[греч. πολογα - защита, оправдание, заступничество; речь, сказанная или написанная в защиту кого-либо; πολογομαι - защищаться, оправдываться, приводить, говорить что-либо в свою защиту], в общем смысле - это любая защита христианства от обвинений и критики со стороны его противников; в специальном - раздел богословия, имеющий целью опровержение неверных религ. и мировоззренческих взглядов, противостоящих христианству, и такое раскрытие и обоснование истин христ. веры, к-рое должно дать ответ каждому вопрошающему. А. как защита христианства существует с самого его начала и остается в этом качестве до наст. времени. Как особый раздел богословия, или как отдельная наука, А. появляется с развитием школьного богословского образования. На протяжении истории объем и содержание ее менялись, она выступала под разными названиями: «апологетика христианства», «естественное богословие», «философская, или основная, догматика», «умозрительное богословие», «общее богословие», «введение в богословие», «основное богословие» . Со 2-й пол. XIX в. из области А. постепенно выделяются в самостоятельные дисциплины «история религий», «библейская археология и текстология», «библейская история», «обличительное (или сравнительное) богословие». В XIX-XX вв. в богословских школах на Западе и в России А. входит в курсы основного богословия или рассматривается как та же самая дисциплина (напр., «Курс Основного богословия, или Апологетики» И. П. Николина (Серг. П., 1904)). Реформированная в 90-х гг. ХХ в. учебная программа духовных школ РПЦ рассматривает А. и основное богословие как 2 отдельных предмета. А. при этом сохраняет специфику, ориентируясь гл. обр. на защиту христианства от критики со стороны иных мировоззренческих систем. В задачу же основного богословия входит рассмотрение и анализ главнейших христ. истин веры и жизни с позиции интеллектуальных, моральных, культурных и прочих общепризнанных норм и критериев. А. включает в себя богословский, историческо-философский и естественнонаучный разделы. Исторический обзор

http://pravenc.ru/text/75696.html

Богословие применительное имеет в виду общество богопочитателей, во-первых, как учеников, которым должно преподавать слово о Боге; во-вторых, как членов единого тела Церкви, которых должно содержать во взаимных отношениях, соответствующих благоучрежденному единству целого; в-третьих, как духовную паству, которую богомудрые пастыри опытно и непрестанно должны руководствовать и охранять в путях обновления и жизни духовной. Отсюда происходят а) богословие собеседовательное (th. homiletica); б) богословие правительственное или каноническое право (th rectrix seu jus canonum); в) богословие пастырское (th. pastoralis). Таково общее и главное построение видов и частей богословия, предложенное в «Обозрении богословских наук» для второго академического курса. Надо сказать однако-же, что 1) не все исчисленные здесь науки в одно время получили значение наук самостоятельных. Эту постепенность в их образовании мы увидим при частном обозрении каждой науки порознь. 2) Некоторые из них доселе не получили этого значения, но остаются в соединении с другими науками, как – богословие пророческое и богословие символическое. Наконец 3), с продолжением времени, круг богословских наук распространен и дополнен такими науками, которые здесь не поименованы. В настоящее время его составляют следующие науки: 1) общее введение в православное богословие; 2) чтение Свящ. Писания и герменевтика; 3) догматическое богословие; 4) нравственное богословие; 5) обличительное богословие; 6) патристика; 7) учение о православном богослужении; 8) пастырское богословие; 9) собеседовательное богословие и 10) правительственное богословие или каноническое право. 1. Общее введение в православное богословие Общее введение в богословие обыкновенно соединяемо было с догматическим богословием, составляя предварительную его часть. Но в 1844 г. св. Синод, намереваясь дать этой части богословия большее пространство и нарочитое значение в ходе академического учения, предложил академическим Правлениям С.-Петербургскому и Киевскому представить проект по этому предмету учения, с назначением для него времени и указанием пособий, какими должен будет пользоваться наставник. С.-Петербургское академическое Правление представило по этому предмету следующие заключения:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Б) Отдельные издания. аа) Творений св. Отцев и учителей Древней церкви. бб) Сочинений позднейших церковных писателей. В) Общие исследования по церковной литературе. Г) Монографии. 