Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ИЗ ПРИСЛОПА Прп. Иоанн из Прислопа. Икона. Кон. XX в. (частное собрание) Прп. Иоанн из Прислопа. Икона. Кон. XX в. (частное собрание) Иоанн из Прислопа [румын. Ioan de la Prislop], прп. (пам. румын. 13 сент.), мон. Свящ. Синод Румынской Православной Церкви причислил И. из П. к лику святых на заседании 20-21 июня 1992 г. Жил предположительно в XV в. Родом из с. Силвашу-де-Сус близ Хацега (Трансильвания). Юношей поступил в расположенный рядом с селом общежительный мон-рь Прислоп , именовавшийся также Силвашский, к-рый был основан еще в нач. XV в. прп. Никодимом Тисманским. После пострижения в монашество И. из П. вначале подвизался в мон-ре, однако затем в стремлении к молитвенному уединению покинул обитель и поселился близ нее в пустынном ущелье на берегу бурного потока. И. из П. вырубил для себя келью в скале, сохранившуюся до наших дней. Существует предание о трагической кончине И. из П. Охотники проходили через ущелье близ кельи отшельника и услышали шорох в кустах; полагая, что там скрывается преследуемая ими дичь, выстрелили и случайно убили И. из П. Почитание И. из П. как святого широко распространилось среди местных жителей - и православных, и униатов. Первоначально останки подвижника упокоились в мон-ре Прислоп, однако впосл. они были перенесены в одну из обителей Валашского княжества (когда произошло перенесение мощей и где они были положены, неизвестно). Единственное документальное упоминание об И. из П. встречается в написанной монастырским иноком в XVIII в. стихотворной хронике «Плач о монастыре Силваш...», в к-рой рассказывается о событиях 1762 г., когда мон-рь был разрушен, а затем передан униатам. Согласно хронике, свидетельствами святости И. из П. были подвижнический образ жизни и совершавшиеся по молитве к святому после его смерти чудеса. Впервые хроника была опубликована румын. поэтом Ч. Боллиаком по неизвестному источнику в 1863 г. в бухарестском ж. «Buciumul» (N 3. P. 11-12, 16, 19-20). Второе изд. было осуществлено церковным историком иером. Геннадием (Енэчану) в ж. «Biserica Ortodox Român» (1878. N 8. P. 496-507). Текст был дан по рукописи, найденной им в мон-ре Кэлдэрушани. Лит.: Plângerea Sfintei Mânstiria a Silvaului din Eparhia Haegului din Prislop// Lupa I. Cronicari i istorici români din Transilvania. Craiova, 19412. P. 64-65; Stan L. Sfinii români. Sibiu, 1945. P. 21-28; P curariu M., prot. Sfini daco-români si români. Iai, 1994. P. 68-70. Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ († нач. XVIII в.), схим. из скита Езеру (Рымникская епископия Румын. Пр. Ц.), прп. (пам. 23 нояб.) ИОАНН [Новый Нямецкий (Хозевит)] (Якоб Илья; 1913 - 1960), иеросхим., прп. Румынской Православной Церкви (пам. 5 авг.)

