«Чудо с отроком» в Грузии изображалось, как правило, отдельной сценой в паре с образом Г.-змееборца: в росписи церквей во имя вмч. Георгия в Адиши в В. Сванети (на сев. и юж. стенах), в Икви в Картли (в 1-м и во 2-м регистрах сев. стены), в Бочорме в Кахети (X-XI вв.- в 1-х регистрах зап. и юго-зап. апсид), в Павниси в Картли (в вост. части сев. стены и в юж. части зап. стены). Как исключение объединенное изображение 2 сюжетов в одну композицию представлено в росписи XVI в. зап. портала Алавердского собора в Кахети и в изображении на правой пластине чеканного переплета Жития (т. н. метафраста) Г. из Чхари, выполненного по заказу царицы Картли Мариам (XVII в.). Хорошо отработанная, сформированная иконография Г., в т. ч. житийных сцен, дала возможность исследователям (Н. П. Кондаков, Чубинашвили) предположить местное происхождение нек-рых образов, в частности типов Г.-воина и Г.-всадника. Н. Чичинадзе, Т. А. Жарикова Лит.: Лихачёв Н. П. Мат-лы для истории визант. и рус. сфрагистики. Л., 1928. Вып. 1. С. 155-156; Myslivec J. Svaty Juri ve v vychodokrestanskem umeni//Bsl. 1933/1934. T. 5. P. 304-375; Амиранашвили Ш. Я. История груз. искусства. М., 1950. Т. 1. С. 187, 248, 255, 257; Древние иконы старообрядческого кафедр. собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 1956. Кат. 15. С. 55; Банк А. В. Неск. визант. камей из собр. ГЭ//ВВ. 1959. т. 16. С. 215, 214 (рис. 3); Чубинашвили Г. Н. Груз. чеканное искусство. Тб., 1959. С. 246-264, 324-373, 454-455; он же. Памятники типа Джвари. Тб., 1948. С. 181-182; Radojci S. Icônes de Serbie et de Macédoine. Beograd, 91; Шмерлинг Р. О. Малые формы в архитектуре средневек. Грузии. Тб., 1962. С. 62-69; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. Кат. 1, 10, 14, 18, 45, 196, 208. Т. 2. Кат. 532, 553, 566; Лазарев В. Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1960. С. 51-52; он же. Новый памятник станковой живописи XII в. и образ Георгия-воина в визант. и древнерус. искусстве// Он же. Рус. средневек. живопись: Статьи и исслед. М., 1970. С. 55-102; Привалова Е.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Кондаков принял участие в I Международном конгрессе византинистов в Бухаресте (14–19 апреля 1924 г.), его доклад о восточных элементах в византийском придворном костюме был встречен аплодисментами. Из России на этот конгресс приехать никому не удалось, эпоха изоляции русской науки от Европы уже начиналась, хотя открытых гонений на византинистику еще не было 2118 . В 1924 г. редакция журнала Byzantion попросила у Кондакова статью для первого номера 2119 . В Праге ученый закончил свою большую работу о русских иконах, результат многолетних трудов. Она была опубликована уже после смерти Кондакова, сначала в сокращенном переводе на английский язык, который выполнил его ученик Эллис (Илья Егорович) Миннз (1873–1953) 2120 , затем – полностью на русском языке, в 4-х томах, а также на чешском и немецком языках 2121 . Ученый активно работал до последнего дня, он организовал «Семинар по археологии и истории средневекового искусства Восточной Европы» (Seminarium Kondakovianum), который в 1931 г. был преобразован в Археологический институт им. Н.П. Кондакова . С 1927 по 1940 гг. этот центр русской византинистики за границей опубликовал 11 томов трудов под общим названием «Сборник статей по археологии и византинистике, издаваемый семинарием имени Н.П. Кондакова » 2122 . Здесь было опубликовано много интересных работ, например статья Николая Михайловича Беляева (1899–1930) о серебряном реликварии из Херсонеса, из церкви юстиниановского времени 2123 , или детальное исследование Владимира Алексеевича Мошина (1894–1987) о епископе древнерусской Тмуторокани Николае 2124 . На страницах сборника, кажется, единственный раз в истории, встречались эмигранты – Н.П. Кондаков , А.Н. Грабар, М.И. Ростовцев, A.A. Васильев, Н.М. Беляев, их ленинградские коллеги и друзья – С.А. Жебелев, В.Н. Бенешевич , Л.А. Мацулевич, Н.В. Измайлова, М.И. Максимова, ученые из стран Западной Европы (Йозеф Стриговский, Курт Вайцманн, Поль Пердризе, Йоахим Вернер) и других стран (Крыстю Миятев – из Болгарии, Георгий Николаевич Чубинашвили – из Грузии).