российский имп. Александр II Николаевич удовлетворил ходатайство иером. Феофана о возвращении Нямецкому мон-рю поместий Копанка и Кицканы. 1 окт. 1861 г. 32 нямецких насельника вместе с духовником мон-ря иером. Андроником (Поповичем-Баденским) поселились в поместье Нямцены Кишинёвского у. Они обратились к архиеп. Кишинёвскому и Хотинскому Антонию (Шокотову) с просьбой разрешить им основать в поместье сел Копанка и Кицканы новый мон-рь, а пока идут строительные работы, совершать богослужения по уставу монастырей Нямецкого и Секу в ц. свт. Иоанна Златоуста в с. Нямцены ( Po tarencu. 1994. P. 22). Вторая просьба была удовлетворена сразу. Решение первой заняло неск. месяцев: Кишинёвская епархия вела переговоры с мин-вами иностранных дел, внутренних дел, гос. владений. 3 окт. 1862 г. в Кицканах вместе с членами комиссии, назначенной губернатором Бессарабии ген. М. Л. Фантон де Веррайоном, иером. Андроник подписал акт о передаче Нямецкому мон-рю земли ( Гурий (Гроссу). 1911. С. 37; Negrei, Danilov. 2013. P. 471). 22 дек. монахи переселились в Кицканы и в приходской ц. свт. Николая совершили 1-ю службу по уставу Нямецкого мон-ря, заложенному прп. Паисием (Величковским). 13 янв. 1864 г. имп. Александр II подписал указ об основании в поместьях сел Копанка и Кицканы мон-ря, получившего название Новонямецкого. По заключению Синода РПЦ, полностью удовлетворившему ходатайство нямецких монахов об устройстве обители, внутренняя жизнь мон-ря должна была следовать киновиальному афонскому уставу, который использовался в Нямецком мон-ре; община должна включать до 50 монахов, предпочтительно происходивших из нямецкой братии, в случае недостатка - из др. мон-рей Молдавского княжества или местных обителей; настоятель должен избираться собором братии Н. м. с согласия братии Нямецкого мон-ря и утверждаться митрополитом Молдавским (в его отсутствие - Синодом Молдавской митрополии ). Чтобы Н. м. существовал «не в предосуждение правам местного епархиального архиерея», Кишинёвский митрополит должен был испытывать и рукополагать во священные степени выбранных братией кандидатов; также к нему должен был обращаться Н.

http://pravenc.ru/text/2577849.html

Куза (1859-1866) провел реформы, в т. ч. секуляризацию монастырских владений и имущества. Его действия привели к возмущению в монастырской среде, важную роль сыграла братия Н. В. м. и монастыря Секу. 12 июня 1859 г. в Н. В. м. в сопровождении жандармов с целью конфискации земельных владений прибыла специальная комиссия. Братии был зачитан декрет Кузы, в к-ром помимо объявления о секуляризации содержалось требование прекратить совершение богослужений на церковнослав. языке и отменить празднование памяти рус. святых, что входило в прямое противоречие с уставом прп. Паисия. Настоятель Н. В. м. игум. Герасим (Мирон; 1856-1860) оказал сопротивление, однако имущество мон-ря все равно было инвентаризировано и продано на аукционе ( Ириней (Тафуня). 2004. C. 10-11). Часть братии Н. В. м. и мон-ря Секу эмигрировала на Афон, часть (32 монаха и духовник обители иером. Андроник (Попович-Баденский)) - в Российскую империю, где 10 нояб. 1860 г. имп. Александр II Николаевич подписал проект указа Совета министров о возвращении Н. В. м. сел Кицканы и Копанка, что давало нямецким монахам возможность создать новую обитель. 1 окт. 1861 г. братия поселилась в принадлежавшем мон-рю с. Немцени, в дек. 1862 г.- в Кицканах, где монахами был основан Новонямецкий мон-рь. Н. В. м. не закрывался, однако в коммунистический период в Румынии община значительно сократилась: еще в 1948 г. в мон-ре подвизалось 500 монахов, после 1956 г.- 30. Все скиты Н. В. м. были закрыты. После 1964 г. монахам разрешили вернуться в свои обители. На сегодняшний день 63 монаха подвизаются в Н. В. м., 50 - в его скитах. Настоятель Н. В. м.- архим. Венедикт (Саучук; с 1997), подвизающийся в монастыре с 1982 г. В 2003 г. был открыт культурно-паломнический комплекс с гостиницей (100 мест), трапезной (120 мест), залом для конференций (900 мест) и информационным центром, к-рый при поддержке настоятеля и братии занимается организацией различных духовных и научных мероприятий. При Н. В. м. действует ДС во имя митр. Молдавского Вениамина (Костаки) (1803-1842), где обучаются 400 студентов, 150 из них - монахи.

