Деяние Святейшаго Синода 29 января 1903 г. о канонизации преподобного Серафима Саровского  Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Семьдесят лет тому назад, во 2-й день января 1833 года, в Саровской пустыни мирно отошел ко Господу блаженный старец иеромонах Серафим. Своею высокою истинно-христианскою подвижническою жизнию он еще у современников своих стяжал общую к себе любовь и веру в действенную силу пред Богом его святых молитв, а после его блаженной кончины память о нем, утверждаемая все новыми и новыми знамениями милости Божией, являемыми по вере в его молитвенное предстательство пред Богом за притекающих к нему, широко распространяется в православном Русском народе и с глубоким благоговением им чтится. Вся жизнь его представляет высоко поучительные образцы истинно христианскаго подвижничества, пламенной веры в Бога и самоотверженной любви к ближним. Еще юношею он оставляет родительский дом в городе Курске и, никому неведомый, приходит в Саровскую обитель. Здесь он начинает жизнь свою с первых степеней послушания и смиренно проходит их, от всех приобретая любовь к себе и уважение за свою кротость и смирение. Восемь лет проходит предварительный искус в готовности его вступить на путь иноческой жизни и, 18 августа 1786 г., принимает иноческое пострижение с именем Серафима, а чрез два месяца поставляется в сан иеродиакона. Ограждаемый смирением, отец Серафим восходил от силы в силу в духовной жизни. Как иеродиакон, он все дни, с утра до вечера, проводил в монастыре, совершая службы, исполняя монастырския правила и послушания, а вечером удалялся в пустынную келлию, проводя там ночное время в молитве и рано утром опять являясь в монастырь для исполнения своих обязанностей. 2 сентября 1793 года он рукополагается в сан иеромонаха и с вящшею ревностию и усугубленною любовию продолжает подвизаться в духовной жизни. Его более не удовлетворяет, сам по себе для других тяжкий, труд иноческой жизни: молитвы, пост, послушание, нестяжательность. В нем раскрывается жажда высших и высших подвигов.

http://pravoslavie.ru/5261.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Пушкино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Бели-Архиерейское (ныне Пушкино) от Твери в 33-х верстах. Каменная Успенская церковь построена посреди села на средства прихожан, в том числе помещика поручика И.И. Давыдова, в 1781-1789 годах. Первоначально имела два престола: придельный Михаила Архангела (освящен в 1789 году) и главный Успения Пресвятой Богородицы (1793 г.). Симметричный относительно продольной оси основной объем представляет собой барочный восьмерик на четверике, к которому с востока примыкает пятигранная апсида. С запада к основному объему примыкает перестроенная в 1867-69 годах эклектичная трапезная с приделами Архангела Михаила и Богоявления Господня и столпообразная четырехъярусная колокольня в русском стиле, возведенная взамен прежней в 1902-1907 годах по проекту архитектора В.И. Назарина. Прихожан по состоянию на 1914 год согласно Справочной книги по Тверской епархии - 2657 мужчин и 2869 женщин. В советское время закрыта, разорена. В 1992 году возвращена верующим, однако продолжает находиться в плачевном состоянии. Церковь стоит в центральной части села, на большой площади, восточным фасадом обращена к дороге на Тверь. В селе, принадлежавшем тверскому архиерейскому дому, в 1721 г. вместо прежней была построена деревянная церковь Успения с приделом Архангела Михаила, сгоревшая в 1743 г. В 1750 г. сюда из архиерейского села Красное был перевезен деревянный храм. Каменную церковь Успения начали строить на средства прихожан, в том числе помещика поручика И. И. Давыдова, в 1781 г. Основные работы завершились в 1789 г., когда был освящен придел Михаила Архангела. Главный престол в храме освятили в1793 г. Строителем (подрядчиком?) был местный крестьянин Никита Ипатов. Колокольня имела квадратный в плане нижний ярус и два верхних яруса, составлявшие столпообразный восьмигранный объем с арочными проемами и пилястрами на углах. Новая трапезная с двумя приделами (Архангела Михаила и Богоявления) сооружена в 1867-69 г.г., а новая колокольня (по образцу строившейся тогда же колокольни Спасской церкви в Бежецке) - в 1902-07 г.г. по проекту архит. В. И. Назарина. При этом были разобраны второй и третий ярусы первоначальной колокольни. В настоящее время выломана часть южной стены трапезной, заложены боковые проемы первого яруса новой колокольни, утрачен невысокий шатер в ее завершении. В 1890 г. трапезная внутри была расписана в память о спасении Александра III и его семьи во время железнодорожной аварии 17 октября 1888 г. При этом " на видном месте " изображались святые, имена которых носили члены императорской семьи. Один из интереснейших памятников культовой архитектуры в Калининском р-не, отличающийся богатой строительной историей, которую отражают различные по стилю храм, трапезная и колокольня: храм характерен для тверской архитектуры раннего классицизма, трапезная выполнена в формах эклектики, а колокольня - яркий пример русского стиля.

