Один из наиболее замечательных памятников египетской письменности, приобретённый и разработанный нашим соотечественником, В. С. Голенищевым, влагает в уста князя финикийского города Библа следующие слова: «Амон устроил все земли, устроенные им, но землю Египетскую – раньше других. И искусство вышло из неё, и учение вышло из неё, чтобы дойти до места, где я пребываю». Этот князь конца XII b., указывавший тщательно египетскому путнику на свою независимость, открыто признаёт в эту эпоху политического упадка Египта его культурное и духовное первенство и свидетельствует о великой роли Нильской долины в истории цивилизации. В этом отношении классические писатели, возводившие к Египту и свою науку, и философию, и религию, считавшие его седалищем высшей премудрости, где учились их мудрецы и государственные деятели, не сказали ничего нового – они повторили то, что выразил финикийский царёк. И новая Европа, ещё не получив доступа к иероглифическим памятникам и жадно стремясь получить его, предвкушала вычитать в них разрешение волновавших её вопросов и новое откровение. Действительность как будто обманула это ожидание: вместо великих богословских и философских откровений оказались трескучие царские надписи, монотонные гимны богам, бесконечные и бесчисленные, притом бессмысленные магические формулы, эмпирические и весьма приблизительные научные выкладки, да сказки иногда довольно легкомысленного содержания. Разочарование было велико, особенно когда со стороны раздался лозунг «Babel und Bibel» и когда болезнь панвавилонизма грозила свести великую нильскую цивилизацию на одну из областей излучения азиатской двуречной. Но египтология выдержала это испытание. Новые находки и более тщательное изучение памятников ведут к реабилитации Египта, и великому народу берегов священной реки снова усвояется великая роль в создании нашей цивилизации. Действительно, какую бы сторону нашей жизни мы ни взяли, исследование её истории нас по большей части в конце концов приводит в Египет, который был отцом европейской государственности, европейского искусства, многих явлений нашей религиозной жизни и быта. Египет – родина архитектурных форм колонны, базилики; он же создал наши иконы и монашество, к его иллюстрированным папирусам приходится восходить, чтобы объяснить происхождение наших книг с рисунками, в нём следует искать исходный пункт распространения многих сюжетов и мотивов наших сказок. Росписи стен, выродившиеся в наши обои, флаги, выкидываемые на мачтах в праздники, весы на изображениях страшного суда, представления апокрифического характера о загробных чудовищах и вратах, различные средства народной медицины и многое иное, разнообразное и иногда неуловимое, может быть объяснено только как наследие великой культуры, накоплявшей и развивавшей своё духовное достояние в течение тысячелетий.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/d...

Наум.3:8–10 .  Уготовити часть, устрой струну, уготовити часть Аммону, живущая в реках: вода окрест ея, ейже начало море, и вода забрала ея: и Ефиопия крепость ея и Египет, и несть конца бегству твоему... и Ливиане быша помощницы ея: и сия в преселение пойдет пленница, и младенцы ея разбиют в началех всех путий ея, и о всех славных ея вергут жребия, и вси воеводы ея свяжутся путы. Смысл изъясняемых слов очень не ясен; он не иначе может быть понят, как после предварительного рассказа об исторических событиях, в них заключающихся. Дело было так. Когда Израиль отвратился от Бога и стал служить идолам и неисчислимым множеством нечестивых дел прогневлял Бога всяческих, тогда против Иудеи и Иерусалима вооружился Навуходоносор, потому что божественный гнев возбудил его на это. Тогда Израильтянам нужно было оставить теперешнее нечестие, воздержаться от желания покланяться иным богам, – ниспровергнуть жертвенники, предать огню капища и сокрушить литые изображения и делами покаяния умилостивить Бога и призвать Его на помощь. Однако же они этого не сделали, несчастные, но воображали, что при помощи множества людей они победят Вавилонян и превозмогут врагов, хотя бы Бог и не хотел спасти их. Посему они нанимали многих из соседних народов, посылали послов и к Египтянам, и в так называемый Ог или Амон, что ныне – Александрия; они давали обещание быть союзниками и давали Израильтянам повод думать, что они легко могут прогнать Вавилонян и что, хотя бы Бог не помогал им, они в состоянии сделать сами по себе, потому что ни в ком не нуждаются. Когда же Навуходоносор взял Иудею, потому что Бог помогал ему и подчинил ему его врагов, то после этого он пошел и против Египта (потому что божественный гнев послал его), покорил его весь и самый Ог или Амон (так иногда называлась, как я сказал, Александрия), который по сравнению с другими городами Египта был особенно славен, служил недоступным и безопасным убежищем, потому что со всех сторон окружен водами: с северной стороны имеет море, с южной же стороны – широкое и длинное, как другое море, озеро, говорю, Мареотидское, и окружен другими реками и болотами.