3. Основное богословие. А) Учение о религии и откровении. Б) Языческая религия и народная мифология. В) Иудейство. Г) Мухаммеданство. Д) Библейское Богословие. Е) Христианская апологетика. Ж) Системы. 4. Догматическое богословие. А) Системы православной догматики. Б) Системы догматики римско-католической и протестантской. В) История догматов и догматики. Г) Изложение отдельных догматов. 5. Сравнительное и обличительное богословие. А) Системы. Б) Восточные вероисповедные общества. В) Римский католицизм. Г) Протестантизм с его сектами. 6. Нравственное богословие. А) Системы. Б) Аскетика. В) История нравоучения. Г) Монографии в области нравственного богословия. Д) Назидательное чтение. 7. Литургика. А) Богослужебные книги. Б) Исследования по литургике. 8. Гомилетика. А) Проповеди. Б) История проповеди. 9. Пастырское богословие. А) Системы. Б) Монографии. 10. Церковное право. А. Сборники церковных правил. а) На иностранных языках. б) На славянском и русском языке. Б. Системы церковного права. а) На иностранных языках. б) На русском языке. В. Монографические исследования по церковному праву. а) На иностранных языках. б) На славянском и русском языках. Г. Сборники гражданских правил. а) На иностранных языках. б) На славяно-русском языке. Д. Исследования по гражданскому праву. а) На иностранных языках. а) (sic!) На русском языке. Е. Юридические словари. а) На иностранных языках. б) На русском языке. Ж. Повременные издания по юриспруденции. а) На иностранных языках. б) На русском языке. 11. Богословские энциклопедии . а) На иностранных языках. б) На русском языке. 12. Богословские сборники . а) На иностранных языках. б) На славяно-русском языке. 13. Богословская смесь . а) На иностранных языках. б) На русском языке. ДОПОЛНЕНИЕ. 1. Священное Писание . А. Издания Библии и Апокрифов Ветхого и Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Этим он, можно сказать, создал особую самостоятельную богословскую науку. Во все время инспекторства своего и в первый учебный курс, когда преосв. Макарий был уже ректором Академии, он сам преподавал эту науку студентам высшего отделения. Но, по окончании XX учебного курса, он признал неудобным соединение вместе двух таких важных наук, как «Введение в Православное Богословие» и «Догматическое Богословие», и сосредоточение их в руках одного наставника. При всей исполнительности, усердии и ревности этого последнего, такая постановка дела не могла не отзываться неблагоприятно на преподавании либо одного, либо другого важного богословского предмета. Поэтому, преосв. Макарий признал необходимым отделить «Введение в Православное Богословие» и поручить его особому наставнику. Предложение его в этом было принято Академическим Правлением, а Св. Синод, с своей стороны, разрешил привести его в исполнение. Тогда с 1853–54 учебного года «Введение в Православное Богословие» было перечислено в круг предметов низшего отделения и преподавание его было поручено бакалавру обличительного богословия иером. Никанору Бровковичу 555 .· Сам преосв. Макарий стал преподавать теперь в высшем отделении одно Догматическое Богословие. Такая мера была тем более благовременной, что в то же самое время в курс академического учения были введены новые предметы, преподавание одного из коих и принял на себя преосв. Макарий. Произошло это следующим образом. 7 августа 1853 года из Духовно-учебного Управления в Правление С.-Петербургской духовной Академии поступила бумага следующего содержания: «Его Императорскому Величеству благоугодно было удостоит Высочайшего утверждения предложенные Св. Синодом меры усиления духовно-нравственного действования на раскольников по духовно учебной части. Одною из этих мер была признана необходимость, в видах усиления действующих по разным местам духовных Миссий, образования при духовных академиях из наличных студентов и из священнослужителей, кои изъявят на то желание, по небольшому отделению для особого приготовления их на дело с раскольниками как в виде прямых миссионеров, так и в виде священников при церквях единоверческих и православных, где есть раскольники».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

