1791 года в Сентябре 14 дня Отец Феофан поставлен в Игумена Новгородской Епархии Моденского монастыря. Слава о духовной жизни его распространилась повсюду. В два года управления сим монастырем прибыло туда более двадцати человек братии, число богомольцев со дня на день умножалось, так что прежний Игумен, остававшийся здесь же на покое, удивляясь сему, говорил: «странно, я сорок лет живу здесь, и почти никогда никто сюда не прихаживал». Феофан в столь короткое время успел устроить братскую трапезу и колокольню – каменные. Но в 1793 г., по желанию и прошению граждан Белоезерских, переведен был Игуменом же в Кирилло-Новоезерский монастырь, состоящий на красном острову нового озера, в тридцати верстах от Белоезерска и находившийся тогда в крайнем упадке. До него было в этой обители семь человек, и с ним пришли пять. Здесь с тою же ревностию, покорностью и смирением, с какими всегда исполнял возлагаемые на него послушания, прежде всего ввел он в сию обитель общежитие, и по всем частям учредил в ней новый порядок, по образцу монастыря Пешношского. Устав Церковного Богослужения, введенный Отцом Феофаном в Новоезерскую пустынь, неизменно соблюдается и доныне. Всенощное бдение на Воскресные и праздничные дни начинается в летнее время в семь часов по полудни, а зимою в час по полуночи, и продолжается обыкновенно четыре часа; в простые же дни утреня начинается в два часа по полуночи, и продолжается три часа. В шесть часов бывает ранняя Литургия, после которой отправляются молебны и панихиды для проходящих богомольцев. С девяти часов совершается Литургия поздняя. По окончании ее братия по два в ряд, служащий Иеромонах с так называемою просфорою Пречистыя, и Настоятель, поя Псалом 144: Вознесу Тя, Боже мой, и проч. идут в трапезу, где, по прочтении положенных уставом молитв, оная просфора раздробляется и раздается братии. Потом Настоятель благословляет трапезу, в продолжении которой чтутся поучения св. Отцев. По трапезе читаются благодарные молитвы, и раздается братии остальная часть просфоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Sokolov...

При о. Макарии Пешношская обитель восстала из развалин, возвеличилась и прославилась своим внешним и внутренним устройством. Неутомимый и сведущий в трудах хозяйственных о. Макарий еще более был неутомим в подвигах внутренней жизни. Слава о его строгой подвижнической жизни разнеслась по всей России, и к нему отовсюду стали приходить ревнители пустынножительства. При этом с каждым годом умножалось число богомольцев в обители, а вместе с ними появились и средства для ее возобновления 155 . Были вновь устроены монастырские здания, построена новая деревянная гостиница для богомольцев, а в глуши монастырского леса были построены кельи для любителей безмолвного пустынножительства. Пешношская обитель сделалась образцом того времени для других монастырей, и ее называли «училищем благочестия, примером жизни монашеской» 156 . К о. Макарию, как человеку опытному в духовной жизни, обращались за советами в затруднительных случаях настоятели других монастырей, а сам митрополит Платон ставил в пример Макария другим настоятелям, при этом говорил: «Пешноша в моей епархии вторая Лавра» 157 . Друг о. Макария Феофан, уже к тому времени ставший настоятелем Новоезерского монастыря, приезжал на Пешношу около 1793 г. и заимствовал общежительный устав, а также испросил у о. Макария некоторых из братии для устроения своего монастыря. Имя о. Макария тогда сделалось известным и за пределами России. Он находился в духовном общении и вел переписку с архимандритом Нямецкаго монастыря старцем Паисием Величковским , и получил от него в дар посох 158 . Увеличилось доверие митрополита Платона к о. Макарию – он поручил ему многие обители, в которых необходимо было заводить общежительные уставы по образцу Пешношской, и назначать в них настоятелей из своей братии. В распоряжение о. Макария были отданы в полное распоряжение следующие монастыри: Сретенский в Москве, Голутвинский в Коломне, Борисоглебский в Дмитрове; пустыни: Козельская Оптина, Давидова, Берлюковская, Екатерининская. Макарий усердно заботился о внешнем и внутреннем благоустройстве Пешношского монастыря, который действительно сделался училищем благочестия, рассадником монашеской жизни. 24 ученика о. Макария стали настоятелями разных обителей 159 . За свои труды о. Макарий получил от митрополита Платона благословение ходить с посохом прп. Мефодия Пешношского.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Запись изумительная. В ней заманчиво и странно совмещены принципы Декларации прав человека и гражданина, схемы Платонова идеального государства, реалии русского крепостничества, мечты о всеобщем благоденствии на бренной земле. Социальные преобразования — средство достижения вселенской цели; незаметное уравнение сословий — путь к общечеловеческой гармонии; существование классов — роковая помеха звучанию общественной музыки сфер… «Вы истинный член вашей фамилии: все Романовы революционеры и уравнители», — скажет Пушкин в 1834 году младшему брату Александра Михаилу Павловичу. Тот будет не то польщен, не то полуобижен, не то и задет, и польщен одновременно. Это не важно. Важно, что Пушкин угадал скрытый утопический мотив «родового сознания» правящей династии. На меньшее Романовы — по крайней мере дo Hukoлaя I — были не согласны, а большего и желать было невозможно. Но на пути к осуществлению этой фамильной утопии стояло одно-единственное препятствие — Россия. Такая, какою Бог ее дал, а не такая, какую хотелось бы иметь в распоряжении. Любое сверхисторическое намерение — от кого бы оно ни исходило, от Петра ли Первого, от Павла ли, — наталкивалось на невероятное сопротивление исторического материала; а поступать подобно Екатерине и затягивать роскошными чехлами многострадальное, изуродованное своей повсеместной неустроенностью Отечество Александр не хотел. Да уже и не мог. До 1793 года ему действительно могло казаться, что образцом разрешения подобных противоречий между желаемым и возможным, между человеколюбием и прагматизмом станет Франция; что любой тонущий монарх может теперь ухватиться за бычий пузырь конституции и начать уравнение страны с себя самого; что правда и мир встретятся на дворцовой площади; что король и буржуа облобызаются; что, облобызавшись, они заключат в свои объятия крестьянина и пролетария… Но в 1793 году выяснилось, что уличные объятия слишком тесны для короля. И тут мысль наследника русского престола повторила траекторию мысли молодого Лагарпа: если социальный эксперимент неизбежен (иначе — взрыв), а Европа слишком традиционна для экспериментов, то ориентиром должна стать авангардная страна Америка. Не ограниченная притяжением тысячелетнего опыта. Открытая для самого смелого политического творчества. Сумевшая хотя бы в северной своей части освободиться от невольничества, сбросить его «постыдное рубище». И — может быть, это и было для Александра главным — даровавшая не только своим неграм, но и своим правителям права личной свободы, о которых европейские государи не смели и мечтать.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/2/

