Богородицы (1722) и мощевик с частицами мощей мн. святых. На территории К. м. находится 3 родника, воду к-рых жители близлежащих сел считают целебной. Монастырю принадлежат 8 га земельных угодий, на к-рых выращиваются различные сельскохозяйственные культуры, имеются 8 коров, 15 быков, конь, куры, гуси, утки, индейки. Обитель располагает 3 тракторами, грузовыми и легковыми автомобилями, плугом, сеялкой и др. сельскохозяйственным инвентарем. Часть продуктов, получаемых от работы в монастырском хозяйстве, передается в дом престарелых с. Кэлэрэшеука и в др. мон-ри. Арх.: НАРМ. Ф. 3046. Оп. 1. Д. 15. Л. 20, 94, 95; Д. 26. Л. 48, 155; Д. 29. Л. 123, 166; Д. 75. Л. 69; Д. 101. Л. 50, 51; Оп. 2. Д. 349. Л. 1, 25, 26 об., 41, 42, 55-57, 61, 109 об., 141. Лит.: Халиппа И. Н. Роспись землевладения и сословного строя населения Бессарабии по данным переписи 1817 г.//Тр. Бессарабской губ. УАК. Кишинёв, 1907. Т. 3. С. 73; Visarion (Puiu), arhim. Mnstirile din Basarabia. Chiinu, 1919. P. 63-65; Сымботяну К. И. Социально-экон. развитие монастырских вотчин Бессарабии в 1812-1873 гг.: АКД. Кишинёв, 1969. С. 27; он же. Сельское хозяйство на монастырских землях Бессарабии в 1812-1868 гг.//Социально-экон. развитие Бессарабии в XIX в. Кишинёв, 1977. С. 49, 51; Mãnãstiri Basarabene. Chiinãu, 1995. P. 226, 227, 231; Locauri sfinte din Basarabia. Chiinu, 2001. P. 16-18; Трагира В. П., Трофэилэ В. М. Отачь - Атаки: Страницы истории. Кишинёв, 2002. С. 164-168; Иосиф (Павлинчук), иером. Кишинёвско-Молдавская епархия в период с 1944 по 1989 гг. Ново-Нямецкий мон-рь, 2004. С. 221, 228; Содоль В. А. Молдавские мон-ри и монашество после окончания Великой Отечественной войны//Общественная мысль Приднестровья. Тирасполь, 2006. 2(3). С. 49; он же. Мон-ри Молдавской ССР в 1945-1948 гг.: Экон. деятельность//Славяноведение. 2009. 5. С. 61, 66; он же. Правосл. мон-ри Молдавии и советская власть: Экономическое взаимодействие//Русин. Кишинёв, 2010. 2(20). С. 103, 104, 107; Православие в Молдавии: власть, Церковь, верующие, 1940-1991: Собр.