http://pravenc.ru/text/2578019.html

14 окт. 1775 г. настоятелем мон-ря Секу стал прп. Паисий (Величковский), с именем к-рого связан период процветания в румын. землях монашества и возрождения исихазма и старчества. В 1779 г. он перебрался в Н. В. м., и Секу стал преклоненной Н. В. м. обителью (до 1910). При прп. Паисии в Н. В. м. подвизались 1100 монахов 23 национальностей, среди которых были румыны, греки, болгары, русские, македонцы и др.; здесь прп. Паисий перевел на слав. язык «Добротолюбие» ( Pelin. 2014. P. 67-74). Преподобный ввел в окормляемых им обителях афонский устав, богослужение совершалось на румынском и церковнославянском языках. Среди учеников прп. Паисия много румын. церковных деятелей: митр. Молдавский Вениамин (Костаки; 1803-1842, c перерывами), митр. Унгро-Влахийский свт. Григорий IV (Даскэл; 1823-1829, 1833-1834), настоятель мон-рей Черника и Кэлдэрушани старец прп. Георгий (1781-1806), духовник Новонямецкого в честь Вознесения Господня мужского монастыря игум. Андроник (Попович-Баденский) и др. ( Pelin. 2014. P. 67-74; 249-303). Н. В. м., как и многие молдавские мон-ри, имел владения на правобережье р. Днестр (позже - Бессарабия), где с XV-XVI вв. обители принадлежало неск. имений, в т. ч. села Копанка и Кицканы, пожалованные Петру IV Рарешем 15 марта 1527 г. После 1538 г. эти территории находились под управлением турок; по завершении русско-тур. войны (1806-1812) вошли в состав Российской империи, и настоятели Н. В. м. неоднократно (в 1817, 1823, 1832, 1845) ходатайствовали о возвращении Н. В. м. права пользования бессарабскими владениями (в сер. XIX в. Н. В. м. имел 14 или 15 имений, которыми управлял насельник Н. В. м. иером. Феофан (Кристя), проживавший в Кицканах). В 1845 г. российский Сенат признал права собственности Н. В. м., и по договоренности с правительством мон-рь отказался от них взамен на денежную компенсацию. Однако практическое разрешение вопроса затянулось ( Negrei, Danilov. 2013. P. 470). После объединения Молдавского и Валашского княжеств (1859) господарь А. Й.

