причиной бегства ап. Павла из Дамаска, по его собственному указанию, была попытка правителя царя Ареты схватить его ( 2Кор 11:32 ), тогда как Лука связывает этот уход апостола с заговором евреев с целью убить его ( Деян 9:23 ); Лука ничего не говорит о других посещениях Павлом Коринфа из Ефеса (2 Кор); все миссионерское служение ап. Павла представлено у Луки в виде трех миссионерских путешествий (I: 13:1– 14:28; II: 15:36–18:22; III: 18:23–21:16); Антиохийский инцидент ( Гал 2:11–13 ), когда лицемерное поведение Петра и Варнавы вызвало возмущение Павла, выглядит странным в свете принятых на апостольском соборе в Иерусалиме ( Деян 15:28–29 ) решений и ставит под сомнение правдоподобность его описания у Луки. 14 . При упоминании о богословских отличиях между Лукой и Павлом следует учитывать два факта: послания апостола языков носят полемический характер и адресованы уже существовавшим на тот момент христианским общинам, тогда как в Деянего речи обращены к тем, кого он стремится обратить. Ясно, что в зависимости от адресата будут по-разному расставлены и акценты. Скажем, насколько был бы уместным обличительный пафос Рим 1:25  в речи перед языческой аудиторией Ареопага? Поэтому следует обращать внимание не столько на отличие функций естественного богословия в Рим и Деян, сколько на то, что оно там присутствует. Кроме того, Рим – не единственное место у ап. Павла, где он рассуждает о знании Бога язычниками. В 1Кор 1:21  он высказывает мысли, близкие озвученным в речи на Ареопаге 30 . Соблюдение ап. Павлом ритуальной практики, предписываемой иудейским законом, является в Деян неотъемлемой частью его миссионерского служения, главный принцип которого был озвучен им в 1Кор 9:19–23 : «Для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона перед Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Проходил однажды Иисус Христос с учениками через засеянные поля. Взалкавшие ученики Его начали срывать колосья и есть. Растирание колосьев было запрещено в субботний день, а потому фарисеи и замечают тотчас же Христу: «Вот, ученики Твои делают то, что не должно делать в субботу». Иисус Христос, чтобы опровергнуть это возражение, обращается к Священному Писанию и приводит несколько фактов, вполне обезоруживающих фарисеев, и тем показывает их недальновидность и непонимание ими духа закона. Христос указывает им на Давида, который вошел в дом Божий и вместе с своими приверженцами ел хлебы предложения, которые могли есть только священники; указывает и на священников, которые в субботу в храме же нарушают субботу, однако считаются невиновными ( Мф. 12, 3–5 ). Фарисеи субботу считали абсолютным покоем, в силу чего в субботу предписывалось воздерживаться от работ даже самых необходимых, как в данном случае растирание колосьев, чтобы утолить свой голод, и даже от работы на пользу ближнего. Несправедливость такого понимания осуждалась самим Писанием, по которому седьмой день, как день покоя от дневных, обыденных забот, должен посвящаться на служение Богу, но не бездействием, конечно, и праздностью, а делами веры и нравственности, совершением богослужения и добрых дел. «Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмёт ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы? Итак можно, – заключает Христос, – в субботы делать добро» ( Мф. 12, 11–12 ). Когда Иисус Христос прибыл с Своими учениками в землю Геннисаретскую, со всех сторон, по обыкновению, начал стекаться к Нему народ: кто послушать Его учение, а кто исцелиться от своих немощей и недугов. Приходят к Нему и иерусалимские книжники и фарисеи. Но эти, как считающие себя праведными, чистыми, вполне святыми, приходят ко Христу не затем, чтобы исцелиться или поучиться у Него Божественной премудрости – у них другое на уме. Они говорят Христу: «Зачем ученики Твои нарушают предания старцев? Ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб» ( Мф. 15, 2 ). На их вопрос и Христос отвечает вопросом, но вопросом обличительного характера: «Зачем и вы, – говорит Христос, – ради преданий ваших нарушаете даже заповеди Господни? У вас, если кто не желает почтить отца или мать, то стоит ему лишь сказать: дар Богу все, чем бы можно от меня пользоваться, и он уже якобы в праве ничего не дать отцу или матери, хотя заповедь Божия ведь прямо и понятно говорит: чти отца твоего и матерь твою». ( Исх. 20, 12; 21, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/l...

