Но неизбежен вопрос даже в рамках такой «тайной доктрины»: до какого предела аморальности можно дойти? Где именно следует остановиться? XX съезд КПСС и развенчание культа личности Сталина (оставим за скобками страстное желание Н.С. Хрущева поквитаться с бывшим генсеком) у самих же коммунистов были связаны в том числе и с моральными претензиями к сталинизму. Значительная часть коммунистического движения не могла смириться с почти тотальным сталинским аморализмом во имя великой цели и с тем, что ради этого допустим даже огонь по своим и беззастенчивая ложь перед своими. Я рискну утверждать, что у многих коммунистов и их теоретиков была на самом деле обостренная чуткость к нравственным проблемам. Ими двигало, прежде всего, моральное возмущение. Отсюда их протест против громадного имущественного и культурного неравенства, эксплуатации человека человеком. Но, увы, их нравственные установки и принципы закономерно претерпевали извращенные метаморфозы под прессом революционной диалектической логики в лукавом свете так называемого «политического момента». Однако совесть их все равно была неспокойна. Тот же Эвальд Ильенков в своих неопубликованных заметках о Достоевском писал, что да, нелегко вспоминать о принципах гуманизма во время штыковой атаки и что Достоевский будет актуален всегда, пока социализм будет связан с кровью и насилием . Революционный радикализм как «страшное сужение сознания» Николай Бердяев Русский религиозный философ Николай Бердяев в молодости тоже был марксистом и поначалу симпатизировал революции. Как марксист, он попал в ссылку в Вологду, где начался его постепенный поворот к идеализму и христианству. И он отмечает в своей автобиографии «Самопознание», что его начало сильно угнетать общество социал-демократов и социалистов-революционеров. Как он говорит, «было трудно дышать в их обществе. Было страшное сужение сознания» . Он приводит характерный эпизод из своей ссыльной жизни. Один известный большевик, друг Ленина (и психиатр по первой специальности) Александр Богданов, позже создавший целую философскую систему, стал почему-то регулярно заходить в гости к Бердяеву и как бы невзначай задавать вопросы о том, как он себя чувствует по утрам, как он сегодня спал и т.д. И Бердяев понял, что Богданов просто стал считать его психически больным человеком:

http://pravoslavie.ru/107794.html

Бердяев также написал книгу, которая в России долго считалась одиозной, — «Философия неравенства». Он писал ее в революционные годы, в начале 1920-х гг., здесь, на родине, писал для тех представителей интеллигенции, которые готовы были, как Блок, идти навстречу темной разрушительной стихии. Он называл их гасителями духа, предателями культуры, разрушителями, соучастниками преступных деяний. («Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас», — писал он еще в автобиографическом труде «Самопознание» (1948). Его краткое замечание по какому-нибудь узловому моменту христианского богословия было иногда ценней целого тома. В дни Великого поста актуально прозвучит этот тезис Бердяева: «Без великого таинства покаяния духовная жизнь немыслима. Грех не только должен быть осознан, но и сгореть в огне покаяния». Ему жилось не так уж и просто, иногда он бедствовал. Но он создал сокровище мысли, журнал «Путь», который издавался с 1925 г. до самой войны, шестьдесят номеров. Там публиковался цвет русской мысли: С. Франк, С. Булгаков, Н. Лосский, Б. Вышеславцев и другие мыслители, в том числе католические. В конце 1930-х Бердяев выпустил книгу «Истоки и смысл русского коммунизма», в которой дал глубокий анализ русской ситуации. К главным трудам Бердяева относится также работы «О назначении человека» (1931), «Русская идея» (1946). Нельзя не процитировать хотя бы абзац из потрясающей книги Бердяева «Судьба России» (1914–1917): «В основе русской истории лежит знаменательная легенда о призвании варяг-иностранцев для управления русской землей, так как “земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет”. Как характерно это для роковой неспособности и нежелания русского народа самому устраивать порядок в своей земле! Русский народ как будто бы хочет не столько свободного государства, свободы в государстве, сколько свободы от государства, свободы от забот о земном устройстве. Русский народ не хочет быть мужественным строителем, его природа определяется как женственная, пассивная и покорная в делах государственных, он всегда ждет жениха, мужа, властелина. Россия — земля покорная, женственная».

http://ruskline.ru/opp/2024/03/18/150_le...

Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого//Царство Духа и царство Кесаря. М., 2006. С. 334-335. Георгий (Капсанис), архим. Пастырское служение по священным канонам. М., 2006. С. 107. Добросельский П.В. О происхождении человека, первородном грехе и искусственном зарождении. М., 2008.С. 82. Громадка Й.Л. Перелом в протестантской теологии. Пер. М. Сато, В. Винокурова. М., 1993. С. 43. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 2007. С. 381. Флоровский Георгий, прот. Воскресение жизни [«бессмертие» души]//Догмат и история. Сб. статей. М.,1998. С. 235. Бердяев Н.А. Смысл творчества//Философия творчества, культуры и искусства. В 2 тт. Т. 1. М., 1994. С. 155. Агаджанян А.С. Реформа и возрождение в двух московских православных субкультурах: два способа сделать православие современным//Приход и община в современном православии:корневая система российской религиозности. Сб. статей. М., 2011. С. 255-276. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей 3 июня 2013, 11:13 ... тяжкое впечатление. Спрашиваю себя: что я могу сделать? Прежде всего, звонить в каждый прямой эфир, где священники и епископы отвечают на вопросы слушателей/зрителей и просить иерея или иерарха дать оценку воззрениям и деятельности (не хочу сказать отца) Кочеткова. Есть телеканалы Спас, Союз, радио, где есть передачи, которые ведут священнослужители. Каждому публично и методично задавать один и тот же ряд вопросов. Хотя главное - молитва. Да откроет Господь глаза иерею Георгию, и вразумит. И мне, грешному, утвердиться в правой вере. И еще - не я первый заметил - прищур у него особенный. Слегка тибетский. Даже показалось, что если б ленина и рериха скрестить (прости, Господи), вот и вышло бы это лицо. светлана 29 марта 2013, 23:28 Непонятно, действительно, а почему не лишают сана, это же секта. Конечно , священноначалию виднее, но тогда разъяснили бы народу свою позицию в отношении Кочеткова, почему так долго это продолжается, что ожидают от него. Простите нас. Литургист 29 марта 2013, 21:24

http://pravoslavie.ru/60435.html

Святоотеческое наследие Авторы: Бердяев, Николай Александрович     Поздняя книга Бердяева, одна из тех, о которых он писал, что они имеют «для суждения о моем философском миросозерцании наибольшее значение» Поздняя книга Бердяева, одна из тех, о которых он писал, что они имеют «для суждения о моем философском миросозерцании наибольшее значение». В «Самопознании» Бердяев писал: «Я же исповедую активно-творческий эсхатологизм, который призывает к преображению мира. Я наиболее выразил это в книгах «Дух и реальность» и «О рабстве и свободе человека». Я пришел к особого рода эсхатологической гносеологии. Эсхатология обозначает символическую объективацию трагедии сознания. Конец есть конец объективации, переход в субъективность царства свободы». О забвении Духа в современности Бердяев пишет: «Мир склоняется к отрицанию реальности духа. Он не сомневается лишь в реальности видимых вещей, принуждающих себя признать. Но дух не есть видимая вещь, он совсем не есть вещь среди вещей». Категории Категории Группа Вконтакте 0.4, " far fa-star " : star.floatValue < 0.4, " fas fa-star " : star.floatValue > " > 5 0.4, " far fa-star " : star.floatValue < 0.4, " fas fa-star " : star.floatValue > " > 4 0.4, " far fa-star " : star.floatValue < 0.4, " fas fa-star " : star.floatValue > " > 3 0.4, " far fa-star " : star.floatValue < 0.4, " fas fa-star " : star.floatValue > " > 2 0.4, " far fa-star " : star.floatValue < 0.4, " fas fa-star " : star.floatValue > " > 1 5 1 голосов Спасибо! Вы уже поставили оценку. " class="" style="" > " class="" > " class="" > Дух и реальность Тематические страницы — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2024 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения Подари Никите новое сердце Преданию нужна ваша помощь. «Предание» — это место, куда вы приходите слушать, смотреть и читать. Мы рады давать вам эту возможность свободно и бесплатно. Но сейчас нам самим нужна помощь. Сбор на Никиту Федутинова в нашем фонде — критически важен для всех сотрудников. Мы как фонд никогда не брали до этого момента на себя столь крупные обязательства. И если для вас дорого, что мы делаем, помогите нам собрать деньги Никите!

http://predanie.ru/berdyaev-nikolay-alek...

