До нас дошли и другие образцы подобных песен. Но не одни египтяне пели о Фивах; пророк Наум (по евр. тексту) восклицает, обращаясь к Ниневии: «разве ты лучше Града Амона, что между реками, окружён водою, которого оплот море? Эфиопия и Египет с бесчисленным множеством служили ему…» А Гомер (или его читатель) приводит, как всем известный пример хранилища сокровищ, …Фивы Египтян град, в котором сто врат, а из оных из каждых по двести Ратных мужей в колесницах, на быстрых конях выезжают. (Илиада, IX, 381) И в настоящее время, когда огромная площадь древней столицы занята или развалинами, или гробницами, или селениями, носящими новые имена, население, успевшее дважды переменить религию и язык, не могло забыть древнего величия, и до сих пор видит по ночам золотую ладью Амона и обилие золота в храмах, на священном озере, до сих пор совершает процессии, ведя ладью погребённого в луксорской мечети, в почве древнего храма, мусульманского святого Абу-ль-гаггаджи, заменившего в его сознании Амона, до сих пор под сенью храмов ходят приведения, имеющие виды древних божеств. В истории Египта Фивы и Амон, как известно, выступают сравнительно поздно. Они моложе не только Иераконполя, Буто и Абидоса, но и Мемфиса. Но культурная жизнь началась здесь давно. Геологи, палеонтологи и исследователи первобытных культур давно обратили внимание на изучение Фиванской местности; и мы уже имели случай ознакомиться с их выводами, а также указать на то, что уже на заре египетской государственности в фиванской области появляется замечательная царская гробница. В 1904 г. Лергэнь нашёл среди сотен вотивных статуй в карнакском тайнике, куда они были сокрыты, вероятно, вследствие переполнения двора, несколько, относящихся к Древнему царству III-V династий, между прочим, царей Усернира и Сахура, что указывает и на существование в это отдалённое время Карнакского храма, который, хотя и в скромном виде святилища небольшого города, всё же пользовался известностью и привлекал. Когда во вторую половину эпохи Древнего царства поколебалась прочность центральной власти и Египет стал обнаруживать признаки распадения, выступают местные центры со всеми богами и владетелями.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/d...

В конечном счете народное недовольство привело к падению IV династии Дан. К концу эпохи IV династии власть фараона ослабла, и храмы сделались управляющими целых областей. Тогда же укрепился обычай наследственной передачи должности номарха. Период смут. VII–XI династии В период их правления власть фараонов переходит в руки жрецов Ра и процесс ослабления центральной власти еще усиливается. Теперь каждый храм стал стремиться к самостоятельности. За время «смут» сменилось четыре династии. Единство Египта было нарушено, и он распался на отдельные номы. Повсеместно шла вооруженная борьба. Восстали рабы и крестьяне. Они разрушали гробницы правителей и другие сооружения. Среднее царство XI и ХП династии После периода смут и распада, продолжавшегося около 3-х веков, вновь Египет объединился в одно царство. Единство было продиктовано жизненными условиями: нарушение единой оросительной системы, которое привело к упадку земледельческое хозяйство, что грозило голодом и гибелью Египта. Процесс объединения начался в южном городе Нут-Амон (Фивы). Однако при XI династии объединение не было прочным и на севере опять начались смуты, т. к. жители бедных кварталов ютились в глинобитных жилищах, непосильный труд на землях и стройках правящей верхушки не могли обеспечить крестьянину существование. Поборы жрецов стали невыносимы, у крестьянина отбирали урожай, который он вез на рынок, ослов, его беспощадно били. Эта напряженная обстановка привела к падению XII династии. За ним последовала эпоха восстаний крестьян, ремесленников и рабов, разгромивших общественную систему среднего царства. Смуты и господство гиксосов. XIII–XVII династии Этот период длился 80 лет. Состояние Египта в эту эпоху описано в одном литературном памятнике «Речение Ипувера». В нем рассказывается о величайшем бедствии, постигшем Египет, в результате неправильного управления царя и забвения людьми страха перед богами и обязанностей налагаемых религией. Изображается массовое восстание крестьян, охватившего весь Египет. Восставшие поселились в домах господ, а их заставили работать на себя. Дом царя остался без доходов, храмы без приношений. Но из записей неясно какую власть организовали крестьяне, но то, что революционное движение не было хорошо организовано прослеживается. И в стране продолжается кровавая внутренняя борьба. Этим обстоятельством воспользовались кочевые племена. Завоеватели в Египетских письменах называются «гиксосами». Царство гиксосов продолжалось 150 лет и было свергнуто первыми Фараонами Нового царства. Новое царство XVIII — XX династии