Слова эти показывают, что явления святых всегда благотворны для нас и совершаются по воле Божией. Равным образом много примеров можно привести в подтверждение той истины, что святые по представлении своем чудодействуют через некоторые земные посредства, получившие от них освящение. Так, известно, что некогда от прикосновения к костям пророка Елисея воскрес мертвый. Об этом чуде повествуется в 4-й книге Царств в следующих словах: «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои». Множество чудес совершали также святые апостолы. Об апостоле Павле говорится даже, что не только он сам обладал чудотворною силою, но такою силою обладали и принадлежавшие ему вещи. «Бог же творил немало чудес рукою Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них». Подобно этому множество чудес совершалось святыми угодниками Божиими и в последующее время и совершается и теперь, особенно при святых мощах их. Вот ясные и поучительные свидетельства о чудодейственной силе, присущей святым. Так, святитель Григорий Богослов в обличительном слове на богоотступника Юлиана говорит: «не постыдился еси жертв за Христа закланных, ниже убоялся еси великих подвижников, Иоанна онаго, Петра, Павла, Иакова, Стефана, Луки, Андрея, Феклы и прочих, прежде и после оных за истину пострадавших, иже и огню, и железу, и зверем, и мучителей, и настоящим бедствиям и возвещаемым, якоже в чуждих телесех и бестелесии усердно противустали. Чего ради? Да ниже словом предадут благочестие. Имже и великие чести и торжества праведно утверждены суть. От них и демони прогоняются, и недуги врачуются. ихже явления и ихже пророчества. ихже едины телеса равномощна суть душам святым, егда или осязаемы или почитаемы бывают. ихже и капли крове, сии малые признаки страдания, равная действуют телесем».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Такова напр. геройская по содержанию обличительная речь к Птоломею старца священника Елеазара (6:1–14). Многие молитвы Иудеев, излагаемые здесь, выражают или смиренную покорность воле Божией, наказующей их за грехи (1:13–25; 5:33–36), или непоколебимую надежду на помощь Его и спасение их от угрожающей опасности (5:4,16). Полна веры и упования на Бога молитва первосвященника Симона пред входом в Иерусалимский храм Птоломея: Господи, Господи, Царю небес и Владыка всякого создания, Святый во святых, Единовластвующий, Вседержитель. призри на нас... Ибо Ты все создавший и всем управляющий Праведный Владыка: Ты судишь тех, которые делают что-либо дерзостно и с превозношением... Ты верен и истинен. Вот мы, Святый Царь, за многие и великие грехи наши бедствуем, изнемогли от скорбей, оставь грехи наши, отпусти неправды наши, яви милость Твою в час сей, скоро да предварят нас щедроты Твои, дай хвалу устам упадших духом и сокрушенных сердцем, даруй нам мир (2:1–15). Кажется, в христианском богослужении подобная молитва и то очень уместна и может быть сердечно влиятельна и умилительна. Может быть подобные отделы из этой книги имелись в виду в Апостольских Правилах и за них эта книга назначалась для чтения христианам, при безразличном отношении к месту и времени их произнесения в историческом повествовании книги. На них и современный православный богослов и всякий православный читатель книги должен сосредоточивать свое внимание. Специальных изданий текста Маккавейских книг не существует в западной литературе, кроме общих на неканонические книги. Экзегетических трудов на Маккавейские книги, как в древности, так и в новое время было немного. В отеческий период было лишь несколько гомилий: Григория Богослова (М. 35 t. по рус. пер. 2 т.), Григория Нисского (В. Чт. VII, 149), Иоанна Златоуста (М. 50 t. по рус. пер. 3 т.), Августина (M. 39 t), и, преимущественно, на 2Мак. 7 гл. в похвалу «мученикам Маккавеям». В новое время: Gillet. Les Machabees Раг. I880. Patrizi. De consensu utriusque libri Maecabaeorum.