Образовательные организации по подготовке профильных специалистов рассматриваются в рамках проекта Положения как неотъемлемая часть единой образовательной системы Русской Православной Церкви. В связи с этим согласно проекту Положения при Учебном комитете Русской Православной Церкви формируется Межведомственная комиссия, включающая представителей профильных синодальных учреждений. В задачи Межведомственной комиссии входит проведение церковного лицензирования и аккредитации образовательных организаций по подготовке специалистов по направлениям церковного служения. Церковная лицензия подтверждает право организации вести образовательную деятельность по программам подготовки специалистов по одному или нескольким направлениям церковного служения. Свидетельство о церковной аккредитации подтверждает соответствие программ подготовки специалистов, реализуемых образовательной организацией, церковным образовательным стандартам, и дает образовательной организации право выдавать выпускной документ церковного образца. Также в задачи Межведомственной комиссии входит инспектирование и общий контроль образовательной деятельности в епархиальных образовательных учреждениях. Непосредственный контроль осуществляет при этом епархиальный архиерей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить Положение о порядке реализации программ по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности. 2. Учебному комитету во взаимодействии с профильными синодальными учреждениями сформировать Межведомственную комиссию, предусмотренную в Положении. 3. Межведомственной комиссии при Учебном комитете переработать положения о выдаче представлений профильных синодальных учреждений образовательным организациям в целях реализации программ подготовки специалистов по направлениям церковного служения в единое Положение о церковном лицензировании и аккредитации образовательных организаций по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности с указанием порядка функционирования Межведомственной комиссии на основе принципа единогласного принятия решения всеми членами комиссии и представить на утверждение Высшего Церковного Совета.

http://pravoslavie.ru/64591.html

В Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия продолжили работу краткосрочные курсы повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской Православной Церкви. 13 июня. ПРАВМИР. 12 июня 2012 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия продолжили работу краткосрочные курсы повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru . В этот день лекции прочитали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Р.А. Силантьев, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов, а также и.о. заместителя председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви игумен Митрофан (Шкурин), который передал ректору Общецерковной аспирантуры митрополиту Волоколамскому Илариону, а также Преосвященным слушателям курсов приветствие председателя Отдела митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. В лекции на тему «Проблемы современных церковно-государственных отношений в сфере образования» игумен Митрофан затронул практические вопросы организации епархиальной деятельности в образовательной сфере, обозначил правовые вопросы православных общеобразовательных организаций, задачи для общеобразовательных и воскресных школ. Особое внимание было уделено правовым основам преподавания Основ православной культуры (в рамках курса ОРКСЭ), имеющейся статистике и проблемах правоприменительной практики и взаимодействия с государственными и муниципальными органами управления образованием. В ходе дискуссии были прокомментированы в части регулирования правоотношений в образовательной сфере Федеральные законы: «Об образовании в Российской Федерации» 1992 года с последующими поправками, «О некоммерческих организациях» 1996 года, «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 года и поправки к законам «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти» и «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации». Лекция завершилась критическим обзором состояния церковно-государственных отношений в образовательной области, а также информацией о правовых и понятийных коллизиях образовательной деятельности и обучения религии.

http://pravmir.ru/v-moskve-prodolzhayut-...

б) Наличие у штатных преподавателей и штатных совместителей индивидуальных планов работы, включающих разделы " научно-исследовательская работа " и " учебно-методическая работа " ; в) Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы (учебники, учебные пособия) по всем дисциплинам образовательной(-ых) программы(-амм) из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся; г) Учебно-методическое обеспечение программ по подготовке специалистов, в том числе, утверждение учебников по дисциплинам программы, для профильных циклов программ осуществляется профильными синодальными отделами: катехизаторов - Синодальным отделом религиозного образования и катехизации, миссионеров - Синодальным миссионерским отделом, молодежных работников - Отделом по делам молодежи, социальных работников - Отделом по церковной благотворительности и социальному служению; за учебно-методическое обеспечение общего цикла богословской подготовки ответственен Учебный комитет. Для проверки качества образовательной программы Учебный Комитет вправе проводить выборочное рецензирование ее элементов (в соответствии с пунктом 9.4 настоящего Положения). 6. Аккредитационные требования Аккредитационными требованиями, предъявляемыми к соискателю церковной аккредитации образовательных программ подготовки специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности, являются: 6.1 Соблюдение при осуществлении образовательной деятельности условий выдачи представления , изложенных в пункте 5 настоящего Положения; 6.2 Соответствие подготовки выпускников образовательной организации требованиям к результатам обучения, сформулированным в церковных образовательных стандартах и иным требованиям, утвержденным Межведомственной комиссией; II Организация и осуществление экспертной оценки, выдачи представления, церковной аккредитации и последующего надзора 7. Полномочия, права, обязанности и ответственность Межведомственной комиссии, Учебного комитета, Синодальных учреждений в области экспертной оценки, выдачи представления и церковной аккредитации