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 20-30-х гг. XX в. погибла икона Спасителя (XVIII в., доска) в окладе XI в. (позолоченное серебро; 129,5×84 см по данным Такаишвили; 112×84,5 см по данным Бочоридзе). Трехстрочная дарственная надпись Кирилла-Кахабера в нижней части оклада указывала на то, что оклад принадлежал древней иконе, на к-рой было изображено Распятие. Оклад был украшен медальонами из чеканного серебра; поясные изображения святых в нижней части сопровождались пояснительными надписями: «св. Георгий», «св. Феодор», «св. Димитрий». Верхнее поле украшали медальоны с изображениями Христа, Пресв. Богородицы и архангела. Сохранился резной триптих «отличного стиля и хорошей техники» предположительно X-XI вв. (Национальный музей Грузии. Р 1; слоновая кость; центральная часть - 13×12,6 см, боковые створки - 11,4×5,7 см и 11,4×5,9 см) с изображением Успения Пресв. Богородицы, вырезанным из цельного куска, к к-рому сверху и снизу прикреплены планки. Задняя сторона складня гладко отполирована, левая прорезана трещиной; голова одного из ангелов, а также большая часть верхней планки обломаны. Крылья ангелов вырезаны из отдельных кусочков слоновой кости. На боковых внутренних створках изображены по 4 стоящие фигуры в 2 ряда: в верхнем ряду - святители (Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Афанасий Великий), в нижнем - святые воины, из к-рых 2 (ближе к центру) - в коротких туниках, с копьем в одной руке и щитом в другой, 2 других (ближе к краю) одеты неодинаково и расположены по-разному. На внешних сторонах створок - 4 стоящие фигуры, изображенные в 2 ряда, между ними - архидиаконы Стефан и Лаврентий. Н. П. Кондаков считал икону образцом визант. работы; однако Г. Чубинашвили на основе художественно-стилистического и сравнительного анализа доказал, что она изготовлена местными мастерами. В 1925 г. триптих был перевезен в Тифлис. Известны также икона Пресв. Богородицы с Младенцем (80,5×59 см) в серебряном позолоченном окладе с надписью: «Мы, Богом венчанный царь царей Георгий (царь Имерети Георгий II (1565-1583).- Авт.), с сыном нашим Леоном, оковали сей лик Пресвятой Богородицы в преуспеяние царствования нашего, во здравие сына нашего Леона и во спасение душ наших»; икона Спасителя (благословляет правой рукой, в левой держит сферу), созданная на доске, с надписью хуцури: «Иисус Христос»; писанная на доске икона вмч.

http://pravenc.ru/text/2577593.html

В З. хранились 5 чеканных рипид XI в., в наст. время одна находится в Местийском музее (Сванети), другая - в ГМИГ, остальные 3 утрачены и известны по фотографиям, опубликованным Г. Чубинашвили (Там же. С. 133-137). Рипиды состоят из 2 пластин, каждая представляет собой соединенные в виде креста 5 кругов; изделия богато украшены. На одной из рипид изображено 18 фигур ангелов: 10 - на лицевой стороне, 8 - на оборотной. В центральном круге лицевой стороны 2-й рипиды помещена композиция «Вознесение Господне», сонм ангелов распределен в рукавах креста, по паре в каждом рукаве. В центре оборотной стороны находится фигура херувима, вокруг - символы евангелистов. На одной из рипид вычеканена надпись заказчика: «Я, Парсман Эристави, сын благословенного Иоанна Лаклаки, создал сию рипиду для молитвы моей, и чад моих, и всего дома нашего, и для поминовения родителей и братьев моих, и всех усопших дома нашего и установил сие в святом престоле Зарзмы, во владении моем, у иконы Преображения». На одной из утраченных рипид также была сделана ктиторская надпись: «Руками Баграта, Саргиса, Степаноза, мастера чеканки Тетеи создались рипиды сии. Господь, да будет сие во благо души его - Липарита Эристави, аминь». Известен также массивный выносной серебряный крест X-XI вв. с шаром, украшенным 46 камнями, и сионом под ним. На лицевой стороне креста изображен распятый Спаситель, по бокам вставлены медальоны с фигурами Пресв. Богородицы и св. ап. Иоанна Богослова, в верхнем медальоне вычеканена фигура архангела. Рукава креста с оборотной стороны украшены орнаментами и медальонами с поясными фигурами Пресв. Богородицы с Младенцем (в центре) и Христа Вседержителя (сверху); изображения 2 др. медальонов не идентифицированы. На оборотной стороне креста вычеканена более поздняя ктиторская надпись: «Вновь украсившего и обновившего сей честный крест сына Гуриеля Мамии Шемокмедского, митрополита Николоза (1-я пол.- сер. XVIII в.- Н. Г.), помилуй, кресте и на нем Распятый Христе Боже», а ниже другая, вероятно ктиторская, относящаяся ко времени создания креста: «Сей честный крест принадлежит Шемокмеди... окован... Ихавреба Сахтдзе» ( Кондаков. 1890. С. 117).

