318. Bibliotheka veterum patrum Gallandii. Τ. VII, Macarii Alexandrini sermo de excessu justorum et peccatorum. 319. Святой Кирилл жил в V веке и председательствовал на Вселенском Соборе. Приводимое здесь Слово его на исход души помещено в Следованной Псалтири. Учение, подобное святому Кириллу, проповедовал и патриарх Феофил, которого Кирилл был племянником и преемником. См. «Достопамятные сказания». 320. Смотри выше сноску с. 27 321. Многие перед кончиною своею видели смерть. Если значительная часть предметов видимого мира нам неизвестна, тем более неизвестны предметы мира невидимого, неизвестны особливо тем, которые на изучение их не обратили всего своего внимания, а занимаются ими только поверхностно. Не все, что кажется странным для плотского ума человеческого, уже странно и само по себе. Мы не должны ограничивать всемогущества Божия своими предрассудками. Каждый человек, не стяжавший истинного духовного разума, преисполнен предрассудков, как бы он ни был образован скорогибнущею образованностию мира — этим буйством в отношении к Богу. 322. Лк. 16. 22. 323.  …«безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12. 20). 324.  …душа Моя скорбит смертельно (Мф. 26. 38). 325.  Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26. 39). 326. Четьи-Минеи, 15 августа. 327. Патерик Скитский. 328. Благовест. Мф. 22. 14. 329. Патерик Скитский. 330. Patrologia. Vitae Patrum. Lib. VI, cap. XIII. 331. Патерик Скитский. 332. Пролог. 17 октября. 333. Лествицы 6 степень. По рукописному славянскому переводу с греческого, сделанному в молдавском Свято-Вознесенском Нямецком монастыре. 334. Лествицы 5 степень. 335. Патерик Скитский. 336. Молитва на вечерне Пятидесятницы. Требник. 337. Слово 1, гл. 2, по изданию 1833 года. 338.  …от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2. 16, 17). 339.  …проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой взят ты, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3. 17–19). Святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, послание к монахине Ксении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

64.  …Иисус Христос пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1 Тим. 1. 15). 65.  …пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9. 13). 66. Алфавитный патерик. 67. Ин. 8. 44. 68. Мф. 27. 42. 69. Рим. 4. 1, 6. 70. Святой Исаак Сирский. Слово 55. 71.  Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк. 18. 13). 72. Пс. 37. 7, 8. 73. Благовестник. 74.  Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18. 14). 75.  …все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди (Мф. 23. 5). 76. Лк. 12. 1. 77.  Мф. 6. 78. Лк. 18. 13. 79. Святой Тихон Воронежский. Т. 14, письмо 4. 80. Лествица. Слово 28. 81. Ин. 1. 18. 82. Святой Петр Дамаскин. О семи умных видениях. Статья: Разделение молитвы всех разумов. Книга 1. Добротолюбие. Ч. 3. 83.  …Духом владычественным (Пс. 50. 14). 84. Заимствовано из толкования молитвы Господи помилуй старцем Паисием Нямецким. Писания старца Паисия. Издание Оптиной пустыни, 1847. 85. Преподобный Нил Сорский. Предисловие к Преданию. 86. «Постой мало (молча), дондеже утишатся вся чувства. Тогда сотвори начало не вскоре, без лености, со умилением и сокрушенным сердцем, рцы сие: Блажен муж, и прочее тихо и разумно, со вниманием, а не борзяся (не спеша): якоже и умом разумевати глаголемая». Наставления пред чтением Псалтыри. Псалтырь отдельною книгою. 87.  …созиждет Господь Сион, и явится в славе Своей. Призрит на молитву беспомощных, и не призрит моления их. Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа (Пс. 101. 17, 18, 19). 88. Лк. 15. 10–32. 89.  …бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15. 10). 90. Лк. 15. 11–13. 91. См. толкование блаженного Феофилакта. 92.  Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих (Мф. 18. 14). 93. Мф. 25. 31. 94. Еф. 2. 14. 95.  …ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк. 9. 56).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