http://pravenc.ru/text/471242.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ (2-я пол. XV в.), иером., книгописец-каллиграф, духовник мон-ря Путна в Молдавском княжестве. В юности принял постриг в Нямецком мон-ре, был среди учеников каллиграфа Гавриила Урика. В 1470 г. перешел в мон-рь Путна. И. был создателем монастырского скриптория и одним из его руководителей. Из книг, переписанных И., известен Торжественник минейный на апр.-июнь, над к-рым он работал, согласно выходной записи на обороте л. 307, в 1474 г. по велению молдав. господаря Стефана Великого для мон-ря Путна (Румыния. Мон-рь Путна. Слав. 31/44, прежний 571/551). Рукопись, по всей вероятности, представляет собой список несохранившегося более раннего аналогичного по составу календарного сборника Гавриила Урика (на это указывает, в частности, помещение Жития мч. Иоанна Нового не под соответствующим числом, а в конце кодекса). Сохранившаяся надпись на обороте л. 307 сообщает, что «Сборник» был написан «при архимандрите Иоасафе, игумене, рукою многогрешного иеромонаха Иакова в 6982 году 20 мая». По составу «Сборник» И. представляет т. н. новоизводный Торжественник, к-рый содержит Жития святых и Похвальные слова им в переводах, выполненных болг. книжниками в посл. трети XIV в., а также 5 сочинений болг. авторов, принадлежащих к тырновской книжно-лит. школе: 2 Похвальных слова вмч. Георгию Победоносцу митр. Киевского Григория Цамблака; Похвальное слово равноапостольным Константину и Елене св. Евфимия, патриарха Тырновского; Житие мц. Филофеи того же автора, в дополнениях помещено Житие мч. Иоанна Нового (Сучавского) митр. Киевского Григория Цамблака. До находки Мальцевского списка нач. XV в. (РГАДА. Ф. 187. 60 - Каталог славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в Российском Государственном архиве древних актов. М., 2000. С. 257-259, 91; Иванова. 2008. С. 121-122, 119; С. 127-128, 127) список Похвального слова равноапостольным Константину и Елене св. Евфимия, патриарха Тырновского, в составе «Сборника» И.

http://pravenc.ru/text/200261.html

На нек-рые крупные мон-ри были возложены дополнительные финансовые обязательства. Так, мон-рь во имя свт. Спиридона в Яссах должен был содержать больницу, расположенную в его стенах, Нямецкий мон-рь - больницу в Тыргу-Нямце. Преклоненным мон-рям были оставлены их привилегии. В области образования руководство и ведение дел в духовных школах по-прежнему остались в компетенции М. м., в то время как финансовые заботы взяло на себя государство при содействии епархий ( P curariu. 1997. Vol. 3. P. 29-30). После образования Михаилянской академии в Яссах (1834/35) семинария при мон-ре Сокола стала считаться своего рода факультетом в составе академии и имела своего ректора (первоначально архимандрита, впосл. титульного архиерея). Деятельность семинарии имела большое значение для всей сферы образования в княжестве, т. к. большинство преподавателей в школах, основанных митр. Вениамином, были ее выпускниками. Признавая особые заслуги семинарии и ее основателя, господарь Михаил Стурдза специальной грамотой присвоил ей в 1840 г. наименование «Вениаминова семинария» ( P curariu. 1997. Vol. 3. P. 13). Учитывая тот факт, что большинство преподавателей в школах и гувернеров были иностранного происхождения (в основном греки), митр. Вениамин на свои средства посылал молдав. детей учиться за границей ( Gheorghi . 1971. P. 646-649, 655-657). Так, один из самых известных просветителей Молдавии 1-й пол. XIX в. Георге Асаки обучался математике и живописи в Вене, археологии, живописи и скульптуре - в Риме. По возвращении в княжество он по поручению митрополита читал на румын. языке теоретический и практический курсы по инженерии в Ясской господарской академии. Т. о. он заложил основы политехнического образования в стране ( Beguni. 2006. P. 77). Впосл. Асаки стал самым ценным сотрудником митрополита в деле организации образования на румын. языке, получившем новые перспективы после падения фанариотского режима в 1821 г. Митр. Вениамин и Асаки обратились к господарю с ходатайством о создании на всех уровнях образования учреждений с соответствующим бюджетным обеспечением (включая строительство новых школьных зданий).

