместе со своею немногочисленной братиею подал Костромскому епископу Павлу прошение о введении в обители общежительного чина и устава по образцу Саровской и Флорищевой пустынь. На основании положительной резолюции Преосвященного духовная Консистория указом от 6 февраля 1790 г. разрешила инокам Бабаевского монастыря ввести у себя общежительный порядок…» (Николаевский Бабаевский монастырь Костромской епархии. Историко-статистический очерк. Кострома, 1895. С. 41–42). Далее автор очерка указывает: «Едва ли игумен Филагрий успел во время своего управления монастырем ввести в нем общежительный устав; в том же 1790 г. он или скончался, или был переведен в другую обитель…» (Там же, с. 42). В установлении правил Саровского устава потрудился постриженник Валаама иеромонах Софроний, управлявший Николо-Бабаевским монастырем с 1791 г. по 1793 г. 196 Единственный сын моего родного брата, Ставропольского губернатора, поступил в монастырь. – Алексей Петрович Брянчанинов (1843–1907), сын Петра Александровича Брянчанинова (1809–1891), жил некоторое время в Николаевском Бабаевском монастыре. Впоследствии служил по гражданскому ведомству, достиг высокого положения – стал сенатором, товарищем Управляющего делами Комитета министров, почил в чине тайного советника 197 на Угреше… – Николаевский Угрешский мужской монастырь, основанный благоверным князем Дмитрием Донским на месте чудесного явления ему иконы Святителя Николая Чудотворца (Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь действующий. Расположен: Московская обл., Люберецкий район, г. Дзержинский, пр. Дзержинского, 6)

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

1176.  Устав монастыря схож на Валаамский… — Устав Валаамской обители есть точная копия устава общежительной Саровской пустыни. Подлинник его был составлен на основании древних правил иноческой жизни в 1706 г. одним из первоначальных иноков Сарова, иеромонахом Исаакием, и утвержден в 1711 г. Местоблюстителем патриаршего престола Стефаном Яворским. На Валаам Устав принесен Саровским старцем о. Назарием, поставленным в 1781 г. настоятелем Спасо-Преображенского монастыря. 1177.  …ибо порядок здесь введен настоятелем, воспитанником Саровской Пустыни. — Игумен Филагрий, управлявший обителью свыше 30 лет, в мае 1789 г. «…вместе со своею немногочисленной братиею подал Костромскому епископу Павлу прошение о введении в обители общежительного чина и устава по образцу Саровской и Флорищевой пустынь. На основании положительной резолюции Преосвященного духовная Консистория указом от 6 февраля 1790 г. разрешила инокам Бабаевского монастыря ввести у себя общежительный порядок…» (Николаевский Бабаевский монастырь Костромской епархии. Историко-статистический очерк. Кострома, 1895. С. 41–42). Далее автор очерка указывает: «Едва ли игумен Филагрий успел во время своего управления монастырем ввести в нем общежительный устав; в том же 1790 г. он или скончался, или был переведен в другую обитель…» (Там же, с. 42). В установлении правил Саровского устава потрудился постриженник Валаама иеромонах Софроний, управлявший Николо-Бабаевским монастырем с 1791 г. по 1793 г. 1178.  …чертежи гостиницы Вашей. — См. примеч. к письму от 12 января 1852 г. 1179.  …камилавку и клобук… — См. примеч. к письму от 27 февраля 1862 г. 1180.  Единственный сын моего родного брата, Ставропольского губернатора, поступил в монастырь. — Алексей Петрович Брянчанинов (1843–1907), сын Петра Александровича Брянчанинова (1809–1891), жил некоторое время в Николаевском Бабаевском монастыре. Впоследствии служил по гражданскому ведомству, достиг высокого положения — стал сенатором, товарищем Управляющего делами Комитета министров, почил в чине тайного советника.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1Фес.1:7 . Так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии. И вы, фессалоникийцы, стали образцом и примером для подражания и среди нас: вы являетесь подражателями нам, а мы – воплощенному Господу. Чего вы стали образцом и примером? Новой богочеловеческой жизни, новой истины, новой богочеловеческой правды, любви, вечности и бессмертия. От них всегда исходит негасимый свет, божественный богочеловеческий свет, который сошел в наш мир вместе с воплощением Бога Слова. Кто возжигает в своей душе этот свет через веру в Господа Иисуса Христа, становится неопалимой купиной, горящей и не сгорающей. Он освещает пути человека к небу и Богу. Такой человек уже  ходит во свете и тьма его не объемлет (ср.: Ин. 1:5 ), он не омрачается тьмой человеческих догадок и домыслов, мраком мудрствований и учений «по преданию человеческому». И вы, распаляемые этим негасимым светом на земле, как горящая и не сгорающая купина, просвещаете и зажигаете всех людей, омраченных неверием и маловерием. Человек Христов своим только существованием «озаряет» и «зажигает» всякого другого человека, он, как город, расположенный на горе, который не может укрыться, но становится образцом и примером для тех, кто его видит. И вы, христиане Фессалоник, светом своей веры и жизни по Христу освещаете многое, относящееся к вере. 1Фес.1:8 . Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать. Вера сама по себе учит. Даже когда молчит, само ее существование учит и проповедует Христа Бога. Но громогласно и пламенно говорит вера посредством любви, милостыни, поста, молитвы, целомудрия, смиренномудрия, терпения. Все эти добродетели непрестанно тайно и явно, видимо и невидимо благовествуют новую жизнь во Христе, сообщают познание Его Евангелия, учат о Спасителе и спасении, даже когда молчат уста и язык. 1Фес.1:9 . Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами. Вы, говорит, свидетели того, как мы обращались среди вас и с какой великой готовностью проповедовали: но и это для вас. Поскольку вы избранные, то мы так ревностно и трудились для вас. Ибо чего кто не потерпит за возлюбленных Божиих? Здесь он касается и своих подвигов, хотя прикровенно, так как желает сначала похвалить их. 1Фес.1:6 . И вы сделались подражателями нам и Господу, Укрепляет их как похвалой, так и напоминанием о том, что они не уступили ему в опасностях. Смотри, какая похвала – сделаться сразу подражателями учителю, и не только ему, но и Господу! Как же они стали «подражателями Господу»? Тем, что и Он Сам, претерпевши великие страдания, радовался: ибо Он для того и пришел добровольно, чтобы сказать Отцу: «прославь Сына Твоего» ( Ин.17:1 ). приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго, Вы приняли слово не просто при скорбях, но и «при многих», то есть с опасностями. И это можно видеть в Деяниях Апостолов. Однако эту скорбь, именно опасности, вы принимаете с радостью. Объясняя, как можно радоваться в скорби, сказал: «с радостью Духа Святаго». Дух не дал вам страдать: страдание было в них, как в телесных, а радость подавалась от Духа. Ибо как отроки были орошаемы в огне Духом прохлаждающим, так и вас в опасностях радовал Дух, указывая вам на будущее воздаяние. Смотри: тогда кто-либо делается подражателем Господу, когда переносит опасности с радостью Святого Духа. 1Фес.1:7 . так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии. Хотя Павел пришел к ним после других, однако, говорит, вы так просияли, что сделались учителями принявших веру прежде вас. И в этом подражание Павлу, так как и он пришел последним, но превзошел всех. Смотри же, не сказал: вы будете образцом для тех, кто уверует, но: вы для верующих уже «стали образцом», как должно веровать, – именно с теплотой и готовностью на опасности. Ахаией он называет Грецию. 1Фес.1:8 . Ибо от вас пронеслось слово Господне Слава о вашей добродетели сделала то, что проповедь стала известна всем и вы показали себя учителями всех. Выражение «пронеслось» – говорит как бы о трубе, громко звучащей и слышимой на большое расстояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Скорбь в них, как в телесных, а радость, как в духовных. Как же это? Обстоятельства скорбны, а то, что они производят, не таково, так как Дух не попускает этого. Оттого можно не радоваться среди страдания, когда кто страдает за грехи, но можно и веселиться среди бичевания, когда кто страдает за Христа. 3. Такова-то радость Духа! Вместо кажущихся печалей Дух Божий производит радость. Вас, говорит, огорчали и преследовали; но Дух не оставлял вас и тогда, и как три отрока орошаемы были в огне, так и вы в скорбях. Но как там орошение было действием не естества огня, но Духа прохлаждающего, так и здесь не естество скорби производит радость, но страдание за Христа и Дух, орошающий и чрез пещь искушений приводящий к прохладе и покою. Не просто говорит: «с радостью», но: «великою», так как это именно означают слова: «Духа Святого». «Так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии» ( 1Сол.1:7 ). Хотя он приходил к ним проповедовать позже, нежели к другим, но говорит: вы так просияли, что сделались учителями принявших веру прежде вас. И это – апостольское достоинство. В самом деле он не сказал: так что стали образцом для имеющих уверовать, но – стали образцом уже верующим, то есть, вы, вступив с самого начала в борьбу, научили этим, как должно веровать в Бога. «И в Ахаии», говорит, то есть, в Элладе. Видишь ли, как много значит усердие? При усердии, не нужно ни времени, ни промедления, ни отлагательства; достаточно только приняться за дело, и все будет приведено в исполнение. Оттого-то и они, приняв проповедь после других, сделались учителями принявших ее прежде. Итак, пусть никто не отчаивается, хотя бы, и много потратив времени, ничего не сделал. И в короткое время он имеет возможность сделать столько, сколько не сделал бы во всю прежнюю жизнь. Если неверовавший прежде так просиял в самом начале, то тем более (могут достигнуть этого) уже уверовавшие. Впрочем, имея это в мысли, – что в короткое время можно вознаградить все, – пусть никто не остается беспечным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010