«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Профессия: жена философа «Профессия: жена философа» — дневники Л. Ю. Бердяевой, жены философа Николая Бердяева. Они — как бы дополнение к бердяевскому «Самопознанию». По большей части дневники Бердяевой посвящены мужу: тому что он говорил, с кем встречался, что делал. Своеобразный отчет, летопись. Дневник Л. Ю. Бердяева начала вести 20 октября 1934 года, последняя запись была сделана в январе 1945 года. По мимо самих дневников, в книгу вошли стихи Бердяевой (Бердяев писал о них: «у нее являлось поэтическое вдохновение, и она писала интересные стихи. Кое-что было напечатано, но охоты печатать у нее не было. М. Гершензон и В. Иванов ценили стихи Л » и её письма к Е. К. Герцык, о которой Бердяев отзывался как об «одной из самых замечательных женщин начала XX века, утонченно-культурной, проникнутой веяниями ренессансной эпохи». Е. В. Бронникова. “ Guarda e passa ” (О Лидии Бердяевой и ее рукописном наследии)  «Взгляни и проходи мимо», — так говорил в «Божественной комедии» Вергилий сошедшему в ад Данте. Эту фразу в качестве девиза своей жизни выбрала Лидия Юдифовна Бердяева — жена выдающегося русского мыслителя и провидца Николая Бердяева. Если о муже-философе написаны книги, статьи, диссертации, то о спутнице его жизни, особенно до их знакомства, даже документальных свидетельств сохранилось немного, и все они, в том числе воспоминания ее сестры Е. Ю. Рапп, полны противоречий и неточностей. Лидия Юдифовна родилась 20 августа 1871 года  в Харькове. В делах Департамента полиции значится: «русская, вероисповедания православного». Она была чрезвычайно дружна и почти всю жизнь прожила вместе со своей младшей сестрой Евгенией . Об их брате Александре известно немногое . Отец — Юдиф Степанович Трушев — нотариус Харьковского окружного суда, потомственный почетный гражданин, человек весьма состоятельный. Евгения вспоминала: «В детстве мы жили в богатой обстановке. Зимой в городе. У нас был собственный дом, весной и летом в деревне. У нас была вначале немка бона, затем француженка. Моя мать не принимала никакого участия в нашем воспитании» . В 1881—1889 годах Лидия обучалась в пансионе при частной женской гимназии Н. Я. Григорцевич, чуть позже, в 1884 году туда же поступила и Евгения, но курса не окончила по болезни, выйдя из пансиона вместе с Лидией в 1889 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос о своеобразии эсхатологических взглядов в трудах Бердяева Н.А. Особый акцент в статье делается на решении проблемы любви Божьей, свободы личности и существовании ада. По творческому наследию Бердяева Н.А. можно сделать следующие выводы: наследие философа не является «православной философией»; его тексты глубоко связаны с Православием, но по существу чужды миру святоотеческой мысли; в своих мнениях философ не находил для себя нужным считаться с традицией Церкви; не доверял Священному преданию Церкви; выражал сомнение в существовании ада; отрицал богодухновенность Священного Писания . Взгляды Н.А.Бердяева выходят за общепринятые границы церковного вероучения, но вполне могут считаться частным богословским мнением. Николай Александрович Бердяев – в высшей степени оригинальный и творчески одаренный философ. Кроме этого, Н.А. Бердяев , пожалуй¸ – самый известный на Западе русский философ. Там его считают выразителем русского православия, хотя это не совсем так. Чтобы разобраться в степени его «православности», следует более пристально познакомиться с его философскими воззрениями на тему эсхатологии. Эсхатологические взгляды Н.А. Бердяева в основном изложены в трех его произведениях: «Самопознание» (в одиннадцатой главе данной книги есть раздел «мир эсхатологии»); «О назначении человека» (третья часть этого труда посвящена последним временам и эсхатологической этике); «Опыт эсхатологической метафизики» (в одной из частей произведения рассматриваются проблемы истории и эсхатологии). Кроме этого вопросов эсхатологии Н.А. Бердяев касается в произведениях «Дух и реальность» и «О рабстве и свободе человека». Воззрения, которые излагает Николай Александрович в этих книгах, несколько отличаются друг от друга. В данной статье мы рассматриваться эсхатологические взгляды Н.А. Бердяева только по двум первым книгам в связи с большим объемом цитируемого материала. В своем произведении «Самопознание» Н.А. Бердяев именует себя представителем «эсхатологического христианства», которое описывает следующим образом: «Я ясно видел, что в мире происходит не только дехристианизация, но и дегуманизация, потрясение образа человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