http://sobory.ru/article/?object=01838

Новая Усмань. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Троицкая церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Архитектура деревянных церквей в XVII веке была трех типов: клетские церкви - двускатные и прямоугольные; шатровые - восьмиугольные и крестообразные в плане; и ярусные. Появились приделы, трапезные и высокие подклеты. Подвесные потолки устраивали " небом " в виде усеченной пирамиды. Первая церковь в Новой Усмани была рублена из дуба, как мы уже знаем - в начале XVII века, и простояла почти полтораста лет. По своей архитектуре она была клетская и представляла собой трехчастный объем с выделяющейся центральной кубической частью, с примыкающей к ней с востока - пятигранным алтарем, а с запада - прямоугольной трапезой. Второй этап развития села был ознаменован строительством первого в Новой Усмани кирпичного храма. Окончание строительства церквей - немало­важная деталь не только для определения даты основания населенного пункта, но также для определения смены периодов его развития. Так с построением первой кирпичной церкви в село пришел расцвет каменного строительства, заменившего собой деревянные постройки. Как правило церковь освящалась в честь того святого, празднование которого выпадало на день ее освящения. Так храм, построенный в 1785 году был освящен 16 августа (29 августа по нов. ст.), в честь празднуемого в тот день Перенесения нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа от Едессы в Царьград (в 944 году), в народе именовался Спасским. Освящал его управляющий Воронежской епархией епископ Тихон III (Малинин, 1745-1793 гг.). Число душ в приходе составляло: 2737 человек мужского пола и 2915 человек женского пола. При церкви имелось 114 десятин пахотной земли. По своей архитектуре храм был построен предположительно в стиле русского барокко. На смену барочным течениям в провинцию приходят, также с запозданием, классические влияния, начиная со стиля Людовика XIV, ярким образцом которого в Новой Усмани является церковь Казанской иконы Божией Матери. Построенная в 1870 году, она была выполнена с хорошим знанием кирпичной кладки. Здесь много высококвалифицированной работы мастеров строительства. Они все потрудились усердно, и уже одно это рождает уважение к душе труженика.

http://sobory.ru/article/?object=05243

Борятинский) соорудил каменную, с приделом св. Евфимия Суздальского, своего ангела по мирскому имени; храм этот впоследствии усердием доброхотных дателей был весьма богато украшен и иконы оного имели оклады с драгоценными камнями и жемчугом; но пожары 1720 и 1749 г., истребили все; после чего и придел св. Евфимия остался упраздненным, а самая церковь , по возобновлению, освящена 28 октября 1752 епископом Серапионом, Викарием Переславским. Здесь, в трапезе устроена, 1793, придел во имя Сергия Радонежского, вместо бывшего с 1700 года храма над св. вратами, который после пожаров возобновлен не был; тут же помещается старая бронзовая рака, в которой до 1816 года находился гробь Препод. Даниила. 3) Всех Святых; она существовала, как выше сказано, еще до основания обители; а в 1687 г. сооружена каменная тем же старцем Ефремом, по образцу древней, и при ней, у южной стены, устроен склеп, вроде пещеры, на том самом месте, где, по преданию, находилась моленная св. Даниила, в которой он тайно возносил мольбы к Богу, чрез оконце в церковь . При этом храме была некогда братская больница. – Монастырская ограда, почти на 300 саженях, построенная старцем Ефремом, была, по ветхости, возобновлена в 1760 и 1791 годах. В одной из башен есть св. колодезь, ископанный, как говорят, самим Препод. Даниилом. Между погребенными в обители замечательны: мать св. Даниила, Фекла (в иноч. Феодосия), и старец Ефрем, бывший кн. Борятинский, обогативший обитель, который скончался 1701, июля 1, и погребен подле настоятельских келий. В 1539 году учреждена здесь, вместо игуменства, архимандрия. – До 1764 года принадлежало монастырю более 3000 душ крестьяне. Переславский Епископ, Серапион (Латошевич), основал при оной обители, в 1753 году, семинарию. СПАСО-ЕВФИМИЕВ, муж. 2 класса, в уездном городе Суздаль, на берегу реки Каменки; состоит под управлением архимандрита. Он основан в 1352 году, по воле. В. К. Нижегородского Бориса Константиновича, Преподобным Евфимием, который и был здесь первым архимандритом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