Спасо-Евфросиниевский , 1 кл., в 3 в. от г. Полоцка. Основан в XII в. св. княжной Евфросинией (см. 23 мая); в 1579 г. был отдан иезуитам после взятия Полоцка Стефаном Баторием; в 1654 г. возвращен в православие; в 1667 г. снова попал в руки иезуитов; в 1820 г., когда иезуиты были изгнаны из Полоцка, перешел в казну; в 1832 г. передан был духовному ведомству; в 1840 г. восстановлен. Монастырский Спасо-Преображенский храм построен до 1160 г. пр. Евфросинией. Здесь в великолепной раке, между колоннами, параллельно иконостасу, покоятся мощи пр. Евфросинии, торжественно перенесенные сюда из Киево-Печерской лавры, по Высочайшему соизволению, с разрешения Св. Синода, в 1910 г. Это торжество перенесения св. мощей, совершенное по особому Высочайше одобренному порядку, с остановками в заранее указанных этим порядком городах и селах, длилось целый месяц, с 22 апр. по 22 мая. От Киева до г. Орши (Могилевской губ.) св. мощи следовали по Днепру на пароходе, а затем до г. Полоцка и Спасо-Евфросиниевской обители сухим путем, несомые на руках богомольцев. В мон. также хранятся: келия пр. Евфросинии на правой стороне хор, и устроенный ею в 1161 г. драгоценный шестиконечный крест, длиной в 11¾ верш., с частицами мощей свв. угодников. На нем вырезана надпись на славянском языке, что крест этот всегда должен пребывать в основанной др. Евфросинией обители. В 1897 г. в мон. освящен новый храм Воздвижения Креста Господня с тремя престолами. При мон. женское училище и образцовая цер.-прих. школа. Тадулинский Успенский , 2 кл., в 30 в. от Витебска, на бер. оз. Вымно. Учрежден в 1888 г. вместо мужского мон., существовавшего с 1842 г. на месте римско-католического, основанного в пол. XVIII в. Полтавская епархия Мужские: Густынский Св.-Троицкий , 3 кл., в 8 в. от г. Прилук, на острове Густыне, образованном р. Удаем. Основан в 1610 г. афонским иеросхимонахом Иосафом; в 1793 г. упразднен; в 1843 г. восстановлен. В мон. находится чудотворная Густынская, называемая также Ярмарковой, Смоленская икона Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Это было в недавнее время», добавил старец. Никита понял нравоучение и решился оставить Валаам. В Твери родители его еще были живы. Он снова поселился у них, но поселился ненадолго; желание иноческой жизни не оставляло его. Сдружившись с купеческим сыном Петром Волковым, который так же, как и он, желал оставить жизнь мирскую, и, порешив идти вместе в один монастырь, они испросили благословение родителей, иконные виды и прямо пришли в Пешношу. Строитель Игнатий вто время был уже в Тихвинском монастырь архимандритом, его преемником был иеромонах Макарий, который и принял их обоих в число братии. Строитель Макарий был достойным преемником Игнатия. Макарий пользовался особенною любовью и доверием преосвященного митрополита Платона; им восстановлено восемь монастырей; из учеников его 24 человека были настоятелями разных обителей. Игнатий оставил Макарию обитель еще не устроенною; при нем она не только восстала из развалин, но и возвеличилась и прославилась; ему же она вполне обязана и введением нового общежительного устава. Макарий оценил труды послушника Никиты, относился к нему всегда с особенной любовью и в 1795 году постриг его в мантию, назвав Максимом. Обеты монашества еще более возвысили и утвердили его в духовной жизни, что также не укрылось от настоятеля и не осталось без награды; в 1797 году он был посвящен в иеромонаха, а через год избран духовником братии, сделан ризничим и библиотекарем. В 1798 году и друг его послушник Петр пострижен в мантию с именем Пахомия. Сделавшись духовником братии, о. Максим во всем хотел быть примером для братии. В 1793 году о. Макарий, по образцу святогорскому, устроил в двух верстах от монастыря, в глуши монастырскаго леса, пустынные кельи и для своего временного уединения и для других любителей безмолвия. Иеромонах Максим временно также уединялся; но однажды случилось ему быть в пустыне решительно одному. Была полночь; Максим стоял на молитве; вдруг за стеной его кельи послышался необыкновенный шум и говор; пустынник потерял присутствие духа, оставил все и прибежал в монастырь; после сего он уже никогда не отходил на пустынное безмолвие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церковь Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (Архангельск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Зосимы, Савватия и Германа Соловецких на Архангельском подворье Соловецкого монастыря была освящена 17 сентября 1898 года. Время учреждения подворья может быть отнесено к концу XVI – началу XVII веков, когда город представлял собой древнерусскую крепость. Содержание История [ править править код ] Соловецкое подворье исторически связано с основанием города Архангельска. После пожара 1637 года, в котором сгорели все крепостные строения, Соловецкое подворье переместилось ближе к месту расположения торжища, на «Юрьев звоз». Подворье было призвано играть роль хозяйственного центра в городе. Соловецкий монастырь получал доход от рыбных промыслов, солеварения и отправлял свою продукцию в город Архангельск на продажу. Монастырю нужны были здесь склады, торговые лавки и келейные корпуса для монастырской братии. В 1667 году подворье имеет четыре больших деревянных здания: «…двор монастырский, келья белая новая на амбаре… другая келья белая с братнею… да у больших ворот келья новая…». К 1729 году на подворье уже семь отдельных корпусов, в числе которых настоятельские хоромы и административное здание («кельи от магистрата»), амбары, баня, погреба, а также семь больших торговых лавок. Сейчас трудно судить о первоначальном облике подворья, как и о точном местоположении. Оно горело в пожарах 1733, 1745 и 1793 годов. Однако, учитывая установившуюся традицию строить новые здания на старых местах, можно предполагать, что расположение подворья примерно совпало с местом на «Юрьевом звозе». К 1797 году для подворья был куплен у купца Беккера каменный дом. Он находился между Почтовой конторой и обывательским домом. Все названные строения были возведены по «образцовому» проекту, который представлял собой каменные дома с торговыми лавками внизу и жилыми помещениями вверху. Исторически сложившаяся структура квартала, где стоят эти здания, сохранилась до наших дней. В первой четверти XIX века подворье получает два каменных здания, а во второй четверти XIX века приобретает еще три городских участка. Завершающим этапом формирования комплекса (по набережной) можно было бы считать первую половину XIX века, если бы была сооружена церковь.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Зосимы...

