Интерьер ц. Успения Богородицы в Дранде. Фотография. Нач. XXI в. Интерьер ц. Успения Богородицы в Дранде. Фотография. Нач. XXI в. Синтрон находился в центральной апсиде, в юго-вост. углу нартекса была размещена крещальня глубиной 25 см, в форме креста, совмещенного с кругом, раскрытая в 1978 г. Ее первоначальная высота неизвестна, т. к. она оказалась под полом нартекса, который был настелен позднее. Если крещальня была сооружена одновременно с храмом, то это может означать, что он был основан как кафедральный собор; тогда, как считает Хрушкова ( Хрушкова. 2002. С. 264), юго-зап. угловой компартимент может рассматриваться как помещение, где происходило миропомазание после крещения (консигнаторий). Однако крещальня частично перекрывала входв угловой компартимент и поэтому не являлась первоначальной постройкой. По описаниям XIX в. ( Brosset. 1851) известны престол в центральной апсиде и стол (престол или протесис) в северной (датировка всех неясна). В 1846 г. Саблин видел 2 мраморные гробницы: под престолом (рака для мощей?) и у зап. дверей. Подземный ход из алтаря ведет к склону холма и пещерам. Тип и датировка храма спорны из-за отсутствия подобных строений не только в Абхазии, но и во всем Закавказье. (Возможная аналогия - это неопубликованный и недатированный купольный (диаметр купола 10,70 м) храм в с. Ахштырь близ Адлера, к-рый, впрочем, может относиться и к XIX в.) В XIX в. церковь в Д. датировали предположительно XI в. ( Толстой, Кондаков. 1891. С. 67) или VIII-X вв. ( Павлинов. 1893). Г. Н. Чубинашвили считал его вариантом храма «типа Джвари» и датировал VIII в. ( Чубинашвили. 1948. С. 62, 67, 99); эту т. зр. разделяли Л. Д. Рчеулишвили ( Рчеулишвили. 1978), Р. Меписашвили и В. Цинцадзе ( Mepisashvili, Tsintsadze. 1977. 64-65). Хрушкова посредством анализа купольных амфор пыталась доказать возможность датировки церкви не только кон. V-VI в., но и VII в. ( Хрушкова. 2002. С. 270). К последней датировке она склоняется по историческим причинам, однако они не дают оснований для отказа от традиц. отнесения храма к VI в., когда (до 548) была учреждена кафедра в Абхазии ( Alpago-Novello, Beridze, Lafontaine-Dosogne. 1980. P. 489; Хотелашвили, Якобсон. 1984; Леквинадзе. 1985).

http://pravenc.ru/text/Сухуми.html

Лит.: Dubois de Montp é reux F. Voyage autour du Caucase. P., 1839. T. 1. P. 318; Саблин С. Древний генуэзский храм в укреплении Дранды//Кавказ. 1846. 8. 25 февр.; Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie, exécuté en 1847-1848. St.-Pb., 1851. Vol. 2/3. P. 11. Pl. XXXI. Rapports 4-12; Бакрадзе Д. З. Сванетия//Зап. Кавк. отд-ния РГО. Тифлис, 1864. Кн. 6; он же. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875; Толстой И., Кондаков Н. П. Рус. древности в памятниках искусства. СПб., 1891. [Вып. 4]: Христ. древности Крыма, Кавказа и Киева. С. 67. Рис. 59-60; Уварова П. С. Кавказ: Путевые заметки. М., 1891. Ч. 2: Абхазия. Аджария. Шавшетия. Посховский участок; она же. Христианские памятники//МАК. 1894. Вып. 4; Павлинов А. М. Дранда//МАК. 1893. Вып. 3. С. 8-13; Павловский А. А. Всеобщий иллюстр. путеводитель по мон-рям и св. местам России и Афону. Н. Новг., 1907. С. 779-780; Чубинашвили Г. Н. Памятники типа Джвари. Тбилиси, 1948; Mepisashvili R., Tsintsadze V. Die Kunst des alten Georgiens. Lpz., 1977; Neubauer E. Abchazische Architektur im Spannungsfeld zwischen Georgien und Byzanz (6. bis 11. Jh.)//Byzantinische Kunstexport. Halle, 1978. S. 70-79; Рчеулишвили Л. Д. Некоторые аспекты груз. архитектуры Черноморского побережья//Средневек. искусство: Русь, Грузия. М., 1978. С. 27; Цинцадзе В. Дранда: Предварительные результаты науч. исслед. памятника…//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). 1979. 50. С. 35-42, 71 (на груз. яз.); Alpago-Novello A., Beridze V., Lafontaine-Dosogne J. Art and Architecture in Medieval Georgia. Louvaine-la-Neuve, 1980; Меписашвили Р. Дранда: Памятник архитектуры VIII в.//IV Междунар. симп. по груз. искусству. Тбилиси, 1983. С. 515-535; Хотелашвили М. К., Якобсон А. Л. Визант. храм в селе Дранда (Абхазия)//ВВ. 1984. Вып. 45. С. 192-206; Леквинадзе В. А. О Драндском храме//Кавказ и Византия. Ереван, 1985. Т. 5. С. 211; Джованни да Лука. Сведения об Абхазии и Мегрелии// Табагуа И. Грузия в архивах и книгохранилищах Европы. Тбилиси, 1987. Т. 3. С. 160-161 (на груз. яз.); Nicklies C. E. The Church of the Cuba near Castiglione di Sicilia and Its Cultural Context//Muqarnas. Leiden, 1994. Vol. 11. P. 12-30; Хрушкова Л. Г. Раннехрист. памятники Вост. Причерноморья. М., 2002.