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

Архив Пн Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации провел совещание с руководителями епархиальных образовательных отделов 30 января 2024 г. 10:18 26 января 2024 года в Белом зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы в рамках XXXII Международных Рождественских образовательных чтений состоялось совещание «Образование и просвещение: актуальные задачи Русской Православной Церкви и ее соработников». Совещание провел председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации   митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений . В секции Рождественских чтений приняли участие представители Синодального отдела религиозного образования и катехизации, руководители и сотрудники епархиальных образовательных отделов. Модератором мероприятия выступил иеродиакон Вячеслав (Серегин), руководитель аппарата и помощник председателя синодального отдела. Основными вопросами обсуждения совещания стали образование и просвещение, актуальные задачи Русской Православной Церкви и ее соработников. Митрополит Евгений подвел итоги работы 2023 года и рассказал о деятельности отделов Синодального ОРОиК. Владыка Евгений обратил внимание на вопросы приходского просвещения, развития православных школ и гимназий, на работу воскресных школ для взрослых. Архиерей также обозначил приоритетные направления работы в 2024 году, в числе которых популяризация модуля «Основы православной культуры» в рамках предмета ОРКСЭ, повышение квалификации педагогов на площадке «Клевер лаборатория», развитие приходской катехизации через участие в Патриаршей программе изучения Библии, использование Единого учебно-методического комплекса для приходских занятий с детьми. Председатель синодального отдела рассказал о проекте «Киноуроки в школах России и мира», затронул тему урока «Разговоры о важном» и возможных предложений по его содержанию. Митрополит Евгений предложил присутствовавшим проанализировать каждое направление деятельности епархиального отдела религиозного образования и катехизации, дать соответствующую оценку, наметить ближайшую перспективу на год. «Православное образование» /Патриархия.ru Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6098839.ht...

Председатели Отдела религиозного образования и катехизации и Учебного комитета обсудили вопросы разработки Образовательной концепции Русской Православной Церкви 2 июня 2012 г. 10:49 1 июня 2012 года, во исполнение решений Архиерейского Собора от 2-4 февраля 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», состоялось рабочее совещание председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия и председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископа Верейского Евгения . В совещании приняли участие и.о. заместителя председателя Отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин), первый заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Максим Козлов , а также сотрудники ОРОиК. Участники встречи обсудили этапы и сроки разработки Образовательной концепции Русской Православной Церкви, отметив, что в готовящемся документе будут представлены характеристика и состояние современного религиозного образования в России, предложено церковное видение последовательности этапов его развития. Проект одного из основополагающих документов в области образовательной деятельности будет развивать положения Основ социальной концепции Русской Православной Церкви и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Также в ходе совещания были подведены итоги организационного этапа создания региональных центров по подготовке приходских и благочиннических специалистов высшего образования, требующихся Церкви в ее миссионерском, социальном, катехизическом и молодежном служении. В качестве приоритетной была обозначена задача по организации подобных центров не только в Москве, но и по всей России. Среди других вопросов, требующих совместной координации усилий Отдела религиозного образования и катехизации и Учебного комитета, — вопросы подготовки к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года и 25-летия со дня кончины (24 мая 2013 года) выдающегося философа А.Ф. Лосева (монаха Андроника). Отдел религиозного образования и катехизации /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2260871.ht...