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Тогда пришел глас с небес: – «и прославил, и еще прославлю!» В народе, который стоял и слышал голос, одни говорили: «гром прогремел!», а другие, которые расслышали членораздельные звуки, толковали: «Ангел проговорил Ему». Но Иисус Христос сказал: – «не для Меня был глас сей, но для парода. Ныне суд миру сему. Ныне князь мира сего изгнан будет вон. И, когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». Смысл такой: – «Ответный голос с неба нужен не для подкрепления Меня, а для удостоверения народа, чтобы он в наступающих страданиях Моих видел не уничижение и бессилие Мое, а Мою победу над злом и залог своей свободы. Настал час решительного переворота во всем царстве нравственном. Владычество духа тьмы, которому курились жертвы по всему лицу земли, пред которым раболепствовал весь мир человеческий, окончилось. И, когда вознесут Меня на крест: под него, как под знамя победное, со всей вселенной соберу Я Моих чтителей, ратовать против греха и диавола». Из народа возразили Ему: «мы слышали из закона, что Христос пребывает во веки: как же Ты говоришь, что надобно быть взятым с земли Сыну человеческому? кого Ты разумеешь под этим Сыном человеческим?» Иисус Христос отвечал на это: – «еще на малое время Свет с вами. Ходите, пока есть Свет, чтобы тьма не объяла вас. А, ходящий во тьме, не знает, куда идет. Пока Свет с вами, веруйте во Свет, чтобы вам быть сынами Света». Это значило: – «Оставьте вы бесполезную пытливость. Не долго Мне остается просвещать вас Божественным учением. Спешите научаться из Моих наставлений истине и святой жизни, доколе еще есть возможность слышать Мои наставления; иначе, тьма предубеждений и суеверия сокроет от вас мир истины. А среди этой тьмы, человек не понимает, чего желает, что делает, к чему стремится. Пока Я с вами, веруйте в Меня и Мое учение, чтобы соделаться святыми и богоугодными последователями Моего Евангелия». Сказавши это, Иисус Христос отошел от них, и, когда настал вечер, вышел вон из города. 3. Вторник. Иисус Христос, на замечание о засохшей смоковнице, внушает ученикам о силе веры. Налагает молчание на фарисеев вопросом о происхождении крещения Иоаннова. Притчи: о двух сыновьях, посланных отцом в виноградник; о виноградарях, избивших слуг и убивших сына домовладыки; и о брачном пире, для сына царева. Ответы Иисуса Христа на искусительные вопросы, Ему предложенные. Взаимный вопрос о достоинстве Мессии. Обличительная речь на книжников и фарисеев. Похвала вдове, пожертвовавшей две лепты на храм. Предсказание об окончательном разрушении храма. Беседа Иисуса Христа с учениками на Масличной горе о разрушении храма и Иерусалима, о кончине мира и о славном пришествии Своем на суд (Мк. 11:20–26; Мф. 21:20–22, 6:14–15)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Только надо молиться им пламенно, усердно и с обетом — в честь их сделать какое-нибудь святое и богоугодное дело. Можно, например, помочь бедному семейству, или пристроить сироту несчастную, или отказаться от какой-либо вредной страсти: пьянства, рассеянности, воровства и подобного; или стать усерднее к делу Божию: каждый воскресный и праздничный день ходить в Церковь, или во Святую Четыредесятницу прочесть Евангелие и т. п. Такими и подобными обетами наши молитвы делаются плодотворными. Только данный обет непременно должен быть исполнен: иначе мы перед лицом святых угодников Божиих окажемся лживыми, и тем прогневаем их любовь, и не удостоимся получить от них никакой помощи. Аминь. 29. Поучение тайноводственное пятое. Гл. 9. 30 . Свт. Григорий Богослов. Первое обличительное слово на Иулиания. 31 . См. молитву вторую преподобному отцу нашему Сергию.  БЕСЕДА 22. Что прежде всего должно просить у Бога Мы уже упоминали о том, что некоторые молитвы не бывают услышаны в том смысле, что молящийся не получает просимого. Отчего это происходит? Оттого, что часто люди, еще не отрешившиеся от плотского мудрования, не понимая своей пользы и насущных потребностей, часто просят не то, что должно просить, или просят по прихоти, а не ради своего вечного спасения. Святой ап. Иаков учил об этом: Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 3—4). Душа наша важнее тела, а вечность дороже временной жизни. Душа бессмертна, а тело тленно. Во времени жить будем недолго, а в вечности житие наше будет бесконечное. Следовательно, сам разум внушает прежде всего просить благ духовных, а потом уже и телесных. Самое высшее духовное благо есть царствие Божие, его-то и должно просить у Бога прежде и больше всего на свете. Это будет сообразно с потребностью нашей души и с волей Господа нашего Иисуса Христа, Который именно так и сказал: Ищите же прежде царства Божия и правды его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2323...