http://pravenc.ru/text/Сухуми.html

Христос Вседержитель. Икона в чеканном окладе. Кон. XII — нач. XIII в. Лицевая и оборотная стороны (Кут. 3858)) Иконы и кресты, среди к-рых были произведения искусства, частично описаны в научной лит-ре XIX-XX вв. Большая часть утрачена. В алтаре храма хранился сребропозлащенный чеканный выносной крест XI в. вставленный в более поздний сион с фигурами и укрепленный на шесте с гладкими шарами (высота до сиона 29 см, ширина 20 см). К кресту были прикреплены чеканенные отдельно малый крест с распятием (в центре) и медальоны (на рукавах) с погрудными изображениями Пресв. Богородицы, арх. Михаила, ап. Иоанна Богослова и вмч. Феодора. Крест, украшенный 14 камнями (гранатами, сердоликами, изумрудом и бирюзой), был поломан ниже ступней Христа, подвергался неоднократной реставрации. Оборотная сторона креста орнаментирована. Сохранилась надпись в медальонах: «Христе, возвеличь царя абхазского и новелиссима Баграта. Христе, помилуй Софрония Ерушнели, сына Квели. Иисусе Христе, упокой душу Мхецидзе (или Мхци.- Авт.)». Упомянутый Баграт - царь Грузии Баграт IV (1027-1072), титул новелиссима он носил в 1048/50 - 1060 гг., что позволяет датировать крест этим временем. Софроний Ерушнели по др. источникам неизвестен. Мхецидзе - знатный род из Зап. Грузии; считается, что великомученики Давид и Константин происходили из этого рода. Крест вставлен в поздний ковчег с фигурами Спасителя, Пресв. Богородицы, великомучеников Давида и Константина. С 1923 г. крест хранится в Кутаисском гос. историко-этнографическом музее (Кут. 3271) ( Муравьёв. 1848. Ч. 3. С. 154; Brosset. 1851. Vol. 3. P. 46; Кондаков. 1890. С. 56-57; Чубинашвили. 1959. С. 176-177; Сакварелидзе. 1980. С. 23-25). Также в XIX в. был известен серебряный складной крест от кадила с шарнирами внизу; орнамент (кресты на фоне аканта) выполнен чернью. В центре - чеканные изображения великомучеников Георгия и Феодора Тирона. Нек-рые исследователи считали, что крест визант. происхождения, и датировали его создание X-XII вв. ( Кондаков. 1890. С. 56).