К.Б. Ермишина Скачать epub pdf Глава 13. Персоналистическая антропология: Н. А. Бердяев и Б. П. Вышеславцев Все мыслители персоналистического направления ( Н. А. Бердяев , Б. П. Вышеславцев , С. Л. Франк , Н. О. Лосский, В.  В. Зеньковский , Л. Шестов и др.), безусловно, отличались индивидуальностью, неповторимостью идей, но их объединяло и нечто общее. Для них общим был опыт личности, глубокий антропологический анализ, подход к философским проблемам с точки зрения человека. Персоналисты предлагали своеобразные методы и подходы, которые по-разному раскрывали проблему личности. Например, В.  В. Зеньковский с самого начала был персоналистом, связывающим идею личности с православной культурой и психологией. Персонализм, несмотря на то что развивался оригинальными мыслителями, тем не менее имел общие тенденции, которые можно описать как определенную традицию антропологической мысли. В данном случае наибольший интерес представляют самые значимые для русского персонализма мыслители. Одним из самых оригинальных русских философов-персоналистов был Николай Александрович Бердяев (1874–1948). Определяя место Бердяева в истории философии, его традиционно относят к экзистенционализму или персонализму. Если принадлежность к первой философской традиции Бердяев в целом отрицал, поскольку его философия сложилась гораздо раньше появления западного экзистенционализма, то со вторым определением он вполне соглашался. В его философской системе понятие личности было ключевым, а термин «экзистенция» был только указанием на отдельный момент в жизни личности. В целом антропологические взгляды Бердяев развивал на основе христианских идей, интерпретированных с точки зрения позиции своей философской системы. Бердяева можно считать олицетворением философской традиции, ориентированной на опыт личного самосознания и самопознания. Бердяев испытал много различных влияний, из которых он сам признавал Ф. М. Достоевского, А. Шопенгауэра, И. Гете, Т. Карлейля, И. Канта. В более поздний период жизни на Бердяева оказали влияние немецкие мистики, особенно Я. Беме. Однако внешние влияния никогда не были для Бердяева определяющими, так как в основе его творчества всегда было личное миропонимание. Антропология Бердяева сложилась под воздействием двух идей – свободы и творчества, которые были центральными для его мировоззрения. Развитию этих двух идей посвящены известные книги Бердяева «Философия свободы» (1911) и «Смысл творчества» (1916). Вторая книга имеет подзаголовок «Опыт оправдания человека», т. е. главной темой книги является антроподицея. Из антроподицеи, под которой имелось в виду оправдание человека через творчество, вытекают и взгляды Бердяева на отношения между Богом и человеком. По мнению Бердяева, религиозное Откровение исходит от Бога, но получает его человек и своим ответом влияет на раскрытие того послания, которое исходит от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) О рабстве и свободе человека «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» — одна из главных книг Бердяева, «самая радикальная, самая духовно революционная из моих книг», как характеризует сам философ. Рабство и свобода — можно сказать, что Бердяев ни о чем больше в общем то и не писал. Рабство: бессмыслица, пошлость, насилие, государство, необходимость, силы мира сего, порабощающие человека. Свобода — суть и цель человеческой жизни, суть мировой драмы, суть Благой Вести. Бердяев в «Самопознании» характеризует книгу «О рабстве и свободе человека» как одну из «наиболее значительных», «очень крайняю, и это соответствует крайности моей мысли и острой конфликтности моего духовного типа»; в ней «некоторые основные мои мысли выражены с наибольшей остротой». Там же Бердяев писал: «Я исповедую активно-творческий эсхатологизм, который призывает к преображению мира. Я наиболее выразил это в книге «О рабстве и свободе человека». Я пришел к особого рода эсхатологической гносеологии. Эсхатология обозначает символическую объективацию трагедии сознания. Конец есть конец объективации, переход в субъективность царства свободы.» «Философия этой книги сознательно личная, в ней говорится о человеке, о мире, о Боге лишь то, что я увидел и пережил, в ней философствует конкретный человек, а не мировой разум или мировой дух. Для объяснения моего умственного пути должен ещё сказать, что мир представляется мне вечно новым, я воспринимаю его как бы в первичной интуиции, хотя