§ 104. Во всех четырех академиях к общеобязательным наукам для всех студентов (см. § 3) относятся: 1 . Философия и именно только: а) Психология и б) История Философии. Примечание. Достаточное знание логики, равно как достаточное логическое развитие, предполагаются в лучших воспитанниках семинарских уже при поступлении их в духовные академии. 2 . Богословие основное, которое должно быть вместе и общим введением в курс богословских наук. 3 . Педагогика – сообразно с будущим назначением всех студентов. 4 . Один из новых языков – французский, немецкий, или английский. Примечание. Можно надеяться, что после преобразования наших духовных училищ и семинарий, лучшие воспитанники последних, поступающие в академии, в состоянии будут свободно читать писателей греческих и латинских, а потому преподавание этих древних языков в трех наших, собственно-богословских, академиях, для сбережения времени для других предметов, может быть и вовсе отменено, как излишнее. § 105. Во всех четырех академиях к отделению собственно-богословскому или церковно-теоретическому относятся все науки, изучающие учение христианской Церкви и самые его источники и, следовательно, обнимающие и составляющие, в строгом смысле, христианское богословие. Таковы: I. Науки, изучающие источники христианского учения: 1 . Священное Писание: а) Введение в Священное Писание, б) Священная Герменевтика, в) Библейская Археология, г) Библейская Экзегетика или Истолкование книг Св. Писания, д) Еврейский язык. 2 . Священное предание и учение отцев Церкви: а) Символика или изучение древних смволов и исповеданий Церкви, б) Патрология или Патристика. II. Науки, изучающие самое учение христианское, содержимое Церковью: 1 . Богословие Догматическое с историческим изложением догматов. 2 . Богословие Нравственное, 3 . Богословие Обличительное: а) Обличение нехристианских религий, б) Обличение христианских неправославных исповеданий, в) Обличение русских раскольнических толков. § 106. В трех академиях: С.-Петербургской, Киевской и Московской или Казанской (или в двух первых) к отделению церковно-историческому относятся:

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Кобрина были экстраорд. профессор МДА по кафедре Св. Писания Ветхого Завета В.Н. Мышцын и и. д. доцента по кафедре истории философии П.В. Тихомиров . Большинством голосов защиту признали удовлетворительной и, согласно «Уставу1884 г.», приняли решение просить ходатайства митрополита Московскогопред Св. Синодом об утверждении диссертанта в степени магистра богословия. См.: Журналы... МДА за 1902 г. 1904. С. 77–78. Кобрин Михаил Петрович (21.10.1871–17.04.1956) – выпускник МДА, магистр богословия. Родился всемье крестьянина Красноставского уезда Люблинского (Холмского) воеводства. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1897); магистрант LII курса. С 1898 г. преподаватель истории и обличения раскола и обличительногобогословия Холмской ДС (состоял в этой должности до эвакуации семинарии в Москву в 1915 г. в связи с началом Первой мировой войны). В 1902 г. удостоен степени магистра богословия. Автор исследований по истории борьбы за утверждение православия в западном крае России. С 1907 г. председатель созданного в Холме «Народно-просветительского общества Холмской Руси», издававшего под редакцией М.П. Кобрина еженедельнуюгазету «Братская беседа». В 1915–1922 гг. проживал в Москве. В 1922–1931 гг.преподаватель Св. Писания Нового Завета, сравнительного и догматического богословия, философии в Кременецкой ДС (в связи с переводом Холмской ДС в г. Кременец). В 1930 г. секретарь президиума Предсоборного собрания Польской Православной Церкви в Варшаве. Активный деятель украинизации Польской Православной Церкви. Переводчик Св. Писания и богослужебных книг на украинский язык. С 1934 г. директор частной украинской гимназии в г. Кременец. В 1939 г. как нелояльный гражданин Польского государства помещен в польский концлагерь «Береза Картузская». После разгрома польской армии немецкими войсками смог вернуться в г. Кременец. В 1943 г. переехалв г. Львов, занимался научной работой; с 1947 г. сотрудничал с львовским журналом «Епархиальный вестник». Подробнее о нем см.: ЦИАМ. Ф. 229.