http://pravenc.ru/text/1319921.html

Вскоре, оставив жену и младенца-дочь, он уходит на богомолье в Киев. А оттуда направляется к старцу Паисию в Молдавию. Истощенный долгим путем без денег и без теплой одежды глубокой осенью, прибыл Феодор в Нямецкий монастырь, в котором в то время имел пребывание старец Паисий со своей братией. Но ему отказывают в приеме из-за недостатка места и скудости монастыря. Феодор умоляет разрешить повидать старца Паисия, дабы принять его благословение. Увидев Феодора, о. Паисий глубоко пожалел его и принял в монастырь. Тяжкими физическими подвигами и безропотным послушанием суровому старцу на пчельнике, Феодор искупает свои падения. Затем он переселился к пустынникам Онуфрию и Николаю, ученикам старца Паисия, монахам высокой духовной жизни. К Онуфрию, благодаря его дару рассудительности, стекались монахи за наставлением и руководством. Феодор ухаживал за престарелым Онуфрием до самой его смерти. Вернувшись после этого к старцу Паисию, Феодор помогал ему, переписывая книги его переводов, пел на клиросе, и, под руководством великого старца, обучился «искусству всех искусств» – умному деланию, умно-сердечной непрестанной молитве. С этого времени его всю жизнь преследовала страшная клевета и зависть. Феодор присутствовал при кончине старца Паисия в 1794 г. В 1801 г. был издан манифест имп. Александра I-ro, разрешавший вернуться всем бежавшим из России. Старец Софроний, преемник старца Паисия, посоветовал Феодору вернуться на родину. Перед отъездом он постриг его в схиму. По возвращении в Россию, Феодору, вследствии клевет и зависти, приходилось вести жизнь скитальческую, переходя из одного монастыря в другой, много терпя от злобы людской. Сначала он поселился в Челнском м-ре, оттуда перешел в Белобережский м-рь, но и здесь не укрылся он от зависти, ибо, по словам людей духоносных, «возвышался духовным совершенством не имеющим пределов духовной высоты!» Беспрестанно стекались в его келлию братия, отягощенные бременем страстей и от него, как от искусного врача получали исцеления и руководство в призывании «страшного имени Иисусова, которым христианин испепеляет сперва терние страстей, потом разжигает себя любовию к Богу и вступает в океан видений». Самым ревностным учеником старца Феодора был строитель Белобережский о. Леонид, будущий основатель старчества в Оптиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Это был перевод, осуществленный иеродиак. Стефаном, учеником прп. Паисия (Величковского) , с одного из изданий Миней-Четьих свт. Димитрия Ростовского. В равной мере румын. и рус. Ж. л. принадлежат Жития прп. Паисия (Величковского), написанные в 1-й пол. XIX в. Ок. 1814 г., через 20 лет после кончины подвижника, его Житие, освещающее в основном последние 30 лет земного бытия «родимца полтавского», было составлено одним из младших его учеников схим. Митрофаном (изд. впервые в 2004?). Поскольку его труд остался не вполне отредактированным, работа была поручена даскалу схим. Исааку, редакция которого (на румын. яз.), также не вполне завершенная, считается в наст. время утраченной. Иноки Нямецкого мон-ря обратились с просьбой о написании Жития к иеродиак. Григорию (митрополит Унгро-Влахийский; 1823-1824), созданная к-рым «Краткая повесть о жизни блаженного отца нашего Паисия» была издана в обители в 1817 г. Однако она не удовлетворила слав. часть монастырского братства, по инициативе к-рой мон. Платон, состоявший ранее писцом при прп. Паисии, написал в духе традиц. агиографических норм «Житие старца Паисия, собранное от многих писателей», напечатанное в Нямецком мон-ре в 1836 г. (Прп. Паисий Величковский: Автобиография, жизнеописание и избр. творения по рукоп. источникам XVIII-XIX вв./Рус. на Афоне Св.-Пантелеимонов мон-рь. М., 2004. С. 17-19, 120-121). В 1843 г. по инициативе Валашского митр. Григория в мон-ре Кэлдэрушани был подготовлен 1-й т. «Житий святых» (не изд.). В 1906 г. в Кишинёвской епархиальной типографии вышел 1-й т. из многотомных «Житий святых», озаглавленный «Виециле сфинцилор пе лимба молдовеняскэ. Ынтокмите пе темейул кэрцилор «Виециле сфинцилор» але сф. Димитрие ал Ростовулуй…» (Жития святых на молдавском языке. Составлены на основе книг «Жития святых» св. Димитрия Ростовского...). Текст был набран кириллицей, распространенной тогда в Бессарабии. В 1916 г. вышел 8-й т. этого издания. Объем каждого из томов составлял 500-600 с. В соответствии с решением Свящ.