http://pravenc.ru/text/2564254.html

2005. С. 24). В 1923 г. церковь была закрыта. Часть древностей удалось спасти благодаря усилиям Г. Бочоридзе, их перевезли в Кутаисский государственный историко-этнографический музей . Село было переименовано в Синатле (Свет). В кон. 80-х гг. XX в. ему вернули историческое название, в церкви было возобновлено богослужение. Архитектурный комплекс Н. сильно пострадал во время землетрясения 1991 г.: частично был разрушен зап. притвор кафоликона, треснули купол и барабан, юго-сев. часть фасада, большая часть юж. части перекрытия обрушилась. Реставрационные работы при непосредственном участии еп. Никорцминдского Авраама (Гармелии) проводились почти до кон. 90-х гг. XX в. ( Двали. 1996). В 2012 г. была отреставрирована настенная роспись. В авг. 2015 г. прошли праздничные торжества, приуроченные к 1000-летию постройки храма. По инициативе католикоса-патриарха Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) был установлен ежегодный праздник никорцминдоба (накануне Успенского поста, 31 июля по ст. ст.). Святыни По сведениям исследователей, в XIX в. ризница Н. еще была «весьма богата не только иконами и обыкновенной утварью, но и предметами более ценными» ( Уварова. 1894. С. 136). Древности Н. были выявлены и изучены М. Броссе ( Brosset. 1851. P. 57-59), Н. П. Кондаковым и Д. З. Бакрадзе ( Кондаков. 1890. С. 58-63), П. С. Уваровой ( Уварова. 1894. С. 136-140), А. Кутателадзе ( Кутателадзе. 1894. С. 45-58), исп. Амвросием ( Хелаей; католикос-патриарх Грузии 1921-1927) ( Амвросий ( Хелая). 2011. С. 179-197), прав. Евфимием Такаишвили ( Такаишвили. 1963. С. 89-103), Г. Бочоридзе ( Бочоридзе. 1994. С. 110-122), Г. Чубинашвили. Мощи До нач. XX в. в обители в деревянном ковчеге хранилась частица мощей (локоть) свт. Николая. Согласно преданиям, эта святыня была привезена из Византии по случаю бракосочетания царевны Елены, племянницы визант. имп. Романа III Аргира, и царя Грузии Баграта IV в 1030 г. В 20-х гг. XX в. мощи были перенесены в Кутаисский музей (ныне утрачены). Бочоридзе также писал о мощевике с ящичками для разных частиц, изготовленном из доски. Иконы

http://pravenc.ru/text/Никорцминда.html

Выносной крест. Ок. 1060 г. (Кут. 3271) Выносной крест. Ок. 1060 г. (Кут. 3271) Сохранилась золотая икона с поясным изображением Христа Вседержителя (Кут. 3858, 9×7 см, кон. XII - нач. XIII в.). Лик Христа живописный, ризы и нимб чеканные, с гравировкой, рельеф низкий. Христос благословляет троеперстно. Оклад украшен жемчугом и драгоценными камнями, обрамляющий икону орнамент состоит из сложных узоров, напоминающих филигрань. На лицевой стороне нек-рые звенья декора отделены друг от друга гладкими выпуклыми медальонами (на углах удлиненными). Спинка оклада открывается; внутри иконы сделаны вместилища для мощей и сохранились отрывки надписей на металлических листах, а также 2 медальона - один с погрудным изображением ап. Иакова, другой с надписью. Кроме того, на оборотной стороне оклада помещена обрамляющая орнамент надпись с молитвенным прошением заказчика: «Боже, распныйся на кресте невредимо и прославивший святых Твоих, будь покровителем и мне, Дадиани Вардану». Вардан Дадиани был современником царя Грузии Георгия III (1156-1184) и царицы св. Тамары (1184-1207/13), имел должность мсахуртухуцеси (начальник личного войска царя и служителей царского двора), поддержал в 1191 г. выступление супруга св. Тамары, опального кн. Юрия Андреевича Боголюбского, был лишен должности и владений ( Brosset. 1851. Vol. 3. P. 48; Кондаков. 1890. С. 55-56; Чубинашвили. 1959. С. 621). Рождество Христово. Чеканная икона. 2-е десятилетие XI в. Рождество Христово. Чеканная икона. 2-е десятилетие XI в. Массивная серебряная икона Рождества Христова (Кут. 3099, 34,7×33 см) является ярким примером скульптурно-пластического произведения. Лицевая сторона позолочена и обрамлена орнаментом из жгутов и пальметт. Верхняя часть композиции отделена от основной части тройной аркой пещеры вертепа. В центре верхней части изображена мандорла, фланкированная 2 ангелами с каждой стороны. В основной части объединены неск. эпизодов: под средним подъемом очертания пещеры расположены ясли с Младенцем, на Которого смотрят осел и корова.