бы это была давно узнанная мною истина. Неверно поняли бы мою книгу те, которые захотели бы увидеть в ней практическую программу и конкретное решение социальных вопросов. Это книга философская, и она предполагает, прежде всего, духовную реформу» Н. Бердяев О рабстве и свободе человека Опыт персоналистической метафизики La mode est aujourd´hui d´accueillir la liberté d´un rire sardonique, de la regarder comme la viéillerie tombée en désuétude avec l´honneur. Je ne suis point à la mode, je pense que sans liberté il n´y a rien dans le monde; elle donne du prix à la vie; dussé-je rester le dernier à la défendre, je ne cesserai de proclamer ses droits. Châteaubriand. Mémoires d´Outre-Tombe. Вместо предисловия. О противоречиях в моей мысли

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «О назначении человека Опыт парадоксальной этики» — одна из главных книг Бердяева и одна из лучших по этике. Бердяев остро критикует «обыденную», «естественную» этику, пытается найти корни самого разделения на добро и зло, разбирает этику закона, искупления и творчества, решает конкретные этические проблемы и наконец пытается описать эсхатологическое преображение мира, то, что уже по ту сторону добра и зла. Бердяев в «Самопознании» писал о книге «О назначении человека» следующее. «Проблема моральной философии для меня всегда стояла в центре. […] я резко восставал против морали долга и защищал мораль сердечного влечения […] [Эти] мотивы […] в зрелой форме развиты в моей книге «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики», книги очень для меня важной.» «Для суждения о моем философском миросозерцании наибольшее значение имеют книги: «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики», наиболее систематическая из моих книг [и др.]». «Наиболее совершенной своей книгой я считаю книгу, написанную значительно позже – «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики». В ней я пытался создать цельную этику.» «Если допустить существование вечности адских мук, то вся моя духовная и нравственная жизнь лишается всякого смысла и всякой ценности, ибо протекает под знаком террора. […] Меня всегда поражали люди, которые рассчитывали попасть в число избранников и причисляют себя к праведным судьям. Я себя к таким избранникам не причислял и скорее рассчитывал попасть в число судимых грешников. Самые существенные мысли на эту тему я изложил в заключительной главе моей книги «О назначении человека», и я это причисляю, может быть, к самому важному из всего, что я написал.» Читаемость: Язык: Объём текста: Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin .

http://pravbiblioteka.ru/book/o-naznache...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Новое Средневековье «Новое Средневековье» — труд принесший Бердяеву мировую известность. Размышление о судьбах Запада в ситуации его полномасштабного кризиса (первая половина XX века). В «Самопознании» Бердяев писал о «Новом Средневековье»: «В 23 году в Берлине я написал свой этюд «Новое средневековье», которому суждено было иметь большой успех. «Новое средневековье» было переведено на четырнадцать языков, о нем очень много писали. Эта маленькая книжка, в которой я пытался осмыслить нашу эпоху и ее катастрофический характер, сделала меня европейски известным. Сам я не придавал такого значения этой книжке, но в ней я, действительно, многое предвидел и предсказал. У меня есть острое чувство судеб истории, и для меня это противоречие, потому что я мучительно не люблю истории.» В предисловии к «Новому Средневековью» Бердянв пишет: «Три этюда, объединенные в этой книжке, не только внутренно едины, но в них повторяются и развиваются основные мысли в новой связи. «Размышление о русской революции» и «Демократия, социализм и теократия» написаны по преимуществу в критической форме и имеют своей целью вскрытие отрицательных начал. «Новое средневековье» написано в форме положительной, и в этом этюде я пытаюсь наметить возможные пути выхода из мирового кризиса. Мысли мои будут поняты верно, если они будут поняты динамически. Всякое статическое их понимание всегда будет ложно. Меня интересуют судьбы человеческих обществ в движении». Николай Бердяев Новое средневековье Размышление о судьбе России Предисловие Три этюда, объединенные в этой книжке, были написаны в разное время в течение последних полутора лет. Они не только внутренно едины, но в них повторяются и развиваются основные мысли в новой связи. «Размышление о русской революции» и «Демократия, социализм и теократия» написаны