Подобных публикаций в ближайшие месяцы после изгнания имяславцев с Афона появилось множество. Синод внезапно оказался почти в полной изоляции: общественное мнение сразу же стало на сторону гонимых иноков. Среди публикаций того времени первое место по остроте и резкости занимает ст. Н. А. Бердяева «Гасители духа», в к-рой он обрушился с вызывающей критикой на Святейший Синод и на все российские церковные и гос. власти. Бердяев, к тому времени уже известный философ, лит. критик и общественный деятель, говоря о причинах, побудивших его к написанию статьи, признавался, что у него «не было особых симпатий к имяславству», но что его «возмущали насилия в духовной жизни и низость, не-духовность нашего Синода» ( Бердяев Н. А. Самопознание: (Опыт филос. автобиографии)//Собр. соч. П., 1989. Т. 1. С. 234-235). Статья интересна не столько богословскими выкладками молодого Бердяева, сколько тем возмущением и негодованием, с к-рым он воспринял афонские события. Подобные чувства разделяли как представители верующей интеллигенции, так и достаточно далекие от Церкви, но сочувствовавшие идеям духовного возрождения - идеям, носившимся в воздухе с нач. XX в.: «На Афоне запахло «дымным порохом»… Истязаниями и изувечиваниями убеждают в правоте синодальной веры. Где же голос Церкви, который скажет свое властное слово по догматическому вопросу, затрагивающему самые основы христианства?» ( Бердяев. 1913). Вслед за Бердяевым на афонские события откликнулся обличительной статьей в «Русской мысли» С. Н. Булгаков : «Своими действиями,- писал он,- Синод как будто хочет довершить давно уже происходящий разрыв нравственной связи между ним и церковным народом, и, конечно, самоубийственным для него является это расселение по городам и весям российским афонских «исповедников», вкусивших сладости архипастырского жезла» ( Булгаков С. Н., прот. Афонское дело//Рус. мысль. 1913. Кн. 9. С. 42-43). Судьба имяславцев после 1914 г. В 1-й пол. 1914 г. в деле имяславцев произошел перелом. Причиной его стали неск. факторов. Во-первых, мощная поддержка, оказанная имяславцам широкими общественными кругами в России, не осталась безрезультатной. Во-вторых, в спор на стороне имяславцев вмешалась высшая гос. власть в лице императора, что заставило и нек-рых членов Синода скорректировать свою позицию. В-третьих, в среде епископата нашлись иерархи, сочувственно отнесшиеся к имяславцам и принявшие деятельное участие в решении их судьбы. Наконец, в-четвертых, вопрос о судьбе имяславцев был поставлен в Гос. думе.

http://pravenc.ru/text/389527.html

Не имея возможности развить здесь мысль о сложностях и трагических перипетиях темы любви в романе, замечу только, что истинная любовь и есть «любовь-жалость». «Если любовь-Эрос, - писал Н. Бердяев, - не соединяется с любовью-жало­стью, то результаты ее бывают истребительные и мучительные. В Эросе самом по себе есть жестокость, он должен смиряться жалостью, caritas. Безжалостная любовь отвратительна. Отношение между любовью эротической и любовью каритативной, между любовью восходящей, притяжением красоты и высоты, и любовью нисходящей, притяжением страдания и горя в низменном мире, есть огромная и трудная тема» ( Бердяев Н.А. Размышление об Эросе// Бердяев Н.А.Самопознание. М., 1990. С.75). В русском языке «жалеть» - «любить» как синонимичная пара существовала изначально. У В. Даля читаем: « жалеть кого, о ком; скорбеть, сожалеть, болеть сердцем, сокрушаться о чем, печалиться; щадить, беречь, не давать в обиду» ( Даль Вл.Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1989: В 4 т. T.I. С.525). Семантический оттенок «жалеть» - «презирать» появился и стал устойчивым только в ХХ в. В виске у прокуратора «от адской утренней боли осталось только тупое, немного ноющее воспоминание» ( Б.;300), и оно останется с ним, по-видимому, навсегда – как напоминание о человеке, который его исцелил, а он его казнил. О. Андрей Кураев считает, что творение мастера- всецело воплощает волю Воланда (см.: Кураев А.«Мастер и Маргарита»: за Христа или против? М., 2005). Основания для такой интерпретации весьма основательны. Думаю, однако, позиция мастерав романе по отношению к Воланду сложнее, чем простое подчинение. Прежде всего мастервообще мало похож на существо зомбированнное: в отличие от Маргариты, всецело предавшейся Воланду, в продолжение их «личной» встречи он явно независим и даже спорит со своим «покровителем». И главное, начав писать роман вместе с Воландом (он «угадал» то, чему Воланд был очевидцем), мастер «дописал» его, уже в инобытии, вместе с Иешуа (прощение Пилата - по деликатной подсказке высшего Цензора).

