Возражение 3. Сила или способность прославленной души превосходит силу непрославленной души, так сказать, несоизмеримо. Непрославленная душа движет свое тело во времени. Поэтому прославленная душа движет его мгновенно. Возражение 4. Все то, что движется одинаково скоро к тому, что близко и к тому, что далеко, движется мгновенно. Таково и есть движение прославленного тела, ибо как бы ни было далеко то место, к которому оно движется, время необходимое для достижения этого места, незаметно или неощутимо. Поэтому Августин говорит, что прославленное тело «достигает одинаково скоро до любого расстояния, подобно солнечному лучу» («О воскресении» ПЛ 33,372). Поэтому прославленное тело движется мгновенно. Возражение 5. Все то, что находится в движении, движется или во времени, или в мгновении. После воскресения прославленное тело не будет движимо во времени, потому что времени тогда не будет согласно словам Писания ( Апок. 10:6 ). Поэтому данное движение будет мгновенное. Этому противоречит то, что как это доказал Аристотель («Физ.»), в локальном движении расстояние, движение и время одинаково делимы. Расстояние, преодолеваемое в движении прославленным телом, делимо, а поэтому делимы – и движение его и время. Мгновение же неделимо. Следовательно, движение прославленного тела не будет мгновенно. Далее мы знаем, что вещь не может быть в одно и то же время полностью в одном месте и частично в другом месте, так как, если бы это было так, то получилось бы, что остающаяся часть находится в одно и то же время в двух местах, что невозможно. Но все то, что находится в движении, находится частично у предела «от которого» и частично у предела «к которому» оно движется, как это тоже доказано Аристотелем («Физ.»), в то время как все то, что находилось в движении, находится полностью у предела, к которому его движение было направлено, и об этом движении невозможно сказать, что оно в одно и то же время находится и в настоящем и прошлом времени. То, что движется мгновенно, движется в данное мгновение, и в то же самое время оно уже было движимо, т.е. о нем можно сказать и в настоящем и в прошлом времени. Поэтому локальное движение прославленного тела не может быть мгновенным.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Не меньше проблем перед Аристотелем ставит настоящее, «теперь». Ведь как только мы хотим сосредоточить на «теперь» своё внимание, оно уже стало прошлым. Выводы будет делать из этого уже блаж. Августин, с чем мы познакомимся позже более подробно. Аристотель делает из этого другой вывод, что поскольку мгновение времени, «теперь», которое я хочу поймать, имеет границу и с одной стороны, и с другой, потому что «теперь» всегда существует так, что у него есть своё будущее и есть своё прошедшее, то время не может иметь начало, поэтому и мир бесконечен во времени. Время не может иметь начала, иначе мы приходим к некоторому моменту «теперь», у которого есть только будущее, но нет прошлого. Поскольку время не имеет границы, то движение, которое всегда происходит во времени, также вечно. А если мир существует вечно в силу вечности времени, то невозможно допустить, что в какой-то момент времени мир был приведён в движение каким-то толчком, ведь этот толчок сам был бы неким движением, и, значит, существование движения в настоящее время предполагает, что движение существовало и в прошлом. А если бы мир не существовал в какой-то момент времени, а был создан, то тогда имело бы место возникновение сущности, т.е. сущностное движение, что в свою очередь предполагает наличие некоторого движения до возникновения. Поэтому в любом случае, предполагаем ли мы существование мира вечным или невечным, Аристотель приходит к выводу, что движение во всяком случае существовало всегда. А поскольку движение неотделимо от материи, то отсюда вывод: вечным является и материя, и движение этой материи, и время. Движение существует во времени, но что здесь первично? Время или движение? «Время измеряется движением, и движение временем» (Физ., IV, 14). С одной стороны, говоря о времени, мы всегда замеряем его промежутки при помощи движения – водяных или песочных часов или, как сейчас, при помощи стрелок на циферблате. А с другой стороны, само движение мы мерим при помощи времени. Ставить вопрос о том, что первично – движение или время, бессмысленно. Вопрос курицы и яйца. Однако Аристотель всё же говорит, что первично движение, а не время, ведь если нет никакого изменения, то нет и ощущения времени: «Если же не замечать существования времени нам приходится тогда, когда мы не отмечаем никакого изменения и душа кажется пребывающей в едином и нераздельном («теперь»), а когда чувствуем и разграничиваем, говорим, что время протекало, то очевидно, что время не существует без движения и изменения» (Физ., IV, 11). («Счастливые часов не наблюдают», – скажет гораздо позднее поэт.) Но первичное движение – это не то движение, которое мы наблюдаем в чувственном мире, а движение небесных сфер – совершенное круговое движение небесных сфер, которое приводит в движение всё остальное в нашем мире: «…движением небесной сферы… измеряются прочие движения, и время измеряется им же» (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