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИСТРИЦА муж. мон-рь Ясской архиепископии в митрополии Молдовы и Буковины, одна из самых древних правосл. обителей на территории княжества Молдова. Расположен на северо-востоке совр. Румынии (коммуна Виишоара, жудец Нямц). Был отстроен при молдав. господаре Александре Добром , предположительно на месте деревянной церкви, существовавшей еще в 1395 г. Работы по возведению нового храма в честь Успения Божией Матери (не сохр.) завершились до 7 янв. 1407 г., когда митр. Иосиф и Александр Добрый постановили, что Б. вместе с Нямецким мон-рем будет иметь общее управление. Александр Добрый даровал мон-рю богослужебные книги и литургические сосуды (большая часть не сохр.). В 1498 г., после победы господаря св. Стефана III Великого над польск. войском в Козьминском лесу в 1497 г., в мон-ре были построены башня-звонница и часовня во имя св. мч. Иоанна Нового из Четатя-Албэ (совр. Белгород-Днестровский). Мон-рь перестраивался при молдав. господарях Петре Рареше (1541-1546), Александру Лэпушняну (1554). В 1776 г., при настоятеле архим. Иакове, были построены монастырские стены. В церкви были похоронены Александр Добрый (1432); его супруга Анна (1418); Александр (1496), сын Стефана Великого; Киажна (1542), жена господаря Стефана Лэкусты. Предполагается, что от старого мон-ря времен Александра Доброго сохранились проездная башня, внутренняя стена и часть церкви. В XV в. Б. был одним из книжных центров Молдавского княжества. В мон-ре была сделана копия наиболее полной славяно-молдав. Бистрицкой летописи, написанной при дворе Стефана Великого, составлен помянник, в к-рый внесены все господари Молдавии от Богдана I до Петра Рареша, включены имена митрополитов и епископов княжества, начиная с митр. Иосифа, первых игуменов Б. и Нямецкого мон-ря, монахов, а также бояр, павших в битве с турками при Васлуе (1475). В XVII в. Б. становится преклоненным мон-рем (подворьем) Св. Гроба Господня (Иерусалимская Патриархия), но в связи с крайним упадком этого и ряда др. мон-рей, от к-рых Иерусалимские Патриархи перестали получать доход, был возвращен Молдавской Церкви в 1705 г. (восстановил свой прежний статус в 1743, когда в Молдавию прибыл Иерусалимский Патриарх Парфений). В XIX в. произошла секуляризация имений преклоненных мон-рей. Лит.: Iorga N. Istoria bisericii româneti i a vieii religioase a românilor. Bucureti, 1908. Vol. 1. P. 68; 1909. Vol. 2. P. 75-76, 89; Grigora N. , Capro u I. Biserici i mnstiri vechi din Moldova. Bucureti, 1971. P. 49-55. В. Я. Гросул Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149235.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ МЛАДШИЙ (Кириллов Алексей Никитич; 1764, Орёл - 7.02.1844, Белобережская пуст.), мон., пустынник Рославльский. Из посадских жителей; в 1795 г. поступил в Коренную пуст . под начало старца иеросхим. Василия (Кишкина) , с к-рым в 1797 г. прибыл на Афон. В Илии пророка скиту пострижен в монашество с именем А., его восприемником стал старец Василий. В 1798 г. А. и старец перешли в Ново-Нямецкий мон-рь в Молдавии, в 1800 г. вернулись в Россию и жили в Коренной пуст., затем в Белобережской пуст . Ок. 1804 г. А. поселился в Рославльских лесах (см. Рославльские подвижники ), на даче М. А. Кулешова возле дер. Буды Трояновского прихода, с 1810 г. жил на соседней даче А. А. Броневской, в 1812-1823 гг.- на даче помещика П. М. Лесли, в келье близ дер. Сырокоренье Даниловского прихода, и общался с прп. Моисеем (Путиловым) , проживавшим в то время на даче Броневских. Во время Отечественной войны 1812 г . А. совершил паломничества в Площанскую пуст. (см. Площанский мон-рь ), в курскую Молченскую Софрониеву пуст . и в Киев. В 1824 г. А. поселился на берегу р. Десны, возле дер. Остров Даниловичского прихода, на даче Е. А. Лышаковой, но был арестован по доносу ее мужа и посажен в смоленский острог, однако вскоре отпущен по письму Калужского еп. Филарета (Амфитеатрова) к смоленскому ген.-губернатору. С еп. Филаретом А. был дружен с юности - в 1795 г. они хотели вместе поступить в Белобережскую или Площанскую пуст., но буд. владыка был насильно возвращен старшим братом в Орловскую ДС. Став Киевским митрополитом, владыка Филарет неоднократно приглашал А. принять настоятельство в одном из мон-рей, но тот отвечал: «Великий Арсений не променял далекой своей пустыни на чертоги царские, а я - маленький Арсений - тождемыслящий». Митр. Филарет высылал А. деньги, а в ответ получал рукодельные ложечки от пустынника. Точно неизвестно, где находился А. в 1824-1840 гг., вероятно в Рославльских лесах; в 1840 г. он поселился в Белобережской пуст. А. отличался глубоким знанием Свящ. Писания и святоотеческих книг. Несмотря на любовь к уединению, охотно беседовал с братией, приходившей к нему за назиданием. Погребен в Белобережской пуст., с правой стороны Троицкого собора. Лит.: Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители. Од., 1887, 19053; ЖПодв. Март. С. 145-147; ЖПодв. Апрель. С. 253, 271, 295-299; Дубовский С. Пустынники Рославльских лесов//Смоленские ЕВ. 1994. 4. С. 49-61. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст.