810. «Достопамятные сказания», об авве Пимене, гл. 70. 811. Слово 7, гл. 4. 812.  Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего (Мф. 7. 21). 813.  Любящие Господа, ненавидьте зло (Пс. 96. 10). 814. Добротолюбие. Ч. 2, гл. 11. 815.  Очистим себя от всякой скверны плоти и духа (2 Кор. 7. 1). 816. Быт. 3. 15. 817. Преподобный Кассиан. Кн. 4. О постановлениях для отрицающихся мира, гл. 37. 818. Четьи-Минеи, 1 апреля. 819. Слово 8. 820. Слово 7, гл. 31. 821. Преподобный Макарий Великий. Слово 5, гл. 14. 822. 2 Цар. 1.1–2. 823. Алфавитный патерик. 824. Алфавитный патерик и «Достополезные сказания», об авве Иосифе Напефосском, гл. 3. 825. Там же об авве Пимене, гл. 62. 826. Слово 2. 827. Рукописный Отечник. 828. Алфавитный патерик. 829. Книга VI о духе любодеяния, гл. 5. 830. Преподобный авва Дорофей Поучение 13. 831. Вопрос 252 и далее. 832. Ответ 255. 833. Преподобный Исаия Отшельник. Слово 27, гл. 2. 834. Преподобный Макарий Великий. Беседа 21. 835. Поучение 13, о терпении искушений. 836. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», об Иоанне Колове. гл. 12. 837. Рим. 7. 23. 838.  Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11. 12). 839. Слово 15, гл. 9, по переводу Паисия Нямецкого. 840. См.: Инока Феофана Лествица. Добротолюбие Ч. 1. Также главы преподобного Григория Синаита, Предание преподобного Нила Сорского и сочинения многих других святых Отцов. 841. Гал. 5. 24. 842. Преподобный Кассиан Римлянин, кн. 6, о духе любодеяния, гл. 19. 843. Эта статья заимствована преимущественно из 7-го слова преподобного Макария Великого. См. гл. 13–18. 844. Сир. 2. 1, 2, 4. 845.  Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10. 13). 846.  Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны (Евр. 12. 8). 847.  Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою главою, которая откроется в нас (Рим. 8. 18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

810. «Достопамятные сказания», об авве Пимене, гл. 70. 811. Слово 7, гл. 4. 812. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего (Мф. 7. 21). 813. Любящие Господа, ненавидьте зло (Пс. 96. 10). 814. Добротолюбие. Ч. 2, гл. 11. 815. Очистим себя от всякой скверны плоти и духа (2 Кор. 7. 1). 816. Быт. 3. 15. 817. Преподобный Кассиан. Кн. 4. О постановлениях для отрицающихся мира, гл. 37. 818. Четьи-Минеи, 1 апреля. 819. Слово 8. 820. Слово 7, гл. 31. 821. Преподобный Макарий Великий. Слово 5, гл. 14. 822. 2 Цар. 1.1–2. 823. Алфавитный патерик. 824. Алфавитный патерик и «Достополезные сказания», об авве Иосифе Напефосском, гл. 3. 825. Там же об авве Пимене, гл. 62. 826. Слово 2. 827. Рукописный Отечник. 828. Алфавитный патерик. 829. Книга VI о духе любодеяния, гл. 5. 830. Преподобный авва Дорофей Поучение 13. 831. Вопрос 252 и далее. 832. Ответ 255. 833. Преподобный Исаия Отшельник. Слово 27, гл. 2. 834. Преподобный Макарий Великий. Беседа 21. 835. Поучение 13, о терпении искушений. 836. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», об Иоанне Колове. гл. 12. 837. Рим. 7. 23. 838. Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11. 12). 839. Слово 15, гл. 9, по переводу Паисия Нямецкого. 840. См.: Инока Феофана Лествица. Добротолюбие Ч. 1. Также главы преподобного Григория Синаита, Предание преподобного Нила Сорского и сочинения многих других святых Отцов. 841. Гал. 5. 24. 842. Преподобный Кассиан Римлянин, кн. 6, о духе любодеяния, гл. 19. 843. Эта статья заимствована преимущественно из 7-го слова преподобного Макария Великого. См. гл. 13–18. 844. Сир. 2. 1, 2, 4. 845. Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10. 13). 846. Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны (Евр. 12. 8). 847. Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою главою, которая откроется в нас (Рим. 8. 18).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

– Брат, ты понял что-нибудь из того, что сказал этот батюшка? – Нет, отче. – Так и я ничего не понял. С ним невозможно говорить, он же вообще не дает тебе и рта раскрыть. Действительно, батюшка никогда не повторял дважды одно и то же, и если кто противился ему, то он замолкал, оставляя его при своем мнении. 12. Однажды, когда мы закончили читать акафист святому Георгию, батюшка, сняв с себя епитрахиль, сказал: – Да, сегодня столько народу было у нас на акафисте! А в келье были всего-то батюшка да мы, двое читавших. Мы замолчали и ни о чем его не спросили, потому что он все равно не сказал бы ничего. 