Например, спектакль был в этом году. Одну сцену ставим, понимаем, что у нас уже сил не хватает. Выпускникам говорю: «Ребят, вы же несколько лет назад это делали, повторите. И вам не трудно и нам проще, и ребята посмотрят». И так как они всех старшеклассников тоже знают, они быстро с ними все это сделали, получилась замечательная сцена. Вот такая помощь, она всегда есть. Спектакль «Ах, ты Теркин» Что дает детям Литературный театр? – Умение работать в команде Я как-то спросил выпускников: «А что вам дал Литературный театр?» Они говорят: «Вы знаете, это нам дает возможность нормально общаться с людьми, понимать их. Каждое слово слышать, вникать в него». Потому что когда на сцене учишься произносить эти слова, ведь их нужно произнести так, чтобы дошло до каждого. Это элемент ораторского искусства. Ребята, которые через это прошли, умеют правильно говорить, умеют слышать то, что говорят остальные. И в любой работе, кем бы человек ни стал, это очень важно. Наши ребята умеют работать в команде, потому что они понимают, что один человек ничего не сделает – ни на сцене, ни в турслете, ни в музее. Везде. Все, что мы ребятам предлагаем – это командная работа. И умение работать в команде, я считаю, это очень большой плюс у всех наших ребят. Школьная профориентация Конечно, кем ребенок станет – это определяется семьей, но мы стараемся помочь ребятам выбрать свои наклонности, определить и выбрать будущую профессию. Для этого, начиная с 8-го класса, мы ведем с ними предпрофильную подготовку. С начала 7-го класса мы погружаем их в эту тему, проводим различные психологические обследования. И к концу 7-го класса предлагаем выбрать направление обучения. Традиционно так получилось, что наиболее востребованными являются: экономическое, физико-математическое, социологическое с юридическим, и медицинское направления. Все эти названия условные. Ребята выбирают это по группе тех предметов, которые мы им предлагаем изучать на более высоком уровне. По опыту обычно бывает так, что где-то 10% детей, как минимум, с 8-го по 11-й класс, меняют направление обучения. Кто-то меняет один-два предмета, а кто-то меняет направление кардинально – с экономики на техническое или с техники на экономику. В частности, у нас сейчас в 10-ом классе один ребенок учился в физ-мат группе, перешел на медицину. Другой ребенок собирался на экономический, а в январе перешел на физ-мат.

http://pravmir.ru/andrey-ishakov-v-nashe...

Я все время своим ребятам говорю: «А и B – это ваша обязанность, а С – это ваше желание поступить в вуз хорошего уровня». И то из части, допустим, С по физике есть два задания, которые должен сделать каждый. Если ребенок занимался, для него это сложности не вызывает. И только четыре задания более сложные. Одно попадается всегда, как говорится, зубодробильное. Вот это для ребят, которые в МГУ собираются поступать, в Физ-Тех, в МИФИ. И по математике тоже С6 – это для этих ребят. Но так и должно быть, я считаю. Процент детей, которые собираются в вузы высшего уровня, небольшой. Почему мы взялись за эффективный учебный план? Когда мы видим, что нагрузка ученика 10-11-го класса может быть такой же, как ученика 5-го класса, то есть 30 часов в неделю, по 6 уроков в день, тогда у детей есть возможность самостоятельно заниматься. Про курсы я не говорю, я думаю, что это нужно единицам. У нас сейчас один ребенок в МИФИ поступает, один в Физ-Тех, у них будет дополнительный экзамен, к которому мы не можем их подготовить, это выходит за рамки общешкольной программы, естественно, они занимаются на курсах, где их учат выполнять эти дополнительные задания. А всем остальным ребятам я не вижу никакой необходимости, если они занимаются нормально в школе, тратить время, силы, деньги на занятия на курсах. Это совершенно бессмысленно. Фото предоставлены Андреем Максудовичем Исхаковым  Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 27 апреля, 2024 22 апреля, 2024 20 апреля, 2024 18 апреля, 2024 11 апреля, 2024 6 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 4 апреля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/andrey-ishakov-v-nashe...