http://pravenc.ru/text/2564254.html

Н. Чихладзе Ист.: Бакрадзе Д. З. Археол. путешествие по Гурии и Ачаре. СПб., 1878. С. 257-269; Кондаков Н. П. , Бакрадзе Д. З. Опись памятников древности в нек-рых храмах и мон-рях Грузии. СПб., 1890. С. 102-110; Гюльденштедт И. А. Путешествие в Грузию: Нем. текст с груз. пер./Исслед.: Г. Гелашвили. Тбилиси, 1962. Т. 1. С. 629 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского//КЦ. Т. 4. С. 791; Ломтатидзе Г. А. Путешествие в Гурию: Зап. кн. 1949 г.//Гурия: Результаты изысканий и исслед. края. Тбилиси, 2001. Т. 3. С. 204 (на груз. яз.). Лит.: Maculevic L. Monuments disparus de Dzumati//Byz. 1926. T. 2. Р. 77-108; Бурджанадзе Ш. Карта 1737 г. Лихт-Имерети как первоисточник феод. Грузии//Моамбе. 1959. 1. С. 195 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. Груз. чеканное искусство. Тбилиси, 1959. С. 245-256. Табл. 151, 157, 158, 537; Амиранашвили Ш. Я. История груз. искусства. М., 1963. С. 257; Ломашвили Дж. Письма. Тбилиси, 1975. С. 67 (на груз. яз.); Хускивадзе Л. З. Груз. эмали. Тбилиси, 1981. С. 108-120; Сакварелидзе Т. А. Груз. чеканное искусство XIV-XIX вв. Тбилиси, 1987. Ч. 1: XIV-XVI вв. С. 115-120 (на груз. яз.); Михаил (Мегенеишвили), игум. Мтаварангелозоба в Джумати//Гза цховребиса (Жизненный путь). Тбилиси, 2002. 2. С. 17 (на груз. яз.); Гуниа. Груз. мон-ри. С. 141-142 (на груз. яз.); Картвелишвили Т. Г. Епархии Гурии. Тбилиси, 2006. С. 74-87 (на груз. яз.). Рубрики: Ключевые слова: ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ИКОРТА муж. мон-рь (XVI-XVII вв. - 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) ИТРИА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/171875.html