http://pravenc.ru/text/182627.html

Важный вопрос о месте строительства Юстинианом храма Богородицы для абхазских неофитов до сих пор не нашел окончательного решения. Дискуссия по этому вопросу идет уже около ста лет. По этому вопросу свои мнения высказывали Фредерик Дюбуа де Монперэ, Н. Кондаков , П.С. Уварова, Ю. Кулаковский , К. Кекелидзе, Л. Меликсет-Беков, С. Каухчишвили, Г. Чубинашвили, З. Анчабадзе, В. Леквинадзе. 135 Очевидно, что для решения этого важного вопроса нужны комплексные историко-археологические изыскания. Отметим лишь, что точка зрения Ю. Кулаковского о местонахождении этого храма в Себастополисе кажется нам наиболее вероятной. Выводы Ю. Кулаковского , в частности, основаны на данных раннесредневековых церковных источников (Notitiae episcopatuum), по которым резиденция архиепископа с VII века могла находиться на том месте, где первоначально для крещения абазгов была построена специальная церковь . 136 Этот вывод оправдывается тем, что согласно статье профессора Л.Г. Хрушковой – «Новая октогональная церковь в Себастополисе в Абхазии и ее литургическое устройство», – в древнем Себастополисе (нынешний Сухум) обнаружены (она сама соавтор раскопки) фундамент древней церкви и текст греческой надписи, 137 которые доказывают, что еще в V веке здесь существовала епископия. Важен и вопрос о языке, на котором велась проповедь нового учения в Абхазии. Несомненно, что устная проповедь среди неофитов, в том числе и абхазов, велась первоначально на языке местного абхазского населения, иначе никакая проповедь не имела бы смысла. Проповедь же с официального церковного амвона велась на греческом языке. Однако известно, что в противоположность Католической Церкви Византийская облегчала деятельность своих миссионеров тем, что разрешала им даже вести службу на местных языках. 138 Можно допустить, что здесь на первых порах для проповеди нового учения могли быть использованы эллинизированные абхазы, говорившие на родном и греческом языках, которые получили первоначальное церковное образование в Константинопольской школе, видимо, специально открытой для абхазского духовенства. 139 По всей вероятности, питомцы этой школы могли быть использованы не только для церковных дел, но и для ромейской политики на местах. Видимо, одним из них был и Евфрат. И не случайно, что именно он был направлен императором Юстинианом для обращения абазгов в христианство. 140 Выполняя это поручение императора, он, естественно, говорил на родном языке абазгов, что должно было облегчить достижение цели. Словом, здесь мы имеем точные сведения о том, как светское лицо (если не духовное) с целью миссионерской деятельности специально посылается в свою единоязычную среду для ее обращения в новую веру. Так что, на наш взгляд, нет никаких сомнений в том, что проповеди в VI веке среди части абхазских неофитов велись на их родном языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Внизу - ростовое изображение св. Иоанна Предтечи и полуфигуры святителей Василия Великого и Григория Богослова. Композиция соответствует визант. иконографической схеме. Фигуры представлены в высоком рельефе на фоне, покрытом гравированным орнаментом, украшена орнаментом и оборотная сторона креста. Центральная фигура распятого Христа более крупная. Образ монументален и гармоничен, он имеет правильные формы, у него выявлены пластические формы тела, традиционно проработаны детали. Лик Спасителя спокоен и благороден. Другие образы менее