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Вот Нил стал кровью. Не просто покраснел, не просто пропитался кровью, а стал кровью. Написано – река воссмердела. В огромном количестве крови завелись черви, рыба издохла. Все покрылось смрадом. Нил – кормилец египтян. Далее наказания следуют одно за другим. Идет нашествие саранчи, погибает урожай, погибает скот. На три дня устанавливается тьма. Даже солнца не видно, а «бог» Солнца Амон-ра – это царь богов Египта. Показывается египтянам ложность и суетность их богов. Но египетский народ не вразумляется, хотя бедствует и страдает. Тогда приходит последняя казнь египетская. На ее фоне происходит великое событие, означающее коренной перелом в истории еврейского народа. Но прежде чем рассказать об этом, надо сказать о другом. Для чего сокрушались «боги» египетские, зачем нужны были чудеса? Самая важная цель этих великих чудес – чтобы сам еврейский народ увидел и познал, что «боги» египетские суетны, что Египет слаб, и Бог, Который называет себя Богом еврейского народа, сильнее всех «богов». Бог, Который называет Себя их Богом, может сотворить любые чудеса, силе Его противостать ничто не может. Народ, который, как ему казалось, за долгие столетия не видел никакой милости от Бога, сохранял веру рациональную – более как некую мысль, чем как глубокое чувство. Хотя по матери Моисея видим, что глубоко и трепетно верующие люди были всегда, в массе народа вера преломлялась в рациональное чувство. «Бог есть, но что нам с того, что Он есть»… А Он являет Свою силу, могущество, чтобы сердца народа обратить к Себе и народ бы поверил Ему, пошел за Ним, мог все это вынести: народ еще радуется, что исходит из Египта, а Бог знает, что народ идет в пустыню. Нам кажется несложным вынести всего несколько месяцев в пустыне, но народу еврейскому и это показалось слишком тяжело. Он не вынес – не прошло в пустыне и несколько дней, как народ уже стал отрекаться от Бога. Видя такие великие чудеса Божии, он тем не менее начинает впадать в неверие. Что было бы с этим народом без чудес? Как только встретились трудности, народ раскис и впал в уныние. Рекомендуемые статьи

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/11

В качестве его замены Иеровоам ввел поклонение золотым тельцам в Вефиле и Дане. Множество царей сменяли друг друга на престоле, причем часто это происходило в результате заговоров и убийств. Идолопоклонство в И. особенно распространилось во времена Ахава. Переменчивые надежды на Ассирию, Египет и Дамаск оказались трагическими политич. просчетами. Примечат., что Израильское царство достигло наивысшего расцвета – незадолго до своего падения и ассир. плена (722 г. до Р.Х.) – при Иеровоаме II. В 4Цар. 17:7–23 указаны основные причины этого падения. Преимущество же Иудейского царства заключалось в том, что Иерусалимский храм оставался средоточием его духовной жизни, а богобоязненные правители обеспечивали стабильность цар. дома Давида. Бог пощадил Иудейское царство, дабы исполнилось обетование, данное Давиду и его потомкам. Но Божий суд исполнился, когда безбожие, перекинувшееся после гибели Северного царства на Южное, широко распространилось и здесь. Иудейское царство оказалось причастным к уничтожению И. (⇒ Аса ⇒ Ахаз ). Пророки обоих царств тщетно призывали народ обратиться к Богу; 6) ИУДЕЙСКОЕ ЦАРСТВО в 722–587 гг. до Р.Х. Реформы Езекии и Иосии не смогли остановить религ.-нравств. падения народа, предшествовавшего политич. падению Иудейского царства. Манассия, Амон, Иоаким и Седекия служили чуждым богам. Идолопоклонство Манассии привело к разрушению Навуходоносором Иерусалима и храма. Пророки Господа оказались правы, возвещая Божий суд, лжепророки были посрамлены; 7) ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН (587–538 гг. до Р.Х.), из которого в Иудею и Иерусалим возвратилась лишь часть народа; 8) ОТ ВОЗВРАЩЕНИЯ ИЗ ПЛЕНА ДО РАЗРУШЕНИЯ ИЕРУСАЛИМА РИМЛЯНАМИ (538 г. до Р.Х. – 70 г. по Р.Х.). В начале этого периода Палестина находилась под властью персов, сменившейся затем властью Александра Македонского. После смерти этого завоевателя Палестина стала предметом спора между двумя династиями – сир. Селевкидов и егип. Птолемеев. В результате восстания против сир. царя Антиоха IV Эпифана образовалось иуд.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