http://pravenc.ru/text/182317.html

В 1641 г., после уплаты долгов К-польской Патриархии, молдав. господарь Василе Лупу попросил в благодарность от К-польского патриарха Парфения I Старого (1639-1644) мощи П. и положил их в возведенном им Трех святителей монастыре в г. Яссы. Это, 5-е перенесение мощей П. нашло отражение как в многочисленных румын. текстах, так и в новогреч. тексте, вероятно Мелетия Сирига ( Mineva. 2017. P. 166-167), и в араб. версии Жития П., составленной патриархом Антиохийским Макарием III после его пребывания в Яссах в 1653 г. (хотя данная версия основана на греч. Житии П., составленном Матфеем, митр. Мир, ее можно считать самостоятельным произведением - Feodorov. 2002). Перенесение мощей П. привело к созданию новых переводов ее Жития, прежде всего краткого, выполненного в 1643 г. митр. Молдавским Варлаамом (Моцоком) (Carte româneasca. 1643), и к его включению в различные сборники и издания: напр., в сборник поучений мон-ря Дялу (Cazania de la Dealu. 1644), сборник недельных поучений «Кириакодромион» (Chiriacodromionul. 1699). Митр. Молдавский свт. Досифей (Барилэ; 1624-1693) включил оригинальную версию синаксарного Жития П. в 1-й т. «Житий и времяпрепровождения святых» (Яссы, между 1682 и 1686; Dosoftei (Baril ), mitr. 2002), использовав болг. Пролог, хранящийся в монастыре Драгомирна, и версию митр. Варлаама ( Giosanu. 2015. P. 116). В XVIII в. почитание П. стало распространяться в Валашском княжестве благодаря празднованию ее памяти в храмах. В Анфологионе (Antologhionul. Râmnicul, 1705), изданном еп. Рымникским сщмч. Антимом Ивиряну , буд. митрополитом Унгро-Влахийским, а в 1726 г.- в Яссах, в румын. переводе серб. Синаксария, заимствованного из «Antologhionul slavonesc» (Câmpulung, 1643), посвященные П. гимнографические тексты отделены от текстов в честь мучеников, согласно серб. Минеям Б. Вуковича ( Giosanu. 2015. P. 139). В 1737 г. еп. Рымникский Климент (Модоран; 1735-1749) издал румын. перевод еп. Рымникского Дамаскина (Даскэлула; 1708-1725) Анфологиона с 1-й румын. службой П., 3 начальных текста к-рой были взяты из рус. печатной Минеи (М., 1689); этот Анфологион с нек-рыми сокращениями часто издавался (Рымник, 1745; Яссы, 1755; Бухарест, 1766, 1777 и 1786). Широкое распространение получила основанная на переводе еп. Дамаскина (Даскэлула) служба П., опубликованная еп. Рымникским Кесарием (1774-1780) в служебной Минее на окт. (1776; Буда, 1805), впосл. она вошла в ряд Анфологионов (Нямецкий мон-рь, 1825; Блаж, 1838; Кишинёв, 1861 - Giosanu. 2015. P. 147).

