В подчинении И. оказались иеромонахи Макарий (Александров), Иувеналий (Говорухин), Афанасий (Михайлов), иеродиак. Нектарий (Панов), мон. прп. Герман (Попов), а также послушники Михаил Фёдоров Говорухин, Косма Алексеев Телепнев (по др. сведениям, Евсеев), Димитрий Авдеев и Никита Семёнов. По ходатайству митр. Гавриила в окт. 1793 г. И. был возведен в сан архимандрита с пожалованием митры и наперсного креста. На дорогу ему было выдано 500 р., прочим членам миссии - по 250 р. Он получил инструкцию по образцу сочиненной в 1769 г. для Тобольской епархии и письменное наставление от митр. Гавриила. Митрополит, называвший служение И. апостольским, сформулировал ряд дисциплинарно-канонических предписаний для членов миссии, советовал во всем помогать местным жителям, постепенно и осторожно приучать их к молитве и посту. К инструкции прилагалась клятва, подразумевавшая особую ответственность миссионеров. Митр. Гавриил обеспечил миссионеров богослужебными Евангелием в серебряном окладе, сосудами, серебряным кадилом, облачениями и богослужебными книгами из Александро-Невской лавры. Из Московской Синодальной типографии были выданы 45 богослужебных книг и др. духовная лит-ра. 25 дек. 1793 г. миссия во главе с И. отправилась в Москву, оттуда 22 янв. 1794 г.- в Сибирь. 16 марта того же года миссионеры были в Иркутске. Здесь 20 апр. послушник Михаил был пострижен в монашество, а 30 апр. рукоположен во диакона. 2 мая того же года, с открытием судоходства по р. Лене, миссионеры (8 монахов и 2 послушника) отправились в путь и 13 июля прибыли в Охотск в сопровождении Шелихова, который снабдил миссию утварью, одеждой и продовольствием на 3 года, а также передал И. план предполагаемой церкви на Кадьяке. Уже в Иркутске миссионеры своим поведением и ревностью заслужили уважение местных жителей, к-рые провожали их «с великим усердием и слезами». По дороге, как отмечал архимандрит, «начиная с Якутска, усердно желающих якутов всюду, всюду крестили; где река пришла, тут и останавливаемся крестить». Имущество миссии везли 100 лошадей. Из Охотска, несмотря на бурю, выехали 13 авг. 1794 г. на судне «Три святителя» и 24 сент. добрались до Павловской Гавани о-ва Кадьяк, где компания уже имела поселение. Шелихов и Голиков обещали принять на себя содержание миссии, ее снабжение всем необходимым для богослужений осуществлялось из Охотска. Впосл., судя по более поздней записке капитана В. М. Головнина (1818), обеспечение церковными книгами, азбуками, свечами, вином для совершения литургии прекратилось. По прибытии И. поселился не в особых предназначенных для него покоях, а вместе с членами миссии. На Кадьяке, в Павловской Гавани, миссионеры построили деревянную ц. в честь Воскресения Христова (освящена в апр. 1796).