выразительны. Так, напр., позы фигур Пресв. Богородицы и ап. Иоанна Богослова неустойчивы, недостаточно проработаны их движения. Лит.: Кондаков Н. П. Опись памятников древности в нек-рых храмах и мон-рях Грузии/Груз. надписи прочтены и истолкованы: Д. Бакрадзе. СПб., 1890. С. 67, 68, 72-74; он же. История и памятники визант. эмали. СПб., 1892. С. 119, 162-164; Tschubinaschwili G. Ein Goldschmiedtriptychon des VIII-IX jh. aus Martvili//Zschr. f. bildende Kunst. Lpz., 1930. Bd. 64. N 5/6. S. 81-87; он же (Чубинашвили). Грузинское чеканное искусство VIII-XVIII в. Тб., 1957. С. 19. Табл. 141 (на груз. яз.); он же. Грузинское чеканное искусство. Тб., 1959. С. 42-48, 60-66, 319-324. Ил. 62, 223, 388-390; Амиранашвили Ш. Я. История груз. искусства. М., 1950. Т. 1. С. 216. Табл. 120; он же. Грузинское чеканное искусство: Исслед. по истории груз. средневек. искусства. Тб., 1959. С. 60-66. Ил. 223, 388-390; idem (Amiranashvili). Les emaux de Georgie. P., 1962. Р. 25-28, 38, 39; Wessel K. Die byzantinische Emailkunst. S. l., 1967. S. 47, 48, 110. Tabl. 6; Мачабели К. Г. Традиции в раннесредневек. чеканке Грузии/2-й междунар. симп. груз. искусства. Тб., 1977. С. 4-9 (на груз. яз.); Банк А. В. Прикладное искусство Византии IX-XII вв. М., 1978. С. 69, 70. Рис. 57, 58; Хускивадзе Л. З. Грузинские эмали. Тб., 1981. С. 37-50, 66, 67. Табл. 1-3, 24; она же. Средневековые перегородчатые эмали/4-й междунар. симп. груз. искусства. Тб., 1983. С. 22, 23, 28, 29, 41, 92, 93, 116; Jewellery and Metalwork in the Museums of Georgia.

http://pravenc.ru/text/2562406.html

Небольшая икона Божией Матери «Умиление» с Младенцем на правой руке (сер. XV в., ГМИГ; 24,5 ´ 20 см) имеет посвятительную надпись царя Имерети Вахтанга IV (1443-1446). Лики живописные; позолоченный серебряный чеканный фон и обрамление покрыты лиственным орнаментом. Крупный нимб Богоматери украшен бирюзой и рубинами; драпировки проработаны схематично. К. Мачабели Ист.: Dubois de Montp é reux F. Voyage autour du Caucase. P., 1839. Vol. 1. P. 176, 191, 383; Гримм Д. И. Памятники христ. архитектуры в Грузии и Армении. СПб., 1866. С. 4; Церетели Г. Ф. Полное собр. надписей на стенах и камнях и приписок к рукописям Гелатского мон-ря. М., 1891; Путешествие Гюльденштедта по Грузии. Тбилиси, 1962. Т. 1. С. 144 (на груз. яз.). Лит.: Завещание св. царя Давида Строителя// Сабинин М. Рай Грузии. Пг., 1882. С. 512 (на груз. яз.); Кондаков Н. П. Опись памятников древности в нек-рых храмах и мон-рях Грузии/Груз. надписи прочтены и истолкованы Д. З. Бакрадзе. СПб., 1890; он же. Иконография Богоматери. С. 227, 229, 245-246, 351; Посольство стольника Толочанова и дьяка Иевлева в Имеретию, 1650-1652 гг./Изд. и введ.: М. Полиевктов. Тифлис, 1926. С. 74-79, 144-152; Каухчишвили С. Гелатская академия. Тбилиси, 1948; Ломинадзе Б. Р. Гелати. Тбилиси, 1955, 19592; Чубинашвили Г. Н. Груз. чеканное искусство: Исслед. по истории груз. средневек. искусства. Тбилиси, 1959. С. 240, 417-420, 539, 588-592, 619, 623, 626-631; Меписашвили Р. С. Архитектурный ансамбль Гелати. Тбилиси, 1966; Меписашвили Р. С. , Вирсаладзе Т. Б. Гелати: Архитектура, мозаика, фрески. Тбилиси, 1982; Мамалашвили И. М. Иконографические особенности росписи XVI в. главного Гелатского храма//Литература и искусство. Тбилиси, 2001. 1. С. 151-161 (на груз. яз.). Рубрики: Ключевые слова: ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/text/161963.html