http://pravenc.ru/text/2578996.html

Несогласованность между имеющимися текстами вынудила братию Нямецкого мон-ря просить схим. Платона, к-рый был писцом П. и систематизатором его б-ки, написать обобщающий вариант. Он вышел в двуязычной версии с переводом на молдав. язык иером. Кириака (РНБ. 1271.7. Л. 2-56 об.; ГИМ. Сим. Л. 7-54; Платон, схим. 1836; Житие и писания. 1847. С. 1-72; То же. 1892. С. 17-77; Tachiaos. 1986. Р. 151-255). В нач. 70-х гг. XIX в. нямецкий иером. Андроник (Попович-Баденский) переработал текст схим. Платона, сократив его и дополнив вставками из Житий др. авторов (BMNN. F. 2119.3.64. Fol. 1-42). Биография Петр род. в семье соборного протоиерея Успенского храма Полтавы. В «Автобиографии» П. указывал, что с отцовской стороны он казачьего, а с материнской - евр. происхождения. В связи с тем, что после смерти отца и братьев П. Величковский остался единственным наследником, в 1735 г. мать представила его архиеп. Киевскому Рафаилу (Заборовскому) , подав владыке прошение о передаче сыну места священника Успенской ц. (Bibl. monast. Secu. 6. Fol. 2v - 3). В 1735-1739 гг. Петр обучался в Киево-Могилянской академии, на каникулы (с 15 июля по 15 сент.) уезжал домой, в Полтаву. Последний учебный год (1738/39) Петр провел без усердия, тяготился противоречием между светским образованием и стремлением к монашеству, но впосл. признавал, что обучение существенно помогло ему в занятиях переводами. В окт. 1740 г. он со случайными попутчиками уплыл на корабле вверх по Днепру и Десне в Чернигов, в кон. 1740 г. поступил в Любечский монастырь, но через 3 месяца, в 1741 г., из-за притеснений нового игумена покинул обитель. В поисках достойных образцов монашеской жизни Петр путешествовал по мон-рям и скитам, в июле 1741 г. поступил в Медведовский Никольский мон-рь на острове р. Тясмин (близ г. Чигирина), нес клиросное и трапезное послушание. На праздник Преображения Господня 1741 г. П. Величковский принял постриг с именем Парфений, но по ошибке братия стала называть его Платоном (Ibid. Fol. 39-39v). Восприемник П. при постриге иером. Никодим вскоре ушел из обители, заповедав юному постриженику поучаться монашеской жизни по книгам св. отцов.

http://pravenc.ru/text/2578651.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ II [румын. Iacob] (Стамати Йон; 24.06.1749, с. Гледин, совр. жудец Бистрица-Нэсэуд, Румыния - 11/12.03.1803, Яссы), митр. Молдавский (1792-1803). Из крестьянской семьи. Был внуком еп. Романского Пахомия (причислен к лику святых Свящ. Синодом Румынской Православной Церкви в 2007). И. поступил в Нямецкий мон-рь, здесь же обучился грамоте. В 1764 г. был пострижен в монашество. С 1774 г. стал экономом в Нямецком мон-ре, затем в митрополии. 9 дек. 1782 г. был избран еп. Хушским. Хиротонисан во епископа 10 дек. и интронизован 18 дек. Построил в Хуши новую епископскую резиденцию, снабдил соборную церковь всем необходимым: священническими облачениями, литургическими сосудами, иконами. 21 июня 1792 г. И. был интронизован в митр. Молдавского. Занимал кафедру до кончины. Был духовным отцом митр. Молдавского Вениамина (Костаки) . Построил в Яссах митрополичью резиденцию с ц. Всех святых, перестроил церкви Сретения (1682) и св. Георгия (1761) и возвел ц. Бану (Всех святых) (1800, архит. Х. Леопольд, иконописец Э. Алтини). В ясской типографии И. напечатал богослужебные и церковные книги: Служебник (1794), Псалтирь (1794), Часослов (1797), Краткий молитвенник (Prvlioar, adic Molitvelnicul în scurt, 1802). Издал книги еп. Хотинского Амфилохия «Богословская грамматика», «Общая география» и «Элементы арифметики» (1795). Будучи председателем Попечительского совета школ, И. в 1800 г. представил господарю К. Ипсиланти рапорт о состоянии образования в Молдавии, в котором изложил свои дидактико-педагогические и практические рекомендации по его усовершенствованию. Был известен широкой филантропической деятельностью. Похоронен в ц. св. Георгия в Яссах (Старая Митрополия). В 1805 г. в Германштадте (ныне Сибиу, Румыния) вышла книга биографа И. врача А. Вольфа, подробно рассказывающая о жизни и деяниях молдав. Предстоятеля. Лит.: Wolf A. Beiträge zur einer statistische-historischen Beschreibung des Fürstenthums Moldau. Hermannstadt, 1805. 2 Tl.; Ciurea A. I. Figuri de ierarhi moldoveni: Iacob Stamati (1749-1803): Tez de doctorat. Iai, 1946; P curariu. IBOR. Vol. 3. P. 450-454. Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/200297.html