по преимуществу в критической форме и имеют своей целью вскрытие отрицательных начал. «Новое средневековье» написано в форме положительной, и в этом этюде я пытаюсь наметить возможные пути выхода из мирового кризиса. Мысли мои будут поняты верно, если они будут поняты динамически. Всякое статическое их понимание всегда будет ложно. Меня интересуют судьбы человеческих обществ в движении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Смысл творчества «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» — ранняя книга Бердяева, в каком то смысле главная. Все дальнейшее творчество Бердяева будет развитием тем, поднятых в ней. Кратко главную идею «Смысла творчества» можно выразить так: человеческая личность, погружённая в пучину обыденности, пошлости, зла, насилия рвётся к Богу в творческом порыве и только так обретает свободу. Бердяев писал в «Самопознании» о «Смысле творчества»: «В центре моей мысли всегда стояли проблемы свободы, личности, творчества, проблемы зла и теодицеи, то есть, в сущности, одна проблема – проблема человека, его назначения, оправдания его творчества. Основную свою интуицию о человеке, о нужде Бога в творческом акте человека я выразил в самой значительной книге своего прошлого «Смысл творчества. Опыт оправдания человека». Это был Sturm und Drang. Книга создана целостным творческим порывом. […] в этой книге обнаружена тема моей жизни. Впоследствии я написал книги, которые формально я ставлю выше, в которых мысль была более развита и более последовательна, терминология была более точна, но в книге «Смысл творчества» я поднялся до высшей точки творческого горения. […] в «Смысле творчества» я уже выразил основную для меня мысль, что творчество есть творчество из ничего, то есть из свободы. […] Признать, что свобода вкоренена в небытие или ничто, значит признать иррациональную тайну свободы. Это может быть выражено лишь в символическом описании духовного опыта. О небытийственной, добытийственной свободе нельзя составить понятия. Я признавал, что творческие дары даны человеку Богом, но в творческие акты человека привходит элемент свободы, не детерминированный ни миром, ни Богом. Творчество есть ответ человека на призыв Бога. Бесплодно и нелепо ставить вопрос о том, может ли быть оправдано творчество с точки зрения религии искупления. Для дела искупления и спасения можно обойтись без творчества. Но для Царства Божьего творчество человека необходимо. Царство Божье приходит и через творческое дело человека.»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «Миросозерцание Достоевского» Бердяева — одна из лучших книг о Достоевском. Глубокий анализ творчества Достоевского перерастает в целую систему христианского мировоззрения. Бердяев писал в «Самопознании» о «Миросозерцании Достоевского»: «Для меня всегда огромное значение имела «Легенда о Великом Инквизиторе». Я видел в ней вершину творчества Достоевского. Католическое обличье легенды мне представлялось второстепенным. «Великий Инквизитор» – мировое начало, принимающее самые разнообразные формы, по видимости самые противоположные – католичества и авторитарной религии вообще, коммунизма и тоталитарного государства. В книге «Миросозерцание Достоевского» я высказал свои мысли по этому поводу. Но вот что важно для понимания моего духовного пути и моего отношения к христианству. В мое сердце вошел образ Христа «Легенды о Великом Инквизиторе», я принял Христа «Легенды». В предисловии к «Миросозерцанию Достоевского» Беряев пишет: «Я не собираюсь писать историко-литературного исследования о Достоевском, не предполагаю дать его биографию и характеристику его личности. Менее всего также моя книга будет этюдом в области «литературной критики» — род творчества не очень мною ценимый. Нельзя было бы также сказать, что я подхожу к Достоевскому с психологической точки зрения, раскрываю «психологию» Достоевского. Моя задача — иная. Моя работа должна быть отнесена к области пневматологии, а не психологии. Я хотел бы раскрыть дух Достоевского, выявить его глубочайшее мироощущение и интуитивно воссоздать его миросозерцание. Достоевский был не только великий художник, он был также великий мыслитель и великий духовидец. Он — гениальный диалектик, величайший русский метафизик. Идеи играют огромную, центральную роль в творчестве Достоевского. И гениальная, идейная диалектика занимает не меньшее место у Достоевского, чем его необычайная психология. Идейная диалектика есть особый род его художества.

http://pravbiblioteka.ru/book/mirosozerc...