13. Один брат очень хотел стать схимником. Как-то он сидел в келье отца Селафиила и между делом шил для себя схиму. Стояла полная тишина, и только брат носился умом в вихре мечтаний, воображая себе, как ему будет идти эта схима. Так продолжалось около часа: юноша воображал себя схимником, а отец Селафиил тихо лежал под одеялом. Вдруг старец нарушил тишину: – Святый отче такой-то! (Он назвал юношу по имени.) Юноша ничего не ответил, потому что подумал, что батюшка молится какому-нибудь святому. Старец снова повторил: – Святый отче… Поняв, что он зовет его, юноша ответил: – Да, батюшка. – Что ты делаешь? – Сижу. Юноша постеснялся сказать, что шьет себе схиму. – Отче, – продолжил старец, – а ну-ка подойди ко мне поближе. Юноша подошел и сел на стул возле батюшкиной кровати. – Что ты говоришь, отче? – начал старец. – Вот посмотри, я лежу здесь под одеяльцем и тяну эти четочки. Протяну сотни две Спасителю, затем тяну сотни две Матери Божией, а затем и святому ангелу. Потом поминаю отца настоятеля, потом всех иеромонахов и всех братий. Что ты скажешь, хорошо ли я делаю? – Хорошо делаешь, батюшка, – сказал пристыженный юноша, поняв, что старец прозрел его мысли и указал ему, что должен делать желающий стать схимником вместо того, чтобы грезить. Ново-Нямецкий монастырь 14. В другой раз, когда этот же брат стал настаивать на том, чтобы батюшка постриг его в схиму, старец рассказал ему, что сказал ему в молодости его духовник.

http://pravoslavie.ru/62236.html

Венчает, завершает всё крестная жизнь, – та жизнь, при которой не словом только, или языком, но делом и истиною ( 1Ин. 3, 18 ) хвалятся крестом Христовым. «Не всякий, говорящий Христу: Господи, Господи! войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Его Небесного. Многие скажут Ему в тот день: Господи, Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявит им: Я никогда не знал вас; отойдите от меня, делающие беззаконие» ( Мф.7:21–23 ). И так не только исповедующие веру Христову, но и пророчествующие от имени Христова, и творящие чудеса – хвалятся Христовым крестом не спасительно, если с исповеданием веры Христовой не соединяют жизни Христовой. Истинно и спасительно хвалятся крестом Христовым только те, для которых крестом Христовым мир распялся и которые сами распялись для мира, – только те, кто – новая тварь во Христе ( Гал.6:15 ). Кто с глубокою скорбию взирает на обуявшую людей страсть к наживе, даже средствами бесчестными, и не только не увлекается блеском золота, и положением, приобретаемым при помощи богатства, но и, подавив в себе всякое корыстное желание, живёт честным, добросовестным трудом, или даже обрекает себя на совершенную нищету Господа ради; кто со страхом и ужасом смотрит на усиливающийся среди людей разврат, на упадок стыдливости и целомудрия там, где они всего естественнее и нужнее, на потрясение основ чистой супружеской жизни и не только не увлекается этим потоком развращения, но и блюдёт чистоту и тела и духа, даже живёт по строгим обетам девства; кто, гнушаясь духа гордыни, не увлекается духом честолюбия и властолюбия, а живёт в духе смирения христианского; кто всегда и во всём старается жить по закону Христову, – все такие люди хвалятся крестом Христовым поистине спасительно и достойно предмета хвалы своей. Для них поистине крестом Христовым распять мир, и они распяты для мира: мир не увлекает их соблазнами своими, и они не отыскиваю для себя в мире соблазнов и поводов ко греху.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

Эти наставления не могли не повлиять на монахов, находившихся в стесненном положении, и действительно поддерживали их надежду, которая и оправдалась. Глава 7 Иеромонах Андроник, поверенный о. Феофана, получает во владение имения Кицканы и Копанка. Переселение Нямецко-Секульских иноков из с. Немцен в Кицканы. Начало иноческого жития в Кицканах. Тщетные усилия румынского правительства и некоторых других врагов повредить дело Феофана. Отношение Кицканских поселян к новопоселившимся у них инокам. Получив извещение о состоявшемся распоряжении правительства о том, чтобы имения Кицканы и Копанка были возвращены в получение иеромонаха Андроника, о. Феофан чрез особенную письменную доверенность за 155 от 5 августа, поручил о. Андронику озаботиться получить во владение Нямецко Секульской лавры упомянутые имения, согласно Высочайшему определению от 18 ноября 1860 г., объявленному журналом совета министров за 195 от 6 декабря 1860 года. Преисполнившись несказанной радости от такого поручения, о. Андроник в скорости получив благословение архиепископа Антония, отправился в г. Одессу к исправляющему должность генерал-губернатора