Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕВФЕРИЙ сщмч. (пам. 15 дек., пам. зап. 18 апр.), еп. Иллирийский (?). Пострадал в Риме при имп. Адриане (117-138) вместе с матерью Анфией (Еванфией) и префектом Коривом. Литературная традиция Мученичества Е. Греч. оригинал текста Мученичества Е. дошел до нас в дометафрастовской редакции, к-рая легла в основу лат. перевода, в X в. была переработана прп. Симеоном Метафрастом и уже в этом варианте стала основой для слав. парафраза в Минеях-Четьих свт. Димитрия Ростовского. Дометафрастовская редакция не отличается ни изяществом стиля, ни хорошим греч. языком и предположительно была написана в одном из греческих монастырей Рима не позднее рубежа VIII и IX вв. Этот текст, его латинская редакция и парафраз Симеона Метафраста отличаются лишь незначительными деталями. Сщмч. Елевферий, еп. Иллирийский. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P.246) Сщмч. Елевферий, еп. Иллирийский. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P.246) Авторами лат. перевода Мученичества Е. названы пресвитеры Евлогий и Феодул, якобы рукоположенные Е., однако, по мнению Д. Папеброха, лат. версия не является столь древней (ActaSS. Apr. T. 2. P. 535). Ок. сер. IX в. известно уже 2 ее редакции: 1-я условно называется Реатской (из-за упоминания о погребении Е. и Анфии в г. Реата (ныне Риети)), а 2-я - Эканской (по сообщению о перенесении мощей святых сразу после их кончины в г. Экана (ныне Троя, Апулия). Реатская редакция (BHL, N 2450) почти совпадает с греч. дометафрастовским Мученичеством Е., за исключением истории погребения. Греч. версии лишь кратко упоминают о погребении в Риме. В обеих лат. редакциях основной сюжет страдания Е. сохраняется. Эканской редакцией (BHL, N 2451) пользовались составители Каролингских Мартирологов Флор Лионский, Рабан Мавр, Адон Вьеннский, Узуард и Ноткер Заика, а также каноник Флодоард Реймсский в поэме «О победах Христа в Италии»

http://pravenc.ru/text/189703.html

PL122: Иоанн Скот Эриугена; Адриан II (папа Римский) PL123: Ад он Вьенский; Узуард, монах Сен–Жерменский PL124: Карл II Смелый; Адревальд (монах Флёри); Хинкмар (епископ Лаонский); Исаак (епископ Лангрский); Одо (епископ Бовэ); Хейрик Осерский PL125: Хинкмар (архиепископ Реймсский) PL126: Хинкмар (архиепископ Реймсский); Иоанн VIII (папа Римский); Марин I (папа Римский); Адриан III (папа Римский); Бертарий, аббат Кассино; Хармот, аббат Санкт–Галленский; Римберт (епископ Гамбургский); Аймоний Сен–Жерменский; Ратперт Санкт–Галленский PL127: Анастасий–библиотекарь; Франциск Бланхиний Веронский; ряд анонимных сочинений о римских понтификах; Григорий из Катании; Каэтан PL128: Анастасий–библиотекарь; также его анонимные продолжатели PL129: Анастасий–библиотекарь; Эрхемберт (монах Кассино); Ангильберт (аббат Корвейский); Стефан V (папа Римский); Формоз (папа Римский); анонимная инвектива на Формоза; Стефан VI (папа Римский); Роман (папа Римский); Вольфхард, пресвитер Хасенрие- танский; Анамод, субдиакон из Регенсбурга; Евтропий Лангобард; дополнения к посланиям и грамотам пап: Льва III, Стефана IV, Пасхалия I, Евгения II, Григория IV, Сергия II, Льва IV, Бенедикта III, Николая I, Адриана II, Стефана V; Псевдо–Диутпранд, «Книга о римских понтификах» (9 в.); анонимный « Chronicon Albeldense» (9 в.); анонимная «Книга о счёте» (9 в.) PL130: «Собрание декретов» (Исидор Меркатор); анонимная «Песнь о веке Карла». PL131: Фульк (архиепископ Реймсский); Рикульф (епископ Суассонский); Манцио (епископ Шалонский); Марциан (монах); Иоанн IX (папа Римский); Бенедикт IV (папа Римский); Христофор (антипапа); Ремигий Осерский; Сергий III (папа Римский); Ноткер Санкт–Галленский; Хаттон II (архиепископ Майнцский); Анастасий III (папа Римский) PL132: Регинон Прюмский; Бертарий Верденский; Роберт (епископ Мецский); Радбод (епископ Утрехтский); Саломон (епископ Констанцский); Одилон из монастыря Св. Медар- да в Суассоне; Стефан (епископ Льежский); Хервей (епископ Реймсский); Вальтерий (епископ Сансский); Радбод Дольский; Аббон Сен-Жерменский; Дадон (епископ Верденский); Агион (епископ Нарбоннский); Иоанн X (папа Римский); Лев VI (папа Римский); Хукбальд Сен–Амандский; Стефан VII (папа Римский); Иоанн XI (папа Римский); Сеульф (архиепископ Реймсский); Лев VII (папа Римский); Стефан VIII (папа Римский)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