http://pravenc.ru/text/76302.html

Русско-тур. война 1806-1812 гг. прервала деятельность монахов-книжников. Осенью 1812 г. Г. и Геронтий вместе с духовником Каллиником из мон-ря Секу совершили паломничество на Св. Гору Афон. На обратном пути близ Филиппополя на них напали грабители, Геронтий скончался под пытками. По возвращении Г. продолжил труды по переводу и изданию духовной лит-ры в типографии Нямецкого мон-ря, основанной митр. Вениамином, в частности им были опубликованы «Разговоры с самим собой» (Checragarion. 1814), перевод греч. варианта труда блж. Августина «Soliloquia» и «Краткое толкование... на антифоны 8 гласов» средневек. греч. богослова Никифора Каллиста Ксанфопула (Tîlcuire pre scurt... la antifoanele celor 8 glasuri. 1817). По просьбе нямецких иноков Г. написал «Житие преподобного отца нашего старца Паисия» (вошло в «Собрание слов...». 1817). После 1817 г. Г. перешел в мон-рь Антим, затем в мон-рь Кэлдэрушани, где им были подготовлены новые переводы, опубликованные в бухарестской типографии: «Шесть слов к священству свт. Иоанна Златоуста...» (Cuvinte ase pentru preoie ale Sf. Ioan Gur de Aur i ale altor trei Sfini Prini canoniceti epistolii împotriva simoniei. 1820) и «Слово к священству» свт. Григория Богослова (Cuvînt pentru preoie. 1821). 4 янв. 1823 г. на заседании Гос. совета из 3 кандидатур, предложенных на митрополичью кафедру, господарь Григоре Гика утвердил кандидатуру Г., бывшего в сане иеродиакона. Предание утверждает, что, будучи вызван в Бухарест, Г. пешком преодолел весь путь от мон-ря Кэлдэрушани до столицы. 9 янв. он был рукоположен во иерея и возведен в сан архимандрита, 10 янв. хиротонисан во епископа. 11 янв. 1823 г. состоялась интронизация Г. в митрополита Унгро-Влахийского. Одной из первых забот архипастыря было замещение вакантных кафедр: им были поставлены епископы для епархий Арджеша, Рымника и Бузэу. Г. разрешил финансовые проблемы митрополии, обремененной большими долгами, доставшимися в наследство от предыдущих предстоятелей. Принял необходимые меры для укрепления духовной и хозяйственной дисциплины в мон-рях, преклоненных св. местам Востока, настоятелями к-рых были греки. Проявил особое внимание к нуждам приходских священников и диаконов. Упорядочил взимание с них различных налогов и уменьшил их количество, пресекая злоупотребления и незаконные поборы со стороны благочинных, оказывал материальную поддержку вдовам и детям священников. Был главным попечителем румын. школ в Валашском княжестве, подготовил открытие епархиальных ДС (после его кончины ДС открылись в 1836 в Бухаресте, Бузэу и Арджеше; в 1837 - в Рымнике). Г. продолжил книгоиздательскую деятельность: переводы «Слов...» свт. Иоанна Кассиана Римлянина (1825), святителей Василия Великого, Григория Богослова (1826), Иоанна Златоуста (1827) и др. В 1828 г. в Бухаресте при содействии Г. было отпечатано Четвероевангелие на болг. языке.