http://bogoslov.ru/article/2837343

Вообще он принимал деятельное участие в духовной жизни Запада. Он читал лекции, выступал на дискуссионных собраниях, сблизился с рядом западных философов и богословов. Особенно сильно было его влияние во Франции, где он, вместе с Мунье, основал журнал «Эспри» («Espri») и стал чем-то вроде патриарха школы французских персоналистов. В 1927 году появляется новая его книга «Философия свободного духа» (2 тома), а в 1931 году — «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики». Эта возвышающаяся до гениальности книга является лучшей из всех, написанных Бердяевым, хотя почти все его книги написаны блестяще. За ней следуют: «Я и мир объектов» (1934), «Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности» (1937), «О рабстве и свободе человека» (1940), «Русская идея» (1946) и «Опыт эсхатологической метафизики» (1947). Автобиографическое «Самопознание» вышло уже после смерти, последовавшей в марте 1948 года. Нужно отметить, что Бердяев  умер за написанием очередной книги — «Mortuus est scribens». Помимо  вышеупомянутых книг, Бердяев написал много статей и брошюр, из которых особо упомянем: «Русская религиозная психология и коммунистический атеизм», «Христианство и классовая борьба», «О достоинстве христианства и недостоинстве христиан» и, особенно, «Судьба человека в современном мире». В тридцатые годы Бердяев занимает ярко антифашистскую позицию. Гнев против фашизма  начинает даже затемнять его прежнее антикоммунистическое умонастроение, хотя он продолжает осуждать коммунизм. Следует, однако, отметить, что во время немецкой оккупации Парижа немцы не нанесли ему никакого вреда и квартира его даже стала местом паломничества офицерской интеллигенции, жаждущей посмотреть на «den genialen Berdiaeff». После войны Бердяев занял уже явно просоветскую линию,  хотя продолжал осуждать коммунизм. Эта странная эволюция мыслителя, умевшего в свое время как никто разоблачать всю ложь и бесчеловечность советской диктатуры, может быть лишь отчасти объяснена патриотизмом. По существу, здесь были более глубокие причины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «Самопознание» — книга, написанная в уникальном жанре философской автобиографии. Читатель прикоснётся в ней не только к личности Бердяева, его интереснейшей жизни, истории становления его взглядов, истории России и Запада 1-й пол. XX века, но и к самой его философии. Этот жанр как нельзя лучше отвечает бердяевскому пониманию философии: экзистенциальное личностное познание, истина как бытие, жизнь. О жанре «Самопознания» Бердяев пишет: «Я не хочу писать воспоминаний о событиях жизни моей эпохи, не такова моя главная цель. Это не будет и автобиографией в обычном смысле слова, рассказывающей о моей жизни в хронологическом порядке. Если это и будет автобиографией, то автобиографией философской, историей духа и самосознания. […] Между фактами моей жизни и книгой о них будет лежать акт познания, который меня более всего и интересует. […] В книге, написанной мной о себе, не будет выдумки, но будет философское познание и осмысливание меня самого и моей жизни. Это философское познание и осмысливание не есть память о бывшем, это есть творческий акт, совершаемый в мгновении настоящего. Ценность этого акта определяется тем, насколько он возвышается над временем, приобщается ко времени экзистенциальному, то есть к вечности. Победа над смертоносным временем всегда была основным мотивом моей жизни. Книга эта откровенно и сознательно эгоцентрическая. Но эгоцентризм, в котором всегда есть что-то отталкивающее, для меня искупается тем, что я самого себя и свою жизненную судьбу делаю предметом философского познания. Я не хочу обнажать души, не хочу выбрасывать во вне сырья своей души. Эта книга по замыслу своему философская, посвященная философской проблематике. Дело идет о самопознании, о потребности понять себя, осмыслить свой тип и свою судьбу. […] Книга моя написана свободно, она не связана систематическим планом. В ней есть воспоминания, но не это самое главное. В ней память о событиях и людях чередуется с размышлением, и размышления занимают больше места. Главы книги я распределил не строго хронологически, как в обычных автобиографиях, а по темам и проблемам, мучившим меня всю жизнь. Но некоторое значение имеет и последовательность во времени.

http://pravbiblioteka.ru/book/samopoznan...