искусства. В XVIII в. наряду с усилением на груз. чеканку зап. влияния, проникавшего гл. обр. через Россию, в технических приемах, орнаментальных мотивах и иконографических деталях заметным становится и воздействие рус. искусства (напр., Чхарский большой складень (1779-1780, ГМИГ)). Чеканное искусство 1-й пол. XIX в. все еще тесно связано с древними традициями, существует и большая группа произведений, в основе к-рых лежат груз. национальные традиции. Ряд груз. мастеров, напр. Пепу Меунаргия, многое восприняли от чеканных икон предыдущих веков. Однако в творчестве тех же мастеров встречаются и произведения, в к-рых неоспорима близость к рус. искусству. Большинство икон, созданных в кон. XIX - нач. ХХ в.,- повторения завезенных из России фабричных образцов и не имеют отношения к истории груз. чеканного искусства. Лит.: Кондаков Н. , Бакрадзе Д. Опись памятников древности в некоторых храмах и мон-рях Грузии. СПб., 1890; Шмерлинг Р. Золотой сосуд из Чхороцку//Ars Georgica. Тбилиси, 1942. 1; Амиранашвили Ш. История груз. искусства. М., 1950. Т. 1; он же. Бека Опизари. Тбилиси, 1956; Чубинашвили Г. Груз. чеканное искусство с VIII по XVIII в.: Альбом, ист. очерк и аннот. Тбилиси, 1957; он же. Груз. чеканное искусство: Исслед. по истории груз. средневек. искусства. Тбилиси, 1959; Кениа Р. Чеканка триптиха Хахульской иконы Богоматери. Тбилиси, 1972 (на груз. яз.); Sanikidze T. Abramishvili: Orfevrerie géorgiene du VIIe au XIXe siècle. Gen., 1979; Хускивадзе Л. Золотых дел мастерская при дворе Левана Дадиани. Тбилиси, 1974 (на груз. яз.); Alibega š vili G. , Beridze V. , Volskaja A. , Xuskivadze L. I tesori della Georgia. Mil., 1984. P. 187-204; Чхартишвили А. Мамнэ, мастер ювелирного дела. Тбилиси, 1978 (на груз. яз.); Сакварелидзе Т. Груз. чеканное искусство XIV-XIX вв. Тбилиси, 1987. Ч. 1 (на груз. яз.); он же. Чеканные иконы//Груз. иконы. Тбилиси, 1994 (на груз. яз.). Т . Сакварелидзе Чеканная церковная утварь Наряду с иконами и крестами из драгоценных металлов сокровищница груз.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Ист.: Dubois de Montp é reux F. Voyage autour du Caucase, chez les Tcherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Géorgie, en Arménie et en Crimée. P., 1839. Vol. 3; Муравьёв А. Н. Грузия и Армения. СПб., 1848. Ч. 3; Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie, exécuté en 1847-1848. St.-Pb., 1849. Vol. 1; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875. (ЗОЛКА; Т. 1); Сборник законов груз. царя Вахтанга VI/Сост.: Д. З. Бакрадзе. Тифлис, 1887; Кондаков Н. Опись памятников древности в нек-рых храмах и мон-рях Грузии. Тифлис, 1890; Павлинов А. Христианские памятники Кавказа: Мартвильский мон-рь//МАК. 1893. Т. 3. С. 46-57; Марушко М. Из области народной фантазии и быта (Тифлисской и Кутаисской губерний)//СМОМПК. 1894. Вып. 18. С. 228-410; Такаишвили Е. С. Из археол. путешествия в Мегрелию//Древняя Грузия. Тифлис, 1913/1914. Т. 3. С. 1-241 (на груз. яз.); Картлис Цховреба: Список царицы Анны/Сост.: С. Каухчишвили. Тб., 1942 (на груз. яз.); Корпус груз. ист. док-тов. Тб., 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв./Сост.: В. Силогава и др. (на груз. яз.); Сулхан-Саба Орбелиани. Грузинский словарь. Тб., 1991. Т. 1 (на груз. яз.); Кипшидзе И. Грамматика мингрельского (иверского) языка с хрестоматиею и словарем// Он же. Избр. соч. Тб., 1994; Каухчишвили Т. С. Корпус греч. надписей Грузии. Тб., 2004 (на груз. яз.). Лит.: Кирион (Садзаглишвили), еп. Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата за XIX ст. Тифлис, 1901; Гордеев Д. П. К стилистической характеристике Мартвильской росписи//Haykobi записки Hayk.-дocлiдчoï катедри icmopiï укр. культури. Х., 1927. 6. С. 357-364; Толмачевская Н. И. Фрески Древней Грузии. Тифлис, 1931; Чубинашвили Г. Памятники типа Джвари. Тб., 1948; он же. Грузинское чеканное искусство. Тб., 1959; Берадзе Т. Один вопрос из ист. географии Мегрелии//Сборник ист. географии Грузии. Тб., 1964. Т. 2. С. 115-130 (на груз. яз.); он же. Из ист. географии Одиши//Сб. ист. географии Грузии. Тб., 1967. Т.

http://pravenc.ru/text/Чкондидской ...