http://pravenc.ru/text/Григория IV ...

В окт. 1805 г. митр. Вениамин основал в Яссах школу церковных певчих и пригласил из К-поля для руководства ею «кира Петра, протопсалта Великой церкви». На собственные средства он открыл и частную певч. школу при бывшем митрополичьем соборе - ц. во имя вмч. Георгия в Сучаве. Архипастырская деятельность митр. Вениамина была прервана в 1808-1812 гг., когда с приходом российских войск в Молдавское и Валашское княжества Церковь на этих территориях вновь окормлял Молдо-Влахийский Экзархат РПЦ. Митр. Вениамин недолго был каймаком - заместителем господаря, покинувшего княжество, затем удалился в мон-рь Слатина, затем в Нямецкий мон-рь. После заключения Бухарестского мира между Россией и Османской империей (16 мая 1812) Экзархат был упразднен, митр. Гавриил (Банулеску-Бодони) покинул княжества вместе с рус. армией. Новый молдав. господарь Скарлат Каллимаки вместе с диваном призвали митр. Вениамина, он вернулся на престол 6 окт. 1812 г. Из юрисдикции М. м. в виде Кишинёвской епархии РПЦ были выведены территории Бессарабии. После того как последний господарь-фанариот Михаил Суцу (1819-1821) бежал в Россию, 29 марта 1821 г. митрополит во 2-й раз стал каймаком и осуществлял политическое руководство страной. В 1821-1823 гг. в Молдавском княжестве установился режим гетерии. Когда тур. войска подошли в сент. 1821 г. к Яссам, митрополит оставил кафедру и был вынужден укрываться в с. Коленкэуци (ныне Коленковцы Хотинского р-на Черновицкой обл., Украина) на левобережье Днестра. Там он перевел сочинение визант. богослова IX-X вв. мон. Евгения Вульгария «Тройная веревка». Некоторое время митр. Вениамин жил в Буковине, работал над переводом «Истории Нового Завета». С приходом к власти господаря Иоана Санду Стурдзы митр. Вениамин вернулся в княжество и в кон. янв.- нач. февр. 1823 г. вновь занял митрополичий престол. В его отсутствие каймак Стефан Богориди назначил управлять делами М. м. еп. Хушского Мелетия. М. м. в период ослабления господства Османской империи В Молдавском княжестве Органический регламент вступил в силу с 1 янв.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Костаки) (20.12.1768, Рошиешти, жудец Васлуй - 18.12.1846, мон-рь Слатина), митр. Молдавский в 1803-1842 гг. В крещении Василий. Родители В.- Григорий Костаки и Мария Канта - принадлежали к древней и знаменитой в истории Молдавии фамилии Болдур. Получив начальное домашнее образование, Василий продолжил учение в греч. школе при мон-ре Трех святителей в Яссах. Г. Костаки, видя устремленность сына к монашеской жизни, отдал его на попечение еп. Хушского Иакова (Стамати), к-рый постриг его в 1783 г. в монашество с именем Вениамин в честь младшего сына ветхозаветного патриарха Иакова. Спустя три года В. был рукоположен во иеродиакона. В 1788 г. митр. Молдавский Леон (Геукэ) призвал В. на службу в митрополию, в Яссы, рукоположив во иеромонаха и сделав его великим экклисиархом кафедрального собора. Вскоре он был возведен в сан архимандрита и в марте 1789 г. назначен игуменом в мон-рь св. Спиридона в Яссах. 26 июня 1792 г. был выбран во епископа Хушского вместо еп. Иакова, ставшего Молдавским митрополитом. Хиротония В. состоялась 27 июня в монастырском храме св. Спиридона. После смерти правящего архиерея Романской епархии В. был избран 1 июня 1796 г. на вдовствующую кафедру. 18 марта 1803 г. еп. Романский В. был выбран митр. Молдовы и Сучавы. Он управлял митрополией ок. 40 лет вплоть до 18 янв. 1842 г., за исключением периода 1808-1812 и 1821-1823 гг. В. был также гос. деятелем: в 1807 и 1821 гг. являлся наместником господаря, председателем Государственного совета Молдавского княжества, затем - Общественного собрания. Последние годы жизни провел в мон-ре Слатина, где и был похоронен. 