календарях память Д. А. указывается 3 окт., хотя в Житии, приписываемом Митродору, кончина Д. А. относится к 25 сент. Вероятно, 9 окт. (7-й день до октябрьских ид) при переписке превратился в 7-й день до октябрьских календ (т. е. 25 сент.). Т. о., в IX в. существовало 2 дня празднования Д. А.- 3 (Византия и Юж. Италия) и 9 окт. (Галлия, Германия, Британия). Дата 3 окт. фиксируется в источниках не ранее кон. VIII в., вместе с началом распространения почитания Д. А. на Востоке. Выбор даты 3 окт. не обоснован преданиями о том, что святой пострадал в этот день. Отталкиваясь от зап. памяти 9 окт., византийцы сдвинули ее на 3-е число, присоединив к памяти св. Дионисия Великого , архиеп. Александрийского. По Типикону Великой ц., синаксис в честь Д. А., совершаемый в храме Св. Софии, переносился на ближайшее воскресенье после 3 окт., так что праздник мог попасть на любой день от 3 до 9 окт. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 58-60). Древнейшим памятником, в к-ром присутствуют оба праздника - 3 и 9 окт., является Древний (Малый) Римский Мартиролог (сер. IX в.; PL. 123. Col. 169). Возможно, что подобный мартиролог мог употребляться Римской Церковью и на рубеже VIII и IX вв. Мартиролог отличает Д. А. (3 окт.) от св. Дионисия «в Паризиях» (9 окт.). В небольшой заметке о Д. А. говорится, что он был обращен ап. Павлом, поставлен им 1-м епископом Афин и мученически пострадал при имп. Адриане (117-138). Основания такой датировки мученичества Д. А. неясны. Св. Адон, архиеп. Вьеннский († 874/5), в своем Мартирологе воспроизводит под 3 окт. информацию Малого Римского Мартиролога. В заметке под 9 окт. Адон дает краткий пересказ «Мученичества святых Дионисия, Рустика и Елевферия», заимствованный, видимо, из неизвестных пересказов Венанция Фортуната. Следуя Мартирологу блж. Иеронима, Адон называет Елевферия пресвитером, а Рустика диаконом ( Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 374, 376). Сведениями Адона пользовался автор еще одного Мартиролога Ноткер Заика (PL. 131. Col. 1157). Узуард, мон.

http://pravenc.ru/text/178443.html

Такое расширение церковных ладов было вызвано развитием христианской музыки и церковных мелодий, которые не могли более умещаться в рамках четырех амвросианских ладов. Главная заслуга Григория Великого заключалась в том, что он из всех употреблявшихся до него песнопений составил один годовой круг и этим, так сказать, канонизовал их употребление во всей Западной церкви. Составленный им сборник церковных мелодий, известный под именем антифонария, был прикреплен цепью к алтарю церкви св. Петра, чтобы служит на все последующие времена образцом истинно христианского и истинно церковного пения. Антифонарий Св. Григория представляет собою один из самых замечательных памятников богослужебного пения христианской церкви. Григорианское пение по существу своему не отличалось от амвросианского. Всё, что церковные писатели сообщали об исполнении григорианского пения, настолько сходится с тем, что Отцы Церкви писали о пении амвросианском, что можно с уверенностью сказать: настоящей разницы между тем и другим нет. —502— Григорианское пение имело широкий круг распространения. В 8 веке оно было известно в Англии, Франции, Германии и Италии. Одним из самых деятельных распространителей и почитателей этого рода церковного пения был Карл Великий (768–814), приложивший много забот о точности и чистоте григорианского пения. Когда при нём возник спор между французскими и римскими певчими о том, у кого из них сохранилось в более точном виде церковное пение, установленное св. Григорием, Карл Великий решил его в пользу римских певчих на том простом основании, что всякое пение тем вернее, чем оно ближе к месту возникновения. Им были основаны певческие школы, по образцу тех, какие существовали в римской церкви, – в Сен-Галлене и Меце. Между деятелями первой школы особенно славились Туотило и Ноткер Бальбул. Первый известен был, как автор троп, или хвалебных песен, – второй как сочинитель секвенций, под которыми разумеется род музыкальной поэзии, близко родственный гимнам. К этому роду духовно-музыкальных произведений относится знаменитое: «Dies irae», автором которого считается францисканский монах Фома Целлано. «Древняя поэзия со своей энергией, поэзия новейшая с богатством своего колорита, искусство настоящее не создали ничего, равного по силе тому впечатлению, какое производит этот гимн. Всё в нём тоска, безумный ужас страшного суда… Ничего светлого, никакой радости не слышится в этом гимне, но, наоборот, неумолимый гнев Иеговы… Можно легко судить о том ужасе, который охватывал христиан XIII столетия, когда они слышали это пение, выходящее из монастырей». 2412