Формальная, или психологическая, свобода есть свобода выбора (liberum arbitrium), т.е. способность направлять свою деятельность на те или другие предметы, избирать тот или другой путь, делать себя или чадом Божиим, или рабом греха. Свящ. Писание почти не находит нужным говорить о формальной свободе: Оно ее предполагает, как общеизвестный и несомненный факт, когда речь идет о человеке и его действиях. Так, сотворивши человека, Бог сказал ему: от всякого древа райского ты в праве есть, от древа же познания добра и зла ты не в праве есть. Яснее говорится во Второзаконии: Я предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло: избери жизнь и будешь жить ты и семя твое (гл.30:15–19). Иисус, сын Сирахов, пишет: Сам изначала сотворил человека и оставил в его руке произволение его: если хочешь соблюдать заповеди, и веру сотворишь и благоволение. Предложил тебе огонь и воду, на них же хочешь, прострешь руку твою ( Сир. 15:14–17 ). В Новом Завете обличительную речь к фарисеям Господь заканчивает следующими словами: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» ( Матф. 23:37 ). «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди», – сказал Господь Спаситель богатому юноше ( Матф.19:17 ). «Вы всегда противитесь Духу Святому», – говорит апостол евреям ( Деян. 7:51 ). И в 1-ом послании к Коринфянам: – «но кто будучи властен в своей воле» (7:37). Мефодий Тирский пишет: «Бог, желая почтить человека и сделать его способным узнать лучшее, дал ему власть, по которой он может делать, что хочет; Он склоняет его способность к лучшему, но не с тем, чтобы отнять свободу, но как Отец убеждает сына учиться наукам». Человеку дана способность, которой он может повиноваться Богу, и в этом состоит произвол свободы. Вообще же, отцы и учители церкви доказывали свободу человеческой воли против язычников, гностиков и манихеев. Свобода выбора подтверждается и самонаблюдением человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Христианская Церковь в лице лучших её представителей всегда остро ощущала и сурово обличала ненормальность социальных отношений, при которых одни в изобилии пользуются всеми благами мира, другие же умирают от голода и изнурительного труда. Подходя к этому вопросу в этическом плане, Церковь усматривала корень зла в стяжательстве и в злоупотреблении собственностью. «Послушайте вы, богатые, — говорит апостол Иаков, — плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас… Золото паше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас… Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» ( Иак.5:1-4 ). «До каких пределов, богачи,— восклицает св. Амвросий Медиоланский ,— простираете вы свои безумные вожделения? Разве вы одни обитаете на земле? Отчего вы исключаете соучастника природы и присваиваете себе владение природой? Земля — общее достояние всех, богатых и бедных. Почему же вы, богатые, приписываете право собственности себе одним? Природа, которая рождает всех бедными не знает богатых…» (Migne, Р. L. 14, col. 731). Подобных гневных обличительных слов на страницах святоотеческих творений очень много. В них звучит голос правды Божией. повторяется суровый приговор, который был изречен еще в Ветхом Завете «удерживающим плату у наемника, притесняющим вдову и сироту» ( Мал.3:5 ). «прибавляющим дом к дому, присоединяющим поле к полю, так что другим не остается места» ( Ис.5:8 ), тем, у кого «зубы — мечи и челюсти — ножи, чтобы пожирать бедных на земле и нищих между людьми» ( Притч.30:14 ). Суровые обличения социальной несправедливости во множестве рассеяны на страницах творений св. Василия Великого (Migne, Р. Gr. 31, col. 276), св. Григория Богослова (Migne, Р. Gr. 35, col. 892). св. Иоанна Златоуста (Migne. Р. Gr. 61, col. 91; 48, col. 980). св. Астерия Амасийского (Migne. Р. Gr. 40, col. 209), блаж. Августина, блаж. Иеронима. Климента Александрийского . Лактанция и других отцов и учителей Церкви и церковных писателей.

http://azbyka.ru/osnovnoj-doklad-mitropo...