И в Египте борьба еврейского народа – это была борьба, прежде всего, против богов Египта. И Бог, когда Он осуществлял Свои казни, наносил удары по этим богам Египта, сокрушая суеверия египтян, чтобы эти люди одумались. Мы знаем из Писания, что когда Моисей выводил свой народ, то многие присоединились к нему и из числа жителей Египта, те которые не были евреями! Они оставили «Египет греха», как некогда Авраам оставил Месопотамию, и решили разделить судьбу с еврейским народом во время их скитания по пустыне. Итак, вернемся к 9-му стиху 1-ой главы: «И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение». В понимании язычников того времени и такого человека, как фараон, каждый народ на земле имеет своего бога. И язычники, в целом, признавали всех богов. Но вскоре Моисей даст понять фараону, что его Господь – это Господь над всеми народами, над всеми племенами! Сам Бог даст понять это египетскому фараону и его окружению, о чем мы сегодня будем говорить в этой главе. И далее мы читаем: Исх.9:2–3 . «Ибо если ты не захочешь отпустить и еще будешь удерживать его, то вот, рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весьма тяжкая». Итак, пятая казнь – моровая язва. Моровая язва – это болезнь животных и большой удар по египетским богам! Бык и корова считались главными божествами египтян и были священными животными Египта. Им приносились жертвы и курения! Быка содержали в роскоши во многих египетских храмах. После смерти такого быка бальзамировали и с церемонией, подобающей только царю, хоронили в великолепном саркофаге. Кроме того, многие египетские божества изображались с головой или туловищем тельца или коровы. Так, Апис считался богом плодородия; его изображали в образе быка с солнечным диском. Амон, будучи покровителем города Фивы, также был богом воздуха и урожая, творцом мира и изображался с головой человека, а иногда быка или барана, с двузубой короной и длинным скипетром в руке.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ст. 8–10. Уготови 1649 часть, устрой 1650 струну, уготови 1651 часть Аммону, живущая в реках: вода окрест ея, ей же начало море, и вода забрала ея: и Ефиопиа крепость ея, и Египет, и несть конца бегству твоему и 1652 Ливиане Быша помощницы ея: и сия в преселение пойдет пленница и младенцы ея разбиет в началех всех путей её, и о всех славных ея вергут жребия, и вся воеводы ея свяжутся путы. Смысл изъясняемых слов очень неясен; он не иначе может быть понят, как после предварительного рассказа об исторических событиях, в них заключающихся. Дело было так. Когда Израиль отвратился от Бога и стал служить идолам и неисчислимым множеством нечестивых дел про- —229— гневлял Бога всяческих, тогда против Иудеи и Иерусалима вооружился Навуходоносор, потому что божественный гнев возбудил его на это. Тогда Израильтянам нужно было оставить теперешнее нечестие, воздержаться от желания покланяться иным богам, – ниспровергнуть жертвенники, предать огню капища и сокрушить литые изображения и делами покаяния умилостивить Бога и призвать Его на помощь. Однако ж этого они не сделали, несчастные; но воображали, что при помощи множества людей они победят Вавилонян и превозмогут врагов, хотя бы Бог и не хотел спасти их. Посему они нанимали многих из соседних народов, посылали послов и к Египтянам, и в так называемый Ог, или Амон, что ныне – Александрия; они давали обещание быть союзниками и давали Израильтянам повод думать, что они легко могут прогнать Вавилонян и что, хотя бы Бог не помогал им, они в состоянии сделать сами по себе, потому что ни в ком не нуждаются. Когда же Навуходоносор взял Иудею, потому что Бог помогал ему и подчинил ему его врагов; то после этого он пошёл и против Египта (потому что божественный гнев послал его), покорил его весь и сам Ог или Амон (так некогда называлась, как я сказал, Александрия), который по сравнению с другими городами Египта был особенно славен, служил недоступным и безопасным убежищем, потому что со всех сторон окружён водами: с северной стороны имеет море, с южной же стороны – широкое и длинное, как другое море, озеро, говорю, Мареотидское и окружён другими реками и болотами. Помогали ему и обитатели соседней Ливии, простирающейся до