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

    Феодора монаха в Египте, ученика Аммона, при Константине Великом, о коем упоминает св. Афанасий в жизни Антония. М. Р.     Феодора восточного. Абис. У Люд. 8. Мучч. Анастасия, Иукуида, Ратита, Петра, Флора, Тиля, Флориана, Татии в Сирмии. Иерон.    Аполлинария. еп. иерапольского, † в конце 2 века. М. Р. В других 7 февр. Деян. св. 17 февр. сведения из разных писателей.     Тимофея, Евкта или Полиевкта, Рустика, Писсея или Циписсея, Секунда, Лукия, Феликса, Ианнуария, Палладия в Греции. Иерон.    Перенесение мощей Аввы Пиора. Копт. у Порфир.     Семь отроков спящих. Копт. и Абис. у Люд.     Накаро Абис. у Люд. 9. Муч. Ембраиза. Копт. и Абис. у Люд.    Мегрелы муч., Абхора брата ее. Абис. у Люд.    Мучч. Виталия, Ревоката, Фортуната, Фирма или Фирмана, Поссессора, Ианнуария, Сатурнина в Смирне. Иерон. Узуард.    Св. Архимеда у Порфир. и Люд. (3 янв.)     Максима, брата Романа. Копт, 1425. 1338 (брата Дометиева у Порфирия).     Василия и Григория, дядей по матери Евстратия чудотворца. Никод. 10. Св. Филофея. Копт. 1338 (см. 11 янв.)    Авдия прор., ученика св. Илии. Абис. и Копт. у Люд.    Св. Григория. Абис. у Люд. и Копт. у Порфир. 11. Петра, Севера Левкия, испов. александрийских. Б. А. У. Н. и др.    Даниила женоненавидца,у Люд.    Муч. Филофея при Диоклитиане. Копт. 1425 (25 янв.). 12. Св. Думатея (Думадия, брата Максима. Копт. 1286).    Иоанна Палеонидора, еп. иерусалимского (44-го). У Молана. См. Деян. св.    Мучч. Петра, Филорома, Зотика, Кастула, Авентина в Египте. Иерон.    Мучч. Сатира, Кириака, Мосцентия в Ахаии. Иерон. М. Р. и друг.     Максима и Дометия, детей Императора Валентиниана, монахов при Макарии авве. Копт. 1425. 13. Леонтия, еп. Кесарии при Ликинии, был на первом всел. соборе, † ок. 337 г. Деян. св. исследов.   Св. Георгия. Абис. у Люд. 14. Клера (по друг. Клета) диакона в Антиохии, брошенного в море. Ноткер, Узуард и др. (отличен от Клера 7 янв).    Иаф-Керина-Езкие. Абис. Люд.    Многих мучч. в Асне (Латополь или Латона) в верхнем Египте. Копт. 1425. (Освящ. храма их у Люд.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1545 Если во II в. массовые избиения христиан выражались не более, как цифрой 40 (Лион 177 г.) то в III в. и особенно при Диоклитиане мучеников были тысячи; величина цифры здесь поэтому не внушает сомнения, как и частое повторение некоторых имен (Феликс 118 раз, Сатурнин 87 и т.д.), а также странность иных имен (Manira, Jtercola, Barbalabia); надо иметь в виду привычку римлян не стесняться в прозвищах рабам. 1546 Арх. Сергий , Полн. месяц. вост. I, 58—61. 1547 Ныне Парих. Национ библ. Описан Kellner " ом Heort. 213—215 по Morin " y Amecdota Maredsolana, Par. 1893, I. У арх. Сергия не упомянут. 1548 Из других месяцесловов на Западе в этот период известны 1) изданный Аллянцием (De eccl. lccident фейгу lrient. perpetua consensione, R. 1648, p. 1487) из Бравиария Ватик. библ. VIII в.; из 84 памятей половина есть у нас; некоторые памяти в те числа, как у нас, а не как ныне у р.-католиков; нет Преображения и Введения; не все апостолы; 12 мар. – 14 апр. нет свв. 2) Календарь в Сакраментарии , приписываемом Григорию В., VII-VIII в.; сходен с предшествующим, но некоторых памятей не достает, некоторые новые; все апостолы. 