http://pravenc.ru/text/2578019.html

Особое внимание обращал на то, имелись ли в обители опытные старцы. По совету иеромонахов Илариона (Здобина) и прп. Филарета (Пуляшкина) побывал в Оптиной пуст. , где сблизился со старцами прп. иеросхим. Львом (Наголкиным) и прп. иером. Макарием (Ивановым) . По завершении всех дел в Саратове 13 марта 1839 г. Пономарёв поступил послушником в Иоанна Предтечи скит при Оптиной пуст. Исповедовался прп. Макарию, на откровение помыслов ежедневно ходил к прп. Льву, испытал влияние игум. Варлаама (Давыдова) . В братство определен 26 февр. 1843 г., пострижен в рясофор по указу от 28 авг. того же года. Когда прп. Макарий 1 дек. 1839 г. стал начальником Иоанно-Предтеченского скита, он избрал Пономарёва своим келейником. Тот исполнял послушание более 20 лет, в это время завершилось формирование его духовного облика. Проходил также др. послушания: садовое, трапезное, занимался лечением братии. 13 авг. 1849 г. был пострижен в монашество. 10 февр. 1853 г. рукоположен во диакона, 21 апр. 1857 г.- во иерея. Прп. Макарий († 1860) оставил после себя 2 старцев-преемников: прп. иеросхим. Амвросия (Гренкова) и И. При жизни прп. Макарий предлагал своим духовным детям обращаться к тому из них, к кому имеют больше доверия. В числе перешедших под рук. И. была супруга И. В. Киреевского Н. П. Киреевская, а также насельницы белёвского в честь Воздвижения Креста Господня, севского во имя Св. Троицы , великолукского в честь Вознесения Господня, тульского в честь Успения Пресв. Богородицы, Влахернской иконы Божией Матери и Нерукотворного образа Спасителя жен. мон-рей, каширской во имя вмч. Никиты жен. общины (впосл. мон-рь) и др. На молитвенную память И. получил от прп. Макария мантию, присланную из Нямецкого в честь Вознесения Господня мон-ря в знак признательности за издание переводов схиархим. прп. Паисия (Величковского) , параман с частицей мощей, Иверскую икону Божией Матери, а также неск. книг. Преемственность старческого служения И. отмечали мн. духовные дети: наставления прп. Макария, его жизнь и деятельность являлись образцом для него.

http://pravenc.ru/text/389133.html

К концу пребывания И. на Кишинёвской кафедре она давала ежегодный доход 1 тыс. р. В 1853 г. по благословению И. было издано на молдав. языке 600 экз. Триоди (репринт издания 1848 г. Нямецкого в честь Вознесения Господня мон-ря ), 603 экз. Евангелия (репринт издания 1812 г., осуществленного в Буде). В 1856 г. отпечатан Типикон на молдав. языке, за основу взята книга, изданная в 1816 г. в Яссах. Ко времени назначения И. на Кишинёвскую кафедру мн. церковные здания находились в аварийном состоянии. И. разрешил закрывать их лишь при условии возведения новых каменных построек. К 1858 г. из 865 церковных зданий 314 были каменными. 17 марта 1858 г. И. был перемещен на Подольскую и Брацлавскую кафедру. 11 июля 1858 г. И. был утвержден вице-президентом Подольского попечительного о тюрьмах комитета. При И. в 1862 г. начали издаваться «Подольские епархиальные ведомости» . В том же году было учреждено Иоанно-Предтеченское братство, к-рое должно было строить и благоукрашать храмы в Каменец-Подольске. В городе были возведены Георгиевская и Покровская церкви. В 1862 г. началось строительство новых семинарских зданий в сев. части города (завершено в 1865). И. заботился о свечной торговле, поощрял священников наградами за увеличение прибыли, за 2 года с момента вступления епископа в управление епархией доходы выросли на 4500 р. Эти средства тратились на нужды духовного образования. И. обязал священников, окончивших семинарский курс, писать в год не менее 12 катехизических поучений и регулярно читать проповеди за богослужениями. Одновременно епархиальные священники были освобождены от обязанности проповедовать в храмах Каменец-Подольска. 20 дек. 1863 г. И. был определен архиепископом Рязанским и Зарайским. При нем 1 сент. 1865 г. начали выходить «Рязанские епархиальные ведомости» , И. оказывал поддержку этому изданию. 29 авг. 1867 г. по прошению из-за болезни уволен на покой в рязанский в честь Преображения Господня мон-рь с назначением его настоятелем. 21 авг. 1868 г. в Рязанской епархии было учреждено Михайловское вик-ство, мон-рь стал резиденцией викария. В связи с этим И. в сент. того же года был переведен в рязанский во имя Св. Троицы мон-рь , стал его настоятелем и управлял им до смерти. Вел строгую, почти затворническую жизнь, большую часть времени проводил в келье, лишь изредка выходил на монастырский двор и в сад. Богослужения совершал только в самые большие праздники. Готовил к печати свои проповеди и поучения, которые издал в 1868 г. в 10 частях. Переписывался со свт. Иннокентием (Борисовым), архиеп. Херсонским (был его учеником в период работы в Орловской ДС).