Эта антиномия (связь Мессии с Галилеей и с родом Давида) сменяется другой: проповедь Мессии обращена одновременно к евреям и к язычникам. В учительной части Евангелия от Матфея антиномия проявляется в 2 взаимоисключающих утверждениях: в начале своей миссии ученики получают наставление не ходить «на путь к язычникам», но после воскресения Христа они получают заповедь «идти научить все народы» (т. н. Великое поручение). В повествовательной части антиномия проявляется в сочетании постоянного диалога Евангелия от Матфея с евр. традицией и в наличии в тексте очевидных указаний на разрыв с ней. Апостолы Павел и Матфей. Фрагмент мозаики «Евхаристия» из собора Михайлова Златоверхого мон-ря в Киеве. 1108–1113 гг. (собор Св. Софии, Киев) Апостолы Павел и Матфей. Фрагмент мозаики «Евхаристия» из собора Михайлова Златоверхого мон-ря в Киеве. 1108–1113 гг. (собор Св. Софии, Киев) Этот разрыв проявляется и в том, что Мессия для М.- больше чем «сын Давидов». В словах из Евангелия от Матфея: «если Давид называет Его Господом, как же Он Сын Ему?» (Мф 22. 45) - М. в большей мере, чем др. синоптики, передает конфликт Иосифа с религ. вождями Израиля, воспроизводя диалог с фарисеями и подчеркивая (единственный из синоптиков), что фарисеи были побеждены в споре (ср.: Мф 22. 41-46, этот эпизод заканчивается словами: «и никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его»; 1-я половина этой фразы отсутствует у евангелистов Марка и Луки, Мк 12. 35-37 (слова: «после того никто уже не смел спрашивать Его» - приведены у Марка раньше этого эпизода, в ст. 34) и Лк 20. 41-44 (вслед за Марком Лука приводит слова: «и уже не смели спрашивать Его ни о чем» - до вопроса о Сыне Давидовом, хотя и привязывает их не к тому же эпизоду, что Марк)). И рассуждение о Сыне Давидовом, восходящее к евангелисту Марку, М. дополняет др. изречениями Иисуса о Его божественном статусе, отсутствующими у Марка и у Луки. Прежде всего это окончание обличительной речи Иисуса против галилейских городов: «Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф 11. 27). Помимо исповедания божественной власти, к-рой обладает Мессия, эти слова указывают на Иисуса как на единственный путь к познанию Отца, предвосхищая христологию Евангелия от Иоанна (см. в ст. Иоанн Богослов ). При этом евангелист подчеркивает, что божественность Иисуса тоже не может быть постигнута человеческими усилиями. Слова «никто не знает Сына, кроме Отца» имеют параллель с др. изречением Иисуса, относящимся к «особому материалу» М.,- ответом Христа на исповедание Петра в Кесарии Филипповой: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф 16. 17).

http://pravenc.ru/text/2562632.html

Это пророчество Давида книжники, конечно, знали, но не понимали, а, если и понимали, то отвергали, не желая применить смысл его к пророку из Назарета. Тогда Христос сказал этим лжестроителям: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его. И тот, кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит» ( Мф.21:42–44 ; Пс.117:22–23 ). После этого обличительного и грозного пророчества Ветхого и Нового Заветов, у слушателей не оставалось уже никакого сомнения, о ком идет речь. «И, слышав притчи Его, – говорит евангелист, – первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит». ( Мф.21:45 ). Возмущение фарисеев готово было выразиться в физическое насилие над Христом, они «старались схватить Его», но не решились этого сделать, т. к. «побоялись народа, потому что Его почитали за пророка». Тем не менее, «Иисус, продолжая говорить им притчами», сказал новую притчу, «о званных на брачный пир». ПРИТЧА О ЗВАНЫХ НА БРАЧНЫЙ ПИР ЦАРСКОГО СЫНА ( Мф.22:1–15 ) «Царство Небесное, – сказал Христос, – подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего. «Свадебный пир», где всегда бывает много света, радости и веселия и где душа человеческая торжествует праздник в присутствии жениха и невесты, издревле был символом Царства Небесного. Ветхозаветный Израиль знал этот символ еще из творений царя Соломона. «Премудрость построила себе дом, – сказал Соломон, – вытесала семь столбов, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «Кто неразумен, обратись сюда» (т. е. ищи разум здесь). И скудоумному она сказала: «Идите, ешьте хлеб мой», и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума...» ( Притч. 9:1–6 ). Новозаветный Израиль понимает это пророчество, как премирное свидетельство о Церкви Христовой и о святой Евхаристии Сына Божия, тайной Вечери Иисуса Христа. О «браке Агнца» (Христа) и «жены Его» (Церкви), которая «приготовила себя» и которой «дано было облечься в виссон чистый и светлый», т.е. в «праведность святых», – говорит Иоанн Богослов в своем видении о судьбах Церкви ( Откр. 19:7 ). Это единение Христа с торжествующей, прославленной святостью, Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010