3) Галликанский : позднейшая память св. Григория Великого (†604), памяти на все дни, но 16 авг. – дек. деффект. 4) протисия, еп. Безансонского † 625 г.; сходен с Сакраментарием Григория; в мр. только 5 памятей; другою рукою внесены позднейшие памяти, напр. Карла В. – Кроме того появился целый ряд сокращений Иерогимова месяцеслова. Таким сокращением был прежде всего мартиролог Беды († 735 г.), знаменитого английского писателя-монаха, «который, старался тщательно отмечать, каким родом мучения и при каком судии мученики победили мир», посему оставил на каждый день из Иер. мартирол. по одному, два святых, а некоторые дни и без памятей. Впрочем март. Беды дошел до нас только в дополненном ок. 830 г. Флором Дрепанием , каноником Лионского диоцеза, виде; в этом последнем тоже памяти не на все дни. Последний мартир. переработали (переставлены памяти) и немного дополнили: в Трирском диоцезе Вандельберт ок. 848 г., в Майнце архиеп. Рабан Мавр в середине IX в. памяти на все дни), в Лионе ок. 858 г. Адон впоследствии архиеп. Вьенский (есть очень обширные сказания о свв., начинается 25 дек.), Узуард бенедиктинец близ Парижа ок. 8585 г. и Ноткер в Швейцарии ок. 894 г. ( Арх. Сергий , Полн. мес. вост. I, 62—73.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Образцом для трактата послужили труды блж. Августина (проповеди, «Об обучении оглашенных», «О христианской науке», «О граде Божием»), Лактанция («Божественные установления»), Иеронима Стридонского («Толкование на книгу пророка Даниила»), Тихония («Толкование на книгу Откровения») и Павла Орозия («История против язычников»). В целом трактат К., к-рый Ноткер Заика в IX в. назвал «правилом всех Божественных Писаний» (regulam omnium divinarum scripturarum - Notker Balbulus. De interpretibus divinarum scripturarum. 9//PL. 131. Col. 1001), представляет собой прекрасный пример патристической экзегезы и богословского осмысления человеческой истории. История понимается как последовательное осуществление Божественного домостроительства спасения верующих из всех народов. Своей кульминации история достигает в апокалиптических событиях - появлении царства антихриста и ниспровержении этого царства Христом. К. приписывается 6 проповедей (CPL, N 414-417), авторство к-рых дискутируется. Одна из них под названием «Слово о песни Исаии» (Sermo de cantico Isaiae//RBen. 1965. Vol. 75. P. 117-123; CPL, N 417a) в наст. время некоторыми исследователями признается подлинной ( Gryson. 2007. T. 2. P. 751). В качестве потенциально принадлежащих К. проповедей рассматриваются еще 4: «О светлой среде» (De quarta feria Paschae// Morin G., ed. Sancti Aureli Augustini tractatus sive sermones inediti ex codice Guelferbytano 4096. Kempten; Münch., 1917. P. 191-195), «Слово о вознесении Господнем» (Sermo de ascensione Domini//RBen. 1912. Vol. 29. P. 253-261) и Слова 95-е и 126-е из собрания А. Маи ( Mai. NPB. T. 1. P. 187-197, 289-298). Учение Догматические воззрения К. сложились под сильным влиянием богословской мысли блж. Августина ( Braun. 1986. Col. 2885). Обращаясь к осмыслению веры как таковой, К. прежде всего указывает на ее связь с др. основными христ. добродетелями - надеждой и любовью: «все понятие о вере (omnis fidei ratio) завершается надеждой и любовью; ведь только любя обетование [Божие], в которое кто-либо верит, он питает веру до тех пор, пока не получит все, на что он надеялся» ( Quodvultdeus.