http://pravenc.ru/text/673977.html

Жизнь в Секу П. организовал по образцу Драгомирны: с ежедневными поучениями в зимнее время и переводческой деятельностью (BMN. 212. Fol. 59v - 60). Именно в зимний период, когда основная часть братии не была занята на сельскохозяйственных послушаниях, П. ввел внебогослужебные поучения, проходившие после вечерней трапезы, в к-рые вовлекались все члены общины. П. не отказывал желавшим поступать в свое братство, поэтому мон-рь постоянно пополнялся новыми насельниками. Весной 1776 г. в Секу перешла еще часть братии из Драгомирны, а к зиме 1778 г. там оказались все драгомирнские насельники. В 1779 г. гражданские и церковные власти Молдавии решили предоставить общине П. Нямецкий Вознесенский мон-рь (БАН. 13.5.6. Л. 2 об.). Первоначально это известие огорчило П., т. к. он не желал переселяться в крупную обитель, часто посещаемую паломниками, в т. ч. знатными боярами. В сер. июня П. направил в Яссы к митр. Гавриилу, господарю и др. влиятельным лицам иером. Иринарха с письменной просьбой не возлагать на братию столь тяжкого бремени и оставить ее в Секу, однако 9 авг. 1779 г. получил указание принять в управление Нямецкую обитель (РНБ. 1271.7. Л. 45). Константин Мурузи принял обитель под свое покровительство, освободив ее от общественных сборов и отчислений в пользу митрополии. П. старался строить жизнь в Нямце согласно тем же принципам, что и на Афоне, в Драгомирне и Секу. Братия строила кельи в мон-ре и за его стенами, основывала больницы и странноприимницы, заботилась о старых и больных, принимала богомольцев. Но из-за постоянного пребывания паломников с семьями и связанных с этим попечений духовная сосредоточенность членов общины и молитвенное делание ослабели, что огорчало преподобного. Главными причинами упадка монашеской жизни он считал прекращение зимних соборных поучений в обители и беспрепятственный вход в мон-рь женщин. П. и ученая братия продолжили прилежные труды по переводу и переписыванию святоотеческих творений. Наиболее одаренных учеников, напр. монахов Дорофея и Геронтия, преподобный посылал в Бухарестскую академию для совершенствования знания древнегреч.

http://pravenc.ru/text/2578651.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВОНЯМЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Новонямецкий в честь Вознесения Господня мон-рь Новонямецкий в честь Вознесения Господня мон-рь [Кицканский; румын. Noul Neam mnstirea] Кишинёвской епархии Православной Церкви в Молдове (Московский Патриархат). Основан насельниками Нямецкого монастыря (Румыния) 13 янв. 1864 г. в составе Кишинёвской и Хотинской епархии РПЦ; в 1918-1940, 1941-1944 гг. Н. м. находился в юрисдикции Бессарабской митрополии Румынской Православной Церкви (РумПЦ); возвращен в юрисдикцию РПЦ в 1944 г. (Кишинёвская и Молдавская епархия); 16 мая 1962 г. закрыт; богослужения возобновлены в авг. 1989 г.; открыт 20 сент. 1990 г.; ставропигиальный с 1995 г. Расположен в поместье с. Кицканы (Кицкань), в 10 км от г. Бендеры (Тигина), южнее впадения р. Ботна в р. Днестр, на высоком плато, с 3 сторон окруженном водами р. Днестр (Республика Молдова (непризнанная Приднестровская Молдавская Республика)). История Со времени основания до 1918 г. После церковных реформ, предпринятых в объединенных Молдавском и Валашском княжествах правительством А. Й. Кузы , часть монахов Нямецкого мон-ря мигрировала на Афон, часть - в Бессарабскую губ. Российской империи, где после присоединения Бессарабии к России (1812) находились земли, с XV-XVI вв. принадлежавшие Нямецкому мон-рю (ряд владений на правобережье Днестра, среди них - села Копанка и Кицканы, пожалованные мон-рю господарем Петру IV Рарешем в 1527). Мон-рь неоднократно предпринимал попытки вернуть земли (1817, 1823, 1832, 1845 гг.). В сер. XIX в. Нямецкому мон-рю принадлежали 14 или 15 поместий в Бессарабии, их администрирование специальным мандатом было поручено иером. Феофану (Кристе), к-рый поселился в поместье Кицканы. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 1902–1905 гг. Архит. М. С. Сероцинский Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 1902–1905 гг. Архит. М. С. Сероцинский 10 нояб. 1860 г.