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Характер и содержание египетской религии опре­деляются внутренними особенностями народного духа египтян и внешним положением и свойствами страны, занимаемой египтянами. Глубокая древность сохранила нам свидетельство Геродота, что егип­тяне были благочестивейшим и религиознейшим народом в сравнении с другими народами древ­ности. Египет же издревле признавался страною глубокой мудрости, где процветала не только ре­лигия, но и богословие т.е. систематическое учение о богах. По своему географическому положению Еги­пет лежал возле самого средоточия культурного движения древнего мира. Расположенный между двумя континентами, связуя восток с западом, Египет представлял собою место встречи различ­ных наций, из которых каждая вносила свои пред­ставления в религиозное миросозерцание Египтян. Это обстоятельство, вместе с природною набож­ностью коренных жителей Египта, делает египет­скую религию весьма сложною и разнообразною. А разделение древнего Египта на целый ряд провин­ций или номов, живущих вполне самостоятельною жизнию, еще более способствовало осложнению и умно­жению числа богов. Известное остроумное замеча­ние римского сатирика Ювенала: «счастливы те на­роды, у коих богов полны огороды», – специально относилось к египтянам.Но на ряду с таким ясным и сильным стремлением к многобожию, в религии египтян наиболее резко выступает ве­рование во Единого Бога, вечного и бесконечного, творца всех – богов и людей. Он есть священная душа, рождающая богов, и эти боги суть только формы, которые существуют в нем. Его характе­ристическое имя есть «нутер» или «нутар» – тот, который обновляется, потому что он непрестанно во­зобновляет свое собственное существо, вечно ро­ждается сам собою. Во всяком случае несомненно, что весьма многие священные египетские тексты, осо­бенно древнейшие, звучат моно-теистически, пусть с пантеистическим оттенком. Несомненно также и то, что боги разных номов только носят различ­ные имена, но отожествляются по своим свойствам и функциям. При постепенном слиянии номов ме­жду собою и боги их получают двойное название (Амон-Ра). – Вместе с мыслию о едином всепро­никающем божестве отличительною особенностью египетской религии является соединение богов в триады, в которых единственное божество дробится на отца, мать и сына. Если в триаде отражается обыденное человекообразное представление, то с дру­гой стороны в ней можно находить присутствие ме­тафизического представления о тожестве божествен­ных проявлений. Иногда триады утроялись, и полу­чалось девять божеств – эннеаты, которые также могли утроиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nikolin/k...

Также пророк Иеремия, разумея под «Амоном» или «Но» Александрию в видении против Египта и говоря в отношении к последнему: «юница... украшена Египет», подстрекатель «от полунощи прииде на ню» (Иерем. 46:20), прибавляет с большею ясностию также следующее: посрамлет «есть дщи египетска, дана в руце людем полунощным, рече Господь сил, Бог Исраилев. Се Аз посещу на Аммона» Менно, то есть мятежное население (tumultum) Александрии, потому что «Амон», как мы сказали, означает «народы», предлог «мен» — из, а «Но» означает Александрию. «И посещу, — говорит, — на фараона, и на Египет, и на боги его, и на цари его, и на фараона и на уповающия нань. И дам их в руце ищущих души их, и в руку Навуходоносора, царя вавилонска, и в руце слуг его» (Иерем.46:24—26). Таким образом Ниневии говорится: разве ты многолюднее или сильнее Александрии? При этом описывается положение Александрии, лежащей при Ниле и море и окруженной со всех сторон водами и реками. «Вода вокруг нее; море богатство ее; воды — стены ее», потому что она с одной стороны имеет реку Нил, с другой — Мареотское озеро, с третьей — море. Что касается Ефиопии, Египта, Африки, вместо чего в еврейском стоит Phut, и ливийцев, служащих подкреплением ее, то это указывает на самое положение стран и города. Также и та, которая, — говорит пророк, — описывается в моей речи, будете взята царем вавилонским, и один и тот же будет и твоим, и ее разрушителем. Об этом сообщает в своих книгах также Иосиф, автор иудейской истории. «Младенцы ее будут разбиты на перекрестках» (или «в оковах»), знатных ея будут делить между собою по жребию победители, и князья ея, бывшие некогда весьма сильными, будут уведены в плен в оковах. Такого рода участь испытает Александрия; также и ты, Ниневия, будешь пить из той же чаши, и опьянеешь, и, погрузившись в сон, будешь лежать и служить предметом презрения и дойдешь до такой крайности, что будешь просить помощи у вавилонян или против вавилонян у врагов своих. Все твои укрепления, и высоко поднимающияся степы, и высокие башни, которые ты теперь считаешь непреодолимыми, и храбрые люди и воители твои будут подобны ранним смоквам, которые, если слегка дотронуться до них и тряхнуть, будут падать в рот ядущего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3156...