В 1704-1706 гг. подвизался в Киево-Печерской лавре , перенимал духовный опыт насельников лавры и посещал занятия в Киево-Могилянской академии ( Voicescu. 1972. P. 599). Свт. Димитрий (Савич (Туптало)) подарил ему рукописный Патерик (хранится в б-ке Покровского скита). На полях рукописи П. из Г. оставил запись, из к-рой известно, что свт. Димитрий был в тот период его духовником и благословил его «провести жизнь в молчании в пустыни»; они много беседовали, П. из Г. называл святителя новым учителем отшельничества и аскетической жизни. Также П. из Г. часто общался с архиеп. Черниговским свт. Иоанном (Максимовичем), который подарил ему сочинение свт. Димитрия «Руно орошенное» (М., 1696). Согласно записям в «Большом помельнике» (синодике) Покровского скита, в 1706 г. П. из Г., получивший «большую пользу» от свт. Димитрия, вернулся в Нямецкий мон-рь. С собой он привез также рукопись слав. Архиератикона, скопированную в сер. XVII в. в Черниговской епархии, и Пролог митр. Молдавского Досифея (куплен в Киево-Печерской лавре) ( Bobulescu. 1943. P. 8). С одобрения настоятеля Нямецкого мон-ря игум. Макария П. из Г. удалился в местность в Пояна-Раюлуй, в 4 км от Нямецкого мон-ря, расположенную около горы Кириаку, где основал Покровский скит, к-рым руководил согласно правилам свт. Димитрия Ростовского (в сборнике документов Покровского скита за XVIII-XIX вв. сохр. запись П. из Г. о создании скита: Bucur. Acad. Român. Rom. 953. Fol. 63-63v). Исследователи определяют устав, введенный в скиту, как исихастский, предшествующий уставу, введенному прп. Паисием (Величковским) ( Porcescu. 2008. P. 220). Осенью 1706 г. придворные сановники рекомендовали П. из Г. молдавскому господарю Антиоху Кантемиру (1696-1700, 1705-1707) и митр. Молдавскому Мисаилу (1701/02-1708) как кандидата на Романскую кафедру. 18 дек. 1706 г. он был избран епископом Романским (избрание иеромонаха нарушало традицию, согласно к-рой на Романский престол назначали только Рэдэуцких архиереев), 18 янв. 1707 г. была совершена хиротония и П. из Г. стал 2-м по значимости архиереем в Молдавской митрополии ( Melchisedec ( tef nescu). 2008. P. 302; Porcescu. 2008. P. 217-218). 8 нояб. 1711 г. в ц. свт. Николая в Яссах он совершил помазание на царство господаря Николая Маврокордата (1709-1710, 1711-1715), поскольку митр. Молдавский Гедеон (1708-1722) впал в немилость из-за того, что поддержал Дмитрия Кантемира (господарь Молдавского княжества в 1693, 1710-1711), заключившего союз с рус. царем Петром I Алексеевичем (13 апр. 1711, Луцк).