Разрез и план кафоликона Кафоликон К. м. был возведен в 1-й пол. XI в. Внутреннее пространство храма имеет площадь ок. 340 кв. м (ок. 24×14 м). Он представляет собой 3-нефную 6-столпную купольную базилику, с востока завершен полукруглой апсидой и 2 апсидиолами, с запада - помещением нартекса. Подкупольное пространство освещают 8 широких окон барабана. Рукава собора перекрыты крестовыми сводами. Исследования показали, что храм был возведен на фундаментах церкви V-VI вв., о чем свидетельствуют фрагменты древней напольной мозаики в алтаре ( Economopoulos. 1984. P. 278; Tzapheres. 1987. Р. 18). С северо-востока к церкви пристроена ризница из 4 соединенных друг с другом помещений, в последнем устроена часовня. В ней находится облицованное мрамором место, где по преданию росло Древо Св. Креста. В подкупольной части и в сев. рукаве сохранились фрагменты напольной мозаики, вероятно XI в., с геометрическим орнаментом и изображением птиц. Путешественники всегда обращали внимание на К. м., поэтому описания его внутреннего убранства встречаются во мн. лит. источниках. Первые сведения о живописи принадлежат игум. Даниилу, к-рый упоминал, что церковь «хорошо расписана». Описание фресок собора оставили еп. Тимофей (Габашвили) (1757-1758), Чубинашвили (1845), Цагарели (1883). По их свидетельствам, на стенах храма находились ныне утраченные портреты груз. деятелей, имевших отношение к разным периодам истории К. м. В записях путешественников сохранились надписи и зарисовки фресок. В наст. время в соборе обнаружено 2 слоя живописи. Первый относится к нач. XIV в., когда К. м. был восстановлен и расписан после возвращения грузинам. Второй - к 1643-1644 гг., когда храмовые росписи были поновлены или написаны заново при архим. Никифоре (Ирбахе). Росписи сохранились в основном в алтаре, на подпружных арках и на столбах. В алтаре фрагментарно осталось изображение Богоматери с Младенцем на престоле в окружении ангелов и святых, на стенах апсиды - композиция «Введение во храм Пресв. Богородицы». В алтарной зоне находились ныне утраченные апокрифические сцены, иллюстрирующие происхождение и обретение Св. Креста. В куполе еще в нач. XX в. сохранялось изображение Христа Пантократора ( Кондаков. 1904. С. 264-265). В верхних частях стен наоса предположительно располагались изображения двунадесятых праздников ( Вирсаладзе. 1973. С. 14), на западной стороне восточных столбов - Богоматерь «Одигитрия» и Христос Пантократор. В среднем регистре на столбах находились ростовые образы святых; в верхнем и нижнем регистрах, как и на подпружных арках,- сцены на ветхозаветные и новозаветные сюжеты или полуфигуры святых, пророков и праотцев.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

2495 Правильно: ишиас – пояснично-крестцовый радикулит, заболевание корешков пояснично-крестцового отдела спинного мозга и, главным образом, седалищного нерва. 2496 25 сентября – 2 октября 1924 г. в Праге состоялся Третий съезд русских академических организаций за границей. В отличие от Первого съезда (Прага, 1921), носившего организационный характер, и Второго (Прага, 1921), посвященного преимущественно организации высшего и среднего образо­вания для русских за границей, на Третьем съезде были заслушаны научные доклады по 4 секциям. «Что же касается участия на съезде патриарха русской учености Η. П. Кондакова, – вспоминал Б. Н. Лосский, – то помню только его сумрачную, державшуюся от всех обособленно фигуру на заключительном, полуконцертном чаепитии». Цит. по: Лосский Б. Н. В русской Праге (1922–1927). С. 47. 