Один из наиболее замечательных памятников египетской письменности, приобретённый и разработанный нашим соотечественником, В. С. Голенищевым, влагает в уста князя финикийского города Библа следующие слова: «Амон устроил все земли, устроенные им, но землю Египетскую – раньше других. И искусство вышло из неё, и учение вышло из неё, чтобы дойти до места, где я пребываю». Этот князь конца XII b., указывавший тщательно египетскому путнику на свою независимость, открыто признаёт в эту эпоху политического упадка Египта его культурное и духовное первенство и свидетельствует о великой роли Нильской долины в истории цивилизации. В этом отношении классические писатели, возводившие к Египту и свою науку, и философию, и религию, считавшие его седалищем высшей премудрости, где учились их мудрецы и государственные деятели, не сказали ничего нового – они повторили то, что выразил финикийский царёк. И новая Европа, ещё не получив доступа к иероглифическим памятникам и жадно стремясь получить его, предвкушала вычитать в них разрешение волновавших её вопросов и новое откровение. Действительность как будто обманула это ожидание: вместо великих богословских и философских откровений оказались трескучие царские надписи, монотонные гимны богам, бесконечные и бесчисленные, притом бессмысленные магические формулы, эмпирические и весьма приблизительные научные выкладки, да сказки иногда довольно легкомысленного содержания. Разочарование было велико, особенно когда со стороны раздался лозунг «Babel und Bibel» и когда болезнь панвавилонизма грозила свести великую нильскую цивилизацию на одну из областей излучения азиатской двуречной. Но египтология выдержала это испытание. Новые находки и более тщательное изучение памятников ведут к реабилитации Египта, и великому народу берегов священной реки снова усвояется великая роль в создании нашей цивилизации. Действительно, какую бы сторону нашей жизни мы ни взяли, исследование её истории нас по большей части в конце концов приводит в Египет, который был отцом европейской государственности, европейского искусства, многих явлений нашей религиозной жизни и быта. Египет – родина архитектурных форм колонны, базилики; он же создал наши иконы и монашество, к его иллюстрированным папирусам приходится восходить, чтобы объяснить происхождение наших книг с рисунками, в нём следует искать исходный пункт распространения многих сюжетов и мотивов наших сказок. Росписи стен, выродившиеся в наши обои, флаги, выкидываемые на мачтах в праздники, весы на изображениях страшного суда, представления апокрифического характера о загробных чудовищах и вратах, различные средства народной медицины и многое иное, разнообразное и иногда неуловимое, может быть объяснено только как наследие великой культуры, накоплявшей и развивавшей своё духовное достояние в течение тысячелетий.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/d...