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Богословие систематическое бывает или сокращенное, приспособленное к понятиям и потребностям начинающих христиан; или полное, служащее к образованию совершенно Божия человека, на всякое дело благое уготованного: иначе огласительное (th. cathethetica) и совершительное (th. consummativa). Это то последнее есть предмет высших духовных училищ. От огласительного же может оно заимствовать образцы утвержденного Церковью вероисповедания, какое, например, представляет в Греко-Российской Церкви «Православное Исповедание» Петра Могилы . Первый предмет совершительного богословия есть – показать способы правильно употреблять Свящ. Писание, для извлечения из него в чистоте истин веры и благочестия; второй – предложить извлеченные таким образом истины в правильном составе; третий – приложить их к употреблению в обществе богопочитателей. Поэтому богословие наставительное разделяется а) на посредствующее или толковательное (th. instrumentalis seu hermeneutica), б) составительное (th. constitutiva) и в) применительное (th. applicativa). Составительное богословие, в своем составлении, главным образом следовать может или порядку и различию времен, по которым единое слово о Боге открывалось в разных видах, или разделению и взаимному союзу частных истин, составляющих целое слово о Боге: от этого рождаются: 1) богословие историческое частное и 2) учительное всеобщее. Историческое богословие рассматривает слово о Боге, как оно предложено было в пророчествах, в прообразованиях, в церковных символах или исповеданиях веры и писаниях св. Отец; потому и называется: а) богословие пророческое (th. prophetica), б) преобразовательное (th. typica), в) символическое (th. symbolica), г) отеческое (th. patristica). Примеч. Впрочем, из этих главных видов два первые заключить можно в истолковательном богословии, а два последние отнести к истории и древностям церковным. Богословие учительное всеобщее главным образом предлагает истинное учение о Боге для утвержденния веры и питания любви, а отчасти обличает ложное – для остережения искушаемых и для обращения заблуждающих. В первом случае оно есть аа) положительное, во втором бб) отрицательное или обличительное. Положительное Богословие разделяется на созерцательное (dogmatica) и деятельное (practica).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

3)  В конспектах 1818 г. указаны были для учителей пособия и руководства по всем предметам, введенным в курс наук, преподаваемых в семинарии, но собственно учебников для учеников по многим из них не было указано. Посему в июле 1825 г. Московское академическое правление предписывало семинарскому: «дошло до сведения Комиссии дух. училищ, что некоторые из учащих в академиях и семинариях, под предлогом недостаточности книг учебных, пишут собственные свои уроки и списыванием их много обременяют учащихся, вопреки училищному уставу, а некоторые, избирая в руководство по своему произволу писателей иностранных, при изъяснении предметов богословских и философских, уклоняются в излишние умствования. В пресечение сего беспорядка и для соблюдения единообразия во всех училищах духовных, Комиссия за нужное признала положить известные пределы, из которых не должны выходить наставники, и подтвердить им, чтобы до составления впредь от Комиссии полнейшего круга учебных книг, более соответственных своей цели, учение преподавалось только по следующим книгам: А) В академиях; а) в классе богословском – для чтения св. писания употреблять руководство к оному преосвященного митрополита Амвросия; для богословии истолковательной – Рамбахия; для богословии догматической и деятельной – Феофилакта (Переяславского); для богословии обличительной – Иринея (Фальковского); для богословии беседовательной – руководство к церковному красноречию, б) в классе философском – Винкленра и Бруккера (Карпе исключается). Прочие же предметы наук, по уставу в академиях положенные, оставить в прежнем виде впредь до рассмотрения. Б) В семинариях; а) для богословии – те же учебные пособия, какие и для академий назначены; б) для философии – Баумейстера и Бруккера; в) для словесных наук риторику Бургия с присовокуплением курса словесных наук Мейнерса (Лактаций оставляется исключительно только в руководство учителям). Прочие предметы остаются в том же виде впредь до усмотрения. По французскому языку лучшей пред прочими грамматиками признается грамматика Перелогова, которую и преподавать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К общеобязательным наукам для студентов всех отделений относятся: 1 . Философия и именно только: а) Психология и б) История философии. Примечание. Достаточное знание логики, равно как достаточное логическое развитие, предполагаются в лучших воспитанниках семинарских уже при поступлении их в духовные Академии. 