Жиковскому, и чрез особое прошение просил его написать в Бессарабии, чтобы начальство бессарабское скорее возвратило имения во владение Нямецко-Секульской лавры. Получив на руки два отношения генерала-губернатора одно к губернатору Фантон-де Верранону за 401, и другое в Казенную Палату за 445, которыми предписывалось возвратить имения в руки иеромонаха Андроника, о. Андроник возвратившись в Кишинев 25 августа вручил их кому следовало и ждал распоряжений. Но воспользовавшись при этом временем, он попросил разрешения палаты поехать в Кицканы и Копанку, осмотреть их, увидеть, какие имеются там здания для помещения Немценской братии, которая ни в коем случае не могла бы оставаться чрез зиму в Немценах. Палата 28 август а вручила о. Андронику открытый лист за 4633, коим предписывалось Копанкскому волостному правлению допустить заступающего место поверенного Нямецкой лавры иеросхимонаха Андроника и бывшего поверенного, дворянина Константина Балтагу к осмотру вотчин Кицканы и Копанка, равно и Копанкских и Кицканских лесов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Видя, что не может ничего добиться, Дубэу пришел в неистовство, стал кричать на братию, топать на нее ногами, угрожать, что все изгнаны будут из монастыря, без жалости наказаны, как предатели отечества и «руссолатры». Но братия наотрез отказалась подписать акт правительства и не подписала. Один только слабохарактерный архимандрит Тимофей, испугавшись угроз Дубэу, подписал от своего имени, а не от имени собора этот подложный акт правительства. На основании этого акта, подписанная одним архимандритом Тимофеем, министерство исповеданий отправило Феодосию Ароняну полномочие такого содержания: «Соединенные княжества. Министерство церковных имущества, и публичных учебных заведений в Молдавии по гражданскому отделению. Стол судебный. 2120 9 марта 1861 г., Яссы. Г-н Аронян! Молдавское министерство церковных имуществ и публичных учебных заведений, управляющее между прочим имениями монастырей Нямецкого и Секского: Немценами и Мироштами Кишиневского уезда, Валя-Руссулуй Ясского уезда, владениями Ватра-Язулуй (с катом угловым местом из Ватра-Язулуй Оргеевского уезда), Високого с частью из Телешова, Кричкоуцами с Пеленею, Котовою с половиною Бурдужани Сорокского уезда, Варатиком и Пугоем в Бендерском уезде состоящем, о которых заведены разные дела, уполномачивает вас быть общим поверенным по всем таковым делам, касающимся означенных имений, как доселе существующим, так и впредь могущим возникнуть, прося вас в силу на стоящего уполномочия принимать вызовы, являться и ходатайствовать во всех Бессарабских инстанциях исполнительных, и судебных межевых, и во всех других комиссиях выслушивать решения, апеллировать, подавать прошения во все инстанции исполнительные и судебные в Бессарабии и в даже Его Императорскому Величеству, в пределах узаконяемых на предмет таких просьб; получить от г. статского советника Войцеховского 1705 р. серебром посессионных денег, следуемых с него за прошлый год с вотчины Нугой; заботиться о соблюдении посессорами кондиции, заключенных с ними контрактов, протестовать таковые, и просить местное начальство о взыскании.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Писания старца Паисия Архимандрита молдовлахийския нямецкия обители Толкование на Господи помилуй Зело полезно ко ведению всякому христианину: сего ради и преведеся с греческого (перевод Старца Паисия) Сие, Господи Иисусе Христе помилуй мя, и сокращеннее: Господи помилуй, от времене Апостолов даровася Христианом, и определися, да глаголют е Христиане непрестанно, якоже и глаголют обаче, что явствует сие: Господи помилуй, зело мало есть ныне ведущих, и зовут на всяк день бесполезно, увы! И суетно: Господи помилуй, милости же Господни не приемлют, занеже не ведают, чесого ищут. Темже подобает да вемы, яко Сын и Слово Божие, отнельже воплотися и бысть человек, и пострада толика мучения, и распятся, и излиянием Пресвятыя Своея Крове искупи человека от рук диавольских, оттоле по преизбыточеству бысть Господь и властитель человеческого естества. Зане, аще и прежде воплощения Господь бе всех тварей, видимых и невидимых, яко Содетель, и Творец, и Промыслитель тех; обаче бесы и мнози от человек не хотяху сами имети его Господа и Властителя себе, иже есть Господь их, сый Господь всего мира. Темже Всеблагий Бог , понеже и Ангелы и человека