2497 Так у Η. П. Кондакова, правильно – Чубинашвили (Чубинов) Георгий Николаевич (1885–1973), искусствовед, исследователь грузинского искусства и архитектуры эпохи средневековья; академик АН ГрузССР (1941), член-корреспондент Академии архитектуры СССР (1941). Уроженец Петербурга. С 1915 г. публиковался в журнале «Христианский Восток», являлся помощником Н. Я. Марра по Анийской экспедиции и по созданию КИАИ (в 1917–1918 г. действительный член по специальности «христианское и мусульманское искусство и археология, этнография», член ре­дакционной комиссии), прошел школу натурных исследований памятников у Я. И. Смирнова. Про­фессор и заведующий кафедрой истории искусств (1918–1931, 1937–1948) Тбилисского универ­ситета, профессор (1922–1931, 1937–1940) и первый ректор (1922–1928) Тбилисской Академии художеств, заведующий отделом архитектуры музея «Метехи» (1934–1941), заместитель директо­ра Музея истории Грузии (1932), с 1941 г. директор Института грузинского искусства АН ГрузССР. Вопреки мнению И. Стржиговского полагал, что грузинская архитектура развивалась независимо от влияния армянского зодчества. 2498 Речь идет о биографии Я. И. Смирнова, написанной Чубинашвили (Чубиновым). См.: Tschubinaschwili G. N. Iakov Smirnow (1869–1918)//Bulletin de 1’Universite de Tiflis. 1922. N 2. S. 178–196.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

429 Lucchesi Palli E. Der syrisch-palästinensische Darstellungstypus der Höllenfahrt Christi//Römische Quartalschrift. 57. 1962. P. 250 et sq. 430 Wessel K. Die Kreuzigung, Recklinghausen. 1966. P. 31; Die Byzantinische Emailkunst vom 5. bis 13. Jahrhundert. 1969. P. 45 et sq. 431 Volbach W., Lafontaine-Dosonge J. Byzanz und der Christliche Osten. Propyläen Kunstgeschichte. Bd. 3. Berlin. 1958. P. 191. No 81a. 432 Лафонтен–Дозонь Ж. Росписи церкви, называемой Чимлекчи килисе, и проблема присутствия армян в Каннадокии//Византия, южные славяне. Древняя Русь и Западная Европа. Об. статей в честь В. Н. Лазарева. М., 1973. С. 90. Прим. 433 Bárány-Oberschall М. The Crown of the Emperor Constantine Monomachos//Archaeologica Hungarica, XXII. 1937. P. 56. 435 Чубинашвили Г. Грузинское чеканное искусство с VIII по XVIII век. Тбилиси. 1957. С. 15. Табл. 4, a; Amiranaschwili Sch. Kunstschätze Georgiens. Prague. 1971. P. 58. No 25. 437 Кондаков Η. П. История и памятники византийской эмали. СПб., 1892. С. 119 и сл. Рис. 23. Wessel К. Die byzantinische... Р. 47 et sq. No 6. 438 Lafontaine–Desonge J. L’iconographie de l " enfance de la Vierge dans l " Empire byzantin et en Occident. Bruxelles. 1967. P. 16. Note 1. 439 Frolow A. Le culte de la relique... P. 327; В своей книге: История грузинского искусства. М., 1950. С. 230 et sq. III. Амиранашвили датировал прежде всего лицевую часть триптиха из Мартвили X векам. 440 Кондаков Η. П. Русские клады. Исследование древности великокняжеского периода. 1. СПб., 1896. С. 43 и сл. Рис. 24; Иконография Богоматери. Т. 2. Пг., 1915. С. 136. Рис. 60. 441 Залесская В. Н. Часть бронзового креста-складня из Херсонеса//ВВ. р., XXV. 1964. С. 174 и сл. 442 Rosenberg М. Op. cit. Р. 56–59. Fig. 47 и упомянутая там литература; Кондаков Η. П. Иконография Богоматери. Т. 1. Пг., 1914. С. 265. Рис. 176; Миятев К. Указ. соч. С. 75 и упомянутая там литература. 443 Frolow A. La relique... Р. 247 et sq. No 160; Les reliquaires... P. 70. Fig. 29; Залесская В. Н. Указ. соч. С. 170. Рис. 3, а. b.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010