http://pravenc.ru/text/1684079.html

    Стратона, Тубии, Макария аввы, Сатура, Поссессора, Фирма, Максимиана, Акутиона, Тимофея, Герисса, Артакса, Вита, Акута, Товии (Тубии вторично), Евгенды, мучч. в Антиохии. Иерон.     Рутулы, Клавдии и Авриги, Виталия мучч. в Ефиопии. Иерон.     Стефана в Иерусалиме. Иерон.     Домна, еп. антиох. в 3 веке. Мюллер и Деян. Св.     Петра Соленского. Абис. и Копт. и Людол.     Перенесение мощей Психирона. Копт. у Порфир.     3. Св. Адраника исповедн. Абис. и Копт. у Люд. (Андроника у Порфир.).     Мучч. Клавдиона, Евгена, Рода и 3 братьев Аргея, Нарцисса, Марцеллина в Томах при Ликинии. Иерон. (сн. 2 янв.).     Филия, еп. в Томах, после мучений утопленного в море при Ликинии. Иерон. Р. Б.     Мучч. Кирина и Прима с Феагеном в Гелдеспонте в г. Фареции. М. Р. Иерон.     4. Авраамия монаха в монастыре св. Макария и Георгия монаха. Копт. 1338.     Муч. Арсалида. Копт. 1286 (9 янв.).     Гермета, Аггея, Гагана Востоке в Бононии. Иер. (см. 1 янв.).     Абрахама архидиакона с Гевендианами в 5 веке. Арм.     Талиды или Амафы, игумении в Антиное фиваидском в 5 в. У. Рай Ираклидов.     6. Муч. Анастасии в Сирмии. Иерон.     Анастасии в Сирии. Ноткер (у нас 22 дек.).     Андрея. У коптов. Мюллер. Муч. Анатолия перса при Диоклитиане. Копт. 1425. Абис. Люд.     Иуста и Гедеба, Иоанна старшего (в отличие от Иоанна Колова). Абисс. и Копт. Люд.     7. Клера в Антиохии диакона и муч. М. Р. Беда, Адон и др. Обезглавлен. Феликса, Исидора еп. в Гераклее. Иер.     Никиты епископа в Давии, в начале 4 в. М. Р.     Споликоста, Паллады и Бандиды мучч. в Греции. Иерон.     Феодора монаха в Египте, ученика Аммона, при Константине Великом, о коем упоминает св. Афанасий в жизни Антония. М. Р.     Феодора восточного. Абис. у Люд.     8. Мучч. Анастасия, Иукунда, Ратита, Петра, Флора, Тиля, Флориана, Татии в Сирмии. Иерон., по иным в Греции.     Аполлинария, еп. иерапольского, в конце 2 века. М. Р. В других 7 февр. Деян. св. 17 февр. сведенияиз разных писателей.     Тимофея, Евкта или Полиевкта, Рустика, Писсея или Циписсея, Секунда (Иокунда), Лукия, Феликса, Ианнуария, Палладия в Греции. Иерон.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Муч. Евстафия или Евтихия и друж. его в Каррах в Месопотамии в 741 г. сожжены Евелидом арабским калифом. М. Р. Деян. св. из Феофана и других.     Исидора муч. и сестры его. Копт. у Сельдена, 1286 (у Порфир. Исидора, друга Синавиласия).     15. Лукия еп., Фавсты, Сильвия, Ингенуя или Ингенуи и Ианнуария в Никомидии. Иерон. Н.     Иоанна Саввы аввы у Сириян. Мюллер.     День, в который I. Христос дал апостолам власть вязать и решить. Копт. 1338.     Немелия и Денасия. Ромелия и Фалассия. Копт. и Абис. у Люд.     16. Кастория или Кастора, Дионисия, Нонна, Серена, Кириаки, Милисы, Евгении или Евгения, Иулиана, Асклепиодота, Пиона, муч. в Никомидии. Иерон. Нотк.     Кириаки, Пампиана или Пампфилиана, Кассиона, мучч. в Греции. Иерон. (Н. еще Флорентия и Иовиана).     Аскарана. Абис. у Люд.     17. Дионисия, Ианнуария, Нонны, Кириаки, Викторины или Викторина и Марии в Никомидии. Иерон.     Память александр. мучеников, пострадавших в храме Сераписа при Феодосии В. в 397 году во время возмущения. М. Р.     Амвросия диакона в Александрии египетской, ученика Дидима, ок. 400. Позднейшие римск. мартирологи.     Праздник Феодора и Тимофея. Копт. 1425. Путешествие I. Христа в Вифанию. Копт. 1425.     18. Муч. Коллега, Коллота диаконов, Пампона(ра), Нинепта (Минепта), Рогата, Квартина, Сатура, Марина, Квинтазия, Иемсолия, Марция, другого Рогата, Самфорона, Аврелии, Капелледа, Дионисия, Ианнуария, Виктора, Конвота, Симфория и других VII в Александрии. Иерон.     