С 2002 года священно-архимандритом монастыря является Преосвященнейший Феодосий, епископ Тамбовский и Мичуринский. 28 марта 2004 года впервые за последние 85 лет в обители епископом Феодосием был совершен постриг трех насельников монастыря. Монастырь имеет свое небольшое подсобное хозяйство в селе Воронцовка. В августе 2014 года в ходе двухдневного визита в Тамбов Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил памятник епископу Питириму, основателю Вознесенского монастыря, колокольню Казанского монастыря. В зданиях обители находится Тамбовская духовная семинария. При монастыре действует воскресная школа для детей и взрослых, где обучается более 150 человек. Колокольня Казанского собора - третья по высоте в России. Пятиярусная красно-белая колокольня достигает в высоту 99,6 метров. Храмы [ править править код ] Собор Казанской иконы Божией Матери [ править править код ] Была заложена как летняя церковь в 1791 году, освящена в 1796 году епископом Феофилом (Раевым). Построена по образцу Успенского собора Саровского монастыря. В этой церкви в 1811 году епископ Феофил и был погребён. На южной стене сохранилась плита с эпитафией над его могилой. По преданию, здесь же был рукоположён в иеромонахи прп. Серафим Саровский (1793 г.). Реставрация храма была завершена к празднованию 325-летия Тамбовской епархии - к августу 2007 г. 5 августа 2007 г. епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий совершил его великое освящение. Церковь Иоанна Предтечи [ править править код ] Зимний каменный храм, построенный в 1821 г., освящен в честь святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В этом храме богослужения совершаются в течение всего года, т. к. он отапливаемый. Домовая церковь Кирилла и Мефодия [ править править код ] Семинарский домовый храм. Освящен в 2005 году. Часовня в память о всех погребенных на монастырской территории [ править править код ] Построена по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в первый приезд на Тамбовщину в 1993 году и находится на месте монастырского некрополя между храмами, в память о всех погребенных на монастырской территории. Часовня над могилой архиепископа Евгения (Ждана) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_мужс...

Восстановленный святым Георгием монастырь стал оказывать значительное влияние на духовную жизнь всей округи, где монашество пришло к тому времени в упадок. Старец-настоятель учил иноков заботиться исключительно о славе Божией и благе ближнего и соблюдать четыре основополагающие заповеди монашества: ничего не совершать без благословения настоятеля, часто исповедоваться, иметь верное рассуждение о собственных поступках и пребывать в смирении. Преподобный Георгий старательно следовал святоотеческому учению и заветам великого обновителя общежительного монашества старца Паисия. Однако он понимал, что некоторые из этих заветов все же нелегко применить к его общине: например, управление большим числом монахов разных национальностей и напряженное совершение умной молитвы. Поэтому он ограничил число монахов у себя в обители тремястами, уделяя преимущественное внимание литургической молитве. Когда преподобного постигла тяжелая болезнь, он по просьбе учеников составил духовное завещание, в котором изложил свои наставления и заветы. Вскоре Бог вернул старцу здоровьеи он продолжил свой пастырский подвиг. Ввиду его успехов в Чернике, в 1793 году митрополит Унгро-Влахийский Филарет II также вверил ему Кэлдэрушанский монастырь. С апреля 1794 года отец Георгий жил в обеих обителях попеременно, назначая в них также игуменов-наместников, особенно на время своего отсутствия. В обоих монастырях он ввёл афонско-паисиевский общежительный устав, включавший семикратное ежедневное богослужение, частую исповедь, послушание, постоянную молитву, общую трапезу. Преподобный Георгий продолжал управлять обоими монастырями до самого конца своей земной жизни. Преставился он 3 декабря 1806 года. Был погребён в Черникском монастыре, перед храмом святого Лазаря. После кончины святой Георгий снискал почитание как пастырь высокой духовной жизни, руководитель двух великих монашеских центров Валахии, возобновитель истинного монашеского жития по афонским и паисиевским образцам. Старец имел много учеников и последователей, таких как святой Каллиник Черникский, протопсалт иеромонах Макарий и другие. Его завещание-поучение от 1785 года распространилось во многих копиях.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=300...