http://pravenc.ru/text/578080.html

Главный корпус голицынской больницы в Москве. 1796–1801 гг. Архит. М. Ф. Казаков. Фотография. 2009 г. Главный корпус голицынской больницы в Москве. 1796–1801 гг. Архит. М. Ф. Казаков. Фотография. 2009 г. В 70-90-х гг. XVIII в. К. активно строил для частных заказчиков, складывалась жилая застройка т. н. казаковской Москвы. Достоверно известно более десятка домов-усадеб, сооруженных в городе по проектам К. Нередко архитектор переделывал более старые постройки, иногда лишь интерьеры. Все проекты частных домов включены К. в первый альбом т. н. партикулярных строений. Типологически дома можно разделить на 3 группы: купеческие дома с лавками, как правило занимавшие квартал целиком; дома-усадьбы с флигелями и курдонером, отгороженные от улицы службами или оградой с воротами (по типу франц. отелей); усадьбы с главным домом, выдвинутым на красную линию улицы, и флигелями, расположенными по сторонам или на заднем дворе. Все 3 группы, имевшие прототипы в европ. архитектуре, сосуществовали одновременно (представление нек-рых исследователей, что 3-й тип был изобретен К., ошибочно). Дома 70-х гг. XVIII в. были выдержаны в духе раннего классицизма, декор фасадов ориентирован на такие образцы, как дворец митр. Платона или Сенат. Стилистика домов 90-х гг. XVIII в. ближе к с.-петербургской архитектуре зрелого классицизма стиля Дж. Кваренги. Обязательным элементом фасада стал портик (независимо от размеров и назначения здания). Наиболее известными и одновременно художественно выразительными «партикулярными строениями» К. являются дом И. И. Демидова в Гороховом пер. (1789-1791); дом Е. И. Козицкой на ул. Тверской (1791); дом купца М. П. Губина на Петровке (1793-1799); дом И. И. Барышникова на Мясницкой (1793-1801). В кон. XVIII в., в царствование имп. Павла, К. в отличие от др. успешных архитекторов екатерининской эпохи пользовался расположением власть имущих, вероятно, благодаря и дружбе с Баженовым, оказавшимся в чести у нового императора. В 1796 г. К. восстанавливал Новодевичий мон-рь после пожара. В 1797 г. для коронационных торжеств перестраивал Слободской дворец в Немецкой слободе. За эту работу К. получил чин статского советника. В том же году архитектор создал проект переустройства Кремля. Гораздо менее амбициозный и более реалистичный, чем проект Баженова, он тем не менее предполагал увеличение в 3 раза дворца Растрелли. Также К. проектировал новое здание Оружейной палаты (примерно на том месте, где его позже возвел Еготов) и колоссальный экзерциргауз, больше похожий на театр (проект создавался для преподнесения на коронации Павлу; не реализован).

http://pravenc.ru/text/1319792.html

В 20-30-х гг. XX в. ситуация резко изменилась, разрушение деревянных храмов приобрело катастрофический размах. В послевоенное время они, объявленные выражением подлинной народности, стали предметом специальных реставрационных исследований и охраны, началось создание музеев под открытым небом, куда свозились постройки из деревень (идея, впервые осуществленная в Скандинавии в 80-90-х гг. XIX в.). Но это лишь приостановило процесс утраты деревянных храмов, который продолжается и в наст. время. С 90-х гг. XX в. началось строительство деревянных храмов и часовен, как правило воспроизводящих традиц. образцы. Церкви Покрова Богородицы (1743), Богоявления (1793) и колокольня (XIX в.) в с. Лядины Архангельской обл. Церкви Покрова Богородицы (1743), Богоявления (1793) и колокольня (XIX в.) в с. Лядины Архангельской обл. Существует неск. вариантов классификации деревянных храмов. Ниже предлагается обобщенная схема с упоминанием наиболее ярких существующих храмов и в меньшей степени несохранившихся. Самым простым и распространенным является клетский тип храма, состоящий из одной (в случае часовен) или неск. (алтарь, основная часть храма, трапезная, притвор) прямоугольных в плане клетей, крытых 2-скатными крышами: церкви Воскрешения Лазаря из Муромского мон-ря, находящаяся ныне в Кижах (1464; датировка по: Сергеева Н. и др. Дендрохронологические исследования дерева ц. Воскрешения Лазаря из бывшего Муромского мон-ря//Культура и искусство народов в СССР. М., 1987. Вып. 7. С. 10-15), и Ризоположения из с. Бородава, перенесенная в Кириллов (1485), считаются древнейшими памятниками рус. деревянной архитектуры. Среди клетских выделяются храмы с крутой, т. н. клинчатой, кровлей (ц. Воскресения из с. Билюкова, ныне в Плёсе Ивановской обл. (1700)) и с кровлей с уступами (ц. вмч. Георгия в с. Юксовичи Подпорожского р-на Ленинградской обл. (1493, 1632)). Наиболее характерный тип многогранных храмов - 8-гранный от земли. Как правило, эти храмы завершались шатрами - Никольская ц. в с. Лявля Приморского р-на АО (1589), Георгиевская ц.