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

времена. Егип. рисуночное письмо иероглифами («священной резьбой») часто использовалось для украшения зданий и монументальных скульптур, но не годилось для скорописи, поскольку иероглифы представляли собой рисованные знаки. Поэтому вскоре из него развилось иератическое (жреческое) и демотическое (народное) письмо. Ключом для расшифровки егип. письма послужил камень из Розетты (Рашида в зап. части дельты Нила). На нем обнаружились надписи (195 г. до Р.Х.) одинакового содержания, выполненные иероглифами, демотическим письмом и по-греч. Появление иероглифов в III тысячел. до Р.Х. совпадает с началом ист. времени; первые письм. источники, имена и надписи знаменуют собой завершение доист. периода. Иероглифич., как и евр. или финик., письмо состояло первонач. из одних только согласных, а гласные и окончания добавлялись при чтении. Поэтому была разработана система вспомогат. средств для чтения, значков, которые указывали, напр., означает ли след. слово название народа или имя собств. Глаголы тоже были распределены особым образом; так, напр., все виды деятельности, выполняемые руками или ногами, отмечались одним и тем же значком. РЕЛИГИЯ Религия египтян никогда не представляла собой единого целого. Египтяне видели откровения божеств. сил в животных, растениях, источниках и горных вершинах. Главными божествами были ⇒ Амон , Птах и бог солнца Ра (или Атум); другие известные боги – Осирис и Гор. Египтяне верили в загробную жизнь и придавали большое значение ритуалу захоронения. Об этом свидетельствуют пирамиды, гробницы и обычай бальзамировать умерших. Внешним признаком почитания богов были храмовые сооружения (зачастую – колоссальные), считавшиеся обиталищами отдельных божеств. К этому прибавлялись храмы умерших фараонов, напр. царицы Хатшепсут в Дер-эль-Бахри или храм Рамсеса II в Фивах. Жрецы, отправлявшие богослужения в храмах, получали все большую власть, особенно в период Нового царства. Жрецы бога Амона, с которыми теперь объединились до этого самостоят. жрецы местных святилищ, стали руководить всей религ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

«Все египтяне 442 пишут жителям Запада и Иудеи 443 ... и тем, кто с ними ... в битве. (Вы не сможете сражаться) копьями, ни мечами многочисленными 444 , ни (найти) от нас убежище. Мы пишем тебе, о человек малодушный и трусливый, Камбиз, тот, чье имя „сануф“ 445 на нашем языке, перевод которого: „малодушный» или „трусливый». Вот мы отпустили твоих послов, так как не боимся тебя, но восхваляем себя и прославляем нашего владыку фараона, который властвует над нами в славе. Нам не было угодно убить твоих послов, но в час гнева ты узнаешь, что мы сделаем! Клянемся мощью фараона, и славой Египта и его владыки Аписа 446 , и честью короны, и силой бойцов и боевого строя 447 , если Апис – в Мемфисе 448 , Амон – в Дафнах 449 , его цари – каждый в своей области 450 , их реки переполнены водой, их города ... укреплены. Если же (все) это есть, о раб, знай, что поистине это встретит тебя, и что ты сделаешь перед лицом этого? Ведь ты погибнешь, когда мы настигнем тебя. Мы вышибем из тебя внутренности, твоих детей убьем перед тобой 451 , твоих тиранов 452 повергнем наземь, твоих богов 453 , которые идут с тобой, сожжем огнем, а тебя – мы не позаботимся (даже) сварить твое мясо, но растерзаем его зубами (букв, " ртами») 454 , как медведи 455 или свирепые львы. Теперь, о жалкий, поразмысли, посоветуйся, подумай, узнай, что тебе делать, пока еще не обрушился на тебя гнев Египта. Ибо кто и когда среди царей, не только ассирийских, но и всех земных, возвысился над Египтом, одолев его, чтобы ты смог одолеть его, о безбожный 456 ? Разве цари галлов и хеттов 457 , те, что на западе, и те, что на севере, и мидяне 458 – разве ты не говоришь о них, что они могущественны? А почему они не спасли своих стран от Египта в своем величии, чтобы не стать рабами нам? Разве Египет не сразил их ... их пленники до сих пор у нас рабами! ... Кому же из них ты подобен, что приготовился храбро идти на Египет? Ты будешь посрамлен перед людьми (или «войсками», как выше) Египта! Кто твой бог, который ходит с тобой, тот, мощь которого не спасет тебя, тот, на которого ты положился, чтобы он хранил тебя, что ты пришел в это место ... сражаться! Или ты полагаешься на аммонитян, и моавитян, и идумеев 459 , которые дрожат, еще не видя сражения ... на сынов Израиля, которые рабы тебе ... Все, кому ты доверился, – не господствовали никогда, но всегда они будут рабами!».