Так Бог выведет их «рукой могучей и десницей простертой» и приведет народ Свой «в пустыню народов чужих» (стихи 34Ь35а). Затем он обновит завет Свой с ними и вновь введет их в землю Израиля (стихи 37:42). Так они пройдут через повторное очищение и новое начало. Как пастырь, Бог будет присматривать за своим разрозненным стадом повсюду (34:1116), возвратит их на родину и заключит там с ними завет мира (34:2531), которому уже не будет конца (16:60). Что важнее, Бог вернет их в землю, очистит их и даст им новое сердце и новый дух (36:2526, 11:19). То есть Он заключит с ними новое соглашение, заложит основу для новых взаимоотношений, что поможет преодолеть слабости предыдущего завета (ср. Иер.31:3134 ). Вернувшийся народ предпочтет послушание непослушанию. Они будут жить в восстановленной земле, подобно новому Эдему (36:30:35). Это восстановление повлечет за собой новую жизнь и новый союз между народами (глава 37). 7 . Бог также владеет судьбой народов мира. Поэтому Иезекииль, подобно большинству других пророков, обращается с проповедью к другим народам (главы 2532) и перечисляет грехи, за которые они будут судимы. Его интересуют народы, граничащие с Израилем: Амон, Моав, Эдом и Филистия (глава 25), которые жестоко обошлись с Иудеей во время Вавилонского кризиса. Но больше Его занимает Тир (главы 2628) и Египет (главы 2932). Тир – город, вознесшийся в роскоши и богатстве (глава 27). Его гордыня, кажется, не знает никаких пределов, ибо царь именует себя богом, ставит себя выше всяких человеческих границ (глава 28). Он поклоняется сам себе, а потому сила и власть у Тира и Сидона будут отняты. Египет постигнет та же участь по тем же причинам. Он и его правители высокомерны, а фараон почитает себя за бога (глава 29). Он чтит многих богов, но они не спасут его от кары единственного истинного Бога вселенной (главы 30:31). Из списка выпадает Вавилон, который в настоящий момент остается орудием Божьим для наказания Израиля. Но другие пророки, такие как Иеремия (главы 5051) мы узнаем, что и ему не удастся избежать наказания Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Сто десять лет жизни Иосифа – обычная для Древнего Египта формула продолжительной, полновесной жизни. Так, надпись XIV в. до Р.Х. из Британского музея говорит: «Благодарение… даровавшему мне покой во гробе после 110 лет жизни на земле». Статуя верховного жреца Амона, жившего в царствование фараона Сети I (XIII до Р.Х.), сохраняет молитву о том, чтобы Амон даровал жрецу жизнь до 110 лет. В папирусе Анастази есть обращение к одному сановнику: «Ты приближаешься к прекрасному месту упокоения без дряхлости, без ослабления, ты живешь 110 лет на земле, но члены твои еще сильны». Сановник Птахотеп (IV династия) пишет о своем отце: «Достиг 110 лет жизни при дворе фараона, среди вельмож земли». Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550–1230 до р.х.) В самом начале XVI в. до Р.Х. Египет, возглавляемый новой фиванской династией, находился на подъеме. Яхмос I, первый царь Нового Царства, успешно завершил начатую его предшественниками войну с гиксосами. Египетский военный флот по каналам подступил к самым стенам Авариса, и после нескольких сражений на суше и воде столица гиксосов пала. Преследуя отступающего противника, египтяне вторглись в Южную Палестину, где в течение трех лет осаждали укрепленный город Шарухен, ставший, вероятно, последним оплотом гиксосов вблизи границ Египта. Изгнание из Египта «царей иноземных стран» фараоном Яхмосом I в первой половине XVI в. до Р.Х. знаменовало начало Нового Царства, времени «мирового» египетского государства. Однако современники вряд ли сознавали, что стоят на пороге нового времени, поры невиданных завоеваний. Если судить по речи, вложенной в уста предшественника Яхмоса, фиванского царя Камоса, то желания последнего не шли дальше безграничного господства над всем Египтом, дабы не делить власти с «сирийцем» на севере и «эфиопом» на юге. В действительности же в результате военных походов первых двух царей Нового Царства Египет достиг рубежей периода расцвета Среднего Царства – от Синайского полуострова на севере до второго нильского порога на юге (см. рис. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

«Даже при самом возвышенном полете мысли этих древних мыслителей, когда они, по-видимому, говорят о Боге всемогущем и верховном, в основе их размышлений находится местное божество, которое имеет храм свой в определенном месте, символом которого служило известное животное и с которым связана местная легенда. Все это мешало полету египетской монотеистической мысли и снова возвращало ее на землю. Поэтому трудно найти в Египте вообще чистый монотеизм. т. е. веру в одного Бога, помимо которого не существует другого божества (Мензис). Жрецы и сами слишком были проникнуты идеями господствовавшего в стране политеизма; да и кроме того, в их расчет едва ли входило упрочение монотеизма во всем Египте в качестве общего народного верования. Египетские памятники сообщают нам очень любопытный в этом отношении факт. После освобождения Египта от гиксов и перенесения царской резиденции в Фивы, местный Фивский бог Амон-Ра был возведен на степень верховного бога всего Египта. Культ Амона-Ра достиг особенного расцвета при царе Аменхотепе III (из 18 династии около 1580 г. до Р. X.). Но сын его Аменхотеп IV решился произвести коренную религиозную реформу: он задумал ввести поклонение одному только солнечному богу Атену-Ра, уничтожив совершенно культ прочих божеств и главным образом Амона-Ра. Чтобы ничто не напоминало народу о прежнем божестве, царь стал называть себя Хун-Атеном и перенес столицу из Фив в окрестности нынешней Телль-эль-Амарны. Что побудило царя к такому шагу, исторические памятники об этом не говорят. Рассказывают, что его мать Ти, вывезенная из Азии, принесла с собою в Египет культ бога Атена и воспитала в этом культе своего сына. Но кроме религиозных побуждений здесь могли иметь место и причины политические: может быть царь хотел освободиться от власти жрецов Амона-Ра, которая сделалась опасной для самого царя. Сочувствие царя монотеизму является очень вероятным: до вступления на престол он был жрецом Дальнейшей ступенью в теологической систематизации богов является распределение их по эннеадам или девяткам: четыре пары богов и богинь группируются около одного главного божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