http://pravenc.ru/text/171732.html

Означенный сборник весьма обширный; он состоит из пяти больших томов с 3000 страниц текста. Вот имена подвижников, труды которых приведены в сборнике. Подвижники IV века: Антоний Великий , Авва Евагрий, Ефрем Сириянин, Макарий Великий и Марк Подвижник . Подвижники V века: Диодох епископ Фотики, Исайя Нитрийский, Исихий Иерусалимский , Иоанн Карпавский, Иоанн Кассиан Римлянин , Нил Синайский и Зосима Палестинский . Подвижники VI века: Исаак Сириянин, Иоанн Лествичник , Варсануфий и Иоанн. Подвижники VII века: Авва Дорофей , Максим Исповедник , Авва Фалассий . Подвижники IX века: Феодор Эдесский и Феодор Студит . Подвижники Х века: Симеон Благоговейный и Симеон Новый Богослов . Подвижник XI века. Никита Стифат . Подвижники XIV века: Игнатий Ксанфопул, Каллист Патриарх, Каллист Таликуд, Никифор Уединенник, Феолипт Филадельфийский , Григорий Синаит и Григорий Палама . Относительно времени жизни подвижников Симеона Архиепископа Солунского, Ильи Пресвитера, Максима Капсокаливита, Аввы Филимона, Филофея Синайского, Феогноста преподобного и Феодора преподобного, сочинения которых тоже помещены в сборнике Добротолюбие, сведений в этом сборнике не приведено. В Сборнике Добротолюбие не помещены труды Отцов Церкви: Василия Великого , Иоанна Златоуста и Григория Богослова , но в своих трактатах многие из перечисленных подвижников ссылаются на творения Отцов Церкви и цитируют их изречения. Сборник Добротолюбие издавался у нас в России много раз, и первое его издание на славянском языке вышло в 1793 году. Название этого первого издания на славянском языке было: Добротолюбие или Словесы и Главизны Священного Трезвения. Перевод с еллиногреческого языка в трех частях. Греческий же подлинник, с которого было переведено это Добротолюбие, был составлен по образцу Филокалии, 9 составленной в четвертом веке св. Василием Великим и Григорием Богословом в бытность их в уединении. После своего первого издания на славянском языке, состоявшегося в 1793 году, Добротолюбие издавалось по-славянски пять раз. В первом славянском издании оно заключало в себе сочинения только 17 подвижников. Засим первое издание Добротолюбия на русском языке было напечатано за время с 1883 г. по 1890 г. и составляет труд покойного Преосвященного Тамбовского Феофана (умер в 1894 году). В этом русском издании были уже помещены творения 35 подвижников. Затем по-русски оно издавалось еще раз. В последнем издании Добротолюбия 1905 года помещены уже творения 38 подвижников.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В 1793 году белые методисты направляли все свои усилия к тому, чтобы черные не построили своей капеллы, хотя им и не удалось воспрепятствовать последним в их намерениях. Один англиканский епископ помог черным методистам в их первой попытке к религиозной эмансипации от методистов белых. 1070 Удачный исход первой попытки не замедлил вызвать вторую, третью и т. д. Во многих местах стали появляться капеллы черных методистов, устроенные по образцу Вефиля (так названа капелла, устроенная в 1793 году); в них постоянно раздавалось экстатическое Богослужение, произносилась проповедь и происходили сборы пожертвований на дела благотворительности и для прославления тех, кто озаботился уничтожить негроторговлю. Особенною талантливостью отличались речи, которые были опубликованы в Филадельфии и Нью-Йорке министерами черными и цветными. 1071 Отсюда следует, что уже в конце прошлого столетия многие негры заявили себя людьми вполне даровитыми и способными стать на один уровень с проповедниками белыми; между тем последние никак не могли свыкнуться с мыслью о том, что представители этой угнетенной, забитой нации так быстро пойдут вперед, что успеют перерасти своих учителей. Не смотря на все попытки сгладить расовое недовольство между черными и белыми, нетерпимость последних дошла до того, что негры принуждены были отделиться от главной ветви методистов и основать самостоятельную церковь . Негры в своих общинах имели много черных проповедников, которые даже были посвящены в степени священства (диаконы, пресвитеры и епископы). Тем не менее белые методисты не хотели давать им самоуправление, подчиняя их постоянному надзору странствующих проповедников епископального методизма. 1072 Такое отношение к черным методистам и было поводом к разделению. Движение негров началось в Филадельфии, в 1816 году. Тогда передовою личностью среди черных методистов был некто Ричард Аллен. Он главным образом действовал для устроения первой негрской капеллы; он же был избран и посвящен в епископы для черных методистов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