30 дек. 1886 г. его останки были перенесены в новый кафедральный собор в Яссах. Митр. Вениамин (Костаки) Митр. Вениамин (Костаки) В. способствовал изданию духовной и богослужебной лит-ры, реорганизовал типографию митрополии в Яссах и открыл в 1807 г. в Нямецком мон-ре новую типографию. Всего было напечатано ок. 130 книг, более 100 из них - при материальном содействии В. (труды св. отцов Афанасия Великого, Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина, Исаака Сирина, более поздних богословов Феофилакта Охридского и Никифора Каллиста (Ксанфопула), греч. богословов XVIII в. архиепископов Никифора (Феотоки) и Евгения (Булгариса) , проповедника еп. Илии (Миньятиса) и др.). Были переведены и увидели свет богословские и богослужебные книги. После кончины В. были опубликованы его переводы Толковой Псалтири Евфимия Зигабена (в 2 т. Яссы, 1852-1862), «Церковной истории» Феодорита Кирского (Бухарест, 1894), «Толкования на Послания св. ап. Павла» Феофилакта Охридского (в 3 т./Пер. с новогреч. текста Никодима Святогорца. Бухарест, 1904-1906).

http://pravenc.ru/text/150295.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Клеопа (Илие). Фотография. Кон. ХХ в. (Илие) [румын. Cleopa Ilie] (10.04.1912, с. Сулица, совр. жудец Ботошани, Румыния - 2.12.1998, мон-рь Сихэстрия, жудец Нямц, там же), архим. и настоятель мон-ря Сихэстрия, подвижник Румынской Православной Церкви. Род. в крестьянской семье Александру Илие, 5-й из 10 его детей. Мирское имя Константин. Первые 2 месяца постоянно болел, и его мать Анна по совету духовника Конона (Гаврилеску) из скита Козанча решила посвятить сына Божией Матери. Мальчик выздоровел, 7 лет посещал начальное уч-ще в родном селе, затем 3 года был в обучении у схим. Паисия Олару из скита Козанча. 12 дек. 1929 г. вместе со старшим братом Василием Константин был принят в братию мон-ря Сихэстрия, где его послушанием было пасти овец. В 1935 г. он был призван в армию для прохождения службы в г. Ботошани, осенью 1936 г. вернулся в монастырь, 2 авг. 1937 г. пострижен в монашество. Продолжал трудиться пастухом. В июне 1942 г. был временно поставлен в настоятели мон-ря вслед. болезни престарелого игум. Иоанникия (Мороя). 27 дек. 1944 г. еп. Галактион (Кордун), бывший в то время настоятелем Нямецкого монастыря, рукоположил К. во диакона, а 23 янв. 1945 г.- во иерея. Вскоре после рукоположения К. официально стал настоятелем монастыря Сихэстрия. В этот же год протосинкелл К. по благословению патриарха Румынского Никодима (Мунтяну) был возведен в сан архимандрита. В 1948 г., преследуемый агентами службы госбезопасности Румынии, вынужден был на полгода удалиться в леса, окружавшие монастырь. 30 авг. 1949 г. К. был поставлен в настоятели мон-ря Слатина (совр. жудец Сучава), монашеская община при нем выросла до 80 чел. В мон-ре сложился кружок священников-богословов, в к-рый входили протосинкелл Петроний (Тэнасе), иеродиак. Антоний (Плэмэдялэ), буд. митрополит Трансильванский, иером. Арсений (Папачок) и др. К 1952 г. под духовным водительством К. наряду с монастырями Слатина и Сихэстрия находились скиты Рарэу и Сихла, монастыри Путна, Ората, Кэмырзани, Рышка и Молдовица. В 1952-1954 гг. К. скрывался от работников госбезопасности в горах Стынишоара (Вост. Карпаты). В 1956 г. К. вернулся в мон-рь Сихэстрия. В 1959-1964 гг., в 3-й раз спасаясь от гонений, К. удалился в горы близ монастыря. В кон. сент. 1964 г. старец вернулся в Сихэстрию. Осенью 1974 г. совершил паломничество на Св. землю ко Гробу Господню, в сент. 1977 г.- на Св. Гору Афон, где посетил румын. скит Продром. По возвращении в страну продолжил духовные труды в монастыре Сихэстрия, будучи исповедником монастырской братии и многочисленных паломников.