Для человека в таком объективированном мире чужим становится и область политики, и искусства, и образования, и социальности. Он перестает пропускать через себя работу, свое дело. Ничто его не увлекает. Любой труд кажется тяжелой каторгой. Все действия и поступки он совершает только ради получения дохода. Таково, по мнению Бердяева, состояние современного человека. Объективация особенно опасна в религиозном мире, когда человек приходит в храм и воспринимает свою церковную жизнь как последовательность механических действий, которые он должен совершить, но которые никак не относятся к сущности его внутреннего мира, к его нравственному состоянию. Предмет религиозной веры для него — лишь объект, с которым он взаимодействует только на внешнем уровне, без глубокого погружения в церковную жизнь, в Богообщение. Но, наверное, самое мощное ощущение, которое оставляет после себя философия Бердяева,— это высота человеческого призвания, о котором он постоянно пишет. Все наследие русского мыслителя пронизано единым торжественным призывом: человек свободен и он самим Богом уполномочен стать творцом, реализовать свое божественное призвание, упрочить свое достоинство. При этом Бердяев, постоянно вспоминая о Великом инквизиторе из романа «Братья Карамазовы» Достоевского, нас предостерегает: «Человек легко отказывается от свободы во имя спокойствия и благополучия, он с трудом выносит непомерное бремя свободы и готов скинуть его и переложить на более сильные плечи». — Что бы Вы порекомендовали читать в первую очередь из наследия Бердяева? — Прежде всего — «Самопознание». Это его автобиографическая книга, в которой можно узнать не только о том, что пережил философ, но и каким был тот культурный пейзаж, на фоне которого он мыслил и существовал. Бердяеву же ведь очень повезло: как мы уже сказали, он был включен в культурный процесс Серебряного века, жил в Петербурге и Москве, общался с философом и поэтом-символистом Вячеславом Ивановым, бывал на его знаменитой «Башне» (дом на пересечении Таврической и Тверской улиц, где устраивались «Ивановские среды» на которых бывали многие именитые деятели Серебряного века. — Ред.), участвовал в рукописном журнале «Бульвар и переулок». Интересно, что в рамках концепции этого журнала «бульвар» был символом культурного «мейнстрима», «ура-патриотизма» начала Первой мировой войны. А «переулок» символизировал какие-то потаенные уголки сознания, где роятся парадоксы, не утихла боль, где нет неизбывного, свойственного «бульвару» оптимизма. Бердяев в этом журнале выступал как раз в качестве философа «переулка». Есть в «Самопознании» глава, где он описывает и оценивает основные темы своей философии: одиночество, свобода, тоска.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

Ивановым немецкими стихами в юбилейном 1932 г. См.: Вяч. Иванов. Собр. соч. Т. IV. С. 158–162. 403 Нам приходилось обстоятельно говорить об этих чертах поэтической техники Вяч. Иванова. См.: Вопр. лит., 1975. 8. С. 160–165. 408 Вяч. Иванов. Собр. соч. Т. IV. С. 389–390. Характерно, что весь раздел статьи, посвященный гоголевскому автокомментарию, озаглавлен «Перелицовка " Ревизора " на средневековой пошиб». 410 Ср.://. Бердяев. Самопознание (опыт философской автобиографии). Париж, 1989. С. 176–177. Некоторые утверждения бердяевскоп характеристики Вяч. Иванова просто фактически ложны («Он был… националистом и коммунистом, он стач фашистом в Италии…»); но и в целом Бердяев резко недооценивает стабильные, устойчивые, даже, если угодно, «серединные» компоненты мировоззрения поэта. 412 Напомним, что Бахтин находил высокую концентрацию того качества, которое называл «мениппейностью», в Новом Завете и вообще в начальной христианской литературе. 413 «В противоположность смеху Средневековья серьезность была изнутри проникнута элементами страха, слабости, смирения, резиньяции, лжи, лицемерия или, напротив, – элементами насилия, устрашения, угроз, запретов. В устах власти серьезность устрашала, требовала н запрещала; в устах же подчиненных – трепетала, смирялась, восхваляла, славословила. Поэтому средневековая серьезность вызывала недоверие у народа. Это был официальный тон, к которому и относились как ко всему официальному. Серьезность угнетала, пугала, сковывала; она лгала и лицемерила: она была скупой и постной…». ( Μ. М. Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.,1965. С. 105. В дальнейшем -ТФР). 414 Этой народной здравости и мере в отношении смеха, выразившейся в стольких пословицах, нисколько не противоречат присущая определенным типам «утробного» плебейского юмора склонность бравировать эксцессами смеха. Как н бравада обжорством, или пьявством, или сексуальными излишествами, и эта склонность основана именно на том, что затянувшийся смех для тела тягостен: физическая выносливость демонстрирует себя именно в игре с тяготами, притом ненужными (иначе игра ие была бы игрой).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010