В ранний период согласно архитектурной тенденции 1-й трети XVI в. колокольня имела форму столпа-октагона с подклетом, в верхнем ярусе находилась ц. в честь Богоявления. Над церковным помещением располагался ярус звона. Внутренние помещения перекрыты купольными сводами и соединены 3 внутристенными лестницами. Декор фасадов определяет кирпичная профилированная аркатура с белокаменными деталями. Среди столпообразных храмов Московской Руси того времени здание в М. П. м. при всей его уникальности более всего приближено в плане к храмам московской работы 20-30-х гг. XVI в. в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня и псковском Снетогорском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырях. Килевидная аркатура на фасадах, по мнению А. В. Яганова, была сделана по образцу московской постройки итал. образца, церкви-колокольни прп. Иоанна Лествичника (1505-1508, архит. Бон Фрязин) в Московском Кремле; другие приемы в декоре также указывают на русское переосмысление столичного образца для формирования упрощенного, монастырского варианта церковного здания «иже под колоколы» с папертями. Строительство храма связывают с именем правившего в Дмитрове сына вел. кн. Иоанна III Васильевича Юрия (Георгия) Ивановича. В М. П. м. церковь подобного типа была возведена к югу от собора, от нее сохранились 2 нижних яруса - высокий цоколь и сводчатая галерея с открытой аркадой. Кирпичная, она украшена белокаменными деталями. Внутренние помещения в древней части перекрыты купольными сводами, вход с запада оформлен как перспективный портал с килевидным завершением, «дыньками» в декоре и резным карнизом. В 1793 г. были возведены 2 дополнительных яруса звона в виде октагонов меньшего размера, с открытыми аркадами, перекрытые высокими сомкнутыми сводами, с главкой. Во 2-й пол. 60-х гг. XX в. древние части храма были отреставрированы; его восстановление и новое освящение состоялись в 2013 г. Колокол весом 219 пудов, отлитый в 1688 г. дмитровским мастером М. Лодыгиным, в 1790 г. был отправлен в С.-Петербург и помещен на колокольню Петропавловского собора (ныне в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи).

http://pravenc.ru/text/2563092.html

Сделавшись духовником братии, о. Максим во всем хотел быть примером для братии. Чтобы привести в бездействие телесные страсти и освободиться от лукавых помыслов, он, по Исааку Сирину (сл. 1), искал было полного пустынного безмолвия, но благодать Божия вела его ко спасению другим путем. В 1793 году о. Макарий, по образцу святогорскому, устроил в двух верстах от монастыря, в глуши монастырского леса, пустынные кельи и для своего временного уединения и для других любителей безмолвия. Иеромонах Максим временно также уединялся; но однажды случилось ему быть в пустыне решительно одному; была полночь; Максим стоял на молитве; вдруг за стеною его кельи послышался необыкновенный шум и говор, пустынник потерял присутствие духа, оставил все и прибежал в монастырь; после сего он уже никогда не отходил на пустынное безмолвие. Но недолго пустыннолюбивый инок наслаждался мирной жизнью на Пешноше: в 1805 году ему нужно было расстаться с пустынною обителью и переселиться в столицу. Это было так: митрополит Платон, называя Пешношу училищем благочестия и примером жизни монашеской, уважая ее настоятеля Макария, как мужа опытного в духовной жизни, поручал его ведению многие обители, в которых он должен был заводить общежитие по образцу своей обители и назначать в них настоятелей из своей братии. Понадобился настоятель в московский Сретенский монастырь; из пешношских иеромонахов никто не хотел поступить туда; требование было повторено и, наконец, против желания, был представлен иеромонах Максим, как 218 «старец благопримерной жизни». Смиренный