http://pravenc.ru/text/2577849.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННА НОВОГО СОЧАВСКОГО МОНАСТЫРЬ муж., принадлежит Сучавской и Рэдэуцкой архиепископии Румынской Православной Церкви, расположен в юго-вост. части г. Сучава (Румыния). Собор мон-ря является одним из 7 храмов, включенных в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в числе «Расписных церквей Северной Молдовы» (1993). В 1513 г. базилика св. Георгия в Сучаве (ок. 1388-1391), кафедральный собор Молдавских митрополитов, была уничтожена пожаром. В 1514 г. молдав. господарь Богдан III Слепой, сын св. Стефана Великого, основал И. Н. С. м. и начал возведение нового кафедрального собора, к-рый первоначально был посвящен вмч. Георгию Победоносцу. В 1522 г., при господаре Штефэницэ, сыне Богдана, строительные работы были закончены и собор освятил митрополит Молдавский Феоктист II. В 1589 г. господарь Петр Хромой перенес в мон-рь мощи Иоанна Нового Сочавского . В том же году была построена одноярусная надвратная колокольня над сев. воротами; в нач. ХХ в. были возведены четверик звона и 8-гранная башня с шатровой кровлей. Ктитором построенного в 1626-1629 гг. небольшого храма в сев.-вост. части мон-ря был митрополит Молдавский Анастасий (Кримка). Вплоть до 2-й пол. XVII в. в монастыре находилась кафедра Молдавской митрополии. Собор реставрировался в 1751-1760 и 1898-1910 гг. (архит. К. Ромсторфер). В 1991 г. была восстановлена Сучавская и Рэдэуцкая архиепископия и на территории мон-ря был построен новый храм. Соборная церковь - единственный храм Молдовы 1-й четв. XVII в., построенный по заказу правителя княжества. Его форма повторяет форму соборных храмов 2-й пол. XV в., возведенных по заказу молдав. господаря св. Стефана Великого. Планом, пропорциями и отдельными архитектурными чертами храм напоминает первоначальную ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Путна (1466-1469, перестроена в 1653-1662) и храм Вознесения Господня в Нямецком мон-ре (1497). Он имеет традиц. план, состоящий из триконхиального основного пространства (наоса), нартекса и закрытого притвора (экзонартекса).