- взаимодействие с родительским сообществом, в том числе, в рамках консультативной помощи, по вопросам духовно-нравственного развития, образования и воспитания подрастающего поколения; - организация и проведение в благочинии, при содействии специалистов Отдела, образовательных циклов лекций, конференций, семинаров, консультативных занятий и т.п. для педагогов любых специальностей общеобразовательных учреждений района в целях повышения уровня их квалификации в сфере обучения и воспитания на основе православной культуры, а также обобщения и распространения успешного опыта работы в данной области; - организация и проведение в благочинии, при содействии специалистов Отдела и других епархиальных структур, образовательных циклов лекций, семинаров, конференций, консультативных занятий и т.п. для священно- и церковнослужителей благочиния в целях повышения уровня их подготовки в области педагогики, детской возрастной психологии, освоения новых образовательных методик и принципов организационно-методической деятельности; - организация исследовательской, аналитической и методической деятельности в области духовно-нравственного просвещения, культурного и патриотического воспитания детей и молодежи; - организация на базе Центра деятельности по созданию специализированного библиотечного и мультимедийного фонда, необходимого для реализации целей и задач Центра (материалы по методике преподавания предметов духовно-нравственного содержания, литература по духовно-нравственному воспитанию и образованию детей и молодежи, учебники по православной культуре, педагогике и психологии, учебные программы по предмету ОПК, иные программы по дополнительному образованию и воспитанию, рекомендованные СПб АППО и Отделом); - организация и проведение в благочинии образовательных и культурно-просветительских мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, концертов, диспутов, конференций, и т. п.) с участием воспитанников детских садов, учащихся общеобразовательных учреждений, воскресных школ, православных гимназий, а также районных духовно-просветительских центров и центров дополнительного образования;

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

У продовжують роботу курси для новопоставлених 13 червня 2012 р. 09:42 12 июня 2012 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялся второй день работы краткосрочных курсов повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской Православной Церкви. Лекции в рамках курсов для прочитали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Р.А. Силантьев, председатель  Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов , а также и.о. заместителя председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви игумен Митрофан (Шкурин), который передал ректору Общецерковной аспирантуры митрополиту Волоколамскому Илариону , а также Преосвященным слушателям курсов приветствие председателя Отдела митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия . Игумен Митрофан прочитал лекцию на тему «Проблемы современных церковно-государственных отношений в сфере образования». Игумен Митрофан затронул практические вопросы организации епархиальной деятельности в образовательной сфере, обозначил правовые вопросы православных общеобразовательных организаций, задачи для общеобразовательных и воскресных школ. Особое внимание было уделено правовым основам преподавания Основ православной культуры (в рамках курса ОРКСЭ), имеющейся статистике и проблемах правоприменительной практики и взаимодействия с государственными и муниципальными органами управления образованием. Во время дискуссии были прокомментированы в части регулирования правоотношений в образовательной сфере Федеральные законы: «Об образовании в Российской Федерации» 1992 года с последующими поправками, «О некоммерческих организациях» 1996 года, «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 года и поправки к законам «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти» и «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации». Лекция завершилась критическим обзором состояния церковно-государственных отношений в образовательной области, а также информацией о правовых и понятийных коллизиях образовательной деятельности и обучения религии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2282023...

3.9 Межведомственная комиссия проводит процедуру экспертной оценки образовательной деятельности и церковной аккредитации программ подготовки специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности, а также осуществляет выдачу, отзыв представления и контроль реализации названных образовательных программ в данных организациях . Председателем Межведомственной комиссии является первый заместитель председателя Учебного комитета - по должности. В состав Межведомственной комиссии входят также представители Учебного комитета, Синодального отдела религиозного образования и катехизации, Синодального миссионерского отдела, Отдела по делам молодежи, Отдела по церковной благотворительности и социальному служению по представлению их руководителей. Руководители синодальных учреждений вправе определить одного или нескольких человек для участия в работе Межведомственной комиссии. Право голоса в Межведомственной комиссии принадлежит одному определенному сотруднику синодального учреждения. 4. Цели, задачи, принципы экспертной оценки образовательной деятельности и церковной аккредитации образовательных программ 4.1 Непосредственной целью экспертной оценки образовательной деятельности и аккредитации образовательных программ подготовки специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной, социальной деятельности является установление соответствия названных образовательных программ условиям выдачи представления и аккредитационным требованиям, изложенным в пп. 5 и 6. 4.2 Помимо этого, экспертная оценка и церковная аккредитация как форма профессионально-общественной аккредитации призваны способствовать решению следующих задач церковной деятельности в сфере образования: а) обеспечение церковной и церковно-общественной деятельности качественно подготовленными специалистами; б) развитие потенциала образовательных организаций, готовящих кадры для Церкви и уже обладающих кадровой и материальной базой; в том числе - повышение научно-исследовательского и учебно-методического потенциала преподавателей данных организаций;