Москва. Церковь Спаса Всемилостивого в Кускове. Храм Всемилостивого Спаса (Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня) в Кускове Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Домовая церковь усадьбы Кусково - самый старый памятник архитектуры усадьбы. Это один из редких образцов культовой архитектуры аннинского барокко. За свою 270-летнюю историю храм не перестраивался и дошел до нас почти неизменным. Его интерьер сохранил гармоничное архитектурное пространство и световоздушную среду бароного памятника. Возрождая традиции старинной усадьбы, в настоящее время в церкви по-прежнему проводятся службы, а над куполом парит белокрылый Ангел, осеняющий крестом, словно подтверждая девиз рода Шереметевых - " Бог сохраняет всё " . Летний каменный однопрестольный храм Спаса Всемилостивого в усадьбе Шереметевых построен в 1737-1739 гг. на месте обветшавшей деревянной церкви. Деревянная приходская церковь Спаса Всемилостивого во владении Шереметевых известна с 1624 года. Граф Петр Борисович Шереметев, вступив в права наследства после смерти отца, занялся преобразованием усадьбы Кусково. Реконструкция усадьбы началась с постройки нового каменного храма в 1737 году. Строительство летней каменной однопрестольной церкви Спаса Всемилостивого в стиле барокко эпохи Анны Иоанновны было завершено в 1739 году. Единственный престол церкви был освящен в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. По преданию, Папа Римский подарил отцу графа, Борису Петровичу Шереметеву, золотой крест с частицей Древа Животворящего Креста во время его поездки по Западной Европе. Старый граф завещал святыню сыну - Петру Борисовичу. Возведенный в стиле барокко, храм является древнейшей постройкой в усадьбе Кусково. Стоящая рядом колокольня со шпилем выполнена в формах классицизма (1793 г., архитекторы А.Ф. Миронов, Г.Е. Дикушин). С 1919 г. в усадьбе организован музей, в 1930-х гг. здание храма передано в его ведение. 14 августа 1998 г. чин малого освящения храма совершил епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов).