http://pravenc.ru/text/2579866.html

был древнейшим в рукописной традиции памятника ( Михэила. 1974). Предположительно И. атрибутируется ( Popescu. 1962. P. 698-699; Михэила. 1974. С. 352-353) минейный Торжественник 2-й пол. XV в. на дек. (Румыния. Мон-рь Путна. Слав. 65/52; прежний 571/585), представляющий остаток более объемного кодекса, включавшего также статьи на сент.-нояб. ( Иванова. 2008. С. 112, 103). В то же время не подтверждается предположение о тождестве И. с соименным ему диаконом ( Popescu. 1962. P. 109; Михэила. 1974. С. 352-353), участвовавшим в переписке слав. перевода трактата Евфимия Зигабена «Догматическая паноплия», поскольку эта рукопись (Бухарест. БАН Румынии. Слав. 296) датируется 1-й четв. XV в. и написана по ресавской орфографии, к-рой И. не пользовался. Как каллиграф И. продолжает традиции Гавриила Урика и является (наряду с другими его последователями) одним из создателей молдав. литургического полуустава в его классическом виде; в орфографии он устойчиво следует среднеболг. (тырновским) правописным нормам. Остается открытым вопрос, был ли И. также и иллюминатором, украсившим рукопись 1474 г. полихромной плетеной заставкой балканского стиля, инициалами неовизант. стиля; весьма вероятно, что им выполнено декоративное письмо заголовков. Лит.: Repertoriul monumentelor i obiectelor de arta din timpul lui tefan Cel Mare. Bucur., 1958. P. 390-391; P curariu. IBOR. Vol. 1. P. 397-398; Popescu P. Manuscrise slave din manastirea Putna//BOR. 1962. N 1/2. P. 109; N 7/8. P. 696-698; Михэила Г. Найстарият препис на «Похвалното слово за Константин и Елена» от Евтимий Търновски (Съборник на Яков от Путна, 1474) в славяно-румънската традиция//Търновска книжовна школа, 1371-1971. София, 1974. [Кн. 1.] С. 349-365 (То же//Langue et culture roumaines dans l " espace Sud-Est Européen=Румынский язык и культура в Юго-Вост. Европе. Bucur., 2001. С. 349-365); Тодоров И. Из ръкописната сбирка на манастира Путна//Старобългарска лит-ра. София, 1981. Кн. 10. С. 76-78; Paradais С. Comori ale spiritualit ii româneti la Putna. Iai, 1988. P. 436-438; Иванова К. Bibliotheca hagiografica balcano-slavica. София, 2008. С. 111. N 102. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИСЛАВ ГРАММАТИК (не позднее нач. 40-х гг. XV в.- после 1480), южнослав. книгописец-каллиграф, агиограф, последователь тырновской книжной школы ГАВРИИЛ (не позднее кон. 90-х гг. XIV в.- после 1451), мон. из Нямецкого мон-ря, книгописец, каллиграф и оформитель рукописей, создатель славяно-молдав. каллиграфической школы ГЕРАСИМ (Замыцкий Григорий Петрович; † после 1526 - ранее марта 1529?), архим. Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (1520-1526), писец-каллиграф АВЕРКИЙ († после 1632), сербский монах, каллиграф-книгописец, автор послесловий (в т. ч. стихотворных) к рукописям