2 . Богословие основное, которое должно быть вместе и общим введением в курс богословских наук. 3 . Педагогика сообразно с будущим назначением всех студентов. 4 . Один из новых языков: французский, немецкий или английский. Примечание. Можно надеяться, что, после преобразования наших духовных училищ и семинарий, лучшие воспитанники последних, поступающие в Академии, в состоянии будут свободно читать писателей греческих и латинских, а потому преподавание этих древних языков в трех наших, собственно-богословских, Академиях, в видах сбережения времени для других предметов, может быть и вовсе отменено, как излишнее. К отделению собственно-богословскому, или церковно-теоретическому относятся все науки, изучающие учение христианской церкви и самые его источники и, следовательно, обнимающие и составляющие, в строгом смысле, христианское богословие. Таковы: I. Науки, изучающие источники христианского учения: 1 . Священное писание. а) Введение в Священное Писание , б) Священная Герменевтика, в) Библейская Археология, г) Библейская Экзегетика или Истолкование книг Священного Писания, д) Еврейский язык. 2 . Священное предание и учение Отцев Церкви: а) Символика, или изучение древних Символов и исповеданий Церкви, б) Патрология или Патристика. II. Науки, изучающие самое учение христианское, содержимое Церковью: 1 . Богословие догматическое, с историческим изложением догматов, 2 . Богословие нравственное, 3 . Богословие обличительное: а) Обличение нехристианских религий, б) Обличение христианских не православных исповеданий, в) Обличение русских раскольнических толков. К отделению церковно-историческому относятся науки, изучающие историю церкви во всех её отраслях и подробностях, а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

1 Theologia Elenchtica. Богословие обличительное получило такое название от первых своих составителей. Удерживаем сие название как потому, что оно хорошо выражает предмет нашей науки, так и потому, что основывается на слове Божием ( 2Тим. 3:16, 4:2 . Тит. 1:9, 13:2, 15 ). Другие наименования, более употребительные, но не совсем приличные нашей науке, суть: Богословие полемическое, сравнительное, символическое. Первое из этих наименований отзывается неприязнью и враждою; но нам известно, что рабу Господню не подобает сваритися ( 2Тим. 2:24 : μχευϑαι – то же, что и πολεμεν). Второе противно убеждению и обязанностям православных, которые должны не сравнивать Православие с неправославием, а различать их между собою. Последнее, кроме того, что смешивает обличительное Богословие с Символикою, которая только положительно, без критического обозрения, представляет учение разных, неправославно исповедующих христианскую Веру, обществ, как изложено оно в их символических сочинениях, нисколько не определяет характера нашей науки. Не говорим уже о других, не вполне приличных, названиях Богословия обличительного, каковы: Theologia Antithetica, Controversa и проч. 2 Сведения об этом можно почерпать из сочинений или тех, которые были членами обозреваемых неправославных обществ, или же тех, которые хотя и не были их членами, но по какому-либо случаю хорошо были знакомы с их заблуждениями. Очевидно, что остановиться на одних последних невозможно, а между сочинениями первого рода важнее всех те, которые почитаются у неправославных символическими (libri symbolici). – По отношению к догматам, символическими книгами (от συμβολον, symbolum – знак, значок, вообще – все то, при посредстве чего предмет или лице распознается от однородных с ним предметов или лиц) называются такие сочинения, в которых содержится пространное изложение веры сообразно с духом того или другого общества, и которые пользуются особенным уважением между всеми членами сих обществ. 3 Понятно, что Богословие обличительное не обязано опровергать всех оснований, приводимых неправославными в защиту того или другого из своих заблуждений. Некоторые из сих оснований так незначительны, что могут быть устранены и без помощи науки, особенно если знаешь, как несостоятельны главные их основания, а некоторые так нечестивы, что и помыслить о них совестно. Заниматься опровержением первых значит без нужды расширять объем науки; а выставлять на вид последние значит посягать на благочестивое чувство православных, непорочность чистоту которого всякий должен чтить благоговейно.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010