инок смутился и явился лично к преосвященному просить об увольнении. На этот раз владыка показал себя строгим; прошение старца он принял за ослушание и, вместо строительства, послал его в тот же Сретенский монастырь в число братства. Можно понять, как тяжело было для Максима такое испытание; но, по воле Провидения, оно продолжилось недолго. В 1806 году определен был в Верлюковскую пустынь строителем друг его, иеромонах Пахомий; в нем-то и нашел себе утешение скорбевший старец. Явившись к Пахомию, он просил его избавить от шумной столицы и оставить при себе. Пахомий согласился, немедленно отправился к преосвященному и исходатайствовал Максиму не только прощение и указ о переводе в число братства Берлюковской пустыни, но и должность казначея. Здесь о. Максим подвизался с тою же ревностью, как и на Пешноше. Любя безмолвие, он хотел было ископать здесь себе пещеру, но песчаный грунт земли и вода заставили его оставить это намерение; пещера обрушилась и осталась в неизвестности. О. Максим, конечно, думал здесь же, в Берлюках, и окончить свою подвижническую жизнь, но испытание его окончилась: Господь послал ему утешение снова увидеть и переселиться на Пешношу.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Иоанникий, епископ Кавказский и Черноморский (Образцов Иван Яковлевич) Родился в 1793 году в семье причетника села Титовки Весьегонского уезда Тверской губернии. С 1803 года учился в Тверской духовной семинарии. В 1814 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 18 июля 1817 года окончил духовную академию со степенью кандидата и 31 июля того же года назначен учителем в Черниговскую духовную семинарию. 28 августа 1819 года пострижен в монашество; 29 августа рукоположен во иеродиакона, а 30 августа – во иеромонаха. В июле 1820 года назначен присутствующим в Черниговской духовной дикастерии (судебной палате. – Прим, ред.). С 16 августа 1821 года – ректор и профессор богословских наук Минской духовной семинарии. 16 февраля 1824 года назначен настоятелем заштатного Грозовского Иоанно-Богословского монастыря; в августе того же года перемещен ректором в Могилевскую духовную семинарию. 1 сентября 1825 года переведен в Тобольскую духовную семинарию; 7 октября назначен настоятелем Знаменского монастыря и 13 октября того же года возведен в сан архимандрита. С 4 января 1826 года – кафедральный цензор. 16 января 1828 года перемещен в Пермскую духовную семинарию. 13 июля 1829 года назначен настоятелем Нижне-Ломовского Богородицкого монастыря Пензенской епархии и в том же году 27 июля – ректором Пензенской духовной семинарии. 3 апреля 1832 года хиротонисан во епископа Вятского и Слободского. С 16 ноября 1835 года – епископ Оренбургский и Уфимский. С 20 ноября 1849 года – епископ Кавказский и Черноморский. 30 октября 1857 года по прошению уволен на покой в Нежинский Благовещенский монастырь. Скончался 18 апреля 1880 года. Погребен в Сретенском приделе Благовещенского монастыря. Существует мнение, что епископ Иоанникий был человеком очень ограниченных умственных способностей и не знал самых обыкновенных форм духовного производства. Был пристрастен и несправедлив. Окруженный своими племянниками, он позволял вмешиваться в дела управления не только им, но и их женам. Главным же пороком, в котором обвиняли его, было корыстолюбие.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Баварократия» (режим первого короля Оттона Баварского) предъявила свои претензии церковному порядку: по приказу короля сотни монастырей были закрыты, а их имущество и церковные ценности конфискованы. Под влиянием Фармакидиса-епископа, получившего образование на Западе, поклонника и последователя Просвещения, который использовал идеи Феофана Прокоповича и немецкую лютеранскую модель государства, – Церковь была реорганизована таким образом, чтобы пассивно вписаться в структуру нового, построенного по европейскому образцу государства. После резкого разрыва с Константинопольским Вселенским патриархатом была провозглашена государственная «автокефальная» Церковь , административно возглавляемая королем Оттоном, которая превратилась в служанку политической власти. Для большинства греков, более или менее сознательно отказывающихся признавать