сотвори самовластны, и дарова им словесность, да имут разум и рассуждение, яко праведен сый и истинен, не хотяше отъяти от них самовластность и господствовать ими нуждою, и не хотящими. Но хотящими быти под властию и окормлением Божиим и господствует, и защищает я: нехотящих же паки оставляет творити свою их волю, яко самовластных сущих. Сего ради и Адама, иже прельстися от отступника диавола, и бысть сам отступник Божий, и не восхоте послушати заповеди Его, остави Бог в самовластности его и не восхоте господствовать им властительски. Но завистник диавол, прельстивый его от начала, не почи прочее прельщати, Дóндеже сотворил есть его подобна в бессловесии скотом несмысленным. Многомилостивый же Бог наконец всех умилосердися над родом человеческим, и приклони небеса, и сниде на землю, и бысть человек человека ради, и пречистою Своею Кровию избавил есть его от работы греховныя, и священным Евангелием настави жительствовати Богоугодно, и, якоже глаголет Иоанн Богослов, даде нам область чадом Божиим быти, и Божественным крещением нас возотроди и воссозда, и пречистыми Своими Тайнами на всяк день питает душу нашу и животворит, и вкратце, крайнею Своею премудростию обрете образ, да пребывает неразлучен всегда с нами, и мы с Ним, яко да не имать к тому ниединого вместилища в нас диавол.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

5) учредить также в городе Кишиневе училище для девиц духовного звания по примеру заведенных в России подобных училищ в Царском Селе, Ярославе, Казани и Иркутске с тем, чтобы училище это удостоено было принятия под Высочайшее покровительство Ее Величества Государыни Императрицы Марии Александровны и 6) права молдавских православных монастырей на имения, им принадлежащие в Бессарабии, упрочить согласно с законами империи и соответственно тем правам, которыми пользуются в России св. места, находящиеся на Востоке с тем, чтобы доходы с тех имений были употреблены на поддержание православной веры. Но ревность о. Феофана, воспламененная любовью к Богу и ближнему, подсказывала ему, что он ничего не успеет, пока не представится самолично высшему начальству в Петербурге. Имея доверенность митрополита, о. Феофан скоро добыл необходимый паспорт и поехал в Петербург, здесь вошел к Обер-прокурору Св. Синода, к министру иностранных дел, министру государственных имуществ с обширной докладной запиской, озаглавленной так: «Записка иеромонаха Феофана, поверенного молдавского митрополита, Нямецкого монастыря и всех прочих молдавских монастырей от 21 июля 1860 г. о происках к ниспровержению Восточной православной веры в княжествах Молдавии и Валахии, и о средствах к поддержанию оной», в которой о. Феофан изложил следующее: «Производящаяся в Дунайских княжествах духовно-нравственная реформа румынской нации, писал о. Феофан, не является случайностью. Она подготовлялась постепенно в течение продолжительного времени, то под предлогом покровительства и сострадания к слабому народу, которому угрожало влияние могущественного соседа (России), то под фирмою европейской цивилизации, когда являлись различные наставники, которые не открывая настоящей своей цели и значения, овладевали народившимися умами и порабощали их, делая их орудиями своих целей. При таких обстоятельствах лучшая часть румынской нации, не подпавшая влиянию этих самозванных просветителей, приютилась под кровом храмов и святилищ веры. Все материальные средства народа укрывались исключительно под защиту церковной святыни, откуда не могла их исторгнуть рука чужеземца, не обнаружив своей преступной цели, и не возбудив в румынах негодования и сопротивления. Таковы были прежде, таковы и теперь действия новейших преобразователей княжеств. В своих заботах и попечениях о новом устройстве княжеств они обнаруживают посягательство на моральное достояние нации, стремление к искоренению веры и народности, издревле связывающих нас с Россиею. Чтобы вернее достигнуть своей цели, западные нации, ратующие под знаменем пропаганды благоразумно уклонившись от личного участия в делах церкви и народа, постепенно внушали свои верования неопытному юношескому поколению, сетью софизмов опутывая его понятия и чувства. Суетному тщеславию последнего льстила возможность вступления в семью цивилизованных европейских народов без всякой скучной градации, без векового труда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010