Мучч. Марии, Апреля, Сервула и 23 в Никомидии. Иерон . 19. Феодора пресвитера муч. в Кесарии каппадокийской. Иерон. Ноткер.     Св. Фария. Копт. 1286 (22 еще).     Илии муч. Копт. 1338 (мар. 12).     Феодора, еп. ираклийского. Феррарий, ссылаясь на греков.     20. Иосифа, Луки, мучч. в Антиохии. Иерон. Н.     Павла, Кирилла, Евгения. Серапиона, Тигрина, Клавдия, Екзуперия, Викторика, Валентина и Домна. Иерон. У.     Праздник Ваий. Копт. у Калькас.     21. Серапиона монаха, Иосифа, Волюнтиана или Волюза, Филокала, Готина или Готиана, Биона (Гона), Нонна или Номина, Лукия, Аммония, Филокарпа или Поликарпа и Аматора. Иерон. А. Р.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В то же самое время, хотя и реже, путешественник проходит мимо совсем новых домов и церквушек, иногда построенных усилиями одного монаха, келиота, строившего свое жилище рядом с заброшенными, но пригодными старыми кельями. Мы вышли из праха и в прах вернемся. Тем более в прах обернутся дела рук наших, это временное убежище, которое мы по воле Божьей состряпали для наших земных нужд. Святогорца ничто не должно связывать с этим миром, в котором он лишь скромный прохожий, меньше всего его должна связывать жалость к этим бедным домикам, которые, слава Спасителю, послужили какому-то подвижнику земным приютом, в котором он больше не нуждается. Строительство и разрушение – суета этого мира: ценность сотворенного человеком видна, когда оно зарастает плющом. Только святыни пощажены от этой монашеской незаботливости о материальном. Все литургическое должно быть красиво, очень красиво, потому что литургией души спасаются, Все, что святители жизнью своей освятили, надо тщательно беречь, потому что на этом мир держится. Мощи святые, чудотворные иконы, облачения и митры, чаши и книги в драгоценных переплетах благоговейно передаются из века в век. Но самые большие святыни – не на каждый день и не для всех. И будут показаны лишь тем, о которых монахи думают, что те получат духовную пользу. Все это: афонская диалектика заботы и незаботы о вещах – иногда доводит до отчаяния археологов, реставраторов и искусствоведов, которые до сих пор не знают, какие сокровища хранятся в монастырях и скитах, в каком состоянии находятся эти ценности, насколько безвозвратно пропадают. Сберечь ли каждый камень на своем месте, каждый нюанс живописи, каждую балку? Или сберечь душу? Потому, что мы – прах и во прах вернемся» (Рак, 1994, стр. 23-24). Эта антикультурная тенденция сохранилась, однако, в монашеской среде лишь кое-где и скорее в виде исключения, а не правила. Как показал Л.П. Карсавин (1992), аскетический мироотрцающий идеал монашества очень быстро размывался после каждой из периодически повторявшихся попыток его обновления энтузиастами-подвижниками. Монашество «обмирщалось», исторически оно оказывалось несостоятельным перед натиском мирских соблазнов и в первую очередь – соблазна культурой. Не удивительно поэтому, что очень быстро из укрытий от культуры монастыри стали превращаться в свою противоположность. По мере того как представления о самоценности культуры все шире и глубже внедрялись в христианское мироощущение, очень многие монастыри становились «культурными центрами», хранившими и насаждавшими «ценности» культуры среди окружавшего их «дикого» средневекового мира. Св. Максим Исповедник и св. Иоанн Дамаскин, Иоанн Скот Эриугена и Ноткер Заика, Михаил Пселл и Роджер Бэкон, Франческо Петрарка и св. Андрей Рублев были монахами.

http://bogoslov.ru/article/6168021

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010