(с вероятностью 93,2%). Строительство более крупной базилики вскоре после катастрофы также очевидно из-за сходства в технике строительства и декоративного оформления обеих базилик, в то время как использованная при строительстве в обеих церквах керамика (особенно типы черепицы и антефиксов) стилистически и размерами почти не различается. Ист.: Сабинин М.-Г. Полные жизнеописания святых Грузинской Церкви. СПб., 1872. Ч. 2; Пурцеладзе Д. П. Грузинские церк. гуджари (грамоты): Мат-лы для 5-го Археол. съезда. Тифлис, 1881; Хаханов А. Экспедиция на Кавказ 1892, 1893 и 1895 гг.//МАК. 1898. Вып. 7. С. 1-68; Обращение Грузии (в христианство)/Сост.: Е. С. Такаишвили//СМОМПК. 1900. Вып. 28. С. 1-116; Кондаков Н. П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. СПб., 1904; Абуладзе И. Древние редакции Житий сир. отцов в Грузии. Тб., 1955 (на груз. яз.); Леонти Мровели. Матиане Картлиса//КЦ. 1955. Т. 1. С. 249-317; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; 4); Мокцеваи Картлисай//Шатбердский сб. X в./Сост.: Е. Гиунашвили. Тб., 1979 (на груз. яз.); Новый каталог сильных землетрясений на территории СССР с древнейших времен до 1975 г. М., 1977. Лит.: Иоселиани П. Путевые записки по Кахетии 1845 г. Тифлис, 1846; Clarke S. Christian Antiquities in the Nile Valley: A Contrib. towards the Study of the Ancient Churches. Oxf., 1912; Beyer H. W. Der Syrische Kirchenbau. B., 1925; Dalton O. The Treasure of the Oxus. L., 1926; Butler H. Early Churches in Syria. L., 1929; Чубинашвили Г. Н. История груз. искусства. Тифлис, 1936. Т. 1 (на груз. яз.); он же. Архитектура Кахетии: Исследование развития архитектуры в вост. провинции Грузии в IV-XVIII вв. Тб., 1959; он же. К вопросу о начальных формах христ. храма// Он же. Вопросы истории и искусства. Тб., 1970. Т. 1. С. 36-43; Tchalenko G. Villages antiques de la Syrie du Nord: Le Massif du Bélus à l " époque romaine. P., 1953-1958. 3 vol.; Мусхелишвили Л., Хидашели Ш., Джапаридзе В. Гударехи: Отчет 1-й и 2-й археол. экспедиций (1938-1939 гг.).

http://pravenc.ru/text/Некреси.html

Справа от яслей помещена фигура Пресв. Богородицы, ниже сидит, подпирая правой рукой подбородок, прав. Иосиф; перед ним - ангел, под ногами прав. Иосифа - топор. В средней части иконы представлена сцена «Омовение Христа»: служанка наливает из кувшина воду, повитуха Саломея с Младенцем на коленях опускает правую руку в купель. В левой части иконы композиции представлены в 2 ряда: в верхнем изображены фигуры волхвов с дарами, в подпоясанных одеждах по колено, в облегающих высоких сапогах и в остроконечных шапках; перед ними у яслей изображена Вифлеемская 8-конечная звезда; под ними помещены фигуры 3 пастухов и 4 овец. Почти все фигуры сопровождают пояснительные надписи, сделанные асомтаврули. Согласно исследованиям Г. Чубинашвили, моцаметская икона имеет параллели с аналогичными иконами-пластинами из Соголашени и Шемокмеди, хронологически непосредственно следует за ними и датируется 2-м десятилетием XI в. ( Чубинашвили. 1959. С. 107-110). Н. П. Кондаков и Д. З. Бакрадзе датировали икону XIII-XIV вв. ( Кондаков. 1890. С. 56). В записях Муравьёва упомянуты храмовый образ Благовещения Пресв. Богородицы с образами великомучеников Давида и Константина и икона Божией Матери «Знамение», «напоминающая чертами и колоритом ту, которая чествуется в Цилкани» ( Муравьёв. 1848. Ч. 3. С. 154). Кондаков и Бакрадзе описали также чеканную серебряную икону Христа Вседержителя с раскрытым Евангелием в руках (груз. работы, более позднего времени). Они отметили, что престол Спасителя имеет «декоративные столбы оригинальной формы» ( Кондаков. 1890. С. 56). Моцаметское Четвероевангелие Ап. Марк. Начало Евангелия от Марка. Разворот Моцаметского Четвероевангелия. XII–XIII вв. (Кут. 182. Л. 80 об.— 81) Ап. Марк. Начало Евангелия от Марка. Разворот Моцаметского Четвероевангелия. XII–XIII вв. (Кут. 182. Л. 80 об.— 81) (Кут. 182, XII-XIII вв.) выполнено в М. на пергамене письмом нусхури. Кондаков и Бакрадзе датировали его «временем Баграта IV», т. е. XI в., а Э. Николадзе - XV в. Переплет кожаный на деревянной основе.

http://pravenc.ru/text/2564254.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010