http://pravenc.ru/text/577904.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАХОМИЙ ИЗ ГЛЕДИНА [Пенку Петру; румын. Pahomie de la Gledin] (ок. 1674, Гледин, комитат Турда, Трансильванское княжество в составе Габсбургской монархии (ныне в коммуне Монор, жудец Бистрица-Нэсэуд, Румыния) - апрель 1724, Киево-Печерская лавра, Киев), свт. Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (пам. румын. 14 апр.), еп. Романский Молдавской митрополии РумПЦ в составе К-польского Патриархата (1707 - кон. 1713). Сведения о П. из Г. при подготовке труда о Романской епископии собрал еп. Романский Мелхиседек ( Стефанеску; 1879-1892): он работал с источниками из архива Нямецкого в честь Вознесения Господня мужского монастыря и с документами Романской епископии; использовал сведения Жития П. из Г., написанного анонимным монахом в основанном святителем Покровском скиту; изучал устные сведения о П. из Г., сохранившиеся в Нямецком мон-ре и в Покровском скиту. В 1972 г. К. Воическу издал труд «Жизнь и деятельность еп. Пахомия Романского». Род. в семье свящ. Евфимия (Ифтимие) Пенку и Анны, крещен с именем Петру. Приходился дядей митр. Молдавскому Иакову II (Стамати) . Начальное образование получил в монастыре Руга в Гледине, ктитории господаря Молдавского княжества Петру IV Рареша. В последней четв. XVII в. кальвинист. власти Трансильвании усилили давление на румын: между 1679 и 1688 гг. было аннулировано большинство грамот о пожаловании дворянства правосл. румынам (привилегии саксов, венгров и секуи оставались под защитой конституции); трансильванская диета (сословное собрание), созванная в Сигишоаре 12 янв. 1680 г., аннулировала все прежние привилегии правосл. клира; значительное влияние на православное румын. население Трансильвании оказало отстранение от руководства Церковью митр. Иосифа (Будая; 1680-1682), убитого по приказу герцога Михая I Апафи при подстрекательстве высшего администратора трансильванской кальвинист. церкви М. Т. Добоша (1679-1684). Считается, что Петру участвовал в похоронах митрополита в мон-ре Руга. Мн. трансильванцы, в т. ч. и Петру, бежали в правосл. Молдавское княжество : в 1694 г. юноша поступил в Нямецкий мон-рь, где подвизались многие его соотечественники. В 1697 г. настоятель мон-ря игум. Иоанн постриг Петру в монашество с именем Пахомий и рукоположил во диакона. В следующем году он был рукоположен во иерея и получил послушание экклисиарха. В 1702 г., после смерти игум. Иоанна, П. из Г. был избран настоятелем Нямецкого мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2579866.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУРКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Кишинёвской епархии Кишинёвской и Молдавской митрополии) находится близ с. Курки Оргеевского р-на Республики Молдова. По преданию, К. м. был основан в нач. XVI в., во время правления молдав. господаря св. Стефана III Великого , капитаном Думитрашем Куртей. По завершении военной карьеры, перед кончиной, он принял монашеский постриг и стал игуменом К. м. (иногда обитель называют Куртянской). В др. легенде говорится о том, что в районе буд. мон-ря промышляла грабежами шайка разбойников, главарем к-рой был Иордаке Курки. Однажды вечером бандиты убили мужчину и женщину. Но когда стали обыскивать трупы, главарь узнал в убитых собственных родителей. Тогда Иордаке покаялся, основал скит и принял монашество, его примеру последовали некоторые из разбойников. Согласно 3-й легенде, во время татар. нашествия жители с. Будешты братья Иордаке и Михаил Курки бежали вместе с сельским свящ. Феофаном, его женой и 2 малолетними детьми за Прут. Священник вскоре умер. Через год Иордаке решил вернуться в родные места, и вдова иерея убедила его взять с собой детей. Чтобы они ни в чем не нуждались, женщина рассказала, где находится тайник с деньгами. По дороге на беженцев напали татары. Спасаясь, И. Курки ускакал, бросив детей. Через нек-рое время, терзаемый угрызениями совести, он вместе с братом основал мон-рь на том месте, где оставил сирот. Для этого взамен своего участка в с. Будешты они получили от жителей с. Морозены участок, на к-ром были захвачены дети священника. По разрешению митр. Молдавского Иакова I Путнянского братья построили здесь деревянную церковь и основали скит. Иордаке принял монашество с именем Зосима (по др. источникам, Иоанн), а Михаил - Манассия. XVIII в. В документах из архива К. м. в качестве основателя назван Иордаке Курки из с. Морозены. В 1765 г. он приобрел у Исаака Морозану участок земли у с. Ватич, в 1773 г. постригся в монашество с именем Иоанн и по благословению митр. Молдавского Гавриила (Каллимаки) основал скит. В 1773 (1774?) г. по инициативе мон. Иоанна в обители был построен 1-й деревянный храм во имя вмч. Димитрия Солунского. В 1798 г. церковь была отремонтирована, к ней пристроена колокольня с 5-пудовым колоколом. Чтимыми святынями К. м. считались иконы Божией Матери (список 1803 г. с образа, хранившегося в Нямецком в честь Вознесения Господня монастыре ) и вмч. Георгия Победоносца (1804).

http://pravenc.ru/text/2462301.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010