Первой по времени, на месте Никольской, сооружается Спасо-Преображенская церковь с приделом Николая Чудотворца, освящены они в 1647 г. Строительство Благовещенской церкви с приделами Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев и Архистратига Михаила было завершено в 1683-1684 гг. Одновременно с их освящением был освящен и второй придел Спасо-Преображенской церкви – Усекновения главы Иоанна Предтечи. Турчасовский «тройник». В 1776 г. в результате опустошительного пожара погост с двумя церквями, колокольней и всеми постройками полностью выгорел. Последний, ставший хрестоматийным турчасовский «тройник» - две церкви (летняя и зимняя с трапезой) и колокольня – отстроен на месте сгоревших храмов, скорее всего, в старых, освященных временами формах. Сложная строительная биография ансамбля растянулась почти на 30 лет. Возобновлению храмов предшествовала длительная переписка с епархиальным и синодальным начальством, с «приложением планов оных церквей», после которой церковь Преображения с двумя приделами освящена в 1786 г., колокольня «закончена постройкой» в 1793 г. А Благовещенская церковь, как выясняется из казенного епархиального циркуляра от 1779 г., «за недородом хлеба и на постройку денег и поныне еще недостроена». Из другого документа, уточняющего датировку памятника, следует, что «настоящий Благовещенский храм (холодный) заложен к постройке в 1781 г., а окончен в 1795 г. Построен в совокупности в одном здании с теплою трапезою и с приделами... которая построена первее всех храмов, а именно в 1776 и 1777 годах». Вся группа сооружений стоит на открытом возвышенном пространстве, что усиливает впечатление величавости и цельности ансамбля. Примечательно, что ансамбль, появившийся в конце XVIII в., на «закате плотницкого искусства», и особенно трапезная Благовещенская церковь, являются общепризнанным образцом именно древнерусского зодчества. Уже в 20-е годы XIX в. турчасовские храмы вступают в период переделок и перестроек на «новый манер» срубы закрываются гладким тесом и забеливаются «под каменное дело»; растесываются оконные и дверные проемы; в интерьере Преображенской церкви в верхней части четверика появляются большие живописные панно, для освещения которых в стенах прорубаются круглые окна-иллюминаторы. Общее кризисное состояние народной жизни проявляется во многих сферах, и в частности в церковном строительстве, которое все менее становится народным. Благовещенский храм был уничтожен пожаром в 1964 году.