сложившуюся государственную систему, а также структуру и ориентацию официальной Церкви, это стало началом церковного и культурного отчуждения. Грекоязычное население средиземноморского бассейна – от Одессы до Александрии и от Корфу до Смирны – восприняло возникновение новогреческого государства не как романтическое и абстрактное возрождение античной Греции, «матери цивилизации», но как зародыш восстановления византийской цивилизации. В этом отношении знаменателен тот факт, что первая учредительная ассамблея Греции, открыто собравшаяся в Эпидавре в 1822 году, выработала конституцию, несомненно, вдохновленную французской конституцией 1793 года, но при этом связывающую греческое гражданство с принадлежностью к Православию, а не с расой, почвой, кровью и даже не с языком. (Парадоксальным образом одновременно провозглашалась свобода совести – как религиозная, так и политическая.) Так заявил о себе византийский дух. Однако, в конце концов в 1833 году дух Просвещения взял верх. Чтобы отстоять свою церковную и культурную идентичность в этой атмосфере отчуждения, греки в течение XIX столетия организуются в различные «партикулярные» движения. Так возникли «Общество защитников Православия» – тайное общество, созданное по образцу Этерии, а также народное движение под водительством монаха Папулакоса, признанного сегодня одним из великих святых этой эпохи, который был, подвергнут гонениям и тюремному заключению.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristos_Yannar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ ДАМАСКИН [араб.; Юсуф ибн Джирджис Муса ибн Муханна аль-Хаддад] (15.05.1793, Дамаск - 10.07.1860, там же), сщмч. (пам. в Антиохийской Православной Церкви (АПЦ) 10 июля вместе с др. жертвами Дамасской резни ), прот. И. Д. был младшим из 3 сыновей в семье ткача. Получив начальное образование, он был вынужден прервать учебу, чтобы помогать отцу, но продолжал заниматься по ночам. Изучил араб., греч. и евр. языки, риторику (под руководством известного мусульм. учителя); сличал араб. перевод Библии с Септуагинтой. Рукоположен во диакона и священника Антиохийским патриархом Серафимом по ходатайству дамасских христиан в 1817 г. (по др. сведениям, ок. 1821 - см.: Порфирий (Успенский). 1894. С. 255). Следующий патриарх, Мефодий (1823-1850), возвел И. Д. в сан протоиерея и назначил его экономом Патриархии. Сщмч. Иосиф Дамаскин. Икона. XX в. (часовня апостолов Петра и Павла в Антиохийской деревне, Пенсельвания, США) Сщмч. Иосиф Дамаскин. Икона. XX в. (часовня апостолов Петра и Павла в Антиохийской деревне, Пенсельвания, США) И. Д.- один из видных деятелей возрождения АПЦ в XIX в. Он активно занимался научно-просветительской деятельностью: в течение мн. лет произносил проповеди в кафедральном соборе Дамаска, за что получил прозвание Второй Златоуст; сверял араб. переводы богослужебных книг с греч. оригиналами; перевел на араб. язык «Катехизис» свт. Филарета (Дроздова) , митр. Московского; издавал святоотеческие творения; содействовал подготовке лондонского издания араб. перевода Библии 1857 г.; участвовал в диспутах с мусульманами, протестантами и мелькитами-униатами (см. ст. Мелькитская католическая Церковь ). С 1836 г. И. Д. возглавлял Патриаршую школу в Дамаске, носившую впосл. его имя, и сделал ее крупнейшим образовательным центром для правосл. христиан Сирии и Ливана. Нек-рое время (между 1833 и 1840) преподавал также в богословской школе Баламанда . В 1852 г. открыл высшее богословское учебное заведение по образцу крупнейших правосл. семинарий того времени; однако после кончины И. Д. оно прекратило существование. Иерусалимский патриарх Кирилл II (1845-1872) приглашал И. Д. для преподавания араб. языка в церковной школе в Иерусалиме, предлагая ему хорошее жалованье, однако И. Д. предпочел трудиться на родине. Учениками И. Д. были большинство иерархов АПЦ 2-й пол. XIX - нач. XX в., в т. ч. Антиохийский патриарх Мелетий II (1899-1906). С И. Д. встречались нек-рые российские церковные деятели и востоковеды (архим. Порфирий (Успенский) в 1843, Н. И. Ильминский в 1853), оставившие о нем похвальные отзывы.

http://pravenc.ru/text/673667.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010