составитель Сергей Фомин Библиография Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. Париж. 1948. С.221. Отец Алексей Мечев . Воспоминания. Письма. Проповеди. Редакция, примечания и предисловие Н.А.Струве. YMCA-PRESS. Paris. 1970; 2-е изд. Paris. 1989. 389 с. Тропани Н.В. Воспоминания о храме на Солянке//Московский комсомолец. 1990. 14 сентября. Дроздов С. ЦК ВЛКСМ думает о душе//Комсомольская правда. 1990. 10 октября. Червяков А. Старинный московский приход//Московский художник. 1990. 2 ноября. Червяков А. У Николы в Кленниках//Литературная Россия. 1990. 14 декабря. С.22. Игумен Андроник (Трубачев) . Русский пастырь на приходе//Москва. 1990. 12. С.160–161. Священник Павел Флоренский . Отец Алексей Мечев //Москва. 1990. 12. С.162–165. Священник Павел Флоренский . Рассуждения на случай кончины отца Алексея Мечева //Москва. 1990. 12. С.165–178. [Впоследствии обе эти статьи переизданы: Священник Павел Флоренский . Сочинения в четырех томах. Т.2. М. «Мысль». 1996. С.591–627.] Епископ Арсений (Жадановский) . О Батюшке старце о. Алексее Мечеве //Москва. 1990. 12. С.178–184. [Впоследствии эти воспоминания были опубликованы под наст, своим названием «Отец Алексей Мечев » в кн.: Епископ Арсений (Жадановский) . Воспоминания. М. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. 1995. С.14–31]. Московский приходской сборник. Вып.1. Храм Николая Чудотворца в Кленниках. Изд. «Московского журнала». М. 1991. С.207. Червяков А. Московский архив//Московский журнал. 1991. 5. С.52–54. Добровольский А. Памяти дорогого батюшки о. Алексия//Московский журнал. 1991. 5. С.54–58. Священник Сергий Дурылин. В те дни//Московский журнал. 1991. 8. С.20–27. Бычков С. Мечевская община//Московский комсомолец. 1991. 27 ноября. Монахиня Иулиания (Соколова). Жизнеописание московского старца отца Алексея Мечева . Храм свт. Митрофана Воронежского [М. 1992]. 175 с. Изд. 2-е, испр. и доп. М. «Русский хронограф». 1999. 268 с. Дар московскому приходу. [О передаче М.А. и Н.А.Струве двух икон письма Т.В.Ельчаниновой (1897–1981) в храм Святителя Николая Чудотворца в Кленниках]//Московский журнал. 1992. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Признанья верующего вольнодумца Бердяев Н. А. Признанья верующего вольнодумца/Сост. и предисл. Т. А. Соколовой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 256 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья). В книгу выдающегося русского мыслителя Н.А.Бердяева (1874—1948) включены статьи «Алексей Степанович Хомяков», «Миросозерцание Достоевского», «Истина Православия», а также главы из книг «Философия свободного духа», «Самопознание». Приводим отрывок из книги. ПРЕДИСЛОВИЕ Николай Александрович Бердяев родился 6 марта 1874 года в Киеве и 24-го того же месяца окрещен в Киево-Печерской Спасской церкви. Корни матери его, Алины Сергеевны, урожденной Кудашевой, восходили к французскому княжескому дому де Шуазель. Отец, Александр Михайлович, принадлежал к старинному дворянскому роду. В Гербовнике 1598 года, в частности, сказано: «Фамилии Бердяевых многие служили Российскому престолу дворянския службы в числе детей боярских, стряпчими и в иных чинах и жалованы были от государей… поместьями». В прошлом Бердяевы были богатыми помещиками, владели землями на Юге Российской империи — в Харьковской и Киевской губерниях. Многие из мужчин служили Отечеству на военном поприще. Так, прадед Николая Александровича был влиятельным генерал-аншефом, в журнале «Русская старина» за 1892 год опубликована его переписка с государем Павлом Петровичем. Военным был и отец будущего писателя; выйдя в отставку, он избирался предводителем уездного дворянства, управлял Киевским земельным банком. Жили Бердяевы в центре Киева, «на Липках». Здесь исстари селилась аристократия. Неподалеку, в Печерске, жила бабушка-монахиня — мать отца. Позднее, вспоминая впечатления своего детства, Николай напишет: «Атмосфера Печерска была особая, это смесь монашества и воинства». В 1887 году, согласно семейной традиции, Николай был зачислен в Киевский Владимирский кадетский корпус, который по праву считался одним из лучших в стране учебных заведений. Однако очень скоро юноша понял: военная служба не по нему. «Я не любил корпуса, не любил военщины, все мне было не мило, — признавался впоследствии Бердяев. — Когда я поступил во второй класс кадетского корпуса и попал во время перемены между уроками в толпу товарищей-кадетов, я почувствовал себя совершенно несчастным и потерянным. Я никогда не любил общества мальчиков-сверстников и избегал вращаться в их обществе… Общество мальчиков мне всегда казалось очень грубым, разговоры — низменными и глупыми… Кадеты же мне показались особенно грубыми, неразвитыми, пошлыми… В коллективной атмосфере военного учебного заведения я был резким индивидуалистом, очень отъединенным от других».

http://pravoslavie.ru/6090.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010