http://sobory.ru/article/?object=03361

Косино. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Преображения , Рождества Пресвятой Богородицы , Екатерины Александрийской Год постройки:Между 1783 и 1801. Колокольня - 1817-1820. Адрес: Россия, Кировская область, Верхошижемский район, село Косино Координаты: 58.029551, 48.946281 Проезд:Выезд из Кирова по Советскому Тракту-трассе Р-168 на Советск. Не доезжая Верхошижемья, правый поворот по указателю на Косино. От поворота, следуя через д. Безденежные, 11км. От ж/д вокзала в Кирове, до церкви в Косино - около 85км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храмозданная грамота на строительство каменного храма была получена 26 августа 1783 г. Главный престол в честь Преображения Спасителя, приделов Рождества Богородицы и во имя св. Екатерины. Екатерининский придел в теплом храме освящён первым в 1793 г. В сентябре 1799 г. освятили главный Преображенский престол. Колокольня возводилась 1817 - 1820 г.г. Для памятника архитектуры регионального значения (решение Кировского облисполкома 6/191 от 28.03.1983 г.)церковь очень сильно разрушена. В с. Касино (Косино) Преображенская церковь каменная, построена в 1790 году расстоянием от гор. Вятки в 80 верст, от уездного города в 73 верстах. Часовни: в починке Бакулинском деревянная и в деревне Дворищенской каменная, построена в 1897 г. Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика; квартиры для причта казенные, кроме священника Семина и диакона Персидского, имеющих свои дома. Земли: усадебной 4 десятины, пахотной 157 десятин, сенокосной 40 десятин 485 сажень. Причт пользуется половиной пахотной земли, а другой половиной владеют крестьяне бесплатно. Братский денежный доход: священника 600 руб., диакона 400 руб., псаломщика 200 руб.; руги собирается на весь причт до 90 пуд. ржи и 150 пуд. овса. Прихожан: православных русских 2676 муж. пола, 2677 жен. пола; приход состоит из 56 селений, расстоянием до 15 верст. Село расположено на ровной местности в 1 версте от речки Касинки, лес тоже в 1 версте от села. В селе четыре школы: земская мужская, церковно-приходская второклассная мужская, одноклассная образцовая мужская и одноклассная женская. В приходе три земские школы: Дымковская в 9 верстах, Гуринская в 5 верстах и Безденежная в 5 верстах. Главное занятие прихожан: плетение сарженых изделий, работы на смолокуренных заводах и бурлачество.