Здесь мы переходим к космологии Аристотеля, которая сводится к следующему: материальный мир ограничен и конечен, состоит из известных нам четырёх элементов: воды, воздуха, земли и огня. Но этими элементами, очевидными для любого древнего грека, не ограничивается сущность всего мира, поскольку за пределами Земли, находящейся в центре мира, существуют ещё небесные сферы, состоящие из пятого элемента (пятой сущности, лат. квинтэссенции), т.е. эфира: «…земля помещается в воде, вода – в воздухе, воздух – в эфире, эфир – в Небе, а Небо уже ни в чём другом» (Физ., IV, 5). Этот элемент ни во что не превращается, в отличие от четырёх элементов на Земле. Скажем, воздух, охлаждаясь, превращается в воду, вода – в землю, а, разряжаясь, воздух может превращаться в огонь. Совершенным и вечным движением для Аристотеля является круговое движение, поэтому Аристотель делает вывод, что все небесные планеты и звёзды движутся в эфире по круговым орбитам 29 . Совершенно оно не только потому, что только движение по кругу может быть вечным, но и потому, что планеты приводятся в движение непосредственно неподвижным перводвигателем. Бог – перводвигатель, который приводит в движение небесные сферы. Они передают движение на землю таким образом, что на земле возникают виды движения – круговые и некруговые. Но движение на земле несовершенно, ведь любое движение возможно лишь тогда, когда к телу приложена сила. Такого понятия, как движение по инерции, для Аристотеля просто не может существовать. Движение возможно лишь под воздействием некоторой силы. Но это очевидное, на первый взгляд, положение сталкивает Аристотеля с серьёзной проблемой – объяснением движения брошенного тела, – потому что тело летит, хотя к нему не приложена никакая сила. Аристотель делает вывод, что тело летит «потому, что приведённый в движение воздух сообщает движение более быстрое по сравнению с перемещением [тела] в его собственное место; в пустоте же ничего подобного не происходит и двигаться можно только путём перенесения» (Физ., IV, 8). Т.е. тело летит, потому что его толкает воздух, – ничто иное не контактирует с летящим телом. Поэтому, если бы был вакуум – пустота, то в нём движение было бы невозможно, что является ещё одним аргументом в пользу того, что пустота не может существовать. Поэтому же, утверждает Аристотель, неправы атомисты, считавшие, что есть только атомы и пустота, в которой атомы беспорядочно движутся.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

Неподвижный перводвигатель у Аристотеля занимает особое место в его онтологии и обладает атрибутами Божества – необходимостью существования, вечностью, простотой, нематериальностью, мышлением, а кроме того он один и един. «От такого начала зависят небеса и [вся] природа» (Мет., XII, 7), – пишет Аристотель. Прежде всего, он существует не случайным, или, как говорит Аристотель, не привходящим образом, а совершенно необходим, ибо имеет источник своего существования в самом себе: «…так как есть нечто сущее в действительности, что движет, само будучи неподвижным, то в отношении его перемена никоим образом невозможна… Следовательно, [первое] движущее есть необходимо сущее; и, поскольку оно необходимо сущее, оно существует надлежащим образом, и в этом смысле оно начало» (Мет., XII, 7). Перводвигатель вечен, поскольку вечно движение в мире. Он один, ведь если существует множество неподвижных перводвигателей, то это нарушит принцип единства и связи движения в мире, поэтому «достаточно и одного [двигателя], который, будучи первым среди неподвижных и существуя вечно, будет началом движения для всего прочего» (Физ., VIII, 6). Поэтому же он един, иначе разные части перводвигателя будут производить разные движения в мире, и тогда движение не будет непрерывным; поскольку же движение непрерывно, то и перводвигатель един. Перводвигатель не занимает никакого места в пространстве, поскольку он и не конечен, и не бесконечен. Не может он быть конечным, ибо «ничто конечное не может двигать в течение бесконечного времени» и «невозможно, чтобы в конечной величине была бесконечная сила» (Физ., VIII, 10), а бесконечным не может он быть, поскольку бесконечности не существует. Движущим и одновременно неподвижным началом, непространственным и простым, может быть начало только нематериальное, духовное. Следовательно, деятельность Бога как духовного существа может состоять только в мышлении: «И жизнь поистине присуща ему, ибо деятельность ума – это жизнь, а бог есть деятельность; и деятельность его, какова она сама по себе, есть самая лучшая и вечная жизнь. Мы говорим поэтому, что бог есть вечное, наилучшее живое существо, так что ему присущи жизнь и непрерывное и вечное существование, и именно это есть бог» (там же). Бог мыслит сам себя, ибо «выше» него ничего нет, т.е. у него нет внешней причины, а то, что «ниже» Бога, – это чувственный мир, имеющий материю, о которой невозможно знание. Следовательно, Бог, по Аристотелю, это не только жизнь ума, но и содержание умственной деятельности, т.е. истина. Бог – это чистая, абсолютная действительность, которая не содержит в себе никакой возможности, форма всех форм.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