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Авва Макарий Великий , например, услышал, как один брат плачет, говоря: «Господи, если Ты не имеешь ушей, чтобы слышать, как я взываю к Тебе, прости мне грехи мои, ибо не устану я призывать Тебя» 642 . Ученики аввы Арсения слышали, как их учитель взывал к Богу: «Боже, не оставляй меня. Я не сделал ничего доброго перед Тобою, но по милости Твоей позволь мне положить начало» 643 . Авва Амой, придя к авве Ахилу, слышал, как тот повторял многократно строку из книги Бытия: «Не бойся, Иаков, идти в Египет» ( Быт. 46 :З) 644 . Когда у монаха были посетители, то читать на память следовало про себя, как делал это, например, авва Исидор. Авва Зинон, Феодор Фермейский и два юных ученика аввы Макария поступали так же 645 . Авва Исайя говорит об одном монахе в келье, который «совершал службу Богу в тишине» 646 . Чтение Было ли в долгом дне отшельника место для чтения? У монахов-пахомиан для чтения были отведены определенные часы, но нет никаких свидетельств, подтверждающих, что то же самое было и у пустынников. Впрочем, мы находим одну апофтегму, которая дает точное расписание занятий монаха в Келлиях: он работал все утро до полудня, затем, с 12 до 15 часов, читал и расщеплял пальмовые ветви 647 . В армянском переводе этой апофтегмы указано, что три полуденных часа были посвящены исключительно чтению Священного Писания , но в сирийской версии такое чтение не упомянуто 648 . В другом месте, сохранившемся в латинском переводе, перечислены занятия Иоанна Колова после его возвращения с жатвы – среди них есть и чтение, но упоминание о нем отсутствует в греческом тексте 649 . Следует сказать, что чтение никогда не упоминается при перечислении обычных занятий отшельника. Мы уже знаем, что в кельях Отцов пустыни было мало книг. Но иногда апофтегмы все же говорят о чтении монаха в келье. Один брат, например, находясь подле больного аввы Агафона, громко читал вслух книгу Бытия 650 . Авва Амон из Райфы читал Писание, авва Сисой – Новый Завет 651 . Один брат, искушаемый желанием покинуть келью, сказал себе: «Пойду, почитаю немного...» 652 Рассказывают также об одном старце, келья которого светилась чудесным образом: он читал и работал там не только днем, но и ночью 653 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Амон, сын Манассии, опять восстановил идолослужение, и через 2 года царствования был убит своими слугами ( 4Цар. 21; 2 Парал. 33). Иосия. Возобновление храма. Обретение книги закона. Истребление идолопоклонства. Нашествие фараона Нехао Иосия (сын Амона) делал угодное Господу. Сокрушив идолов в своем царстве и в Израильской земле, он повелел исправить храм Господень. Когда для обновления храма вынимали из сокровищницы его серебро, первосвященник Хелкия нашел там книгу закона, данную рукой Моисея 464 , и представил ее царю. Выслушав написанные в этой книге страшные угрозы за беззакония, царь ужаснулся, разодрал одежды свои, собрал старейшин и народ в храм Господень, прочитал им найденную книгу закона и заключил завет перед Господом соблюдать заповеди Его, а за ним и весь народ вступил в этот завет. После этого Иосия истребил в своем царстве остатки идолопоклонства и суеверий (терафимы 465 ), вызывателей мертвых и волшебников, отправился в Вефиль, там разрушил жертвенник, устроенный Иеровоамом, и сжег на месте его кости жрецов, служивших золотому тельцу 466 . И не было еще царя, который бы так ревностно старался исполнять закон Моисея. Но так как обращение иудеев к Богу было временное, то Господь не отложил гнева Своего на них, и взял от них благочестивого царя. Фараон египетский Нехао пошел через Палестину на Евфрат, чтобы совершить завоевания на правом берегу Евфрата 467 . Иосия вышел против него на сражение, был тяжело ранен (при Мегиддоне) и умер 468 . Весь народ с непритворными слезами похоронил своего царя. Пророк Иеремия оплакал его в плачевной песне (Иосиа царствовал 31 г.; 4Цар. 22, 23:1–30 ; 2Пар. 34, 35 ). Иоахаз. Иоаким. Начало вавилонского плена (4902 год от сотворения мира, 607 год до Рождества Христова) 469 . Иехония После смерти Иосии остались три сына его: Елиаким, Иоахаз и Матфания. Народ иудейский поставил царем второго из них, Иоахаза, вероятно, надеясь на его храбрость. Но Иоахаз делал неугодное Господу. Через три месяца фараон Нехао, после завоевания Кархемиса, возвращаясь с Евфрата, сделал царем иудейским Елиакима, переименовав его Иоакимом, и наложил на Иудею дань, а Иоахаза взял в плен в Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010