http://sobory.ru/article/?object=20017

Первое время икона находилась в Троицком соборе Кривоезерской пуст. (сначала деревянном, затем каменном). В 1827 г. с возведением в обители собора в честь Иерусалимской иконы Божией Матери К. и. была установлена в нем в особом киоте у правого столба. После закрытия Кривоезерской пуст. икона оставалась на месте по крайней мере до 30-х гг. XX в. (возможно, до 50-х гг. XX в., когда мон-рь был затоплен при строительстве Горьковского водохранилища). Служба иконе составлена в 1711 г. игум. Леонтием. Оригинальная рукопись Сказания и службы иконе до нач. XX в. находилась в б-ке Кривоезерской пуст., до наст. времени не сохранилась. Оба текста известны по списку 1793 г. (РНБ), принадлежавшему кинешемскому мещанину. Текст Сказания также вошел в 2 рукописных описания мон-ря - 1817 и 1866 гг., происходящих из архива Кривоезерской пуст. (ГАИО). Празднование иконе установлено в день ее освящения - 20 авг. Помимо этой иконы Кириллом Улановым за время пребывания в Кривоезерской пуст. были написаны еще 2 Иерусалимские иконы Божией Матери - маленькая келейная (1709) и большая в меру чудотворного (1715) (обе не сохр.), которые также постоянно находились в обители. Большая икона 1715 г. стояла в Никольском приделе Троицкого собора и имела следы оружейной дроби - последствие нападения на монастырь в XVIII в. банды разбойников. Этот образ часто носили в Юрьевец и по окрестным селам вместо чудотворного. В 1825 г. насельником Нило-Сорской пуст. иером. Никоном (Прихудайловым) (впосл. иеросхимонах Нил) с К. и. был выполнен уменьшенный список для Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Икона находится в главном иконостасе монастырского собора над царскими вратами. В отличие от оригинала на списке вместо апостолов на боковых полях изображены праведные Иоаким и Анна, образы мучеников на нижнем поле отсутствуют. По стилю живописи икона близка к образцам мастеров Оружейной палаты. Возможно, это келейная икона Кирилла Уланова, которую иером. Никон поновил перед отправкой на Афон. Известны списки афонской иконы, некоторые из них находятся в рус. правосл. храмах за рубежом (напр., в Копенгагене - принадлежал имп. Марии Феодоровне, в Ницце и др.) и пользуются местным почитанием.

http://pravenc.ru/text/2459055.html

vk fb tw ok @ g+ lj Храм Корсунской иконы Божией Матери vk fb tw ok @ g+ lj Храм Корсунской иконы Божией Матери vk fb tw ok @ g+ lj Храм Корсунской иконы Божией Матери vk fb tw ok @ g+ lj Храм Корсунской иконы Божией Матери Село Новое. Троицкий храм В Троицкой церкви села Новое сохранился роскошный барочный иконостас и образцы монументальной настенный живописи. Церковь, возведенная в 1776 году, замечательна еще и тем, что даже во времена гонений на веру богослужения в ней не прекращались. Вместе с жителями села и волонтерами Фонд занимается облагораживанием территории храма и заменой ветхой церковной ограды на новую. Также специалисты разрабатывают проект реставрации главного украшения исторической ограды – Святых врат, являющихся образцом раннего классицизма. vk fb tw ok @ g+ lj Троицкий храм Село Новое Ярославской области vk fb tw ok @ g+ lj Интерьер Троицкого храма Село Новое Ярославской области vk fb tw ok @ g+ lj Иконостас Троицкого храма Село Новое Ярославской области vk fb tw ok @ g+ lj Троицкий храм Село Новое Ярославской области Село Васильевское. Храмовый комплекс церквей Всемилостивого Спаса и Смоленской иконы Божией Матери Храмовый комплекс села Васильевское состоит из двух церквей. Церковь Всемилостивого Спаса была построена в 1733 году. По преданию, ранее на этом месте находились палаты князя Андрея Курбского. Храм всегда был действующим и не закрывался даже в самые суровые годы гонений. Именно в нем сейчас находится Казанская икона Божией Матери, чудесным образом спасенная во время закрытия церкви в селе Курба. Пятиглавый летний храм Смоленской иконы Божией Матери воздвигнут в 1793–1804 годах. Внутри него сохранился резной барочный иконостас XVIII века, недавно отреставрированный. Стены храма украшают росписи конца XIX столетия, имитирующие лепнину. vk fb tw ok @ g+ lj Храмовый комплекс церквей Всемилостивого Спаса и Смоленской иконы Божией Матери vk fb tw ok @ g+ lj Храм Смоленской иконы Божией Матери vk fb tw ok @ g+ lj Храм Смоленской иконы Божией Матери

http://pravoslavie.ru/141938.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010