http://pravenc.ru/text/200261.html

8 февр. 1902 г. митрополитом Молдавским стал еп. Нижнедунайский Парфений (Клинчени), получивший богословское образование в Афинах. При нем была перестроена резиденция митрополита, воздвигнутая митр. Иаковом II (Стамати) (1792-1803). Однако его фигура вызывала недовольство в митрополии, и 31 дек. 1908 г. он был смещен († 9 янв. 1910), 5 февр. 1909 г. митрополитом стал еп. Нижнедунайский Пимен (Джорджеску). До хиротонии он защитил степень доктора богословия в Черновицком ун-те (1885), затем преподавал апологетику и догматику на богословском фак-те Бухарестского ун-та. Историографы отмечают особые заслуги митр. Пимена во время первой мировой войны: многочисленные послания, в которых он поддерживал свою паству, посылки солдатам на фронт, активная деятельность в организации госпиталей для раненых при молдавских мон-рях. C 1925 г. стал издаваться епархиальный печатный орган - ж. «Mitropolia Moldovei» (Молдавская митрополия). Впосл., после переименования митрополии, журнал был также переименован в «Mitropolia Moldovei i Sucevei» (Митрополия Молдовы и Сучавы), с 1990 г. он называется «Teologie i viaa» (Богословие и жизнь) и по-прежнему является основным периодическим изданием М. и Б. м. После смерти митр. Пимена, 12 нояб. 1934 г. митрополитом Молдавским стал еп. Никодим (Мунтяну) , выпускник КДА, принявший постриг в Нямецком мон-ре и хиротонисанный в викарного архиерея Молдавской митрополии. В 1912 г. он занял Хушскую кафедру, в 1917 г. был делегатом от Синода РумПЦ на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , на котором было восстановлено Патриаршество в Русской Церкви. С 20 июня 1918 г. по дек. 1919 г. занимал Кишинёвскую и Хотинскую кафедру РПЦ. 31 дек. 1923 г. удалился в Нямецкий мон-рь, стал его настоятелем и основал в мон-ре семинарию для монахов. Участвовал в переводе Библии на румын. язык: в издании Библии 1936 г. ему принадлежит перевод 24 книг ВЗ; в издании 1944 г.- перевод тех же книг и всего НЗ. Также митр. Никодим переводил сочинения русских церковных авторов, своих современников: архиеп. Владимирского Сергия (Спасского) , священников Константина Стратилатова , Григория Петрова и др. Ему принадлежит авторство ряда сочинений духовного характера. 30 июня 1939 г. митр. Никодим был избран патриархом РумПЦ.

http://pravenc.ru/text/2564050.html

Помимо упомянутых попыток ограничить применение термина К. узким кругом лиц необходимо отметить другую тенденцию, также имеющую место в последние десятилетия в греческом мире и состоящую в том, что к К. причисляют как некоторых их современников, не принимавших никакого участия в специфической для кружка К. деятельности (напр., прп. Паисия (Величковского) , равноап. Косму Этолийского ), так и святых греч. Церкви или подвижников благочестия, живших во 2-й пол. XIX и даже в XX в. (напр., прав. Николая Планаса, свт. Нектария Эгинского , митр. Пентапольского) (см., напр., синаксарь «Собору святых колливадов»: Ισιδρα Αγιεροθετισσα. 2007. σ. 32-38, особенно σ. 37-38). Очевидно, что мн. деятели греч. Церкви XIX-XX вв. могут рассматриваться как своего рода «наследники» К., однако причислить их к числу К. затруднительно. Прп. Паисий (Величковский). Роспись ц. Покрова Пресв. Богородицы Троице-Сергиевой лавры. 1988 г. Мастер Н. Чернышов Прп. Паисий (Величковский). Роспись ц. Покрова Пресв. Богородицы Троице-Сергиевой лавры. 1988 г. Мастер Н. Чернышов Связи прп. Паисия (Величковского) со свт. Макарием Коринфским и прп. Никодимом Святогорцем сомнения не вызывают (см.: Παπαδπουλος. 2000. σ. 46-50; Феоклит Дионисиатский. 2005. С. 364-366; ср.: Там же. С. 156-157, 160), но о том, разделял ли прп. Паисий воззрения К., сведений нет. Определенный интерес вызывает рукопись из собрания Нямецкого монастыря (BMN. 271, автограф прп. Паисия; имеется и список с нее: BMN. 214), представляющая собой флорилегий: собрание выписок из соборных постановлений и творений св. отцов, посвященных св. Причащению. Многие тексты совпадают с теми, что приводятся в «Книге душеполезнейшей…» святых Макария и Никодима; кроме того, в числе выписок есть и отрывок «От книги греческия о Причащении Пречистых Христовых Таин» (BMN. 271. Fol. 38 r - 41). Тем не менее данного свидетельства явно недостаточно, чтобы причислить прп. Паисия (Величковского) к К. Прп. Никодим Святогорец. Икона. 90-е гг. XX в. (мон-рь прп. Никодима Святогорца близ Гумениссы, Греция)

http://pravenc.ru/text/1841760.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010