http://pravenc.ru/text/1841295.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ [румын. Gheorghe] (1730, близ Сэлиштя-Сибиулуй, Трансильвания - 3.12.1806, мон-рь Черника, Валахия), прп. (пам. 3 дек.), старец, настоятель мон-рей Черника и Кэлдэрушани в Валашском княжестве. Пострижен в монашество и рукоположен во диакона в Ватопедском мон-ре на Св. Горе Афон. Ученик прп. Паисия (Величковского) , в скиту св. Илии был рукоположен во иерея. Вместе со старцем Паисием перебрался в Молдову сначала в мон-рь Драгомирна, затем в Секу и в Нямецкий мон-ри. В 1781 г. митр. Унгро-Влахийский Григорий II поручил Г. управление заброшенным мон-рем Черника. С помощью господаря Николае Маврогени (1786-1790) и др. христиан Г. начал восстановление соборного храма и келий. Г. много времени уделял совершенствованию духовной жизни монашествующих. В мон-ре служба совершалась каждый день, насельники обители наряду с чтением Свящ. Писания, творений св. отцов Церкви и молитвенным деланием несли многочисленные послушания, занимались перепиской рукописей и физическим трудом. В 1794 г. Г. был также утвержден настоятелем мон-ря Кэлдэрушани, куда перевел часть монашествующих из Черники и где также ввел общежительный устав. Г. настоятельствовал в обоих мон-рях до кончины. Старец имел много учеников и последователей. Среди них - св. Каллиник Черницкий (настоятель мон-ря Черника в 1818-1850), протопсалт иером. Макарий и др. В 1785 г. Г. написал завещание-поучение, распространившееся во мн. копиях. Лит.: Casian Cernicanul, mon. Viaa, faptele i cuvintele stareului Gheorghe//Istoriile sfintelor mnstiri Cernica i Cldruani. Bucur., 1870. P. 1-84; Furtun D. Ucenicii stareului Paisie în mnstirile Cernica i Cldruani. Bucur., 1927; Atanasie Gladcovschi, arhim. Gheorghe arhimandritul, stareul mnstirii Cernica//Glasul Bisericii. 1956. N 12. P. 716-724; Suttner Er. Chr. Paisij Velicikovskiy im Spiegel des geistl. Testaments seines Schüllers Gheorghe de la Cernica//OS. 1973. Bd. 22. H. 2/3. S. 184-189; Ioanichie B lan, ierom. Pateric românesc. Bucur., 1980. P. 265-281; Chesarie (Gheorghescu), arhim. Cuviosul stare Gheorghe de la Cernica//Sfinii români i aprtori ai legii strmoeti. Bucur., 1987. P. 500-510. Рубрики: Ключевые слова: АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.) АНТОНИЙ († нач. XVIII в.), схим. из скита Езеру (Рымникская епископия Румын. Пр. Ц.), прп. (пам. 23 нояб.) ВАСИЛИЙ Назарович Завгородний (1893-1937), свящ., сщмч. (пам 28 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИССАРИОН САРАЙ (в миру Николай; ок. 1714 - после 1744), правосл. миссионер, мч. (пам. в Румынской и Сербской Церквах 21 окт.)

http://pravenc.ru/text/164189.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010