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

Однако есть и другая сторона в нашей работе. С течением времени все большее число педагогов стало вовлекаться в процесс преподавания духовно-нравственных дисциплин в образовательных учреждениях Московской области. Об этом можно судить и по тому, сколько учителей прошли курсы профессиональной подготовки, и по тому, насколько подмосковные педагоги деятельно участвуют в творческой разработке программ и методик в этой области. Есть все основания говорить о том, что наше учительство горячо и искренне откликнулось на возможность совершенствования воспитательно-педагогического процесса при опоре на традиционные ценности. Поэтому-то формат чтений предполагает и обмен опытом, и широкое распространение нового педагогического опыта, тем самым стимулируя инновационную деятельность. Нас радует то обстоятельство, что во многих муниципальных образованиях Московской области есть примеры установления дружественных отношений сотрудничества между педагогами и священнослужителями. Являющаяся наследием прошлого атмосфера отчуждения постепенно преодолевается и на смену ей приходят взаимоуважительное соработничество и конструктивный обмен опытом. Важно отметить, что происходит это на фоне общего положительного отношения родительской общественности и детей к возможности получения в образовательных учреждениях знаний о православии, о его месте в отечественной истории и культуре. В сложившейся ситуации есть основания видеть залог дальнейшего поступательного развития духовно-нравственного просвещения и воспитания. Думается, что в будущем усилия должны быть направлены в сторону закрепления различных направлений этого процесса. Под этим подразумевается, с одной стороны, преподавание дисциплин, в рамках которых изучается Православие, в широком спектре образовательных учреждений — от дошкольных, через средние и до средних профессиональных, а, с другой стороны, последовательная систематизация обучения в контексте различных возрастных категорий учащихся. Идя таким путем можно достичь реализации стоящих перед обществом задач в области формирования здорового духовно-нравственного облика подрастающего поколения».

http://patriarchia.ru/db/text/2619391.ht...

— участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; — реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися  в рамках отдельных программ , согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и одобренных педагогическим советом и родительским комитетом образовательного учреждения; — проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении " . Православный компонент общего образования реализуется частично за счет обязательной части (­ОРКСЭ), частично — за счет части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, включая внеурочную деятельность (если школы работают в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)). Если же школы (классы) работают в рамках Государственных образовательных стандартов (ГОС), то православный компонент реализуется за счет регионального и школьного компонента образовательной программы. В учебном плане эти части обозначены в сетке часов, в пояснительной записке к учебному плану определяется статус предметов православного компонента. Вместе с тем  образовательные модули православной направленности необязательно указывать в учебном плане . Это можно сделать в  рабочих программах по учебным предметам, которые разрабатываются преподавателями  образовательного учреждения на основе примерной программы по предмету. В пп. 7 п. 2 ст. 32 Закона " Об образовании " устанавливается, что к компетенции образовательного учреждения относятся разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), разрабатываемых на основе примерных программ. В примерных программах дается инвариативная часть в соответствии с ФГОС, " остальные разделы примерных программ учебных предметов формируются с учетом региональных и этнокультурных особенностей, состава класса, а также выбранного комплекта учебников " (п. 5.1 Примерной основной образовательной программы начального общего образования). Это составляет примерно 20% объема программы, то есть часть, формируемую участниками образовательного процесса базисного учебного плана для начальной школы. Таким образом, муниципальное образовательное учреждение имеет право самостоятельно разрабатывать основные образовательные программы, авторские курсы и модули с учетом требований ФГОС и возможных локальных актов регионального и муниципального значения типа Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010