Физических трактатов у Аристотеля несколько: «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении» и «Метеорологика». Основные идеи изложены в трактате «Физика». По определению, физика – это учение о природе. В самом начале этой работы Аристотель ставит вопрос, что такое природа и чему она противостоит? Аристотель противопоставляет природе искусство и считает, что природа есть то, что имеет причину в себе самой, а искусственные вещи всегда сделаны человеком. Природа – это всё то, что «имеет в самом себе начало движения и покоя» (Физ., II, 1). Другие же вещи, искусственные, имеют начало движения и покоя не в себе, а в человеке. В физике Аристотель верен своему методу основываться на неких самоочевидных положениях. А поскольку самым очевидным для него, как и для большинства людей, является существование материального мира, то в нём и следует искать аксиомы физики. Таким образом, физик должен исходить «от более понятного и явного для нас к более явному и понятному по природе», указывает Аристотель (Физ., I, 1). Наиболее явным является существование предметов чувственного мира и их движение, тем более что движущиеся сущности и составляют предмет физики. Движение – это одна из основных проблем физики. В третьей книге «Физики» Аристотель указывает, что движение бывает четырёх видов: это движение в отношении сущности, количества, качества и места. Движение в отношении сущности – это возникновение и уничтожение; в отношении количества – увеличение и уменьшение; в отношении качества – превращение одной вещи в другую, в отношении места – это пространственное движение. Какое же из этих движений главное, можно ли выделить из них один вид так, чтобы все остальные виды движений сводились к нему? Аристотель говорит, что такой вид возможен, и этим видом является движение в пространстве. Действительно, любое уменьшение или увеличение есть разновидность пространственного движения. Ведь что такое увеличение? Это прибавление некоего тела к существующей вещи. Уменьшение, наоборот, это некоторое отторжение части от вещи. Что такое качественное изменение, т.е. превращение? Это есть пространственная замена одних элементов другими. Сложнее обстоит дело с сущностным движением, потому что в другом месте (в пятой книге «Физики») Аристотель заявляет, что сущностного движения быть не может, ведь вещь не возникает и не уничтожается. Поэтому сущностное движение если и существует, то должно рассматриваться в первой философии, но не в физике. Поэтому Аристотель в первую очередь рассматривает пространственное движение, т.е. обычное перемещение вещей в пространстве, изменение их места.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

АбиК; В.Одинцова, канд.экон.наук, доцент АбиК; Н.Сердюкова, канд.физ.-мат.наук, доцент, зав.каф. математики АбиК; Н.Шкаликова, канд.физ.-мат.наук, доцент кафедры математики АбиК; Г.Донской, канд.экон.наук, доцент кафедры экономики и права АбиК; М.Конкина, канд.экон.наук, доцент кафедры статистики ВЗФЭИ; Р.Черных, канд.ист. наук, доцент кафедры региональной экономики ВЗФЭИ; С.Шишов, канд.геогр.наук, доцент кафедры региональной экономики ВЗФЭИ; Л. Вафина, канд. экон. наук, проф.кафедры финанс. менеджмента ВЗФЭИ; А. Пантелеев, канд. экон. наук, проф. кафедры финанс. менеджмента ВЗФЭИ; Г.Лукашева, канд.ист.наук, доцент кафедры философии ВЗФЭИ; делегаты Х съезда Союза писателей России (16-17 ноября 1999 года): В.Ганичев, д-р ист.наук, проф., председатель Союза писателей России; С.Лыкошин, писатель, секретарь правления Союза писателей России; С.Шуртаков, писатель, академик Петровской академии наук и искусств; Д.Балашец, писатель-историк; Я.Хасбулатов. журналист, писатель; П.Придиус. председатель Краснодарской краевой организации СП России; В.Попов, председатель правления Воронежской организации СП России; Ю.Орлов, отв. секретарь Ивановской областной писательской организации; М.Базанков, председатель Костромского регионального отделения СП России, засл.раб. культуры РФ; А.Буйлов, член контрольно-ревизионной комиссии СП России; В.Распутин, писатель; С.Кодак, писатель; С.Морозова, редактор-искусствовед, засл.раб. культуры РФ; П.Проскурин, писатель, вице-президент Российской академии словесности, лауреат Гос. премий СССР и России; Ю.Назаров, засл. артист РСФСР; В.Лихоносов, писатель, лауреат Гос. премии России и Межд. премии им. М.Шолохова, почетный гражданин Краснодара; иерей Сергей Разумов, писатель, настоятель Вознесенского храма, Геленджик Краснодарского края; Н.Куленко, руководитель Пензенской областной писательской организации, засл.раб. культуры РФ; А.Арцибашев, писатель, секретарь правления СП России; И.Ляпин, первый секретарь правления СП России; В.Крупин, писатель, секретарь правления СП России, преподаватель Московских Духовных Академии и семинарии; Н.Мирошниченко, поэт, отв.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2001...