После смерти Ксеркса произошло новое восстание, на этот раз более упорное, поддержанное афинянами; греки упоминают даже об египетских царях Инаре и Амиртее. Повышенное настроение египтян можно видеть и из Геродота, который путешествовал вскоре после подавления восстания. Ему рассказывали, что египтяне древнейший народ, насчитывающий 17 тысячелетий исторического существования; что боги всех народов происходят от их божеств, что фараоны владели скифами и колхами и доходили до Фракии, объехали с завоевательными целями южное море до пределов возможного плавания, и т. п., Дарий II снова оказал внимание египетской государственности и религии – он именуется, как фараон «Мери-Амон Ра» (возлюбленный Амоном-Ра); от его имени редактированы красивые богословские гимны Амону в храме великого Оаза. Но было уже поздно – в конце его царствования начинаются волнения, перешедшие затем в восстания. Ещё в 410 г. сатрап Египта Аршам отправился к царю с докладом о тревожном положении в стране. В это время жрецы на о. Элефантине, до которого уже докатилась волна восстания из Дельты, расправились с ненавистными для них евреями, составлявшими значительную часть гарнизона местной пограничной крепости. Для них они были олицетворением иноземного ига; персидское правительство, кроме того, оказывало этим своим слугам всякое покровительство, а существование иудейского храма, в котором приносились в жертву агнцы, было прямым поруганием местного египетского культа, почитавшего овна как символ местного божества Хнума. Жрецы, подкупив коменданта крепости, засыпали в ней колодец, а потом разрушили иудейский храм. Иудейская колония отправила об этом донесение и завела переписку и с властями, и с иерусалимской общиной; переписка обрывается на 407 г.; один частный документ, последний, датированный уже 5-м годом царя Амртея, которого Манефон называет единственным царем XXVIII, второй саисской династии (405–399). Египет освободился ещё раз от власти азиатов. Народ ещё не изжил своих богатых духовных сил и дал ещё несколько десятилетий блестящей культурной самостоятельной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/d...

Вот Нил стал кровью. Не просто покраснел, не просто пропитался кровью, а стал кровью. Написано – река воссмердела. В огромном количестве крови завелись черви, рыба издохла. Все покрылось смрадом. Нил – кормилец египтян. Далее наказания следуют одно за другим. Идет нашествие саранчи, погибает урожай, погибает скот. На три дня устанавливается тьма. Даже солнца не видно, а «бог» Солнца Амон-ра – это царь богов Египта. Показывается египтянам ложность и суетность их богов. Но египетский народ не вразумляется, хотя бедствует и страдает. Тогда приходит последняя казнь египетская. На ее фоне происходит великое событие, означающее коренной перелом в истории еврейского народа. Но прежде чем рассказать об этом, надо сказать о другом. Для чего сокрушались «боги» египетские, зачем нужны были чудеса? Самая важная цель этих великих чудес – чтобы сам еврейский народ увидел и познал, что «боги» египетские суетны, что Египет слаб, и Бог, Который называет себя Богом еврейского народа, сильнее всех «богов». Бог, Который называет Себя их Богом, может сотворить любые чудеса, силе Его противостать ничто не может. Народ, который, как ему казалось, за долгие столетия не видел никакой милости от Бога, сохранял веру рациональную – более как некую мысль, чем как глубокое чувство. Хотя по матери Моисея видим, что глубоко и трепетно верующие люди были всегда, в массе народа вера преломлялась в рациональное чувство. «Бог есть, но что нам с того, что Он есть»… А Он являет Свою силу, могущество, чтобы сердца народа обратить к Себе и народ бы поверил Ему, пошел за Ним, мог все это вынести: народ еще радуется, что исходит из Египта, а Бог знает, что народ идет в пустыню. Нам кажется несложным вынести всего несколько месяцев в пустыне, но народу еврейскому и это показалось слишком тяжело. Он не вынес – не прошло в пустыне и несколько дней, как народ уже стал отрекаться от Бога. Видя такие великие чудеса Божии, он тем не менее начинает впадать в неверие. Что было бы с этим народом без чудес? Как только встретились трудности, народ раскис и впал в уныние. Рекомендуемые статьи

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/11

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010