http://sobory.ru/article/?object=38401

В основе рус. деревянного храма - бревенчатый сруб; комбинации различного количества срубов с разными типами завершений объясняют многообразие типов рус. храмов. С кон. XVII в. фиксируются пирамидальные распорные потолки («небеса»). Криволинейные поверхности (главы, барабаны, нередко бочки) покрывались лемехом, прямоскатные кровли - тесом. Высотные храмы доминировали над низкой деревянной застройкой сел. Для Русского Севера, где погосты служили средоточием жизни обширной округи, были характерны ансамбли - из холодного летнего (как правило, бóльшего), теплого зимнего храмов и колокольни. Выдающимся образцом был Великодворский погост в Юроме Лешуконского р-на Архангельской обл. (далее: АО) с церквами арх. Михаила (1685) и прор. Илии (1729). До наст. времени сохранилось всего 4 ансамбля-«тройника»: в Малошуйке Онежского р-на АО (церкви Никольская (1638) и Сретенская (1873), колокольня (1807)) и в Нёноксе под Северодвинском (церкви Троицкая (1727-1729) и Никольская (1763), колокольня (1834)), а также в Лядинах Каргопольского р-на АО (церкви Покровская (1743) и Богоявленская (1793), колокольня) и на о-ве Кижи в Карелии (церкви Преображенская (1714) и Покровская (1694, 1764), колокольня (1874)). Иногда строились ансамбли из 3 храмов и колокольни, напр. в с. Шуерецком Беломорского р-на Карелии (церкви Параскевы Пятницы (1666), Николы (1753), Климента (1787), колокольня) и в с. Чекуеве Онежского р-на АО (церкви Успения (1675), Сретения (1677), Преображения (1689), колокольня (1740)). Рус. деревянное зодчество не имеет аналогов в мире как по количеству и размерам памятников (высота некоторых храмов достигает 45 м), так и по их художественным качествам. Церковь Преображения Господня на о-ве Кижи, Карелия. 1714 г. Церковь Преображения Господня на о-ве Кижи, Карелия. 1714 г. Создание последовательной картины развития рус. деревянного зодчества затруднено из-за отсутствия памятников старше XV в., сложности датировки, а также из-за того, что до наст. времени сохранились в основном приходские храмы и только единичные из городских или монастырских. До Крещения Руси строительство было деревянным; первые деревянные христ. храмы копировали каменные визант. образцы (в нач. XI в. упом. 13-главый собор Св. Софии в Новгороде), но конкретные их формы неизвестны. Самые ранние сохранившиеся храмы - клетские, существовали также многогранные, возможно деревянный вариант каменных ротонд (напр., Успенские соборы в Вел. Устюге (до 1490 и 1492), «круглые... о 20 стенах» - Шургин. 2006. С. 8), в XV в. распространились постройки с крестообразным планом. С XVII в. формы деревянных церквей усложнились, возникло множество сочетаний основных объемов храмов и их завершений - процесс, протекавший и в каменном зодчестве. Можно говорить и о наличии региональных школ XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/171732.html

Митр. Иерофей (Малицкий). Портрет. XVIII в. (НКПИКЗ) Митр. Иерофей (Малицкий). Портрет. XVIII в. (НКПИКЗ) В 1798 г. управление К. е. было реформировано. Митр. Иерофей ввел инструкцию для благочинных по образцу великорус. епархий. Протопопские правления преобразовались в духовные, действовавшие во всех 11 уездных городах на территории епархии (Киевский у. с 1793 был подчинен непосредственно дикастерии). Во главе духовных правлений стояли протопопы соборов в уездных городах (в 1798 вместо должности протопопа была учреждена должность соборного городского или уездного протоиерея с широким объемом власти, в 1841 по новому уставу консисторий полномочия протоиереев сократились, фактически должность просуществовала до 90-х гг. XIX в.). Уездные церковные округа разделялись на благочиннические во главе с приходскими священниками. Указом от 26 февр. 1798 г. митр. Иерофей отменил выборность благочинных и членов духовных правлений, утвердив назначение их митрополитом; тем же постановлением, ссылаясь на указ Синода от 7 мая 1797 г., митр. Иерофей потребовал, чтобы в каждом благочинническом округе было 10-15 приходов. Эти распоряжения не выполнялись. Так, в вошедших в К. е. благочиннических округах бывш. Киевского воеводства Речи Посполитой, а также Брацлавщины благочинные продолжали избираться всем духовенством округа. В 1797-1798 гг. митр. Иерофей боролся против практики избрания общинами священнослужителей. Официально выборность священнослужителей была отменена в 1786 г., но прихожане, избрав ставленника, подавали прошения о его рукоположении. В 1797 г. имел место конфликт вокруг киево-подольской Васильевской ц., прихожане которой выбрали священником диакона этой церкви Евфимия Чернявского, а митр. Иерофей, проигнорировав их решение, назначил на приход свящ. Петра Кнешинского. Миряне не пустили священника в храм, митрополит обратился за помощью к властям, протест был подавлен. Суд управы Киевского благочиннического округа поддержал мирян, а не митрополита. Во избежание подобных происшествий митр. Иерофей в марте 1798 г. издал распоряжение, по к-рому миряне имели право подавать не прошения о рукоположении кандидата во иерея, но рекомендацию кандидату, аналогичную рекомендацию мог давать и помещик - владелец прихода. В 1816 г. епархиальному начальству было предписано не обращать внимания на такие рекомендации.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010