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о здоровье и медицине 05.09.2016 18.04.2023 ( 18  голосов:  4.2 из  5) Несколько дней назад произошло разрушительное землетрясение в центральной части Италии. Погибло около 290 человек, сотни пострадало. Несколько маленьких городов оказалось стерто с лица земли, в них нет ни одного уцелевшего дома. Каждый год на земле происходит около миллиона землетрясений, большинство из них мы даже не чувствуем. Ученые считают, что небольшие толчки (афтершоки) снимают напряжение внутри земли, в результате чего вероятность  возникновения мощных землетрясений снижается. Однако, если в сейсмически опасных районах давно не было таких афтершоков — это верный знак того, что стоит ждать мощного землетрясения. Подобная ситуация как раз и произошла в Италии. Интересен и тот факт, что ученые до сих пор не могут предсказывать точную дату возникновения землетрясения. Они могут рассчитать только вероятность его возникновения на ближайшие 50 или 100 лет, а также место залегания очага. Прогноз возникновения землетрясения на ближайшие дни — это глобальная проблема. Доктор физ.-мат. наук А.Д. Завьялов, специалист в области сейсмологии подсчитал, что землетрясения занимают 3-е место среди природных катастроф. Жертвами землетрясений только за последние 30 лет стали примерно 1млн. человек. Самое сильное разрушительное землетрясения за последние 10 лет произошло в 2004 году на дне Индийского океана. Оно вызвало цунами на  территории Индонезии, Индии и других стран, при котором погибло около 250 тысяч человек. Почему происходят землетрясения? В последнее время все чаще ученые говорят о возникновении техногенных землетрясений, возникающие  в результате деятельности человека. Например, при добыче газа и нефти увеличивается давление горных пород внутри Земли, что может привести к тектонической активности плит, и как следствие этому сильные толчки. Подобные деформации могут произойти, например, и при сильном ядерном взрыве. Однако, самой частой причиной землетрясения является естественное движение земной коры в зоне прохождения тектонических плит. Земная кора состоит из шестнадцати таких плит. Землетрясение чаще всего происходят на их стыке в момент высвобождения энергии из недр земли.

http://azbyka.ru/zdorovie/kak-vyzhit-pri...

В Москве пройдет всероссийская научная конференция «Национальная идентичность России и демографический кризис» Москва, 19 октября 2006 г . Отделение общественных наук РАН, Институт государства и права РАН, Институт социологии РАН, Институт экономики РАН, Институт научной информации по общественным наукам РАН, Центр национальной славы России, Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования проводят Всероссийскую научную конференцию «Национальная идентичность России и демографический кризис» (Москва, 20 октября 2006 г . Центральный Дом ученых РАН). Председатель конференции — В.И. Якунин, к. полит. н., президент ОАО РЖД. Председатель программного  комитета конференции — В.Л. Макаров, академик РАН, академик-секретарь Отделения Общественных наук РАН. Сопредседатели программного комитета конференции: Р.С. Гринберг — чл.-корр. РАН, директор Института экономики РАН; М.К. Горшков — д.ф.н., директор Института социологии  РАН; А.Г . Лисицын-Светланов — д.ю.н., директор Института государства и права РАН; Ю.С. Пивоваров — академик РАН, директор ИНИОН РАН. Председатель  оргкомитета конференции — С.С. Сулакшин, д. полит. н., д. физ.-мат. н., генеральный директор Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. На конференцию  выносятся следующие вопросы: Секция I. Демографический кризис в России: причины, факторы, пути преодоления. 1. Цивилизационный и исторический опыт демографических состояний. 2. Природа и факторы современного демографического кризиса в России. 3. Пути преодоления тенденции депопуляции. 4. Демографическая политика и государственное управление в России: история, состояние, вызовы. Секция II. Национальная (цивилизационная) идентичность России как макро-фактор ее государственной успешности. 1. Национальная  (цивилизационная) идентичность в условиях глобализации. 2. Альтернативы современному глобализационному процессу. 3. Место России в современном глобализируемом мире: пути усиления ее мирового значения. 4.  Национальная  (цивилизационная) идентичность, суверенитет,  национальная безопасность и национальные интересы России.

http://pravoslavie.ru/18932.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010